Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2017-2018 гг.
рабочая программа на тему
Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_olya_ad.docx | 59.43 КБ |
rp_olya_sd.docx | 59.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
31.02.02 Акушерское дело
(код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)
базового уровня среднего профессионального образования
(уровень среднего профессионального образования)
2017 г
Рабочая программа ОП. 01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.02 Акушерское дело (базовая подготовка).
ОДОБРЕНА П(Ц)К № 3 "ОПД" Протокол № _____ от «31» августа 2017 г. Председатель_________/Л.Ф. Парфёнова/ | УТВЕРЖДЕНА Заместитель директора по учебной работе _________________ /Т.И. Шарова/ « 31 » августа 2017 г. |
Составители:
Пашедко Ольга Викторовна - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ « МК №6»
Рецензенты:
Угарова Г. С. – преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания»
Смирнова Е.В.- преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №6»
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу учебной дисциплины
ОП. 01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и на основе примерной программы дисциплины.
Рабочая программа содержит:
- паспорт программы учебной дисциплины,
- структуру и содержание учебной дисциплины,
- условия реализации программы учебной дисциплины,
- контроль и оценку освоения учебной дисциплины.
Содержание программы соответствует требованиям ФГОС к знаниям и умениям обучающихся по дисциплине ОП. 01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ и охватывает весь необходимый материал. Уделено внимание краткому содержанию практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы.
В разделе контроля и оценки результатов освоения содержания дисциплины указаны способы контроля и виды заданий. Изложение учебного материала в программе соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по данной специальности.
В программе отражена практическая направленность курса.
Исходя из вышесказанного, данная рабочая программа может быть рекомендована для планирования работы в среднем профессиональном учебном заведении по специальности 31.02.02 «Акушерское дело».
Рецензент: Е.В.Смирнова – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ « МК №6» ____________________
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу учебной дисциплины
ОП. 01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
На рецензию представлена рабочая программа по дисциплине ОП.01«Основы латинского языка с медицинской терминологией» для специальности 31.02.02 «Акушерское дело» базового уровня среднего профессионального образования.
Программа включает в себя следующие разделы:
- тематический план;
- содержание учебной дисциплины;
- рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
- формы и методы контроля и оценки результатов обучения по дисциплине;
- список рекомендуемой литературы и средств обучения.
Содержание программы обеспечивает формирование базовых знаний и умений, общих и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС по данной специальности.
Одной из основных целей программы является формирование фонетических, грамматических, лексических навыков и умений с привлечением междисциплинарных связей с клиническими и другими общепрофессиональными дисциплинами (фармакологией).
Разделы программы распределены таким образом, что студент, изучая грамматические темы по латинскому языку, овладевает лексическим материалом и совершенствует умения в построении медицинских терминов, которые использует в прописывании рецепта.
На развитие основных учебных умений, формирование ассоциативного мышления направлена деятельность студентов в разделе «Самостоятельная внеаудиторная работа». Автором предложены следующие формы работы: составление таблиц, написание рефератов, оформление презентаций, творческая работа по освоению пословиц и поговорок.
Рабочая программа по дисциплине ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» может быть рекомендована к реализации в учебном процессе на базовом уровне среднего профессионального образования для специальности 31.02.02 «Акушерское дело».
Рецензент: Угарова Г. С. – преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания».__________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | стр. |
4-5 6-12 13 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.02 «Акушерское дело».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 31.02.02 «Акушерское дело» дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- правильно читать и писать на латинском языке медицинские
(анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному
образцу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- элементы латинской грамматики и способы словообразования;
- 500 лексических единиц;
- глоссарий по специальности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
овладеть общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимо для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
НА ОСВОЕНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
НА ОСВОЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ ДОБАВЛЕНИИ ВАРИАТИВНЫХ ЧАСОВ:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа; самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
1.5 Формирование вариативной части.
С целью углубления и систематизации знаний по учебной дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией", в связи со значимостью дисциплины в формировании фундаментальных знаний, а также, понимания значения дисциплины в профессиональной деятельности, количество часов для практических занятий увеличено на 18 часов.
В связи с этим на изучение тем ниже перечисленных практических занятий отводится по два занятия ( 4 часа):
"Имена существительные 1-го и 2-го склонения", "Имя прилагательное", "Глагол", "Оформление латинской части рецепта", "Терминологическое словообразование". Для изучения темы "Склонение имен существительных 3-го, 4-го и 5-го склонений" добавлено 6 часов.
Для изучения темы "Структура клинических терминов. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке" добавлено 8 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 52 |
в том числе: | |
практические занятия | 36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание (лингвистический проект) | 12 |
работа со словарем | 2 |
выполнение упражнений по образцу | 2 |
составление таблиц | 1 |
Перевод рецептов и оформление их по заданному нормативному образцу | 2 |
Выписывание рецептов с использованием справочной литературы | 3 |
подготовка презентаций | 2 |
выполнение заданий по контрольным вопросам | 2 |
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Фонетика | ||
Тема 1.1. Введение. Фонетика. | Содержание учебного материала | ||
Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология. Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога | 2 | 1 | |
Практическое занятие | |||
Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология. Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 1 | 3 | |
Раздел 2. | Анатомическая терминология | ||
Тема 2.1.1-2.1.2 Имя существительное. Несогласованное определение. | Содержание учебного материала | ||
Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on. Склонение существительных греческого происхождения на -е | 2 | 1 | |
Практическое занятие | 4 | ||
1. Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. 2. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on.Склонение существительных греческого происхождения на-е | 2 2 | 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 | 3 | |
Тема 2.2.1-2.2.2 Имя прилагательное. Согласованное определение. | Содержание учебного материала | ||
Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии | 2 | 1 | |
Практическое занятие | 4 | ||
1. Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. 2. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии | 2 2 | 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 | 3 | |
Тема 2.3.1-2.3.4 Склонение имен существительных | Содержание учебного материала | ||
Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений | 2 | 1 | |
Практическое занятие | 6 | ||
1. Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. 2. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 3. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений | 2 2 2 | 2 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 1 | 3 | |
Раздел 3. | Фармацевтическая терминология | 3 | |
Тема 3.1.1-3.1.2 Глагол. Краткие сведения о рецептуре. | Содержание учебного материала | ||
Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов | 2 | 1 | |
Практическое занятие | 4 | ||
1. Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. 2. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов | 2 2 | 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 2 | 3 | |
Тема 3.2.1-3.2.2 Оформление латинской части рецепта. Химическая номенклатура. | Содержание учебного материала | ||
Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей) | 2 | 1 | |
Практическое занятие | 4 | ||
1. Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. 2. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей) | 2 2 | 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 2 | 3 | |
Раздел 4. | Клиническая терминология | ||
Тема 4.1.1-4.1.2 Терминологическое словообразование. Латинские и греческие приставки. Греко-латинские дублеты. | Содержание учебного материала | ||
Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты | 2 | 1 | |
Практическое занятие | 4 | ||
1. Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). 2. Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты | 2 2 | 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 1 | 3 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 4.2.1-4.2.6. Структура клинических терминов. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. | Структура клинических терминов. Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии | 2 | 1 |
Практическое занятие | 8 | ||
1. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении 2. Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. | 2 2 | 2 2 | |
3.Латинские и греческие числительные-приставки, местоимения и наречия в медицинской терминологии Терминообразование . Анализ клинических терминов по ТЭ. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Терминологическое словообразование. 4. Союзы и предлоги в медицинской терминологии Терминообразование . Анализ клинических терминов по ТЭ. | 2 2 | 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 2 1 | 3 | |
Всего: в том числе | 78 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.
Оборудование учебного кабинета
Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы, справочники, словари, обучающие и контролирующие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, контрольно-оценочные средства.
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 315 с. Гриф МО РФ.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических диктантов / блиц-опроса, чтения и перевода упражнений; составления таблиц, схем, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов, эссе, лингвистического проекта.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
34.02.01 Сестринское дело
(код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)
базового уровня среднего профессионального образования
(уровень среднего профессионального образования)
2017 г
Рабочая программа ОП. 01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка).
ОДОБРЕНА П(Ц)К № 3 "ОПД" Протокол № _____ от «31» августа 2017 г. Председатель_________/Л.Ф. Парфёнова/ | УТВЕРЖДЕНА Заместитель директора по учебной работе _________________ /Т.И. Шарова/ « 31 » августа 2017г. |
Составители:
Пашедко Ольга Викторовна - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ « МК №6»
Рецензенты:
Угарова Г. С. – преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания»
Смирнова Е.В.- преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №6»
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу учебной дисциплины
ОП. 01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и на основе примерной программы дисциплины.
Рабочая программа содержит:
- паспорт программы учебной дисциплины,
- структуру и содержание учебной дисциплины,
- условия реализации программы учебной дисциплины,
- контроль и оценку освоения учебной дисциплины.
Содержание программы соответствует требованиям ФГОС к знаниям и умениям обучающихся по дисциплине ОП. 01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ и охватывает весь необходимый материал. Уделено внимание краткому содержанию практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы.
В разделе контроля и оценки результатов освоения содержания дисциплины указаны способы контроля и виды заданий. Изложение учебного материала в программе соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по данной специальности.
В программе отражена практическая направленность курса.
Исходя из вышесказанного, данная рабочая программа может быть рекомендована для планирования работы в среднем профессиональном учебном заведении по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Рецензент: Е.В.Смирнова – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ « МК №6» ____________________
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу учебной дисциплины
ОП. 01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
На рецензию представлена рабочая программа по дисциплине ОП.01«Основы латинского языка с медицинской терминологией» для специальности 34.02.01 Сестринское дело базового уровня среднего профессионального образования.
Программа включает в себя следующие разделы:
- тематический план;
- содержание учебной дисциплины;
- рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
- формы и методы контроля и оценки результатов обучения по дисциплине;
- список рекомендуемой литературы и средств обучения.
Содержание программы обеспечивает формирование базовых знаний и умений, общих и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС по данной специальности.
Одной из основных целей программы является формирование фонетических, грамматических, лексических навыков и умений с привлечением междисциплинарных связей с клиническими и другими общепрофессиональными дисциплинами (фармакологией).
Разделы программы распределены таким образом, что студент, изучая грамматические темы по латинскому языку, овладевает лексическим материалом и совершенствует умения в построении медицинских терминов, которые использует в прописывании рецепта.
На развитие основных учебных умений, формирование ассоциативного мышления направлена деятельность студентов в разделе «Самостоятельная внеаудиторная работа». Автором предложены следующие формы работы: составление таблиц, написание рефератов, оформление презентаций, творческая работа по освоению пословиц и поговорок.
Рабочая программа по дисциплине ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» может быть рекомендована к реализации в учебном процессе на базовом уровне среднего профессионального образования для специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Рецензент: Угарова Г. С. – преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания».__________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | стр. |
4-5 6-12 13 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке младшей медицинской сестры по уходу за больными.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- правильно читать и писать на латинском языке медицинские
(анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному
образцу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- элементы латинской грамматики и способы словообразования;
- 500 лексических единиц;
- глоссарий по специальности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
овладеть общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимо для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
НА ОСВОЕНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
НА ОСВОЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ ДОБАВЛЕНИИ ВАРИАТИВНЫХ ЧАСОВ:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа; самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
1.5 Формирование вариативной части.
С целью углубления и систематизации знаний по учебной дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией", в связи со значимостью дисциплины в формировании фундаментальных знаний, а также, понимания значения дисциплины в профессиональной деятельности, количество часов для практических занятий увеличено на 18 часов.
В связи с этим на изучение тем ниже перечисленных практических занятий отводится по два занятия (4 часа):
"Имена существительные 1-го и 2-го склонения", "Имя прилагательное", "Глагол", "Оформление латинской части рецепта", "Терминологическое словообразование". Для изучения темы "Склонение имен существительных 3-го, 4-го и 5-го склонений" добавлено 6 часов.
Для изучения темы "Структура клинических терминов. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке" добавлено 8 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 52 |
в том числе: | |
практические занятия | 36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание (лингвистический проект) | 12 |
работа со словарем | 2 |
выполнение упражнений по образцу | 2 |
составление таблиц | 1 |
Перевод рецептов и оформление их по заданному нормативному образцу | 2 |
Выписывание рецептов с использованием справочной литературы | 3 |
подготовка презентаций | 2 |
выполнение заданий по контрольным вопросам | 2 |
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Фонетика | ||
Тема 1.1. Введение. Фонетика. | Содержание учебного материала | ||
Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология. Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога | 2 | 1 | |
Практическое занятие | |||
Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология. Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 1 | 3 | |
Раздел 2. | Анатомическая терминология | ||
Тема 2.1.1-2.1.2 Имя существительное. Несогласованное определение. | Содержание учебного материала | ||
Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on. Склонение существительных греческого происхождения на -е | 2 | 1 | |
Практическое занятие | 4 | ||
1. Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. 2. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on.Склонение существительных греческого происхождения на-е | 2 2 | 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 | 3 | |
Тема 2.2.1-2.2.2 Имя прилагательное. Согласованное определение. | Содержание учебного материала | ||
Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии | 2 | 1 | |
Практическое занятие | 4 | ||
1. Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. 2. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии | 2 2 | 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 | 3 | |
Тема 2.3.1-2.3.4 Склонение имен существительных | Содержание учебного материала | ||
Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений | 2 | 1 | |
Практическое занятие | 6 | ||
1. Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. 2. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 3. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений | 2 2 2 | 2 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 1 | 3 | |
Раздел 3. | Фармацевтическая терминология | 3 | |
Тема 3.1.1-3.1.2 Глагол. Краткие сведения о рецептуре. | Содержание учебного материала | ||
Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов | 2 | 1 | |
Практическое занятие | 4 | ||
1. Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. 2. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов | 2 2 | 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 2 | 3 | |
Тема 3.2.1-3.2.2 Оформление латинской части рецепта. Химическая номенклатура. | Содержание учебного материала | ||
Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей) | 2 | 1 | |
Практическое занятие | 4 | ||
1. Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. 2. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей) | 2 2 | 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 2 | 3 | |
Раздел 4. | Клиническая терминология | ||
Тема 4.1.1-4.1.2 Терминологическое словообразование. Латинские и греческие приставки. Греко-латинские дублеты. | Содержание учебного материала | ||
Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты | 2 | 1 | |
Практическое занятие | 4 | ||
1. Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). 2. Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты | 2 2 | 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 1 | 3 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 4.2.1-4.2.6. Структура клинических терминов. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. | Структура клинических терминов. Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии | 2 | 1 |
Практическое занятие | 8 | ||
1. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении 2. Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. | 2 2 | 2 2 | |
3.Латинские и греческие числительные-приставки, местоимения и наречия в медицинской терминологии Терминообразование . Анализ клинических терминов по ТЭ. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Терминологическое словообразование. 4. Союзы и предлоги в медицинской терминологии Терминообразование . Анализ клинических терминов по ТЭ. | 2 2 | 2 2 | |
Самостоятельная работа:
| 2 2 1 | 3 | |
Всего: в том числе | 78 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.
Оборудование учебного кабинета
Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы, справочники, словари, обучающие и контролирующие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, контрольно-оценочные средства.
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 315 с. Гриф МО РФ.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических диктантов / блиц-опроса, чтения и перевода упражнений; составления таблиц, схем, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов, эссе, лингвистического проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2016-2017 гг.
Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...
Тестовые задания для проведения контрольных срезов качества знаний обучающихся по учебной дисциплине "ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией" для специальностей 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для среза знаний 3 варианта с эталонами ответов и критериями оценки...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ» Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Программа учебной дисциплиныразработана на основе примерной программы дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологиейя» для образовательных учреждений реализующих образоват...
Календарно-тематический план на 2017-2018 учебный год по учебной дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией 2016-2017 гг. Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины для специальностей 31.02....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ по дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией. специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ практических занятий по дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией. специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело...
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по учебным дисциплинам: ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией ОП.07 Фармакология
контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по учебным дисциплинам:ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией ...