Материал для проведения практического занятия по теме "Сестринская деятельность и ее особенности в педиатрической практике"
материал на тему
Материал предназначен для проведения практического занятия по теме "Сестринская деятельность и ее особенности в педиатрической практике" по МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях" (специальность 34.02.01 Сестринское дело).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sestr._obsledov.docx | 292.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Сестринская деятельность и ее особенности в педиатрической практике
Педиатрия – это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. В педиатрии, как и в других медицинских специальностях, одной из основных функций медсестры является функция мотивированного ухода. Чтобы выполнить ее медсестра должна знать:
- анатомо-физиологические особенности органов и систем детей в разные возрастные периоды;
- причины и сущность заболевания;
- клинические проявления заболевания и их особенности у детей;
- возможные осложнения заболевания.
Кроме теоретических знаний от медицинской сестры требуется ряд практических умений, таких как:
- грамотное проведение сестринского обследования ребенка и оценка тяжести его состояния;
- выявление наиболее актуальных проблем ребенка, т.е. проведение сестринской диагностики;
- составление плана мероприятий по решению выявленных проблем и организации их выполнения;
- четкое выполнение диагностических и лечебных манипуляций по назначению врача:
- оказание доврачебной помощи при осложнениях и неотложных состояниях.
Для получения объективных данных о состоянии ребенка медсестра должна уметь правильно проводить следующие манипуляции:
- Измерение температуры тела в паховой складке, подмышечной области и в прямой кишке;
- Исследование пульса на височной, лучевой, сонной и плечевой артериях. Оценка напряжения пульса;
- Определение типа и частоты дыхания;
- Определение эластичности кожи;
- Определения тургора тканей;
- Определение толщины подкожно-жировой клетчатки;
- Определение размеров большого родничка;
- Определение нарушения осанки;
- Определение тонуса мышц:
- Осмотр зева;
- Проводить пальпацию периферических лимфатических узлов;
- Измерение АД
- Проводить антропометрию:
- измерение массы тела у детей до 2-х лет,
- измерение массы тела у детей старше 2-х лет,
- измерение длины тела у детей до 1 года,
- измерение длины тела у детей старше года: стоя и сидя,
- измерение окружности головы, измерение окружности грудной клетки.
При проведении сестринского обследования медсестра должна знать цель данного обследования, оснащение манипуляции, этапы и обоснование каждого этапа.
Этапы каждого обследования делятся на 3 группы:
- подготовка к процедуре
- выполнение процедуры
- завершение процедуры
Особенности работы м/с педиатрического отделения:
- общение с родителями или опекунами
- контроль соблюдения лечебно-охранительного режима
- контроль выполнения гигиенических процедур
- контроль питания и кормления
- транспортировка на исследования и процедуры
- обучение родителей уходу за больными детьми
- беседы с родителями на актуальные темы
- Определение эластичности кожи
Цель: выявить признаки обезвоживания (дегидратации), нарушения питания
Захватить 1 и 2 пальцами правой руки кожу на животе без подкожно-жировой клетчатки. В норме при разжатии пальцев кожа сразу расправляется. Изменение скорости расправления кожной складки свидетельствует о дегидратации организма.
- Определения тургора тканей
Цель: выявить признаки обезвоживания (дегидратации), нарушения питания
Сдавить пальцами кожу и подкожно-жировую клетчатку в области внутренней поверхности плеча или внутренней поверхности бедра.
Оценить тургор кожи по тому сопротивлению, которое ощущается при сдавливании, то есть определить упругость кожи. Снижение тургора кожи указывает на обезвоживание организма и нарушении питания.
- Определение толщины подкожно-жировой клетчатки
Цель: оценка адекватности питания
Оснащение: Сантиметровая лента или прозрачная линейка; 70% этиловый спирт, марлевая салфетка; ручка, бумага.
Захватить на животе сбоку от пупка большим и указательным пальцами правой руки кожу и подкожно-жировую клетчатку в складку.
Измерить толщину полученной складки (норма – 1,0-1,5 см).
- Определение размеров большого родничка
Цель: оценка физического развития
Оснащение: Сантиметровая лента или прозрачная линейка; 70% этиловый спирт, марлевая салфетка; ручка, бумага.
Анатомическая справка: большой родничок располагается между теменными и лобными костями, открыт у всех новорожденных, его размеры от 3х3 до 1,5х2 см, обычно закрывается к 1 году (возможно более раннее закрытие – в 9-10 месяцев)
Измерить размеры большого родничка между противоположными сторонами.
Определить упругость его краев (должны быть плотными, не податливыми).
Оценить положение родничка относительно костей черепа (родничек должен располагатьсяна уровне костей черепа,
- западение родничка свидетельствует об эксикозе (обезвоживании),
- его напряжение, выбухание говорит о повышении внутричерепного давления, отеке мозга.
- Определение нарушения осанки
Цель: оценка физического развития ребенка, выявление сколиоза.
Обязательные условия: хорошее освещение, температурный режим помещения 22-24 град. С.
Алгоритм манипуляции:
- освободить верхнюю половину туловища от одежды;
- попросить ребенка встать ровно с опущенными вдоль туловища руками;
- наблюдать за осанкой ребенка в течение 2-3 минут, оценивая ровность расположения плеч, нижних углов лопаток, сосков, поясничных треугольников, бедер;
- наклонить ребенка так, чтобы ваши глаза располагались на уровне остистых отростков позвоночника ребенка;
- определить ровность линии позвоночника визуально и путем его мануального исследования сверху вниз по остистым отросткам;
- при наличие искривления выявить мышечный валик на стороне, противоположной изгибу позвоночника;
- определить участок сколиоза (шейный, грудной, поясничный, грудо-поясничный и т.д.).
- Определение тонуса мышц:
Цель: оценка физического развития ребенка.
Обязательные условия: хорошее освещение, температурный режим помещения 22-24 град. С. Мышцы ребенка должны быть расслаблены.
Алгоритм манипуляции:
- уложить или усадить ребенка;
- оценить консистенцию мышечной ткани ребенка на ощупь в спокойном состоянии;
- произвести пассивные движения конечностей ребенка (сгибание, разгибание), попросив (если это возможно) расслабить конечность;
- оценить степень сопротивления, которое возникает при пассивных движениях конечности.
Оценка результатов:
- у детей первых месяцев жизни отмечается физиологический гипертонус;
- тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей (обычно дети лежат с согнутыми руками и ногами);
- у недоношенных и незрелых детей отмечается общая мышечная гипотония до 1,5 -2 месяцев.
7. Осмотр зева
Цель: оценить состояние слизистой оболочки дужек, мягкого неба, миндалин, задней стенки глотки.
Оснащение: стерильный шпатель в лотке, емкость с дезраствором, перчатки
Обязательные условия: хорошее освещение. Проводить в заключении обследования, так как является одной из самых неприятных процедур для ребенка.
Алгоритм манипуляции:
- Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:
- ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами
- руки и туловище фиксирует одной рукой
- голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку.
- Левую руку положить на теменную область ребенка так, чтобы большой палец располагался на лбу ребенка
- Поспросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на спинку языка. Ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя. Взяв его, как писчее перо, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть его ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего, перевернув плашмя, поместить на спинку языка, и резко нажать на него.
- Осмотреть зев: определить степень его гиперемии, состояние миндалин, язычка, небных дужек, задней стенки глотки.
Оценка результата:
- в норме слизистая оболочка розовая, чистая
- при патологии может отмечаться разная степень гиперемии слизистой, гипертрофия миндалин, зернистость задней стенки глотки и т.п.
- Осмотр полости рта и зубов
Цель: оценить состояние слизистых оболочек, языка, зубов.
Оснащение: стерильный шпатель в лотке, емкость с дезраствором, перчатки
Обязательные условия: хорошее освещение. Проводить в заключении обследования , так как является одной из самых неприятных процедур для ребенка.
Алгоритм манипуляции – аналогичен осмотру зева.
Алгоритм осмотра полости рта:
- осмотреть слизистые оболочки десен, щек, состояние выводных протоков слюнных желез
- осмотреть язык – форма, цвет, налет, сосочки, влажность
- осмотреть зубы – их количество у детей раннего возраста, их состояние, направление роста, процесс прохождения смены зубов у детей старшего возраста.
Оценка результата обследования:
Сроки прорезывания зубов:
Месяц жизни | Количество зубов |
6-7 | 2 н |
7-8 | 4 (2 н, 2в) |
8-9 | 6 (4в, 2н) |
10-12 | 8 (4в, 4н ) |
14-16 | 12 (6в, 6н ) |
18-20 | 16 ( 8в, 8н ) |
24 | 20 ( 10в, 10н ) |
Формула для определения числа молочных зубов: n – 4, где n –возраст ребенка в месяцах
Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5 лет:
X= 4 n – 20, где X – число постоянных зубов, где n – число лет, исполнившихся ребенку
- Проведение пальпации периферических лимфатических узлов
Цель: оценить состояние лимфатических узлов ребенка, получить их основные характеристики.
Обязательные условия: пальпация производится четырьмя пальцами, движениями, подобным катанию шарика, при хорошем освещении, температурный режим помещения 22-24оС
Алгоритм пальпации лимфоузлов:
- Затылочные лимфоузлы – собирают лимфу с волосистой части головы, шеи:
- Расположить руки на затылке
- Пальпация круговыми движениями пальцев по затылочной кости
- Подбородочные лимфоузлы – отток с кожи подбородка, губ, полости рта:
- Слегка наклонить голову вперед и вниз
- Пальпировать 2-3 пальцами правой руки в подбородочной области.
- Подчелюстные лимфоузлы – отток лимфы с полости рта, зева:
- Одну руку положить на теменную область головы ребенка, так чтобы большой палец вашей руки находился на лбу
- Слегка наклонить голову ребенка вперед и на исследуемую сторону
- Четырьмя пальцами полусогнутой кисти другой руки провести пальпацию под нижней челюстью, как бы извлекая лимфоузлы и прижимая их к кости нижней челюсти
- Повторить обследования на другой стороне.
- Передне- и задне/шейные лимфоузлы – отток лимфы с кожи лица, околоушных слюнных желез, носоглотки, зева, шеи:
- Наклонить голову ребенка в сторону противоположную исследования для контурирования грудино-ключично-сосцевидной мышцы
- Пропальпировать лимфоузлы по переднему и заднему краям данной мышцы
- Повторить исследования на противоположной стороне
- Подмышечные лимфоузлы – отток лимфы с кожи конечностей, кожи и органов грудной клетки:
- Отвести руку ребенка в сторону
- Вввести направленные вверх 4 пальца и прижать их к грудной клетке (отвлекать ребенка для избегания ощущения им щекотки)
- Опустить руку
- Провести пальпацию узлов скользящими движениями вниз вдоль помышечной впадины
- Повторить исследования на другой стороне
- Локтевые лимфоузлы – собирают лимфу с верхних конечностей:
- Одной рукой взять кисть ребенка в положении «пожатия руки при встрече»
- Указательными и средними пальцами другой руки пропальпировать лимфоузлы в области локтевого сгиба и несколько выше
- Повторить исследование на другой руке ребенка
- Паховые лимфоузлы – отток с нижних конечностей, живота и ягодиц
- 2-3-4 –мя пальцами правой руки пропальпировать лимфоузлы в области паховых складок с двух сторон
Оценка результатов исследования:
- У здоровых детей могут пальпироваться подчелюстные, подмышечные и паховые лимфоузлы, размером до 0,5 см
- При пальпации необходимо определять:
а) величину в см
б) количество (единичные или множественные)
в) консистенцию (мягкие, эластичные, плотные и т.п.)
г) подвижность (спаянность с подлежащими тканями)
д) чувствительность (болезненные или безболезненные)
10. Измерение АД
Цель: оценить состояние ССС
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, салфетки, пропитанные 70% спиртом
Обязательные условия: манжетка тонометра должна соответствовать возрасту ребенка и составлять 2/3 длины измеряемой поверхности
Алгоритм действия:
- придать удобное положение ребенку
- положить руку ребенка ладонью вверх
- обработать руки и мембрану фонендоскопа салфетками, пропитанными 70% спиртовым р-ром
- наложить манжетку на плечо ребенка на 2см выше локтевого сгиба
- приложить фонендоскоп на область локтевого сгиба на плечевую артерию без надавливания
- закрыть клапан резинового баллончика
- накачать воздух в манжетку при помощи резинового баллончика до исчезновения пульса на плечевой артерии
- медленно открывая клапан баллончика, начать выпускать воздух из манжетки
- зафиксировать цифру на шкале маноментра в момент появления тонов (максимальное – систолическое давление)
- зафиксировать цифру на шкале манометра в момент исчезновения тонов (минимальное – диастолическое давление)
Оценка результатов:
- Показатели систолического давления у детей до 1 года рассчитывают по формуле:
76+2n , где n - число месяцев;
- Показатели систолического давления у детей старших возрастных групп рассчитывают по формуле: 80(90) + 2n , где n - число лет.
- Диастолическое АД составляет 2/3-1/2 систолического давления.
11. Проведение антропометрии
1. Измерение массы тела у детей до 2-х лет
Цель: оценка адекватного питания ребенка, оценка физического развития
Оснащение: чашечные весы, резиновые перчатки, емкости с дезинфицирующим раствором, ветошь, бумага, ручка
Обязательное условие: взвешивать ребенка надо в одно и то же время, после акта дефекации. Помещать и снимать ребенка с весов проводить при закрытом затворе.
Алгоритм манипуляции:
- обработать весы дезинфицирующим р-ром с помощью ветоши
- постелить на весы сложенную в несколько раз пеленку
- уравновесить весы
- закрыть затвор
- положить на весы ребенка
- открыть затвор
- передвинуть килограммовую гирю до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно делении влево
- плавно передвигать гирю, определяющие граммы, до положения установления равновесия
- закрыть затвор и снять ребенка
- записать показатели массы тела ребенка по цифрам, расположенным слева от края гирь
13
2. Измерение массы тела у детей старше 2-х лет
Цель: оценка адекватного питания ребенка, оценка физического развития
Оснащение: медицинские весы, резиновые перчатки, бумажные салфетки одноразового применения, емкости с дезинфицирующим раствором, ветошь, бумага, ручка
Обязательное условие: взвешивать ребенка надо в одно и то же время, после акта дефекации. Помещать и снимать ребенка с весов проводить при закрытом затворе.
Алгоритм манипуляции:
- обработать площадку весов дезинфецирующим р-ром с помощью ветоши
- постелить на площадку весов салфетку
- уравновесить весы
- закрыть затвор
- предложить и помочь ребенку встать (без обуви) на центр площадки весов
- открыть затвор
- передвинуть килограммовую гирю до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно делении влево
- плавно передвигать гирю, определяющие граммы, до положения установления равновесия
- закрыть затвор и помочь ребенку сойти с весов
- записать показатели массы тела ребенка по цифрам, расположенным слева от края гирь
Оценить полученные результаты:
Изменение массы тела на первом году жизни
Первое полугодие = 4800 г | Второе полугодие = 2400 г |
1,2,3,4,5,6-й месяцы | 7,8,9,10,11,12-й месяцы |
800 г в месяц | 400 г в месяц |
200 г в неделю | 100 г в неделю |
Формула расчета массы тела в 1-ом полугодии жизни:
Мд = Мp + 800 г x n, где
- Мд – масса долженствующая
- Мp – масса при рождении
- 800 - средняя ежемесячная прибавка массы
- n - возраст ребенка в месяцах до 6мес
Формула расчета массы тела во втором полугодии жизни:
Мд = Мp + (800 x 6) + 400 x (n – 6), где
- Мд – масса долженствующая
- Мp – масса при рождении
- (800 x 6) – средняя прибавка массы за первое полугодие
- 400 - средняя ежемесячная прибавка массы во втором полугодии
- n – возраст ребенка старше 6 месяцев
Масса тела ребенка в преддошкольном и дошкольном периодах:
- Масса тела в 1 год в среднем составляет 10 кг
- От 1 года до 6 лет:
Мд = 1- + 2 n , где n - число лет ребенка; k + 3 кг
- В 5 лет масса тела в среднем равна 20 кг + 6 кг
- От 5 до 10 лет :
Мд = 20 + 3( n - 5) где n - число лет ребенка; k = + 6 кг.
Масса тела у школьников:
- Масса ребенка от 5 до 12 лет равна:
20 + 3 ( n - 5), где n - число лет ребенка; k = + 6 кг
- Масса ребенка от 12 до 15лет равна:
n х 5 – 20 кг, где n - возраст ребенка от 12 лет; k = + 10 кг.
3. Измерение длины тела у детей до 1 года
Показания: оценить физическое развитие
Оснащение: горизонтальный ростомер, пеленка, резиновые перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь, бумага, ручка
Алгоритм манипуляции:
- вымыть, осушить руки, надеть перчатки
- обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши
- постелить пеленку( она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки
- уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке
- выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени
- придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера
- по шкале определить длину тела ребенка
- убрать ребенка с ростомера
- записать результат
4. Измерение длины тела у детей старше года: стоя и сидя
Показания: оценить физическое развитие
Оснащение: вертикальный (станковый) ростомер, бумажная салфетка одноразового применения, резиновые перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь, бумага, ручка
Алгоритм манипуляции:
- вымыть, осушить руки, надеть перчатки
- обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши
- постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения
- поднять подвижную планку ростомера
- ребенку, предварительно снявшему обувь, помочь правильно стать на площадке ростомера:
- установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок
- расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок располагались на одной горизонтальной линии
- опустить подвижную планку ростомера к голове ребенка
- определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений). В возрасте 1-3 лет в качестве площадки ростомера используют его откинутую скамеечку и отсчет длины тела проводят по левой шкале делений
- помочь ребенку сойти с ростомера
- записать результат
Оценка результатов:
Длина тела до года рассчитывается по прибавкам за квартал и за каждый месяц:
- 1 квартал = по 3 см в мес. = 9 см
- 2 квартал = по 2,5 см в мес. = 7,5 см
- 3 квартал = по 1,5 см в мес. = 4,5 см
- 4 квартал = по 1 см в мес. = 3 см
Примерно 24-25 см за 1-ый год жизни
Длина тела в 1 год составляет в среднем 75 см
От года до 5 лет:
Lд = 75 + 5 n , где n - число лет ребенка; k +4 см
В 5 лет длина в среднем равна 110 см + 6 см
От 5 до 10 лет:
Lд = 110 + 6 ( n - 5), где n - число лет ребенка; k = + 6 см
Длина тела ребенка (рост) от 5 до 10 лет равна:
110 + 6 х ( n - 5), где n - число лет ребенка; k = + 10 см
Длина тела ребенка 8 лет в среднем = 130 см: на каждый последующий год прибавляется 5 см.
5. Измерение окружности головы, измерение окружности грудной клетки.
Измерение окружности головы
Цель: оценить физическое развитие, исключить гидроцефалию
Оснащение: сантиметровая лента, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка, ручка, бумага
Алгоритм:
- обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки
- уложить или усадить ребенка
- наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:
а) сзади – затылочный бугор
б) спереди – надбровные дуги ( следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка
- определить показатели окружности головы
Оценка результатов:
До 5 лет – увеличивается по 1 см в год; в 5 лет = 50 см, а затем увеличивается по 0,5см в год
Измерение окружности грудной клетки
Цель: оценить физическое развитие.
Оснащение: сантиметровая лента, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка, ручка, бумага
Алгоритм:
- обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки
- уложить или усадить ребенка
- наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам:
а) сзади – нижние углы лопаток
б) спереди – нижний край околососковых кружков (у девочек пубертатного возраста – верхний край 4 ребра над молочными железами
- определить показатели окружности грудной клетки
- записать результат
Оценка результатов:
Окружность груди увеличивается от 1 года до 10 лет – на 1,5 см в год; в 10 лет равна 63 см, после 10 лет увеличивается на 3 см в год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения практического занятия (урока – экскурсии) по предмету «Организации культурно - досуговой деятельности»
Методика подготовки экскурсии учениками...
Методические указания по проведению практических занятий ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений
...Методические указания для практических занятий по ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружен...
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для проведения практического занятия на тему: ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИХ РАСТВОРОВ В ЛПУ
ДИСЦИПЛИНА: ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным МДК04.02 Безопасная среда для пациента и персонала СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО...
Теоретический материал к проведению практического занятия По теме «Особенности выполнения инъекций в условиях процедурного кабинета, палаты, в домашних условиях»
Материал подготовлен для изучения темы "Особеннлсти выполнения инекций" на практическом занятии по Технологии выполнения простых медицинских услуг. В данном материале описаны особенности вып...
Дидактический материал для проведения практического занятия ОП 03 Специальность: 34.02.01. очн. отд
Дидактический материал для проведения практического занятия ОП 03 Специальность: 34.02.01. очн. отд...
Дидактический материал для проведения практического занятия ОП 03 Специальность: 34.02.01. очн. отд
Дидактический материал для проведения практического занятия ОП 03 Специальность: 34.02.01. очн. отд...
Дидактический материал для проведения практического занятия ОП 03 Специальность: 34.02.01. очн. отд
Дидактический материал для проведения практического занятия ОП 03 Специальность: 34.02.01. очн. отд...