Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ .06 «Биомедицинская этика»
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Биомедицинская этика» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии 34.02.01 «Сестринское дело».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ .06 «Биомедицинская этика» | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
« Медицинский колледж № 6 ».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ .06 БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
Для специальности: 34.02.01 Сестринское дело
2016 г.
Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.06 БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО):
34.02.01 Сестринское дело
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией ОГСЭ Протокол № 1 от «31» августа 2016 г. Председатель ______/ Н.В.Абрамова | « УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по учебной работе ________/ Т.И.Шарова. «31» августа 2016 г. |
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
“Медицинский колледж № 6”
Составитель: ЕфошкинаТ.Н. - преподаватель общественных дисциплин первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ « МК № 6».
Рецензент: Воронич И.М. – преподаватель общественных дисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ « МК № 6».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 15 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Биомедицинская этика"
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Биомедицинская этика» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии 34.02.01 «Сестринское дело».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к группе дисциплин общегуманитарного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Применять на практике полученные знания по биомедицинской этике;
- Анализировать с позиций современной биомедицинской этики проблемы, возникающие в процессе профессиональной деятельности;
- Использовать знания по биомедицинской этике для личностного и профессионального роста и совершенствования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Основные принципы, нормы и категории биомедицинской этики;
- Основные права и обязанности среднего медицинского работника и пациента;
- Основные этико-правовые проблемы современной медицины.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы:
- максимальной учебной нагрузки __42___ часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки 32 часа;
- самостоятельной работы обучающегося __10_ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 42 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 32 |
практические занятия | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
Внеаудиторная самостоятельная работа - реферирование - подготовка сообщений | 10 |
Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I. | Введение в биоэтику. | 6 | |
Тема 1.1. Введение в биоэтику. Предмет биомедицинская этики, предпосылки становления биомедицинской этики. Мораль, этика, профессиональная этика. | Определение биоэтики как научной и учебной дисциплины и социального института. Медицинская этика. Краткая история медицинской этики и вклад отечественных ученых в ее развитие. Биоэтика как современный этап развития медицинской этики. Исторические предпосылки возникновения и становления биоэтики (успехи реаниматологии, трансплантологии, генной инженерии и т.п.). Мораль как особая форма общественного сознания и духовно-практической деятельности человека. Этика как философская наука о морали. Основные этические теории (утилитаристская, деонтологическая). Морально-этические категории (долг, достоинство, совесть и т.д.) и их роль в регуляции поведения личности. Профессиональная этика как разновидность прикладной этики. Причины возникновения, социальные функции и основные разновидности профессиональной этики. Основные понятия и принципы биоэтики (уважение автономии личности, не причинение вреда, благодеяние, справедливость). | 2 | 2 репродуктивный |
Тема 1.2. Российское законодательство и политика здравоохранения по вопросам биомедицинской этики. | Основные документы Российского законодательства по вопросам биомедицинской этики. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Право на медицинское обслуживание, согласие на медицинское вмешательство и отказ от него. Права и социальная защита медицинского работника. Право медицинского работника на отказ от работы с пациентом. Студент должен знать:
- основные права и обязанности медицинских работников, закрепленные в отечественном законодательстве. Студент должен уметь: - объяснить значение основных морально-этических категорий. Самостоятельная работа: внеаудиторная. Вид: подготовка сообщений по теме. | 2 | 2 репродуктивный |
Тема 1.3. От медицинской этики к биомедицинской этике | Медицинская этика Гиппократа, М. Я. Мудрова, Ф. Н. Гааза, Н.И.Пирогова, В.А. Манассеин, Вересаев В.В. Медицинская этика в первые десятилетия советской истории. ВМА и ее документы по медицинской этике. | 2 | 3 продуктивный |
Раздел II. | Права пациента. | 4 | |
Тема 2.1. Права пациента. Медицинская тайна. Информационное согласие, принцип правдивости. | Основные принципы взаимоотношений между медицинским работником и пациентом: поддержка, понимание, уважение, сочувствие, помощь. Этические и юридические проблемы конфиденциальности. Понятие о медицинской тайне. Сведения, относящиеся к категории медицинской тайны.Этические принципы взаимоотношений медицинского работника и пациента: правдивость, конфиденциальность, информированное согласие. Правдивость как необходимое условие нормального общения и социального взаимодействия. Информированное согласие как обязательное условие медицинского вмешательства. Право больного на информацию о состоянии своего здоровья. Лиссабонская декларация о правах пациента (1981). Декларация ВОЗ о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (1994). Права пациента в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан». Различные подходы в предоставлении информации. Понятия «компетентности» и «автономии» больного. Роль медицинской сестры в установлении «терапевтического сотрудничества» с пациентом. | 2 | 2 репродуктивный |
Тема 2.2. Модель взаимодействия медицинских работников и пациента. | Модели взаимодействия между медицинским работником и пациентом (патерналистская, коллегиальная, инженерная, контрактная, информационная, совещательная), их основные преимущества и недостатки. Студент должен знать: - основные принципы и модели взаимоотношений между медицинским работником и пациентом, принятые в отечественной медицине; -этические правила взаимоотношений медицинского работника и пациента; - основные права пациента, отраженные в международных и российских документах; знать перечень сведений, относящихся к категории медицинской тайны. Студент должен уметь: -оценивать с позиций современной биомедицинской этики необходимость различных подходов в предоставлении информации больному о его здоровье; -хранить медицинскую тайну. Самостоятельная работа: внеаудиторная Вид: подготовка сообщений по теме. | 2 | 2 репродуктивный |
Раздел III. | Этико-правовые проблемы применения новых технологий в современном здравоохранении. | 10 | |
Тема 3.1. Этико-правовые проблемы применения новых технологий. | Этические и правовые проблемы медицинской генетики. Меди-когенетическая информация и моральные проблемы ее получения и использования. Принцип конфиденциальности при медико-генетическом консультировании. Биоэтические и социальные проблемы генной терапии: неприкосновенность частной жизни, принцип справедливости, равна доступность, качество. Правовое регулирование применения методов генетического контроля. Генная инженерия: этические нормы и гарантии | 2 | 2 репродуктивный |
Тема 3.2. Этико-правовые проблемы медицинской генетики | Моральные и этико-правовые аспекты использования репродуктивных технологий (искусственное осеменение, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство): проблема выбора пола ребенка, судьба «избыточных» оплодотворенных яйцеклеток, социальное и правовое положение ребенка, проблема материнства при донорстве яйце клетки. Правовой статус донора в репродуктивных технологиях. Отношение мировых религий к новым репродуктивным технологиям. Право на деторождение. Проблемы контроля рождаемости: контрацепция и стерилизация. Самостоятельная работа: внеаудиторная Вид: подготовка сообщений по теме. | 2 | 2 репродуктивный |
Тема 3.3. Этико-правовые проблемы медицинских вмешательств в репродукцию человека | Проблема технических возможностей и этической недопустимости ряда операций по пересадке человеческих органов и тканей. Проблемы «компетентности» и «некомпетентности» в вопросе о возможности изъятия органов для трансплантации у доноров (заключенные, лица, страдающие физическими недостатками и психическими заболеваниями, несовершеннолетние и др.). Донорство крови как частный случай трансплантации. Отношение мировых религий к донорству. Отечественные Самостоятельная работа: внеаудиторная Вид: подготовка сообщений по теме. | 2 | 2 репродуктивный |
Тема 3.4. Этико-правовые проблемы трансплантологии. | Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины. «Конвенция о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1996) Самостоятельная работа: внеаудиторная Вид: подготовка сообщений по теме. | 2 | 2 репродуктивный |
Тема 3.5. Этико-правовые проблемы биомедицинских исследований на человеке и животных. | Экспериментальные медико-биологические исследования на человеке и животных: цель, обоснование, необходимость и оправданность. Основные принципы, этические, юридические нормы и правила проведения эксперимента на человеке. Клинический и научный эксперимент. Права личности при проведении эксперимента. Добровольное информированное согласие и компетентность испытуемого при проведении эксперимента. Компенсация за участие в эксперименте. Ответственность экспериментатора за последствия эксперимента и за состояние здоровья испытуемых. Необходимость возмещения ущерба. Особенности проведения медико-биологических исследований в различных группах испытуемых (беременные и кормящие женщины, дети, заключенные, психически неполноценные, неизлечимо больные и др.). Эксперименты на животных: допустимость, этичность, гуманность. Этическое и правовое регулирование биомедицинских экспериментов. Токийская декларация (1975). Международные организации по проблемам экспериментальных исследований на животных (Международный союз биологических наук при ЮНЕСКО и международный комитет по лабораторным животным). Студент должен знать: -основные этические принципы использования достижений в области генной инженерии, медицинской генетики и генной терапии; -позицию отечественной медицины в области медицинского вмешательства в репродукцию человека; -позицию современной отечественной медицины в вопросах проведения операций по пересадке органов и о международных и российских документах, регламентирующих вопросы трансплантологии; -об отношении представителей различных религий к проблеме использования донорской крови; -о запрещении купли-продажи донорских органов; -этические аспекты проведения медико-биологического эксперимента на человеке и животных. Студент должен уметь: - аргументировать свою позицию по отношению к проблеме трансплантации органов и тканей, в частности, в случае использования донорской крови при отказе больного по каким-либо мотивам (религиозным, личным и др.). Самостоятельная работа: внеаудиторная. Вид: подготовка сообщений по теме. | 2 | 2 репродуктивный |
Раздел IV. | Этико-правовые проблемы в клинической медицине | 4 | |
Тема 4.1. Этико-правовые аспекты оказания наркологической и психиатрической помощи. | Главные принципы при оказании наркологической и психиатрической помощи: принцип гуманности, добровольности и уважения человеческого достоинства пациента. Основные документы, регулирующие оказание психиатрической помощи («Российский Кодекс профессиональной этики психиатра», 1994: Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». 1993). Принцип профессиональной медицинской тайны и конфиденциальности при оказании наркологической и психиатрической помощи. Принцип профессиональной независимости нарколога и психиатра. | 2 | 2 репродуктивный |
Тема 4.2. Этико-правовые аспекты оказания медицинской и психологической помощи ВИЧ-инфицированным пациентам, больным СПИДом и их близким. | Основные этические и правовые принципы оказания медицинской
Студент должен уметь: -с позиций современной отечественной медицины анализировать этико-правовые проблемы, возникающие при оказании наркологической и психиатрической помощи, а также медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. Самостоятельная работа: внеаудиторная. Вид: подготовка сообщений по теме. | 2 | 2 репродуктивный |
Раздел V. | Умирание и смерть. Морально-этические и юридические проблемы. | 4 | |
Тема 5.1. Умирание и смерть. Морально-этические и юридические проблемы. | Морально-этические, философские, социокультурные и религиозные | 2 | 2 репродуктивный |
Тема 5.2. Проблемы эвтаназии. Современное развитие хосписного дела – альтернатива эвтаназии. | Проблема неизлечимо больных. Этические проблемы в онкологии и Студент должен знать: -этические, философские, социокультурные и религиозные проблемы, связанные со смертью и умиранием; -основные юридические нормы, регулирующие патологоанатомическое вскрытие и изъятие органов для аллотрансплантации; -этико-правовые проблемы эвтаназии; -основы паллиативной медицины как альтернативы эвтаназии; -основные принципы организации и функционирования хосписов. Студент должен уметь: -анализировать различные этико-правовые проблемы, связанные со смертью и умиранием. Самостоятельная работа: внеаудиторная. Вид: подготовка рефератов по темам. | 2 | 2 репродуктивный |
Раздел VI | Этические аспекты сестринского дела. | 2 | |
Тема 6.1. Этический кодекс медицинской сестры России | Этический кодекс медицинской сестры России. Уважение к своей профессии и прав пациента. Основы взаимоотношений медицинской сестры с коллегами. Этические аспекты оплаты труда. Сохранение медицинской тайны. Социальный статус и престиж профессии медицинской сестры. Студент должен знать: -положения «Этического кодекса медицинской сестры России» -основные принципы взаимоотношений медицинского работника с пациентом и права больных. Студент должен уметь: -следовать в своей деятельности положениям «Этического кодекс медицинской сестры России» и руководствоваться нормами биомедицинской этики. | 2 | репродуктивный 2 |
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего: | 32 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
Методические пособия, рекомендации по внеаудиторной работе, видеоматериалы, мультимедийные презентации.
Оборудование учебного кабинета:
парты - 15, стулья – 30, доска белая, маркеры, стол для преподавателя, круглый стол, шкафы книжные, экран.
Технические средства обучения:
телевизор, видеомагнитофон, мультимедийная система, диапроектор, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы
4. ЛИТЕРАТУРА
1. Основная
1. А.Я. Иванюшкин, Биомедицинская этика – М.: Авторская академия, 2010 год
3. И.В. Силуянова, Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности – М.: Медпресс-информ, 2008 год
Законы и нормативные акты
1. Закон РФ «О временном запрете на клонирование человека в РФ» от 20 мая 2002 года.
2. Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 года.
3. Приказ Минздрава РФ «Об утверждении правил клиничекой практики в РФ» от 19 июля 2003 (№ 266).
4. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан РФ. Под ред. Ю.Д. Сергеева. – М., 1995.
5. Документы, принятые ЮНЕСКО:
• Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (19.10.2005)
• Международная декларация о генетических данных человека (принята 17.10.2003)
• Доклад МКБ о перспективе выработки Универсального нормативного документа по биоэтике (13.06.2003, Англ.)
• Программа ЮНЕСКО по биоэтике: приоритеты и перспективы (17.10.2001)
• Резолюция ЮНЕСКО: Биоэтика и права ребенка. Монакская декларация (18.07.2001)
• Резолюция ЮНЕСКО: Осуществление всеобщей декларации о геноме человека и правах человека (17.11.1999)
• Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (принята 11.11.1997)
6. Документы, принятые Генеральной Ассамблеей ООН:
• Декларация о клонировании человека (8.03.2005)
• Резолюция ЭКОСОС: Генетическая конфиденциальность и недискриминация (принята 21.07.04)
• Резолюция Комиссии по правам человека ЭКОСОС: Права человека и биоэтика (принята 25.04.03)
• Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества (10.11.1975)
2. Интернет- ресурсы
http://www.studmedlib.ru/.
http://www.biomedcentral.com/bmcmedethics
http://www.scidev.net/dossiers/index.cfm?fuseaction=dossierItem&dossier=5
http://www.cordis.lu/science-society
http://www.cordis.lu/rtd2002/science-society/ethics.htm
www.uic.edu/sph/glakes/global/conferences/sofia2003
http://www.uic.edu/sph/glakes/global/conferences/sofia2003/index.htm
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. |
Умения: | |
Применять на практике полученные знания по биомедицинской этике. | Фронтальный и индивидуальный опрос Тестирование. |
Анализировать с позиций современной биомедицинской этики проблемы, возникающие в процессе профессиональной деятельности. | Оценка выполнения самостоятельной работы - решение ситуационных задач Тестирование. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. |
Использовать знания по биомедицинской этике для личностного | Индивидуальный опрос Фронтальный и индивидуальный опрос Оценка выполнения самостоятельной работы. Тестирование. Зачет. |
Знания: | |
основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики; права и моральные обязательства современного медицинского работника; юридические и моральные права пациентов; ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике, содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития здравоохранения. | оценка точности определений разных этических понятий в форме терминологического диктанта; оценка индивидуальных устных ответов; оценка результатов письменного опроса в форме тестирования; оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий, ситуационных задач; оценка точности определения различных биоэтических концепций; оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций. |
Основные принципы, нормы и категории биомедицинской этики. | Тестирование. |
Основные права и обязанности среднего медицинского работника и пациента; | Тестирование. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. |
Основные этико-правовые проблемы современной медицины. | Тестирование. Зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Биомедицинская этика"
Рабочая программа по дисциплине "Биомедицинская этика" для специальности 34.02.01 Сестринское дело. Программа содержит следующие разделы: паспорт учебной дисциплины, тематический пла...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОГСЭ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОГСЭ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАпо специальности: 060101«Лечебное дело», 060501«Сестринское дело»3 курс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «Этика и психология профессиональной деятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Этика и психология профессиональной деятельности» для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»(базовый ...
КОС учебной дисциплины Психология и этика профессиональной деятельности для специальностей 38.02.03, Операционная деятельность в логистики; 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
КОС предназначен для оценки результатов учебной дисциплины....
Контрольно - оценочные средства по предмету Биомедицинская этика по специальности акушерка 3 курс
Контрольно - оценочный материал, для проведения деффиринцированного зачета по предмету "Биомедицинская этика" для студентов 3 курса по специальности аккушерка. Материал состоит из 2 тестовых...
Лекции по дисциплине "Биомедицинская этика"
Лекции по дисциплине "Биомедицинская этика"...
Рабочая программа "Биомедицинская этика и деонтология. Ответственность медицинского работника при нарушении этических норм. Профилактика нарушений»
Целью реализации учебного предмета программы это совершенствование и получение новой компетенции в области этического образования и культуры этического мышления, необходимой для профессиональной деяте...