Тетрадь №1 для практических работ по фармакологии
учебно-методический материал на тему
Предлагаемая вашему вниманию рабочая тетрадь представляет собой дидактическое дополнение к учебникам и лекционному курсу по фармакологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad_farma_1_2017_broshyura.doc | 996 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФАРМАКОЛОГИИ
Часть I
Специальности: | 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело 31.02.01 Лечебное дело |
ФАМИЛИЯ __________________________________ |
ИМЯ _______________________________________ |
ОТЧЕСТВО _________________________________ |
ГРУППА ___________________________________ |
20___г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….... | 3 |
Практическое занятие №1…………………………………….. | 5 |
Практическое занятие №2…………………………………………….. | 16 |
Практическое занятие №3а…………………………………………… | 31 |
Практическое занятие №3б…………………………………………… | 38 |
Практическое занятие №3в…………………………………………… | 46 |
Практическое занятие №3г…………………………………………… | 50 |
Практическое занятие №4…………………………………………… | 55 |
Практическое занятие №5..…………………………………………… | 62 |
Глоссарий…………………………………………………. | 68 |
Список литературы для подготовки к занятиям………………………..….. | 70 |
ВВЕДЕНИЕ
Фармакология – фундаментальная медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм. Фармакология изучает действие лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики разных заболеваний и патологических состояний, а одна из самых важных задач фармакологии — изыскание новых эффективных лекарственных средств.
Данная дисциплина служит теоретической основой фармакотерапии и фундаментом для изучения клинических дисциплин: терапии, педиатрии, хирургии и др. Знания в области фармакологии необходимы для будущих специалистов-медиков.
Успешное усвоение материала по этой дисциплине во многом зависит от оптимизации учебного процесса. Именно с этой целью и разработана рабочая тетрадь, которая позволит систематизировать информацию, полученную на теоретических занятиях, углубить и закрепить знания, охватить широкий спектр логических, межпредметных и внутрипредметных связей.
Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
- применять лекарственные средства по назначению врача;
- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;
- побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;
- правила заполнения рецептурных бланков.
Уважаемые студенты!
Предлагаемая вашему вниманию рабочая тетрадь представляет собой дидактическое дополнение к учебникам и лекционному курсу по фармакологии.
По усмотрению и указанию преподавателя задания выполняются письменно или устно, на занятиях или дома, применяются для контроля, самоконтроля или обучения. Свободное место, чистые страницы в рабочей тетради предназначены для выполнения заданий, решения задач.
Основной целью создания данной рабочей тетради было стремление автора облегчить ваш труд и повысить его эффективность.
Удачи в учебе!
Задание к практическому занятию № 1
Тема: Твердые и мягкие лекарственные формы. Жидкие лекарственные формы. Рецепт, правила выписывания рецептовю
К занятию подготовить :
1. Повторить теорию (материал лекции и учебника).
2. Подготовить сообщения или рефераты к занятию по теме (на выбор):
- История развития фармакологии в России.
- Абу Али Ибн Сины (Авиценны), его вклад в развитие фармакологии как науки.
- Н.П.Кравков, его вклад в развитие отечественной фармакологии.
- Новые лекарственные формы: спансулы и ультраэмульсии.
3.Кроссворд и глоссарий или тестовые задания, не менее 10 вопросов (для тех, кто не готовит сообщения и рефераты).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Дата______________
ТЕМА: Лекарственные формы. Рецептура
Ответьте на контрольные вопросы:
- Рецепт: определение, структура рецепта.
- Какие виды бланков используются для выписывания лекарственных препаратов и необходимые моменты в их оформлении (какие печати и подписи они должны иметь)?
- Допустимые общепринятые рецептурные сокращения (лекарственных форм и специальных рецептурных выражений).
- Дайте определения каждой из лекарственных форм, состав, способы выписывания в рецептах, способы применения:
таблетки растворы мази
капсулы эмульсии пасты
драже суспензии линименты
спансулы микстуры суппозитории
порошки настои
отвары
настойки
экстракты
- Современные твердые лекарственные формы, правила их приема, их положительные характеристики.
- Стерильные лекарственные формы, их характеристики, принципиальное отличие от всех остальных лекарственных форм, формы выпуска лекарственных форм для инъекций, место изготовления.
- Растворители, используемые для приготовления стерильных лекарственных форм, их концентрации, названия.
- Какие таблетки нельзя делить, измельчать и почему?
- Какие таблетки необходимо измельчать и почему?
Задание № 1.
Заполните таблицу:
Доли грамма | Количество граммов |
1 сг | |
1 мг | |
1смг | |
1дг | |
1дмг | |
1мкг | |
Ложки | Количество миллилитров |
1 чайная | |
1 десертная | |
1 столовая | |
1 миллилитр | Количество капель |
спирто-эфирного раствора | |
водного раствора | |
спиртового раствора |
Задание № 2.
Заполните таблицу.
Основные различия между настоями и настойками.
Характеристика лекарственных форм | Настои | Настойки |
Извлечение | ||
Где готовятся | ||
Сроки хранения | ||
Дозирование для приема внутрь |
Задание № 3.
Решите задачи.
1. Определите процентную концентрацию:
а). раствора фурацилина 1 : 5000;
б). раствора ртути оксицианида 1 : 10000
2. Определить концентрацию в отношении 0,1% раствора калия перманганата (1 : ?).
N.B! Для решения задач необходимо знать, что такое % концентрация.
Процентная концентрация - это количество лекарственного вещества (грамм), растворенного в …….… растворителя.
______________
Задание №4.
Решите кроссворд. Дайте ответы на латинском языке.
15 | 16 | 17 | ||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||
|
| 19 | ||||||||||||||||
18 | 3 |
|
|
|
|
|
| 20 | ||||||||||
2 |
|
| 21 |
|
| 22 |
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| 5 |
|
|
|
|
| ||||||||||||
4 | 23 |
|
|
|
|
| 24 | 25 |
|
|
| |||||||
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
| 10 |
|
|
|
| 27 | |||||||||||
9 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
| 11 |
|
|
|
|
| 28 |
| |||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| 12 |
| 26 |
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||
|
| 14 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
13 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||
|
По вертикали:
1. Союз "чтобы".
9. Падеж, в котором выписываются лекарственные вещества в рецепте.
15. В качестве основы для изготовления свечей используется...какао.
16. Поровну.
17. Дозированная лекарственная форма, плавящаяся при температуре тела.
18. Предлог "из", который употребляется при выписывании настоев и
отваров.
19. Простерилизуй.
20. Воспоминание.
21. Спиртовое извлечение из лекарственного растительного сырья.
22. Предлог "до".
23. Мягкая лекарственная форма, обладающая клейкостью.
24. Слизь.
25. Твердая лекарственная форма для наружнего и внутреннего употребления, получаемая путем прессования.
26. Обозначь.
27. Жидкая лекарственная форма, образованная взаимно нерастворимыми
или плохорастворимыми друг в друге жидкостями.
28. Раствор может быть водный, спиртовой и ...
По горизонтали:
1. Лекарственная форма для наружнего применения мягкой консистенции.
2. Смесь жидких или жидких и твердых лекарственных веществ.
3. Твердая лекарственная форма, обладающая свойством сыпучести.
4. Водное извлечение из твердых частей растений.
5. Мягкая часть растения.
6. Тестообразная густая мазь, содержащая более 25% порошкообразных
веществ.
7. Водное извлечение из мягких частей растений.
8. Раздели.
9. Приблизительная мера дозирования жидких лекарственных форм, зависящая от поверхностного натяжения жидкости, от отверстия пипетки.
10. Возьми.
11. Лекарственная форма, состоящая из растворителя и лекарственных веществ.
12. Смешай.
13. Яд.
14. Жидкая лекарственная форма, состоящая из жидкости и взвеси лекарственных веществ, нерастворимых в ней.
Задание №5.
Заполните таблицу, правильно изменив окончания существительных в родительном падеже:
Существительное в именительном падеже, ед.ч. | Существительное в родительном падеже, ед.ч. (Recipe:) |
Tinctura | |
Valeriana | |
Vicasolum | |
Solutio Glucosi | |
Infusum | |
Herba Thermopsidis | |
Extractum | |
Eleutherococcus | |
Radix | |
Althaea | |
Convallaria | |
Kalii bromidum | |
Atropini sulfas | |
Cortex Frangulae | |
Oleum Ricini | |
Streptomycini sulfas | |
Oxacillinum-natrium |
Задание №6.
Заполните таблицу.
Русское название | Латинское написание | Сокращение в рецепте |
Экстракт | Extractum | Extr. |
Лист | ||
Жидкий | ||
Капля | ||
Настой | ||
Настойка | ||
Жидкость | ||
Слизь | ||
Масло | ||
Порошок | ||
Сироп | ||
Раствор | ||
Простерилизовать! | ||
Свеча | ||
Мазь |
Задание №7.
Ознакомьтесь с образцами выписывания лекарственных форм в рецептах по "Руководству к практическим занятиям по фармакологии" В.А.Астафьев, В.Н.Белоконь стр. 8-9, 15-16, 21-22, 27-28. Пользуясь образцами выписывания рецептов на лекарственные формы и таблицей окончаний именительного и родительного падежей латинских склонений существительных (стр. 9 по руководству), выпишите следующие рецепты:
1. Выписать 10 порошков, содержащих кислоты аскорбиновой 0,1 г, глюкозы 0,5 г, тиамина бромида 0,05 г. Назначить по 1 порошку 2 раза в день
2. Выписать 150 мл 3% раствора кислоты борной. Назначить по 2 капли 2 раза в день в оба уха.
3. Выписать 150 мл раствора, содержащего натрия гидрокарбоната 2 г, натрия бензоата 0,5 г, сиропа солодки 10 мл. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.
4. Выписать 200 мл раствора фурациллина 1:5000. Назначить полоскание.
5. Выписать 25 ампул 2,5% раствора ретинола ацетата по 1 мл. Назначить по 1 мл внутримышечно 1 раз в день.
6. Выписать раствор, содержащий левомицетина 3 г, кислоты борной 2,5 г, спирта этилового 70% 50 мл. Назначить протирать лицо на ночь.
7. Выписать настой травы пустырника из 10 г 200 мл. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.
8. Выписать 30 г 10% ксероформной мази.
9. Выписать мазь, содержащую анестезина 0,25 г, ментола 0,1 г, вазелина 20 г. Назначить мазь для носа.
10. Выписать 10 свечей с димедролом по 0,02 г. Назначить по 1 свече в прямую кишку 1 раз в день.
11. Выписать 25 таблеток сустак-форте по 0, 0064. Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.
12. Вписать 20 г 10% линимента синтомицина. Назначить для повязок.
13. Выписать 25 мл настойки пустырника. Назначить по 15-20 капель 2 раза в день.
14. Выписать микстуру, содержащую натрия бромида 2 г, калия бромида 1 г, настоя травы пустырника из 5 г 200 мл. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.
15. Выписать 20 драже диазолина по 0,1 г. Назначить по 1 драже 2 раза в день (после еды).
16. Выписать 40 таблеток анаприлина по 0,04 г. Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.
________
Задание №8.
Найдите ошибки, допущенные при выписывании рецептов. Справа от неправильно выписанных рецептов выпишите данные рецепты правильно.
1.Rp: Novocaini
Anaesthesini aa 1 гр.
Ol. Menthae 10 gtt.
Sp. Aethil. аd 100 ml.
M.D.S.: растирать болезненные
участки кожи 3 раза в день
2. Rp: Chloridum Natrium
Natrii hidrocarbonatis
Chloridi calcii aa 0,2
Glucose 1,0
Ag. destil. ad 1000 мл.
M.D.S.: внутривенно капельно
3. Rp: natrium hidrocarbonatis 0,2 гр
Codeini phosphates 0,06
M.f.pul.
D.t.d. № 20
Signa: от кашля
Задание №9.
Решите задачи:
1. Рассчитать дозу натрия бромида на один прием при назначении 2% раствора натрия бромида столовыми ложками.
2.Натрия салицилат назначается внутрь в растворе по 1 столовой ложке 4 раза в день в течение 5 дней. Разовая доза препарата 1,0 гр. Определить общее количество раствора и количество натрия салицилата, необходимое для приготовления данного препарата.
3. Рассчитать количество действующего вещества, содержащегося :
а. в 1 мл 0,1% раствора атропина сульфата;
б. в 1 мл 3% раствора тиамина бромида;
в. в 10 мл 2,4% раствора эуфиллина;
г. в 5 мл 0,5% раствора новокаина.
_________________________
________________________________
__________________________
__________________________
Задание к практическому занятию №2.
Тема: Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств.
К занятию подготовить:
- Повторить теорию (материал лекций и учебника):
- лекция;
- учебник "Фармакология с рецептурой" под ред. В.М.Виноградова, Санкт - Петербург, 2006
- Подготовить реферативные сообщения по теме (на выбор):
- Условия, влияющие на распределение лекарственных веществ в организме.
- Значение состояния печени для биотрансформации лекарственных веществ.
- Причины нарушения выведения лекарственных веществ из организма.
- Виды взаимодействия лекарственных веществ в организме.
- Составить глоссарий и кроссворд или тесты (для тех, кто не готовит рефераты).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Дата______________
ТЕМА: Фармакокинетика и фармакодинамика
Ответьте на контрольные вопросы:
- Государственная Фармакопея.
- Фармакокинетика.
- Фармакодинамика.
- Биотрансформация, метаболизм.
- Анаболизм.
- Катаболизм.
- Механизм действия.
- Энтеральные пути введения.
- Парентеральные пути введения.
- Резорбция.
- Кумуляция.
- Виды взаимодействия лекарств с организмом: местное, резорбтивное, рефлекторное.
- Виды действия лекарств: основное, побочное (гепатотоксическое, нефротоксическое, иммунотоксическое, нейротоксическое, ототоксическое, фетотоксическое или эмбриотоксическое, тератогенное, ульцерогенное, канцерогенное), прямое, косвенное.
- Виды лечения: этиотропное, симптоматическое, патогенетическое, комбинированное, заместительная терапия.
- Виды доз: разовые, высшие разовые, суточные, высшие суточные, курсовые, ударные, токсические, летальные.
- Широта терапевтического действия.
- Повышенная чувствительность: идиосинкразия, сенсибилизация.
- Пониженная чувствительность или устойчивость или толерантность.
- Тахифилаксия или быстрое привыкание.
- Синергизм.
- Антагонизм.
- Пристрастие.
- Эйфория.
- Абстиненция.
- Ятрогенные заболевания.
- Понятия о лекарственных веществах из групп "Venena" и "Heroica".
- Элиминация.
Задание №1.
Решите кроссворд
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13 |
| 14 |
| 15 | ||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
4 |
| 16 |
|
| 17 |
|
|
| 18 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
|
|
| 6 |
|
| 7 |
|
| 19 |
|
| 20 |
|
|
| 21 |
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
| 24 |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
| 22 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
|
|
| 25 |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
9 |
|
|
|
|
| 23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
|
|
| 12 |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
По горизонтали:
- Отрицательное побочное воздействие на плод называется ... действие.
- Сведения о механизмах действия, о терапевтических и побочных действиях изучает …
- При повторном введении лекарства в организм возможно ослабление терапевтического эффекта или ...
- Наука о лекарствах называется ...
- Действие лекарства непосредственно на орган или какую-то систему организма называется ... действие.
- Отрицательное воздействие на орган слуха называется ... токсическое действие.
- Наука, изучающая зависимость действия лекарственных веществ на организм от технологии изготовления, от природы лекарственных веществ, от природы вспомогательных веществ, от способа введения лекарства в организм, от возраста больного, от лекарственной формы называется ...
- Отрицательное воздействие лекарственного препарата на нервную систему называется ... токсическим.
- Устойчивость организма к действию лекарственного вещества называется ...
- Если лекарственное вещество воздействует на признак заболевания, то имеет место ... лечение.
- Действие, которое развивается, как следствие прямого, называется ... действие.
- Водное извлечение из твердых частей растений называется ...
По вертикали:
1. Комплекс приятных ощущений на фоне приема наркотиков называется ...
4. Процессы всасывания, распределения и превращения лекарственных веществ в организме изучает ....
8. Отрицательное воздействие лекарственного вещества на почки называется ... токсическим.
- На фоне воздержания от наркотиков человек переживает комплекс ощущений психического и физического характера, который называется ....
- Вредное воздействие лекарственного вещества на защитные системы организма называется ... токсическим.
- Синтез чего-либо в организме называется ...
- Всасывание лекарственных веществ называется ...
- При нарушениях функции печени и почек может иметь место ...
- Вредное воздействие лекарственного вещества на печень называется ... токсическим.
- Сборник обязательных общегосударственных стандартов и положений, нормирующих качество лекарственных средств, называется ...
- Совокупность химических реакций в организме называется ...
- Заболевания по вине медицинского работника называются ... заболевания.
- Влияние лекарственного вещества на потомство, приводящее к уродствам, называется ... генное действие.
- Водное извлечение из лекарственного растительного сырья называется ...
- Для приготовления свечей используется масло ...
- Если лекарственное вещество воздействует на причину заболевания, то имеет место ... лечение.
Задание №2. Внимательно изучите рисунок 1 и заполните таблицу.
Рис. 1. Пути введения лекарственных средств
Энтеральные пути введения ЛС | Парентеральные пути введения ЛС |
Задание №3.
Ознакомьтесь с кривыми концентраций (рис. 2) и сделайте выводы о скорости наступления эффекта и его длительности.
Рис. 2. Зависимость концентрации лекарственного средства (ЛС) в плазме крови от времени и пути введения
Путь введения ЛС | Скорость наступления эффекта | Длительность эффекта |
Задание №4.
Выберите правильное утверждение и объясните свой выбор.
Лекарственный препарат + Биотрансформация = Снижение активности
или
Лекарственный препарат + Биотрансформация = Повышение активности
Задание №5.
Фармакодинамика - _ ____________________________________
Биологические барьеры, которые преодолевают лекарственные средства:
Внимательно изучите схему 1.
Схема 1. Способы проникновения лекарственных веществ через биологические мембраны
Перечислите и объясните способы проникновения ЛС через биологические барьеры:
1-
2-
3-
4-
Задание №6.
Закончите схему:
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
ОСНОВНОЙ-это ТОКСИЧЕСКИЙ-это ПОБОЧНЫЙ-это
Задание №7.
Определите виды доз:
1).Доза, в которой ЛС вызывает начальный терапевтический эффект-_____________________
2).Доза, в которой препарат у преобладающего большинства больных оказывает необходимое фармакотерапевтическое действие -_____________________
3).Доза, в которой вещество вызывает опасные для организма токсические эффекты__________________
4).Доза, в которой вещество вызывает необратимые токсические эффекты, приводящие к летальному исходу-_________________
Задание №8.
Определите вид лекарственной зависимости.
ЛЕКАРСТВЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Прекращение введения препарата Прекращение введения препарата
вызывает эмоциональный вызывает серьезные соматические
дискомфорт нарушения, связанные
с расстройством функций
систем организма
__________________________ ____________________________
Задание №9.
Изучите трансплацентарное действие лекарственных средств (рис. 5) и дайте определение:
Эмбриотоксическое действие –
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Тератогенное действие -
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Фетотоксическое действие
__________________________________________________________________________________________________________________________
Мутагенное действие –
__________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 5. Лекарство и беременность
Задание №10.
Методом выбора найдите правильные ответы:
- Какие пути введения относятся к энтеральным:
а). внутрь; б). в мышцу; в). под кожу; г). ректально; д).под язык; е). в вену.
- Указать парентеральные пути введения:
а). в вену; б). под кожу; в). внутрь; г). под язык; д). в мышцу.
- Что характерно для введения лекарств внутрь:
а). медленное развитие действия; б). быстрое развитие действия; в). лекарственное вещество попадает в кровь, минуя печень; г). лекарственное вещество попадает в кровь через воротную вену и печень; д). воздействие на лекарство ферментов желудочно-кишечного тракта.
- Указать особенности ректального пути введения:
а). вводят вещества, разрушающиеся в желудке и кишечнике; б). лекарство попадает в кровь через воротную вену и печень; в). лекарство попадает в кровь, минуя печень.
- Что характеризует внутривенное введение:
а). медленное развитие эффекта; б). быстрое развитие эффекта; в). точность дозировки; в). обязательное соблюдение правил асептики.
- Как называют процесс накапливания лекарственного вещества в организме:
а). привыкание; в). кумуляция; в). синергизм; г). антагонизм; д).лекарственная зависимость; е). сенсибилизация.
- Как называют эффект, при котором один препарат усиливает действие другого:
а). антагонизм; б). синергизм; в). привыкание; г). кумуляция.
- Что понимают под тератогенным действием лекарственных средств:
а). неблагоприятное действие лекарств на плод, не вызывающее появление уродств; б). неблагоприятное действие лекарств на плод, вызывающее появление врожденных уродств.
Задание №10.
Решите задачи по расчету доз лекарственных средств.
Задача 1.
Обычно цефазолин (кефзол) детям назначают в дозе 40мг – 70мг\кг массы в сутки.
Ребенок 6 месяцев болен сепсисом. Его масса тела = 7500г. Цефазолин ему вводят внутривенно 2 раза в день по 350 мг.
Вопрос: Рассчитайте суточную дозу препарата, назначенную ребенку.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2.
Определить содержание сухого вещества в 10% растворе хлорида кальция в 1мл, 1 ампуле (в 10 мл)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3.
Определить содержание сухого вещества в 20% растворе глюкозы в 1 ампуле (20 мл), во флаконе 100 мл
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4.
Больному 65 лет назначен коргликон 0,06% р-р по 1 мл 3 раза в сутки внутривенно. Определить в мг количество сухого вещества в разовой дозе, в суточной.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5.
Больному ревмокардитом назначен преднизолон:
в 7 часов – 3 таблетки,
в 11 часов – 2 таблетки,
в 14 часов – 1 таблетка.
Рассчитать суточную и разовую дозы в мг, если 1 таблетка = 0,005г.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 6.
Больной получает инфузионную терапию по поводу интоксикации, в том числе 5% р-р глюкозы – 400 мл. Определить количество инсулина, который необходимо добавить к лечению, если одна единица инсулина связывает 4-5г глюкозы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 7.
Больному 40 лет назначен бисептол по 1\2 таблетки 2 раза в день. Рассчитать суточную и разовую дозу препарата в мг, если 1 таблетка = 480 мг.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 8.
Ребенку 3-х лет назначен пенициллин по 250.000 ЕД * 4 раза в день. Норма пенициллина для детей 100.000 – 150.000 ЕД на 1 кг в сутки (по справочнику) Определить его суточную дозу на каждый кг массы тела(вес ребенка 16 кг). Ваше мнение о дозе. Нужна ли коррекция назначений?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 9.
Определить дозу ампициллина ребенку 5 лет с массой 18 кг (суточную и разовую), если препарат назначен по 50 мг\кг в сутки. Переведите эти дозы из мг в количество таблеток, если 1 таблетка = 0,25 г.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 10.
Определить количество действующего вещества гентамицина в ампуле, если его выпускают в виде 4% раствора в ампулах по 1 мл и по 2 мл.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание к практическому занятию №3.
Тема: Антисептические и дезинфицирующие средства. Антибактериальные средства. Химиотерапевтические средства разных групп (противотуберкулезные, противоспирахетозные, противопротозойные, противомикозные, противоглистные средства).
К занятию :
- Повторить теорию (материал лекций и учебника).
- Подготовить реферативные сообщения по теме (на выбор):
- Основоположники дезинфекции и антисептики.
- Признаки отравления солями тяжелых металлов и оказание первой медицинской помощи при отравлении .
- Современные средства дезинфекции, используемые в практической медицине, их характеристика.
- Побочные действия антибиотикотерапии.
- Лекарственные средства, применяемые при дисбактериозе.
- Выписать рецепты на препараты : бензилпенициллина натриевая соль для инъекций, тетрациклин для приема внутрь, гентамицин, сульфадиметоксин, рифампицин. Отметить фармакологическую группу каждого препарата и показания к применению, побочные эффекты. (ВСЕМ)
4.Глоссарий и кроссворд по теме (для тех, кто не готовит реферат).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3а
Дата______________
ТЕМА: Антисептические и дезинфицирующие средства
Задание №1.
Вместо точек впишите соответствующие слова или определения.
- Противомикробные средства это средства, которые оказывают…
Воздействие на…………………………………..…………………………
- Антисептики применяются для воздействия на микроорганизмы, находящиеся на…..………………………………………………………
- Дезинфицирующие средства применяются для воздействия на микроорганизмы, находящиеся в ………………………………………...и применяются для обработки ……………………………….………………….……, а также для обработки выделений больных таких как ……………………………………………………………….…………………………
- Химиотерапевтические средства применяются для воздействия на микроорганизмы, находящиеся в…………………………………………
………………………………………………………..………………………………
- Перекись водорода применяется для обработки ран, потому что она образует большое количество , который и очищает рану путем, а также пена уменьшает…............................................................................................
- К антисептикам - красителям относятся……………………………
……………………………………………, риванол seu ……………..
- Калия перманганат относится к группе………….….. . и применяется для ………………………………………………
- Препараты антисептики из группы галогенов это…………………………….………………………………………………
- К препаратам антисептикам из группы соли тяжелых металлов относятся препараты: ртути-……………………………………….………
серебра- ………………………..……..…, висмута…………………………………………………………………….…
цинка и меди- ………………………………………………
- Асептика - это ряд мероприятий, направленных на предупреждение ………………………………………………………..………………………
- Антисептики из группы кислоты и щелочи это …..…………………………………………………………………..…………
- Спирт этиловый применяется для обработки инструментов в концентрации…………….., для обработки кожи ……………., для растираний взрослых……………………., детей ………………………
- Антисептики - мыла по-другому называются…………….………………………
- Рабочие растворы антисептиков получают путем разведения концентратов или …………………………………….растворов, например растворы перекиси водорода разведенные получают из раствора перекиси водорода концентрированного seu………………………………………………………..…….
- Противомикробное действие бывает двух видов:…………. -это задержка………………………. микробов; ………………….- ..это
нарушение синтеза , который приведет …………………………..микроорганизмов.
Задание № 2
Рабочие растворы антисептиков получают путем разведения концентратов.
При отсутствии таблицы это можно сделать методом легких расчетов.
Например:
из 10% маточного раствора необходимо приготовить 3 л 1% рабочего раствора хлорной извести.
Сначала определяем сколько сухой хлорной извести пригодилось бы для приготовления 3 л 1% раствора по уравнению:
1 г - в 100 мл
Х г - в 3000 мл
Х = (г) Х= 3000 х 1 =30 г
100
Потом вычисляем, в каком объеме (V мл) 10% маточного раствора содержится 30 г хлорной извести:
10 г - в 100 мл
30 г - в Х мл Х= 30 х 100 = 300 мл
10
Следовательно, для приготовления 3 л 1% рабочего раствора нужно взять 300 мл маточного раствора и довести его размер водой до 3 л (2700 мл воды).
Задание №3
Решите задачи, используя формулу разведения растворов.
- Приготовьте из 10% раствора аммиака 1 литр его 0,5% раствора.
- Приготовьте из 50% раствора хлористого кальция 300 мл 10% раствора.
- Приготовьте из 34% пергидроля 250 мл его 6% раствора.
- Приготовьте 600 мл 10% раствора магния сульфата из 25% раствора.
- Приготовьте 5 мл 0,5% раствора новокаина из 2% раствора.
Для решения задач, необходимо ответить на следующие вопросы:
а) сколько мл матричного раствор необходимо взять для получения разведенного раствора? Укажите конкретно название матричного раствора и его концентрацию.
б) сколько необходимо взять мл воды для разведения концентрата?
в) сколько мл какого раствора и какой концентрации Вы получите?
Задание № 4.
Напишите по латыни названия следующих антисептиков
Раствор нашатырного спирта_____________________________________
Спирт этиловый_______________________________________________
Раствор бриллиантового зеленого_________________________________
Раствор йода 5% спиртовой____________________________________
Раствор калия перманганата____________________________________
Раствор перекиси водорода концентрированный или пергидроль____________________________________________________
Раствор кислоты салициловой 2% спиртовой ______________________________________________________________
Деготь березовый______________________________________________
Ихтиол______________________________________________________
Этакридина лактат или риванол__________________________________
Нитрат серебра_______________________________________________
Сульфат меди_________________________________________________
Задание 5.
Методом выбора найти правильные ответы.
- Указать галоидосодержащие антисептические средства:
а). фенол; б). фурацилин; в). Хлорамин Б; г). раствор йода спиртовой; д). хлорная известь; е). метиленовый синий.
- Отметить соединения ароматического ряда:
а). фенол; б). ихтиол; в). бриллиантовый зеленый; г). формальдегид; д). калия перманганат; е). ртути дихлорид.
- Отметить показания к применению бриллиантового зеленого :
а). пиодермия; б). блефарит; в). обработка послеоперационных швов; г). дезинфекция белья; д). потливость ног.
- Указать антисептические средства из группы окислителей:
а). метиленовый синий; б). калия перманганат; в). этакридина лактат; г). перекись водорода; д). формальдегид; е). деготь березовый.
- С какой целью применяется перекись водорода:
а). для промывания ран; б). для полоскания при воспалительных заболеваниях полости рта и зева; в). для обработки инструментов; г). для остановки кровотечения; д). для дезинфекции помещения.
- Каков механизм противомикробного действия спирта этилового:
а). нарушает синтез белков микроорганизмов ; б). дегидратирует белки протоплазмы микроорганизмов; в). вызывает окисление белков микроорганизмов.
- Указать препарат, относящийся к производным нитрофурана:
а). фенол; б). фурацилин; в). формальдегид; г). серебра нитрат.
- Отметить препараты из группы солей тяжелых металлов:
а). ртути дихлорид; б). калия перманганат; в). серебра нитрат; г). известь хлорная; д). цинка сульфат.
- Отметить показания к применению ртути дихлорида:
а). обработка ран; б). дезинфекция предметов ухода за больными; в). обработка кожи; г). дезинфекция белья; д). обработка инструментов.
- Какие препараты являются основными противоядиями при отравлениях солями тяжелых металлов:
а). калия перманганат; б). унитиол; в). натрия тиосульфат; г). фурацилин; д). метиленовый синий.
Задание 6.
Подобрать соответствующие пары по принципу "вопрос - правильный ответ".
ВОПРОСЫ:
- Фурацилин 4. Калия перманганат
- Ртути дихлорид 5. Хлорамин
- Формальдегид 6.Ихтиол
ОТВЕТЫ:
- Антисептическое средство, производное нитрофурана
- Антисептическое средство из группы солей тяжелых металлов
- Галоидосодержащее антисептическое средство
- Антисептическое средство из группы препаратов алифатического ряда
- Антисептическое средство из группы окислителей
Задание 7.
Решить задачу.
При разложении в присутствии органических веществ препарат выделяет атомарный кислород, который окисляет белки плазмы, вызывая гибель микроорганизмов. Представляет собой темно-фиолетовые кристаллы, хорошо растворимые в воде. Обладает вяжущим, антисептическим и дезодорирующим свойствами. Определить препарат, отметить показания к применению и выписать рецепт.
_____________________
_______
Задание 8.
Выписать рецепты.
1.500 мл фурацилина (Furacilinum) 1: 5000. Назначить для обработки ран при перевязках.
2.10 мл 3% раствора кислоты борной (Acidum boricum) спиртового. Назначить по 3 капли в оба уха на ночь.
3. 30 мл 5% линимента стрептоцида (Streptocidum). Назначить наружно для нанесения на пораженный участок при перевязках.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3б
Дата______________
ТЕМА: Противомикробные средства. Антибиотики
Задание № 1.
Вставьте соответствующие термины.
1. Антибиотики относятся к группе средств.
2. От антисептиков антибиотики отличаются действия, т.е. имеют определенный…………….. действия: действующие на ………………………….микрофлору, на ………….. микрофлору и широкого спектра действия.
3. К побочным действиям антибиотикотерапии относится или нарушение состава естественной микрофлоры кишечника, который лечится ……………………….терапией в частности бактериальными препаратами
4. Естественная микрофлора кишечника имеет физиологические функции, такие как подавление ………………….. и участие в синтезе ……………………………… Поэтому на фоне дисбактериоза будут прогрессировать ………………поражения слизистых оболочек или кандидозы. Для компенсации этого побочного действия параллельно с антибиотиками назначают противо………………….средства, такие как ……………………………………Кроме того дисбактериоз будет сопровождаться ……………………B, который лечится заместительной терапией - поливитаминными препаратами.
5. Наиболее частым побочным эффектом антибиотикотерапии является аллергия, при которой назначаются противо…………………средства или………………………такие как………………………………………..
6. Стандартное разведение антибиотиков………. ЕД………. мл или …………..гр. -…………..мл.
7. Полусинтетические пенициллины по сравнению с природными могут применяться ………………, потому что они устойчивы к действию ………………………………………………желудочного сока.
8. Ото- и нефротоксичностью обладают антибиотики из группы……………………….., кроветворение угнетает……………..ряд антибиотиков, хондротоксичностью обладают …………………., чаще всего аллергию вызывают антибиотики из группы……………………..
9. При несоблюдении интервалов между приемом антибиотиков или при длительном лечении одним и тем же препаратом развивается …………………………микроорганизмов или …………………………к действию лекарственных препаратов.
Задание № 2.
Заполните таблицу:
Группа антибиотиков: препараты (их синонимы) | Показания к применению | Побочные эффекты |
Пенициллины:………………………………………………………………………………………… Макролиды: ………………………………………………………………………………… Аминогликозиды: ………………………………………………………………………………………………………… Левомицетины: …………………………………………………… Цефалоспорины: ………………………………………………………..................................................... Тетрациклины: ……………………………………………………………………………………………………………………………… | …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… | …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… |
Задание № 3.
Решите задачи:
1. Сколько мл 0,5% раствора новокаина потребуется для разведения (растворения) сухого порошка антибиотика во флаконе дозой (А), и сколько мл полученного раствора антибиотика Вы введете больному инъекционно в соответствии с назначением врача (Б)?
А(кол-во во флак) _ Б(назначение врача ) Кол-во р-ра (мл)
5000000 ЕД 0,25 грамм ______________
1500000 ЕД 0,5 грамм ______________
2000000 ЕД 500000 ЕД ______________
1 грамм 600000 ЕД ______________
0,5 грамм 0,1 грамм
Антибиотики разводят раствором 0,5%-ного новокаина. Разведение производят в следующей пропорции:
Натриевая соль бензил пенициллина
На каждые 100 000 ЕД антибиотика добавляют 1 мл 0,5% раствора новокаина. Таким образом, на:
250 000 ЕД — 2,5 мл новокаина;
500 000 ЕД — 5 мл новокаина;
1 000 000 ЕД — 10 мл новокаина.
Стрептомицин, ампициллин и другие
На каждый 0,1 г антибиотика добавляют 1мл 0,5% раствора новокаина. Таким образом, на:
0,25 г — 2,5 мл новокаина;
0,5 г — 5 мл новокаина;
1 г — 10 мл новокаина.
Задание № 4.
Ребенок весит 4 кг. На 1 кг веса для лечения необходимо 150000 ЕД антибиотика. Антибиотик разводится 0,5% новокаином. У Вас антибиотик в виде сухого порошка в стерильном флаконе активностью 1 грамм. Ответить на вопросы:
- Сколько антибиотика необходимо для лечения ребенка в ЕД?
- Сколько мл 0,5% новокаина необходимо для получения раствора антибиотика?
- Сколько мл раствора антибиотика Вы получите, и сколько введете ребенку инъекционно в соответствии с лечебной дозой?
Задание № 5.
Дайте определение понятий:
Кандидоз – это ______________________________________________
Резистентность – это________________________________________
Дисбактериоз – это ___________________________________________
Гиповитаминоз – это _________________________________________
Пенициллиназа, цефалоспориназа., (3-лактамаза, цефтозидимаза – это ______________________________________________________________
Фотосенсибилизация – это___________________________________
Пробиотики – это______________________________________________
Пребиотики – это______________________________________________
Симбиотики – это_____________________________________________
Задание № 6.
Заполните схему:
лечение лечение вит.группы
Леворин,…….. ……. …….
…………… .лечение лактобактерин,
Наиболее частые
осложнения
антибиотикотерапии
лечение димедрол,…..
N.B. Внимательно разберите и запомните стандартное разведение антибиотиков.
100 000 ЕД - 1 мл растворителя
Растворители для антибиотиков: 0,25% и 0,5% новокаин
0,9% NaCl
Вода для инъекций
Соотношение дозы а/б в гр. и ЕД: 1,0 г = 1 000 000 ЕД
0,5 г = 500 000 ЕД
0,25г = 250 000 ЕД
Например:
Во флаконе 1 000 000 ЕД пенициллина.
Для стандартного разведения а/б необходимо взять 1 мл растворителя на каждые 100 000 ЕД, поэтому для этого флакона нам
понадобится: 1 000 000 ЕД : 100 000 ЕД = 10 мл растворителя.
Во флаконе 500 000 ЕД пенициллина.
Для этого флакона нам понадобится растворителя:
500 000 ЕД : 100 000 ЕД = 5 мл растворителя.
Во флаконе 250 000 ЕД пенициллина.
Для этого флакона нам понадобится растворителя:
250 000 ЕД : 100 000 ЕД = 2,5 мл растворителя.
Пример 1:
Пациенту необходимо ввести 500 000 ЕД пенициллина. В процедурном кабинете имеются флаконы по 0,25 г. Сколько флаконов необходимо взять? Сколько мл растворителя необходимо для каждого флакона? Сколько мл разведённого антибиотика надо набрать в шприц?
Решение:
Флаконы по 0,25 г. или 250 000 ЕД. Пациенту необходимо сделать 500 000 ЕД. 500 000 ЕД : 250 00 ЕД = 2, т.е понадобится 2 флакона.
Т.к. флаконы по 250 000 ЕД, то необходимо по 2,5 мл растворителя для каждого флакона (всего во флаконе 250 000 ЕД, по стандартному разведению на каждые 100 000 ЕД берут 1 мл растворителя, поэтому 250 000 ЕД: 100 000 ЕД = 2,5 мл растворителя).
5 мл разведённого а/б, т.к. в 5 мл содержится 500 000 ЕД, которые необходимо сделать пациенту.
Пример 2:
Пациенту необходимо сделать 300 000 ЕД пенициллина. Флакон содержит 500 000 ЕД.
Сколько мл растворителя необходимо для разведения флакона с а/б?
Сколько мл разведённого а/б необходимо набрать в шприц?
Сколько мл разведенного а/б останется во флаконе?
Решение:
500 000 ЕД:100 000 ЕД=5(мл) растворителя необходимо для разведения 0,5 г. а/б
300 000 ЕД – это 3 мл разведённого а/б, которое необходимо набрать в шприц.
500 000 ЕД – 300 000 ЕД= 200 000(ЕД) доза, которая должна остаться во флаконе, она соответствует 2 мл.
Ответьте на контрольные вопросы:
- Характерные отличия химиотерапевтических средств от группы антисептиков.
- Понятие дисбиоза.
- Механизм бактериостатического действия антибиотиков.
- Механизм бактерицидного действия антибиотиков.
- Спектры противомикробного действия антибиотиков.
- Препараты группы пенициллинов и пути их введения в организм с обоснованием.
- Стандартное разведение антибиотиков.
- Положительные свойства полусинтетических антибиотиков.
- Препараты из группы полусинтетических пенициллинов.
- Препараты цефалоспоринов, показания к их применению.
- Препараты из группы макролидов, их синонимы, показания к применению.
- Антибиотики из группы аминогликозидов, показания к их применению, побочные эффекты.
- Антибиотики тетрациклинового ряда, пути их введения в организм, показания к применению, побочные эффекты.
- Антибиотики из группы левомицетина, их пути введения в организм, показания к применению, побочные эффекты.
- Меры по профилактике и компенсации осложнений антибиотикотерапии такие как: аллергические реакции, гиповитаминоз В, кандидомикоз, дисбактериоз.
- Понятия о препаратах пре-, про- и симбиотиках и примеры таких препаратов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3в
Дата______________
ТЕМА: Противомикробные средства. Синтетические
противомикробные средства
Задание №1. Вместо точек впишите соответствующие слова или определения
- Сульфаниламидные препараты на микрорганизмы оказывают ………………..действие, т.е. задерживают их………………и…………………
- Механизм действия сульфаниламидов заключается в их действии с парааминобензойной кислотой, которая является фактором …………………….микробных клеток.
- Из побочных действий у сульфаниламидов необходимо учитывать их способность угнетать………………………, а также ……………токсичность, которая объясняется их……………………..в………………… среде желудка.
- "Сульфаниламидная почка", это последствия механического повреждения кристаллами сульфаниламидов сосудистого аппарата почек и появление в моче …………………………………..или ………………….……………………
- Для компенсации нефротоксичности прием сульфаниламидов должен сочетаться с обильным питьем.
- Прием сульфаниламидов не рационально сочетать с продуктами, с препаратами содержащими витамины ... и ... ,имеющими синонимы кислота …………………….и кислота
- Производные фторхинолона имеют …………..токсичность, поэтому их нежелательно применять.
- Прием сульфаниламидов часто начинают с………….доз, для создания …………….. противомикробной концентрации, а затем принимаются .....................................................дозами.
Задание № 2
Заполните таблицу сульфаниламидных препаратов: отметить знаком "+" всасываемость их ЖКТ и время действия препарата, знаком "-" свойства, не характерные для данного препарата.
№ п/п | Название препарата | Всасываемость из ЖКТ | Время действия ,ч. | ||
6-8 | 24-48 | до 72 | |||
1 | Стрептоцид | ||||
2 | Фталазол | ||||
3 | Сульфадиметоксин | ||||
4 | Норсульфазол | ||||
5 | Сульфален | ||||
6 | Уросульфан | ||||
7 | Сульфапиридазин |
Задание № 3.
Заполните таблицу:
Группа противомикробных средств: препараты(синонимы) | Показания к применению | Побочные эффекты |
Препараты фторхинолона: 1.грамотрицательные фторхинолоны- норфлоксацин, офлоксацин, пефлоксацин, ципрофлоксацин. 2.респираторные фторхинолоны-левофлоксацин, спарфлоксацин. 3.респираторно- антианаэробные фторхинолоны- моксифлоксацин. | ||
Препараты нафтиридина : налидиксовая кислота оксолиниевая кислота пипемидиевая кислота | ||
Препараты 8-оксихинолина: 5-НОК, Интестопан, Колпосептин, Мексаза, Мексаформ, Нитроксолин, Хиниофон, Хинозол, Хлорхинальдол | ||
Сульфаниламиды: А. Сульфаниламиды с хорошей всасываемостью: кратковременного действия (Т1/2— 8 ч): стрептоцид, норсульфазол, сульфадимезин, уросульфан, этазол, сульфацил натрия; длительного действия (Т1/2 — 24—48 ч): сульфапирадазин, сульфадиметоксин (сульфометоксазол), сульфонометоксин; сверхдлительного действия (Т1/2 — 65 ч): сульфален. | ||
Б. Сульфаниламиды, плохо всасывающиеся из ЖКТ и медленно выделяющиеся из организма:сульгин,фталазол, фтазин, салазопиридазин |
Задание № 4.
Дайте определение понятиям:
Гематурия – это……………………………………………………………
Бактериостатическое действие – это……………………………...............
Бактерицидное действие – это………………………………………….
Хондротоксичное действие – это…………………………………………..
Ударная доза – это…………………………………………………………
Задание № 5.
Выписать рецепт:
а) 10 г мази, содержащей 20% сульфацила натрия (Sulfacylum-natrium). Назначить для закладывания за веко больного глаза на ночь.
б) 20 ректальных суппозиториев с ихтиолом (Ichthyolum) по 0,2г. Назначить по 1 суппозиторию на ночь.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3г
Дата______________
ТЕМА: Противомикробные средства. Средства, применяемые при туберкулезе, сифилисе, протозойных, микозных, вирусных,
опухолевых и глистных заболеваниях
Задание №1. Вместо точек впишите соответствующие слова или определения
- Тропным (избирательным) действием только на микобактерии туберкулеза обладают……..…….………….…… средства:…………..………………………
- Препараты антибиотиков (рифампицин, стрептомицин, циклосерин) имеют …………………… спектр действия, т.е. действуют не только на микобактерии туберкулеза, но и на возбудителей других заболеваний.
- Антибиотики из группы аминогликозидов имеют ….и……токсичность и поводом для их отмены является…………………………..…………………..
- Расстройство цветового восприятия вызывает противотуберкулезный препарат …………………………………………………………………………..
- ПАСК применяют в комбинации с другими противотуберкулезными препаратами, чтобы уменьшить развитие устойчивости микобактерии туберкулеза к лекарственным препаратам или уменьшить их…………………………………………………………………………………...
Задание №2. Заполните таблицу
Заболевания | Препараты для лечения |
туберкулез | |
грипп | |
герпес | |
СПИД | |
гельминтозы (аскаридоз, энтеробиоз) | |
трихомонадоз, хламидиоз | |
малярия | |
вирусный гепатит | |
сифилис |
Задание №3.
Дайте определения понятиям:
Антигельминтные средства - это
Дерматомикоз - это
Фунгицидные средства - это
Антимикозные средства - это
Противобластомные средства - это
Цитостатики - это
Пиодермии - это
Задание №4.
Методом выбора найти правильные ответы.
- Указать противотуберкулезные препараты:
а).стрептомицин; б).рифампицин; в).фтивазид; г).циклосерин; д).натрия парааминосалицилат; е).этамбутол.
- Отметить препараты, используемые для лечения сифилиса:
а).бийохинол; б).бензилпенициллина натриевая соль; в).бициллин-3; г).стрептомицин.
- Указать противомалярийные средства:
а).акрихин; б).бисмоверол; в).хингамин; г).фтивазид; д).примахин.
- Отметить показания к применению метронидазола:
а).амебная дизентерия; б).лямблиоз; в).сифилис; г).трихомоноз; д).малярия; е).туберкулез
- Указать средства, применяемые при лямблиозе:
а).фуразолидон; б).акрихин; в).метронидазол;г).трихомонацид; д).бензилпенициллин; е).эметина гидрохлорид.
- В каких случаях применяют эметина гидрохлорид:
а).амебная дизентерия; б). лямблиоз; в).трихомоноз;г).сифилис.
Задание № 5.
Подобрать соответствующие пары по принципу "вопрос-правильный ответ"
Вопросы:
1.Рифампицин 4. Изониазид
2.Натрия бензилпенициллин 5.Метронидазол
3.Хингамин 6.Натрия пара-аминосалицилат
Ответы:
а. Оказывает действие на трихомонады и возбудителей амебной дизентерии.
б. Противотуберкулезное средство, антибиотик.
в. Противоспирохетозное средство, антибиотик.
г. Средство для лечения малярии и амебиаза.
д. Противотуберкулезное средство – производное гидразина изоникотиновой кислоты (ГИНК).
Задание № 6.
Выписать рецепты:
- 10 вагинальных суппозиториев с ________________________
левомицетином (Laevomycetinum) __________________________
по 0,25 г. Назначить по __________________________
1 суппозиторию на ночь. _________________________
____________________________
- 20 флаконов, содержащих __________________________
бензилпенициллина натриевую ___________________________
соль (Benzylpenicillinum-natrium) ___________________________
по 500000 ЕД. Назначить по ___________________________
500000ЕД в мышцу 4 раза __________________________
в день. Предварительно ___________________________
развести содержимое флакона __________________________
в 3 мл 0,5% раствора новокаина. ___________________________
____________________________
3). 20 порошков рифампицина ____________________________
(Rifampicinum) по 0,3г в ____________________________
желатиновых капсулах. ____________________________
Назначить по 1 капсуле ___________________________
3 раза в день за 30 мин до еды. ____________________________
____________________________
4). 50 мл 5% линимента ____________________________
синтомицина (Synthomycinum) _____________________________
Назначить для нанесения на ____________________________
пораженный участок кожи ___________________________
утром и вечером. ____________________________
__________________________
5). 20 порошков ампициллина __________________________
тригидрата (Ampicillini trihydras) ___________________________
по 0,25 г в желатиновых капсула __________________________
Назначить по 1 капсуле 3 раза в день _______________________
________________________
6). 6 порошков, содержащих по 0,25г ________________________
анальгина (Analginum) и амидопирин _______________________
(Amidopyrinum). Назначить по 1 ________________________
порошку утром и вечером. ________________________
Задание к практическому занятию №4.
Тема: Средства, влияющие на эфферентную нервную систему.
Адренергические средства
К занятию :
- Повторить теорию (материал лекций и учебника).
- Подготовить реферативные сообщения по теме (на выбор):
- Адреналин (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты, действие на сердечно-сосудистую систему, бронхи, обмен веществ).Возможность использования препарата при неотложной помощи.
- Нафтизин, галазолин (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты, действие на сердечно-сосудистую систему, бронхи, обмен веществ).
- Сальбутамол, фенотерол (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты, действие на сердечно-сосудистую систему, бронхи, обмен веществ).
- Метопролол, атенолол (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты, действие на сердечно-сосудистую систему, бронхи, обмен веществ).
- Выписать рецепты на препараты : нафтизин, анаприлин, эфедрина гидрохлорида для инъекций, мезатон, сальбутамол. Отметить фармакологическую группу каждого препарата, показания к применению, побочные эффекты. (ВСЕМ)
- Глоссарий и кроссворд по теме (для тех, кто не готовит реферат).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Дата______________
ТЕМА: Средства, влияющие на эфферентную нервную систему.
Адренергические средства
Ответьте на контрольные вопросы:
- Чем представлена эфферентная иннервация (какими нервными волокнами)?
- Какие медиаторы "работают" в эфферентной части ПНС?
- Влияние симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы на АД, ЧСС, величину зрачка, секрецию желез, тонус гладкой мускулатуры, перистальтику ЖКТ.
- Что такое миметики, блокаторы, литики?
- Какие рецепторы называются холинергическими, а какие адренергическими?
- Назовите два вида холинорецепторов и объясните их названия.
- Какие адренорецепторы (их разновидности) Вы знаете и где они содержатся?
- Обоснуйте применение адреналина при анафилактическом шоке, гипогликемической коме, бронхиальной астме.
- Обоснуйте совместное применение адреналина и анестетиков.
- Обоснуйте назначение атропина при коликах, гиперацидных гастритах, в офтальмологии, при бронхиальной астме и бронхоспазмах.
Задание №1.
Вместо точек напишите соответствующие слова или определения
- Эфферентная иннервация представлена нервными волокнами:
а) ...или .…, которые иннервируют …
……………...и делятся на 2 группы ....................... и .......................................
- Медиатор ацетилхолин (АХ) способствует активности…………….отдела вегетативной системы.
- Медиатор норадреналин (НА) способствует активности… ...
отдела вегетативной системы.
- Рецепторы, которые вступают в контакт с АХ называются…. ....
…….и бывают двух видов……..……….……и…………………………
- Рецепторы, которые вступают в контакт с НА называются………………..…………...и бывают …………………………и……………………………………
- В кровеносных сосудах в основном присутствуют ………..…..рецепторы, в сердце …………………………, в матке и бронхах………..……………………….
- Для того, чтобы вещество оказывало свойственное ему действие необходимо 3 условия:……………………………………………………
Задание №2.
Заполните таблицу:
Показатели работы, функции внутренних органов, желез, систем | Влияние вегетативной системы | |
Симпатический отдел | Парасимпатический отдел | |
Перистальтика ЖКТ | ||
ЧСС | ||
Тонус гладкой мускулатуры (бронхов, матки), скелетных мышц | ||
Секреция желез | ||
АД | ||
Величина зрачка |
Задание №3
Анафилактический шок – это………………………………………………
Аритмия – это ……………………………………………….……………
Бронхорелаксанты – это……………………………………………………
Миметики – это лекарственные вещества, которые ……………..………………………………………………………………….
Бронхолитики – это………………
Блокаторы – это лекарственные вещества, которые ...........................................................................................................................
Вазоконстрикторы – это…………………………………………………
Гликоген – это…………………………………………….…………………
Гипоксия – это………………………………………………..……………
Гликогенолиз – это………………………………………...……………
Гипертония – это…………………………………………..………………
Гипотензивные средства – это……………………………….……………
Гликогенез – это………………………………………………….…………
Миорелаксанты – это………………………………………………..…
Прессорные средства – это……………………………………………..…
Токолитики – это……………………………………………………………
Тахикардия – это…………………………………………………………….
Тахифилаксия – это…………………………………………………………
Задание №4
Отметьте правильные, на Ваш взгляд, утверждения про адреналин:
- уровень глюкозы в крови повышает
- способствует катаболизму гликогена
- способствует анаболизму гликогена
- уровень глюкозы в крови понижает
- тонус бронхов понижает
- тонус бронхов повышает
- применяется при гипогликемической коме
- повышает скорость биохимических процессов в ЦНС
- применяется при гипергликемической коме
- сосудосуживающее средство
- сосудорасширяющее средство
- прессорное средство
- гипотензивное средство
- вызывает тахикардию давление повышает
- давление понижает
- вызывает брадикардию
- применяется при остановке сердца
- потребность сердца в кислороде повышает
- потребность сердца в кислороде понижает
- не применяется при инфаркте миокарда
- применяется при анафилактическом шоке
- применяется при инфаркте миокарда
- не применяется при анафилактическом шоке
- применяется при бронхиальной астме
- не применяется при бронхиальной астме
- является бронхолитиком
- является антагонистом инсулина
- является синергистом инсулина
- добавляют к анестетикам, чтобы уменьшить их резорбцию и снизить токсичность, а также продлить действие анестетика или уменьшить кровотечение
- способствует резорбции анестетиков
- применяется при анафилактическом шоке, потому что понижает АД и тонус бронхов
- применяется при анафилактическом шоке, потому что повышает АД и тонус бронхов
- применяется при анафилактическом шоке, потому что повышает АД и понижает тонус бронхов
- применяется при анафилактическом шоке, потому что понижает АД и повышает тонус бронхов
- применяется при инфаркте миокарда, потому что понижает потребность сердца в кислороде
- применяется при инфаркте миокарда, потому что повышает потребность сердца в кислороде
- не применяется при инфаркте миокарда, потому что понижает потребность сердца в кислороде
- не применяется при инфаркте миокарда, потому что повышает потребность сердца в кислороде и усугубляет гипоксию
- является вазоконстриктором
- является вазодилататором
- способствует гликогенезу
- способствует гликогенолизу
- гипертензивное средство
- бронходилатирующее средство
- бронхоконстриктор
- бронхорелаксант
Задание №5.
Заполните таблицу:
Группа препаратов | Препараты(синонимы) | Показания к применению |
β -адреноблокаторы | ||
Симпатомиметики | ||
Симпатолитики | ||
β-адреномиметики | ||
α-адреномиметики | ||
α-адренолитики |
Задание №6.
Обоснуйте показания и противопоказания препаратов
Адреналин применяется:
- при анафилактическом шоке, потому что…………………………
- при гипогликемической коме, потому что…………………………
- совместно с анестетиками, потому что……………………………
Адреналин не применяется при инфаркте миокарда, потому что……….............…………………………………………………………………….………………………………………………………
Задание №7.
Заполните таблицу:
Препараты | Индивидуальные эффекты | Показания к применению |
Эфедрин | ||
Резерпин | ||
Анаприлин |
Задание к практическому занятию №5.
Тема: Средства, влияющие на эфферентную нервную систему. Холинергические
средства
К занятию:
- Повторить теорию (материал лекций и учебника).
- Подготовить реферативные сообщения по теме (на выбор):
- Атропина сульфат (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты, действие на сердечно-сосудистую систему, бронхи, обмен веществ). Возможность использования препарата при неотложной помощи.
- Прозерин (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты).
- Цититон (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты).
- Применение курареподобных лекарственных средств в медицине (история, представители, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты).
- Выписать рецепты на препараты: атропина сульфат для инъекций, бензогексоний в таблетках, настойка красавки. Отметить фармакологическую группу каждого препарата, показания к применению, побочные эффекты. (ВСЕМ)
4.Глоссарий и кроссворд по теме (для тех, кто не готовит реферат
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Дата______________
ТЕМА: Средства, влияющие на эфферентную нервную систему.
Холинергические средства
Задание №1.
Методом выбора найти правильные ответы.
- Указать локализацию М-холинорецепторов:
а) волокна скелетных мышц; б) нейроны симпатических ганглиев; в) нейроны парасимпатических ганглиев; г) клетки эффекторных органов в области окончаний симпатических нервных волокон; д) клетки эффекторных органов в области окончаний парасимпатических нервных волокон ; е) нейроны центральной нервной системы; ж) хромаффинные клетки мозгового вещества надпочечников.
- Отметить М-холиномиметические вещества:
а) атропин; б) цититон; в) прозерин; г) пилокарпин; д) лобелин; е) ацклидин.
- Указать локализацию Н- холинорецепторов:
а) волокна скелетных мышц;б) нейроны симпатических ганглиев; в) нейроны парасимпатических ганглиев; г)клетки эффекторных органов в области окончаний симпатических нервных волокон; д) клетки эффекторных органов в области окончаний парасимпатических нервных волокон ; е) нейроны центральной нервной системы; ж)хромаффинные клетки мозгового вещества надпочечников.
- .Отметить Н-холиномиметические вещества:
а) цититон ;б) прозерин ; в) галантамин ; г) лобелин; д) аторпин; е) дитилин.
- С какой целью используют Н-холиномиметические средства:
а) для снижения артериального давления;б) для рефлекторной стимуляции дыхания ; в) для лечения язвенной болезни ; г) в качестве средства для борьбы с курением.
- Указать антихолинэстеразные вещества:
а) цититон; б) прозерин; в) лобелин; г) ацеклидин; д) галантамин; е) бензогексоний; ж) физостигмин.
- Какие эффекты наблюдаются при применении М-холиноблокаторов:
а) сужение зрачков и снижение внутриглазного давления; б) расширение зрачков и повышение внутриглазного давления; в) спазм аккомодации; г) паралич аккомодации; д) брадикардия; е) тахикардия; ж) снижение тонуса гладких мышц внутренних органов; з) повышение тонуса гладких мышц внутренних органов; и) снижение секреции желез; к) повышение секреции желез.
- Отметить показания к применению М-холиноблокаторов:
а) бронхиальная астма; б) гипертоническая болезнь; в) тахикардия; г) почечная и печеночная колика; д) язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; е) исследование глазного дна; ж) глаукома.
- Указать курареподобные средства:
а) атропин; б) тубокурарин; в) дитилин; г) прозерин; д) пилокарпин; е) пентамин.
Задание №2.
Заполните таблицу:
Группа препаратов | Препараты (синонимы) | Показания к применению |
Миорелаксанты | ||
Н-холиномиметики | ||
М-холиномиметики | ||
Ганглиоблокаторы | ||
Антихолинэстеразные средства |
Задание №3. Заполните таблицу:
Препараты | Индивидуальные эффекты | Показания к применению |
Тубокурарина хлорид | ||
Скополамин | ||
Платифиллин |
Задание №4.
Обоснуйте показания и противопоказания препарата
Атропин применяется:
- при коликах, потому что ………………………………………………
….…………………….…………………………………………………….
- при гиперацидных гастритах, потому что………………………
………………………………………………………………………………
- в офтальмологии, для исследования глазного дна, потому что……
………………………………………………………………………………
- при бронхоспазмах и бронхиальной астме, потому что…………
………………………………………………………………………………
Задание №5.
Схема эфферентной иннервации.
Отметьте на схеме стрелочками, где действуют М-холиноблокаторы, ганглиоблокаторы, курареподобные средства.
Задание №6.
Подберите соответствующие пары по принципу "вопрос - правильный ответ"
Вопросы: Ответы:
- Атропина сульфат а) Н-холиномиметическое ср-во
- Пилокарпина гидрохлорид б) Антихолинэстеразное ср-во
- Цититон в) Ганглиоблокирующее ср-во
- Бензогексоний г) М-холиномиметическое ср-во
- Тубокурарина хлорид д) М-холиноблокирующее ср-во
- Прозерин
Задание №7.
Решить задачи.
1.Препарат расширяет зрачки, повышает внутриглазное давление, увеличивает частоту сердечных сокращений, вызывает паралич аккомодации, увеличивает частоту сердечных сокращений, уменьшает секрецию слюнных, бронхиальных и пищеварительных желез, снижает тонус гладкой мускулатуры желудка, кишечника, желчного и мочевого пузыря. Применяется при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, спазмах кишечника, желчевыводящих и мочевыводящих путей, бронхиальной астме.
Определить препарат, его фармакологическую группу и объяснить механизм действия на сердце.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.После подкожного введения бензогексония больной пренебрег советом медицинской сестры о необходимости находиться в постели в течение
11/2 - 2 ч. после инъекции. При попытке встать он потерял сознание и упал.
Что произошло с больным и почему? Какие срочные меры следует принять для оказания помощи? Если необходимо введение лекарственных веществ, назовите их и объясните действие.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Препарат блокирует нервно-мышечную передачу и вызывает расслабление скелетной мускулатуры. Применяется во время хирургических операций. При его передозировки в качестве антагонистов используют антихолинэстеразные вещества. В качестве побочного явления возможно снижение артериального давления.
Определить препарат, его фармакологическую группу и объяснить механизм действия на скелетную мускулатуру.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №8.
Выписать рецепты.
1. 10 вагинальных суппозиториев с
нистатином (Nystatinum) по 500 000ЕД
Назначить по 1 суппозиторию на ночь
2. 6 флаконов, содержащих по 10 мл 2,5
суспензии кортизона ацетата (Cortisoni acetas
Назначить в мышцу по 3 мл в день
3. Выписать в рецепте настой травы
термопсиса (Herba Thermopsidis)
0,6 – 200 мл с добавлением 4 мл
нашатырно-анисовых капель
( Liquor Аmmonii anisatus ).
Назначить внутрь по 1 столовой ложке
3 раза в день.
4. Выписать в рецепте 30 сложных
порошков, состоящих из 0,001 г
рибофлавина (Riboflavinum),
0,002 г тиамина бромида
(Thiamini bromidum) и 0,05 г ……………………
кислоты аскорбиновой
(Acidum ascorbinicum).
Назначить по 1 порошку 3 раза в день.
5. Выписать в рецепте раствор кальция хлорида ( Calcii chloridum ) на 4 дня с таким расчетом, чтобы, применяя его внутрь по 1 столовой ложке, больной получал 1 г кальция хлорида. Назначить по 1 столовой ложке 4 раза в день.
N.B. Сначала произведите расчеты, а затем выпишите рецепт.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГЛОССАРИЙ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ
ЭБС "Консультант Студента" www.medcollegelib.ru
- Фармакология с общей рецептурой : учебное пособие / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 240 с. : 26 ил. www.medcollegelib.ru
- - Учебник "Фармакология с рецептурой" В.М.Виноградов, Е.Б.Каткова, Е.А.Мухин.Санкт- Петербург , СпецЛит 2006.
- Фармакология : учебник / Р. Н. Аляутдин, Н. Г. Преферанский, Н. Г. Преферанская ; под ред. Р. Н. Аляутдина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 704 с. : ил. www.medcollegelib.ru
- Фармакология с общей рецептурой : учебник / Д. А. Харкевич. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 464 с. : ил www.medcollegelib.ru
- Путешествие в мир фармакогнозии. Пронченко Г.Е. 2010. - 176 с.: ил
- Фармацевтическая технология: учебное пособие. Гроссман В.А. 2012. - 320 с. :ил www.medcollegelib.ru
- Клиническая фармакология: учебник / Н.В. Кузнецова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 272 с. Серия "СПО"
- Фармакология: учебник / под ред. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. 2013. - 832 с.: ил www.medcollegelib.ru
- Руководство к практическим занятиям по фармакологии./ В.А.Астафьев, В.Н. Белоконь. М. "Медицина", 1985. 176
- Лекарственные средства.-15 издание. Автор: Машковский М. Д.: 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ №1 для практических работ по дисциплине «Сельскохозяйственные и мелиоративные машины»
Практические занятия по дисциплине «Сельскохозяйственные и мелиоративные машины» для студентов очного отделения проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом после полного курса теоретиче...
Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по дисциплине ОП.07.«Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для студентов СПО, обучающихся по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания». Часть I.
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения самостоятельных и практических работ по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга...
Рабочая тетрадь для лабораторно-практических работ по ОП 01 Спутниковые навигационные системы для специальности СПО 21.02.08 «Прикладная геодезия»
Рабочая тетрадь служит для помощи студентам в изучении технологии комплекта спутникового оборудования...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для выполнения практических работ по дисциплине «Маркетинг» для студентов специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая тетрадь для выполнения практических работ предназначена для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Маркетинг, которая является важн...
Рабочая тетрадь по выполнению практических работ по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения практических работ по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспор...
Рабочая тетрадь по выполнению практических работ по дисциплине: "Технология и организация пищевых предприятий"
Рабочая тетрадь по выполнению практических работ по дисциплине: "Технология и организация пищевых предприятий" для студентов специальности 19.02.02 "Технология хранения и пе...
Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по МДК01.01. Практические основы бухгалтерского учёта имущества организации
Развитие различного вида деятельности сопровождается возрастанием роли бухгалтерской информации в управлении, контроле и анализе хозяйственной деятельности. Своевременность ее получения, соответствующ...