Методическая разработка практического занятия Слуховая сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело
учебно-методический материал
Орган слуха - у человека он парный – позволяет воспринимать и анализировать все многообразие звуков внешнего мира. Благодаря слуху человек не только различает звуки, распознает их характер, местонахождение, но и обладает способностью говорить.
Орган обоняния – один из наиболее древних анализаторов, сыгравших немалую роль в эволюции наземных позвоночных животных.
У современных хищных млекопитающих и у грызунов отделы центральной нервной системы, ответственные за анализ запахов, составляют почти 1/3 объема всего головного мозга. У человека функции обоняния заметно снижены, тем не менее, и он способен уловить присутствие некоторых химических веществ в воздухе, если даже они содержатся в количестве одной миллионной части миллиграмма на литр воздуха.
Орган вкуса функционально связан с пищеварительным трактом. Природа позаботилась о том, чтобы пища была «опробована» и по запаху и по вкусу: все неприятное и ядовитое не должно попадать в организм. Так орган вкуса возник и закрепился в процессе эволюции, заняв место в начальном отделе системы органов пищеварения.
Перспективной целью практического занятия будет считать умение применять полученные знания при изучении клинических дисциплин, в будущей профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.rekomendatsii_dlya_prepodavatelya_sluhovaya_sensornaya_sistema.docx | 557.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 6»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)
Методическая разработка практического занятия
Слуховая сенсорная система.
Вкусовая сенсорная система.
Обонятельная сенсорная система.
ОП.02 «Анатомия и физиология человека»
Специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело
Москва 2020г
1. Цели занятии:
- Обучающие: студент должен расширить и закрепить теоретические знания по теме.
Студент должен знать:
- аналитическую топографию наружного, среднего и внутреннего уха;
- строение;
- отделы слухового анализатора;
- ход слухового анализатора;
- восприятие слуха;
- отделы обонятельного и вкусового анализатора.
Студент должен уметь:
- показать анатомические образования анализаторов на таблицах и
муляжах;
- охарактеризовать ход анализатора;
- определить остроту слуха;
- пользоваться анатомической терминологией
- Развивающие:
- находить закономерность, связи с ранее изученным материалом;
- развивать творческий потенциал студентов;
- формировать умение самостоятельно работать;
- ориентироваться в потоке новой информации;
- развивать наблюдательность при просмотре научно-познавательного
фильма;
- повышать заинтересованность в выполнении самостоятельной работы.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство милосердия, сострадания, такта к больным с
нарушением слуха;
- прививать любовь к избранной профессии.
- Методическая:
- оказать помощь преподавателю в повышении эффективности учебно-
воспитательного процесса;
- обеспечить качественное методическое оснащение учебно-
воспитательного процесса
- Формы и методы организации учебного процесса.
- Тип занятия формирование знаний, умений.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- Перцептивные методы:
- словесные: объяснение, беседа;
- практические: устные и письменные упражнения
- Логические методы:
- дедуктивный;
- аналитико-синтетический.
- Гностические методы:
- репродуктивный;
- поисковый.
2.3. Методы стимулирования и мотивации учения.
2.3.1. Методы формирования интереса к учению:
- ситуация занимательности;
- опора на полученный ранее жизненный опыт.
2.3.2. Методы развития долга и ответственности в учении:
- метод убеждения учащихся в общественной и личной значимости
учения;
- метод создания благоприятного обучения.
2.4. Методы контроля и самоконтроля в обучении:
- устные;
- письменные.
3. Продолжительность занятия: 90 минут.
4. Место проведения занятия: лаборатория анатомии и физиологии.
Мотивация
Орган слуха - у человека он парный – позволяет воспринимать и анализировать все многообразие звуков внешнего мира. Благодаря слуху человек не только различает звуки, распознает их характер, местонахождение, но и обладает способностью говорить.
Орган обоняния – один из наиболее древних анализаторов, сыгравших немалую роль в эволюции наземных позвоночных животных.
У современных хищных млекопитающих и у грызунов отделы центральной нервной системы, ответственные за анализ запахов, составляют почти 1/3 объема всего головного мозга. У человека функции обоняния заметно снижены, тем не менее, и он способен уловить присутствие некоторых химических веществ в воздухе, если даже они содержатся в количестве одной миллионной части миллиграмма на литр воздуха.
Орган вкуса функционально связан с пищеварительным трактом. Природа позаботилась о том, чтобы пища была «опробована» и по запаху и по вкусу: все неприятное и ядовитое не должно попадать в организм. Так орган вкуса возник и закрепился в процессе эволюции, заняв место в начальном отделе системы органов пищеварения.
Перспективной целью практического занятия будет считать умение применять полученные знания при изучении клинических дисциплин, в будущей профессиональной деятельности.
Литература для преподавателя
Основная:
- Самусев Р.П., Анатомия человека, М., «Медицина», 2011г.
- Федюкович Н.И., Анатомия и физиология, Минск, «Полифакт - Альфа»
Дополнительная:
- Липченко В.Я., Атлас нормальной анатомии человека, М., «Медицина», 2011 г.
- Сапин М.Р., Анатомия человека, М., «Медицина», 2011 г.
Карта внутри дисциплинарных связей
№ п/п | Тема по программе | Вопросы изученные | Связь изученного и изучаемого |
1. | Гистология | Строение и классификация тканей | Локализация тканей |
2. | Остеология | Строение черепа | Топография органа слуха |
3. | Нервная система | Головной мозг. ЧМН. | Подкорковые центры слуха. Центральный отдел анализатора. Проводниковый отдел слухового анализатора. |
Карта меж дисциплинарных связей
Дисциплина | Тема |
Обеспечивающие | |
Основы латинского языка с медицинской терминологией | Клиническая терминология |
Обеспечиваемые | |
ТОМУ | Личная гигиена пациента |
Гигиена и экология человека | Производственные факторы и здоровье |
ЛПХП (лечение пациентов хирургического профиля) | Повреждения и заболевания головы, лица, ротовой полости |
Сестринский уход при заболеваниях хирургического профиля | Сестринский процесс у пациентов с механической травмой |
Сестринский уход в педиатрии | Сестринский процесс при заболеваниях верхних дыхательных путей |
ЛПДВ (лечение пациентов детского возраста) | Заболевания верхних дыхательных путей |
Основы реаниматологии | Интенсивная терапия и реанимация при острых нарушениях мозгового кровообращения |
Лор - болезни | Заболевания лор – органов |
Карта ТСО и наглядных пособий
№ п/п | Вид | Название |
1. | ТСО | Телевизор Видеомагнитофон |
2. | Видеофильм | Восприятие слуха |
3. | Таблицы | № 104 «Слуховой анализатор» № 105 «Орган слуха и равновесия» (наружное, среднее и внутреннее ухо схема, топография внутреннего уха, гистологическое строение рецептора органа слуха) |
4. | Муляжи |
|
Хронокарта практического занятия
№ п/п | Содержание | Время в минутах |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Организационный момент Мотивация, план, цели занятия Проверка домашнего задания Определение исходного уровня знаний экспресс-опрос Вводный инструктаж Самостоятельная работа студентов Подведение итогов занятия Задание на дом | 1 2 2 10 1 70 2 2 |
Итого | 90 |
Методы отработки основных пунктов плана практического занятия
№ п/п | Деятельность преподавателя | Действие студентов | Методическое обоснование |
1. | Организационный момент. Преподаватель проверяет готовность аудитории к работе, отмечает отсутствующих | Дежурные подают рапортички об отсутствующих, раздают методи-ческие указания студентам | С целью настроя студентов на практическое занятие, выработать навыки дисциплинированности |
2. | Мотивация темы. Преподаватель сообщает тему занятия, подчеркивает актуальность и значимость в профессиональной деятельности Цели занятия. Преподаватель формирует учебные цели и задачи урока МПС и ВПС | Студенты внимательно слушают Студенты внимательно слушают | С целью повышения интереса к изучаемой теме С целью направить учебно-познавательную деятельность студентов на выполнение поставленных целей |
3. | Проверка домашнего задания. | Студенты проверяют правильность выполнения домашнего задания | С целью дисциплинированности, аккуратности |
4. | Предварительный контроль знаний. Преподаватель четко задает вопросы, фиксирует ответы студентов | Студенты внима-тельно слушают вопросы, дают лаконичные ответы, исправляют ошибки отвечающего | С целью определения подготовки каждого студента к занятию. Выявить слабо подготовленных студентов. |
5. | Преподаватель проводит вводный инструктаж | Студенты формируют подгруппы и работают по методическим указаниям, уясняют порядок отработки заданий. Лидеры контролируют ошибки | С целью активизации познавательной деятельности студен-тов, углубление знаний, умение логически мыслить. Формирование личной ответственности за качество выполнения работы. |
6. | Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя | Студентам предлагает разделиться на под-группы и работать по методическим указа-ниям. В ходе выпол-нения самостоятель-ной работы препода-ватель следит за ее выполнением и проводит индиви-дуальный инструк-таж. Демонстрация фильма «Восприятие слуха». Перед прос-мотром фильма преподаватель акцентирует внима-ние на узловые фрагменты и ставит конкретные цели. Студенты при прос-мотре фильма обращают внимание на локализацию рецепторов, провод-никовый и централь-ный отдел анализа-тора, механизм восприятия звуков | Демонстрация видеофильма и закрепление с его помощью устного опроса, обеспечивают включение в активную деятельность на уроках всех студентов, а так же позволяет не только контролировать знания, но и способствует глубокому усвоению темы |
7. | Подведение итогов занятия. Преподаватель сумм-мируя оценки на всех этапах занятия, учиты-вает содержание отве-тов, замечания, допол-нения, подводит итоги | Студенты внимательно слушают подведение итогов занятия | Оценка знаний побуждает студентов развивать творческую инициативу, более тщательно готовиться к занятию |
8 | Задание на дом. Преподаватель называет тему и тип следующего занятия, акцентирует внимание на главных вопросах темы. Называет рекомендуе-мую литературу с указанием страниц | Студенты записывают тему, источник информации с указанием страниц | С целью исполнительного и добросовестного отношения к своим обязанностям |
Рисунок № 1
- Ушная раковина
- Наружный слуховой проход
- Барабанная перепонка
- Молоточек
- Барабанная полость
- Наковальня
- Стремечко
- Полукружные каналы
- Улитка
- Предварительный нерв
- Слуховая труба
Рисунок № 2
- Фронтальный полукружный канал
- Ампулярная ножка фронтального полукружного канала
- Ампулярная ножка горизонтального полукружного канала
- Улитка
- Преддверие
- Круглое окно
- Овальное окно
- Ампулярная ножка сагиттального полукружного канала
- Сагиттальный полукружный канал
- Горизонтальный полукружный канал
- Общая ножка фронтального и сагиттального полукружного ка
Вопросы экспресс опроса по теме:
«Слуховая сенсорная система»
- Наружное ухо включает…(ушную раковину и наружный слуховой проход).
- Ушная раковина состоит из…(эластического хряща).
- Мочка уха состоит из…(жировой клетчатки).
- Длина наружного слухового прохода…(3-3,5 см).
- На границе наружного слухового прохода и среднего уха находится…(барабанная перепонка).
- Наружный слуховой проход находится в…(пирамиде височной кости)
- При осмотре барабанной перепонки необходимо ушную раковину сместить…(кзади и вверх).
- Изнутри наружный слуховой проход выстлан…(кожей).
- Изнутри барабанная перепонка выстлана…(слизистой оболочкой)
- В центре перепонки с наружной стороны имеется…(углубление,
называемое пупком баса банной перепонки).
- Барабанная полость расположена…(в пирамиде височной кости).
- Передняя стенка барабанной полости называется…(сонная).
- В барабанной полости находится три слуховые косточки…(молото чек, стремя, наковальня)
- На лабиринтной стенки барабанной полости находится…(овальное и круглое окно)
- Молоточек своей рукояткой прикрепляется к…(барабанной
перепонки).
- Верхняя стенка барабанной полости называется…(покрышечная).
- Барабанная полость посредством слуховой трубы сообщается с
(носовой частью глотки).
- В слуховой трубе различают две части…(хрящевую, и костную).
- Слуховая труба имеет два отверстия…(глоточное и барабанное)
- Задняя стенка барабанной полости называется… (сосцевидная).
- Внутреннее ухо находится в…(пирамиде височной кости)
- Внутреннее ухо состоит из двух лабиринтов…(костного и
перепончатого)
- Костный лабиринт включает три отдела…(улитку, преддверие
костные полукружные каналы).
- Перилимфатическое пространство улитки имеет два отдела…
(лестницу преддверия и барабанную лестницу).
- Две лестницы сообщаются между собой только посредством
небольшого отверстия…(у купола улитки).
- Полукружные каналы находятся в трех взаимно перпендикулярных
плоскостях и носят следующие названия…(передний
сагиттальный, задний фронтальные и латеральный
горизонтальный).
- В области преддверия находятся два углубления…(сферическое и
эллиптическое).
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя
Задание № 1
Используя муляжи, таблицы, схемы рассмотреть и уметь охарактеризовать.
Строение наружного уха:
- ушная раковина
- наружный слуховой проход
- барабанная перепонка
- функции наружного уха
Задание № 2
Используя муляжи, таблицы, схемы рассмотреть и уметь охарактеризовать.
Строение среднего уха:
- стенки барабанной полости
- слуховые косточки
- слуховая труба
- функции среднего уха
Задание № 3
Используя муляжи, таблицы, схемы рассмотреть, изучить и уметь охарактеризовать ухо:
- улитку
- полукружные каналы
- преддверие
Задание № 4
Уметь охарактеризовать отделы:
- слухового анализатора
- обонятельного
- вкусового
Задание № 5
Просмотр видеофильма «Восприятие слуха». После просмотра уметь ответить на вопросы:
- Где находятся рецепторы слуха?
- Назовите две проводимости слуха
- Где находится центральный отдел слухового анализатора
- Что является проводниковым отделом анализатора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по теме: «Изучение строения и функции скелета туловища» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 060501 «Сестринское дело»
Практическое занятие по теме «Изучение строения и функции скелета туловища» проводится в игровой форме. Проверка знаний на занятии в форме игры ненавязчива, не вызывает у студента неприятных ощущ...
Тестовые задания по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по теме: "Обмен веществ и энергии" для специальности 060501 "Сестринское дело", 060101 "Лечебное дело" за 2013-2014г.
Задания в тестовой форме 1-го, 2-го и 3-го уровней...
Тестовые задания по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по теме: "Дыхательная система" для специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело за 2014-2015г.
Тестовые задания для тематического контроля по теме: "Дыхательная система"...
Тестовые задания по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по теме: "Скелет туловища" для специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело за 2014-2015г.
Задания в тестовой форме по теме: "Скелет туловища"...
Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки)
1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 34.02.01 Сестринское дело (...
РП ОП.02. Анатомия и физиолгия человека. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. 31.02.02 Акушерское дело
Рабочая программа по дисциплине ОП.02. "Анатомия и физиолгия человека" составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом для специальности 34.02.01 Сестринск...
Календарно-тематические планы по дисциплине Анатомия и физиология человека. Специальность :Лечебное дело. и Сестринское дело
Календарно-тематические планы по дисциплине Анатомия и физиология человека. Специальность :Лечебное дело. и Сестринское дело...