Олимпиада.Ботаника, Химия
олимпиадные задания по теме
Одной из форм внеаудиторной работы со студентами, которая позволяет выявить наиболее одаренных и заинтересованных обучающихся является проведение олимпиад по дисциплинам. Участие в олимпиаде способствует развитию творческого потенциала и повышению самооценки студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_himiya.doc | 99.5 КБ |
olimpiada_botanika.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения олимпиады
по учебной дисциплине
Химия
Для специальности:
060301 – Фармация
Москва
2013-2014 учебный год
«РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО»
Цикловой методической
комиссией общепрофессиональных дисциплин
Протокол № от . . 2013 года
Председатель
цикловой методической комиссии Л.Н. Керницкая
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
по научно-методической работе
ГБОУ СПО «Фармацевтический
колледж Департамента
здравоохранения города Москвы» Т.И. Барабанова
Составитель: | преподаватель химии ГБОУ СПО «Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы» М.Е. Майорова _____________________ |
Рецензент: | Председатель цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы» Л.Н. Керницкая___________________________ |
Пояснительная записка
Проведение олимпиады по дисциплине Химия целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов I курса, в два тура.
Первый тур– отборочный – проводится среди студентов всех групп.
Цели и задачи первого тура:
- выявление студентов, проявляющих повышенный интерес к дисциплине;
- формирование общих компетенций, включающих в себя способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы решения задач; оценивать их эффективность и качество.
Задания первого тура включают теоретические вопросы, позволяющие студентам продемонстрировать результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования базового уровня подготовки.
Второй тур – конкурсный – проводится среди студентов, занявших I-III места в первом туре.
Цели и задачи второго тура:
- определить победителей олимпиады, занявших соответственно I-III места;
- формирование общих компетенций, включающих в себя способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять использование информации, необходимой для эффективного решения задач; осуществлять личностное развитие.
Задания первого тура включают теоретические вопросы, позволяющие студентам продемонстрировать результаты освоения основной образовательной программы ФКДЗМ, а так же задания, включающие стандартные задачи повышенной сложности и имеющие практическую направленность.
При подготовке заданий следует исходить из того, что они должны быть не только более сложными, чем выполняемые в рамках аудиторных занятий, но и интересными, поучительными и творческими. Кроме того, следует учитывать специфику будущей профессиональной деятельности медицинских работников специальности Фармация.
Требования к заданиям:
- Уровень трудности заданий должен быть разным.
- Задания должны иметь практическую направленность.
- Стиль изложения заданий должен содержать элемент занимательности, это делает их запоминающимися и привлекает внимание студентов.
Цели олимпиады
- Выявить талантливых студентов, способствовать развитию их творческого потенциала.
- Выяснить, соответствуют ли знания студентов по химии требованиям, предъявляемым государственным образовательным стандартом.
- Определить, выработаны ли навыки самостоятельной работы у студентов, а также узнать, есть ли у них стремление к получению новых знаний самостоятельно.
- Расширить кругозор и углубить знания по химии и смежным дисциплинам.
Учет возрастных и психологических особенностей студентов при подготовке и проведению олимпиады по химии
Скорость мыслительных процессов у студентов неодинаковы. Одни могут сконцентрироваться и быстро соображать в экстремальных условиях лимита времени, другие – ориентированы на процесс обдумывания и стрессовая ситуация может ввести их в ступор.
Особенности физического и психического развития студентов - подростков связаны с переживаниями «кризиса подросткового возраста», основными требованиями которого является потребность в самовыражении и признании. Подростки особенно чувствительны к внешней оценке. Самооценка в этот период неадекватна, а критерии самооценки ещё не сформированы. Подростки ориентируются на то, как воспринимают их взрослые, и сами начинают так же относиться к себе. В этот момент особое значение имеет отношение преподавателя к студенту, его тактичность и умение при разборе ошибок показать не то, где студент ошибся, а то, как можно правильно решить задачу.
В этом возрасте важными также являются взаимодействие и общение студентов со взрослыми и сверстниками. В свете этого важно активно привлекать студентов к подготовке олимпиады, стимулировать обсуждение заданий.
Подростки стремятся к успеху, признанию. Им важно помочь добиться успеха, показав путь приобретения новых знаний, навыков. Успех при участии в олимпиаде способствует развитию потенциала студентов, укрепляет его самосознание. Задача преподавателя в этой ситуации – показать, что олимпиада – это возможность самоутвердиться и самовыразиться.
У студентов значительно возрастает интерес к участию в олимпиаде, если они знают, что об их успехе узнает как можно большее количество людей. Поэтому итоги олимпиады надо красочно оформить и вывесить на стенде для всеобщего обозрения. Так же необходимо участие администрации в оценке подготовки, проведения и итогов олимпиады и поощрении лучших студентов.
Задания первого (отборочного) тура
1. Назовите вещества:
1) Na2SO4;
2) H3РO4;
3) Cu(OH)2.
2. Составьте формулы веществ:
1) азотистая кислота;
2) карбонат калия;
3) хлорид алюминия.
3. Неметалл, являющийся самым сильным окислителем – это:
1) фтор;
2) сера;
3) азот;
4) хлор.
4. Элемент, наиболее распространенный во Вселенной – это:
1) калий;
2) кислород;
3) натрий;
4) водород.
5. Металл, обладающий бактерицидным свойством – это :
1) серебро;
2) медь;
3) золото;
4) цинк.
6. Недостаток этого элемента в организме привод к кариесу:
1) кальций;
2) фтор;
3) хлор;
4) йод.
7. Соединением этого химического элемента был отравлен Наполеон:
1) мышьяк;
2) сурьма;
3) висмут;
4) железо.
8. Морская капуста богата химическим элементом:
1) хлором;
2) бромом;
3) йодом;
4) кальцием.
9. Металл, участвующий в дыхательных процессах – это:
1) медь;
2) серебро;
3) золото;
4) железо.
10. По первым буквам названий данных веществ составьте крылатую фразу:
Au, NH4NO3, NH3, Na, Ir, Eu, Na2CO3, In, Li, N2.
11. Отгадайте вещество по его описанию.
Это вещество вы постоянно видите на занятиях. Им нередко пользуются в своих играх дети. По химическому составу оно находится в родстве с мрамором и известняком.
12. Выберите правильный ответ.
В банку с керосином бросили кусок металлического калия. Что произойдет?
1. « Калий –очень активный металл. Попав в керосин, он воспламенится. Будет пожар!»
2. « Калий самовоспламеняется на воздухе. Поэтому до банки его не донесут, он весь сгорит».
3. « Металл упадет на дно и останется лежать там неизмененным».
Правильный ответ:
а) 1; в) 3;
б) 2; г) нет правильного ответа.
Эталоны правильных ответов на вопросы первого (отборочного) тура
1. Назовите вещества:
1) сульфат натрия
2) ортофосфорная кислота
3) гидроксид меди (II)
2. Составьте формулы веществ:
1) HNO2
2) K2CO3
3) AlCl3
3. Неметалл, являющийся самым сильным окислителем – это:
1) Фтор
4. Элемент, наиболее распространенный во Вселенной – это:
4) Водород
5. Металл, обладающий бактерицидным свойством – это :
1) Серебро
6. Недостаток этого элемента в организме привод к кариесу:
2) Фтор
7. Соединением этого химического элемента был отравлен Наполеон:
1) Мышьяк
8. Морская капуста богата химическим элементом:
3) Йодом
9. Металл, участвующий в дыхательных процессах – это:
4) Железо
10. По первым буквам названий данных веществ составьте крылатую фразу:
Au, NH4NO3, NH3, Na, Ir, Eu, Na2CO3, In, Li, N2
Знание – сила
11. Отгадайте вещество по его описанию.
Мел
12. Выберите правильный ответ.
В банку с керосином бросили кусок металлического калия. Что произойдет?
3. « Металл упадет на дно и останется лежать там неизмененным».
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл
(максимальное количество баллов – 16)
№ вопроса | Эталон правильного ответа | Количество баллов за правильный ответ |
1 | 1) сульфат натрия 2) ортофосфорная кислота 3) гидроксид меди (II) | 1 1 1 |
2 | 1) HNO2 2) K2CO3 3) AlCl3 | 1 1 1 |
3 | 1 Фтор | 1 |
4 | 4 Водород | 1 |
5 | 1 Серебро | 1 |
6 | 2 Фтор | 1 |
7 | 1 Мышьяк | 1 |
8 | 3 Йодом | 1 |
9 | 4 Железо | 1 |
10 | Знание – сила | 1 |
11 | Мел | 1 |
12 | 3 « Металл упадет на дно и останется лежать там неизмененным» | 1 |
Задания второго (конкурсного) тура
Задача № 1.
Имеется 300 г раствора хлорида натрия с массовой долей соли 0,9%.
- Как называется этот раствор? Для чего он используется в медицине?
За правильный ответ – 1 балл
- Рассчитайте массовую долю (в %) соли в полученном растворе, если к исходному раствору добавить:
А) 30 г соли
За правильный ответ – 2 балла
Б) 150 г воды
За правильный ответ – 2 балла
Задача № 2.
Юный химик Арсений исследовал содержание трех колб. Ему было известно, что в каждой из них находится водный раствор одного из следующих веществ: хлорид бария, карбонат натрия, хлорид железа (III). В каждую из колб Арсений прилил водный раствор серной кислоты. Он наблюдал следующие явления:
В первой колбе – бурное выделение газа, не имеющего запаха.
Во второй колбе – образование белого осадка.
В третьей колбе ничего заслуживающего внимания Арсения не происходило.
Вопрос 1. Какие вещества находятся соответственно в первой, второй и третьей коблах?
Напишите уравнения произошедших реакций.
За правильный ответ – 3 балла
Вопрос 2. Какова молярная масса вещества, растворённого в первой колбе, с точностью до целых?
За правильный ответ – 1 балл
Вопрос 3. Какова относительная атомная масса металла (с точностью до целых) входящего в состав вещества, растворенного во второй колбе?
За правильный ответ – 1 балл
Вопрос 4. Какова массовая доля неметалла, входящего в состав растворенного в третьей колбе вещества?
За правильный ответ – 1 балл
Задача № 3.
Даны правые части уравнений реакций с коэффициентами:
1. = Na3PO4 + 3 H20 + 3 CO2
2. = Na3AlO3 + 3 H20
Известно, что в левой части каждого из уравнений подразумевается по два вступающих в реакцию вещества.
Выполните задания:
- Определите, какие вещества реагировали в 1 и 2 случае.
За правильный ответ – 2 балла
- Сумма коэффициентов в левой части 1 уравнения (исходные вещества) равна:
А) 3 Б) 4 В) 7 Г) 5
За правильный ответ – 2 балла
Задача № 4.
Прочитай следующие утверждения:
1. Массовая доля серы в продукте реакции сульфита натрия с соляной кислотой возрастает по сравнению с массовой долей серы в исходном серосодержащем соединении.
2. Хлорид натрия состоит из молекул, которые содержат атомы натрия и хлора в соотношении 1:1.
3. Молекула простого вещества сероводорода трёхатомная.
4. Молекула сложного вещества озона образуется из молекул кислорода по схеме:
3 О2 = 2 О3
5. Молекула азотной кислоты построена из трёх элементов и 5 атомов.
6. Натрий является типичным металлом и может реагировать с водным раствором гидроксида калия.
7. Нитрат бария – соль образованная сильной азотной кислотой и сильным основанием (гидроксид бария). Эта соль может реагировать и с водным раствором фосфорной кислоты и с водным раствором сульфата натрия.
Выпишите в ряд номера правильных ответов и сложите их, как простые числа. Варианты ответов:
А) 16 Б) 15 В) 19 Г) 25
За правильный ответ – 8 баллов
Задача № 5
Выберите правильный ответ:
1. Из следующего перечня найдите свойство, характеризующее
атомы элемента, которое не изменяется периодически:
а) степень окисления,
б) атомный радиус;
в) заряд ядра;
г) окислительно-восстановительные свойства.
2. Атомы галогенов способны:
а) только присоединять электроны;
б) только отдавать электроны;
в) присоединять и отдавать электроны.
3. Какой тип химических реакций не характерен для оснований:
а) реакции разложения;
б) реакции замещения;
в) реакции обмена;
4. Воздух пропускают через сточные воды для;
а) обогащения воды кислородом;
б) уничтожения бактерий;
в) окисления органических примесей.
5. При взаимодействии кислот с металлами, основными и
амфотерными оксидами всегда образуется:
а) вода;
б) водород или другие газы;
в) соль.
6. Какой из следующих процессов приводит к связыванию кислорода:
а) фотохимическое разложение воды в высших слоях атмосферы;
б) гниение растений;
в) фотосинтез зеленых растений.
7. Отстаивание применяют для разделения смесей веществ с водой в тех случаях, когда
нерастворимые в воде вещества отличаются от нее по:
а) температуре кипения;
б) плотности;
в) массовой доле в смеси.
8. Фильтрованием можно разделить смеси, которые состоят из:
а) нерастворимых одна в другой жидкостей;
б) жидкости и нерастворимого в ней твердого вещества;
в) жидкости и растворимого в ней твердого вещества.
9. При обработке серебряного кольца массой 108 г разбавленной соляной кислотой
водород:
а) выделится в объеме 5,6л;
б) выделится в объеме 11,2 л;
в) выделится в объеме 22,4 л;
г) вообще не выделится.
10. Латунь в природе встречается в виде:
а) оксидов;
б) карбонатов;
в) самородном;
г) вообще не встречается.
За каждый правильный ответ - 1 балл, итого - 10 баллов.
Эталоны правильных ответов на задания второго (конкурсного) тура
Задача № 1
1. Физиологический раствор. Необходим для физиологической деятельности тканей организма. (1 балл)
2. А) Правильный ответ – 9,9% (2 балла)
Б) Правильный ответ – 0,6% (2 балла)
Задача № 2
Вопрос 1.
Первая колба – Na2CO3(карбонат натрия)
Вторая колба – BaCl2 (хлорид бария)
Третья колба – FeCl3 (хлорид железа III)
Na2CO3 +H2SO4 = Na2SO4 + CO2↑ + H2O
BaCl2 +H2SO4 = BaSO4↓ + HCl
FeCl3 +H2SO4 = нет реакции
Вопрос 2.
Правильный ответ – 106 г/моль
Вопрос 3.
Правильный ответ – 137,3
Вопрос 4.
Правильный ответ – 65,5%
Задача № 3
1. 3 NaHCO3 + Н3 PO4 = Na3PO4 + 3 H20 + 3 CO2
2. 3 NaOH + Al(OH)3 = Na3AlO3 + 3 H20
Вещества реагировали в 1-ом случае:
Правильный ответ – NaHCO3 + Н3 PO4
Вещества реагировали в 2-ом случае:
Правильный ответ – NaOH + Al(OH)3
Сумма коэффициентов в левой части 1 уравнения (исходные вещества) равна:
Правильный ответ – Б) 4
Задача № 4
А) 16 Б) 15 В) 19 Г) 25
Правильный ответ – Б
Задача № 5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
в | в | б | в | в | б | б | б | г | г |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения олимпиады
по учебной дисциплине
Ботаника
Для специальности:
060301 – Фармация
Москва
2013-2014 учебный год
«РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО»
Цикловой методической
комиссией
Протокол № от . . 2013 года
Председатель
цикловой методической комиссии Л.Н. Керницкая
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
по научно-методической работе
ГБОУ СПО «Фармацевтический
колледж Департамента
здравоохранения города Москвы» Т.И. Барабанова
Составитель: | преподаватель ботаники ГБОУ СПО «Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы» М.Е. Майорова _____________________ |
Рецензент: | Председатель цикловой методической комиссии, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы» Л.Н. Керницкая___________________________ |
Пояснительная записка
Проведение олимпиады по дисциплине Ботаника целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов I I курса, в два тура.
Первый тур– отборочный – проводится среди студентов всех групп.
Цели и задачи первого тура:
- выявление студентов, проявляющих повышенный интерес к дисциплине;
- формирование общих компетенций, включающих в себя способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы решения задач; оценивать их эффективность и качество.
Задания первого тура включают теоретические вопросы, позволяющие студентам продемонстрировать результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования базового уровня подготовки.
Второй тур – конкурсный – проводится среди студентов, занявших I-III места в первом туре.
Цели и задачи второго тура:
- определить победителей олимпиады, занявших соответственно I-III места;
- формирование общих компетенций, включающих в себя способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять использование информации, необходимой для эффективного решения задач; осуществлять личностное развитие.
Задания первого тура включают теоретические вопросы, позволяющие студентам продемонстрировать результаты освоения основной образовательной программы ФКДЗМ, а так же задания, включающие стандартные задачи повышенной сложности и имеющие практическую направленность.
При подготовке заданий следует исходить из того, что они должны быть не только более сложными, чем выполняемые в рамках аудиторных занятий, но и интересными, поучительными и творческими. Кроме того, следует учитывать специфику будущей профессиональной деятельности медицинских работников специальности Фармация.
Требования к заданиям:
- уровень трудности заданий должен быть разным;
- задания должны иметь практическую направленность;
- стиль изложения заданий должен содержать элемент занимательности, это делает их запоминающимися и привлекает внимание студентов.
Цели олимпиады
- Выявить талантливых студентов, способствовать развитию их творческого потенциала.
- Определить, выработаны ли навыки самостоятельной работы у студентов, а также узнать, есть ли у них стремление к получению новых знаний самостоятельно.
- Расширить кругозор и углубить знания по Ботанике и смежным дисциплинам.
Учет возрастных и психологических особенностей студентов при подготовке и проведению олимпиады по Ботанике
Скорость мыслительных процессов у студентов неодинаковы. Одни могут сконцентрироваться и быстро соображать в экстремальных условиях лимита времени, другие – ориентированы на процесс обдумывания и стрессовая ситуация может ввести их в ступор.
Особенности физического и психического развития студентов - подростков связаны с переживаниями «кризиса подросткового возраста», основными требованиями которого является потребность в самовыражении и признании. Подростки особенно чувствительны к внешней оценке. Самооценка в этот период неадекватна, а критерии самооценки ещё не сформированы. Подростки ориентируются на то, как воспринимают их взрослые, и сами начинают так же относиться к себе. В этот момент особое значение имеет отношение преподавателя к студенту, его тактичность и умение при разборе ошибок показать не то, где студент ошибся, а то, как можно правильно решить задачу.
В этом возрасте важными также являются взаимодействие и общение студентов со взрослыми и сверстниками. В свете этого важно активно привлекать студентов к подготовке олимпиады, стимулировать обсуждение заданий.
Подростки стремятся к успеху, признанию. Им важно помочь добиться успеха, показав путь приобретения новых знаний, навыков. Успех при участии в олимпиаде способствует развитию потенциала студентов, укрепляет его самосознание. Задача преподавателя в этой ситуации – показать, что олимпиада – это возможность самоутвердиться и самовыразиться.
У студентов значительно возрастает интерес к участию в олимпиаде, если они знают, что об их успехе узнает как можно большее количество людей. Поэтому итоги олимпиады надо красочно оформить и вывесить на стенде для всеобщего обозрения. Так же необходимо участие администрации в оценке подготовки, проведения и итогов олимпиады и поощрении лучших студентов.
Задание I. Ответьте на вопросы:
- Многие дачники обычно поливают свои сады огороды ранним утром или перед закатом Солнца –
считается, что растения нельзя поливать днем, когда на них падают прямые солнечные лучи. На
чем основано это мнение?
- Оказывается, температура огурца в жару на 1-2°С ниже температуры воздуха. Как огурцу
удается не перегреться?
3. Каждую осень мы наблюдаем удивительное явление в жизни природы: наступает листопад.
Зачем деревья и кустарники сбрасывают листья? Что произойдет с ними зимой, если листья
останутся на ветках? Как вы считаете, деревья какой географической зоны сбрасывают листья не
зимой, в середине лета?
4. Подземные органы картофеля и топинамбура под действием света зеленеют, а подземные
органы георгин нет. Как вы считаете, почему?
5. Цветки растений имеют различную окраску, но, замечено, что растения, цветущие вечером и
ночью чаще всего имеют венчик белого и желтого цвета; что весной зацветают растения с
фиолетовыми и синими цветками, а летом – с белыми и желтыми. Как вы считаете, почему?
6. Вкус ягод зависит от погоды и от времени их сбора. Когда ягоды слаще?
7. Безветренная погода во время цветения ржи может стать причиной снижения урожайности. Как
вы считаете, почему?
Задание II. Соотнесите тезисы А-Н с понятиями из перечня 1-13
Тезис | Понятия |
А – вода, свет, температура, ветер, минеральные вещества; Б – поступление веществ в растение из внешней среды и переход веществ из растения во внешнюю среду; В – группа клеток, имеющих сходное строение, одинаковое происхождение и выполняющих одинаковые функции; Г – питание, дыхание, рост и размножение; Д – клетка, образующаяся при слиянии двух гамет; Е – определенные, сравнительно постоянные, совместно произрастающие группы растений; Ж – процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа живыми клетками растений; З – совокупность видов растений, обитающих на определенной большой территории; И – деятельность всех живых организмов; К – места обитания растений с определенной совокупностью условий; Л – совокупность растительных сообществ, существующих на определённой территории; М – процесс образования органических веществ из неорганических зелеными растениями на свету; Н – ткань, клетки которой непрерывно делятся. |
|
За каждый правильный ответ на вопросы 1-7 задания I начисляется 2 балла, за каждый правильный выбор задания II начисляется 1 балл.
Максимальное количество баллов – 27
Эталоны ответов
- Капельки воды, оставшиеся на листьях растений после полива, собирают солнечные лучи, подобно маленьким линзам. Вследствие этого растение может получить ожоги.
- Огурец на 98% состоит из воды, которая в жару активно испаряется и охлаждает его.
- На листьях есть устьица, через которые происходит испарение воды. Листья опадают, чтобы защитить деревья и кустарники от потери воды. Если бы листья остались зимой, то растения погибли бы от обезвоживания, т.к. испарение происходит и на морозе, а всасывание воды прекращается. Кроме того, ветки зимой могли бы обломиться под тяжестью снега. Деревья тропического леса, т.к. середина лета в тропиках – засушливый сезон. Это так же сокращает испарение воды и спасает деревья от обезвоживания.
- Способность зеленеть на свету зависит от происхождения подземных органов. Зеленеть на свету могут подземные органы картофеля и топинамбура (видоизмененные побеги), а видоизмененные корни (корнеклубни) у георгин не могут.)
- Белая и желтая окраска цветков лучше видна в полумраке и привлекает насекомых даже при минимальном освещении. Синие и фиолетовые цветки в безлиственном лесу на светло-коричневом фоне прошлогодних листьев более заметны для насекомых-опылителей. Желто-белая окраска цветков летом предохраняет их от перегрева, цветки хорошо видны опылителям на фоне зеленых растений.
- Ягоды слаще в солнечный день, т.к. в растении интенсивнее идет процесс фотосинтеза, и в плодах накапливается больше сахаров.
- Рожь – ветроопыляемое растение.
8.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н |
5 | 3 | 1 | 6 | 2 | 11 | 8 | 13 | 4 | 10 | 12 | 7 | 9 |
Используемая литература:
1.Энциклопедия. Биология. М.: Аванта+, 1995.
2. Гин А.А., Андржеевская И.Ю. 150 творческих задач для сельской школы. М.: Народное образование, 2007.
3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 1996.
4. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по общей и неорганической химии, тесты по аналитической химии
тесты по общей и неорганической химии, тесты по аналитической химии...
Учебно-методическое пособие по выполнению индивидуальных заданий по дисциплине Химия ( Аналитическая химия) для студентов специальности 19.02.10.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», выполняющих индивидуальные задания по дисциплине «Химия» (Ана...
Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Химия, Естествознание (Химия)
Учебно-метдическое пособие содержит:1. Результаты выполнения самостоятельных работ, подлежащие проверке 2. Оценку результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов 3. М...
Технологическая карта урока химии «Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии»
урок обобщения и систематизации знаний...
Взаимосвязь химии и физики. Химия 7 класс. Вводный курс.
Данная презентация показывает взаимосвязь химии и физики....
Тема 1.1. Раздел 1. Химия. Общая и неорганическая химия. Тема урока: «Основные понятия и законы химии»
Содержание учебного материалаВещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительн...
Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."
.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...