Рабочая программа цикла "Сестринский уход за новорожденными" для курсов повышения квалификации медицинских сестер на 2019-2020 учебный год
рабочая программа
Данная Рабочая программа предназначена для организации занятий со слушателями отделения дополнительного последипломного образования в рамках цикла "Сестринский уход за новорожденными". Цикл рассчитан на 144 часа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №6»
(ГБПОУ ДЗМ «МК №6»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ДЗМ «МК №6»
____________________ Г.Г. Савзян
«______» __________________ 20______г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ»
наименование программы
Москва – 2018 год
Составители:
- Ушакова Фатима Игоревна – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ « МК № 6»
Рассмотрена на заседании П(Ц)К по специальности Акушерское дело
наименование предметной (цикловой) комиссии
протокол № ______ от «_____» ________________ 20_____г.
Одобрена к реализации методическим Советом колледжа,
протокол № ______ от «_____» ________________ 20_____г.
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Сестринский уход за новорожденными» в рамках специальности «Сестринское дело в педиатрии»
наименование программы
Предназначена для медицинских сестер педиатрических отделений при наличии среднего профессионального образования
категория слушателей, требования к уровню квалификации и стажу
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
АННОТАЦИЯ …………………………………………….……………….……4
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ…………………………….…..6
1.1. Цель реализации программы………………………………………….…..6
1.2. Планируемые результаты обучения………………………………….…...6
1.3. Требования к уровню образования слушателя и стажу…………….…...8
1.4. Нормативный срок освоения программы………………………………...8
1.5. Форма обучения………………………………………………………….…8
1.6. Характеристика квалификации и связанных с ней видов
профессиональной деятельности, в том числе трудовых функций
и (или) уровней квалификации слушателей…………………………………...8
II. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ…………………..10
2.1. Учебный план……………………………………………………………….10
2.2. Учебно-тематический план………………………………………………...11
2.3. Календарный учебный график…………………………………………....14
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ…………………………..15
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ....29
4.1. Формы аттестации…………………………………………………………..31
4.2. Контроль и оценка результатов освоения программы………………….33
4.2.1. Результаты обучения и формы контроля……………………………....33
4.2.2. Оценка результатов обучения…………………………………………...38
4.2.3. Перечень теоретических вопросов для подготовки к оценке
освоения программы…………………………………………………………….42
4.3. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы.44
V. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……46
5.1. Требования к кадровому обеспечению программы……………………..47
5.2. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению программы………………………………………………………..47
5.3. Обеспечение образовательного процесса учебной и
учебно-методической литературой……………………………………………..50
5.4. Формы реализации программы……………………………………………52
АННОТАЦИЯ
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации (далее – Программа) «Сестринский уход за новорожденными» составлена на основании требований Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Сестринское дело (далее – ФГОС), профессионального стандарта «Сестринское дело».
Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации медицинских работников со средним профессиональным образованием – в совершенствовании и получении новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня медицинских работников со средним профессиональным образованием.
Реализация Программы направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации медицинских работников со средним профессиональным образованием меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствовании компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и повышении профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Основными компонентами Программы являются: общие положения, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочая программа, организационно-педагогические условия реализации Программы, формы аттестации, оценочные материалы, формы реализации Программы.
Трудоемкость освоения Программы – 144 академических часа (4 недели),
в том числе:
аудиторные занятия – 138 часов,
из них:
лекции - 56 часов;
практические занятия (далее – ПЗ) - 88 часов;
Электронное обучение (далее – ЭО) - 2 часа.
Содержание Программы является учебным модулем. Структурными единицами модуля являются разделы. Каждый раздел подразделяется на темы, каждая тема – на элементы, каждый элемент – на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая структурная единица содержания кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором – код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1), затем – код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, что в свою очередь позволяет кодировать контрольно-измерительные материалы в учебно-методическом комплексе.
В Программе предусмотрен перечень необходимых знаний, умений и навыков (практический опыт) работников со средним профессиональным образованием, составляющих основу общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций.
Планируемые результаты обучения по Программе направлены на совершенствование компетенций (трудовых функций), приобретенных в рамках полученного ранее среднего профессионального образования, и в получении новых профессиональных компетенций (трудовых функций).
Учебный план Программы определяет состав изучаемого учебного модуля с указанием его трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.
Рабочая программа формирует взаимосвязь теоретической и практической подготовки медицинских работников со средним профессиональным образованием.
Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:
- учебно-методическую документацию по всем разделам;
- материально-технические и учебные базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки;
- кадровое обеспечение в соответствии с квалификационными требованиями и стажем.
При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) и электронное обучение.
Формы аттестации. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения экзамена в форме тестирования.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Цель реализации программы
Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации медицинских работников со средним профессиональным образованием - в совершенствовании компетенций (трудовых функций), необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в педиатрических отделениях .
1.2. Планируемые результаты обучения
1.2.1 Результаты обучения по дополнительной профессиональной программе направлены на совершенствование компетенций (трудовых функций), приобретенных в рамках полученного ранее среднего профессионального образования.
1.2.2 Характеристика профессиональных компетенций (трудовых функций), подлежащих совершенствованию в результате освоения дополнительной профессиональной программы
У слушателей совершенствуются следующие универсальные компетенции (далее - УК):
УК.1 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;
УК.2 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
УК.3 Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий;
УК.4 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
УК.5 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку;
УК.6 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
У слушателя совершенствуются следующие общепрофессиональные компетенции (далее - ОПК):
ОПК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОПК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОПК.3 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации;
ОПК.4 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОПК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОПК.6 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
У слушателей совершенствуются следующие профессиональные компетенции (трудовые функции) (далее – ПК (ТФ)):
ПК.1 Своевременно и точно выполнять предписания лечащего врача
ПК.2 Проводить организацию своевременного обследования больных в лаборатории, диагностических кабинетах, у врачей-консультантов
ПК.3 Осуществлять сестринский уход за здоровыми новорожденными и новорожденными детьми, страдающими острыми и хроническими заболеваниями;
ПК.4 Осуществлять наблюдение за состоянием больного ребенка:
физиологическими отправлениями, сном, весом, пульсом, дыханием, температурой;
ПК.5 Определять признаки ухудшения в состоянии новорожденного.- немедленная информация лечащему врачу (в его отсутствие - заведующему отделением или дежурному врачу) о внезапном ухудшении состояния больного;
ПК.6. Оказывать экстренную доврачебную помощь в неонатологии;
ПК.7 Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
1.2.3 Перечень знаний, умений и навыков (практический опыт), обеспечивающих формирование профессиональных компетенций
В результате освоения дополнительной профессиональной программы слушатели должны знать:
- Общие знания:
- правила грудного вскармливания ребенка;
- функциональные состояния и заболевания новорожденных;
- наблюдение за состоянием больного ребенка:
физиологическими отправлениями, сном, весом, пульсом, дыханием, температурой;
- оказание экстренной доврачебной помощи;
- санитарно-гигиеническое обслуживание физически ослабленных и тяжелобольных (умывание, кормление, промывание по мере надобности рта, глаз, ушей и т.д.);
- Специальные знания:
- первичный туалет новорожденного;
- уход за пуповиной;
- антропометрия новорожденного;
- пеленание ребенка
III.Знания сопутствующих и смежных дисциплин:
- инфекционная безопасность и инфекционный контроль.
- медицина катастроф
- информационные технологии
1.3. Требования к уровню образования слушателя и стажу
Среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело»
Требования к стажу
Не предъявляются
1.4. Нормативный срок освоения программы
Трудоемкость освоения программы – 144 академических часа
1.5. Форма обучения – очная (36 часов в неделю)
1.6. Характеристика квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, в том числе трудовых функций и (или) уровней квалификации слушателей
Квалификационные должностные требования
Медицинская сестра
наименование должности
Должностные обязанности: Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований. Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача. Обеспечивает выполнение врачебных назначений. Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования; статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций; правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы валеологии и санологии; основы диетологии; основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; основы медицины катастроф; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации: Среднее профессиональное образование по специальности "Сестринское дело в педиатрии" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело в педиатрии".
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный план
Код | Наименование учебного модуля | Всего часов | В том числе количество часов по видам занятий | Форма контроля | ||||
Лекции | СЗ | ПЗ | ОСК | ЭО | ||||
1 | Наименование учебного модуля Сестринский уход за новорожденными | 144 | 38 | 74 | ||||
1.1 | Теоретические основы сестринского дела. Основы этического кодекса медицинской сестры. | 2 | ||||||
1.2 | Законодательные основы и юридическое регулирование профессиональной деятельности. | 6 | 2 | 4 | ||||
1.3 | Сестринский уход за здоровым новорожденным | 24 | 8 | 16 | ||||
1.4 | Сестринский уход за больным новорожденным | 80 | 26 | 54 | ||||
2 | Инфекционная безопасность и инфекционный контроль | 6 | 4 | 2 | ||||
2.1 | Санитарно-противоэпидемический режим отделений и палат новорожденных. Профилактика внутрибольничной инфекции. Обработка кувезов | 2 | 2 | |||||
2.2 | Профилактика ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов. | 2 | ||||||
3 | Медицина катастроф | 18 | 12 | 6 | ||||
4 | Медицинская информатика | 2 | ||||||
5 | Итоговая аттестация | 6 | Экзамен (тестирование собеседование) | |||||
ИТОГО | 144 | 56 | 86 | 2 |
2.2. Учебно-тематический план
Код | Наименование учебного модуля/ раздела / темы | Всего часов | В том числе количество часов по видам занятий | Форма контроля | ||||
Лекции | СЗ | ПЗ | ОСК | ЭО | ||||
1 | Наименование учебного модуля Сестринский уход за новорожденными | |||||||
1.1 | Теоретические основы сестринского дела. Основы этического кодекса медицинской сестры. | 2 | 2 | - | ||||
1.2 | Законодательные основы и юридическое регулирование профессиональной деятельности | 6 | 2 | 4 | ||||
1.3 | Сестринский уход за здоровым новорожденным | 24 | 8 | 16 | ||||
1.3.1 | Внутриутробное развитие. Антенатальная профилактика. Основные анатомо – физиологические особенности новорожденного ребенка. Первый туалет новорожденного. | 6 | 2 | 4 | ||||
1.3.2 | Постнатальная адаптация новорожденных. Переходные состояния. | 6 | 2 | 4 | ||||
1.3.3 | Уход за здоровым ребенком в детском отделении. Противотуберкулезная вакцинация. Вакцинация от гепатита В. | 6 | 2 | 4 | ||||
1.3.4 | Вскармливание новорожденных | 6 | 2 | 4 | ||||
1.4 | Сестринский уход за больным новорожденным | 80 | 26 | 54 | ||||
1.4.1 | Наследственные заболевания. Врожденные пороки развития | 6 | 2 | 4 | ||||
1.4.2 | Недоношенный ребенок | 12 | 4 | 8 | ||||
1.4.2.1 | Причины преждевременных родов. Классификация недоношенности. Анатомо – физиологические особенности недоношенного ребенка. Особенности адаптации недоношенного ребенка. | 6 | 2 | 4 | ||||
1.4.2.2 | Этапы выхаживания недоношенного новорожденного. Особенности сестринского ухода за недоношенным новорожденным. Особенности вскармливания Особенности вакцинопрофилактики недоношенных новорожденных | 6 | 2 | 4 | ||||
1.4.3 | Заболевания органов дыхания. Асфиксия новорожденных | 6 | 2 | 4 | ||||
1.4.4 | Заболевания центральной нервной системы. Родовые повреждения | 6 | 2 | 4 | ||||
1.4.5 | Желтухи у новорожденных. Геморрагический и анемический синдромы | 6 | 2 | 4 | ||||
1.4.6 | Заболевания кожи и слизистых, пуповинного остатка и пупочной ранки | 6 | 2 | 4 | ||||
1.4.7 | Инфекционно-воспалительные и септические заболевания новорожденных | 6 | 2 | 4 | ||||
1.4.8 | Заболевания органов сердечно-сосудистой системы. Основы ЭКГ. | 6 | 2 | 4 | ||||
1.4.9 | Заболевания органов пищеварительной и мочеполовой системы | 6 | 2 | 4 | ||||
1.4.10 | Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры отделения новорожденных. Мониторирование пациента (термометрия, подсчет пульса, дыхания, измерения АД). | 8 | 2 | 6 | ||||
1.4.11 | Диагностические манипуляции. Лечебные манипуляции | 6 | 2 | 4 | ||||
1.4.12 | Неотложные состояния у новорожденных | 6 | 2 | 4 | ||||
2. | Инфекционная безопасность и инфекционный контроль | 6 | 2 | 4 | ||||
2.1. | Санитарно - противоэпидемический режим отделений и палат новорожденных. Профилактика внутрибольничной инфекции. Обработка кувезов | 4 | 2 | 2 | ||||
2.2 | Профилактика ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов | 2 | - | 2 | ||||
3 | Медицина катастроф | 18 | 12 | 6 | ||||
3.1 | Современные принципы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах | 2 | 2 | - | ||||
3.2 | Основы сердечно-легочной реанимации. Особенности проведения СЛЦР у новорожденных детей | 4 | 2 | 2 | ||||
3.3 | Несчастные случаи (электротравма, механическая асфиксия). Первая и доврачебная помощь | 4 | 2 | 2 | ||||
3.4 | Неотложные состояния в клинике внутренних болезней. | 2 | 2 | - | ||||
3.5 | Травмы и травматический шок. Кровотечения, геморрагический шок. Первая и доврачебная помощь | 4 | 2 | 2 | ||||
3.6 | Отравление промышленными и бытовыми ядами. Острые аллергические реакции. Первая и доврачебная помощь | 2 | 2 | - | ||||
4 | Медицинская информатика | 2 | 2 | |||||
Всего: | 138 | 56 | 86 | |||||
Итоговая аттестация | 6 | 2 | Экзамен (тестирование) | |||||
4 | Экзамен (Собеседование) | |||||||
ИТОГО | 144 |
2.3. Календарный учебный график
Наименование учебного модуля | Декабрь | Всего часов | |||
1-7 | 8-14 | 15-21 | 22-28 | ||
1 нед | 2 нед | 3 нед | 4 нед | ||
ВСЕГО учебных часов |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа
«Сестринский уход за новорожденными
наименование модуля
Трудоемкость освоения учебного модуля:
общее количество часов - 144,
в том числе:
аудиторные занятия - 138 часов,
из них:
лекции - 56 часов;
практические занятия - 86 часов;
Электронное обучение – 2 часа.
Экзамен – 6 часов
После изучения учебного модуля слушатель должен
знать:
Конституцию РФ, законы и нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность стационара;
организацию работы медицинской сестры детского стационара;
правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций;
основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;
систему организации педиатрической помощи;
систему организации медицинской помощи детям, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья детей;
теоретические основы сестринского дела;
философию и этику сестринского дела;
основы трудового законодательства;
правила внутреннего трудового распорядка;
правила по охране труда и противопожарной безопасности;
психологию профессионального общения;
сестринский процесс и его этапы при уходе за детьми;
основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм у детей различного возраста;
структуру лечебно-профилактических учреждений;
виды, формы и методы реабилитации;
основные лекарственные группы, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;
основы детского питания;
методы и средства санитарного просвещения, роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;
основы гигиенического воспитания населения по вопросам воспитания здорового ребенка и пропаганды здорового образа жизни, ухода за здоровыми и больными детьми;
основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов, персонала медицинского учреждения, систему взаимодействия медицинского учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;
психологические основы общения с детьми, их родителями, персоналом, медицинскую этику и деонтологию;
организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала;
основы медицины катастроф.
После изучения учебного модуля слушатель должен
уметь:
подготовить рабочее место, рационально организовать свой труд в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ);
планировать работу и анализировать показатели, свидетельствующие о результативности собственной деятельности;
обеспечить безопасную среду для пациента и персонала;
обеспечить инфекционную безопасность пациента и персонала (соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима);
выполнять стандартизированные сестринские технологии (профилактические, лечебные и диагностические манипуляции и мероприятия);
осуществлять сестринское консультирование и обучение пациента и/или его семьи;
разрабатывать практические стратегии для преодоления психологических барьеров у пациентов;
широко использовать и применять на практике профессиональные знания по своей специальности, алгоритмы сестринского обследования, диагностику и планирование, оказание грамотной доврачебной помощи;
подготовить пациента к специальным методам диагностики;
осуществлять пропаганду здорового образа жизни и вести санитарно-просветительскую работу;
оформлять учетно-отчетную медицинскую документацию;
координировать свою профессиональную и общественную деятельность с работой других сотрудников и коллективов в интересах пациента;
соблюдать технику безопасности и меры по охране здоровья персонала;
самостоятельно получать дополнительные знания и умения в области профессиональной деятельности.
Медицинская сестра должна владеть практическими навыками:
− внедрения в практическую деятельность медицинской сестры стандартизированные планы сестринского процесса;
− укладка биксов, подготовка специальных наборов для манипуляций;
− проведение дезинфекции, предстерилизационной обработки и стерилизации инструментария, оборудования, предметов ухода;
− применение грелки, пузыря со льдом, постановка компресса, перевязки, ведение медицинской документации;
− осуществление самоконтроля качества ухода за пациентом;
− оценка функционального состоянияе пациента;
− выполнение и проведение диагностических манипуляций;
− осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
− обработка инструментария и отработанного материала медицинского назначения;
− профессионального общения;
− организация собственной работы;
− проведению сердечно-легочной реанимации, первой доврачебной помощи при анафилактическом шоке
Выполнение и проведение манипуляций:
− техника выполнения п/к, в/м, в/в, в/к;
− техника проведения в/в вливаний, проведение гемотрансфузии;
− катетеризация периферических вен;
− катетеризация мочевого пузыря и его промывание;
− постановка желудочного зонда, промывание желудка, кормление через назогастральный зонд;
− постановка очистительных, лекарственных, питательных клизм;
− техника измерения АД, пульса, частоты дыхания, температуры;
− техника взятия крови для различных исследований;
− техника взятия мочи, кала, мокроты для исследований;
− подготовка пациента к различным исследованиям (рентгенологическое, эндоскопическое);
Содержание учебного материала
Наименование разделов и тем модуля | Содержание учебного материала (наименование элементов, подэлементов) с указанием кода элемента | Объем часов | |
Наименование учебного модуля «Сестринский уход за новорожденными» | 138 | ||
Тема 1.1. Теоретические основы сестринского дела | Содержание: | 2 | |
Основы этического кодекса медицинской сестры | |||
Тема 1.2 Законодательные основы и юридическое регулирование профессиональной деятельности | Содержание: | 6 | |
Законодательные основы и юридическое регулирование профессиональной деятельности | |||
Тема 1.3 Сестринский уход за здоровым новорожденным | 1.3.1.Внутриутробное развитие. Антенатальная профилактика. Основные анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Первый туалет новорожденного.. | 24 | |
1.3.2. Постнатальная адаптация новорожденных. Переходные состояния. | |||
1.3.3. Уход за новорожденным ребенком в детском отделении. Противотуберкулезная вакцинация. Вакцинация от гепатита В. | |||
1.3.4 Вскармливание новорожденных | |||
Тема 1.4 Сестринский уход за больным новорожденным | 1.4.1. Наследственные заболевания. Врожденные пороки развития. | 80 | |
1.4.2. Недоношенный ребенок | |||
1.4.3.Заболевания органов дыхания. Асфиксия новорожденных. | |||
1.4.4. Заболевания центральной нервной системы. Родовые повреждения. | |||
1.4.5. Желтухи новорожденных. Геморрагический и анемические синдромы. | |||
1.4.6. Заболевания кожи и слизистых, пуповинного остатка и пупочной ранки. | |||
1.4.7. Инфекционно-воспалительные и септические заболевания новорожденных. | |||
1.4.8. Заболевания органов сердечно-сосудистой системы. Основы ЭКГ. | |||
1.4.9. Заболевания органов пищеварительной и мочеполовой системы. | |||
1.4.10. Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры отделения новорожденных. Мониторирование пациента. | |||
1.4.11. Диагностические и лечебные манипуляции. | |||
1.4.12. Неотложные состояния новорожденных. | |||
2. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль | |||
3. Медицина катастроф | |||
4. Медицинская информатика | |||
Тематика лекционных занятий
№ | Тема лекционного занятия | Коды разделов, тем, элементов, обеспечивающие содержание лекции | Содержание лекции | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Теоретические основы сестринского дела. | 1.1 | Основы этического кодекса медицинской сестры. Этика и деонтология медицинской сестры отделения новорожденных. Профессиональное общение. | 2 | III |
2 | Законодательные основы и юридическое регулирование профессиональной деятельности. | 1.2 | Законодательные основы и юридическое регулирование профессиональной деятельности медицинской сестры отделения новорожденных. | 2 | III |
3 | Внутриутробное развитие. Антенатальная профилактика. АФО новорожденного ребенка. | 1.3.1 | Закономерности внутриутробного развития плода. Понятие об антенатальной охране плода. Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Особенности функционирования органов и систем новорожденного. Первичный и вторичный туалет новорожденного. | 2 | III |
4 | Постнатальная адаптация новорожденного. Переходные состояния. | 1.3.2 | Адаптация новорожденного к внеутробному существованию. Основные переходные состояния новорожденного: синдром только что родившегося ребенка, кардио-респираторная адаптация, транзиторные изменения кожных покровов, физиологическая убыль массы, транзиторная лихорадка, транзиторные особенности мочеобразования, половой криз, выделение мекония. | 2 | III |
5 | Уход за здоровым новорожденным в детском отделении. | 1.3.3 | Принципы ухода за новорожденным в детском отделении. Соблюдение инфекционной безопасности. Проведение вакцинации от туберкулеза и гепатита В. | 2 | III |
6 | Вскармливание новорожденных. | 1.3.4 | Принципы вскармливания новорожденных. Основы естественного вскармливания. Правила установления и поддержания успешной лактации. Преимущества естественного вскармливания. Трудности, возникающие при естественном вскармливании. Противопоказания к естественному вскармливанию. Смешанное вскармливание. Искусственное вскармливание. | 2 | III |
7 | Наследственные заболевания. Врожденные пороки развития. | 1.4.1 | Понятие о тератогенных факторах. Профилактика врожденных и наследственных заболеваний. Методы дородовой диагностики. Генетическое консультирование. Хромосомные и генные заболевания. Синдром Дауна. Синдром Патау, Эдвардса, Шерешевского-Тернера, Кляйнфельтера. Неонатальный скрининг на врожденные заболевания. Аудиологический и офтальмологический скрининг новорожденных. | 2 | III |
8 | Недоношенный ребенок | 1.4.2.1 | Причины преждевременных родов. Классификация недоношенности. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка. Морфологические и функциональные признаки незрелости. Особенности адаптации недоношенного ребенка. | 2 | III |
9 | Недоношенный ребенок | 1.4.2.2 | Выхаживание недоношенных. Этапы выхаживания. Особенности сестринского ухода за недоношенными. Особенности вскармливания недоношенных. Особенности вакцинопрофилактики недоношенных новорожденных. Организация безопасной среды недоношенного ребенка. | 2 | III |
10 | Заболевания органов дыхания. Асфиксия новорожденных. | 1.4.3 | Первичная и вторичная асфиксия новорожденного. Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар. Классификация асфиксии по степени тяжести. Оказание неотложной помощи новорожденному, родившемуся в состоянии асфиксии. Этапы реанимации новорожденного в состоянии асфиксии. Синдром дыхательных расстройств. Шкала Сильвермана. Уход за ребенком, перенесшим асфиксию. | 2 | III |
11 | Заболевания центральной нервной системы. Родовые повреждения. | 1.4.4 | Классификация родовых повреждений. Причины, предрасполагающие к возникновению родовой травмы. Травмы мягких тканей, костей, повреждения центральной нервной системы. Сестринский уход за ребенком с родовыми повреждениями. Профилактика родового травматизма. | 2 | III |
12 | Желтухи новорожденных. Геморрагический и анемический синдромы. | 1.4.5 | Классификация желтух новорожденных. Причины возникновения гипербилирубинемии новорожденного. Физиологическая желтуха. Гемолитическая болезнь новорожденного. Врожденная атрезия желчевыводящих путей. Синдром Жильбера. Геморрагический синдром новорожденного. Анемический синдром новорожденного. | 2 | III |
13 | Заболевания кожи и слизистых, пуповинного остатка и пупочной ранки. | 1.4.6 | Неинфекционные заболевания кожи новорожденных: потница, опрелости, склерема, склередема. Причины возникновения, методы профилактики. Пемфигус, омфалит, конъюнктивит – классификация, уход за детьми с заболеваниями кожи и слизистых, пуповинного остатка и пупочной ранки. | 2 | III |
14 | Инфекционно-воспалительные и септические заболевания новорожденного | 1.4.7 | Инфекционные поражения кожи, слизистых, пупочной области: везикулопустулез, пузырчатка, флегмона новорожденных. Причины возникновения инфекционных поражения кожи, слизистых и пупочной ранки и методы их профилактики. Сепсис. Причины, классификация. Сестринский уход за детьми с инфекционно-воспалительными и септическими заболеваниями. | 2 | III |
15 | Заболевания органов сердечно-сосудистой системы. Основы ЭКГ. | 1.4.8 | Врожденные пороки сердца. Классификация. Методы диагностики и лечения. Уход за детьми с врожденными пороками сердца. Основы ЭКГ. | 2 | III |
16 | Заболевания органов пищеварительной и мочеполовой системы. | 1.4.9 | Стоматиты новорожденных. Язвенно-некротический энтероколит. Лактазная недостаточность. Кишечная колика. Цистит, пиелонефрит. Сестринский уход за детьми с заболеваниями органов пищеварения и мочевыделения. | 2 | III |
17 | Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры отделения новорожденных. | 1.4.10 | Мониторирование пациента (подсчет пульса, дыхания, измерение АД, термометрия) | 2 | III |
18 | Манипуляции | 1.4.11 | Диагностические и лечебные манипуляции с новорожденными − техника выполнения п/к, в/м, в/в, в/к; − техника проведения в/в вливаний, проведение гемотрансфузии; − катетеризация периферических вен; − катетеризация мочевого пузыря и его промывание; − постановка желудочного зонда, промывание желудка, кормление через назогастральный зонд; − постановка очистительных, лекарственных, питательных клизм; − техника измерения АД, пульса, частоты дыхания, температуры; − техника взятия крови для различных исследований; − техника взятия мочи, кала, мокроты для исследований; − подготовка пациента к различным исследованиям (рентгенологическое, эндоскопическое); | 2 | III |
19 | Неотложные состояния новорожденных | 1.4.12 | Оказание неотложной доврачебной помощи новорожденному при остановке сердца, дыхания, синдроме аспирации, гипогликемическом синдроме, судорожном синдроме, гипертермическом синдроме. | 2 | III |
Тематика практических занятий
№ | Тема практического занятия | Коды разделов, тем, элементов, обеспечивающие содержание практического занятия | Содержание практического занятия | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Законодательные основы и юридическое регулирование профессиональной деятельности. | 1.2 | Права и обязанности медицинской сестры педиатрического отделения. Законодательные основы и юридическое регулирование профессиональной деятельности медицинской сестры отделения новорожденных. | 4 | II |
2 | Внутриутробное развитие. Антенатальная профилактика. АФО новорожденного ребенка. | 1.3.1 | Закономерности внутриутробного развития плода. Понятие об антенатальной охране плода. Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Особенности функционирования органов и систем новорожденного. Проведение первичного и вторичного туалета новорожденного. Сестринский процесс при уходе за здоровым новорожденным | 4 | II |
3 | Постнатальная адаптация новорожденного. Переходные состояния. | 1.3.2 | Адаптация новорожденного к внеутробному существованию. Основные переходные состояния новорожденного: синдром только что родившегося ребенка, кардио-респираторная адаптация, транзиторные изменения кожных покровов, физиологическая убыль массы, транзиторная лихорадка, транзиторные особенности мочеобразования, половой криз, выделение мекония. Уход за новорожденными при переходных состояниях. Сестринский процесс. | 4 | II |
4 | Уход за здоровым новорожденным в детском отделении. | 1.3.3 | Принципы ухода за новорожденным в детском отделении. Соблюдение инфекционной безопасности. Проведение вакцинации от туберкулеза и гепатита В. Сестринский процесс. | 4 | II |
5 | Вскармливание новорожденных. | 1.3.4 | Принципы вскармливания новорожденных. Основы естественного вскармливания. Правила установления и поддержания успешной лактации. Преимущества естественного вскармливания. Трудности, возникающие при естественном вскармливании. Противопоказания к естественному вскармливанию. Организация смешанного вскармливания. Показания к переводу на искусственное вскармливание. Правила хранения сцеженного грудного молока. Правила хранения и приготовления молочных смесей. | 4 | II |
6 | Наследственные заболевания. Врожденные пороки развития. | 1.4.1 | Понятие о тератогенных факторах. Профилактика врожденных и наследственных заболеваний. Методы дородовой диагностики. Генетическое консультирование. Хромосомные и генные заболевания. Синдром Дауна. Синдром Патау, Эдвардса, Шерешевского-Тернера, Кляйнфельтера. Неонатальный скрининг на врожденные заболевания. Аудиологический и офтальмологический скрининг новорожденных. Сестринский процесс. | 4 | II |
7 | Недоношенный ребенок | 1.4.2.1 | Причины преждевременных родов. Классификация недоношенности. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка. Морфологические и функциональные признаки незрелости. Особенности адаптации недоношенного ребенка. | 4 | II |
8 | Недоношенный ребенок | 1.4.2.2 | Организация выхаживания недоношенных. Этапы выхаживания. Особенности сестринского ухода за недоношенными. Особенности вскармливания недоношенных. Особенности вакцинопрофилактики недоношенных новорожденных. Организация безопасной среды недоношенного ребенка. | 4 | II |
9 | Заболевания органов дыхания. Асфиксия новорожденных. | 1.4.3 | Первичная и вторичная асфиксия новорожденного. Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар. Классификация асфиксии по степени тяжести. Оказание неотложной помощи новорожденному, родившемуся в состоянии асфиксии. Этапы реанимации новорожденного в состоянии асфиксии. Синдром дыхательных расстройств. Шкала Сильвермана. Уход за ребенком, перенесшим асфиксию. Сестринский процесс при асфиксии новорожденного. | 4 | II |
10 | Заболевания центральной нервной системы. Родовые повреждения. | 1.4.4 | Сестринский процесс при родовых повреждениях. Классификация родовых повреждений. Причины, предрасполагающие к возникновению родовой травмы. Травмы мягких тканей, костей, повреждения центральной нервной системы. Сестринский уход за ребенком с родовыми повреждениями. Профилактика родового травматизма. | 4 | II |
11 | Желтухи новорожденных. Геморрагический и анемический синдромы. | 1.4.5 | Классификация желтух новорожденных. Причины возникновения гипербилирубинемии новорожденного. Физиологическая желтуха. Гемолитическая болезнь новорожденного. Врожденная атрезия желчевыводящих путей. Синдром Жильбера. Геморрагический синдром новорожденного. Анемический синдром новорожденного. Сестринский процесс. | 4 | II |
12 | Заболевания кожи и слизистых, пуповинного остатка и пупочной ранки. | 1.4.6 | Неинфекционные заболевания кожи новорожденных: потница, опрелости, склерема, склередема. Причины возникновения, методы профилактики. Пемфигус, омфалит, конъюнктивит – классификация, уход за детьми с заболеваниями кожи и слизистых, пуповинного остатка и пупочной ранки. Обучение матерей уходу при заболеваниях кожи и слизистых. | 4 | II |
13 | Инфекционно-воспалительные и септические заболевания новорожденного | 1.4.7 | Инфекционные поражения кожи, слизистых, пупочной области: везикулопустулез, пузырчатка, флегмона новорожденных. Причины возникновения инфекционных поражения кожи, слизистых и пупочной ранки и методы их профилактики. Сепсис. Причины, классификация. Сестринский уход за детьми с инфекционно-воспалительными и септическими заболеваниями. | 4 | II |
14 | Заболевания органов сердечно-сосудистой системы. Основы ЭКГ. | 1.4.8 | Сестринский процесс при врожденных пороках сердца у детей. Классификация. Методы диагностики и лечения. Уход за детьми с врожденными пороками сердца. Основы ЭКГ. | 4 | II |
15 | Заболевания органов пищеварительной и мочеполовой системы. | 1.4.9 | Стоматиты новорожденных. Язвенно-некротический энтероколит. Лактазная недостаточность. Кишечная колика. Цистит, пиелонефрит. Сестринский уход за детьми с заболеваниями органов пищеварения и мочевыделения. Профилактика заболеваний пищеварительной и мочеполовой системы. Санитарно-просветительская работа медсестры. | 4 | II |
16 | Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры отделения новорожденных. | 1.4.10 | Мониторирование пациента (подсчет пульса, дыхания, измерение АД, термометрия) | 4 | II |
17 | Манипуляции | 1.4.11 | Диагностические и лечебные манипуляции с новорожденными − техника выполнения п/к, в/м, в/в, в/к; − техника проведения в/в вливаний, проведение гемотрансфузии; − катетеризация периферических вен; − катетеризация мочевого пузыря и его промывание; − постановка желудочного зонда, промывание желудка, кормление через назогастральный зонд; − постановка очистительных, лекарственных, питательных клизм; − техника измерения АД, пульса, частоты дыхания, температуры; − техника взятия крови для различных исследований; − техника взятия мочи, кала, мокроты для исследований; − подготовка пациента к различным исследованиям (рентгенологическое, эндоскопическое); | 4 | II |
18 | Неотложные состояния новорожденных | 1.4.12 | Оказание неотложной доврачебной помощи новорожденному при остановке сердца, дыхания, синдроме аспирации, гипогликемическом синдроме, судорожном синдроме, гипертермическом синдроме. | 4 | II |
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
4.1. Формы аттестации
Текущий контроль осуществляется в форме тестирования и решения профессиональных задач, выполнения практических манипуляций.
Итоговая аттестация по обучающей Программе проводится в форме итогового экзамена: решение заданий в тестовой форме.
Обучающиеся допускаются к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом.
Комплектование набора заданий для каждого слушателя осуществляется с использованием фонда оценочных средств.
Тестовое задание должно быть представлено в одной из следующих стандартизированных форм: закрытой (с выбором одного или нескольких ответов), открытой, на установление соответствия, на установление правильной последовательности. Используемая форма тестового задания определяется содержанием учебного материала. При использовании тестовых заданий закрытой формы использование ответов «все ответы правильные» и «все ответы неправильные» не допускается. Содержание тестовых заданий должно соответствовать системе целей изучения модуля. Они должны выявлять знание общих, принципиальных положений темы. Недопустимы задания на выявление знаний «мелких» частных и справочных сведений. Задание должно сопровождаться адекватной инструкцией для выполнения. В инструкции к тесту должно быть указано: количество правильных ответов (один или несколько), время выполнения теста. Тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулированного четким языком и исключающего неоднозначность заключения тестируемого на требования тестового задания. Содержание тестового задания не должно содержать повторов, двойных отрицаний и сленга. Формулировка тестового задания должна быть выражена в повествовательной форме (вопрос исключается).
Требования к содержанию профессиональных задач: модель задачи включает описание профессиональной ситуации, контрольные задания или вопросы к ситуации. Описывается ситуация, соответствующая определенной изучаемой теме, с конкретными данными, условиями и обстоятельствами. Профессиональная задача должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия – условия, из которых можно извлечь эти данные. Условие задачи должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности. Вопросы и задания необходимо формулировать корректно, чтобы они позволяли оценить готовность слушателя действовать в условиях профессиональной деятельности. Процентное соотношение профессиональных задач по отдельным темам и занятиям в материалах итоговой аттестации должно соответствовать учебно-тематическому плану.
Оценка практических умений и навыков проводится в форме демонстрации выполнения манипуляций (в том числе с использованием симуляции с применением искусственных материалов (манекенов) или участием третьих лиц). Оценивание уровня освоения умений и уровня практического опыта проводится согласно оценочным листам.
4.2. Контроль и оценка результатов освоения
4.2.1. Результаты обучения и формы контроля
Результаты обучения и формы контроля (матрица формирования профессиональных компетенций (трудовых функций))
Код раздела/темы | Наименование дисциплины/учебного модуля/раздела/темы/темы занятия | Результаты обучения (указывается код освоенных ПК (ТФ)) | Основные показатели результатов обучения | Формы и методы контроля и оценки | ||
Знания | Умения | Навыки (практический опыт) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Наименование учебного модуля Сестринский уход за новорожденными | ||||||
1.1 | Наименование раздела Теоретические основы сестринского дела | ПК-1 | -основы этического кодекса медицинской сестры | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.2 | Наименование раздела Законодательные основы и юридическое регулирование профессиональной деятельности | ПК-1 | - права и обязанности медицинской сетры педиатрического отделения | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.3 | Наименование раздела Сестринский уход за здоровым новорожденным | |||||
Наименование темы | ||||||
1.3.1 | Внутриутробное развитие. Антенатальная профилактика. АФО новорожденного ребенка. Первый туалет новорожденного. (Лекционное занятие) | ПК-1 | -закономерности внутриутробного развития ребенка; -принципы антенатальной охраны плода; -основные анатомо-физиологические особенности новорожденного | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.3.2 | Постнатальная адаптация новорожденных. Переходные состояния. (Лекционное занятие) | ПК-3 | -клинические проявления переходных состояний новорожденного; - принципы ухода за новорожденными при адаптации их к внеутробному существованию | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.3.3 | Уход за здоровым ребенком в детском отделении. Противотуберкулезная вакцинация. Вакцинация от гепатита В. (Лекционное занятие) | ПК-2 ПК-3 | -принципы ухода за здоровым новорожденным в отделении новорожденных; -правила проведения вакцинации от туберкулеза и гепатита В | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.3.4 | Вскармливание новорожденных. (Лекционное занятие) | ПК-2 ПК-3 | -принципы организации и поддержания естественного вскармливания; -правила сцеживания и хранения сцеженного молока; -принципы организации смешанного и искусственного вскармливания | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.4 | Наименование раздела Сестринский уход за больным новорожденным | |||||
Наименование темы | ||||||
1.4.1 | Наследственные заболевания. Врожденные пороки развития. | ПК-1 ПК-5 | -основные тератогенные факторы -принципы антенатальной охраны плода - клинические проявления наиболее часто встречающихся синдромов (Дауна, Тернера, Клайнфельтера) | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.4.2 | Недоношенный ребенок (Лекционные занятия) | ПК-1 ПК-5 | -причины преждевременного рождения; - классификацию недоношенности - принципы выхаживания недоношенных | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.4.3 | Заболевания органов дыхания. Асфиксия новорожденных. (Лекционное занятие) | ПК-4 | -причины возникновения асфиксии; -классификация заболеваний органов дыхания; -принципы ухода за детьми с заболеваниями органов дыхания, асфиксией | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.4.4 | Заболевания центральной нервной системы. Родовые повреждения. (Лекционное занятие) | ПК-4 | -причины родовых повреждений; -классификацию родовых травм; - принципы ухода за детьми с заболеваниями центральной нервной системы | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.4.5 | Желтухи у новорожденных. Геморрагический и анемический синдромы. (Лекционное занятие) | ПК-1 ПК-4 | -причины возникновения желтух новорожденных; - принципы ухода за детьми с геморрагическим и анемическим синдромом; -меры профилактики возникновения желтух новорожденных | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.4.6 | Заболевания кожи и слизистых, пуповинного остатка и пупочной ранки. (Лекционное занятие) | ПК-6 | -причины возникновения заболеваний кожи и слизистых у новорожденного; -принципы ухода за кожей, слизистыми и пупочной ранкой новорожденного | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.4.7 | Инфекционно-воспалительные и септические заболевания новорожденных (Лекционное занятие) | ПК-6 | -причины возникновения инфекционно-воспалительных заболеваний новорожденных -принципы профилактики инфекций | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.4.8 | Заболевания органов сердечно-сосудистой системы. Основы ЭКГ. (Лекционное занятие) | ПК-5 | -причины возникновения врожденных пороков сердца; - методы диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.4.9 | Заболевания органов пищеварительной и мочеполовой системы (Лекционное занятие) | ПК-5 | - причины возникновения заболеваний пищеварительной и мочеполовой системы у детей; -принципы профилактики заболеваний пищеварения и мочеобразования | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.4.10 | Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры отделения новорожденных. (Лекционное занятие) | ПК-1 ПК-2 ПК-5 | - основные принципы ухода за детьми в отделении новорожденных | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.4.11 | Диагностические манипуляции. Лечебные манипуляции. (Лекционное занятие) | ПК-1 ПК-2 ПК-5 ПК-6 | - правила проведения основных диагностических и лечебных манипуляций | Решение заданий в тестовой форме | ||
1.4.12 | Неотложные состояния новорожденных. (Лекционное занятие) | ПК-6 | - принципы оказания неотложной доврачебной помощи | Решение заданий в тестовой форме | ||
Практические занятия | ||||||
1.2 | Законодательные основы и юридическое регулирование профессиональной деятельности (Практическое занятие) | ПК-1 ПК-2 ПК-3 | -решать юридические задачи в профессиональной деятельности; | -участвовать в профессиональном общении с пациентами и их родственниками | Решение задания по выполнению медицинских манипуляций | |
Раздел Сестринский уход за здоровым новорожденным | ||||||
1.3.1 | Внутриутробное развитие. Антенатальная профилактика. Основные АФО новорожденного ребенка. Первый туалет новорожденного. (Практическое занятие) | ПК-2 | -проводить санитарно- просветительскую работу по профилактике аномалий внутриутробного развития и сохранению репродуктивного здоровья; | -участие в проведении профилактических осмотров женщин и диспансеризации. - участие в профилактических осмотрах новорожденных. | Решение профессиональных задач Демонстрация алгоритмов манипуляций | |
1.3.2 | Постнатальная адаптация новорожденных. Переходные состояния. (Практическое занятие) | ПК-2 | -проводить осмотр новорожденного; -участвовать в лечебно- диагностических процедурах и осуществлять уход за новорожденными в переходных состояниях; | -участие в лечебно- диагностических мероприятиях и уходе при переходных состояниях новорожденных; | Демонстрация алгоритмов манипуляций Решение профессиональных задач | |
1.3.3 | Уход за здоровым ребенком в детском отделении. Противотуберкулезная вакцинация. Вакцинация от гепатита В. (Практическое занятие) | ПК-2 | -проводить санитарно- просветительскую работу по профилактике инфекций, - осуществлять уход за здоровыми новорожденными; - проводить вакцинации от туберкулеза и гепатита В | - участие в лечебно- диагностических мероприятиях и уходе за здоровыми новорожденными; | Решение задания по выполнению медицинских манипуляций | |
1.3.4 | Вскармливание новорожденных. (Практическое занятие) | ПК-2 ПК-3 ПК-5 | -осуществлять обучение матерей правилам естественного вскармливания; - осуществлять помощь при проведении искусственного и смешанного вскармливания; -проводить санитарно-просветительскую работу по популяризации естественного вскармливания | - участие в организации и поддержании естественного вскармливания | Решение профессиональных задач | |
Раздел Сестринский уход за больным новорожденным | ||||||
1.4.1 | Наследственные заболевания. Врожденные пороки развития. (Практическое занятие) | ПК-2 ПК-6 | -проводить консультирование по профилактике врожденных заболеваний; | -участие в проведении лечебно-диагностических мероприятий с новорожденными -участие в проведении неонатального скрининга | Решение профессиональных задач | |
1.4.2 | Недоношенный ребенок. (Практические занятия) | ПК-5 ПК-6 | -участвовать в лечебно- диагностических процедурах и осуществлять уход за недоношенными детьми; -проводить консультирование по вопросам профилактики инфекций; -проводить санитарно- просветительскую работу по профилактике преждевременных родов, | -участие в лечебно- диагностических мероприятиях и уходе за недоношенными новорожденными | Решение задания по выполнению медицинских манипуляций | |
1.4.3 | Заболевания органов дыхания. Асфиксия новорожденных. (Практическое занятие) | ПК-4 ПК-6 | - проводить осмотр новорожденных с заболеваниями органов дыхания; - проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике асфиксии новорожденного; - оказывать неотложную доврачебную помощь при рождении ребенка в асфиксии | - участие в лечебных и диагностических мероприятиях и уходе за новорожденными с заболеваниями органов дыхания, асфиксией | Решение профессиональных задач Выполнение медицинских манипуляций Выполнение алгоритмов неотложной помощи | |
1.4.4 | Заболевания центральной нервоной системы. Родовые повреждения. (Практическое занятие) | ПК-4 ПК-6 | - проводить осмотр новорожденных с родовыми повреждениями -проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике родовых повреждений; - оказывать неотложную доврачебную помощь при неотложных состояниях новорожденных | -участие в лечебных и диагностических мероприятиях и уходе за новорожденными с повреждениями центральной нервной системы, родовыми травмами | Решение профессиональных задач Выполнение медицинских манипуляций Выполнение алгоритмов неотложной помощи | |
1.4.5 | Желтухи новорожденных. Геморрагический и анемический синдромы. (Практическое занятие) | ПК-1 ПК-4 ПК-6 | - проводить осмотр новорожденных с желтухами, геморрагическим и анемическим синдромами; - осуществлять уход за новорожденными | - участие в лечебных и диагностических мероприятиях и уходе за больными новорожденными | Решение профессиональных задач Выполнение медицинских манипуляций | |
1.4.6 | Заболевания кожи и слизистых, пуповинного остатка и пупочной ранки. (Практическое занятие) | ПК-1 ПК-6 | - проводить осмотр больных новорожденных -проводить обучение матерей правилам ухода за больными новорожденными; - проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике заболеваний новорожденных | - участие в лечебных и диагностических мероприятиях и уходе за больными новорожденными | Решение профессиональных задач Выполнение медицинских манипуляций | |
1.4.7 | Инфекционно-воспалительные и септические заболевания новорожденных. (Практическое занятие) | ПК-6 | - проводить осмотр больных новорожденных -проводить обучение матерей правилам ухода за больными новорожденными; - проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике инфекционных заболеваний новорожденных | - участие в лечебных и диагностических мероприятиях и уходе за больными новорожденными | Решение профессиональных задач Выполнение медицинских манипуляций | |
1.4.8 | Заболевания органов сердечно-сосудистой системы. Основы ЭКГ. (Практическое занятие) | ПК-5 | - проводить осмотр больных новорожденных -проводить обучение матерей правилам ухода за больными новорожденными; - проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике заболеваний новорожденных - проводить ЭКГ новорожденному | - участие в лечебных и диагностических мероприятиях и уходе за больными новорожденными | Решение профессиональных задач Выполнение медицинских манипуляций | |
1.4.9 | Заболевания органов пищеварительной и мочеполовой системы. (Практическое занятие) | ПК-4 ПК-6 | - проводить осмотр больных новорожденных -проводить обучение матерей правилам ухода за больными новорожденными; - проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике заболеваний новорожденных | - участие в лечебных и диагностических мероприятиях и уходе за больными новорожденными | Решение профессиональных задач Выполнение медицинских манипуляций | |
1.4.10 | Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры отделения новорожденных. (Практическое занятие) | ПК-1 ПК-2 ПК-5 | - проводить мониторирование пациента (термометрия, подсчетпульса, дыхания, измерение АД) - осуществлять уход за новорожденным | - участие в лечебных и диагностических мероприятиях и уходе за больными новорожденными | Выполнение медицинских манипуляций | |
1.4.11 | Диагностические манипуляции. Лечебные манипуляции. (Практическое занятие) | ПК-1 ПК-2 ПК-5 ПК-6 | - осуществлять выполнение лечебных и диагностических манипуляций с новорожденными | - участие в лечебных и диагностических мероприятиях и уходе за больными новорожденными | Выполнение медицинских манипуляций | |
1.4.12 | Неотложные состояния у новорожденных. (Практическое занятие) | ПК-1 ПК-2 ПК-5 ПК-6 | - оказывать неотложную доврачебную помощь новорожденным | - участие в оказании неотложной помощи новорожденным при неотложных состояниях | Выполнение алгоритмов неотложной помощи Решение профессиональных задач |
4.2.2. Оценка результатов обучения
Профессиональные компетенции (трудовые функции), которые формируются и/или совершенствуются в процессе получения знаний, умений и навыков (практического опыта) слушателями оцениваются в недифференцированной или дифференцированной форме.
Критерии оценки уровня освоения полученных знаний, умений, навыков (практического опыта) при использовании
дифференцированной формы оценки результатов обучения
N п/п | Форма контроля | Критерии качества обучения | |||
Результаты обучения не освоены, необходимы дополнительные знания («неудовлетворительно») | Результаты обучения освоены частично («удовлетворительно») | Результаты обучения освоены, но имеются ошибки, носящие случайный характер («хорошо») | Результаты освоены полностью, понимание выполняемого вида деятельности соответствует современному периоду развития системы здравоохранения в изучаемой области («отлично») | ||
1. | Критерии оценки уровня освоения полученных знаний | ||||
1.1. | Решение заданий в тестовой форме | Слушатель правильно выполнил 69% или менее тестовых заданий, предложенных ему для ответа | Слушатель правильно выполнил от 70% до 79% тестовых заданий, предложенных ему для ответа | Слушатель правильно выполнил от 80% до 89% тестовых заданий, предложенных ему для ответа | Слушатель правильно выполнил от 90% до 100% тестовых заданий, предложенных ему для ответа |
2. | Критерии оценки уровня освоения полученных умений, навыков (практического опыта) | ||||
2.1. | Решение профессиональных (проблемно-ситуационных) задач | Неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь. | Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, правильное, последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий. | Комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий. | Комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий. |
2.2. | Выполнение практических манипуляций | Затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами. | Рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима. | Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога.. | Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются. |
Критерии оценки уровня освоения полученных знаний, умений, навыков (практического опыта) при использовании
недифференцированной формы оценки результатов обучения
N п/п | Форма контроля | Критерии качества обучения | |
Результаты обучения не освоены: элементы компетенции (знания, умения, практический опыт) не освоены, для выполнения профессионального вида деятельности необходимы дополнительные знания. | Результаты освоены: элементы компетенции (знания, умения, практический опыт) освоены таким образом, что понимание выполняемого вида деятельности соответствует современному периоду развития системы здравоохранения в изучаемой области, слушатель может самостоятельно без помощи преподавателя выполнять необходимые профессиональные виды деятельности. Допустимо наличие ошибок, носящих случайный характер. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Критерии оценки уровня освоения полученных знаний | ||
1.1. | Решение заданий в тестовой форме | Слушатель правильно выполнил 69% или менее тестовых заданий, предложенных ему для ответа | Слушатель правильно выполнил от 70% до 100% тестовых заданий, предложенных ему для ответа |
1.2. | Устное собеседование | При ответе обнаруживается отсутствие владением материала в объеме изучаемой образовательной программы; ответы на вопросы не имеют логически выстроенного характера, не используются такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, обобщение. | При ответе используется терминология, соответствующая конкретному периоду развития теории и практики, и четко формулируется определение, основанное на понимании контекста определенного термина; ответы на вопросы имеют логически выстроенный характер, часто используются такие мыслительные операции, как сравнение, анализ и обобщение; допустимо представление профессиональной деятельности частично в контексте собственного профессионального опыта, практики его организации; допустимо при ответах на вопросы при раскрытии содержания вопросов недостаточный анализ основных противоречий и проблем. |
2. | Критерии оценки уровня освоения полученных умений, навыков (практического опыта) | ||
2.1. | Решение профессиональных (проблемно-ситуационных) задач | Неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь. | Комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий. Допустимы затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; допустимы наводящие вопросы преподавателя при выборе тактики действий. |
2.2. | Выполнение практических манипуляций | Затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами. | Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются. Допустимо нарушение последовательности выполнения манипуляций; возможно для обоснования действий преподавателю задавать наводящие и дополнительные вопросы и комментарии. |
Оценка уровня освоения полученных знаний при проведении итоговой аттестации слушателей проводится в форме тестирования.
Тестовые задания при проведении итоговой аттестации содержат 100 вопросов, на решение тестового задания аттестуемому предоставляется 100 минут.
На основании результатов выполнения тестовых заданий аттестационная комиссия оценивает результат прохождения слушателем итоговой аттестации как:
«отлично» при результате от 90% до 100% правильно выполненных тестовых заданий от общего количества;
«хорошо» при результате от 80% до 89% правильно выполненных тестовых заданий от общего количества;
«удовлетворительно» при результате от 70% до 79% правильно выполненных тестовых заданий от общего количества;
«неудовлетворительно» при результате 69% или менее правильно выполненных тестовых заданий от общего количества.
При использовании недифференцированной формы оценивания уровня освоения полученных знаний результат тестирования оценивается как:
«сдано» при результате 70% или более правильных ответов от общего числа тестовых заданий;
«не сдано» при результате 69% или менее правильных ответов от общего числа тестовых заданий.
Оценка умений (практического опыта) при проведении текущей аттестации в симулированных условиях, в том числе с использованием симуляционнго оборудования и (или) привлечением стандартизированных пациентов, проводится путем оценивания правильности и последовательности выполнения слушателем не менее 3 практических заданий.
На выполнение одного практического задания одному слушателю отводится 10 минут.
«отлично» при результате от 90% до 100% правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий;
«хорошо» при результате от 80% до 89% правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий;
«удовлетворительно» при результате от 70% до 79% правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий;
«неудовлетворительно» при результате 69% или менее правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий.
Решение профессиональных задач при проведении текущей аттестации проводится путем ответа слушателя на вопросы.
4.2.3. Перечень теоретических вопросов для подготовки к оценке освоения программы
- Понятие о неонатологии. Неонатальная служба в России.
- Признаки доношенности, зрелости новорожденного.
- Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар.
- Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Рефлексы новорожденного.
- Основные потребности новорожденного.
- Правила пребывания новорожденного в послеродовом отделении.
- Структура палаты «мать и дитя».
- Проведение скрининг-обследований новорожденного в родильном доме.
- Проведение аудиологического и офтальмологического обследования новорожденного.
- Организация вскармливания новорожденных детей в родильном доме.
- Принципы организации естественного вскармливания.
- Преимущества естественного вскармливания.
- Факторы, способствующие естественному вскармливанию.
- Трудности, возникающие при естественном вскармливании. Способы их преодоления.
- Правила приготовления и хранения искусственных смесей.
- Вакцинация новорожденного в родильном доме.
- Транзиторные состояния новорожденного. Уход за новорожденным при транзиторных состояниях.
- Антенатальная охрана плода при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода.
- Недоношенные дети. Классификация недоношенности. Причины рождения недоношенных детей. Принципы и этапы выхаживания недоношенных.
- Асфиксия новорожденного. Причины. Классификация. Клиническая картина. Оценка новорожденного по шкале Апгар. Профилактика асфиксии новорожденных.
- Родовые травмы. Перинатальные поражения нервной системы у новорожденного.
- Акушерская родовая травма. Роль акушерки в профилактике перинатальных осложнений.
- Желтухи новорожденных. Клинико-лабораторная классификация неонатальных желтух. Гемолитическая болезнь новорожденных.
- Болезни кожи, подкожной клетчатки, слизистых оболочек новорожденного неинфекционного и инфекционного генеза. Сепсис новорожденных.
- Внутриутробные инфекции. Обследование TORCH.
- Фетопатии новорожденных.
- Внутриутробные инфекции. Укладка Анти-ВИЧ.
- Врожденные и наследственные заболевания.
- Неонатальный скрининг на ряд врожденных заболеваний, офтальмологический и аудиологический скрининг новорожденных.
- Хромосомные аномалии. Генетическое консультирование семьи.
- Неотложные состояния в неонатологии.
4.3. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы
Лицам, освоившим дополнительную профессиональную программу и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о дополнительном профессиональном образовании – «Удостоверение о повышении квалификации».
V. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5.1.Требования к кадровому обеспечению программы
Допускаются к педагогической деятельности по дополнительным профессиональным программам работники организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, при наличии:
- диплома о среднем или высшем медицинском образовании;
- диплома об окончании ординатуры или интернатуры для лиц, имеющих диплом о высшем медицинском образовании, либо удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке для лиц, имеющих среднее медицинское образование;
- трудовой книжки, подтверждающей стаж работы не менее 1 года по соответствующей специальности. Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре или имеющим ученую степень, требования к стажу работы не предъявляются.
5.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению программы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
№ п/п | Наименование учебного модуля, разделов, тем, видов работ | Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы | Перечень основного специального оборудования специальных помещений и помещений для самостоятельной работы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Наименование учебного модуля Сестринский уход за новорожденными | учебный кабинет: «Сестринское дело в педиатрии» | Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Сестринское дело в педиатрии»: - комплект изделий медицинского назначения; - комплект муляжей; - комплект бланков медицинской документации; - комплект учебно-методической документации; - наглядные пособия. Технические средства обучения: устройства для прослушивания и визуализации учебного материала. Аппаратура и приборы: -компьютер; -интерактивная доска; - весы электронные детские; - кувез для недоношенного ребенка; - камера для хранения стерильных изделий. Медицинский инструментарий: - одноразовые шприцы разного объема; - системы для внутривенного капельного вливания; - иглы для различных видов инъекций; - шпатели; - стакан медицинский металлический (штанглаз); Предметы ухода за пациентами и перевязочный материал:
- прямоугольные средние - прямоугольные мелкие - почкообразные
Медицинское оборудование: - стол манипуляционный; - стол для инструментов; - стол пеленальный; - кроватка для новорожденного; - штатив для капельных внутривенных вливаний; - ростомер горизонтальный; - шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно- наглядных пособий. Учебно-наглядные пособия (фантомы, муляжи, тренажеры, модели): Куклы-фантомы новорожденного; Фантомы ягодиц; Фантомы рук. Медицинская документация: - «История развития ребенка форма № 112/у», «Медицинская карта ребенка форма №026/у», бланки направлений на анализы, консультации к специалистам, информированного согласия на обследование и лечение гинекологических пациентов. Видеофильмы соответствующие тематике проводимых занятий. Лекарственные средства и другие вещества: - флаконы с изотоническим раствором натрия хлорида 0,9% различной емкости; - ампулы с изотоническим раствором натрия хлорида 0,9%; - 0,5% (0,25%) раствор новокаина; - вода дистиллированная во флаконах; - раствор перекиси водорода 3%; - раствор калия перманганата 5%; - спирт медицинский 70%; - различные антисептические средства; - различные водные и спиртовые кожные антисептики; |
5.3. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой
Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
№ п/п | Наименование дисциплины (учебного модуля) в соответствии с учебным планом | Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы | Вид носителя (электронный/бумажный) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Наименование учебного модуля Сестринский уход за новорожденными | Основные источники: 1. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педтиатрия с детскими инфекциями.: Учебник. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа»2017 г 2. Запруднов А.М. Кильдиярова Сестринское дело в педиатрии. ГЭОТАР, 2016. 3. Соколова Н.Г. Тульчинская «Сестринская помощь детям», ГЭОТАР 2015. Дополнительные источники Действующие нормативно-правовые документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства здравоохранения, общественно-профессиональных организаций по родовспоможению.
1. Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии. ФГОУ ВУНМЦ, 2015г. 2. Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии. Феникс, 2016. 3. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии. Практикум. Феникс, 2016 г.
| Бумажный Электронный Электронный Электронный Бумажный Электронный |
5.4. Формы реализации программы
Содержание реализуемой Программы направлено на достижение целей Программы и планируемых результатов ее освоения.
Программа может быть реализована в виде очного обучения на базе колледжа, выездных учебных циклов на базе медицинских организаций; очно-заочное обучение.
Возможные варианты реализации Программы:
Варианты | Самостоятельная (предцикловая) подготовка (ЭО) | Аудиторная работа | Стажировка | Примечание |
1 | - | 138 часов | - | Очное обучение |
2 | - | 138 часов | - | Выездные учебные циклы |
4 | - | 138 часов | - | Очно-заочное |
Содержание реализуемой Программы направлено на достижение планируемых результатов ее освоения.
Освоение Программы завершается итоговой аттестацией слушателей в виде решения заданий в тестовой форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...
программа курсов повышения квалификации для воспитателей по теории и методике развития речи у детей
2.Методика обучения связной речи (монологической)1.Ознакомление детей с художественной литературой...
Программа локальных курсов повышения квалификации
Идеология программыФормирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства.Цель и задачи программыЦель програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсам повышения квалификации «Повар 5разряда» По дисциплине: «Учебная практика»
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы«Колледж градостроительства и сервиса №38» ....
Курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального обучения «Организационные вопросы деятельности ФУМО в системе при внедрении новых и актуализированных ФГОС СПО»
В рамках Программы комплексного информационно-методического сопровождения представителей ФУМО в системе СПО, реализуемой по заказу Министерства просвещения Российской Федерации, ООО СП «Содружес...
ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.04 «КОММЕРЦИЯ» НА 2019—2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Для итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 38.02.04 «Коммерция», принято выполнение выпускной квалификационной работы.. Разработаны критерии оценки, процеду...
Рабочая программа курса повышения квалификации «Проектирование и создание электронных образовательных курсов в системе MOODLE»
Дополнительная программа повышения квалификации «Проектирование и создание электронных образовательных курсов в системе MOODLE» предназначена для использования электронных ресурсов в систе...