М Е Т О Д И Ч Е С К Я Р А З Р А Б О Т К А внеаудиторного занятия Брейн-ринг по микробиологии
методическая разработка на тему

Олейник Наталья

Современная микробиология – это интенсивно развивающаяся многофункциональная отрасль естествознания и народного хозяйства, объединяющая наряду с изучением морфологических и физиологических аспектов развития микроорганизмов-возбудителей инфекционных заболеваний фундаментально-прикладные достижения биологических, медицинских, химических и инженерных наук.

С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисание молока, приготовление теста, не догадываясь о деятельности микробов, но это им не мешало в приготовлении вина, сыра. Многое изменилось в конце 17 века, когда был создан первый микроскоп.

С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них расширилось колоссально.

Самое главное была изучена и доказана роль микробов в возникновении и

распространении инфекционных заболеваний.

В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии

в профессиональной деятельности медицинской сестры. Без них нельзя проводить

качественно профилактические и лечебные мероприятия инфекционных болезней,

профилактику ВБИ.

Тема: Знатоки микробиологии

Вид занятия – интеллектуальная игра.

Форма проведения занятия – урок-конкурс.

Методическая цель урока - интенсификация репродуктивной деятельности студентов с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.

Обучающая цель – обобщить накопленные знания по основам микробиологии и иммунологии.

 

Развивающая цель – развитие репродуктивных навыков и способностей студентов, умение преодолевать трудности.

Воспитательная цель – воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, победе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka2017.docx663.1 КБ

Предварительный просмотр:

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»

       «СОГЛАСОВАНО»

протокол методической цикловой комиссии

от ______________20__г  №___

Председатель ЦМК

__________________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

________________Полстянко Н.Н.

«_____» _______________   2017 г. 

М Е Т О Д И Ч Е С К Я    Р А З Р А Б О Т К А

внеаудиторного занятия

Брейн-ринг

по микробиологии

ОП.06 «Основы микробиологии и иммунологии»

Специальность:   34.02.01 «Сестринское дело»

УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ БАЗОВЫЙ

г. Севастополь

2017г.

Тема: Знатоки микробиологии

Вид занятия – интеллектуальная игра.

Форма проведения занятия – урок-конкурс.

Методическая цель урока - интенсификация репродуктивной деятельности студентов с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.

Обучающая цель – обобщить накопленные знания по основам микробиологии и иммунологии.

Развивающая цель – развитие репродуктивных навыков и способностей студентов, умение преодолевать трудности.

Воспитательная цель – воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, победе.

Время – 90 минут

Место проведения занятия – кабинет микробиологии.

Группы 9-21, 9-22, 9-23

Оснащение занятия – раздаточный материал конкурсов, презентация, кроссворды.

Примерная хронокарта занятия

Этап конкурса

Методические указания

Время

  1. Организационный

Подготовка кабинета, подготовка раздаточного материала, показа слайдов. Вступительное слово преподавателя. Мотивация учебной деятельности.

5 %

  1. Представление команд.

- 3 балла максимально

Капитаны представляют команды. Презентация эмблемы команды.

10 %

  1. Тур  «Исторический» Время на обсуждение – 1 минута.

За правильный ответ – 1 балл.

Приложение 1.

Команды отвечают на вопросы ведущего, Если команда готова ответить на вопрос, загорается лампа. Команда, которая зажгла лампу первой – первая отвечает на вопрос. Если ответ правильный, команде присуждается очко, если ответ неправильный  - право ответа переходит к команде, лампа у которой зажглась второй.

25 %

  1. Тур «Морфологический» Время на обсуждение – 1 минута.

За правильный ответ – 1 балл.

Решение кроссворда : Время на обсуждение – 5 минут.

За правильный ответ – 1 балл. Приложение 2.

Команды отвечают на вопросы ведущего, Если команда готова ответить на вопрос, загорается лампа. Команда, которая зажгла лампу первой – первая отвечает на вопрос. Если ответ правильный, команде присуждается очко, если ответ неправильный  - право ответа переходит к команде, лампа у которой зажглась второй.

25 %

  1. Тур «Специальный» Время на обсуждение – 1 минута.

За правильный ответ – 1 балл.

Приложение 3.

Команды отвечают на вопросы ведущего, Если команда готова ответить на вопрос, загорается лампа. Команда, которая зажгла лампу первой – первая отвечает на вопрос. Если ответ правильный, команде присуждается очко, если ответ неправильный  - право ответа переходит к команде, лампа у которой зажглась второй.

25 %

  1. Тур «Игра с болельщиками»

Приложение 4.

Болельщики отвечают на вопросы ведущего. Лучший болельщик получает приз и возможность распорядиться баллом для команд.

5 %

  1. Подведение итогов Приложение 5.

Максимальный балл – 21 + 1 балл от болельщиков. Жюри объявляет количество баллов набранных каждой командой и объявляет победителя. Преподаватель подводит итоги, отмечает активность работы групп, студентов.

5 %

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Современная микробиология – это интенсивно развивающаяся многофункциональная отрасль естествознания и народного хозяйства, объединяющая наряду с изучением морфологических и физиологических аспектов развития микроорганизмов-возбудителей инфекционных заболеваний фундаментально-прикладные достижения биологических, медицинских, химических и инженерных наук.

С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисание молока, приготовление теста, не догадываясь о деятельности микробов, но это им не мешало в приготовлении вина, сыра. Многое изменилось в конце 17 века, когда был создан первый микроскоп.

С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них расширилось колоссально.

Самое главное была изучена и доказана роль микробов в возникновении и

распространении инфекционных заболеваний.

В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии

в профессиональной деятельности медицинской сестры. Без них нельзя проводить

качественно профилактические и лечебные мероприятия инфекционных болезней,

профилактику ВБИ.

  1. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ.

Студенты должны знать:

  1. роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
  2. морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
  3. основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека,

Студенты должны уметь:

  1. дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

Тема занятия способствует формированию  общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться  с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

3. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: в 2 т. /                                                                 под ред. В. В. Зверева, М. Н. Бойченко. - Том 1. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 448 с.
  2. Сбойчаков, В. Б. Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований [Электронный ресурс] : учебник для средних медицинских учебных заведений / В. Б. Сбойчаков. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 608 с. : ил. // ЭБС «Косультация студента»
  3. Прозоркина Н. В. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии / Н. В. Прозоркина, Л. А. Рубашкина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 378 с.

Дополнительные источники:

  1. Микробиология и иммунология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А. А. Воробьева, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2005. - 496 с: ил.  // ЭБС «Консультант студента».
  2. Мальцев, В. Н. Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Мальцев В. Н., Пашков Е. П., Хаустова Л. И.. - М.: Медицина, 2005. - 280 с.: ил.  // ЭБС «Консультант студента».
  3. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. В 2-х т. под ред. В. В. Зверева, М. Н. Бойченко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 448 с. : ил. + CD.
  4. Донецкая Э.Г. Клиническая микробиология: руководство для специалистов клинической лабораторной диагностики.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.-480с.:ил.

Интернет – ресурсы:

www. medcollegelid. ru  ЭБС «Консультант студента»

Приложение 1.

ВОПРОСЫ И ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

1 тур

  1. В какой стране жил и работал человек, впервые доказавший, что процессы брожения и гниения происходят благодаря микроорганизмам.

/Л. Пастер, Франция/

  1. Назовите фамилию ученого, впервые разработавшего основные методы исследования, применяемые в микробиологии: выделение чистой культуры, плотные питательные среды, окраска микроорганизмов анилиновыми красителями и т.д.

/Роберт Кох/

  1. И.И. Мечников считал природу иммунитета клеточной, его оппонент Эрлих доказывал, что иммунитет имеет гуморальную природу. На чьей стороне оказалась истина?

/Прав и Мечников и Эрлих/

  1. Назовите имя человека, который жил и работал в Голландии, стал родоначальником сразу нескольких наук: цитологии, гистологии, микробиологии, микрозоологии и т.д.

/Антони Ван Левенгук/

  1. Эта идея широко распространилась в средневековье и была орудием борьбы с религией, считавшей порождение живого отдельным актом Творца. Многие ученые пытались доказать невозможность этой идеи, но только известный опыт Л. Пастера с сосудом необычной формы и бульоном окончательно опроверг её. Что это за идея?

/ Идея возможности зарождения жизни из мертвой материи/

  1. За что английский ученый Александр Флеминг в 1929 году получил Нобелевскую премию?

/За разработку пенициллина/

  1. Термин «ВАКЦИНА» происходит от англ. «WACCA» - корова. Почему именно это животное дало название для всех препаратов, вызывающих развитие иммунитета?

/Э. Дженнер, английский врач, изучавший коровью оспу, впервые применил препарат вызывающий у человека иммунитет против натуральной оспы /

  1. В Ялте в Никитском ботаническом саду один известный физиолог растений, изучая болезни табака и работая с бактериальными фильтрами, открыл новый мир микроскопических существ – вирусов. Назовите его фамилию.

/Д.И. Ивановский/

Приложение 2.

ВОПРОСЫ И ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

2 тур

  1. Известно, что у бактериальных клеток есть каркас, который придает клетке определенную форму, защищает содержимое, определяет окраску по Грамму, является мишенью для воздействия антибиотиков пенициллинового ряда. Из какого вещества он состоит?

/муреин - пептидогликан /

  1. Этих органоидов у бактерии может быть – один, два и более. Они находятся на поверхности клетки и могут быть расположены и с одного конца, с двух, по бокам, и по всей поверхности. Как они называются?

/жгутики/

  1. Решить кроссворд на время, отгадать ключевое слово.

/ВИБРИОН/

  1. Какие бактерии называются мягкокожими или Mollicutes?

/микоплазмы /

  1. Во время этого процесса бактериальная клетка претерпевает ряд биохимических процессов: в ней уменьшается количество свободной воды, снижается ферментативная активность, клетка покрывается очень плотной оболочкой. В результате клетка способна переносить неблагоприятные условия окружающей среды. Назовите этот процесс.

/спорообразование/

  1. Эти мельчайшие организмы не имеют клеточного строения. Живут только внутри других клеток. Геном их может состоять из ДНК или РНК

/вирусы/

  1. Фото – вопрос: Назовите морфологическую форму этого микроорганизма.

http://imgc.allpostersimages.com/images/P-1200-1200-100/38/3812/9YPIF00Z/posters/michael-abbey-spirillum-volutans-flagellated-spirochete-bacteria.jpg

/спирилла/

Приложение 3.

ВОПРОСЫ И ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

3 тур

  1. Возбудителя какого заболевания впервые выделил в чистой культуре и описал японский ученый Шига?

/ШИГЕЛЛА – возбудитель дизентерии/

  1. Почему заболевания чумы, бруцеллеза, туляремии и сибирской язвы называются зоонозными инфекциями?

/основными источникамиинфекции являются животные/

  1. Этот возбудитель – полиморфная палочка, в мазках часто располагается попарно, под острым углом один к другому, что объясняется своеобразным типом деления клеток путем излома. Назовите этого возбудителя.

/коринебактерия дифтерии/

  1. Это  вещество является самым сильным биологическим ядом, и выделяют его бактерии – строгие анаэробы. Назовите это вещество.

/Ботулинистический экзотоксин/

  1. Как ещё называют Micobacterium tuberculosis?

/палочка Коха/

  1. Как называются спорообразующие бактерии, клетки которых можно описать как «барабанные палочки», «теннисные ракетки», «веретено»?

/КЛОСТРИДИИ/

Приложение 4.

ВОПРОСЫ И ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

4 тур

  1. Какие «кофейные зерна» вызывают менингит?

/нейссерия менингитидис/

  1. Какие микроорганизмы не имеют клеточной организации?

/ВИРУСЫ/

  1. В каком лесу количество микробов в воздухе меньше: в хвойном или в лиственном? И почему?

/в хвойном, т.к. выделяются антибактериальные вещества - фитонциды/

  1. Греческое «бактерион» и латинское «бациллум» означают одно и то же , но что?

/ПАЛОЧКА/

  1. К чему устойчивы баротолерантные микроорганизмы?

/к высокому атмосферному давлению/

Приложение 5.

Таблица подведения итогов

Команда

Представление, девиз, презента-ция эмблемы

3 балла

«Исторический»

1 балл

«Морфологи-ческий»

1 балл

Решение кроссворда

1 балл

«Специ-альный»

1 балл

 «Игра с болель-щиками»

1 балл

Итог

D:\РАБОТА\Микробиология\Открытое занятие\Викторина\микра\2016405133452.jpg          D:\РАБОТА\Микробиология\Открытое занятие\Викторина\микра\2016405133426.jpg

D:\РАБОТА\Микробиология\Открытое занятие\Викторина\микра\2016405133442.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ОП.01. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Методическое пособие  «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» в схемах и рисунках предназначено для учащихся  по профессии (профессиям) НПО 260807.01 Повар, конди...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по микробиологии и иммунологии"

Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по микробиологии и иммунологии: коронавирус и человечество"

Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Основатели отечественной школы микробиологии"

Методические разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское д...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по дисциплине основы микробиологии и иммунологии"

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по дисциплине основы микробиологии и иммунологии" предназначена для преподавателей СПО...

Контрольно- оценочные средства ОП.06 Микробиология и иммунология к разделу " Общая микробиология"

Тестовые задания для текущего контроля аудиторной работя студентов ОП.06 Микробиология и иммунология к разделу " Общая микробиология" для специальности 34.02.01 Сестринское дело...