РП учебной дисциплин ОП.02. Анатомия и физиология человека
рабочая программа
Учебная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО для реализации программы подготовки специалистов среднего звена специальности 31.02.02 Акушерское дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.docx | 14.76 КБ |
pasport.docx | 25.47 КБ |
tematicheskiy_plan.docx | 102.88 КБ |
usloviya_realizatsiii.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся овладеет компетенциями:
КОД | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ОК 6. | Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей). |
ПК 1.1. | Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц. |
ПК 1.2. | Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода. |
ПК 1.3. | Оказывать лечебно – диагностическую помощь при физиологической беременности, родах и послеродовом периоде. |
ПК 1.4. | Оказывать акушерское пособие при физиологических родах. |
ПК 1.5. | Проводить первичный туалет новорожденного, оценивать и контролировать динамику его состояния, осуществлять уход и обучать родителей уходу за новорожденным. |
ПК 1.6. | Применять лекарственные средства по назначению врача. |
ПК 1.7. | Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования. |
ПК 2.1. | Проводить лечебно – диагностическую, профилактическую, санитарно – просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача. |
ПК 2.2. | Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно – диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача. |
ПК 2.3. | Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии. |
ПК 3.1. | Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни. |
ПК 3.2. | Проводить лечебно – диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача. |
ПК 3.3. | Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий. |
ПК 3.4. | Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии. |
ПК 3.5. | Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде. |
ПК 3.6. | Проводить санитарно – просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. |
ПК 4.1. | Участвовать в проведении лечебно – диагностических мероприятий беременной, роженицы, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией и новорожденному. |
ПК 4.2. | Оказывать профилактическую и медико – социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии. |
ПК 4.3. | Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии. |
ПК 4.4. | Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии. |
ПК 4.5. | Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов; самостоятельной работой обучающегося 40 часов.
При добавлении вариативных часов:
Максимальная учебная нагрузка 216 часов, в том числе: всего 144 часа теоретических часов 90, практических часов 54 часа, внеаудиторная самостоятельная работа 72 часа.
1.5. Формирование вариативной части.
С целью углубления и систематизации знаний по анатомии, в связи со значимостью дисциплины в формировании фундаментальных знаний, а также, понимания значения анатомии и физиологии в профессиональной деятельности, как основы для клинических дисциплин, добавлено 64 часа: из них теоретических часов 34, практических часов 30.
Программа базируется на функциональном принципе преподавания анатомии. С этой целью в начале курса во 2-й раздел включена тема «Органы. Системы органов и регуляция их деятельности», в которой рассматривается принадлежность органов к системам и общие закономерности нервно-гуморальной регуляции их работы. Данный подход актуален, поскольку 9-й раздел «Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма» изучается в конце курса, как наиболее сложный и обобщающий.
При составлении рабочей программы согласно часам учебного плана ГБПОУ ДЗМ «МК №6» был учтен факт отсутствия примерной программе темы «Внутренняя среда организма. Кровь», которая является одной из ключевых тем не только анатомии и физиологии человека, но и в востребована при изучении клинических дисциплин. Данная тема включена в 4-й раздел «Общие вопросы анатомии и физиологии сердечнососудистой системы». Также в этот раздел включена тема «Функциональная анатомия иммунной системы. Механизмы иммунной защиты», которая не представлена в примерной программе, авторы которой ограничились лишь аспектом, касающимся связи лимфатической системы с иммунной системой.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 216 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 144 | |
в том числе: | ||
практические занятия | 90 | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 | |
в том числе: | ||
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена по учебным дисциплинам «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», «Генетика человека с основами медицинской генетики». |
Предварительный просмотр:
2.2. Рабочая учебная программа учебной дисциплины «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
по специальности 31.02.02. Акушерское дело 34.02.01 Сестринское дело.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
РАЗДЕЛ 1. Введение | 3 | |||||||||
Тема 1.1. Анатомия и физиология как науки Человек – предмет изучения анатомии и физиологии. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Положение человека в природе. Определение анатомии, физиологии. Анатомия и физиология как медицинские науки, связь с другими науками. Методы изучения организма человека. Взаимосвязь организма человека с внешней средой. Анатомическая номенклатура. Части тела человека. Оси, плоскости тела человека, условные линии, определяющие положение органов. Конституция. Морфологические типы конституции. | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление конспекта «Краткая история развития анатомии и физиологии» Зарисовка частей тела человека, плоскостей и осей движения. Условные линии для определения положения органов. Их зарисовка. | 1 | |||||||||
РАЗДЕЛ 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии. | 21 | |||||||||
Тема 2.1. Основы цитологии. Клетка. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Клетка. Определение, строение и функции клетки. Плазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды общего назначения (митохондрии, лизосомы, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, клеточный центр, рибосомы). Специализированные органоиды (миофибриллы, нейрофибриллы, жгутики, реснички, ворсинки). Включения (трофические, пигментные, экскреторные). Ядро - строение, функции. Химический состав клетки. Неорганические (вода, кислоты, основания, соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ), их функции. Строение и функции ДНК, РНК. Обмен веществ, энергии в клетке, жизненный цикл клетки. | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Зарисовка основных структур клетки с обозначениями. | 1 | |||||||||
Тема 2.2. Основы гистологии. Классификация тканей. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Ткань – определение. Классификация тканей, функциональные различия. Эпителиальная ткань: расположение в организме, виды, функции, строение. Классификация покровного эпителия - однослойный, многослойный, переходный. Месторасположение видов эпителия в организме. Железистый эпителий. Соединительная ткань – расположение в организме, функции, классификация. Строение соединительной ткани. Функции клеток соединительной ткани (фибробластов, макрофагов, тканевых базофилов, тучных клеток, плазматических клеток, липоцитов, ретикулярных клеток, адвентициальных клеток, пигментных клеток). Хрящевая ткань – строение, виды хрящей, расположение в организме. Костная ткань, расположение, строение, функции. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Клетка. Строение, функции. Определение разновидностей эпителиальной и соединительной тканей на макро- и микропрепаратах. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Зарисовка видов эпителия, соединительной ткани. Выполнение схем классификации эпителиальной и соединительной тканей. | 2 | |||||||||
Тема 2.3. Мышечная ткань. Нервная ткань. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Мышечная ткань –сократимость, функции, виды – гладкая, исчерченная скелетная и сердечная. Гладкая мышечная ткань – расположение, функции, структурно-функциональная единица. Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности. Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности. Нервная ткань – расположение, строение. Строение нейрона. Виды нейронов – униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные, Центральные, периферические. Чувствительные, эффекторные – двигательные соматические и вегетативные, секреторные, промежуточные. Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы. Синапс, понятие. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Определение разновидностей мышечной и нервной тканей на макро- и микропрепаратах. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Зарисовка схем классификации мышечной ткани. Выполнение схемы «Виды нейроглии». | 2 | |||||||||
Тема 2.4. Органы. Системы органов. Нервно-гуморальный механизм регуляции. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Орган. Определение, соотношение тканей в органах, строма, паренхима. Классификация органов. Органы полые и паренхиматозные. Система органов, определение, системы органов, их функции, структуры, связь систем. Понятие об аппаратах органов. Объединение систем в организм. Понятие процесса физиологической регуляции, этапы процесса физиологической регуляции. Классификация нервной системы. Общие принципы строения нервной системы Рефлекс, определение, виды. Рефлекторная дуга, звенья, виды дуг. Нервная деятельность: виды (высшая и низшая) и структуры, их осуществляющие. Универсальные процессы нервной деятельности (возбуждение и торможение). Носители информации (нервный импульс и медиаторы). Принцип нервной деятельности: саморегуляция на основе прямой обратной связи. Гуморальная регуляция. Секреты, их виды. Гормоны. Механизм действия гормонов. Виды гормонов (тропные, эффекторные), их характеристика. Что такое органы-мишени. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, представители. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение органов, систем органов, целостный организм. Изучение особенностей нервной и гуморальной регуляции, структур, обеспечивающих эти процессы. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Составление таблицы «Системы органов». Составление таблицы «Виды желёз». | 2 | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
РАЗДЕЛ 3. Общие вопросы анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата. | 30 | |||||||||
3.1. Тема Морфофункциональная характеристика аппарата движения. Соединение костей. Суставы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Понятие «опорно-двигательный аппарат», определение, части (активная, пассивная), их функции. Скелет, понятие, функции, отделы. Кость как орган, химический состав костей. Виды костей, строение (компактное, губчатое вещество), Надкостница, рост кости. Классификация костей. Соединения костей. Строение сустава. Вспомогательный аппарат сустава. Классификация суставов: простые, сложные. Суставы комбинированные, комплексные. Классификация суставов по форме суставных поверхностей. Классификация суставов по видам движений (одноосные, двуосные, многоосные) | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Выполнение схемы: «Соединение костей». Составление описания связочного аппарата крупных суставов. | 1 | |||||||||
3.2. Тема. Кости черепа, соединения костей черепа. Череп новорожденного. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Череп в целом – свод, внутреннее и наружное основание. Черепные ямки, глазница, полость носа, полость рта. Возрастные особенности черепа. Родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков. Мозговой и лицевой отделы черепа. Соединение костей. Височно-нижнечелюстной сустав, движения в нем. | ||||||||||
Практическое занятие Изучение препаратов костей лицевого и мозгового черепа, внутреннего и наружного основания, свода черепа, сагиттального распила черепа. Изучение строения стенок полости носа, полости рта, стенок глазниц. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Зарисовка родничков черепа новорожденного. Составление таблицы соединения костей черепа. | 2 | |||||||||
Тема 3.3. Морфофункциональная характеристика скелета туловища. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Скелет туловища, структуры, его составляющие. Позвоночный столб, отделы, количество позвонков в них. Строение позвонков, крестца, копчика. Соединения позвоночного столба. Физиологические изгибы позвоночника. Грудная клетка, грудная полость, апертуры, реберные дуги. Формы грудной клетки. Строение грудины. Ребра: истинные, ложные, колеблющиеся. Соединение ребер с позвоночником. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение препаратов костей туловища. Соединения костей туловища. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Зарисовка строения позвонка Выполнение схем: «Виды ребер», «Изгибы позвоночного столба», Составление таблицы «Сравнительная характеристика позвонков». | 2 | |||||||||
Тема 3.4. Морфофункциональная характеристика скелета верхних и нижних конечностей. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Скелет верхней конечности, отделы. Скелет плечевого пояса – кости его образующие. Строение лопатки и ключицы. Строение и соединения костей свободной верхней конечности. Движения в суставах верхней конечности (плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы кисти). Типичные места переломов конечностей. Скелет нижней конечности, отделы. Скелет тазового пояса, тазовая кость, кости ее образующие; их строение. Таз как целое, кости образующие большой и малый таз. Пограничная линия Запирательное отверстие, вертлужная впадина, верхняя и нижняя апертуры малого таза Половые различия таза. Размеры женского таза: дистанции, конъюгаты. Скелет свободной нижней конечности, кости его образующие их строение. Стопа как целое, своды стопы (продольные – опорный и рессорный, поперечный). | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение препаратов костей верхних и нижних конечностей: плечевого, тазового пояса и костей свободных верхних и нижних конечностей. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Составление таблицы описания суставов верхних конечностей Схематическое изображение мест переломов верхних конечностей. Составление таблицы описания суставов нижних конечностей. Схематическое изображение мест переломов нижних конечностей. | 2 | |||||||||
Тема 3.5 Мышечная система. Мышцы туловища. | Содержание учебного материала. Расположение, значение скелетных мышц. Мышечные группы. Мышца как орган. Строение и работа мионеврального синапса. Виды мышц. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, фиброзные и костно-фиброзные каналы. Синовиальные сумки, костные и фиброзные блоки, сесамовидные кости. | 2 | ||||||||
Основные физиологические свойства мышц – возбудимость, возбуждение, рефрактерность, лабильность, сократимость. Изотонический и изометрический режимы сокращения. Виды мышечного сокращения: одиночное, зубчатый тетанус, гладкий тетанус. Контрактура. Работа мышц. Образование АТФ и тепла в мышцах. Утомление и отдых мышц. Значение физической тренировки мышц. Мышцы спины: поверхностные, глубокие, особенности их расположения, функции. Принципы начала и прикрепления поверхностных и глубоких мышц спины. Мышцы груди: поверхностные и глубокие, особенности их расположения, функции. Принципы начала и прикрепления поверхностных и глубоких мышц груди. Расположение и строение диафрагмы: части, сухожильный центр, отверстия, функции диафрагмы Мышцы живота: топография, функции, принципы начала и прикрепления. | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблиц «Мышцы груди», «Мышцы спины», «Мышцы живота» | 1 | |||||||||
Тема 3.6. Мышцы конечностей. Мышцы головы и шеи. Тема 3.7. Исследование двигательных функций методом активных и пассивных движений. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса, передняя и задняя группы мышц плеча, мышцы предплечья: передняя группа – поверхностные и глубокие, задняя группа – поверхностные и глубокие. Мышцы кисти, расположение, функции. Топографические образования верхней конечности: подмышечная впадина, локтевая ямка. Мышцы нижней конечности. Мышцы таза: передняя группа, задняя группа, функции. Мышцы бедра: передняя (сгибатели), задняя группа (разгибатели), расположение, функции. Мышцы голени: передняя, задняя, латеральная группы, функции. Мышцы стопы (мышцы большого пальца, мизинца, средняя группа), расположение, функции. Топографические образования нижней конечности – области, сосудистая и мышечная лакуны. Подколенная ямка, строение пахового канала, формирование бедренного канала. Мышцы головы, расположение и функции. Фасции головы. Топографические образования головы. Жевательные мышцы головы, расположение, функции. Особенности начала и прикрепления. Мимические мышцы, расположение, функции. Особенности начала, прикрепления. Фасции головы. Топографические образования головы. Группы мышц шеи: поверхностная, срединная, глубокая, расположение, функции. Фасции шеи. Топографические образования шеи. | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схемы «Топографические образования конечностей» Составление таблиц «Мышцы верхней конечности», «Мышцы нижней конечности» Составление таблицы «Мышцы головы и шеи» | 1 | |||||||||
Содержание учебного материала | ||||||||||
Основные физиологические свойства мышц – возбудимость, возбуждение, рефрактерность, лабильность, сократимость. Изотонический и изометрический режимы сокращения. Виды мышечного сокращения: одиночное, зубчатый тетанус, гладкий тетанус. Контрактура. Работа мышц. Образование АТФ и тепла в мышцах. Утомление и отдых мышц. Значение физической тренировки мышц | ||||||||||
Практические занятия Исследование двигательных функций методом активных и пассивных движений. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Доклад по теме: «Основные свойства мышц – возбудимость, возбуждение, рефрактерность». | 1 | |||||||||
РАЗДЕЛ 4. Общие вопросы анатомии и физиологии сердечнососудистой системы. Кровь. | 48 | |||||||||
Тема 4.1. Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Кровь. Форменные элементы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Состав, функции, основные физиологические константы внутренней среды организма. Гомеостаз. Место крови в системе внутренней среды организма. Функции крови. Кровь как ткань. Количество крови. Состав крови: плазма крови, форменные элементы. Константы крови Состав плазмы крови, белки крови, минеральные вещества, глюкоза, функции. Гематокрит. Сыворотка крови. Эритроциты: функция, форма, строение, количество, продолжительность жизни, разрушение. Гемоглобин, СОЭ. Процесс гемопоэза. Лейкоциты, строение, количество, амебовидное движение, функции. Гранулоциты и агранулоциты: количество, строение, продолжительность жизни, функции Лейкограмма. Тромбоциты: количество, строение, продолжительность жизни, функции. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение функций, состава крови, основных физико-химических показателей крови. Решение ситуационных задач по показателям крови. Изучение морфофункциональных особенностей эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Решение ситуационных задач по нормальной лейкограмме. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Составление схемы «Внутренняя среда организма». Составление схемы «Состав крови». Подготовка сообщения «Гемопоэз». | 2 | |||||||||
Тема 4.2. Свертывание крови. Гемолиз. Группы крови. Резус-фактор. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Система регуляции агрегатного состояния крови. Свертывающая, антисвертывающая, фибринолитическая системы. Гемостаз, определение, механизмы (сосудисто-тромбоцитарный, гемокоагуляционный). Гемокоагуляция - определение, факторы свертывания, стадии свертывания. Агглютинация, гемолиз, виды гемолиза. Группы крови. Обусловленность групп крови агглютининами и агглютиногенами. Локализация резус-фактора. Резус-конфликт. Индивидуальная и биологическая совместимость крови донора и реципиента | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение механизмов и стадий свертывания крови Изучение групп крови, резус-фактора. Изучение современных правил переливания крови | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схемы «Система РАСК» Составление таблицы «Сравнительная характеристика стадий гемостаза» Составление сообщения «Донорство» | 2 | |||||||||
Тема 4.3. Общие вопросы анатомии и физиологии сердечнососудистой системы.
| Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Кровообращения – определение. Структуры, осуществляющие процесс кровообращения. Функциональные группы сосудов. Вены, артерии. Строение стенки сосудов. Система микроциркуляции. Капилляры. Транскапиллярный обмен. Круги кровообращения: функциональное значение. | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Составление схем большого и малого кругов кровообращения. | 1 | |||||||||
Тема 4.4. Анатомия сердца. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Сердце – расположение, внешнее строение, анатомическая ось, проекция на поверхность грудной клетки, камеры сердца, отверстия и клапаны сердца. Строение стенки сердца – эндокард, миокард, эпикард, расположение, физиологические свойства. Строение перикарда. Сосуды и нервы сердца. Сердце: расположение, внешнее строение, анатомическая ось Проекция структур сердца на поверхность грудной клетки Камеры сердца, отверстия, расположение и строение клапанов, принцип работы, проекция Строение стенки сердца – эндокард, миокард, эпикард, расположение, физиологические свойства Миокард, строение, проводящая система сердца (структуры и функциональная характеристика) Строение перикарда. Сосуды и нервы сердца. | ||||||||||
Практическое занятие Изучение расположения и особенностей строения сердца (строение камер сердца, стенки сердца) Изучение особенностей расположения (проекция на грудную стенку) и строения клапанного аппарата | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Зарисовка с использованием препаратов, муляжей, планшетов строения серца. | 2 | |||||||||
Тема 4.5. Физиология сердца | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Проводящая система сердца, ее структура и функциональная характеристика. Электрические явления в сердце, их регистрация. Электрокардиограмма – зубцы, интервалы. Сердечный цикл, его фазы, продолжительность. Сердечный толчок, тоны сердца, факторы, обусловливающие звуковые явления в сердце. Перкуссия и аускультация сердца. Регуляция деятельности сердца: местные механизмы (закон Старлинга, Бейнбриджа), центральные механизмы – сердечнососудистый центр продолговатого мозга. Электрические явления в сердце, их регистрация . Электрокардиограмма – зубцы, интервалы. Физиологические свойства сердечной мышцы. | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада по теме "Проводящая система сердца". Написание реферата на тему «Анатомия и физиология сердца» Составление словаря терминов. | 1 | |||||||||
Тема 4.6. Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения. Артерии большого круга кровообращения. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Структуры малого круга кровообращения: легочный ствол, легочные артерии, долевые, сегментарные, дольковые артерии, капилляры. Венулы, дольковые, сегментарные, долевые вены, легочные вены. Кровоснабжение легких – бронхиальные артерии. Венечный круг кровообращения: коронарные артерии (левая и правая), вены сердца, венечный синус. Значение коронарного круга кровообращения. Аорта, ее отделы, артерии от них отходящие. Плечеголовной ствол. Артерии шеи и головы, области кровоснабжения. Артерии верхних конечностей: подмышечная, плечевая, локтевая, лучевая, ладонные дуги –расположение, области кровообращения. Ветви грудной и брюшной части аорты, артерии таза. Артерии нижних конечностей – бедренная, подколенная глубокая артерия бедра, передняя и задняя большеберцовые артерии, малоберцовая артерия, тыльная артерия стопы, медиальная и латеральная подошвенные артерии. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение строения сосудов малого и артерий большого круга кровообращения. Изучение областей кровоснабжения ветвей аорты. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схем кровоснабжения головы, мозга, конечностей. | 2 | |||||||||
Тема 4.7. Вены большого круга кровообращения. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Система верхней полой вены. Вены головы и шеи, вены верхней конечности. Вены грудной клетки. Система нижней полой вены. Вены таза и нижних конечностей, вены живота. Система воротной вены печени. Кровоснабжение печени. Регуляция сосудистого тонуса. Кровообращение плода. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение строения вен большого круга кровообращения. Изучение топографии верхней полой вены, нижней полой вены, воротной вены. Изучение области оттока крови в крупные притоки этих вен. Изучение кровообращения плода. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление схем систем верхней и нижней полых вен, воротной вены, печени. Схематическое изображение микроциркуляторного русла кровообращения, транскапиллярного обмена. Составление словаря терминов. | 2 | |||||||||
Тема 4.8. Процесс кровообращения. Основы гемодинамики | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Артериальный пульс, его характеристики, определение. Критерии оценки процесса кровообращения – самочувствие, положение человека, цвет и тургор кожи, видимое состояние сосудов, пульс, артериальное давление, сердечный толчок. Функциональные сердечнососудистые пробы, ЭКГ. Временная остановка кровотечения Линейная и объемная скорость кровотока. Систолическое, диастолическое давление, пульсовое давление. Факторы, влияющие на давление. | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся . Составление словаря терминов Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика видов давления» Выполнение схемы «Факторы, влияющие на величину артериального давления». | 1 | |||||||||
Тема 4.9. Функциональная анатомия лимфатической системы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование, строение стенки лимфатических сосудов. Отличие строения лимфатического капилляра от кровеносного. Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Причины движения лимфы по лимфососудам. Функции лимфатической системы. Строение и функции лимфоузла. Группы лимфоузлов. Связь лимфатической системы с иммунной системой. Значение лимфатической системы для организма. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение строения системы лимфообращения. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление сравнительной характеристики венозной и лимфатической систем. Зарисовка схемы расположения регионарных лимфоузлов. Составление словаря терминов. Написание реферата на тему «Функциональная анатомия лимфатической системы». | 2 | |||||||||
Тема 4.10. Функциональная анатомия иммунной системы. Механизмы иммунной защиты. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Иммунитет – определение, значение. Иммунная система, функции, органы. Центральные и периферические органы иммунной системы. Красный костный мозг. Вилочковая железа. Лимфатические узлы. Селезенка. Миндалины. Лимфоидная ткань. Расположение, строение, функции. Потребность в безопасности. Основы самоудовлетворения потребности в безопасности. Врожденные механизмы: безусловные защитные рефлексы, барьерные механизмы защиты. Иммунитет виды (по происхождению, по механизму). Специфические и неспецифические факторы иммунитета. Приспособительные реакции организма: срочные и долговременные. Приобретенные механизмы – сознательное поведение и психологическая защита. Нейрогуморальный механизм регуляции иммунитета. | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Зарисовка схемы расположения органов иммунной системы.. Составление словаря терминов. Составление схемы "Центральное и периферическое звено иммунной системы". | 1 | |||||||||
РАЗДЕЛ 5. Анатомия и физиология дыхательной системы. | 12 | |||||||||
Тема 5.1. Анатомия органов дыхания. Воздухоносные пути. | Содержание учебного материала Органы дыхательной системы: верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, собственно дыхательная часть, их функции. Обзор дыхательной системы: воздухоносные пути и легкие, их функции и строение. Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель. Функции гортани. Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции. Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево. | 2 | ||||||||
Практическое занятие Изучение строения органов системы органов дыхания. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Зарисовка демонстрационных объектов. | 2 | |||||||||
Тема 5.2. Легкие. Плевра. Средостение. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Легкие – внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции. Факторы, препятствующие старению легких. Строение, границы, отделы средостения. Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы. | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Зарисовка микроскопического строения легких. Выполнение схемы «Бронхиальное дерево». | 1 | |||||||||
Тема 5.3. Физиология органов дыхания | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Значение кислорода и углекислого газа для человека. Процесс дыхания – определение, этапы. Внешнее дыхание, характеристика, структуры его осуществляющие. Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами. Мертвое пространство, определение, виды. | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление сравнительной таблицы «Содержание кислорода и углекислого газа в дыхательных средах организма. Составление словаря терминов Выполнение схемы «Механизм вдоха и выдоха». | 1 | |||||||||
РАЗДЕЛ 6. Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы. | 30 | |||||||||
Тема 6.1. Анатомия органов пищеварения. Полость рта. Глотка. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Пищеварительная система. Структуры пищеварительной системы – пищеварительный канал, большие пищеварительные железы. Отделы пищеварительного канала. Полость рта, строение: преддверие и собственно полость рта. Зев-границы, небные дужки, мягкое и твёрдое небо. Миндалины лимфоэпителиального кольца Пирогова-Вальдейера. Органы полости рта: язык и зубы. Строение языка, его функции. Зубы, строение; молочные и постоянные, формула зубов, функции полости рта. Глотка – расположение, строение, стенки, отделы, функции. Пищеварение в полости рта: механическая и химическая обработка пищи, образование пищевого комка. Всасывание в полости рта. Глотание. Роль полости рта в секреторной и моторной функции пищеварительного тракта. Движение пищи в глотке и пищеводе. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение строения органов пищеварения: полости рта, глотки. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Зарисовка органов полости рта, глотки, пищевода, желудка. Составление схем «Зубные формулы постоянных и молочных зубов». Выполнение рисунка «Строение зуба». | 2 | |||||||||
Тема 6.2. Анатомия Пищевода. Желудка. | ||||||||||
Содержание учебного материала. Желудок – расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, формы, отделы, поверхности, кривизны. Строение стенки желудка: серозная оболочка, мышечная оболочка (выраженность косого, продольного и циркулярного слоев; пилорический сфинктер), слизистая оболочка (складки, эпителий, ее покрывающий, лимфоидные фолликулы, железы). Железы желудка: виды (собственные, кардиальные, пилорические) – их строение; клетки (главные, добавочные, обкладочные, С-клетки) и вещества, ими вырабатываемые: протеолитические ферменты (пепсиноген, гастриксин, химозин), липолитические ферменты (липаза желудка), амилолитические ферменты (амилаза, мальтаза), слизеподобные вещества (муцин, внутренний фактор Кастла), лизоцим, соляная кислота, тканевые гормоны (гастрин, гастрон). Функции желудка. Желудочный сок – свойства, состав. Пищеварение в желудке под воздействием ферментов желудочного сока. Моторная функция желудка, как фактор механического переваривания пищи. Эвакуация содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку. Голодные и антиперистальтические движения желудка. | 2 | |||||||||
Практическое занятие Изучение строения органов пищеварения: пищевода, желудка. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Зарисовка пищевода, желудка. Выполнение схемы «Строение лимфоэпителиального кольца». Выполнение схемы «Отделы глотки, пищевода, желудка». | 2 | |||||||||
Тема 6.3. Анатомия и физиология больших пищеварительных желёз. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Большие слюнные железы: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные – строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желез. Слюна – состав (вода, микроэлементы, лизоцим, муцин, мальтаза, амилаза), свойства. Поджелудочная железа – расположение, функции: экзокринная – выделение пищеварительного сока (состав сока, ферменты – трипсиноген, химотрипсин, фосфолипаза, липаза, амилаза, мальтаза), эндокринная: инсулин, глюкагон. Протоки поджелудочной железы. Печень – расположение, границы, функции (пищеварительная, пластическая, антитоксическая, депо гликогена, депо крови, кроветворная). Макро- и микроскопическое строение печени. Кровоснабжение печени, ее сосуды. Желчный пузырь – расположение, строение, функции. Состав и свойства желчи. Функции желчи: пищеварительная, выделительная, стимуляция секреции и моторики кишечника, секреции поджелудочной железы, активация ферментов, бактериостатическая. Механизм образования желчи, виды желчи (пузырная, печеночная), отделение желчи. Общий желчный проток. Регуляция пищеварения – местные механизмы (интрамуральная нервная система, гормоны желудка и кишечника, желчь), центральные механизмы – пищеварительный центр – уровни, их функция; рефлекторный механизм действия. Роль пищи в регуляции пищеварения. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения, внешнего и внутреннего строения больших слюнных желез, печени, поджелудочной железы и желчного пузыря. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Выполнение схемы «Формирование желчных протоков». Выполнение конспекта «Топография печени и поджелудочной железы». | 2 | |||||||||
Тема 6.4. Анатомия тонкого и толстого кишечника. Брюшина. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Тонкая кишка – расположение, строение, отделы: 12-перстная, тощая и подвздошная кишка, функции. Строение стенки, образования слизистой оболочки (складки, ворсинки, микроворсинки, пейеровы бляшки, железы). Кишечный сок – свойства, состав, функции. Толстая кишка – расположение, отделы. Проекция отделов на переднюю брюшную стенку, особенности строения, функции. Прямокишечное венозное сплетение слизистой, внутренний сфинктер мышечного слоя стенки кишки, наружный сфинктер заднего прохода. Состав кишечного сока, его значение. Брюшина – строение, ход брюшины. Образования брюшины: связки, брыжейки, сальники. Отношение органов к брюшине. Пищеварение в тонком кишечнике, виды. Полостное пищеварение. Пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкой кишки. Всасывание в тонкой кишке. Эвакуация пищи в толстую кишку (работа илеоцекального клапана). Пищеварение в толстой кишке под действием ферментов кишечного сока и бактерий. Синтез витаминов группы В, витамина К. Формирование каловых масс. Состав каловых масс. Моторная функция толстой кишки как фактор формирования каловых масс. Акт дефекации. Мотивация голода и насыщения. Центры голода. Аппетит. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения отделов тонкого и толстого кишечника, особенностей строения стенки, наличия клапанов. Изучение особенностей строения и расположения париетального и висцерального листков брюшины. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Зарисовка тонкой кишки и ее отделов, толстой кишки и ее отделов. Составление словаря терминов. Написание доклада «Значение нормальной микрофлоры кишечника». Составление словаря терминов. | 2 | |||||||||
Тема 6.5. Обмен веществ и энергии в организме. Терморегуляция. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Обмен веществ и энергии – определение; пластический и энергетический обмен – характеристика. Превращение веществ и энергии в организме человека. Расходование энергии пищи на согревание организма и синтез АТФ. Использование энергии АТФ. Три этапа освобождения энергии в организме человека. Энергетический баланс. Основной обмен, факторы на него влияющие. Пищевой рацион – определение, распределение суточного рациона. Режим питания. Диета – определение, основы действия. Белки: биологическая ценность (пластическая, регуляторная, ферментативная, транспортная, наследственная, энергетическая роль), энергетическая ценность, суточная потребность человека в белках. Индивидуальная специфичность белков человека. Продукты, содержащие белки и незаменимые аминокислоты. Азотистый баланс, понятие, виды. Конечные продукты белкового обмена, пути выведения из организма, обезвреживание аммиака. Углеводы: биологическая ценность. Депо углеводов в организме. Конечные продукты обмена. Пути выведения из организма. Суточная потребность человека в углеводах. Продукты, содержащие углеводы. Жиры: биологическая ценность. Суточная потребность человека в жирах. Ненасыщенные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая). Продукты, содержащие жиры и жирные кислоты. Конечные продукты расщепления жиров в организме: глицерин и жирные кислоты. Пути выведения из организма. Водно-солевой обмен. Биологическая ценность воды. Количество воды в организме. Суточная потребность человека в воде. Минеральные вещества и микроэлементы, продукты их содержащие. Биологическая ценность натрия, калия, хлора, кальция, фосфора, железа, йода. Витамины – понятие, биологическая ценность, факторы, влияющие на потребность организма в витаминах. Источники витаминов (пища, синтез в организме). Понятие о гиповитаминозах, авитаминозах, гипервитаминозах. Классификация витаминов (жирорастворимые, водорастворимые). Витамины: А, Д, Е, К, В1, В2 В6, В12, С, РР, F – биологическая ценность, источники. Регуляция обмена веществ и энергии. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение особенностей различных видов обмена веществ. Изучение значения постоянства температуры тела, факторов, поддерживающих эту величину. Изучение теплорегуляции, механизмов теплоотдачи, регуляции этих процессов. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблиц «Витамины». Выполнение схемы «Механизмы теплоотдачи». Подготовка сообщения «Пищевой рацион. Диета». | 2 | |||||||||
РАЗДЕЛ 7. Общие вопросы анатомии и физиологии мочевыделительной системы человека. | 9 | |||||||||
Тема 7.1. Анатомия почек. Нефрон. Анатомия органов мочевыделительных путей. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Процесс выделения. Структуры организма, участвующие в выделении. Вещества, подлежащие выделению (экскреты). Этапы процесса выделения: образование экскретов и поступление их из тканей в кровь, транспорт экскретов кровью к органам, обезвреживающим их, к органам выделения, в депо питательных веществ, выведение экскретов из организма. Функции почек. Почки: макроскопическое строение. Топография почек. Кровоснабжение почки. Строение нефронов, их виды. Мочеточники, расположение, строение. Мочевой пузырь – расположение, отношение к брюшине, строение. Мочеиспускательный канал женский и мужской (строение стенки, отделы мужского мочеиспускательного канала, произвольный сфинктер мочеиспускательного канала). Строение мочеполовой диафрагмы. | 1 | |||||||||
Практические занятия Изучение строения почек. Изучение нефрона. Изучение строения органов мочевыделительной системы: мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Мочеполовая диафрагма. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Изображение схемы нефрона. Зарисовка строения почек. Составление словаря терминов. Подготовка доклада «Искусственная почка». Зарисовка строения мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. Составление словаря терминов. | 2 | |||||||||
Тема 7.2. Физиология мочевыделительной системы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Определение и характеристика мочевыделения. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Количество и состав первичной мочи, количество и состав конечной мочи. Суточный диурез. Водный баланс. Произвольная и непроизвольная регуляция актов мочеиспускания. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. Центры мочеиспускания. | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика состава нормальной первичной и вторичной мочи». Работа с бланками анализа мочи, оценка показателей. Подсчет суточного диуреза и водного баланса. | 1 | |||||||||
РАЗДЕЛ 8. Общие вопросы анатомии и физиологии репродуктивной системы человека. | 12 | |||||||||
Тема 8.1. Анатомия и физиология мужской половой системы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Процесс репродукции, его значение для сохранения вида, структуры организма человека его осуществляющие. Этапы процесса репродукции. Критерии оценки процесса репродукции. Процесс сперматогенеза. Мужские половые органы – внутренние (яичко, придаток яичка, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, куперовы железы). Наружные (половой член, мошонка). Сперма – образование, состав, пути движения из яичек в мочеиспускательный канал. Выведение спермы. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения, строения и функций органов мужской половой системы. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Изображение схемы сперматогенеза. Написание доклада на тему «Критерии оценки процесса репродукции». | 2 | |||||||||
Тема 8.2. Анатомия и физиология женской половой системы. | 2 | |||||||||
Женские половые органы – внутренние (яичники, маточные трубы, матка, влагалище). Наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева). Прямокишечно-маточное пространство. Большие половые губы. Половая щель, лобок. Малые половые губы. Преддверие влагалища. Клитор, строение, функции. Молочная железа – функция, расположение, внешнее строение, строение дольки. Процесс овогенеза. Механизм движения яйцеклетки из яичника в матку. Оплодотворение яйцеклетки. Промежность: понятие, границы, мочеполовой и анальный треугольник, мужская и женская промежность. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения, строения и функций органов женской половой системы. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Изображение схем овогенеза. Подготовка сообщения «Женская промежность». | 2 | |||||||||
РАЗДЕЛ 9. Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма. | 51 | |||||||||
Тема 9.1. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Виды секретов. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Виды гормонов, их характеристика. Что такое органы – мишени. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система – структуры ее образующие. Гормоны гипоталямической области (либерины и статины), структуры, транспортирующие их в гипофиз. Гипофиз, расположение, доли, нейрогипофиз, аденогипофиз. Гормоны нейрогипофиза, физиологическое действие вазопрессина и окситоцина. Гормон средней доли гипофиза – меланотропин – физиологическое действие. Гормоны передней доли гипофиза: тропные (соматотропный, пролактин, тиреотропный гормон, адренокортикотропный гормон, гонадотропные, фолликулостимулирующий, лютеинизирующий, лютеотропный. Эпифиз расположение, внешнее и внутреннее строение, гормоны (мелатонин, антигонадотропин, серотонин) их физиологические эффекты. Щитовидная железа: расположение, строение, гормоны – тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин. Роль йода в синтезе гормонов щитовидной железы. Проявление гипо- и гиперфункции гипофиза, щитовидной железы. Заболевания щитовидной железы – как регионарная патология. | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление сравнительной таблицы желез внутренней секреции. Схематическое отображение функций желез внутренней секреции. | 1 | |||||||||
Тема 9.2. Эндокринная система человека. | Содержание учебного материала. | 2 | ||||||||
Паращитовидные железы: паратгормон, его физиологические эффекты. Надпочечники – расположение, строение. Кора надпочечников, гормоны клубочковой зоны – минералокортикоиды – альдостерон; гормоны пучковой зоны – глюкокортикоиды – кортизол и кортикостерон, гормоны сетчатой зоны – половые гормоны – андрогены, эстрогены, прогестерон. Физиологические эффекты гормонов. Гормоны мозгового слоя (норадреналин, адреналин), физиологические эффекты. Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон), структуры их вырабатывающие, физиологические эффекты. Гормоны половых желез: тестостероны яичек, эстрогены и прогестерон яичников, физиологические эффекты. Гормон вилочковой железы (тимозин), его действие. Тканевые гормоны: гормоны почек и их эффекты, простагландины, кальцитриол, эритропоэтин, гормон сердца – атриопептид. Их физиологические эффекты. Проявление гипо- и гиперфункции паращитовидных желез, поджелудочной железы, половых желез, надпочечников, вилочковой железы. | ||||||||||
Практическое занятие. Изучение расположения, особенностей строения паращитовидных желез, надпочечников, гонад, эндокринной части поджелудочной железы. Изучение физиологических эффектов гормонов этих желез. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление словаря терминов. Написание докладов на темы: «Сахарный диабет», «Эндемический зоб», «Несахарный диабет», «Базедова болезнь», «Гигантизм и карликовость», «Аддисонова болезнь». | 2 | |||||||||
Тема 9.3. Нервная регуляция процессов жизнедеятельности. Спинной мозг. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Классификация нервной системы. Общие принципы строения центральной нервной системы – серое вещество, белое вещество. Виды нейронов: по локализации, по функции, виды ядер, ганглии. Нервный центр – понятие. Виды нервных волокон, нервы – строение, виды. Синапс – понятие, виды: по виду контакта, по расположению, по функции, по способу передачи сигналов, виды химических синапсов – холинергические, адренергические. Механизм передачи возбуждения в синапсах. Спинной мозг – расположение, внешнее строение (внешний вид, утолщения, мозговой конус, терминальная нить, щель и борозды), полость, отделы, микроструктура. Оболочки спинного мозга. Локализация чувствительных нейронов. Сегмент – понятие, виды. Зоны Захарьина-Геда. Спинномозговые корешки: передние и задние, их функции. Рефлекс – понятие, виды (безусловные, условные). Нервная деятельность: виды (высшая и низшая) и структуры, их осуществляющие. Универсальные процессы нервной деятельности (возбуждение и торможение), носители информации (нервный импульс и медиаторы), принцип нервной деятельности. Интегративный характер нервной деятельности и его структурно-функциональные основы (принципы конвергенции, дивергенции, ревербации), доминанты. Проводящие пути спинного мозга: восходящие, нисходящие. Нервные центры спинного мозга. Функции спинного мозга: рефлекторная и проводниковая. Рефлексы спинного мозга (сухожильные, кожно-мышечные, кожно-висцеральные, висцеро-моторные, аксон-рефлекс. Рефлекторная дуга как система нейронов и их отростков, контактирующих посредством синапсов. Рефлекторные дуги простых и сложных соматических рефлексов спинного мозга (сухожильных и кожно-мышечных). | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения спинного мозга, его оболочек. Изучение внешнего и внутреннего строения спинного мозга, его функций | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схем рефлекторных дуг. Составление конспекта «Оболочки спинного мозга». | 2 | |||||||||
Тема 9.4. Спинномозговые нервы. | Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие. Чувствительные – дендриты чувствительных нейронов спинальных ганглиев, двигательные – аксоны двигательных нейронов спинного мозга. Вегетативные – аксоны вегетативных нейронов спинного мозга. Ветви спинномозговых нервов, функциональные виды нервных волокон, идущих в их составе; серая соединительная ветвь. Грудные спинномозговые нервы. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-кончиковое), нервные стволы, области иннервации, сплетений. | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Зарисовка грудных спинномозговых нервов. Описание основных нервов сплетений передних ветвей спинномозговых нервов. Зарисовка зон иннервации сплетений передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое). Составление схем иннервации туловища, верхних и нижних конечностей. | 1 | |||||||||
Тема 9.5. Головной мозг. Ствол мозга. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Головной мозг, расположение, отделы. Продолговатый мозг, строение, функции, основные центры. Мост – строение, функции. Мозжечок, расположение, внешнее и внутреннее строение, функции, связи, ножки мозга. Четверохолмие – верхние и нижние бугры, их микроструктура, функции (ориентировочные рефлексы – зрительные, слуховые). Промежуточный мозг, структуры его образующие. Таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус. Ствол мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный мозг). Ретикулярная формация, строение, функции. Механизмы формирования цикла "бодрствование-сон". Лимбическая система (гипокамп, поясная извилина, гипоталамус, таламус, лобные доли). Функции, интеграция эмоций и вегетативных реакций. Проводящие пути головного мозга. | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Зарисовка схем полостей головного мозга. Зарисовка схем синусов головного мозга. Составление сообщения «Ретикулярная формация». | 2 | |||||||||
Тема 9.6. Большой мозг. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Конечный мозг – внешнее и внутреннее строение. Базальные ядра – виды, расположение, функции. Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля, их функции. Послойное строение коры. Экранный принцип функционирования коры. Условные рефлексы. Условно-рефлекторная деятельность коры. Оболочки головного мозга и межоболочечные пространства, расположение, их содержимое. Полости головного мозга (желудочки) их сообщение друг с другом, со спинномозговым каналом, субарахноидальным пространством головного и спинного мозга. Ликвор – состав, образование, движение, функции. | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Составление сообщения «Лимбическая система» Составление схемы «Полости головного мозга». | 2 | |||||||||
Тема 9.7. Анатомия и физиология головного мозга. | Практическое занятие Изучение структур отделов ствола головного мозга: особенностей строения и функциональной значимости. Изучение расположения, особенностей строения большого мозга: поверхности, полюса, доли Изучение локализации борозд, извилин. Изучение локализации центров в долях большого мозга Изучение локализации и функций базальных ядер. | 2 | ||||||||
Тема 9.8. Черепные нервы. | Содержание учебного материала. Черепные нервы. Функциональные виды черепных нервов. Принцип образования чувствительных, двигательных и парасимпатических волокон черепных нервов. Обонятельные нервы – образование, выход из полости носа в полость черепа, обонятельные тракты, место контакта с обонятельным мозгом, функция. Зрительный нерв – образование, выход из полости глазницы в полость мозга, перекрест, зрительные тракты, функции. Глазодвигательный, блоковой и отводящий нервы – выход из полости глазницы в полость мозга, области иннервации. Тройничный нерв – его ветви, название, место выхода из полости черепа, области иннервации чувствительных, двигательных и парасимпатических волокон 1-й, 2-й и 3-й ветвей. Лицевой нерв – расположение в височной кости, место выхода из полости черепа, области иннервации. Преддверно-улитковый нерв – образование, функции. Языкоглоточный нерв – виды волокон, место выхода из полости черепа, области иннервации чувствительных волокон. Блуждающий нерв, виды волокон, место выхода из полости черепа, области иннервации двигательных, чувствительных и парасимпатических волокон. Добавочный нерв – место выхода из полости черепа, вид его волокон. Подъязычный нерв – место выхода из полости черепа, область иннервации. | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Составление сравнительной таблицы 12 черепных нервов по тексту учебника. Зарисовка зон иннервации черепных нервов. | 2 | |||||||||
Тема 9.9. Вегетативная нервная система. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Классификация вегетативной нервной системы. Области иннервации и функции вегетативной нервной системы. Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы. Отличия вегетативной нервной системы от соматической, симпатической от парасимпатической. Симпатические стволы и нервные сплетения, вегетативная рефлекторная дуга, медиаторы в синапсах. Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на свойства миокарда, тонус сосудов, просвет бронхов, секрецию бронхиальных желез, секрецию пищеварительного тракта, секрецию потовых желез, детрузор и непроизвольный сфинктер мочевого пузыря, на обмен веществ и энергии. | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение особенностей строения и работы симпатической и парасимпатической нервной системы. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Зарисовка схем вегетативных рефлексов. Составление сравнительной таблицы вегетативной и соматической нервной системы. Составление сравнительной таблицы симпатической и парасимпатической нервной системы. | 2 | |||||||||
Тема 9.10. Понятие о высшей нервной деятельности. | Содержание учебного материала. Инстинкты, условные рефлексы. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова. Особенности образования условных рефлексов, их механизмы. Виды условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Динамический стереотип. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Психическая деятельность (ВНД) – физиологическая основа психосоциальных потребностей, структура её осуществляющая, свойства коры, лежащие в основе Условно-рефлекторной деятельности. Электрические явления в коре, биоритмы мозга. Сигнальные системы. Деятельность 1-ой сигнальной системы. Деятельность 2-ой сигнальной системы. Структурно-функциональные основы особенностей психической деятельности человека (1 и 2 сигнальные системы). Типы высшей нервной деятельности. Формы психической деятельности: память, мышление, сознание, самосознание, речь – их физиологические основы. Критерии оценки психической деятельности: адекватное поведение и речь, память, обучаемость, мышление, сознание, связь психической деятельности и соматического состояния организма. | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Выполнение схемы «Типы высшей нервной деятельности». Подготовка рефератов на темы: «Сон», «Память», «Интеллект», «Эмоции», «Мышление», «Сознание» (по выбору). | 2 | |||||||||
Тема 9.10. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем. Кожа, обонятельная и вкусовая сенсорные системы. | ||||||||||
Содержание учебного материала Учение И.П. Павлова об анализаторах. Отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый, центральный. Соматическая сенсорная система, виды кожных рецепторов; тактильные тельца Мейснера, рецепторы давления – диски Меркеля, тельца Руффини, рецепторы вибрации – тельца Пачини, терморецепторы – холодовые и тепловые. Проприорецепторы: мышечные веретена и сухожильные органы Гольджи. Проводниковый отдел кожной и проприоцептивной сенсорных систем. Подкорковые и корковые центры кожной и проприоцептивной чувствительности, их функциональное значение. Вспомогательный аппарат соматической сенсорной системы – кожа. Строение кожи – эпидермис, дерма; подкожный слой, сосудистые сети кожи, железы кожи, производные кожи: волосы, ногти; функции кожи. Обонятельная сенсорная система: вспомогательный аппарат, обонятельные рецепторы, проводниковый и центральный отделы. Вкусовая сенсорная система – вспомогательный аппарат, вкусовые рецепторы, локализация, строение вкусовой луковицы, проводниковый отдел, подкорковый и корковый центры вкуса. | 6 | 1 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада на тему: «Проприоцептивная сенсорная система». Зарисовка строения вкусовой луковицы. | 2 | |||||||||
Тема 9.11. Зрительная и слуховая сенсорные системы. | Содержание учебного материала Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат. Светочувствительные рецепторы, зрительный нерв, зрительный перекрест, зрительный тракт. Центральный отдел: подкорковые центры зрения (верхние бугры четверохолмия, латеральные коленчатые тела, талямус), корковый центр зрения (затылочные доли коры конечного мозга), их функции. Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Оптическая система глаза – структуры к ней относящиеся. Аккомодация, аккомодационный аппарат. Слуховая сенсорная система. Рецепторы, локализация – кортиев орган улитки, проводниковый отдел; центральный отдел – подкорковые центры слуха (нижние бугры четверохолмия, медиальные коленчатые тела, талямус), корковый центр слуха (верхняя височная извилина коры), их функции. Вестибулярная сенсорная система. Рецепторы, локализация (отолитовый аппарат, ампулярные кристы), проводниковый отдел, центральный отдел – подкорковые центры (ядра ромбовидной ямки, мозжечка, таламуса), корковый центр (височная доля), их функции. Вспомогательный аппарат слуховой и вестибулярной сенсорных систем – ухо. Отделы уха. Наружное ухо, внутреннее ухо, строение, функции. Костный лабиринт, перепончатый лабиринт; строение, функции. Ноцицептивная (болевая) сенсорная система. Отличие болевых ощущений с кожи и внутренних органов. Ноцицепторы, виды, локализация, проводниковый отдел, центральный отдел – подкорковый и корковый центры. Висцеральная сенсорные системы. Рецепторы (интерорецепторы) – чем представлены, локализация. Особая роль интерорецепторов кровеносных сосудов. Проводниковый отдел, центральный отдел: подкорковый и корковый центры. | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения, строения органов слуха и равновесия. Исследование корнеального и зрачковых рефлексов. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Схема прохождения света через оптические системы глаза. Схема прохождения звука. Составление словаря терминов. Выполнение рисунка-схемы «Части органа зрения». Выполнение рисунка-схемы «Части органа слуха и равновесия». | 2 | |||||||||
ВСЕГО: 216 | МАХ 144 | Теоретические занятия 90 | Практические занятия 54 | ВСР. 72 |
Предварительный просмотр:
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии
человека»
Оборудование учебного кабинета:
Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала
Классная доска
Стол и стул для преподавателя
Столы и стулья для студентов
Тумбочки для ТСО
Стеллажи для муляжей и моделей
Термометр
Микроскопы с набором объективов
Плакаты
Схемы
Рисунки
Фотографии
Таблицы
Скелеты
Наборы костей
Модели
Фантомы
Муляжи
Микропрепараты
Технические средства обучения:
- компьютер,
- экран,
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
DVD, CD - диски с учебными фильмами и презентациями.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. учеб. Анатомия и физиология. СПО,2015
- Атлас анатомии человека [Текст]: учеб, пособие для мед. учеб, заведений.- М.: РИПОЛ,
классик, 2007. - Барышников, С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии [Текст] / С.Д. Барышников - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ, 2007.
- Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб, для студ. ср. проф.уч.
- Покровский, В.М. Коротько, Г.Ф. Физиология человека (Текст) /В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько.- М.: Академия, 2007.
- Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология челоека (Текст) : учеб. пособие./ Н.И. Федюкович.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Дополнительные источники:
- Борисович, А.И. (и др.) Словарь терминов и понятий по анатомии человека (Текст) /А.И. Борисович, В.Г. Ковешников, О.Ю. Рюменский.- М.: Академия, 2006.
- Дегтярев, В.П. Нормальная физиология (Текст): учебник/ В.П. Дегтярев.-М.: Медицина, 2006.
- Кондрашев, А.В. (и др.) Нормальная анатомия человека в текстах (Текст): учеб. пособие/ А.В. Кондрашев, О.А. Каплунова, Г.Ю., Стрельченко.- Ростов н/Д.: Наука-Спектр, 2007.
- Кондрашев, А.В. (и др.) Проводящие пути центральной нервной системы (в схемах): учебно-методическое пособие/ Кондрашев А.В., Каплунова О.А., Санькова И.В.- Ростов-на-Дону: КМЦ.-2007.
- Кондрашев, А.В., Каплунова, О.А. Анатомия нервной системы (Текст): атлас: уч. пособие / А.В. Кондрашев, О.А. Каплунова.- М.: ЭКСМО, 2009.
- Кондрашев, А.В.Каплунова, О.А. Нормальная анатомия человека(Текст) ): атлас: уч. пособие / А.В. Кондрашев, О.А. Каплунова.- М.: ЭКСМО, 2010.
- Николаев, В.Т. Анатомия человека (Текст): учеб. пособие/ В.Т. Николаев.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- Сапин, М.Р. Атлас анатомии человека (Текст): в 3-х т./ М.Р. Сапин,- М.: Медицина, 2007.
- Сапин, М.Р., Билич, Г.А. Анатомия человека (Текст): учебник для вузов/ М.Р. Сапин,Г.А. Билич,- М.: ОНИКС-Мир и образование.- Мн.:Харвест, 2007, 2008.
- Самусев, Р.П., Липченко, В.Я. Атлас анатомии человека (Текст)/ Р.П. Самусев, В.Я. Липченко.- М.: ООО «Изд. Дом « Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование», 2006, 2007.
- Самусев, Р.П., Селин, Ю.М. Анатомия человека (Текст): уч. пособие для студ. сред. мед. учеб. заведений/ Р.П. Самусев, Ю.М. Селин. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс» : ООО «Изд-во Мир и образование», 2005.
- Сапин, М.Р. Анатомия человека (Текст): / М.Р. Сапин.- М.: Академия, 2005.
- Топоров, Г.Н., Панасенко.- М.: Медицина, 2008.
- Чернышов, В.Н. ( и др.) Сборник учебно-методических материалов по нормальной анатомии А.Е. Бойченко.- Ростов н/ Д.; Феникс, 2008.
- Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии (Текст): учеб. для мед. колледжей / А.А. Швырев.- 3-е. изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
- Швырев, А.А. Малый анатомический атлас (Текст) / А.А. Швырев.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для преподавателей по учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека»
Методическое пособие для преподавателейпо учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека» для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1ЦМК общемедицинских дисциплин...
МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ КОНКУРС «ЗНАТОКИ» ПО ДИСЦИПЛИНАМ: ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ОП.06. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ОП.07. ФАРМАКОЛОГИЯ
Конкурс проводится с целью закрепления знаний по дисциплинам общепрофессионального цикла – анатомии, фармакологии и микробиологии....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»...
Методические рекомендации студентам к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Кровеносная система человека»
Методические указания содержат задания для аудиторной самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях, а также контрольно-измерительные материалы, тестовые задания, ситуационные задачи, чт...
Методическая разработка практического занятия По дисциплине: ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Тема: «Анатомия и физиология сердца»
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практи...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 «Анатомия и физиология человека», Раздел 3. «Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата. Осевой скелет. Добавочный скелет. Соединения костей»
Практическое занятие относится к основным видам учебных занятий и направлено на формирование учебных и профессиональных умений, освоение общих и профессиональных компетенций. Состав и содержание практ...