Теория "Дисперсионный способ изготовления суспензий"
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия "Изготовление суспензий дисперсионным способом" может быть использована при изучении МДК Технология изготовления лекарственных форм на специальности "Фармация". Разработка содержит цели, задачи, учебный материал, вопросы для закрепления материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dispers.met_.izgot_.suspenz.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
Амурский медицинский колледж
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: «Суспензии. Дисперсионный способ изготовления.»
МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»
ПМ 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
Специальность: 33.02.01. « Фармация»
Составитель: Сухова Л.П.,
преподаватель технологии
изготовления лекарственных форм
г. Благовещенск
2015 г.
Тема № 19 : Суспензии. Дисперсионный способ изготовления.
Продолжительность занятия: 90мин.
Цель занятия:
- Продолжить формировать у студентов теоретические знания о правилах изготовления суспензий
Задачи:
- Объяснить правила изготовления суспензий дисперсионным способом
- Развивать логическое мышление
- Воспитывать внимание, дисциплину
Студент должен знать:
- Определение суспензий как лекарственной формы
- Случаи образования суспензий
- Правила изготовления суспензий дисперсионным способом
Студент должен уметь:
- Проводить необходимые расчеты
- Выбирать оптимальный способ изготовления суспензии
- Подбирать средства упаковки и укупорки жидких лекарственных форм
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: лекция - урок передачи и усвоения новых знаний
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Литература:
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016г.
Оснащение:
- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
- Мультимедийная презентация
Внутрипредметные связи:
- Процентное выражение концентрации лекарственных веществ
- Дозирование по массе
- Контроль качества лекарственных средств
Межпредметные связи:
- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)
- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)
- Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)
Структура занятия:
1. Организационный момент - 2 мин.
2. Мотивация и постановка целей - 3 мин.
3. Повторение пройденного материала – 5 мин
4. Изложение нового материала - 75 мин.
5. Закрепление материала - 3 мин.
6. Задание на дом - 2 мин.
Содержание занятия:
- Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.
- Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает тему, цель занятия, предлагает записать план:
- Характеристика дисперсионного способа изготовления
- Суспензии гидрофильных веществ
- Суспензии гидрофобных веществ
- Суспензии серы
По данной теме будет проводиться практическое занятие, поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности при выполнении самостоятельной работы.
- Повторение пройденного материала:
Преподаватель проводит опрос по ранее пройденной теме (приложение № 1)
4. Содержание нового материала:
В процессе изложения нового материала (приложение № 2) преподаватель, обращаясь к группе, восстанавливает в памяти студентов знания о дозировании по массе, нормативно-технической документации, регламентирующей качество жидких лекарственных форм и другие вопросы, изученные ранее и касающиеся данной темы занятия.
5. Закрепление материала:
С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 3)
6. Задание на дом:
Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения и подготовки к следующему занятию (приложение № 4)
Тема: Суспензии. Дисперсионный способ изготовления. Приложение № 1
Повторение пройденного материала:
1. Что собой представляют суспензии как лекарственная форма?
2. Какими свойствами обладают суспензии?
3.В каких случаях образуются суспензии?
Тема: Суспензии. Дисперсионный способ изготовления. Приложение № 2
Изложение нового материала:
Дисперсионный способ – основан на измельчении частиц лекарственного вещества.
Микстуры – суспензии, полученные таким способом, называют взбалтываемыми микстурами (болтушка), отпускаются с дополнительной этикеткой «Перед употреблением взбалтывать». Общая технология суспензий, изготавляемых этим способом, включает такие стадии, как измельчение, смешивание, упаковка и оформление. Стадий растворения и процеживания может не быть, если пропись не содержит водорастворимых веществ.
По отношению к воде вещества бывают:
Гидрофильные Гидрофобные
| |
Поверхность смачивается водой Поверхность плохо смачивается водой
/ \
С резковыраженными С нерезко выраженными
свойствами свойствами
Следовательно, дисперсионный способ применяется, когда необходимо получить суспензии нерастворимых или малорастворимых веществ.
Суспензии гидрофильных веществ – для растирания лекарственных веществ применяют воду или другую вспомогательную жидкость, прописанную в рецете, взятую в количестве ½ от массы лекарственного вещества (правило Дерягина).
При таком соотношении обеспечивается максимальное трение частиц вещества друг о друга и о поверхность ступки и пестика.
После предварительного растирания вещества по правилу Дерягина используют прием взмучивания – к измельченному веществу добавляют 10 – 20-кратное количество жидкости, растирают и оставляют в покое. При этом мелкие частицы всплывут на поверхность, а крупные осядут на дно. Полученную тонкую взвесь аккуратно сливают во флакон. Оставшийся осадок растирают с новой порцией жидкости, взвесь сливают и так повторяют до тех пор, пока весь осадок не перейдет в тонкую взвесь.
Rp: Bismuthi subnitratis 1,0
Coffeini-natrii benzoatis 1,5
Aquae purificatae 100 ml
M.D.S. По 1 десертной ложке 3 раза в день
В прописи выписано г/фильное вещество – висмута нитрат основной и водорастворимое вещество сп.Б – кофеин-бензоат натрия. Общий объем 100 мл, содержание веществ 2,5 %, готовим массообъемным методом. В подставке в 100 мл воды очищенной растворяем 1,5 кофеин-бензоата натрия, процеживаем в другую подставку. В ступку помещаем 1,0 висмута нитрата основного, добавляем примерно 0,5 мл приготовленного раствора, растираем. Затем к полученной массе добавляем еще примерно 10-20 мл раствора, растираем, оставляем в покое на несколько минут. Образовавшуюся тонкую взвесь сливаем и т.д.
Суспензии гидрофобных веществ с нерезко выраженными свойствами.
Для получения устойчивой системы вводят стабилизаторы, т.к при растирании с водой образуются хлопья. Чаще в аптеках в качестве стабилизатора используют желатозу в соотношении 1: 0,5 (на 1,0 вещества берут 0,5 желатозы), реже слизь крахмала, семена льна.
Rp: Sulfadimethoxini 2,0
Natrii benzoatis 0,5
Aquae purificatae 100 ml
M.D.S. По 1 десертной ложке 3 раза в день
Суспензию образует сульфадиметоксин – г/фобное вещество с нерезковыраженными свойствами.
В подставке в 100 мл воды растворяем 0,5 натрия бензоата. В ступку помещаем 2,0 сульфадиметоксина и 1,0 желатозы, добавляем примерно 1,5 мл раствора натрия бензоата, растираем, а далее методом взмучивания.
Если в микстуру с веществом с нерезковыраженными гидрофобными свойствами входит сироп или слизь крахмала, то стабилизатор можно не добавлять.
Суспензии гидрофобных веществ с резко выраженными свойствами.
Также используют стабилизатор желатозу 1:1 или камеди. Так как эти вещества (ментол, камфора, тимол) являются трудноизмельчаемыми, то их предварительно растирают с этанолом.
Rp: Sol. Natrii bromidi 2 % 200 ml
Camphorae 2,0
M.D.S.
Расчеты:
Натрия бромид 4,0
Камфора 2,0
Желатоза 2,0
Вода очищенная 200 мл
Спирт этиловый 95 % 20 кап.
В подставке в 200 мл воды растворяем 4,0 натрия бромида. В ступку помещаем 2,0 камфоры и растираем с 20 каплями этанола 95 %, добавляем 2,0 желатозы и примерно 2 мл раствора натрия бромида, растираем, добавляем еще примерно 40 мл раствора, растираем, оставляем в покое, образовавшуюся взвесь сливаем и т.д.
Суспензии серы. Требуют особого подхода, т.к. применение общепринятых стабилизаторов нецелесообразно в связи с тем, что они уменьшают фармакологическую активность серы. В качестве стабилизатора суспензии серы для наружного применения используют мыло медицинское в количестве 0,1-0,2 на 1,0 серы. Добавление мыла целесообразно тем, что оно разрыхляет поры кожи и способствует глубокому проникновению серы, которую используют для лечения чесотки и других кожных заболеваний. Следует отметить, что мыло в качестве стабилизатора используется только по указанию врача.
Rp: Sulfuris praecipitati 10,0
Glycerini 20,0
Aquae purificatae 100 ml
M.D.S.Наносить на поверхность головы
Концентрация серы более 3 %, готовим по массе, общая масса 130,0.
В ступку помещаем 10,0 серы, добавляем 5,0 глицерина, предварительно отвешенного на технических весах, добавляем 1,0-2,0 мыла медицинского, растираем. Добавляем остальной глицерин, растираем, и по частям добавляем воду при перемешивании, сливаем во флакон. Последней порцией воды омываем поверхность ступки и пестика.
Если в суспензию серы входит кислота борная или салициловая, то мыло можно не добавлять.
Тема: Суспензии. Дисперсионный способ изготовления. Приложение № 3
Закрепление материала:
- На чем основан дисперсионный способ изготовления суспензий?
- В чем заключается прием взмучивания?
- Чем отличаются гидрофильные вещества от гидрофобных?
- Как в суспензии вводят вещества с резковыраженными гидрофобными свойствами?
5. Почему при изготовлении суспензий серы не используют общепринятые стабилизаторы?
Приложение № 4
Задание на дом:
- Что собой представляют суспензии как лекарственная форма?
- В каких случаях образуются суспензии?
- В чем заключается дисперсионный метод изготовления суспензий?
- В чем особенность изготовления суспензий гидрофобных веществ с резковыраженными свойствами?
- Как проводят оценку качества суспензий?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Изготовление сувенирных валенок способом мокрого валяния»
Мастер класс по теме " Изготовление сувенирных валенок способом мокрого валяния"...
Изготовление лекал способом наколки
Наука и новые технологии – шаг в будущее.Изготовление лекал способом наколки. Для любой современной женщины одним из главных факторов жизни является модный образ, создавать который можно как при ...
Теория "Суспензии"
Методическая разработка теоретического занятия "Суспензии. Конденсационный способ изготовления" может быть использована преподавателем и студентом при изучении МДК 02.01 технология изготовле...
Методическая разработка самостоятельного исследования: "Химический состав краски и способ ее изготовления"
Данное методическое исследование было разработано мною в сотрудничестве с Анатолием Арсеньевичем Окуневым, заслуженным учителем РСФСР, кандидатом педагогических наук, руководителем ассоциации учителей...
Теоретическое занятие "Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм"
В разработке рассматриваются вопросы определения растворов как лекарственной формы, способы изготовления растворов, определение процентной концентрции, общего объема ЖЛФ...
Изготовление и декорирования легкого платья как способ творческой самореализации и профессионального становления будущих портных
Цель данной проекта – проектирование, создание и декорирование нарядного женского платья, т. е. умение правильно сочетать все его элементы в единое целое для создания гармоничного образа....
методическая разработка на тему "Суспензии"
Методическая разработка практического занятия для преподавателя и обучающихся по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» на тему «Изготовление суспензий» для спе...