ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ» Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплиныразработана на основе примерной программы дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологиейя» для образовательных учреждений реализующих образовательные программы СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.07_osnovy_latinskogo_yazyka_s_meditsinskoy_terminologiey_ld_2014.docx | 52.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж имени Клары Цеткин
Департамента здравоохранения города Москвы»
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ»
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
2014 г.
Программа учебной дисциплиныразработана на основе примерной программы дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологиейя» для образовательных учреждений реализующих образовательные программы СПО. Заключение Экспертного совета № 315 от «08» июля 2013 г.
Организация- разработчик:
Санкт-Петербургское ГБОУ СПО «Медицинский колледж №1»
Составитель:
Пашедко Ольга Викторовна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК им. К.Цеткин ДЗМ»
Согласовано :
_Председатель ЦМК______________ _______________ ( Парфенова Л.Ф. )
(должность) подпись расшифровка
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является часть основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 31.02.01 Лечебное дело дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общим профессиональным дисциплинам (ОПД 07).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- элементы латинской грамматики и способы словообразования;
- 500 лексических единиц;
- глоссарий по специальности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: выполнение упражнений; заучивание лексического минимума к теме; подготовка докладов. | 24 3 13 1 |
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1 | Фонетика | 11 | |||
Тема 1.1. Фонетика Тема 1.1.1 Введение в дисциплину. Алфавит. | Содержание учебного материала | 3 | |||
Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология. Латинский алфавит. | 1 | ||||
Практическое занятие | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||
Работа над сообщением по теме «История развития латинского языка и его роль в современной жизни» | |||||
Тема 1.1. Фонетика Тема 1.1.2 Гласные буквы и звуки. | Содержание учебного материала | 3 | |||
Произношение гласных, согласных, дифтонгов. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||
выполнение упражнений | |||||
Тема 1.1. Фонетика Тема 1.1.3 Согласные буквы и звуки. Ударение. | Содержание учебного материала | 5 | |||
Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога | 1 | ||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Фонетика. Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||
Чтение тренировочных упражнений | |||||
Раздел 2. | Морфология | 50 | |||
Тема 2.1. Глагол | Содержание учебного материала | 5 | |||
Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. | 3 | ||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||
Выполнение тренировочных упражнений | |||||
Тема 2.2. Имя существительное. Тема 2.2.1 I склонение имён существительных. Несогласованное определение. | Содержание учебного материала | 4 | |||
Грамматические категории имени существительного. Словарная форма существительных I склонения, образец склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на – е. Предлоги, управляющие винительным и творительным падежами. | 3 | ||||
Практическое занятие | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Заучивание лексического минимума к теме | |||||
Тема 2.2. Имя существительное. Тема 2.2.2 Рецепт. | Содержание учебного материала | 6 | |||
Структура рецепта. Латинская часть рецепта. Рецептурная строка, схемы грамматической зависимости для различных лекарственных форм. Рецептурные выражения, рецептурные сокращения. | |||||
Практическое занятие | 2 | 3 | |||
Выписывание рецептов. Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Заучивание лексического минимума к теме | |||||
Тема 2.2. Имя существительное. Тема 2.2.3 II склонение имен существительных. Частотные отрезки. | Содержание учебного материала | 4 | |||
Словарная форма существительных II склонения, образец склонения. Нзвания лекарственных препаратов. Латинизированные греческие существительные на – on. Частотные отрезки. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. | 3 | ||||
Практическое занятие | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Заучивание лексического минимума к теме «II склонение имен существительных» | |||||
Тема 2.2.4 III склонение имен существительных. | Содержание учебного материала | 6 | |||
Словарная форма существительных III склонения, образцы склонения. Исключения из правила о роде. Особенности склонения некоторых групп существительных III склонения | 3 | ||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Грамматические категории имени существительного. Словарная форма латинского существительного. 5 склонений латинских существительных. Применение существительных в рецептуре. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Заучивание лексического минимума к теме «III склонение имен существительных» | |||||
Тема 2.3. Имя прилагательное Тема 2.3.1 Прилагательные первой группы. | Содержание учебного материала | 6 | |||
Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии. | 3 | ||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Заучивание лексического минимума к теме | |||||
Тема 2.3.2 Прилагательные второй группы. | Содержание учебного материала | 6 | |||
Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии | 3 | ||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Заучивание лексического минимума к теме | |||||
Тема 2.3.3 Химическая номенклатура. | Содержание учебного материала | 6 | |||
Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей) | 3 | ||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей). Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Выписывание рецептов с использованием справочной литературы | |||||
Тема 2.3.4 Существительные 4, 5 склонения. | Содержание учебного материала | 4 | |||
Склонение имен существительных. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений. | 3 | ||||
Практическое занятие | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Заучивание лексического минимума к теме | |||||
Раздел 3 | Клиническая терминология | ||||
Тема 3.1 Клиническая терминология | Содержание учебного материала | 6 | |||
Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ).Структура клинических терминов. Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. | 3 | ||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
выполнение заданий по контрольным вопросам | |||||
Тема 3.1.1 Греко-латинские дублеты. | Содержание учебного материала | 6 | |||
Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты | 3 | ||||
Практическое занятие | 2 | ||||
1. Терминологическое словообразование. Состав слова. Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
выписывание рецептов с использованием справочной литературы | |||||
Тема 3.1.2 Терминоэлементы | Содержание учебного материала | 5 | |||
Терминологическое словообразование. Конструирование терминов с заданным значением | 3 | ||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Терминологическое словообразование. Конструирование терминов с заданным значением | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | ||||
Конструирование терминов с заданным значением | |||||
Всего | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Кабинет фармакологии и латинского языка
указывается наименование
Оборудование учебного кабинета:
- Рабочее место преподавателя
- Рабочие места студентов
- Экспозиционная зона
- Демонстрационная зона
- Зона хранения средств обучения
Средства обучения:
1. Методические материалы:
- учебно-методический комплекс;
- методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы;
- контрольно-оценочные средства
2. Наглядные пособия:
- таблицы, плакаты с учебным материалом на электронных носителях
Технические средства обучения:
- Ноутбук
- Интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа,
2011г. – 315 с. Гриф МО РФ.
Дополнительные источники:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии: М. «Медицина» 2004.
2. Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией:
ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
3. Цисык А.З. Латинский язык: Минск «ТетраСистемс» 2009.
Информационные электронные ресурсы:интернет, обучающие и контролирующие программы
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (по итогу т.е. содержанию зачета) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины; - объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам; - переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - элементы латинской грамматики и способы словообразования; - 500 лексических единиц; - глоссарий по специальности. | - тестирование, терминологические диктанты, контроль выполнения упражнений, контрольное чтение - контроль выполнения упражнений, контрольная работа по разделу, создание презентаций - тестирование, контрольная работа Комплексный экзамен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2016-2017 гг.
Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...
Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2017-2018 гг.
Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ по дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией. специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ практических занятий по дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией. специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело...
Методическая разработка по теме: Рецепт. Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101 Лечебное дело
Методическая разработка теоретического занятия по теме: Рецепт. Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101 Лечебное дело I курс, 2014...
Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33.05.01 Фармация, 31.02.03 Лабораторная диагностика.
Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33...
Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33.05.01 Фармация, 31.02.03 Лабораторная диагностика
Глоссарий. Сбрник содержит анатомическую, клиническую и фармацевтическую терминологию на английском, латинском и русском языках. Может использоваться в качестве справочного пособия для студентов и пре...