«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСКАРМЛИВАНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ И ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ»
методическая разработка на тему
Грудное вскармливание является обязательным основным условием формирования здоровья, оказывает влияние на последующее становление очень важных социальных функций, связанных с интеллектуальным потенциалом общества, физической работоспособностью, воспроизводством. Грудное молоко наилучшим образом обеспечивает адаптацию новорожденных к условиям внеутробного существования. С рождением ребенка разрывается тесная гуморальная связь между матерью и плодом.
Грудное вскармливание восстанавливает единство системы мать - дитя, и чем раньше после родов ребенок прикладывается к груди, тем прочнее и быстрее восстанавливается эта связь. Ничто так не привязывает ребенка к матери и не вызывает ответных чувств, как кормление малыша грудью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_seminar_grudnoe_vskarml.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«БУДЕННОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Семинар
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСКАРМЛИВАНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ И ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ»
Разработана:
Преподавателем ПМ
Е.А.Силенко
г. Буденновск, 2017 г.
Цели:
Обучающие:
* Повысить профессиональный уровень и интерес к данной теме;
* Способствовать самостоятельности при получении новых знаний при работе с дополнительными источниками;
* Овладеть дополнительными знаниями, выходящими за пределы учебной программы.
Развивающая:
* Способствовать развитию исследовательской и познавательной деятельности у студентов;
* Способствовать самовыражению и самореализации;
* Развивать клиническое мышление, способности к анализу и синтезу;
* Развивать речь, умение выступать и составлять доклады;
* Сформировать способности логически излагать свои мысли.
Воспитательная:
* Воспитывать коллективную деятельность;
* Четко выполнять свои обязанности, быть организованным и ответственным;
* Прививать любовь и уважение к выбранной профессии
Место и время проведения мероприятия.
- Библиотека
- 02.03.2017г. 16.00
Организация и проведение внеаудиторного мероприятия.
Семинар подготовлен и проведен в рамках недели ЦМК терапевтического профиля со студентами 2-го курса: 210 м группы, отделения: «Сестринское дело».
Оформление внеаудиторного мероприятия.
- Электронная презентация
- Учебный видеофильм
Пояснительная записка
Проведение семинара является такой формой обучения, которая дает большие возможности студентам развивать познавательную деятельность, развивает профессиональное мышление. Позволяет самовыражаться через работу в коллективе, развивает самостоятельность у студентов, дает возможность самообразовываться, развивает целенаправленную учебно – познавательную деятельность студентов.
Мотивация выбранной темы обусловлена тем, что грудное вскармливание является обязательным основным условием формирования здоровья, оказывает влияние на последующее становление очень важных социальных функций, связанных с интеллектуальным потенциалом общества, физической работоспособностью, воспроизводством. Грудное молоко наилучшим образом обеспечивает адаптацию новорожденных к условиям внеутробного существования. С рождением ребенка разрывается тесная гуморальная связь между матерью и плодом.
Грудное вскармливание восстанавливает единство системы мать - дитя, и чем раньше после родов ребенок прикладывается к груди, тем прочнее и быстрее восстанавливается эта связь. Ничто так не привязывает ребенка к матери и не вызывает ответных чувств, как кормление малыша грудью.
Этапы подготовительной работы
I Этап:
- подбор литературы;
- изучение интернет-ресурсов;
- подготовка видеофильма;
- оформление аудитории.
II Этап:
- определение конкретных заданий;
- пояснение осуществления задания;
- контроль за самостоятельной работой студентов.
Этапы работы над рефератами:
1. Выбор темы.
2. Подбор литературы.
3. Знакомство с источниками.
4. Составление планов рефератов.
5. Написание текстов сообщений.
6. Подготовка электронной презентации.
7. Выступление студентов.
Требования к составлению рефератов:
- актуальность выбранной темы;
- использование научного материала;
- применение современных данных по теме;
- грамотное оформление реферата: наличие плана, списка литературы, применение иллюстрационного материала.
Проведение семинара:
Студенты делают сообщения, сопровождающееся электронной презентацией.
Подведение итогов семинара:
По окончании сообщений преподаватель оценивает содержание рефератов, навыки самостоятельной работы с литературой и техническими средствами обучения.
План проведения семинара:
1. Вступительное слово преподавателя (3 мин.)
2. Выступление участников конференции (25 мин.)
3. Показ видеофильма (15мин)
4. Заключительное слово преподавателя (2мин)
Темы рефератов:
- История кормления грудью. – Багужаева Марьям, группа 210м.
- Преимущества грудного вскармливания.- Мирзамагомедова Наида, группа 210м
- Затруднения при кормлении грудью – мифы и реальность. – Шестакова Дарья, группа 210м
Изложение хода семинара
Вступительное слово преподавателя.
Здравствуйте, уважаемые коллеги и студенты!
Сегодня мы представим вашему вниманию семинар «Современные проблемы вскармливания новорожденных и грудных детей». Цель семинара – познакомиться с историей кормления грудью, преимуществами естественного вскармливания, рассмотреть противопоказания и затруднения при кормлении грудью, существующие мифы о минусах грудного вскармливания. В процессе эволюции человечества выработался единственный способ выкармливания новорожденных - грудным молоком. С биологической точки зрения грудное вскармливание является наиболее прогрессивной формой питания детенышей, что позволило занять млекопитающим высшую ступень в иерархии животного мира.
Грудное вскармливание - лучший и безопасный способ кормления младенцев, при котором дети получают самое качественное питание. Кроме того, грудное вскармливание обеспечивает защиту от инфекций и закладывает фундамент дальнейшего нормального психического развития. Кормление искусственными смесями повышает риск заболеваемости, однако, несмотря на очевидные преимущества естественного вскармливания, в последние годы не наблюдается увеличение количества женщин, кормящих своих детей грудью. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2014 году в возрасте до 6 месяцев на грудном вскармливании находилось 42% детей от числа детей, достигших возраста 1 год, до 12 месяцев – 41%.
Во время внутриутробного развития между плодом и матерью существует жизнеобеспечивающая плацентарная связь, благодаря которой в организм ребенка попадают все необходимые для его развития питательные вещества. Причем набор их варьирует в зависимости от этапа развития и потребностей конкретного ребенка. После рождения система внутриутробного гемотрофного питания (кровь матери - плацента - пуповина - плод) преобразуется в аналогичный, приспособленный к новым условиям жизни вне утробы матери (кровь матери - молочная железа - молоко - ребенок). К моменту рождения организм матери уже запрограммирован на выработку тех веществ, в которых нуждается именно ее ребенок и затем претерпевает изменения в процессе роста и развития малыша.
Поэтому только материнское молоко можно назвать полностью адаптированным источником питания для новорожденного и грудного ребенка.
Проблема грудного вскармливания имеет глобальное значение. Учитывая её важность, Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций, принимая Конвенцию «О правах ребенка» (1989), закрепила право младенца на вскармливание материнским молоком.
Выступления докладчиков
История кормления грудью
Историей кормления грудью в прежние времена интересуются многие. Прежде всего потому, что это дает хорошее представление, откуда именно взялись те или иные распространенные сегодня мифы и заблуждения.
Кормление грудью по сути очень простой природный процесс, но на него всегда значительно влияли установки социума. Главным препятствием к успешному кормлению всегда становилось убеждение, что у женщины есть более важные дела, чем материнство. Иногда это был свободный выбор женщины, чаще всего – социальная необходимость. В дореволюционной России в высших сословиях кормление грудью было мало распространено – хорошим тоном считалось отдавать ребенка кормилице, и «грудная горячка» из-за перетягивания груди вскоре после родов унесла немало жизней дам из высшего света.
В купеческой и крестьянской среде было принято кормить детей достаточно долго, поскольку все хорошо понимали, что кормление грудью делает ребенка более здоровым и повышает его шансы на выживание. Обычно для кормления грудью использовался принцип «трех длинных постов» - то есть мать кормила два Больших поста и один Успенский, либо два Успенских и один Большой, в среднем от полутора до двух лет. В летнее время, когда детская смертность становилась особенно высокой из-за кишечных инфекций, от груди не отнимали даже подросшего ребенка. Но в крестьянской среде из-за необходимости постоянной работы вне дома исключительное кормление грудью было затруднено, и последствием становилась высочайшая смертность, возмущавшая всех специалистов по детскому здоровью.
В некоторых местностях встречались такие традиции ухода за младенцами, которые приведут в ужас большинство современных матерей. В качестве примера: новорожденного ребенка укутывали в пеленки, клали в колыбель со специально прорезанным отверстием «для стока», вставляли ему в рот коровий рог с отрезанным концом, куда был набит смоченный сладкой водой ржаной хлеб, и уходили работать на весь день до вечера. При этом мыть «рожок» для новой порции «жевок» считалось совершенно необязательным. Подобные традиции создавали в дореволюционной России огромную младенческую смертность.
Долгое время изменение общего уклада жизни нижних слоев общества было невозможным, то к детской смертности относились фаталистически: «Суждено ребенку жить, так выживет, а нет, так и ничего не поделаешь». Отголоски этого фаталистического подхода существуют сегодня в очень распространенном убеждении «Если будет молоко, так буду кормить, а не повезет, так и ничего не поделаешь, судьба такая» - без каких-либо попыток приблизить кормление к нуждам ребенка, а не интересам матери. И вместе с тем оказывалось, что вне зависимости от местности и социального слоя чаще всего удавалось удачно выкормить здоровых детей в случае, если соблюдались определенные принципы. А именно: соблюдение элементарной гигиены, кормление по требованию, позднее начало прикорма, своевременное реагирование на сигналы ребенка и тому подобное. В 20-х годах одним из значительных изданий стала «Книга матери (Как вырастить здорового и крепкого ребенка и сохранить свое здоровье)», целью которой было «стать школой матерей для тысяч и тысяч женщин». Беременность и уход за ребенком рассматривались в ней как тоже своего рода работа, производительная деятельность на благо советского общества. Главной ее мыслью было то, что младенческая смертность преодолима при соблюдении простых правил - кормление грудью минимум до года, свободное пеленание, доступ свежего воздуха, чистота тела и окружения малыша. В популярной брошюре «Азбука матери» писалось: «Корми, пока ребенок не наестся: насосется и заснет, а заснул, тихонько отними от груди и положи в корзинку».
К сожалению, активное просвещение матерей не могло быстро изменить взгляды, складывавшиеся столетиями. Как же получилось, что принципы ухода за детьми в следующие десятилетия так сильно поменялись? Дело было в том, что детская смертность хоть и упала, но из-за того, что многие женщины не принимали новшеств в уходе за детьми, продолжала оставаться высокой: в конце 30-х годов 170 смертей детей до года на 1000 рождений. При этом человеческие потери новообразованного СССР были ужасны: сначала Первая мировая война, потом революция, гражданская война, голод, наконец, репрессии и так далее. Такие потери были просто непозволительны. Тогда началась медикализация таких естественных процессов, как беременность, роды и кормление грудью, жесткий, постоянный медицинский контроль. В предвоенное время появились рекомендации кормления ребенка строго по режиму, чтобы не оставить его голодным.
Вторая мировая война еще усугубила это положение. В 40-х годах и в последующее десятилетие женщины были основной рабочей силой: нужно было восстанавливать разоренную войной, лишенную мужчин страну. Медицинские советы изменились таким образом, чтобы через несколько недель после рождения ребенка женщина могла отдать его в ясли и выходить на работу. Окончательно утвердилось кормление по режиму – именно так удобнее было кормить детей сначала в роддомах, а затем в яслях.
Считалось, что ребенок ночью «должен спать», потому что работающая женщина будет слишком разбитой, вставая к ночным кормлениям – и женщине объясняли, что правильно просто игнорировать кричащего ребенка, ведь «желудок должен отдыхать». А после нескольких ночей, проведенных в безрезультатном плаче, малыш понимает, что звать маму бессмысленно. Параллельно женщин приучали сцеживать обе груди «досуха» после каждого кормления – это было необходимо для того, чтобы хоть как-то поддержать лактацию, поскольку шести кормлений в сутки, учитывая ночной перерыв, для этого недостаточно, и молоко слишком быстро «уходит».
В пятидесятые годы свою долю вносит широкое распространение искусственных смесей. Многие матери, вынужденные совмещать тяжелую работу с кормлением (отягощенным постоянными сцеживаниями и частыми маститами из-за невозможности кормить ребенка, когда грудь переполняется), появление смесей восприняли как большое облегчение.
Однако смеси были очень несовершенными по составу, в них не хватало многих необходимым детям питательных веществ, у воспитанных на смесях детей часто встречались авитаминозы, рахит, анемия. В связи с этим произошел сдвиг начала прикорма – в шесть месяцев у ребенка, если он кормился только смесью, были серьезные проблемы со здоровьем. Ему нужны были большие количества витаминов и минеральных веществ, которые он должен был получать в виде пюре. Но если давать такое количество неподготовленному ребенку, последствия были куда серьезнее, чем «простой» авитаминоз. Поэтому решено было с трех недель начинать «приучать» ребенка к неподходящей по возрасту пище, давая по капельке соки. В три месяца ребенок уже ел пюре, а в полгода считалось нормальным питаться пищей с семейного стола.
Но уже в 60-х годах время ввода прикорма постепенно стало отодвигаться, поскольку организм ребенка, вынужденный перерабатывать неадаптированную пищу, работал в экстремальных условиях. Часто это отражалось различными аллергиями, и совершенно обычными были отложенные во времени эффекты: желудочно-кишечные заболевания, гастриты, панкреатиты, которые проявлялись во время гормональной перестройки организма уже в подростковом возрасте. Матери списывали это на плохое питание подростка, а не на то, что когда-то кормили младенца неподходящей пищей. Это то наследство, которое оставили нам российские и советские традиции кормления грудью, и те установки, которые приходится преодолевать женщине, которая хочет спокойно и благополучно кормить грудью своего малыша.
Преимущества естественного вскармливания
Грудное вскармливание является не имеющим себе равных способом обеспечения идеальным питанием грудных детей для их полноценного роста, развития и оказывает уникальное биологическое и эмоциональное воздействие на здоровье матери и ребенка. Глубокая физиологическая и психологическая связь матери и ребенка, заложенная еще во внутриутробном периоде, продолжается и после рождения именно посредством кормления грудью. Все более значимым становится понимание значения кормления грудью для жизни младенца, для обеспечения максимально высоких стандартов здоровья, для эффективного развития психологических и познавательных навыков и для долгосрочного здоровья.
Грудное вскармливание является не только средством питания младенца, но и эссенциально необходимым элементом экологии детства. По мнению профессора И.М. Воронцова и профессора Е.М. Фатеевой, «грудное молочное вскармливание представляет собой одну из наиболее гениальных находок естественной эволюции жизни» и феномен питания материнским молоком является «золотым стандартом» биологии питания. Материнское молоко имеет неповторимый, индивидуальный состав, все ингредиенты грудного молока максимально близки составу тканей ребенка. Грудное молоко содержит легко усвояемые протеины, жиры и углеводы, незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины и микроэлементы. В процессе лактации состав грудного молока не остается постоянным. Грудное молоко отличается по составу у разных матерей и в разные сроки лактации. Изменения, происходящие в составе грудного молока на протяжении всей лактации, имеют функциональный характер и всегда отвечают требованиям младенца.
В грудном молоке содержится более 15 видов гормонов и биологически активных веществ, которые пока не синтезированы искусственно. Согласно последним научным данным, именно из-за этих составляющих грудное молоко способно контролировать обмен веществ ребенка. Оптимальное содержание нутриентов грудного молока и их хорошая усвояемость уменьшают вероятность развития у детей первых месяцев жизни алиментарно-зависимых заболеваний, таких как анемия, рахит, диатез, гипотрофия, паратрофия, а также функциональных нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта в виде срыгиваний, колик, запоров, дисбиотических нарушений и др. Помимо выгод пищевого характера, грудное молоко также дает детям целый ряд преимуществ, не связанных с питанием. К ним относятся защита от различных инфекций и хронических неинфекционных заболеваний. Среди детей, находившихся на грудном вскармливании меньше вероятность развития таких аллергических заболеваний, как пищевая аллергия, аллергический бронхит и бронхиальная астма. Современные данные свидетельствуют о том, что защитное действие грудного молока продолжается на протяжении ряда лет после прекращения лактации. С иммунологической точки зрения, это можно объяснить активной стимуляцией иммунной системы ребенка. Оптимальный состав женского молока формирует такие особенности жирового, углеводного, минерального и энергетического обмена, при которых обеспечиваются оптимальные условия для физического и интеллектуального развития ребенка, долголетие, социальная адаптация, снижается последующий риск развития атеросклероза, гипертонической болезни, ожирения, сахарного диабета, лейкоза и хронических заболеваний кишечника.
Грудное вскармливание является одной из самых важных составляющих материнского поведения. Посредством грудного вскармливания продолжается симбиотическое единство матери и ребенка, выражающееся в продолжение непрерывного физического и эмоционального контакта между матерью и младенцем, грудным вскармливанием и сохранением элементов внутриутробной жизни.
Кормление грудью создает все условия для более тесного контакта матери и ребенка, формирует самые близкие их связи, сохраняющиеся на долгие годы. Для молодой матери естественное вскармливание ребенка является наилучшим и единственным путем формирования материнского поведения и развития материнских чувств. Уровни материнской заботы и тревоги, степень отклика на возникающие у ребенка потребности, точность интуитивного поведения в ответ на его потребности, степень реакции на реальную или потенциальную угрозу, не насыщаемая потребность в общении с ребенком и радость от длительного общения – все это определяется не родами, а исключительно прикладыванием к материнской груди. Для полноценного общения матери и ребенка огромное значение имеет акт кормления грудью, при условии его достаточной длительности и отсутствия спешки. Ребенок должен сосать материнскую грудь, пока сам не удовлетворится процессом сосания. Отклик матери кормлением не только на голод, но также на беспокойство, тревогу создают для ребенка ту атмосферу любви и защищенности, без которых невозможно полноценное развитие его, как личности, развитие его интеллекта и психики. Естественно, что при такой степени связи матери и младенца в процессе грудного вскармливания формируется целый комплекс еще более сложных психофизиологических отношений - базы будущей социализации ребенка. Впоследствии зависимость ребенка от материнского молока будет уменьшаться, но сформированные в процессе их физического и эмоционального общения психофизиологические связи, а также отношения матери и ребенка останутся пожизненной основой внутрисемейных отношений, отношений между поколениями и, возможно, в обществе в целом. Таким образом, кормящую мать и вскармливаемого грудным молоком ребенка следует рассматривать как творческий дуэт с взаимодополняющей, сообщающейся иммунной системой и системой сбалансированных питательных ингредиентов, которые направлены на удовлетворение всех потребностей ребенка грудного возраста.
Женское молоко является оптимальным питанием для новорожденного и грудного ребенка по качественному и количественному составу основных нутриентов и микрокомпонентов, состав которых динамично приспосабливается к индивидуальным потребностям детей, изменяющимся в процессе роста ребенка.
Значение женского молока определяется так же широким комплексом биологически активных веществ, обеспечивающих полноценность всех процессов роста и дифференцировки органов и систем (гормоны, ростовые факторы, просто ферменты и другие).
К защитным факторам женского молока относятся иммуноглобулины и связанные с ними антитела, клеточные лимфоидные элементы, неспецифические факторы противоинфекционной защиты (лактоферрин, лизоцим, интерферон, ингибиторы трипсина, ингибиторы вирусов и др.) Особенно высокое содержание этих факторов отмечается в молозивный период лактации.
Ребенок получает с молоком матери пассивный иммунитет. Этим объясняется, что заболеваемость и смертность новорожденных, находящихся на грудном вскармливании, значительно меньше, чем искусственников, хотя при переходе во внеутробное существование происходит активное заселение кожи, слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения вирусной и бактериологической флоры.
Грудное молоко не только оказывает антиинфекционные и антиаллергические действия, но и стимулирует развитие собственной иммунной системы ребенка; оно содержит много противовоспалительных компонентов. Таким образом, материнское молоко защищает организм новорожденного от раннего инфицирования и чрезмерного антигенного раздражения в период адаптации к условиям внешней среды.
С этой точки зрения первое прикладывание новорожденного к материнской груди должно происходить в наиболее ранние сроки рождения.
Для успешного грудного вскармливания очень важно эмоциональное состояние матери. Процесс кормления грудного ребенка требует сосредоточенности, успокоенности. Окружающие, медицинские работники, члены семьи должны помочь избегать стрессовых ситуаций и различных затруднений. Общение матери с ребенком во время кормления грудью закладывает основы взаимопонимания между ними; мать учится наблюдать и понимать ребенка, выявлять его проблемы и потребности.
Значение грудного вскармливания для новорожденного ребенка:
1. Обеспечивает основными нутриентами и микрокомпонентами, наиболее соответствующими по количественному и качественному составу потребностям новорожденного в условиях перехода к внеутробному питанию.
2. Биологическая ценность для роста и развития организма новорожденного; иммунологическая защита от инфекционной патологии; паразитарной инвазии.
3. Естественное вскармливание оказывает профилактическое действие по отношению к развитию таких заболеваний, как атеросклероз, сахарный диабет, лейкозы, хронических заболеваний органов пищеварения; имеет антиаллергический эффект; защищает от атонических реакций и заболеваний.
4. Облегчает адаптацию к новым окружающим условиям путем заселения кожи и желудочно-кишечного тракта микроорганизмами матери.
5. Под воздействием акта сосания груди формирование и становление зубочелюстного аппарата, мозгового черепа, аппарата звуковоспроизведения. Дети находящиеся на грудном вскармливание реже имеют ортодонтические дефекты, у них более успешно происходит становление речевой функции.
6. Известны исследования о большой частоте заболеваний среднего уха у детей, находившихся на искусственном вскармливании, как на первом году жизни так и в последующие годы.
7. Эмоциональная ценность грудного вскармливания исходит из установления прочих психоэмоциональных связей в процессе кормления грудью, которые в последующем являются чрезвычайно благоприятной основой для полноценного развития интеллекта и психики ребенка.
Кормление ребенка грудью имеет определенное влияние на взаимоотношения, которые в дальнейшем складываются между ребенком и матерью, а так же на будущее поведение ребенка; лучшее эмоциональное, психомоторное развитие, большую коммуникабельность.
Значение кормления грудью для матери:
1.Ранее прикладывание новорожденного к груди в первые 30 мин. после рождения, включая неограниченное сосание, способствует началу и становлению лактации. Количество вырабатываемого молока определяется и соответствует исключительно потребностям ребенка; каждое прикладывание к груди стимулирует секрецию молока, которая прекращается по мере наполнения груди.
2.В период окситоциновой фазы секреции молока индуцируются сокращения матки, которые могут быть очень болезненными в первые несколько дней после родов; окситоцин способствует остановке кровотечений после родов; содействует более полной и быстрой инволюции матки.
3.Грудное вскармливание снижает риск злокачественных новообразований молочных желез и яичников.
4.Частое прикладывание к груди в первые 6 месяцев после родов может препятствовать возникновению новой беременности.
5.Помогает восстановить хорошую физическую форму после родов.
Помимо медико-биологических преимуществ грудного вскармливания, связанных с улучшением здоровья, более гармоничным развитием детей и улучшением репродуктивного здоровья женщин, немаловажен и экономический аспект грудного вскармливания для семьи и общества.
Значительные средства, людские и природные ресурсы могут быть сэкономлены с увеличением числа детей на естественном вскармливании. В масштабах государства экономия средств может выражаться в сокращении производства или закупок заменителей грудного молока, а также в уменьшении затрат, связанных с лечением детей в условиях детских стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений. Для семьи – это значительная экономия денежных средств на приобретение смесей, воды, бутылочек и сосок, оплату электроэнергии. Следует сказать, что естественное вскармливание младенца его биологической матерью не потеряло своей актуальности и в наше время, с точки зрения, его медико-биологической и социальной значимости для семьи и общества. Российские педиатры проф. И.М. Воронцов и проф. Е.М. Фатеева так оценивают актуальность грудного вскармливания в условиях современной индустрии искусственного питания: «В наши дни искусственное вскармливание уже не представляется обязательной и неизбежной жизненной драмой и реальным ухудшением качества жизни, но вскармливание грудью дает каждому человеку ряд весомых новых или дополнительных возможностей на достижение таланта и обретение счастья. Поэтому поддержка грудного вскармливания – важнейшая часть и мировоззрения, и практики каждого врача».
Затруднения при кормлении грудью – мифы и реальность
Одним из принципов успешного грудного вскармливания, декларируемых Всемирной организацией здравоохранения, является прикладывание обнаженного новорожденного к груди матери через 30 минут после рождения в родильном зале. Но существует ряд затруднений и противопоказаний к раннему прикладыванию к груди со стороны матери и ребенка.
Противопоказания к раннему прикладыванию ребенка к груди со стороны матери.
• эклампсия;
•сильные кровотечения во время родов и в послеродовом периоде;
• открытая форма туберкулеза;
• состояние выраженной декомпенсации при хронических заболеваниях сердца, легких, почек, печени, гипертиреозе;
• острые психические заболевания;
• особо опасные инфекции (тиф, холера);
• герпетические высыпания на соске молочной железы (но только до их полного долечивания);
• вирусный гепатит А; инфицирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфицирование).
Затруднения при вскармливании ребенка со стороны матери:
- Неправильная форма сосков.
- Трещины соска.
- Первичный лактостаз.
- Вторичный лактостаз.
- Мастит.
- Галакторея.
- Кесарево сечение.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди матери со стороны ребенка:
•оценка состояния новорожденного по шкале Aпгар ниже 7 баллов при тяжелой асфиксии новорожденного, родовой травме, судорогах, синдроме дыхательных расстройств;
• глубокая недоношенность;
•тяжелые пороки развития (ЖКТ, челюстно-лицевого аппарата, сердца);
•наследственные энзимопатии (галактоземия, болезнь кленового сиропа), при фенилкетонурии объем грудного молока в сочетании с лечебными продуктами устанавливают индивидуально.
3aтруднения при вскармливании со стороны ребенка:
- Не заращение губы и твердого неба;
- Прогнатизм — состояние неправильного прикуса, когда нижняя челюсть или мала или, наоборот, слишком велика.
- Молочница — грибковое заболевание полости рта, приводящее к временным затруднениям при кормлении.
С точки зрения многих женщин существуют недостатки кормления грудью, которые могут стать помехой к естественному вскармливанию. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них.
В отличие от преимуществ, почти все минусы грудного вскармливания связаны с дискомфортом для женщины, а не для ребенка. Поэтому если женщина беспокоится о своем комфорте — взвешивать решение еще можно, если же думать о благополучии малыша, чаша весов однозначно склонится в сторону грудного вскармливания.
Итак, прежде всего разберем недостаток, которому незаслуженно женщины придают самое большое значение — потерю после кормления формы груди. Довольно сомнительный минус, так как, во-первых, никаких официальных подтверждений по этому поводу нет (все зависит от индивидуальных особенностей груди каждой женщины), а во-вторых, любое изменение формы груди успешно поддается коррекции путем ношения белья или упражнений в спортивном зале.
Витамины и минералы
Также существенной помехой во время лактации считается недостаток в организме мамы витаминов и микроэлементов, что проявляется в выпадении волос, ломкости ногтей и зубов, болями в суставах. Природа так устроила женщину, что в организме во время лактации действует правило «сначала ребенку, потом матери».
Эта проблема легко устраняется заведомым и одновременным приемом специальных витаминно-минеральных комплексов, насыщенных кальцием, фосфором, витаминами группы В. Также важную роль играет полноценное и разнообразное питание молодой мамы.
Ограничения в образе жизни
Существенной проблемой для многих женщин является отказ от многих привычек и образа жизни, которые могут навредить ребенку, в частности: употребление алкоголя, курение, питание без ограничений. Здесь уже надо выбирать, что важнее — свои привычки или благополучие малыша.
Не менее важным является фактор совместного пребывания. При кормлении грудью мама не сможет надолго отлучаться от ребенка (работать, учиться и так далее), так как перерывы в кормлениях для сохранения лактации не должны превышать 2-3 часов. Для многих женщин такая связка «по рукам и ногам» критична, и они переходят на искусственное вскармливание.
Чтобы решить такую проблему, молодой маме следует обратиться за помощью к родственникам, которые сидят дома с ребенком. Они могут привозить малыша к маме на работу, или же они могут кормить ребенка дома сцеженным грудным молоком.
СОВЕТ: сцеженное грудное молоко не теряет свои свойства и не портится при комнатной температуре до 6 часов. В связи с этим лучше лишний раз не замораживать молоко, что бы при разогреве оно не теряло некоторые свои полезные свойства.
Многие молодые мамочки, наслушавшись советов «бывалых» подруг, отказываются от грудного вскармливания только по причине боязни не справиться со строгим режимом кормления (каждые 3 часа, включая ночной время).
Однако подобный график — не что иное, как миф, ведь большинство специалистов едины во мнении: ребенка следует прикладывать груди по требованию. Это не просто облегчит жизнь самой женщины, но и сделает ее ребенка гораздо спокойнее, потому что малыш всегда будет чувствовать, что его мама рядом.
ВАЖНО: маме не следует бояться перекормить ребенка грудным молоком, поскольку если малыш не голоден, то и есть он не будет.
Если во время кормления грудью мама заболеет, возникает ощутимый дискомфорт с выбором препаратов для лечения, так как большинство лекарственных средств во время лактации запрещено. Сюда относятся также разные симптоматические препараты для снятия головной боли, коррекции артериального давления и тому подобное. Кормящим мамам приходится довольствоваться травами и средствами народной медицины.
Трещины сосков и строгая гигиена
Зачастую во время сосания груди ребенок травмирует соски матери. Это чревато образованием трещин, ран и другими проблемами, связанными с неприятными ощущениями. Правда, следует отметить, что сейчас есть много хороших кремов и мазей для борьбы с этими проблемами. К тому же, сосок может со временем огрубеть и потерять чувствительность, что в дальнейшем снизит качество интимных отношений. Однако это процесс временный и подлежащий быстрой коррекции.
При интенсивной лактации также возможны проблемы с протеканием молока через белье в людных местах. Проблема решается путем правильной гигиены, использованием специальных накладок и белья.
Подводя итог, можно сказать, что почти все минусы от кормления грудью в современном обществе легко нивелируются, и почти все они временные. Поэтому следует хорошенько подумать, стоит ли отказываться от такого полезного для ребенка процесса, или позволить себе насладиться материнством в полной мере.
Просмотр учебного видеофильма.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы: грудное вскармливание издавна считалось лучшим вариантом питания детей в возрасте от 0 до 2 лет. Со временем развития медицины были созданы специальные организации, занимающиеся разработкой и исследованием питания младенцев. Этими же организациями были выведены 10 основных принципов успешного вскармливания детей, которые актуальны и в наше время.
Грудное вскармливание имеет большое значение в развитии ребенка и восстановлении материнского организма в послеродовом периоде. Содержание особых веществ, минералов и ферментов оказывает благоприятное воздействие на иммунную, сердечно-сосудистую, нервную, пищеварительную, дыхательную, опорно-двигательную и мышечную системы ребенка. Для матери данный вид вскармливания оказывает профилактическое влияние и обеспечивает психоэмоциональный покой.
Любая адаптированная смесь или молоко животного происхождения «проигрывает» женскому грудному молоку по всем параметрам - содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов, ферментов для роста и развития ребенка. Так же наличие в грудном молоке иммунных ферментов обеспечивает ребенку иммунитет к воздействию внешней среды, обеспечивает более комфортную адаптацию к внеутробной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абольян Л.В., Самусенко И.Ю. Роль учреждений родовспоможения и детства в обеспечении детей грудным вскармливанием // Материалы 5 Конгресса педиатров России «Здоровый ребенок». - М., 2009.
2.Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка. - СПб.: ИКФ «Фолиант», 2008.
3.Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Современная концепция естественного вскармливания // Вопросы воспитания. 2009. - №6.
4.Воронцов И.М., Фатеева Е.М., Хазенсон Л.Б. Естественное вскармливание. - СПб.: Наука, 2013.
5.Глобальные критерии инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ за больницы, доброжелательные к ребенку. ВОЗ и ЮНИСЕФ, 2012.
6.Зелинская Д.И., Ладодо К.С. Организация работы по пропаганде, поощрению и поддержке грудного вскармливания в России // Материалы 5 Конгресса педиатров России «Здоровый ребенок». - М., 2009.
7.Казакова Л.M. К вопросу о вскармливании грудных детей // Педиатрия. -2012. №1.
8.Кильдьярова Р.Р. Питание здорового ребенка. // М.: ГЭОТАР-Мелиа. 2011.
Интернет-ресурсы:
1.http://www.feldsher.ru/
2.http://www.03-ektb.ru/
3.https://ru.wikipedia.org/wiki/
4.http://www.e-motherhood.ru/sostav-detskoj-smesi/
5. http://gvinfo.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные проблемы внутрибольничного инфицирования
Статья о современных проблемах внутрибольничного инфицирования...
«Современные проблемы и перспективы развития личного страхования в России»
Презентация для конкурса "Творчество молодых"...
Современные проблемы воспитания в профессиональном образовательном пространстве России
Молодёжь - будущее страны и поэтому как мы её воспитаем, будет зависеть наша жизнь......
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И ЕГО ВЛИЯНИЕ
Влияние экономики на курс рубля к другим валюам, и как следствие на доходы граждан страны....
Современные проблемы физического воспитания студентов.
Л.И.Мальцева, преподавательГБПОУКК БАТТ, село.Белая Глина, Краснодарский край Современные проблемы физического воспитания студентов. Физическое воспитание - эт...
лекция 3 - Анатомо-физиологические особенности новорожденного и грудного ребенка
лекция 3 - Анатомо-физиологические особенности новорожденного и грудного ребенка...