ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ» Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
рабочая программа на тему

Программа учебной дисциплиныразработана на основе примерной программы дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологиейя» для образовательных учреждений реализующих образовательные программы СПО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы»

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07 «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ»

Специальность: 31.02.01  Лечебное   дело

2014 г.


Программа учебной дисциплиныразработана на основе примерной программы дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологиейя» для образовательных учреждений реализующих образовательные программы СПО.        Заключение Экспертного совета № 315 от «08» июля 2013 г.

Организация- разработчик:

Санкт-Петербургское ГБОУ СПО «Медицинский колледж №1»

Составитель:

Пашедко Ольга Викторовна,  преподаватель высшей квалификационной категории  ГБОУ СПО «МК им. К.Цеткин ДЗМ»

Согласовано :

_Председатель ЦМК______________              _______________          (  Парфенова Л.Ф.  )

        (должность)                                             подпись                                  расшифровка


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является часть основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 31.02.01 Лечебное дело дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общим профессиональным дисциплинам (ОПД 07).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические,    клинические и фармацевтические) термины;
  • объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
  • переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • элементы латинской грамматики и способы словообразования;
  • 500 лексических единиц;
  • глоссарий по специальности.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа,                                  

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

выполнение упражнений;    

заучивание лексического минимума к теме;

подготовка докладов.

24

3

13

1

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Фонетика

11

Тема 1.1.

Фонетика

Тема 1.1.1

Введение в дисциплину.

Алфавит.

Содержание учебного материала

3

Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология.  Латинский алфавит.

1

Практическое занятие

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

Работа над сообщением по теме «История развития латинского языка и его роль в современной жизни»

Тема 1.1.

Фонетика

Тема 1.1.2

Гласные буквы и звуки.

Содержание учебного материала

3

Произношение гласных, согласных, дифтонгов.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

выполнение упражнений

Тема 1.1.

Фонетика

Тема 1.1.3

Согласные буквы и звуки. Ударение.

Содержание учебного материала

5

Произношение гласных, согласных, дифтонгов  и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога

1

Практическое занятие

2

Фонетика.

Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов  и буквосочетаний. Правила постановки ударения.

Самостоятельная работа обучающихся

1

Чтение тренировочных упражнений

Раздел 2.

Морфология

50

Тема 2.1.

Глагол

Содержание учебного материала

5

Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках.

3

Практическое занятие

2

Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов

Самостоятельная работа обучающихся

1

Выполнение тренировочных упражнений

Тема 2.2.

Имя существительное. Тема 2.2.1

I склонение имён существительных. Несогласованное определение.

Содержание учебного материала

4

Грамматические категории имени существительного. Словарная форма существительных I склонения,  образец склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на – е. Предлоги, управляющие винительным и творительным падежами.

3

Практическое занятие

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Заучивание лексического минимума к теме

Тема 2.2.

Имя существительное. Тема 2.2.2

Рецепт.

Содержание учебного материала

6

Структура рецепта. Латинская часть рецепта. Рецептурная строка, схемы грамматической зависимости для различных лекарственных форм. Рецептурные выражения, рецептурные сокращения.

Практическое занятие

2

3

Выписывание рецептов. Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах.  Рецептурные сокращения.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Заучивание лексического минимума к теме

Тема 2.2.

Имя существительное. Тема 2.2.3

II склонение имен существительных.

Частотные отрезки.

Содержание учебного материала

4

Словарная форма существительных II склонения, образец склонения. Нзвания лекарственных препаратов. Латинизированные греческие существительные на – on. Частотные отрезки. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.

3

Практическое занятие

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Заучивание лексического минимума к теме «II склонение имен существительных»

Тема 2.2.4

III склонение имен существительных.

Содержание учебного материала

6

Словарная форма существительных III склонения, образцы склонения. Исключения из правила о роде. Особенности склонения некоторых групп существительных III склонения

3

Практическое занятие

2

Грамматические категории имени существительного. Словарная форма латинского существительного. 5 склонений латинских существительных. Применение существительных в рецептуре.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Заучивание лексического минимума к теме «III склонение имен существительных»

Тема 2.3.

Имя прилагательное

Тема 2.3.1 Прилагательные первой группы.

Содержание учебного материала

6

Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии.

3

Практическое занятие

2

Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй  группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии

Самостоятельная работа обучающихся

2

Заучивание лексического минимума к теме

Тема 2.3.2

Прилагательные второй группы.

Содержание учебного материала

6

Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные  второй  группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии

3

Практическое занятие

2

Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй  группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии

Самостоятельная работа обучающихся

2

Заучивание лексического минимума к теме

Тема 2.3.3

Химическая номенклатура.

Содержание учебного материала

6

Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей)

3

Практическое занятие

2

Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей).  Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Выписывание рецептов с использованием справочной литературы

Тема 2.3.4

Существительные 4, 5 склонения.

Содержание учебного материала

4

Склонение имен существительных. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений.

3

Практическое занятие

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Заучивание лексического минимума к теме

Раздел 3

Клиническая терминология

Тема 3.1

Клиническая терминология

Содержание учебного материала

6

Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ).Структура клинических терминов. Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-,  -ism-  в клинической терминологии.

3

Практическое занятие

2

Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-,  -ism-  в клинической терминологии.

Самостоятельная работа обучающихся

2

выполнение заданий по контрольным вопросам

Тема 3.1.1

 Греко-латинские дублеты.

Содержание учебного материала

6

Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты

3

Практическое занятие

2

1. Терминологическое словообразование. Состав слова.

Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты

Самостоятельная работа обучающихся

2

выписывание рецептов с использованием справочной литературы

Тема 3.1.2

Терминоэлементы

Содержание учебного материала

5

Терминологическое словообразование. Конструирование терминов с заданным значением

3

Практическое занятие

2

Терминологическое словообразование. Конструирование терминов с заданным значением

Самостоятельная работа обучающихся:

1

Конструирование терминов с заданным значением

Всего

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Кабинет фармакологии и латинского языка

указывается наименование         

Оборудование учебного кабинета:

  1. Рабочее место преподавателя
  2. Рабочие места студентов
  3. Экспозиционная зона
  4. Демонстрационная зона
  5. Зона хранения средств обучения

Средства обучения:

1. Методические материалы:

  • учебно-методический комплекс;
  • методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы;
  • контрольно-оценочные средства

2. Наглядные пособия:

  • таблицы, плакаты с учебным материалом на электронных носителях

Технические средства обучения:

  1. Ноутбук
  2. Интерактивная доска

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

     1. Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа,

         2011г. – 315 с. Гриф МО РФ.

Дополнительные источники:

1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии: М. «Медицина» 2004.

     2. Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией:      

         ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.

3.  Цисык А.З. Латинский язык: Минск «ТетраСистемс» 2009.

Информационные электронные ресурсы:интернет, обучающие и контролирующие программы

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (по итогу т.е. содержанию зачета)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- правильно читать и писать на латинском  языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 - элементы латинской грамматики и способы словообразования;

 - 500 лексических единиц;

 - глоссарий по специальности.

- тестирование, терминологические диктанты, контроль выполнения упражнений, контрольное чтение

- контроль выполнения упражнений, контрольная работа по разделу, создание презентаций

- тестирование, контрольная работа

Комплексный экзамен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2016-2017 гг.

Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...

Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2017-2018 гг.

Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ по дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией. специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ практических занятий по дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией. специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело...

Методическая разработка по теме: Рецепт. Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101 Лечебное дело

Методическая разработка  теоретического занятия  по теме: Рецепт.  Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101  Лечебное дело I курс, 2014...

Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33.05.01 Фармация, 31.02.03 Лабораторная диагностика.

Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33...

Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33.05.01 Фармация, 31.02.03 Лабораторная диагностика

Глоссарий. Сбрник содержит анатомическую, клиническую и фармацевтическую терминологию на английском, латинском и русском языках. Может использоваться в качестве справочного пособия для студентов и пре...