Анатомо-физиологические особенности позвоночника и оценка осанки у подростков
проект
Цель: Обоснование анатомо-физиологических особенностей позвоночного столба средствами физического воспитания в процессе формирования правильной осанки у подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_po_antomii.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Анатомо-физиологические особенности позвоночника и оценка осанки у подростков»
Введение
Позвоночник является надёжной конструкцией, предназначенной природой для обеспечения своего рода каркасной функции. В процессе морфологического развития период жизни человека от шести лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. Развитие позвоночного столба идёт в среднем до 20-24 лет. В норме позвоночный столб имеет S-образную форму, различают физиологические изгибы позвоночного столба: лордозы и кифозы.
На рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильная поза при письме и чтении. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при работе за компьютером.
Цель: Обоснование анатомо-физиологических особенностей позвоночного столба средствами физического воспитания в процессе формирования правильной осанки у подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть закономерности формирования осанки;
2. Определить значение средств физического воспитания в процессе формирования правильной осанки.
3. Провести сравнительную характеристику осанки и состояние позвоночного столба у обучающихся.
Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.
Правильная осанка вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить её недостатки трудно. В детском и юношеском возрасте, когда хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась полностью костной, особенно важно следить за осанкой, посадкой за столом, партой.
Для формирования правильной осанки и устранения её дефектов необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитии статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также на развитии и подвижности позвоночника.
Существуют несколько типов осанки:
- Прямой тип
- Прогнутый тип (лордотический)
- Сутулый тип (кифотический)
- Наклонный тип
- Изогнутый тип
Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.
Различают три степени нарушения (отклонения) осанки.
I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания человека.
II степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника.
III степень – характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.
Одним из эффективных средств формирования осанки и ее коррекции являются физические упражнения, воздействие которых на осанку зависит от их назначения. Выделяют две группы упражнений.
- Упражнения первой группы оказывают укрепляющее и тонизирующее воздействие на организм в целом и способствуют формированию осанки. К ним относят спортивные упражнения (например, плавание, гимнастика и др.)
- Вторая группа – это общеразвивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости) и физической подготовки на укрепление отдельных мышечных групп.
Для подросткового возраста наиболее доступными являются общеразвивающие упражнения. Они легко регламентируются, дозируются и хорошо осваиваются. Эта группа упражнений укрепляет нервно-мышечный аппарат, развивает и совершенствует двигательные и функциональные возможности организма ребенка.
Закаливание – также одно из средств физического воспитания. Это система мероприятий, под влиянием которых без вреда можно переносить резкие колебания температуры воздуха и воды. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психическую и волевую подготовленность к жизни в неблагоприятных условиях.
Режим - система цепких условных рефлексов. Установлено, что системность в работе коры больших полушарий ведет к меньшей трате энергии мозговых клеток, чем и обеспечивается не только экономичность, но и более четкая функция нервной системы и всех систем организма при одновременном повышении общей работоспособности, что в свою очередь способствует сохранению нормальной осанки.
Оценка осанки подростков
Нами проведена сравнительная характеристика осанки у обучающихся МУ №15. Для исследования мы пригласили двух девушек со 2 курса.
- Первая - активно занимается гимнастикой и соблюдает режим дня.
- Вторая - не регулярно посещает занятия физической культурой, не проявляет интереса к спортивной деятельности и не соблюдает режим дня.
Для оценки состояния осанки у обучающихся мы провели несколько тестов.
- 1 тест. Мы попросили девушек пройти некоторое расстояние, удерживая на голове книгу.
- 2 тест. Сделать несколько наклонов вниз с опусканием рук так, чтобы кисти рук соприкоснулись с поверхностью пола.
- 3 тест. Завести руки за спину и попытаться скрепить их в замок.
Во время первого теста девушка №1 прошла все расстояние с книгой на голове, а девушка №2 – прошла его частично.
Во втором тесте первая девушка полностью докоснулась ладонями до пола, вторая не коснулась даже кончиками пальцев.
В третьем тесте первая девушка смогла завести за спину и скрепить в замок обе руки, вторая же смогла завести за спину, но не смогла скрепить руки в замок.
Для сравнения результатов мы вывели таблицу, которая представлена на слайде.
Тесты | №1 | №2 |
Книга | Прошла все расстояние | Прошла частично |
Наклоны | Докоснулась ладонями до поверхности пола. | Не докоснулась до поверхности пола |
Замок | Выполняет упражнение обеими руками | Не выполнила |
Выводы:
Таким образом, мы пришли к выводу, что показатели анатомо-физиологических особенностей позвоночного столба и осанки у девушки, занимающейся гимнастикой, лучше, чем у девушки совсем не занимающейся спортом.
Заключение
Специальные физические упражнения для воспитания и исправления осанки у подростков — важное, но не единственное средство для приобретения красоты тела и здоровья. Особо ценный эффект эти упражнения дают в сочетании с выполнением режима дня, закаливанием и правильной рабочей позой при занятиях за партой. Успех по воспитанию осанки зависит от самих обучающихся. Они должны активно посещать занятия физической культурой, спортивные секции и настойчиво работать над формированием своей осанки.
Список использованной литературы
1. Аганянц Е.К. , Ваганов Н.В., Синкина З.П., Шкляренко А.П. Тактика лечебной физической культуры при сколиозе 1-2 степени у детей 8-15 лет. Методические рекомендации. – Краснодар, 1995.
2. Алиев В.А., Андреева В.П. Зависимость состояния здоровья от соматотипа школьника // Гигиена и санитария, 1989. - №9. - С. 13-16.
3. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.- Киев.: Здоровье, 1985. - 80 с.
4. Бальсевич В.К., Годик М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры- 1994.- №5. - С.68
5. Бернштейн Н.К. Физиология движений и активность /Под ред. О.Г. Газенко. — М.: Наука, 1990.— 495 с.
6. Бурмистрова Н.И. С помощью родителей: игры и физкультминутки для профилактики нарушений осанки у младших школьников // Физическая культура в школе. – 1998. - № 2.- С.74-77.
7. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991- С. 7-47.
8. Гальперин С.И. Физические особенности детей. - М: ПО"Сфера" ВГФ им. Пушкина, 1992 .- 89с.
9. Гутерман Т.А. Дифференцированная коррекция нарушений осанки у детей 6-7 лет средствами оздоровительной физической культуры: Автореф. канд. дис. Краснодар, 2005. — 25 с.
10. Дубровский В.И., Реабилитация в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
11. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология. - Краснодар, 1996.
12. Кузнецов А. К. Физическая культура в жизни общества. - М., 1995.
13. Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения школьников. – М., 2000.
14. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей. - М., Медицина, 1989.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 113 с.
16. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. – Спб., 2009. – С. 15.
17. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. – СПб.: Речь, 2001.
18. СолодковА.С., Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учеб. пос. — СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. — 187 с.
19. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2003. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка"Анатомо- физиологические особенности репродуктивной системы человека"
Данна методическая разработка для преподавателя к теоретическому курсу по анатомии и физиологии человека по теме: "Анатомо- физиологические особенности репродуктивной системы человека" составлен...
Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы. Рабочая тетрадь. Анатомо – физиологические особенности женских половых органов. Женский таз как объект родов.
Рабочая тетрадь «Анатомо-физиологические особенности половых органов. Женский таз как объект родов» является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля Медицинская ...
Презентация к лекционному занятию " Организация сестринского ухода за больным ребенком. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка и организация ухода за ним" МДК 02.01.03 для специальности 34.02.01 Сестринское дело
В презентации представлено определение недоношенности, причины, характеристика по степени недоношенности, этапы выхаживания, особенности вскармливания, физического и нервно- психиче...
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварительной системы в детском возрасте
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварительной системы в детском возрасте...
УМК Раздел № 6 «Анатомо–физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения. Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы» ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля для каждой дисциплины...
Анатомо-физиологические особенности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием
План1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.2. АФО ребенка дошкольного возраста.3. Готовность ребенка к школе.1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.Среди многочисленных к...
«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ»
Методическая разработка по теме: «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ» разработана на основе ФГОС СПО по специаль...