Методическое пособие для проведения практического занятия "Дезинфекция помещений"
учебно-методическое пособие
Методическое пособие разработано для проведения практического занятия по профессиональному модулю ПМ. 04. МДК 04.02. "Безопасная среда для пациента и персонала". На занятии студенты знакомятся с методами и способами дезинфекции помещений и закрепляют пройденный материал путем решения практических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dezinf._pomeshch._s.d.docx | 128.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для проведения практического занятия
(для преподавателя)
Дезинфекция помещений
ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
(Младшая медицинская сестра по уходу за больными)
МДК.04.02 Безопасная среда для пациента и персонала
Специальность: 34.02.01. Сестринское дело
Москва
2018 г.
Утверждено Методическим советом Протокол № от « » 2018 г. Председатель _______________/__________ ФИО подпись | |
Одобрено ЦМК № 4 Протокол № от « » 2018 г. Председатель ЦМК | |
_____________/ _______________ ФИО подпись Согласовано с методистом ____________/________________ ФИО подпись | |
Автор: Кудлаева Т.М., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2» |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Аннотация 4 |
Введение 5 |
Оснащение занятия 8 |
Технологическая карта занятия 9 |
Критерии итоговой оценки за занятие 10 |
Глоссарий 11 |
Актуализация темы 13 |
Содержание нового материала 14 |
Приложение 1. 21 |
Приложение 2. 24 |
Приложение 3. 38 |
Литература 41 |
Аннотация
Данное методическое пособие предназначено для проведения практического доклинического занятия по теме «Дезинфекция помещений» профессионального модуля ПМ 04. МДК 04.02.
Занятие рассчитано на 2 часа.
Методическое пособие может так же использоваться обучающимися для подготовки к квалификационному экзамену по профессиональным модулям ПМ 04. МДК 04.02.
Введение
(пояснительная записка)
Данное методическое пособие разработано в помощь преподавателям при проведении занятий по профессиональным модулям ПМ 04.«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)», МДК.04.02 «Безопасная среда для пациента и персонала».
Методическое пособие предназначено для реализации следующей задачи – дать обучающимся достаточный объём знаний по теме «Дезинфекция помещений».
Цель данного методического пособия - подбор целесообразных методов обучения по основным вопросам занятия, в повышении эффективности процесса обучения на занятии, в осмыслении основных практических навыков и умений, в определении полезных методических советов и рекомендаций, раскрывающих содержание и методику учебной работы на занятии.
На данном занятии студенты знакомятся с методами и способами дезинфекции помещений. Закрепляют материал с помощью вопросов, ситуационных задач, заданий в форме тестового контроля.
Значение дезинфицирующего режима в профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) огромно. Данный материал, необходим для того, чтобы грамотно поддерживать дезинфицирующий режим в лечебных организациях, а именно, способствовать предупреждению или снижению уровня ИСМП.
Методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС нового поколения к уровню подготовки студентов медицинских колледжей по профессиональным модулям ПМ 04., специальности 34.02.01. Сестринское дело.
Достижение данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:
Код/шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции | Критерии оценки |
Общие компетенции | |||
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Предоставление обучающимся возможности самостоятельно оценить правильность выполнения действий. | Сопоставление с эталоном (инструкцией). |
Профессиональные компетенции | |||
ПК 5. | Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте. | Организация проведения ситуационных производственных заданий. | Согласно эталонам и критериям оценки выполнения задания. |
Тема занятия: Дезинфекция помещений
Время, отведенное на изучение темы: 90 минут
Место проведения: кабинет доклинической практики
Вид занятия: доклиническое практическое
Методика проведения занятия: сочетание традиционных и активных методов обучения (работа «малыми» группами).
Общая цель:
Приобретение обучающимися знаний и умений по обеспечению инфекционной безопасной среды для пациентов и персонала.
Конкретные цели:
После изучения темы обучающийся должен знать
- принципы санитарно - противоэпидемического режима
- виды помещений в лечебных организациях
- методы и способы дезинфекции помещений
После изучения темы обучающийся должен уметь
- проводить дезинфекцию режимных помещений
- проводить дезинфекцию не режимных помещений
- проводить дезинфекцию санитарно – технического оборудования
Иметь практический опыт: на практическом занятии отрабатывать умение:
проводить дезинфекцию режимных и не режимных помещений, дезинфекцию санитарно – технического оборудования.
Оснащение занятия:
1. Методическое обеспечение:
- методическое пособие для преподавателя – 1 шт.
- методическое пособие для обучающихся – 12 шт.
2. Материальное обеспечение:
( из расчета на одну бригаду)
- емкости для приготовления дезинфицирующих средств – 12 шт.
- емкости (флаконы) с «дезинфицирующими средствами» - 20 шт.
- градуированные стаканчики – 10 шт.
- емкости для проведения уборки – 20 шт.
- ветошь для проведения уборки – 12 шт.
- перчатки - 12 шт.
- маски – 12 шт.
3. Технические средства обучения:
- мультимедийная установка
Технологическая карта занятия
№ п/п | Этап занятия | Время | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организационный момент | 5 | Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия. | Записывают в тетради тему и цели занятия. | |
2. | Актуализация темы. Определение исходного уровня знаний | 15 | Устный | Актуализирует тему: Определяет исходный уровень знаний студентов – задает вопросы, корректирует ответы | Отвечают на вопросы преподавателя |
3. | Изучение нового материала | 15 | Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный | Мотивирует студентов к изучению нового материала. Объясняет студентам новый материал | Записывают в рабочие тетради новый материал. |
4. | Закрепление материала (решение ситуационных задач) | 30 | Репродуктивный (решение практических ситуационных задач) | Выдает задания, инструктирует студентов, корректирует ответы. Задает вопросы по материалу | Выполняют задания: решение практических ситуаций. Объясняют их, отвечают на вопросы преподавателя |
5. | Рубежный контроль | 15 | Программированный (тестовый контроль) | Организует работу студентов на этапе контроля. Раздает задания в форме тестового контроля. Корректирует ответы студентов | Выполняют задания в форме тестового контроля. Обсуждают, отвечают на вопросы преподавателя |
6 | Рефлексия | 5 | Проблемный | Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей | Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, причины возникших затруднений и достигнутых успехов |
7. | Итоги занятия | 5 | Оценивает работу группы, выставляет отметки, дает задание на дом | Записывают задание на дом | |
Итого: 90 мин. |
Критерии итоговой оценки за занятие
Фронтальный опрос (в баллах) | Решение ситуационных задач (в баллах) | Выполнение заданий в форме тестового контроля (в баллах) |
«2» – студент в полном объеме ответил на вопрос «1» - студент допустил неточность при ответе «0» – студент неверно ответил на вопрос | «3» - студент верно в полном объеме выполнил первое задание и второе задание. «2» - студент выполнил в полном объеме одно задание и не полностью второе задание. «1» - студент выполнил в полном объеме одно задание и не выполнил второе. «0» - студент не выполнил оба задания. | «1» – если студент выбрал один правильный ответ из четырех. «0» - студент неверно ответил на задание (см. таблицу: критерии оценки заданий в форме тестового контроля) |
Итоговая оценка студента на занятии: отметка «5» - 20 баллов фронтальный опрос 3 балла выполнение ситуационных практических заданий 14 – 15 баллов задания в форме тестового контроля отметка «4» - 10 баллов фронтальный опрос 2 балла выполнение ситуационных практических заданий 11-13 баллов задания в форме тестового контроля отметка «3» - 0 баллов фронтальный опрос 1 балл выполнение ситуационных практических заданий 7-10 баллов задания в форме тестового контроля отметка «2» - 0 баллов фронтальный опрос 0 баллов выполнение ситуационных практических заданий 0 - 6 баллов и менее задания в форме тестового контроля |
Глоссарий
Термин | Определение |
Дезинфекция | Комплекс мероприятий, направленных на уничтожение патогенных и условно патогенных микроорганизмов |
Контаминация | Обсеменение - попадание (внесение) потенциально опасных для здоровья человека микроорганизмов на неживые объекты внешней среды (напр., продукты питания, предметы обихода, медицинский инструментарий, лекарственные препараты и др.), которые могут послужить фактором передачи болезни людям |
Деконтаминация | Процесс удаления или уничтожения микроорганизмов в целях обеспечения инфекционной безопасности |
Экспозиция | Время, необходимое для процесса дезинфекции |
Параметры токсичности | Возможность применения дезинфицирующих средств в присутствии людей |
ПМ 03.
Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях
ПМ 02.
Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах
Этапы занятия
1 этап занятия – организационный момент (5 мин.).
Преподаватель проверяет присутствующих, их внешний вид, готовность к занятию.
Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия.
2 этап занятия - актуализация темы, определение исходного уровня знаний студентов. (15 мин.)
Основная цель 2 этапа это
- мотивация студентов на изучение темы. Очень важно, чтобы студент понял тему. А также, оценил ее важность и значение в практической деятельности
- возможность определить объем и знания, которые имеются у студентов по данной теме.
Актуализация темы
Непременным условием реализации механизма передачи эпидемического процесса является наличие возбудителей инфекционных заболеваний на различных объектах внешней среды, при контакте с которыми происходит заражение людей. Для снижения интенсивности инфекционной заболеваемости и ликвидации отдельных инфекционных болезней проводятся противоэпидемические мероприятия, направленные на уничтожение возбудителей болезней (бактерии, вирусы, риккетсии, простейшие, грибы, токсины и др.) различными способами.
Дезинфекция является одним из существенных звеньев комплекса противоэпидемических мероприятий в целом.
Вопрос уборки помещений в лечебно – профилактических организациях таит в себе немало сложностей и имеет огромное значение в сохранении безопасности больничной среды.
Дальнейшее обсуждение темы преподаватель проводит в форме фронтальной беседы, во время которой определяет: насколько правильно студенты поняли основные вопросы темы:
- понятие «Дезинфекция»
- основная цель дезинфекции
- виды дезинфекции
- проведение влажной уборки помещения
- проведение генеральной уборки помещения
- методы дезинфекции
- основные требования при проведении дезинфекции помещений
Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы (см. Приложение 1). Эталоны ответов и критерии оценки также прилагаются. Тем самым у преподавателя появляется возможность:
- проверить насколько понял и разобрался студент с теоретическим материалом во время самостоятельной подготовки (вопросы для самоподготовки заданы предварительно)
- оценить исходный уровень знаний студентов по результатам их самостоятельной подготовки (вопросы для самоподготовки заданы предварительно)
Такая форма проверки позволит выявить основные пробелы в знаниях студентов и построить дальнейшую работу на их устранение.
3 этап занятия – изучение нового материала (15 мин)
Преподаватель излагает теоретическое содержание материала «Дезинфекция помещений».
Содержание нового материала
Дезинфекция помещений
В медицинских учреждениях дезинфекции подлежат не только медицинские изделия и расходные материалы, которые используются в процессе лечения, но и помещения. Периодичность обработок, порядок выбора средств и способы обеззараживания регламентируются санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СаН ПиН 2.1.3. 2630-2010 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ").
Доказано, что, качественная дезинфекция медицинских помещений значительно снижает риск передачи опасных инфекционных заболеваний от здоровых людей к больным как среди пациентов, так и среди сотрудников учреждений.
Эффективность дезинфекции зависит от таких факторов, как:
- устойчивость микроорганизмов к воздействию химических средств и физических факторов
- интенсивность микробиологического загрязнения
- наличие благоприятной органической среды на объектах
- особенности обрабатываемых поверхностей
- концентрация дезинфицирующего агента
- время воздействия
- вид обработки.
Основные методы обеззараживания помещений:
- механический – проветривание, протирание поверхностей, стирка белья, обработка мебели, стен, полов пылесосом
- физический – обработка горячим паром, кипячение с добавлением натрия двууглекислого, обеззараживание ультрафиолетовым излучением
- химический – обработка стен, мебели, полов, потолков и оборудования химическими веществами в виде растворов, тумана или газа
- биологический – применение бактериофагов для уничтожения болезнетворных микроорганизмов.
Дезинфекция всех медицинских помещений может быть профилактической и очаговой. Для профилактики и защиты людей от возможного заражения практикуют ежедневные влажные уборки с применением дезинфицирующих средств. Один раз в неделю следует проводить генеральную уборку операционных и перевязочных кабинетов (режимных помещениях). В случае возникновения или высокой вероятности появления инфекционного заболевания проводят очаговую дезинфекцию.
Способы обработки помещений в поликлиниках, стационарах, стоматологических кабинетах и приемных отделениях будут отличаться. Расчет расхода дезинфицирующих средств во время обработки помещений осуществляют исходя из сложности ситуации и вида обработки. Можно использовать только дезинфицирующие средства, входящие в реестр Роспотребнадзора.
Особенности дезинфекции в лечебно-профилактических учреждениях
- Значительное число нездоровых людей, посещающих медицинские учреждения, создают благоприятную среду для развития патогенных микроорганизмов. Микробы и вирусы в таких помещениях распространяются с немыслимой скоростью.
- Проведение дезинфекционных мероприятий имеет некоторые сложности: в большинстве случае они должны проводиться в присутствии людей.
- К тому же в помещениях обычно есть объекты, обсемененные патогенными микроорганизмами, а сами микробы могут проявлять устойчивость к дезрастворам.
Под санитарной обработкой поверхностей в помещениях ЛПО подразумевается их очистка от грязи, пыли, субстратов биологического происхождения и дезинфекция, то есть уничтожение на поверхности микроорганизмов – возбудителей инфекционных заболеваний. Другими словами, в помещениях лечебно профилактических организаций, необходимо строго соблюдать санитарно – эпидемиологический режим, в соответствии с санитарными правилами и нормами.
Цель санитарно - эпидемиологического режима - предупреждение распространения инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи (ИСМП)
С целью соблюдения санитарно – эпидемиологического режима необходимо регулярно проводить уборку помещений, обработку поверхностей в помещениях.
Все помещения в лечебных организациях делятся на:
1. Режимные
- операционный блок, процедурные кабинеты, перевязочные кабинеты, смотровые кабинеты, стоматологические кабинеты, родильные залы, палаты интенсивной терапии, пищеблок, раздаточные, санитарные комнаты и др.
2. Не режимные:
- палаты, холлы, ординаторская, сестринская и др.
Наиболее жесткие требования предъявляются к санитарному состоянию инфекционных, хирургических, акушерских стационаров, к режимным помещениям лечебных организаций.
от профиля ЛПО и функционального назначения конкретного помещения зависят:
- порядок проведения санитарной обработки поверхностей в помещениях
- необходимость использования моющих или дезинфицирующих средств
- частота проведения обработок
С целью поддержания санитарно-гигиенических условий в помещениях ЛПО проводят
влажную уборку и генеральную уборку.
Вид уборки | Время проведения | Примечание |
Влажная (профилактическая) | Перед началом работы | Проводится уборка и дезинфекция рабочих мест |
Влажная (текущая) | В течение рабочего дня | После каждого пациента проводится уборка и дезинфекция использованного оборудования |
Влажная (заключительная) | В конце рабочего дня | Уборка и дезинфекция использованного инвентаря, влажная уборка помещения |
Генеральная | В режимных помещениях - 1 раз в неделю. В не режимных помещениях - 1 раз в месяц | Проводится уборка и дезинфекция всего помещения и всех рабочих мест |
Общие требования к проведению влажной уборки в помещениях
- Влажная уборка проводится младшим медицинским персоналом, под контролем медицинской сестры.
- Влажная уборка помещений (мытье полов, протирание мебели, оборудования, подоконников, дверей т.д.) осуществляется не реже 2 раз в сутки, а при необходимости чаще
- Влажная уборка проводится с применением моющих (мыльно-содовых, других растворов, разрешенных органами и учреждениями санэпидслужбы) и дезинфицирующих средств (при каждой обработке не менее 2 раз в сутки)
- Для проведения уборки используется уборочный инвентарь:
- чистая тканевая салфетка, промаркированная для каждого вида обрабатываемой поверхности;
- отдельная емкость, промаркированная для каждого вида обрабатываемой поверхности (пола, стен и др.)
- промаркированная швабра
- Весь уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры и др.) должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ (например, для мытья полов в процедурном кабинете), использоваться строго по назначению.
- После проведения уборки весь уборочный инвентарь необходимо
- погрузить в дезинфицирующее средство на 60 мин (или другое регламентирующее время)
- промыть под проточной водой
- сушить и хранить в специально отведенном шкафу или помещении.
Этапы проведения влажной уборки в помещении
I - этап
- надеть специальную одежду, предназначенную для проведения влажной уборки в помещении
- смочить чистую тканевую салфетку (ветошь) в дезинфицирующем растворе и обработать все поверхности помещения, используя емкость для текущей уборки (концентрацию раствора использовать согласно методическим указаниям/инструкции по применению раствора) примечание: стены обрабатывать на уровне не меньше одного метра от пола
II - этап
- другой чистой тканевой салфеткой (ветошью) смыть дезинфицирующий раствор
примечание: если дезинфицирующее средство не требует смывания, обработка включает только протирание поверхностей дезинфицирующим средством с последующим облучением бактерицидной лампой.
III - этап
- включить бактерицидную лампу для дезинфекции воздуха воздух в помещении примечание:
- время работы бактерицидной лампы (экспозиция) рассчитывается исходя из данных паспорта конкретной бактерицидной лампы и площади обрабатываемого помещения.
- время работы бактерицидной лампы рекомендуется фиксировать в журнале учета работы бактерицидных ламп
IV- этап
- проветрить помещение до полного исчезновения запаха озона
V - этап
- уборочный инвентарь погрузить в дезинфицирующее средство на 60 мин (или другое регламентирующее время)
- промыть под проточной водой
- сушить и хранить в специально отведенном шкафу или помещении.
Во время работы процедурного кабинета дезинфекция проводится после каждой процедуры
- ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, обрабатывается подушка под руку, жгут, клеенка, поверхность рабочего стола.
Общие требования к проведению генеральной уборки в помещениях
- Генеральная уборка проводится медицинским персоналом в соответствии с утвержденным графиком (в режимных помещениях 1 раз в неделю, в нережимных - 1 раз в месяц) .
- Генеральная уборка проводится совместно младшим и средним медицинским персоналом отделения .
- Генеральная уборка предполагает обработку раствором дезинфицирующего средства стен до потолка, пола, рабочих и труднодоступных поверхностей, оборудования, окон, в том числе внутренних поверхностей оконных стекол (по графику).
- При работе одним наименованием дезраствора, применяется более высокая концентрация, чем при текущей дезинфекции, или производится замена дезсредства.
- Для генеральной уборки выделяется отдельный комплект уборочного оборудования (ведра, швабры, тряпки).
- Для генеральной уборки выделяется отдельный комплект одежды (халат, маска, шапочка, перчатки).
- Генеральная уборка производится сверху вниз, от «чистого» к «грязному».
Этапы проведения генеральной уборки
(последовательность действий)
I этап:
- надеть одежду, предназначенную только для генеральной уборки (спецодежда)
- по возможности отодвинуть от стен мебель и оборудование для уборки стен и пола за ними
- нанести на все поверхности чистой ветошью (1-я чистая ветошь) дезинфицирующий раствор, выдержать экспозицию
II этап
- провести механическую очистку потолка, стен, подоконников, пола от загрязнений, используя чистую ветошь (2-я ветошь) и моющий раствор
- смыть моющий раствор водопроводной водой (3-я чистая ветошь)
Примечание: при использовании дезинфицирующего средства совмещенного с моющим эффектом, механическая очистка может быть совмещена с дезинфекцией (первый и второй этап уборки могут быть совмещены в один).
III этап
- провести кварцевание помещения (с учетом паспорта по применению бактерицидной установки).
IV этап
проветрить помещение до полного исчезновения запаха озона
V этап
- провести дезинфекцию уборочного инвентаря
- промыть уборочный инвентарь, просушить
- хранить в специально отведенном помещении для уборочного инвентаря или в отдельном шкафу
VI этап
- снять использованную одежду, погрузить в дезинфицирующий раствор
- вымыть руки
- отметить проведение генеральной уборки в специальном журнале
После проведения генеральной уборки необходимо провести бактериальный контроль.
Примечание:
- Для сочетания процесса дезинфекции с мытьем целесообразно использовать дезсредства, обладающие и моющим действием (лизоформин, септабик и др.).
- Если обработка проводится в присутствии больного, нельзя использовать сильно раздражающие и летучие средства.
- Для дезинфекции небольших, труднодоступных мест, а также для экстренной обработки небольших поверхностей можно использовать ручные распылители типа «Росинка» или аэрозоли.
- Если для обработки поверхностей используется способ орошения из гидропульта, персонал должен соблюдать меры защиты, обработка проводится в отсутствии больных.
- Протирка стекол должна проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 3-4 месяцев снаружи. Окна моют 0.5 % раствором нашатырного спирта ( 1 ст. .ложка на 1 л воды) или спец. стеклоочистителями.
- Проветривание помещений не менее 4 раз в сутки.
Дезинфекция санитарно – технического оборудования
Дезинфекция унитазов, умывальников, ванн проводится методом двукратного протирания с интервалом 15 мин (или другого регламентированного времени).
Администрация ЛПО организует предварительный и периодический (не реже 1 раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно - гигиенического режима и технологии уборки.
Основные законодательные акты, регламентирующие санитарно – эпидемиологический режим в лечебных организациях:
№ 408 от 12.07.89
«О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране»
№ 720 от 31 июля 1978 г.
«Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекции»
СанПиН 2.1.3.2630-10
«Санитарно – эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
Руководство Р 3.5.1904-04
«Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях»
СанПиН 2.1.7.2790-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»
4 этап занятия – закрепление материала. - 30 мин.
Преподаватель предлагает студентам самостоятельно выполнить задания в виде ситуационных задач. Корректирует их действия. Задает вопросы по материалу.
Студенты самостоятельно выполняют задания, отрабатывают умения. Студенты отвечают на вопросы преподавателя.
Ситуационные задачи, эталоны ответов к ним, критерии оценки прилагаются (см. Приложение 2.)
5 этап занятия - рубежный контроль, на который отводится 15 мин
Преподаватель предлагает студентам выполнить задания в форме тестового контроля (см. Приложение 3.)
6 этап занятия– рефлексия (5 мин).
Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.
7 этап занятия – итоги занятия (5мин.)
Преподаватель оценивает работу группы (см. «Рейтинговый контроль»). На основании полученных баллов, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом.
Задание на дом:
Тема: «Дезинфекция изделий медицинского назначения»
Вопросы для самоподготовки студентов
1. Дезинфекция изделий одноразового применения:
2. Дезинфекция изделий многоразового применения
3. Дезинфекция термометров
4. Смена и дезинфекция постельного и нательного белья:
5. Обработка посуды
6. Дезинфекция пузыря со льдом, грелки
7. Дезинфекция клеенки, кушетки
8. Дезинфекция суден, мочеприемников
Литература:
1. Мухина С. А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2013г. – стр. 353 – 363.
2. Материал лекции – тема: «Дехинфекция».
Приложение 1.
Вопросы для фронтального опроса
Тема: Дезинфекция помещений
- Назовите основную цель санитарно – эпидемиологического режима в лечебных организациях
- Назовите основную цель дезинфекции
- Назовите помещения режимного типа
- Назовите помещения не режимного типа
- Какой метод дезинфекции наиболее широко используется в лечебных учреждениях?
- Какой метод дезинфекции наиболее доступный и безопасный для медицинских работников?
- От чего зависит выбор метода дезинфекции?
- Как часто проводят уборку в режимных помещениях?
- Как часто проводят уборку в не режимных помещениях?
- Какие требования предъявляются к уборочному инвентарю предназначенного для проведения уборки в лечебных помещениях?
Эталон ответов
Фронтальный опрос
Тема: Дезинфекция помещений
Вопрос 1. Назовите основную цель санитарно – эпидемиологического режима
Целью санитарно – эпидемиологического режима является предупреждение распространения внутрибольничной инфекции
Вопрос 2. Назовите основную цель дезинфекции
Цель дезинфекции – удаление или уничтожение микроорганизмов на объектах внешней среды палат и функциональных помещений ЛПУ, медицинском оборудовании и инструментария для предотвращения заражения пациента и/или медперсонала.
Дезинфекция направлена на профилактику внутрибольничной инфекции у пациентов и персонала лечебно – профилактического учреждения.
Вопрос 3. Назовите помещения режимного типа
К помещениям режимного типа относятся – операционные, предоперационнве, смотровые кабинеты, процедурные кабинеты, перевязочные кабинеты, эндоскопические кабинеты, санитарные помещения
Вопрос 4. Назовите помещения не режимного типа
К помещениям не режимного типа относятся – палаты, ординаторские, сестринские кабинеты, холлы
Вопрос 5. Какой метод дезинфекции наиболее широко используется в лечебных учреждениях?
В лечебных учреждениях чаще всего применяют химический метод дезинфекции (используются дезинфицирующие средства, антисептики)
Вопрос 6. Какой метод дезинфекции наиболее доступный и безопасный для медицинских работников?
Самым надежным и безопасным для персонала является физический метод дезинфекции
Вопрос 7. От чего зависит выбор метода дезинфекции
Выбор метода обеззараживания зависит от
- числа и вида микроорганизмов, подлежащих уничтожению
- материала, из которого изготовлен обеззараживаемый объект
- степени риска пациентов и медперсонала
- конструктивных особенностей изделия
Вопрос 8. Как часто проводят уборку в режимных помещениях?
Уборку в режимных помещениях проводят 1 раз в 7 – 10 дней
Вопрос 9. Как часто проводят уборку в не режимных помещениях?
Уборку в режимных помещениях проводят 1 раз в месяц
Вопрос 10. Какие требования предъявляются к уборочному инвентарю предназначенного для проведения уборки в лечебных помещениях?
Требования, предъявляемые к уборочному инвентарю:
- уборочный инвентарь должен быть промаркирован
- после проведения уборки уборочный материал необходимо продезинфицировать, прополоскать
- уборочный материал храниться в отдельном шкафу или помещении, предназначенном для хранения уборочного материала (например, в санитарной комнате)
Критерии оценки:
«2» балла – студент в полном объеме ответил на вопрос
«1» балл - студент допустил неточность при ответе
«0» – студент неверно ответил на вопрос
Приложение 2.
Ситуационные задачи к занятию
(текущий контроль)
тема: Дезинфекция помещений
Задача 1.
Иванова А.А. принята на работу в городскую клиническую больницу на должность палатной санитарки терапевтического отделения. В первый рабочий день ей было поручено провести генеральную уборку палаты. Для уборки выдали дезинфицирующее средство «АЛАМИНОЛ».
Задание
1. Определите тип помещения и частоту проведения генеральной уборки в нем.
2. Проведите инструктаж по проведению генеральной уборки в палатах с использованием дезинфицирующего средства «АЛАМИНОЛ».
Задача 2.
Процедурная медицинская сестра пришла на рабочее место в 7.30 утра (согласно внутреннего распорядка ЛПУ и функциональным обязанностям процедурной медицинской сестры). До начала работы (8.00 утра) она должна подготовить процедурный кабинет к работе - приготовить рабочий раствор дезинфицирующего средства «ЛИЗИТОЛ АФ» и провести уборку кабинета.
Задание
1. Определите вид предстоящей уборки.
2. Проведите уборку процедурного кабинета перед началом работы.
Задача 3.
Медицинская сестра процедурного кабинета с 11.00 до 12.00 часов выполняла врачебные назначения пациентам – внутримышечные и подкожные инъекции. Набор лекарственных средств из ампул и флаконов проводила на рабочем процедурном столе. После завершения выполнения манипуляций на рабочем столе остались лекарственные загрязнения, использованные лотки, пинцет.
Задание
1. Определите вид предстоящей уборки
2. Проведите обработку процедурного кабинета после выполнения внутримышечных и подкожных инъекций
Задача 4.
В операционном блоке хирургического отделения в течение рабочего дня проводились плановые операции. По окончанию последней четвертой операции операционной санитарке и операционной сестре необходимо провести уборку операционного блока (согласно санитарно – эпидемиологическим требованиям).
Задание
1. Определите вид уборки в операционном блоке после операции.
2. Проведите уборку операционного блока после окончания плановых операций.
Задача 5.
В травматологическое отделение городской больницы бригадой «скорой помощи» доставлен пациент с переломом бедра.
Во время оценки состояния пациента было установлено: пациент состоит на учете в туберкулезном отделении по поводу заболевания «туберкулез легких». Так же при объективном исследовании отмечено: у пациента кашель с выделением мокроты.
Учитывая данные, собранные при оценке состояния, пациента госпитализировали в отдельную палату (как источник инфекции).
В травматологическом отделении для работы используют дезинфицирующее средство «АЛАМИНОЛ».
Задание
1. Определите вид и цель уборки, которую необходимо проводить в палате.
2. Проведите уборку в палате.
Задача 6.
После проведенной операции в палату реанимационного отделения доставлен пациент, в анамнезе которого вирусный гепатит В. Через два дня пациента перевели в хирургический стационар больницы.
Задание
1. Определите вид и цель уборки, которую необходимо провести в палате после перевода пациента в стационар.
2. Проведите уборку в палате после перевода пациента в стационар.
Задача 7.
Каждое утро с 8.00 - 9.00 медицинская сестра процедурного кабинета берет у пациентов кровь из вены для проведения биохимического исследования.
Согласно санитарно – эпидемиологическим требованиям после каждой процедуры (взятие крови из вены пациента) необходимо провести дезинфекцию в процедурном кабинете.
Задание
1. Определите вид и цель проведения дезинфекции в процедурном кабинете.
2. Проведите дезинфекцию процедурного кабинета после проведения процедуры в соответствии с санитарными правилами.
Задача 8.
Пациент А. врачом поликлиники направлен на лечение в урологическое отделение больницы. После осмотра и оформления соответствующей медицинской документации в приемном отделении, пациента сопроводили в урологическое отделение.
Согласно действующим санитарно – эпидемиологическим требованиям, после каждого осмотра пациента в приемном отделении необходимо провести дезинфекцию помещения.
Задание
1. Определите вид и цель проведения дезинфекции в приемном отделении.
2. Проведите дезинфекцию помещения в приемном отделении после осмотра пациента.
Задача 9.
В операционном блоке больницы 1 раз в неделю (каждую среду) проводят генеральную уборку (согласно требованиям санитарно – эпидемиологического режима). Плановые операции в этот день не проводятся.
Задание
1. Определите вид и цель проведения генеральной уборки в операционном блоке.
2. Проведите генеральную уборку в операционном блоке.
Задача 10.
Медицинская сестра перевязочного кабинета каждое утро перед началом работы подготавливает кабинет к работе: проводит уборку, готовит рабочие растворы дезинфицирующих средств.
Задание
1. Определите вид и цель проведения уборки в перевязочном кабинете перед началом работы.
2. Проведите уборку перевязочного кабинета перед налом работы.
Задача 11.
В стоматологическом кабинете врач удалил пациенту зуб. После чего медицинская сестра должна провести уборку.
Задание
1. Определите вид и цель проведения уборки в стоматологическом кабинете после удаления зуба пациенту.
2. Проведите уборку стоматологического кабинета.
Задача 12.
В перевязочном кабинете хирургического отделения врач с медицинской сестрой провели перевязки пациентам. После окончания работы медицинская сестра должна провести уборку помещения. В отделении используется дезинфицирующее средство «ЛИЗИТОЛ АФ».
Задание
1. Определите вид и цель проведения уборки в перевязочном кабинете после окончания работы.
2. Проведите уборку перевязочного кабинета после окончания работы.
Эталон ответов к ситуационным задачам
(текущий контроль)
тема занятия: Дезинфекция помещений
Задача 1.
Иванова А.А. принята на работу в городскую клиническую больницу на должность палатной санитарки терапевтического отделения. В первый рабочий день ей было поручено провести генеральную уборку палаты. Для уборки выдали дезинфицирующее средство «АЛАМИНОЛ».
Задание:
1. Определите тип помещения и частоту проведения генеральной уборки в нем.
2. Проведите инструктаж по проведению генеральной уборки в палатах с использованием дезинфицирующего средства «АЛАМИНОЛ».
ОТВЕТ
1. Палаты терапевтического отделения относятся к не режимным помещениям. Генеральная уборка в них проводится 1 раз в месяц.
2. Инструктаж по проведению генеральной уборки в палатах с использованием дезинфицирующего средства «АЛАМИНОЛ»
1. Перед проведением генеральной уборки необходимо надеть специальную одежду, предназначенную для генеральной уборки (халат, шапочку, перчатки, маску).
2. Приготовить рабочий раствор дезинфицирующего средства «АЛАМИНОЛ».
примечание:
- учитывая бактериальное происхождение инфекции в палатах терапевтического профиля (согласно инструкции по применению дезинфицирующего средства «АЛАМИНОЛ»), для генеральной уборки используется 1% рабочий раствор
- для приготовления 1% рабочего раствора «АЛАМИНОЛ» необходимо взять 10,0 мл. дезинфицирующего средства «АЛАМИНОЛ» и 990,0 мл воды (из расчета на 1 л. воды)
3. Приготовить моющий раствор из расчета: 5 г. моющего средства на 1 литр воды.
4. Приготовить уборочный инвентарь:
- емкости для мытья стен, подоконников, мебели, пола
- швабра для стен, швабра для пола
- чистые тканевые салфетки (ветошь) для стен, мебели, пола
примечание: использовать промаркированные тканевые салфетки (ветошь), промаркированный уборочный инвентарь.
5. Перед проведением уборки по возможности отодвинуть от стен мебель и оборудование на середину палаты.
6. Провести механическую очистку потолка, стен, подоконников, пола от загрязнений, используя чистую тканевую салфетку (ветошь) и моющий раствор.
7. Нанести на все поверхности чистой тканевой салфеткой (ветошью) 3% дезинфицирующий раствор «АЛАМИНОЛ», выдержать экспозицию.
8. Смыть дезинфицирующий раствор водопроводной водой (другая чистая ветошь).
примечание: при использовании дезинфицирующего средства совмещенного с моющим эффектом, механическая очистка может быть совмещена с дезинфекцией (шестой и седьмой этап уборки могут быть совмещены в один).
9. Включить бактерицидное устройство. Время работы лампы с учетом паспорта по применению бактерицидной установки.
10. Проветрить помещение до полного исчезновения запаха озона.
11. Промыть уборочный инвентарь, просушить.
12. Хранить уборочный инвентарь в специально отведенном шкафу или помещении.
13. Снять спецодежду, в которой проводилась уборка, поместить в дезинфицирующий раствор с последующей стиркой.
14. Вымыть руки с применением антисептика.
15. Отметить о проведении генеральной уборки в специальном журнале.
После проведения генеральной уборки необходимо провести бактериальный контроль.
Задача 2.
Процедурная медицинская сестра пришла на рабочее место в 7.30 утра (согласно внутреннего распорядка дня и функциональным обязанностям процедурной медицинской сестры). До начала работы (8.00 утра) она должна подготовить процедурный кабинет к работе – приготовить рабочий дезинфицирующий раствор «ЛИЗИТОЛ АФ» и провести уборку кабинета.
Задание:
1. Определите вид предстоящей уборки
2. Проведите уборку процедурного кабинета
ОТВЕТ
1. Перед началом работы проводится влажная профилактическая уборка кабинета.
2. Проведение влажной уборки процедурного кабинета
- Влажная уборка выполняется санитаркой процедурного кабинета под контролем процедурной сестры, так как ответственность за санитарно – эпидемиологическое состояние процедурного кабинета несет медицинская сестра процедурного кабинета.
- Перед проведением влажной уборки необходимо надеть одежду, предназначенную для проведения влажной уборки.
- Для проведения влажной уборки необходимо приготовить рабочий раствор дезинфицирующего средства «ЛИЗИТОЛ АФ». Учитывая вирусную этиологию микроорганизмов процедурного кабинета, для дезинфекции (проведения влажной уборки) используется 4% рабочий раствор дезинфицирующего средства «ЛИЗИТОЛ - АФ» (согласно методическим указаниям при вирусной инфекции).
Для приготовления 4% рабочего раствора «ЛИЗИТОЛ АФ» необходимо взять 40, 0 мл основного дезинфицирующего средства и 960, мл. воды (из расчета на 1 литр воды).
Этапы проведения влажной уборки:
1. Смочить чистую тканевую салфетку (ветошь) в 4% дезинфицирующем растворе «ЛИЗИТОЛ АФ» и обработать все поверхности помещения, используя емкость для текущей уборки. примечание: стены обрабатывать на уровне вытянутой руки, не меньше одного метра от пола
2. Другой чистой тканевой салфеткой (ветошью) смыть дезинфицирующий раствор
примечание: если дезинфицирующее средство не требует смывания, обработка включает только протирание поверхностей дезинфицирующим средством
3. Включить бактерицидную лампу для дезинфекции воздуха в помещении (время экспозиции 20 минут)
примечание:
- время работы бактерицидной лампы (экспозиция) рассчитывается исходя из данных паспорта конкретной бактерицидной лампы и площади обрабатываемого помещения
- время работы бактерицидной лампы рекомендуется фиксировать в журнале учета работы бактерицидных ламп
4. Проветрить помещение до полного исчезновения запаха озона
5. Уборочный инвентарь погрузить в дезинфицирующее средство «ЛИЗИТОЛ АФ» на 30 мин (согласно методическим указаниям)
6. По истечению времени промыть под проточной водой
7. Поместить уборочный инвентарь для сушки и хранения в специально отведенный шкаф или помещение.
8. Снять спецодежду и поместить в дезинфицирующий раствор.
9. Вымыть руки с использованием антисептика
Задача 3.
Медицинская сестра процедурного кабинета с 11.00 до 12.00 часов выполняла врачебные назначения пациентам – внутримышечные и подкожные инъекции. Набор лекарственных средств из ампул и флаконов проводила на рабочем процедурном столике. После завершения выполнения манипуляций на рабочем столике остались лекарственные загрязнения, использованные лотки, пинцет.
Задание
1. Определите вид предстоящей уборки
2. Проведите обработку процедурного кабинета после выполнения внутримышечных и подкожных инъекций
ОТВЕТ
1. После выполнения инъекций в процедурном кабинете необходимо провести текущую влажную уборку.
2. Текущая влажная обработка процедурного кабинета:
- использованные во время работы лотки, пинцеты поместить в дезинфицирующий раствор
- использованные ватные шарики поместить в дезинфицирующий раствор
- смочить чистую ветошь в дезинфицирующем растворе
- смоченной ветошью обработать поверхность рабочего столика
- другой чистой ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе, обработать кушетку, на которой проводились инъекции
- включить бактерицидный облучатель
- проветрить кабинет
Задача 4.
В операционном блоке хирургического отделения в течение рабочего дня проводились плановые операции. По окончанию последней четвертой операции операционной санитарке и операционной сестре необходимо провести уборку операционного блока (согласно санитарно – эпидемиологическим требованиям).
Для работы в операционном блоке используют дезинфицирующе средство «ЛИЗИТОЛ АФ».
Задание
1. Определите вид предстоящей уборки
2. Проведите уборку операционного блока после окончания плановых операций
ОТВЕТ
1. После выполнения плановых работ в операционном блоке необходимо провести заключительную влажную уборку.
2. Проведение влажной заключительной уборки операционного блока:
1. надеть специальную одежду, предназначенную для проведения влажной уборки в помещении
2. приготовить 4% рабочий раствор дезинфицирующего средства «ЛИЗИТОЛ АФ» (согласно методическим указаниям при вирусной инфекции)
- использованный во время операции перевязочный материал замочить в дезинфицирующем средстве с последующей утилизацией
- использованные во время операции одноразовые изделия (перчатки и т.д.) замочить в дезинфицирующем средстве с последующей утилизацией
- использованные во время операции многоразовые медицинские инструменты замочить в дезинфицирующем средстве с последующей предстерилизационной очисткой
- использованное во время операции белье (простыни, пеленки, халаты) замочить в дезинфицирующем средстве с последующей стиркой в прачечной
3. смочить чистую тканевую салфетку (ветошь) в дезинфицирующем растворе и обработать все поверхности операционного блока, используя емкость для текущей уборки примечание: стены обрабатывать на уровне вытянутой руки, не меньше одного метра от пола
4. включить бактерицидную лампу для дезинфекции воздуха в помещении примечание:
- время работы бактерицидной лампы (экспозиция) рассчитывается исходя из данных паспорта конкретной бактерицидной лампы и площади обрабатываемого помещения.
- время работы бактерицидной лампы рекомендуется фиксировать в журнале учета работы бактерицидных ламп
4. проветрить помещение до полного исчезновения запаха озона
5. уборочный инвентарь погрузить в 4% дезинфицирующий раствор «ЛИЗИТОЛ АФ» на 30 мин промыть под проточной водой
- сушить и хранить в специально отведенном шкафу или помещении.
Задача 5.
В травматологическое отделение городской больницы бригадой «скорой помощи» доставлен пациент с переломом бедра.
Во время оценки состояния пациента было установлено: пациент состоит на учете в туберкулезном отделении по поводу заболевания «туберкулез легких». Так же при объективном исследовании отмечено: у пациента кашель с выделением мокроты.
Учитывая данные, собранные при оценке состояния, пациента госпитализировали в отдельную палату (как источник инфекции).
В травматологическом отделении для работы используют дезинфицирующее средство «АЛАМИНОЛ».
Задание
1. Определите этиологию возбудителя заболевания, вид и цель уборки, которую необходимо проводить в палате.
2. Проведите уборку в палате.
ОТВЕТ
1. Возбудитель заболевания - бактерия Коха (туберкулезная бактерия). Этиология возбудителя заболевания туберкулоцидная.
В данной ситуации вид проводимой уборки – текущая очаговая (влажная).
Цель проводимой уборки – не дать распространиться инфекции по отделению.
2. Текущая влажная уборка проводится в очаге инфекции (палате) у постели больного два раза в день. По необходимости (при загрязнении) чаще.
Проведение влажной текущей очаговой уборки:
1. надеть специальную одежду, предназначенную для проведения текущей очаговой влажной уборки в палате
2. приготовить 8% рабочий раствор дезинфицирующего средства «АЛАМИНОЛ» (согласно методическим указаниям при туберкулезной инфекции)
3. смочить чистую тканевую салфетку (ветошь) в дезинфицирующем растворе и обработать все поверхности операционного блока, используя емкость для текущей уборки примечание: стены обрабатывать на уровне вытянутой руки, не меньше одного метра от пола
4. включить бактерицидную лампу для дезинфекции воздуха воздух в помещении примечание:
- время работы бактерицидной лампы (экспозиция) рассчитывается исходя из данных паспорта конкретной бактерицидной лампы и площади обрабатываемого помещения.
- время работы бактерицидной лампы рекомендуется фиксировать в журнале учета работы бактерицидных ламп
4. проветрить помещение до полного исчезновения запаха озона
5. уборочный инвентарь погрузить в 8% дезинфицирующий раствор «АЛАМИНОЛ» на 60 мин
- промыть под проточной водой
- сушить и хранить в специально отведенном шкафу или помещении.
Задача 6.
После проведенной операции в палату реанимационного отделения доставлен пациент, в анамнезе которого вирусный гепатит В. Через два дня пациента перевели в хирургический стационар больницы.
В отделении используют дезинфицирующее средство «АЛАМИНОЛ».
Задание
1. Определите этиологию возбудителя заболевания, вид и цель уборки, которую необходимо провести в палате после перевода пациента в стационар.
2. Проведите уборку в палате после перевода пациента в стационар.
ОТВЕТ
1. Возбудитель заболевания – вирус гепатита В. Этиология возбудителя заболевания вирусная (вирулоцидная).
В данной ситуации вид проводимой уборки – заключительная очаговая.
Цель проводимой уборки – не дать распространиться инфекции по отделению и за пределы отделения.
2. Проведение заключительной очаговой уборки в палате:
1. перед проведением генеральной уборки необходимо надеть специальную одежду, предназначенную для генеральной уборки (халат, шапочку, перчатки, маску).
2. приготовить 5% рабочий раствор дезинфицирующего средства «АЛАМИНОЛ».
(согласно методическим указаниям при вирусной инфекции)
3. приготовить моющий раствор из расчета: 5 г. моющего средства на 1 литр воды.
4. приготовить уборочный инвентарь:
- емкости для мытья стен, подоконников, мебели, пола
- швабра для стен, швабра для пола
- чистые тканевые салфетки (ветошь) для стен, мебели, пола
примечание: использовать промаркированные тканевые салфетки (ветошь), промаркированный уборочный инвентарь.
5. посуду пациента замочить в дезинфицирующем растворе с последующей обработкой.
6. постельное белье пациента замочить в дезинфицирующем растворе с последующей стиркой в прачечной.
7. постельные принадлежности пациента (матрац, подушку, одеяло) отправить на дезинфекцию в прачечную.
8. одноразовые изделия медицинского назначения, используемые при уходе за пациентом, погрузить в дезинфицирующий раствор с последующей утилизацией.
9. перед проведением уборки по возможности отодвинуть от стен мебель и оборудование на середину палаты.
10. провести механическую очистку потолка, стен, подоконников, оборудования, пола от загрязнений, используя чистую тканевую салфетку (ветошь) и моющий раствор.
11. нанести на все поверхности чистой тканевой салфеткой (ветошью) 5% дезинфицирующий раствор «АЛАМИНОЛ», выдержать экспозицию.
12. смыть дезинфицирующий раствор водопроводной водой (другая чистая ветошь).
примечание: при использовании дезинфицирующего средства совмещенного с моющим эффектом, механическая очистка может быть совмещена с дезинфекцией (10 и 11 этап уборки могут быть совмещены в один).
13. Включить бактерицидную лампу (время работы лампы с учетом паспорта по применению бактерицидной установки).
14. проветрить помещение до полного исчезновения запаха озона.
15. погрузить уборочный материал в 5% дезинфицирующий раствор «АЛАМИНОЛ»
16. промыть уборочный инвентарь, просушить.
17. хранить уборочный инвентарь в специально отведенном шкафу или помещении.
18. снять спецодежду, в которой проводилась уборка, поместить в дезинфицирующий раствор с последующей стиркой.
19. вымыть руки с применением антисептика.
20. отметить о проведении генеральной уборки в специальном журнале.
После проведения заключительной очаговой уборки необходимо провести бактериальный контроль.
Задача 7.
Каждое утро с 8.00 - 9.00 медицинская сестра процедурного кабинета берет кровь из вены у пациентов для проведения биохимического исследования.
Согласно санитарно – эпидемиологическим требованиям после каждой процедуры (взятие крови из вены пациента) необходимо провести дезинфекцию в процедурном кабинете.
Задание
1. Определите вид и цель проведения дезинфекции в процедурном кабинете.
2. Проведите дезинфекцию процедурного кабинета после проведения процедуры в соответствии с санитарными правилами.
ОТВЕТ
1. Во время работы процедурного кабинета дезинфекция проводится после каждой процедуры.
Вид проводимой дезинфекции (уборки) влажная, текущая.
Цель проведения влажной текущей уборки – профилактическая (не дать возникнуть инфекции).
2. Проведение дезинфекции после процедуры взятия крови из вены:
- ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, обрабатывается подушка под руку, жгут, клеенка, поверхность рабочего стола (кушетка).
Задача 8.
Пациент А. врачом поликлиники направлен на лечение в урологическое отделение больницы. После осмотра и оформления соответствующей медицинской документации при поступлении в приемном покое, пациента сопроводили в урологическое отделение.
Согласно действующим санитарно – эпидемиологическим требованиям, после каждого осмотра пациента в приемном покое необходимо провести дезинфекцию помещения.
Задание
1. Определите вид и цель проведения дезинфекции в приемном покое.
2. Проведите дезинфекцию помещения в приемном покое после осмотра пациента.
ОТВЕТ
1. После осмотра пациента в приемном покое проводится дезинфекция помещения - влажная текущая уборка.
Цель влажной текущей уборки – профилактическая (не дать возникнуть инфекции).
2. Проведение дезинфекции после осмотра пациента в приемном покое:
- тканевой салфеткой, смоченной дезинфицирующим раствором, обрабатывается кушетка, на которой проводился осмотр пациента, стул, поверхность рабочего стола
- перчатки после осмотра погружаются в дезинфицирующий раствор с последующей утилизацией
- термометр после использования погружается в дезинфицирующий раствор с последующей обработкой
Задача 9.
В операционном блоке больницы 1 раз в неделю (каждую среду) проводят генеральную уборку (согласно требованиям санитарно – эпидемиологического режима). Плановые операции в этот день не проводятся.
В операционном блоке используют дезинфицирующее средство «АЛАМИНОЛ».
Задание
1. Определите вид и цель проведения генеральной уборки в операционном блоке.
2. Проведите генеральную уборку в операционном блоке.
ОТВЕТ
1. Вид генеральной уборки - профилактическая заключительная.
Цель – не допустить возникновения инфекции.
2. Проведение генеральной уборки.
1. Перед проведением генеральной уборки необходимо надеть специальную одежду, предназначенную для генеральной уборки (халат, шапочку, перчатки, маску).
2. Приготовить рабочий раствор дезинфицирующего средства «АЛАМИНОЛ».
примечание:
- учитывая вирусное происхождение инфекции в операционном блоке (согласно инструкции по применению дезинфицирующего средства «АЛАМИНОЛ»), для генеральной уборки используется 8% рабочий раствор «Аламинола»
- для приготовления 8% рабочего раствора «АЛАМИНОЛ» необходимо взять 80,0 мл. дезинфицирующего средства «АЛАМИНОЛ» и 920,0 мл воды (из расчета на 1 л. воды)
3. Приготовить моющий раствор из расчета: 5 г. моющего средства на 1 литр воды.
4. Приготовить уборочный инвентарь:
- емкости для мытья стен, подоконников, мебели, пола
- швабра для стен, швабра для пола
- чистые тканевые салфетки (ветошь) для стен, мебели, пола
примечание: использовать промаркированные тканевые салфетки (ветошь), промаркированный уборочный инвентарь.
4. Перед проведением уборки по возможности отодвинуть от стен мебель и оборудование на середину операционного блока.
5. Провести механическую очистку потолка, стен, подоконников, пола от загрязнений, используя чистую тканевую салфетку (ветошь) и моющий раствор.
6. Нанести на все поверхности чистой тканевой салфеткой (ветошью) 8% дезинфицирующий раствор «АЛАМИНОЛ», выдержать экспозицию 60 мин.
7. Смыть дезинфицирующий раствор водопроводной водой (другая чистая ветошь).
примечание: при использовании дезинфицирующего средства совмещенного с моющим эффектом, механическая очистка может быть совмещена с дезинфекцией (первый и второй этап уборки могут быть совмещены в один).
8. Включить бактерицидную установку (с учетом паспорта по применению бактерицидной установки).
9. Проветрить помещение до полного исчезновения запаха озона.
10. Погрузить уборочный инвентарь в 8% раствор дезинфицирующего средства «АЛАМИНОЛ»
11. Промыть уборочный инвентарь, просушить.
12. Хранить уборочный инвентарь в специально отведенном шкафу или помещении.
13. Снять спецодежду, в которой проводилась уборка, поместить в дезинфицирующий раствор с последующей стиркой.
14. Вымыть руки с применением антисептика.
15. Отметить о проведении генеральной уборки в специальном журнале.
После проведения генеральной уборки необходимо провести бактериальный контроль в операционном блоке.
Задача 10.
Медицинская сестра перевязочного кабинета каждое утро перед началом работы подготавливает кабинет к работе: проводит уборку, готовит рабочие растворы дезинфицирующих средств.
Задание
1. Определите вид и цель проведения генеральной уборки в перевязочном кабинете.
2. Проведите уборку перевязочного кабинета.
ОТВЕТ
1. Вид - влажная предварительная (профилактическая).
Цель – не допустить вспышки инфекции.
2. Проведение влажной профилактической уборки в перевязочном кабинете:
1. надеть специальную одежду, предназначенную для проведения влажной уборки в перевязочном кабинете
2. смочить чистую тканевую салфетку (ветошь) в дезинфицирующем растворе и обработать все поверхности перевязочного кабинета, используя емкость для текущей уборки
примечание: стены обрабатывать на уровне вытянутой руки, не меньше одного метра от пола
3. включить бактерицидную лампу для дезинфекции воздуха в помещении примечание:
- время работы бактерицидной лампы (экспозиция) рассчитывается исходя из данных паспорта конкретной бактерицидной лампы и площади обрабатываемого помещения.
- время работы бактерицидной лампы рекомендуется фиксировать в журнале учета работы бактерицидных ламп
4. проветрить помещение до полного исчезновения запаха озона
5. уборочный инвентарь погрузить в дезинфицирующий раствор с последующим промыванием под проточной водой
6. сушить и хранить в специально отведенном шкафу или помещении.
Задача 11.
В стоматологическом кабинете врач удалил пациенту зуб. После чего медицинская сестра должна провести уборку рабочего места врача..
Задание
1. Определите вид и цель проведения уборки в стоматологическом кабинете после удаления зуба пациенту.
2. Проведите уборку стоматологического кабинета.
ОТВЕТ
1. Вид - влажная (текущая профилактическая).
Цель – не допустить появления инфекции.
2. Проведение влажной текущей профилактической уборки в стоматологическом кабинете:
1. надеть специальную одежду, предназначенную для проведения влажной уборки, перчатки
2. использованные марлевые салфетки, ватные шарики, инструменты погрузить в дезинфицирующий раствор
3. смочить чистую тканевую салфетку (ветошь) в дезинфицирующем растворе и обработать поверхности: рабочего манипуляционного стола, стоматологического кресла, поверхность бормашины.
4. чистой ветошью для пола, смоченной в дезинфицирующем растворе , обработать пол
5. включить бактерицидную лампу для дезинфекции воздуха в помещении примечание:
- время работы бактерицидной лампы (экспозиция) рассчитывается исходя из данных паспорта конкретной бактерицидной лампы и площади обрабатываемого помещения.
- время работы бактерицидной лампы рекомендуется фиксировать в журнале учета работы бактерицидных ламп
4. проветрить помещение до полного исчезновения запаха озона
5. тканевую салфетку (ветошь) для обработки всех поверхностей, пола погрузить в дезинфицирующий раствор с последующим промыванием под проточной водой.
Сушить и хранить в специально отведенном шкафу или помещении.
6. Снять перчатки, маску так же погрузить в дкзинфицирующий раствор.
Задача 12.
В перевязочном кабинете хирургического отделения врач с медицинской сестрой провели перевязки пациентам. После окончания работы медицинская сестра должна провести уборку помещения. В отделении используется дезинфицирующее средство «ЛИЗИТОЛ АФ».
Задание
1. Определите вид и цель проведения уборки в перевязочном кабинете после окончания работы.
2. Проведите уборку перевязочного кабинета после окончания работы.
ОТВЕТ
1. Вид - влажная заключительная (профилактическая)
Цель – не допустить появления инфекции.
2. Проведение заключительной профилактической уборки в перевязочном кабинете:
1. надеть специальную одежду, предназначенную для проведения влажной уборки в помещении
2. приготовить 4% рабочий раствор дезинфицирующего средства «ЛИЗИТОЛ АФ» (согласно методическим указаниям при вирусной инфекции)
- использованный во время перевязок перевязочный материал замочить в дезинфицирующем средстве с последующей утилизацией
- использованные во время перевязок одноразовые изделия (перчатки и т.д.) замочить в дезинфицирующем средстве с последующей утилизацией
- использованные во время перевязок многоразовые медицинские инструменты замочить в дезинфицирующем средстве с последующей предстерилизационной очисткой
- использованное во время перевязок белье (простыни, пеленки, халаты) замочить в дезинфицирующем средстве с последующей стиркой в прачечной
3. смочить чистую тканевую салфетку (ветошь) в дезинфицирующем растворе и обработать все поверхности перевязочного кабинета, используя емкость для текущей уборки
примечание: стены обрабатывать на уровне вытянутой руки, не меньше одного метра от пола
4. включить бактерицидную лампу для дезинфекции воздуха в помещении примечание:
- время работы бактерицидной лампы (экспозиция) рассчитывается исходя из данных паспорта конкретной бактерицидной лампы и площади обрабатываемого помещения.
- время работы бактерицидной лампы рекомендуется фиксировать в журнале учета работы бактерицидных ламп
4. проветрить помещение до полного исчезновения запаха озона
5. уборочный инвентарь погрузить в 4% дезинфицирующий раствор «ЛИЗИТОЛ АФ» на 30 мин промыть под проточной водой
- сушить и хранить в специально отведенном шкафу или помещении.
Критерии оценки знаний – умений при решении ситуационных задач
Балл «3» - студент верно в полном объеме выполнил первое и второе задание.
Балл «2» - студент выполнил в полном объеме одно задание и не полностью второе задание (во время ответа требовались наводящие вопросы преподавателя, испытывал незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, дополнительные комментарии преподавателя)
Балл «1» - студент выполнил в полном объеме одно задание и не выполнил второе (ответ не полный, требовал наводящие вопросы со стороны преподавателя).
Балл «0» - студент не выполнил оба задания.
Приложение 3.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
Задания в форме тестового контроля
Тема: Дезинфекция помещений
Задание: выбрать один правильный ответ из четырех предложенных
1. Помещения в леченых организациях делятся на
- режимные и основные
- основные и не режимные
- режимные и не режимные
- основные и вспомогательные
2. Процедурный кабинет относится к помещениям
- основным
- режимным
- не режимным
- вспомогательным
3. Перевязочный кабинет относится к помещениям
- основным
- режимным
- не режимным
- вспомогательным
4. Палаты в отделениях больницы относятся к помещениям
- основным
- режимным
- не режимным
- вспомогательным
5. Влажная уборка помещений проводится (раз/день)
- 1
- 2
- 3
- 4
6. Генеральная уборка в режимных помещениях проводится
- 1 раз в неделю
- 1 раз в две недели
- 1 раз в месяц
- 2 раза в месяц
7. Генеральная уборка в не режимных помещениях проводится
- 1 раз в неделю
- 1 раз в две недели
- 1 раз в месяц
- 2 раза в месяц
8. В конце дня в палатах терапевтического отделения проводится уборка
- генеральная
- влажная (текущая)
- очаговая (заключительная)
- влажная (профилактическая)
9. В течение рабочего дня дезинфекция использованного оборудования процедурного кабинета проводится (раз в день)
- два
- четыре
- шесть
- после каждой манипуляции
10. После перевода пациента, в анамнезе которого ВИЧ-инфекция, из реанимационного отделения в хирургическое отделение проводится уборка
- очаговая (текущая)
- влажная (текущая)
- очаговая (заключительная)
- влажная (профилактическая)
11. В помещении приемного покоя текущая дезинфекция оснащения проводится
- каждые два часа
- после загрязнения
- в конце рабочего дня
- после осмотра каждого пациента
12. Перед началом работы в перевязочном кабинете проводится уборка
- влажная (текущая)
- очаговая (текущая)
- очаговая (заключительная)
- влажная (профилактическая)
13. Уборочный инвентарь процедурного кабинета после проведения влажной уборки лучше всего хранить
- в санитарной комнате
- в процедурном кабинете
- в отведенном месте в отделении
- в шкафу для уборочного инвентаря
14. Наиболее достоверный контроль качества проведенной генеральной уборки в операционном блоке
- визуальный контроль
- химический контроль
- технический контроль
- бактериологическое исследование
15. Ответственность за санитарно – эпидемиологическое состояние в процедурном кабинете несет
- лечащий врач отделения
- старшая сестра отделения
- санитарка процедурного кабинета
- медицинская сестра процедурного кабинета
Эталон ответа
заданий в форме тестового контроля
Тема: Дезинфекция помещений
1. - 3
2. - 2
3. - 2
4. - 3
5. - 2
6. - 1
7. - 3
8. - 4
9. - 4
10. - 3
11. - 4
12. - 4
13. - 4
14. - 4
15. - 4
Критерии оценки
Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0-6 | 7-10 | 11-13 | 14-15 |
Источники информации:
- Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2012.
- Мухина С. А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2013г.
- Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2013. – (Медицина для вас).
- Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2009.
- СанПиН 2.1.3. 2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Утвержден постановлением Главного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 58
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для проведения практического занятия на тему "Неотложные состояния"
Дисциплина "Психические болезни с курсом наркологии"...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И ГРИБОВ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»
Содержание методического пособие включает в себя сборник технологических карт по приготовлению блюд обеспечивает подготовку выпускников по профессии «Повар, кондитер» на базе основного общего об...
Учебно-методическое пособие для проведения практического занятия по теме: "Нахождение производных сложной и обратных тригонометрических функций"
Пособие предназначено для проведения практичесого занятия оп нахождению производных, где разобраны примеры, приведен тренажер для закрепления....
Учебно-методическое пособие по проведению практического заняти по теме: "Сложение и вычитание матриц"
Пособие предназначено для проведения практического занятия, где разобраны примеры и приведенр тренажер по закреплению материала....
Методическое пособие по проведению практических занятий по дисциплине "Экологические основы природопользования"
Целью методических указаний по данной дисциплине является приобретение знаний и выработка практических навыков в области планирования, организации, управления и экономической оценки природоохранных ме...
Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций
Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Пр...
Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков определения расчетных характеристик материалов при расчетах строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооруж
методическая разработка рекомендована для пользования студентам при проведении учебно-практического занятия по нахождению расчетных характеристик маиериалов в рамках курса Основы проектирования строит...