Методическое пособие для преподавателей по учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека»
методическая разработка на тему

Анненкова Ольга Мстиславовна

 

Методическое пособие для преподавателей

по учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека»

 

 

для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1

ЦМК общемедицинских дисциплин

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoeposob_anatomiya-_kopiya._doc.doc187 КБ
Файл tablitsy_pvs_1_2.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

_____________________________________________________________________________

                                                                                                         

   

Рассмотрена на заседании общемедицинской  ЦМК      

Протокол №   _____от «___»________ 2015 г.

Председатель ЦМК ________Непомнящая Н.Л.

УТВЕРЖДАЮ  

Методист ________/Полонская И.И./

___ от  __________2015 г.

Теоретическое  занятие по теме

Система органов пищеварения

Методическое пособие для преподавателей

по учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека»

для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1

ЦМК общемедицинских дисциплин

Разработано:

Анненковой О.М.

Санкт-Петербург

2015 год

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность теоретического занятия на тему «Система органов пищеварения» заключается в необходимости формирования целостного взгляда как на систему органов пищеварения в частности, так и на роль отдельных органов в функционировании целостного организма.

Цель работы: обобщение ранее изученного материала по разделу «Пищеварительная система»  по принципу «от частного к общему».

В этой связи были поставлены следующие задачи:

1.на основании предварительно изученных разделов «Сердечнососудистая система», «Лимфатическая система», «Органы иммуногенеза», «Эндокринная система», «Система крови», элементы «Частной эмбриологии и гистологии» проанализировать закономерности васкуляризации, лимфооттока, иннервации и морфологии органов пищеварительной системы;

2. отметить особенности топографии органов ротовой полости, грудной и брюшной полостей;

3. акцентировать внимание на морфологию полых и паренхиматозных органов системы;

4. отметить положение органов системы по отношению к брюшине;

5.определить филогенетические и онтогенетические закономерности развития органов;

6. обосновать  гистологические особенности органов в связи с их функциями;

7. Определить «функциональные комплексы» и аргументировать принятое решение;

8. использовать  русскую, латинскую и греческую терминологию по назначению;

9. продемонстрировать многообразие деятельности пищеварительной системы путем заполнения обобщающей таблицы №1 «Физиология органов пищеварения» (см. Приложение);

10. Рационально использовать полученные знания с целью сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Новизна проведения занятия. Впервые в моей педагогической практике был применен метод «от обратного». Предпосылкой послужил новый взгляд на учебно-тематическое планирование  по дисциплине ОП03 «Анатомия и физиология человека», который мы, преподаватели Анненкова О.М. и Баженова С.И. практикуем с 01.09.2013 г.:

1. разделы дисциплины, изучающие интеграционные процессы в организме, а именно сердечнососудистую, лимфатическую, нервную, эндокринную, сенсорную системы и систему крови, изучаются предварительно разделам спланхнологии;

2. особое внимание уделяется гистологическим особенностям строения органов как в норме, так и в патологии;

3. обращается внимание на элементы топографической и вариантной анатомии, что способствует развитию пространственного и эволюционного мышления будущего специалиста;

4. оценочный анализ зависит не только от объема и глубины понимания изучаемой темы, но и умения использовать биологическую и профессиональную терминологию.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ, ОСНАЩЕНИЕ

  • Кабинет № 46, «Анатомия человека и патологическая анатомия»
  • Необходимое оснащение : презентация, методическая разработка по теме, учебник, доска, мел, атласы, дидактический материал, рентгеновские снимки, макеты туловища человека, муляжи внутренних органов.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

Кол-во часов, отведенное на изучение данной темы всего: 24 часов, из них 8 час. теоретические, 14 час. практические.

Вид занятия теоретическое.

Продолжительность данного занятия: 90 минут

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.  Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций: ОК1 , ОК-12,  ПК-4.7, 4.8
  2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

обобщить теоретические и практические  знания по разделу «Пищеварительная система» и сформировать элементы компетенций: ОК1 , ОК-12,  ПК-4.7, 4.8

  1. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
  • Учебная  задача заключается в формировании профессиональных компетенций следующими путями:
  • формированием  профессиональные умения, необходимые для овладения клиническими  учебными дисциплинами: основами патологии, терапией, хирургией, педиатрией, инфекционными болезнями;
  • аргументацией использования методов исследования деятельности и строения органов, исход из их биологических особенностей;
  • обоснованием употребления лекарственных средств на основе физиологических процессов в органах и системе в целом;

  • Развивающая задача заключается в формировании общих компетенций следующими путями:
  • анализировании изученного материала;
  •  развитии навыков самостоятельной работы;
  •  формировании и укреплении долговременнной памяти;
  •  помощь в приобретении навыков отделять    главное от посредственного;
  •  обучении в составлении  логических взаимосвязей с последующими выводам;
  • развитии способностей к поиску, перенесению знания в новые условия;
  • использовании и развитии интеллектуального потенциала: анализа, синтеза, сравнения, мыслительной активности, наблюдательности, точности действий, умении анализировать свои ошибки, устанавливать причинно-следственные связи, излагать свои мысли;
  • сопровождении исследовательской деятельности.

  • Воспитательная задача заключается в формировании общих  и профессиональных компетенций следующими путями:
  •  развитием профессионально значимых, интеллектуальных, гражданских, социально значимых  качеств личности;
  • поддержании устойчивого интереса  к выбранной специальности.

Профессиональные качества

Возможности их формирования через

содержание деятельности студентов

Организованность

При организации рабочего места.

Внимательность, такт, ответственность, терпение, уверенность в себе.

При выполнении заданий, общении друг с другом

Усидчивости, аккуратности, бережное отношение к рабочему месту, оснащению.

Умение слушать, задавать вопросы, при самостоятельной работе.

  1. КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

Номер и название компетенции

Студент должен знать:

Студент должен уметь:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

1. Строение и функции пищеварительной системы и отдельных ее органов.

2.Общие принципы классификации морфологии и топографии органов;

3.Особенности кровоснабжения, иннервации и лимфооттока органов;

4. Онтогенез и филогенез и гистологию органов;

5.Методы клинического, лабораторного, инструментального обследования;

6. Значение специфической и неспецифической резистентности.

1. Показать взаимосвязь органов пищеварительной системы с другими органами организма;

2. Показать значение пищеварительной системы в процессах метаболизма;

3. Использовать специальную терминологию;

4. Аргументировать энтеральное введение лекарственных средств;

5. Объяснить значение органов пищеварительной системы в реакциях иммунного ответа.

 

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

1. Алгоритм ответа по разделу «Спланхнология»;

2. Условно-патогенные микроорганизмы пищеварительной системы;

3. План эвакуации при пожаре.

1. Обобщать знания;

2. Заполнять графы таблицы №1 (по Приложению №1)

 ПК-4.7. Организовывать здоровье сберегающую среду.

1. Гигиену воздуха;

2. Гигиену труда;

3. Гигиену питания.

1. Грамотно распределять рабочее время;

2. Соблюдать гигиену труда и санэпид режим.

ПК-4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациента и их окружения.

1. Значение «здорового пищеварения» (И.П. Павлов) для здоровья организма

1. Составлять санитарные  листы;

2. Проводить беседы по правилам здорового питания.

5.0. ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

6.0 ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Раздел темы

литература

Установочная

инструкция

вопросы

для самоконтроля

Закономерности онтогенеза органов пищеварительной системы

Анатомия и физиология человека: учеб. для студ.. И.В. Гайворонский, - М. :«Академия», 2014.- с.36-37

Вспомнить этапы развития зародыша (базовый курс по биологии, 10-11 класс общеобразовательной средней школы)

Перечислить зародышевые листки хордового животного (согласно А.О. Ковалевскому)

Особенности топографии органов пищеварительной системы

Анатомия и физиология человека: учеб. для студ.. И.В. Гайворонский, - М. :«Академия», 2014.- с.185-216

Воспользоваться планом ответа (раздаточный материал). Использовать иллюстративный материал атласа, с. 158-161

На какие топографические группы «топографические комплексы») можно разделить органы пищеварительной системы?

Особенности макро-и микро морфологии органов пищеварительной системы

Анатомия и физиология человека: учеб. для студ.. И.В. Гайворонский, - М. :«Академия», 2014.- с.180-185

Использовать иллюстративный материал атласа, с.162-183

В чем особенности строения полых и паренхиматозных органов пищеварительной системы? Приведите примеры.

Функциональное назначение органов пищеварения

Анатомия и физиология человека: учеб. для студ.. И.В. Гайворонский, - М. :«Академия», 2014.- с.21-26,185-225, 365

Вспомнить раздел «Клетка», «Ткани», «Иммунитет»

Проследите последовательность процессов пищеварения в связи с сопутствующими процессами.

5.

Васкуляризация органов пищеварения

Анатомия и физиология человека: учеб. для студ.. И.В. Гайворонский, - М. :«Академия», 2014.- с.313-342

Использовать иллюстративный материал атласа, с.65-78

Перечислите основные источники васкуляризации органов пищеварительной системы. Каково значение системы воротной вены и порто-кава-кавальных анастомозов?

6.

Лимфообеспечение органов пищеварения

Анатомия и физиология человека: учеб. для студ.. И.В. Гайворонский, - М. :«Академия», 2014.- с.345-353

Использовать иллюстративный материал атласа, с.86-90

Куда впадает лимфа от органов пищеварения? Какой орган имеет максимальный лимфоооток и почему?

7.

Иннервация органов пищеварения

Анатомия и физиология человека: учеб. для студ.. И.В. Гайворонский, - М. :«Академия», 2014.- с.379-431,435-436

Использовать иллюстративный материал атласа, с.104107,122-123,127,138-139

Какое воздействие оказывают симпатические и парасимпатические нервы на физиологию пищеварительной системы?

7.0 ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. образования/И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. - 9-е изд., стер. - М. : Издательский центр«Академия», 2014.-496с.
  2. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ. Ред. Р.Ф. Морозовой. - Изд. 7-е, стер.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 411с.
  3.  Анатомия человека/ Р.П. Самусев, Ю.М. Селин.- 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ООО «Издательский дом « Оникс 21 век»: ООО «Мир и Образование», 2002. -576с.,ил.
  4. Анатомия человека: атлас/М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. - М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2007.- 239с., ил.

Дополнительная литература и интернет-ресурсы:

1.Оперативная хирургия и топографическая анатомия/ Под ред. Академика РАМН В.В. Кованова. - 3-е изд., с исправл. - М.: Медицина, 1995. - 400с., ил.

  1. Анатомия в схемах и таблицах/ Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 576с. - (Среднее профессиональное образование)
  2. В.И. Соколов, Е.И. Чумасов. Цитология, гистология, эмбриология. - М.: « КолосС», 2004. - з51с., ил. - (Учебники и учебные пособия для студентов высш. Учеб. заведений).
  3. Малый атлас рентгеноанатомии/ О.А. Каплунова, А.А. Швырев, А.В. Кондрашев. - Ростов н/Д: Фенгикс, 2012. - 252с., ил. -(Медицина)
  4. Учимся читать анализы: Учебное пособие/Н.А. Ларченко. - 2-е, дополн. и перераб. - Ростов н/Д:Феникс. 2013. -272с. - (Медицина).

            6.http/www.nlr/ru:8101/poix/httml#1 (Библиографическая база данных «Вся Россия»)

            7. http/www.ndce/ru/ ( Электронный каталог учебных изданий)

            8. http// eidos.rsl.ru:8080  (Каталог Российской государственной библиотеки)

 

8.0 ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ И КОНТРОЛЬ ИХ УСВОЕНИЯ:

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ

Название этапа

 занятия

Описание деятельности

(Содержание, формы и  методы)

Цель деятельности

(методич. обоснование)

Время

примерное

Оснащ.

(Дидактическая структура занятия

преподавателя

студентов

1

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих

Староста докладывает об отсутствующих студентах

Привлечение внимания, установление рабочей обстановки, формирование благоприятного климата для занятия

1мин.

Журнал группы

Мотивация учебной деятельности студентов

Активизирует внимание студ.на сущности и социальной значимости темы в соответствии с изучаемыми компетенциями

Подготовка  к выполнению поставленного педагогом  задания

Наличие рабочей тетради

Обоснование темы занятия

Беседа со студентами о социальной  значимости темы. .Преподаватель записывает задачи занятия на доске.

Студенты слушают преподавателя и записывают тему и задачи занятия

Показать практическую значимость  для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, пробудить интерес, активизировать внимание и мышление

2 ми

Доска, мел

цели занятия

Сформировать гражданскую и профессиональную позицию студента в соответствии с компетенциями.

Формируют  заданные позиции.

Обратить внимание и показать конечный результат деятельности студентов на данном занятии, формирование целенаправленности, активизация познавательной деятельности

2мин.

Презентация,

Таблицы.

2

Актуализация опорных знаний

Задает вопросы в устной форме.

Отвечают на вопросы преподавателя и обсуждают ошибки.

Выяснение готовности группы к занятию и формирование единого исходного уровня знаний

Реализация межпредметных связей.

20мин.

Конспекты, учебник, журнал. Презентация,

Таблицы. Муляжи. Рентгеновские снимки.

контроль исходного уровня знаний на протяжении занятия.

3

Систематизация знаний умений и навыков.

Изложение обобщающего материала с одновременным заполнением таблицы №1 (самостоятельно).

Поясняет правила заполнения и цель заполнения таблицы. Раздает Приложение №1. Наблюдение

оперативная обратная связь, предупреждение ошибок, подбадривание, одобрение, похвала,

 индивидуальная помощь

Студенты слушают  преподавателя и одновременно заполняют таблицу №1 самостоятельно.

Определение ориентиров к предстоящей деятельности.

Формирование знаний и умений в соответствии с целями занятия.

Стимулирование познавательной деятельности студентов,

формирование самостоятельности, профессиональной этики, норм общения, ответственности

50мин.

Карта самост. Работы (Приложение №1)

Тетради. Презентация,

Таблицы. Муляжи. Рентгеновские снимки.

4

Закрепление

 изученного материала.

Проводит

заключительный

контроль

Закрепление

 изученного материала.

10мин.

Задание (Приложение №2)

Тетради.

Заключительный контроль

Раздает

задания (Приложение №2).

Проверяет

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы (Приложение №2)

Определение уровня усвоения и достижения  целей занятия, формирование ответственности, освоение компетенций

Журнал

5

Домашнее задание

Определяет тему следующего

Занятия.

Записывают домашнее задание

Глава 10, с.267-283.

Организация управляемой самостоятельной работы студентов на этапе самоподготовки

2мин.

Тетради

6

Подведение итогов

Выставляет оценки в журнал

Слушают оценки

Анализ деятельности группы, демонстрация достигнутого

3мин.

Журнал

9.0 УЧЕБНАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
НА ЗАНЯТИИ

этапы работы

Формируемые

компетенции

Способы выполнения

(описываются ориентировочные основы действий или ссылка на алгоритмы)

вопросы

для самоконтроля

Определение целей и задач

 ОК 1

Знакомятся с презентацией.

Определяют значимость темы

Систематизация знаний и умений

 ОК 1

ПК 4.7.

ПК 4.8

Систематизируют материал в виде конспекта и таблицы.

Устные вопросы и заполнение таблицы. (Приложение №1).

Предварительный контроль

ОК 12.

План ответа по разделам темы.

Устные вопросы, (Презентация).

Выполняют самостоятоятельную  работу

ОК12.

ПК 4.7.

Заполнение таблицы №1 (Приложение №1).

Заполнение таблицы №1 «Физиология пищеварительной системы»..

Закрепление изученного материала

ОК.1

ОК.12 ПК.4.7 ПК.4.8

Выполнение итогового контроля письменно.

Итоговый контроль (Приложение №2).

   10.0 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В критерии оценки уровня подготовки студента по теме занятия входит:

  • уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи;
  • уровень теоретических знаний, продемонстрированных студентом при выполнении заключительных заданий;
  • обоснованность, четкость, краткость изложения ответов.

Результаты достижений студентов в устной и письменной форме по теме оцениваются за каждый вид заданий

"отлично"

"хорошо"

"удовлетворительно"

"неудовлетворительно"

Отметка «5» (отлично) ставится, если студент:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить задание на практике, привести необходимые примеры;

3) Излагает материал последовательно и правильно.

Отметка «4» (хорошо) ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, 1-2 недочета в последовательности излагаемого.

Отметка «3» (удовлетворительно)ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий.

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

11. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анатомия и физиология человека: учеб, для студ. учреждений сред. Проф. образования/И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.-496с.
  2. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ. Ред. Р.Ф. Морозовой. - Изд. 7-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 411с.
  3.  Анатомия человека/ Р.П. Самусев, Ю.М. Селин. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ООО «Издательский дом « Оникс 21 век»: ООО «Мир и Образование», 2002. -576с.,ил.
  4. Анатомия человека: атлас/М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. - М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2007.- 239с., ил.
  5. 5.Оперативная хирургия и топографическая анатомия/ Под ред. Академика РАМН В.В. Кованова. - 3-е изд., с исправл. - М.: Медицина, 1995. - 400с., ил.
  6. Анатомия в схемах и таблицах/ Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 576с. - (Среднее профессиональное образование)
  7. В.И. Соколов, Е.И. Чумасов. Цитология, гистология, эмбриология. - М.: « КолосС», 2004. - з51с., ил. - (Учебники и учебные пособия для студентов высш. Учеб. заведений).
  8. Малый атлас рентгеноанатомии/ О.А. Каплунова, А.А. Швырев, А.В. Кондрашев. - Ростов н/Д: Фенгикс, 2012. - 252с., ил. -(Медицина)
  9. Учимся читать анализы: Учебное пособие/Н.А. Ларченко. - 2-е, дополн. и перераб. - Ростов н/Д:Феникс. 2013. -272с. - (Медицина).
  10. 10.http/www.nlr/ru:8101/poix/httml#1 (Библиографическая база данных «Вся Россия»)
  11. http/www.ndce/ru/ ( Электронный каталог учебных изданий)
  12. http// eidos.rsl.ru:8080  (Каталог Российской государственной библиотеки)

15. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ

16. ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Презентация с конспектом (Приложение №3).

Приложение №1

Во время прослушивания раздела лекции о функциях органов пищеварительной системы, необходимо заполнить таблицу №1.

Задания.

  1. Озаглавить таблицу.
  2. Подписать группу, курс и Ф.И.О. студента.
  3. Заполнить ячейки аккуратно, печатными буквами с читабельными сокращениями ручкой с тонким стержнем.

Приложение №2

Итоговый контроль.

Выполнить в письменном виде задания.

  1. Систематизировать органы пищеварительной системы по следующим критериям: а) «Функциональные комплексы»: первичный (перечислить органы), основной (перечислить органы), заключительный (перечислить органы). Ответ обосновать.

б) «Топографические комплексы».

  1. Расположить перечисленные в таблице №1 функции пищеварительной системы в порядке в порядке приоритетности. Ответ обосновать.

Приложение №3.

Презентация. Конспект.



Предварительный просмотр:

ФИО Студента                                                                                                                                 группа          курс

Орган пищеварительной системы

Метаболистическая функция

Всасывательная функция

Моторная функция

Биотическая функция

Выделительная функция

Ферментативная

Ассимиляционная

Диссимиляционная

Н2О и минеральные соли

Органические мономеры

Ротовая полость/stoma, крупные слюнные железы/gl. salivales major

Ротоглотка/oropharynx

Пищевод/oesophagus

Желудок/ gaster

Двенадцатиперстная кишка/int.duodenum

Поджелудочная железа/pancreas

Печень/ hepar

Тощая кишка/int.jejunum

Подвздошная кишка/int. ileum

Слепая кишка/int.caecum

Ободочная кишка/int. olon, сигмовидная кишка/int sigmoideum

Прямая кишка/int.rectum


Орган пищеварительной системы

Регулирующая функция

Сенсорная функция

Иммунная функция

Гемопоэтическая функция

Нервная

Гуморальная

Наружная

Внутренняя

Специфическая

Неспецифическая

Ротовая полость/ stoma, крупные слюнные железы/gl.salivales major

Ротоглотка/oropharynx

Пищевод/oesophagus

Желудок/ gaster

Двенадцатиперстная кишка/ intestinum duodenum

Поджелудочная железа/gl. pancreas

Печень/ hepar

Тощая кишка/ intestinum jejunum

Подвздошная кишка/intestinum ileum

Слепая кишка/intestinum caecum

Ободочная кишка/int.colon, сигмовидная кишка/ int. sigmoideum

Прямая кишка/int. rectum

Проверил: Преподаватель Анненкова О.Н                                                                                                          Оценка:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...

Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека  Тема «Анатомия и физиология сердца»...

Методические пособия и рекомендации. Учебная дисциплина ОП.02 "Техническая механика"

1. Методическое пособие к решению задач по ОП.02 "Техническая механика"2. Методическое пособие по выполнению практических работ ОП.02 "Техническая механика"...

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Основы анатомии и физиологии кожи и волос

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» является учебным пособием и частью  учебно - методического комплекта по специальности 43.02.02...

Учебно-методическое пособие для обучающихся по УД Анатомия и физиология человека

Учебно-методическое пособиепо УД Анатомия и физиология человекадля специальности 34.02.01. Сестринское дело Анатомия органов мочевой системы.Физиология процесса мочевыделения.Данное учебно-методи...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02. Акушерское дело по дисциплине «Анатомия и физиология человека»

Уважаемые студенты!Перед вами учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Анатомия и физиология человека» с практическими и творческими заданиями по всем разделам...

Методическая разработка практического занятия ОП.02 УД Анатомия и физиология человека Специальность: 34.02.01 Сестринское дело тема: Определение группы крови

Методическая разработка   практического занятияОП.02 УД  Анатомия и физиология человека    Специальность: 34.02.01 Сестринское дело...