Методическое пособие для преподавателей по учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека»
методическая разработка на тему
Методическое пособие для преподавателей
по учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека»
для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1
ЦМК общемедицинских дисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoeposob_anatomiya-_kopiya._doc.doc | 187 КБ |
tablitsy_pvs_1_2.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»
_____________________________________________________________________________
Рассмотрена на заседании общемедицинской ЦМК Протокол № _____от «___»________ 2015 г. Председатель ЦМК ________Непомнящая Н.Л. | УТВЕРЖДАЮ Методист ________/Полонская И.И./ ___ от __________2015 г. |
Теоретическое занятие по теме
Система органов пищеварения
Методическое пособие для преподавателей
по учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека»
для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1
ЦМК общемедицинских дисциплин
Разработано:
Анненковой О.М.
Санкт-Петербург
2015 год
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность теоретического занятия на тему «Система органов пищеварения» заключается в необходимости формирования целостного взгляда как на систему органов пищеварения в частности, так и на роль отдельных органов в функционировании целостного организма.
Цель работы: обобщение ранее изученного материала по разделу «Пищеварительная система» по принципу «от частного к общему».
В этой связи были поставлены следующие задачи:
1.на основании предварительно изученных разделов «Сердечнососудистая система», «Лимфатическая система», «Органы иммуногенеза», «Эндокринная система», «Система крови», элементы «Частной эмбриологии и гистологии» проанализировать закономерности васкуляризации, лимфооттока, иннервации и морфологии органов пищеварительной системы;
2. отметить особенности топографии органов ротовой полости, грудной и брюшной полостей;
3. акцентировать внимание на морфологию полых и паренхиматозных органов системы;
4. отметить положение органов системы по отношению к брюшине;
5.определить филогенетические и онтогенетические закономерности развития органов;
6. обосновать гистологические особенности органов в связи с их функциями;
7. Определить «функциональные комплексы» и аргументировать принятое решение;
8. использовать русскую, латинскую и греческую терминологию по назначению;
9. продемонстрировать многообразие деятельности пищеварительной системы путем заполнения обобщающей таблицы №1 «Физиология органов пищеварения» (см. Приложение);
10. Рационально использовать полученные знания с целью сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.
Новизна проведения занятия. Впервые в моей педагогической практике был применен метод «от обратного». Предпосылкой послужил новый взгляд на учебно-тематическое планирование по дисциплине ОП03 «Анатомия и физиология человека», который мы, преподаватели Анненкова О.М. и Баженова С.И. практикуем с 01.09.2013 г.:
1. разделы дисциплины, изучающие интеграционные процессы в организме, а именно сердечнососудистую, лимфатическую, нервную, эндокринную, сенсорную системы и систему крови, изучаются предварительно разделам спланхнологии;
2. особое внимание уделяется гистологическим особенностям строения органов как в норме, так и в патологии;
3. обращается внимание на элементы топографической и вариантной анатомии, что способствует развитию пространственного и эволюционного мышления будущего специалиста;
4. оценочный анализ зависит не только от объема и глубины понимания изучаемой темы, но и умения использовать биологическую и профессиональную терминологию.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ, ОСНАЩЕНИЕ
- Кабинет № 46, «Анатомия человека и патологическая анатомия»
- Необходимое оснащение : презентация, методическая разработка по теме, учебник, доска, мел, атласы, дидактический материал, рентгеновские снимки, макеты туловища человека, муляжи внутренних органов.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
Кол-во часов, отведенное на изучение данной темы всего: 24 часов, из них 8 час. теоретические, 14 час. практические.
Вид занятия теоретическое.
Продолжительность данного занятия: 90 минут
- АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций: ОК1 , ОК-12, ПК-4.7, 4.8
- ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
обобщить теоретические и практические знания по разделу «Пищеварительная система» и сформировать элементы компетенций: ОК1 , ОК-12, ПК-4.7, 4.8
- ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
- Учебная задача заключается в формировании профессиональных компетенций следующими путями:
- формированием профессиональные умения, необходимые для овладения клиническими учебными дисциплинами: основами патологии, терапией, хирургией, педиатрией, инфекционными болезнями;
- аргументацией использования методов исследования деятельности и строения органов, исход из их биологических особенностей;
- обоснованием употребления лекарственных средств на основе физиологических процессов в органах и системе в целом;
- Развивающая задача заключается в формировании общих компетенций следующими путями:
- анализировании изученного материала;
- развитии навыков самостоятельной работы;
- формировании и укреплении долговременнной памяти;
- помощь в приобретении навыков отделять главное от посредственного;
- обучении в составлении логических взаимосвязей с последующими выводам;
- развитии способностей к поиску, перенесению знания в новые условия;
- использовании и развитии интеллектуального потенциала: анализа, синтеза, сравнения, мыслительной активности, наблюдательности, точности действий, умении анализировать свои ошибки, устанавливать причинно-следственные связи, излагать свои мысли;
- сопровождении исследовательской деятельности.
- Воспитательная задача заключается в формировании общих и профессиональных компетенций следующими путями:
- развитием профессионально значимых, интеллектуальных, гражданских, социально значимых качеств личности;
- поддержании устойчивого интереса к выбранной специальности.
№ | Профессиональные качества | Возможности их формирования через содержание деятельности студентов |
Организованность | При организации рабочего места. | |
Внимательность, такт, ответственность, терпение, уверенность в себе. | При выполнении заданий, общении друг с другом | |
Усидчивости, аккуратности, бережное отношение к рабочему месту, оснащению. | Умение слушать, задавать вопросы, при самостоятельной работе. |
- КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
Номер и название компетенции | Студент должен знать: | Студент должен уметь: |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | 1. Строение и функции пищеварительной системы и отдельных ее органов. 2.Общие принципы классификации морфологии и топографии органов; 3.Особенности кровоснабжения, иннервации и лимфооттока органов; 4. Онтогенез и филогенез и гистологию органов; 5.Методы клинического, лабораторного, инструментального обследования; 6. Значение специфической и неспецифической резистентности. | 1. Показать взаимосвязь органов пищеварительной системы с другими органами организма; 2. Показать значение пищеварительной системы в процессах метаболизма; 3. Использовать специальную терминологию; 4. Аргументировать энтеральное введение лекарственных средств; 5. Объяснить значение органов пищеварительной системы в реакциях иммунного ответа.
|
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | 1. Алгоритм ответа по разделу «Спланхнология»; 2. Условно-патогенные микроорганизмы пищеварительной системы; 3. План эвакуации при пожаре. | 1. Обобщать знания; 2. Заполнять графы таблицы №1 (по Приложению №1) |
ПК-4.7. Организовывать здоровье сберегающую среду. | 1. Гигиену воздуха; 2. Гигиену труда; 3. Гигиену питания. | 1. Грамотно распределять рабочее время; 2. Соблюдать гигиену труда и санэпид режим. |
ПК-4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациента и их окружения. | 1. Значение «здорового пищеварения» (И.П. Павлов) для здоровья организма | 1. Составлять санитарные листы; 2. Проводить беседы по правилам здорового питания. |
5.0. ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
6.0 ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
7.0 ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. образования/И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. - 9-е изд., стер. - М. : Издательский центр«Академия», 2014.-496с.
- Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ. Ред. Р.Ф. Морозовой. - Изд. 7-е, стер.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 411с.
- Анатомия человека/ Р.П. Самусев, Ю.М. Селин.- 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ООО «Издательский дом « Оникс 21 век»: ООО «Мир и Образование», 2002. -576с.,ил.
- Анатомия человека: атлас/М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. - М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2007.- 239с., ил.
Дополнительная литература и интернет-ресурсы:
1.Оперативная хирургия и топографическая анатомия/ Под ред. Академика РАМН В.В. Кованова. - 3-е изд., с исправл. - М.: Медицина, 1995. - 400с., ил.
- Анатомия в схемах и таблицах/ Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 576с. - (Среднее профессиональное образование)
- В.И. Соколов, Е.И. Чумасов. Цитология, гистология, эмбриология. - М.: « КолосС», 2004. - з51с., ил. - (Учебники и учебные пособия для студентов высш. Учеб. заведений).
- Малый атлас рентгеноанатомии/ О.А. Каплунова, А.А. Швырев, А.В. Кондрашев. - Ростов н/Д: Фенгикс, 2012. - 252с., ил. -(Медицина)
- Учимся читать анализы: Учебное пособие/Н.А. Ларченко. - 2-е, дополн. и перераб. - Ростов н/Д:Феникс. 2013. -272с. - (Медицина).
6.http/www.nlr/ru:8101/poix/httml#1 (Библиографическая база данных «Вся Россия»)
7. http/www.ndce/ru/ ( Электронный каталог учебных изданий)
8. http// eidos.rsl.ru:8080 (Каталог Российской государственной библиотеки)
8.0 ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ И КОНТРОЛЬ ИХ УСВОЕНИЯ:
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ | Название этапа занятия | Описание деятельности (Содержание, формы и методы) | Цель деятельности (методич. обоснование) | Время примерное | Оснащ. | |
(Дидактическая структура занятия | преподавателя | студентов | ||||
1 | Организационный момент | Приветствие, проверка присутствующих | Староста докладывает об отсутствующих студентах | Привлечение внимания, установление рабочей обстановки, формирование благоприятного климата для занятия | 1мин. | Журнал группы |
Мотивация учебной деятельности студентов | Активизирует внимание студ.на сущности и социальной значимости темы в соответствии с изучаемыми компетенциями | Подготовка к выполнению поставленного педагогом задания | Наличие рабочей тетради | |||
Обоснование темы занятия | Беседа со студентами о социальной значимости темы. .Преподаватель записывает задачи занятия на доске. | Студенты слушают преподавателя и записывают тему и задачи занятия | Показать практическую значимость для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, пробудить интерес, активизировать внимание и мышление | 2 ми | Доска, мел | |
цели занятия | Сформировать гражданскую и профессиональную позицию студента в соответствии с компетенциями. | Формируют заданные позиции. | Обратить внимание и показать конечный результат деятельности студентов на данном занятии, формирование целенаправленности, активизация познавательной деятельности | 2мин. | Презентация, Таблицы. | |
2 | Актуализация опорных знаний | Задает вопросы в устной форме. | Отвечают на вопросы преподавателя и обсуждают ошибки. | Выяснение готовности группы к занятию и формирование единого исходного уровня знаний Реализация межпредметных связей. | 20мин. | Конспекты, учебник, журнал. Презентация, Таблицы. Муляжи. Рентгеновские снимки. |
контроль исходного уровня знаний на протяжении занятия. | ||||||
3 | Систематизация знаний умений и навыков. Изложение обобщающего материала с одновременным заполнением таблицы №1 (самостоятельно). | Поясняет правила заполнения и цель заполнения таблицы. Раздает Приложение №1. Наблюдение оперативная обратная связь, предупреждение ошибок, подбадривание, одобрение, похвала, индивидуальная помощь | Студенты слушают преподавателя и одновременно заполняют таблицу №1 самостоятельно. | Определение ориентиров к предстоящей деятельности. Формирование знаний и умений в соответствии с целями занятия. Стимулирование познавательной деятельности студентов, формирование самостоятельности, профессиональной этики, норм общения, ответственности | 50мин. | Карта самост. Работы (Приложение №1) Тетради. Презентация, Таблицы. Муляжи. Рентгеновские снимки. |
4 | Закрепление изученного материала. | Проводит заключительный контроль | Закрепление изученного материала. | 10мин. | Задание (Приложение №2) Тетради. | |
Заключительный контроль | Раздает задания (Приложение №2). Проверяет | Выполняют задания. Отвечают на вопросы (Приложение №2) | Определение уровня усвоения и достижения целей занятия, формирование ответственности, освоение компетенций | Журнал | ||
5 | Домашнее задание | Определяет тему следующего Занятия. | Записывают домашнее задание Глава 10, с.267-283. | Организация управляемой самостоятельной работы студентов на этапе самоподготовки | 2мин. | Тетради |
6 | Подведение итогов | Выставляет оценки в журнал | Слушают оценки | Анализ деятельности группы, демонстрация достигнутого | 3мин. | Журнал |
9.0 УЧЕБНАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
НА ЗАНЯТИИ
№ | этапы работы | Формируемые компетенции | Способы выполнения (описываются ориентировочные основы действий или ссылка на алгоритмы) | вопросы для самоконтроля |
Определение целей и задач | ОК 1 | Знакомятся с презентацией. | Определяют значимость темы | |
Систематизация знаний и умений | ОК 1 ПК 4.7. ПК 4.8 | Систематизируют материал в виде конспекта и таблицы. | Устные вопросы и заполнение таблицы. (Приложение №1). | |
Предварительный контроль | ОК 12. | План ответа по разделам темы. | Устные вопросы, (Презентация). | |
Выполняют самостоятоятельную работу | ОК12. ПК 4.7. | Заполнение таблицы №1 (Приложение №1). | Заполнение таблицы №1 «Физиология пищеварительной системы».. | |
Закрепление изученного материала | ОК.1 ОК.12 ПК.4.7 ПК.4.8 | Выполнение итогового контроля письменно. | Итоговый контроль (Приложение №2). |
10.0 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
В критерии оценки уровня подготовки студента по теме занятия входит:
- уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи;
- уровень теоретических знаний, продемонстрированных студентом при выполнении заключительных заданий;
- обоснованность, четкость, краткость изложения ответов.
Результаты достижений студентов в устной и письменной форме по теме оцениваются за каждый вид заданий
"отлично"
"хорошо"
"удовлетворительно"
"неудовлетворительно"
Отметка «5» (отлично) ставится, если студент:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить задание на практике, привести необходимые примеры;
3) Излагает материал последовательно и правильно.
Отметка «4» (хорошо) ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, 1-2 недочета в последовательности излагаемого.
Отметка «3» (удовлетворительно)ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий.
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки
Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
- Анатомия и физиология человека: учеб, для студ. учреждений сред. Проф. образования/И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.-496с.
- Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ. Ред. Р.Ф. Морозовой. - Изд. 7-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 411с.
- Анатомия человека/ Р.П. Самусев, Ю.М. Селин. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ООО «Издательский дом « Оникс 21 век»: ООО «Мир и Образование», 2002. -576с.,ил.
- Анатомия человека: атлас/М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. - М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2007.- 239с., ил.
- 5.Оперативная хирургия и топографическая анатомия/ Под ред. Академика РАМН В.В. Кованова. - 3-е изд., с исправл. - М.: Медицина, 1995. - 400с., ил.
- Анатомия в схемах и таблицах/ Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 576с. - (Среднее профессиональное образование)
- В.И. Соколов, Е.И. Чумасов. Цитология, гистология, эмбриология. - М.: « КолосС», 2004. - з51с., ил. - (Учебники и учебные пособия для студентов высш. Учеб. заведений).
- Малый атлас рентгеноанатомии/ О.А. Каплунова, А.А. Швырев, А.В. Кондрашев. - Ростов н/Д: Фенгикс, 2012. - 252с., ил. -(Медицина)
- Учимся читать анализы: Учебное пособие/Н.А. Ларченко. - 2-е, дополн. и перераб. - Ростов н/Д:Феникс. 2013. -272с. - (Медицина).
- 10.http/www.nlr/ru:8101/poix/httml#1 (Библиографическая база данных «Вся Россия»)
- http/www.ndce/ru/ ( Электронный каталог учебных изданий)
- http// eidos.rsl.ru:8080 (Каталог Российской государственной библиотеки)
15. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ
16. ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
Презентация с конспектом (Приложение №3).
Приложение №1
Во время прослушивания раздела лекции о функциях органов пищеварительной системы, необходимо заполнить таблицу №1.
Задания.
- Озаглавить таблицу.
- Подписать группу, курс и Ф.И.О. студента.
- Заполнить ячейки аккуратно, печатными буквами с читабельными сокращениями ручкой с тонким стержнем.
Приложение №2
Итоговый контроль.
Выполнить в письменном виде задания.
- Систематизировать органы пищеварительной системы по следующим критериям: а) «Функциональные комплексы»: первичный (перечислить органы), основной (перечислить органы), заключительный (перечислить органы). Ответ обосновать.
б) «Топографические комплексы».
- Расположить перечисленные в таблице №1 функции пищеварительной системы в порядке в порядке приоритетности. Ответ обосновать.
Приложение №3.
Презентация. Конспект.
Предварительный просмотр:
Орган пищеварительной системы | Метаболистическая функция | Всасывательная функция | Моторная функция | Биотическая функция | Выделительная функция | |||
Ферментативная | Ассимиляционная | Диссимиляционная | Н2О и минеральные соли | Органические мономеры | ||||
Ротовая полость/stoma, крупные слюнные железы/gl. salivales major | ||||||||
Ротоглотка/oropharynx | ||||||||
Пищевод/oesophagus | ||||||||
Желудок/ gaster | ||||||||
Двенадцатиперстная кишка/int.duodenum | ||||||||
Поджелудочная железа/pancreas | ||||||||
Печень/ hepar | ||||||||
Тощая кишка/int.jejunum | ||||||||
Подвздошная кишка/int. ileum | ||||||||
Слепая кишка/int.caecum | ||||||||
Ободочная кишка/int. olon, сигмовидная кишка/int sigmoideum | ||||||||
Прямая кишка/int.rectum |
Орган пищеварительной системы | Регулирующая функция | Сенсорная функция | Иммунная функция | Гемопоэтическая функция | |||
Нервная | Гуморальная | Наружная | Внутренняя | Специфическая | Неспецифическая | ||
Ротовая полость/ stoma, крупные слюнные железы/gl.salivales major | |||||||
Ротоглотка/oropharynx | |||||||
Пищевод/oesophagus | |||||||
Желудок/ gaster | |||||||
Двенадцатиперстная кишка/ intestinum duodenum | |||||||
Поджелудочная железа/gl. pancreas | |||||||
Печень/ hepar | |||||||
Тощая кишка/ intestinum jejunum | |||||||
Подвздошная кишка/intestinum ileum | |||||||
Слепая кишка/intestinum caecum | |||||||
Ободочная кишка/int.colon, сигмовидная кишка/ int. sigmoideum | |||||||
Прямая кишка/int. rectum |
Проверил: Преподаватель Анненкова О.Н Оценка:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»...
Методические пособия и рекомендации. Учебная дисциплина ОП.02 "Техническая механика"
1. Методическое пособие к решению задач по ОП.02 "Техническая механика"2. Методическое пособие по выполнению практических работ ОП.02 "Техническая механика"...
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Основы анатомии и физиологии кожи и волос
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» является учебным пособием и частью учебно - методического комплекта по специальности 43.02.02...
Учебно-методическое пособие для обучающихся по УД Анатомия и физиология человека
Учебно-методическое пособиепо УД Анатомия и физиология человекадля специальности 34.02.01. Сестринское дело Анатомия органов мочевой системы.Физиология процесса мочевыделения.Данное учебно-методи...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02. Акушерское дело по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Уважаемые студенты!Перед вами учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Анатомия и физиология человека» с практическими и творческими заданиями по всем разделам...
Методическая разработка практического занятия ОП.02 УД Анатомия и физиология человека Специальность: 34.02.01 Сестринское дело тема: Определение группы крови
Методическая разработка практического занятияОП.02 УД Анатомия и физиология человека Специальность: 34.02.01 Сестринское дело...