Теория "Суспензии"
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия "Суспензии. Конденсационный способ изготовления" может быть использована преподавателем и студентом при изучении МДК 02.01 технология изготовления лекарственных форм на специальности 33.02.01 Фармация. Содержит цель и задачи занятия, его структуру, вопросы для проверки усвоения предыдущей темы, блок новой информации, вопросы на закрепление материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suspenzii.kondensats._sposob.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: «Суспензии. Конденсационный способ изготовления»
МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм
ПМ 02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля
Специальность: 33.02.01 Фармация
Составитель: Сухова Л.П.,
преподаватель технологии
изготовления лекарственных форм
г. Благовещенск
2015 г.
Тема : Суспензии. Конденсационный способ изготовления.
Продолжительность занятия: 90 мин.
Цель занятия:
- Сформировать у студентов теоретические знания о правилах изготовления суспензий
Задачи:
- Объяснить правила изготовления суспензий и их отпуска
- Развивать логическое мышление
- Воспитывать внимание, дисциплину
Студент должен знать:
- Определение суспензий как лекарственной формы
- Случаи образования суспензий
- Правила изготовления суспензий конденсационным способом
- Правила оформления к отпуску
Студент должен уметь:
- Проводить необходимые расчеты
- Выбирать оптимальный способ изготовления суспензии
- Подбирать средства упаковки и укупорки жидких лекарственных форм
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: лекция - урок передачи и усвоения новых знаний
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Литература:
- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2002г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
Оснащение:
- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
- Мультимедийная презентация
Внутрипредметные связи:
- Процентное выражение концентрации лекарственных веществ
- Дозирование по массе
- Контроль качества лекарственных средств
Межпредметные связи:
- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)
- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)
- Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)
Структура занятия:
1. Организационный момент - 2 мин.
2. Мотивация и постановка целей - 3 мин.
3. Повторение пройденного материала – 10 мин
4. Изложение нового материала - 70 мин.
5. Закрепление материала - 3 мин.
6. Задание на дом - 2 мин.
Содержание занятия:
- Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.
- Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает тему, цель занятия, предлагает записать план:
- Суспензии– определение, характеристика лекарственной формы
- Классификация суспензий
- Случаи образования суспензий
- Изготовление суспензий конденсационным способом
- Оценка качества суспензий, отпуск
По данной теме будет проводиться практическое занятие, поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности при выполнении самостоятельной работы.
- Повторение пройденного материала:
Преподаватель проводит опрос по ранее пройденной теме (приложение № 1)
4. Содержание нового материала:
В процессе изложения нового материала (приложение № 2) преподаватель, обращаясь к группе, восстанавливает в памяти студентов знания о дозировании по массе, нормативно-технической документации, регламентирующей качество жидких лекарственных форм и другие вопросы, изученные ранее и касающиеся данной темы занятия.
5. Закрепление материала:
С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 3)
6. Задание на дом:
Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения и подготовки к следующему занятию (приложение № 4)
Тема: Суспензии. Конденсационный способ изготовления. Приложение № 1
Повторение пройденного материала:
1. Что является структурной частицей коллоидов?
2. Что такое коагуляция коллоидных растворов и в каких случаях она происходит?
3. Чем отличается технология раствора колларгола и протаргола?
4. Какую структуру имеют ВМС и на какие группы ВМС подразделяют?
5. В чем особенность изготовления раствора пепсина?
6. Как готовят раствор крахмала?
7. Как готовят раствор желатина?
Тема: Суспензии. Конденсационный способ изготовления. Приложение № 2
Изложение нового материала:
Суспензия – жидкая лекарственная форма, представляющая собой дисперсную систему, в которой твердое вещество взвешено в жидкости и предназначенная для внутреннего, наружного и инъекционного применения.
Достоинства суспензий:
-удобство приема
- возможность маскировки вкуса, запаха
- лучший терапевтический эффект по сравнению с твердыми лекарственными формами
- можно готовить сухие полуфабрикаты, которые перед употреблением разбавляют водой
- возможность пролонгирования действия
Недостатки: быстро портятся при хранении, не используются ядовитые вещества, нерастворимые в данном растворителе
Основным свойством суспензий является мутность. Суспензии не фильтруют и не процеживают. Они должны обладать устойчивостью, т.е. частицы в них должны оседать настолько медленно, чтобы ЛФ можно было точно продозировать. В воде суспензии менее устойчивы, чем в вязких растворителях. Лекарственные вещества в суспензиях могут находиться во взвешенном состоянии в виде хлопьев, мелких частиц, могут оседать на дно или всплывать на поверхность. Суспензии с содержанием веществ до 3 % готовят массообъемным способом, с содержанием веществ более 3 % - по массе.
Классификация суспензий:
- по способу применения (внутреннее, наружное, инъекционное)
- по степени дисперсности – тонкие и грубые
Случаи образования суспензий:
- вещество не растворимо в данном растворителе
- завышен предел растворимости вещества
- прописаны вещества, при одновременном растворении образующие осадок
- при смешивании нескольких растворителей
Готовят суспензии 2-мя способами:
- конденсационный
- дисперсионный
Рассмотрим первый способ изготовления суспензий.
Конденсационный способ включает метод замены растворителя и химический метод.
1. Замена растворителя – получаются более тонкие суспензии, внешне выглядят как мутные микстуры. Получаются при добавлении к водным растворам лекарственных веществ спиртосодержащих жидкостей (настоек, экстрактов др.), которые добавляют в последнюю очередь. Почему? При добавлении этанольных растворов к водным происходит выделение нерастворимых в воде веществ. Если экстракционные препараты добавляют в последнюю очередь, то замена растворителя в большом объеме раствора происходит с резким изменением концентрации этанола, в результате чего образуется взвесь мелкодисперсная, которая длительно находится во взвешенном состоянии и легко дозируется. Если к экстракционным препаратам добавляют водные растворы, то замена растворителя происходит медленно, образуется хлопьевидный осадок. В связи с этим, экстракционные (спиртосодержащие) препараты добавляют в последнюю очередь по мере увеличения крепости спирта.
Rp: Natrii bromidi 6,0
T – rae Valerianae 70 % спирт
T – rae Menthae ana 8 ml 90 % спирт
Aquae purificatae 200 ml
M.D.S. По 1 ст.л. 3 раза в день
В подставке в 200 мл воды очищенной растворяют 6,0 натрия бромида, процеживают в отпускной флакон, добавляют 8 мл настойки валерианы, затем 8 мл настойки мяты, укупоривают, взбалтывают, оформляют. Получается светло-бурая мутная жидкость.
2.Химический метод – когда выписаны вещества, порознь растворимые в данном растворителе, но при их одновременном смешивании в результате химической реакции образуется новое вещество, выпадающее в осадок.
Rp: Sol. Calcii chloridi 5 % 100 ml
Natrii hydrocarbonatis 2,0
M.D.S.
В результате химической реакции образуется осадок. Вопрос – какой осадок образуется? Напишите уравнение реакции.(Na2CO3 + CaCl2 = NaCl + CaCO3)
Во избежание этого, необходимо, чтобы исходные вещества находились в состоянии сильно разбавленных растворов. Для изготовления используем внутриаптечную заготовку – раствор кальция хлорида 50 % и раствор натрия г/карбоната 5 %.
Расчеты:
Р – р кальция хлорида 50 % (1:2) = 5,0 х 2 = 10 мл
Р – р натрия г/карбоната 5 % (1: 20) = 2,0 х 20 = 40 мл
Вода очищенная: 100 мл – (10 + 40) = 50 мл
Во флакон отмериваем 50 мл воды очищенной, добавляем туда 10 мл раствора кальция хлорида 50 % и 40 мл раствора натрия г/карбоната 5 %, укупориваем, взбалтываем, оформляем.
ППК:
Дата № Rp
Aquae purificatae 50 ml
Sol. Calcii chloride 50 % 10 ml
Sol. Natrii hydrocarbonatis 5 % 40 ml
Общ.объем 100 мл
Оценка качества суспензий проводится также, как и других жидких лекарственных форм. Кроме того, оценивают специфические свойства суспензий:
Однородность – оценивается визуально, частицы при рассматривании не должны быть неоднородными.
Ресуспендируемость – при взбалтывании суспензии взвешенные частицы, или выпавшие в осадок должны равномерно распределяться по всему объему.
Суспензии отпускают в плотно укупоренных флаконах с дополнительной этикеткой «Перед употреблением взбалтывать».
Тема: Суспензии. Конденсационный способ изготовления. Приложение № 3
Закрепление материала:
- Что собой представляют суспензии как лекарственная форма?
- Какими свойствами обладают суспензии?
- В каких случаях образуются суспензии?
- Почему спиртосодержащие препараты добавляют по мере увеличения крепости спирта?
- Как проводят оценку качества суспензий?
Тема: Суспензии. Конденсационный способ изготовления. Приложение № 4
Задание на дом:
- Что собой представляют суспензии как лекарственная форма?
- Какими достоинствами и недостатками обладают суспензии?
- Как можно классифицировать суспензии?
- В каких случаях образуются суспензии?
- Почему спиртосодержащие препараты добавляют по мере увеличения крепости спирта?
- В чем заключается конденсационный метод изготовления суспензий?
- Как проводят оценку качества суспензий?