М Е Т О Д И Ч Е С К Я Р А З Р А Б О Т К А внеаудиторного занятия Брейн-ринг по микробиологии
методическая разработка на тему
Современная микробиология – это интенсивно развивающаяся многофункциональная отрасль естествознания и народного хозяйства, объединяющая наряду с изучением морфологических и физиологических аспектов развития микроорганизмов-возбудителей инфекционных заболеваний фундаментально-прикладные достижения биологических, медицинских, химических и инженерных наук.
С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисание молока, приготовление теста, не догадываясь о деятельности микробов, но это им не мешало в приготовлении вина, сыра. Многое изменилось в конце 17 века, когда был создан первый микроскоп.
С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них расширилось колоссально.
Самое главное была изучена и доказана роль микробов в возникновении и
распространении инфекционных заболеваний.
В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии
в профессиональной деятельности медицинской сестры. Без них нельзя проводить
качественно профилактические и лечебные мероприятия инфекционных болезней,
профилактику ВБИ.
Тема: Знатоки микробиологии
Вид занятия – интеллектуальная игра.
Форма проведения занятия – урок-конкурс.
Методическая цель урока - интенсификация репродуктивной деятельности студентов с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.
Обучающая цель – обобщить накопленные знания по основам микробиологии и иммунологии.
Развивающая цель – развитие репродуктивных навыков и способностей студентов, умение преодолевать трудности.
Воспитательная цель – воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, победе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka2017.docx | 663.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
«СОГЛАСОВАНО» протокол методической цикловой комиссии от ______________20__г №___ Председатель ЦМК __________________________ | «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по учебной работе ________________Полстянко Н.Н. «_____» _______________ 2017 г. |
М Е Т О Д И Ч Е С К Я Р А З Р А Б О Т К А
внеаудиторного занятия
Брейн-ринг
по микробиологии
ОП.06 «Основы микробиологии и иммунологии»
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ БАЗОВЫЙ
г. Севастополь
2017г.
Тема: Знатоки микробиологии
Вид занятия – интеллектуальная игра.
Форма проведения занятия – урок-конкурс.
Методическая цель урока - интенсификация репродуктивной деятельности студентов с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.
Обучающая цель – обобщить накопленные знания по основам микробиологии и иммунологии.
Развивающая цель – развитие репродуктивных навыков и способностей студентов, умение преодолевать трудности.
Воспитательная цель – воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, победе.
Время – 90 минут
Место проведения занятия – кабинет микробиологии.
Группы 9-21, 9-22, 9-23
Оснащение занятия – раздаточный материал конкурсов, презентация, кроссворды.
Примерная хронокарта занятия
Этап конкурса | Методические указания | Время |
| Подготовка кабинета, подготовка раздаточного материала, показа слайдов. Вступительное слово преподавателя. Мотивация учебной деятельности. | 5 % |
- 3 балла максимально | Капитаны представляют команды. Презентация эмблемы команды. | 10 % |
За правильный ответ – 1 балл. Приложение 1. | Команды отвечают на вопросы ведущего, Если команда готова ответить на вопрос, загорается лампа. Команда, которая зажгла лампу первой – первая отвечает на вопрос. Если ответ правильный, команде присуждается очко, если ответ неправильный - право ответа переходит к команде, лампа у которой зажглась второй. | 25 % |
За правильный ответ – 1 балл. Решение кроссворда : Время на обсуждение – 5 минут. За правильный ответ – 1 балл. Приложение 2. | Команды отвечают на вопросы ведущего, Если команда готова ответить на вопрос, загорается лампа. Команда, которая зажгла лампу первой – первая отвечает на вопрос. Если ответ правильный, команде присуждается очко, если ответ неправильный - право ответа переходит к команде, лампа у которой зажглась второй. | 25 % |
За правильный ответ – 1 балл. Приложение 3. | Команды отвечают на вопросы ведущего, Если команда готова ответить на вопрос, загорается лампа. Команда, которая зажгла лампу первой – первая отвечает на вопрос. Если ответ правильный, команде присуждается очко, если ответ неправильный - право ответа переходит к команде, лампа у которой зажглась второй. | 25 % |
Приложение 4. | Болельщики отвечают на вопросы ведущего. Лучший болельщик получает приз и возможность распорядиться баллом для команд. | 5 % |
| Максимальный балл – 21 + 1 балл от болельщиков. Жюри объявляет количество баллов набранных каждой командой и объявляет победителя. Преподаватель подводит итоги, отмечает активность работы групп, студентов. | 5 % |
- АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Современная микробиология – это интенсивно развивающаяся многофункциональная отрасль естествознания и народного хозяйства, объединяющая наряду с изучением морфологических и физиологических аспектов развития микроорганизмов-возбудителей инфекционных заболеваний фундаментально-прикладные достижения биологических, медицинских, химических и инженерных наук.
С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисание молока, приготовление теста, не догадываясь о деятельности микробов, но это им не мешало в приготовлении вина, сыра. Многое изменилось в конце 17 века, когда был создан первый микроскоп.
С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них расширилось колоссально.
Самое главное была изучена и доказана роль микробов в возникновении и
распространении инфекционных заболеваний.
В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии
в профессиональной деятельности медицинской сестры. Без них нельзя проводить
качественно профилактические и лечебные мероприятия инфекционных болезней,
профилактику ВБИ.
- УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ.
Студенты должны знать:
- роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
- основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека,
Студенты должны уметь:
- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
Тема занятия способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
3. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: в 2 т. / под ред. В. В. Зверева, М. Н. Бойченко. - Том 1. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 448 с.
- Сбойчаков, В. Б. Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований [Электронный ресурс] : учебник для средних медицинских учебных заведений / В. Б. Сбойчаков. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 608 с. : ил. // ЭБС «Косультация студента»
- Прозоркина Н. В. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии / Н. В. Прозоркина, Л. А. Рубашкина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 378 с.
Дополнительные источники:
- Микробиология и иммунология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А. А. Воробьева, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2005. - 496 с: ил. // ЭБС «Консультант студента».
- Мальцев, В. Н. Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Мальцев В. Н., Пашков Е. П., Хаустова Л. И.. - М.: Медицина, 2005. - 280 с.: ил. // ЭБС «Консультант студента».
- Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. В 2-х т. под ред. В. В. Зверева, М. Н. Бойченко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 448 с. : ил. + CD.
- Донецкая Э.Г. Клиническая микробиология: руководство для специалистов клинической лабораторной диагностики.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.-480с.:ил.
Интернет – ресурсы:
www. medcollegelid. ru ЭБС «Консультант студента»
Приложение 1.
ВОПРОСЫ И ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.
1 тур
- В какой стране жил и работал человек, впервые доказавший, что процессы брожения и гниения происходят благодаря микроорганизмам.
/Л. Пастер, Франция/
- Назовите фамилию ученого, впервые разработавшего основные методы исследования, применяемые в микробиологии: выделение чистой культуры, плотные питательные среды, окраска микроорганизмов анилиновыми красителями и т.д.
/Роберт Кох/
- И.И. Мечников считал природу иммунитета клеточной, его оппонент Эрлих доказывал, что иммунитет имеет гуморальную природу. На чьей стороне оказалась истина?
/Прав и Мечников и Эрлих/
- Назовите имя человека, который жил и работал в Голландии, стал родоначальником сразу нескольких наук: цитологии, гистологии, микробиологии, микрозоологии и т.д.
/Антони Ван Левенгук/
- Эта идея широко распространилась в средневековье и была орудием борьбы с религией, считавшей порождение живого отдельным актом Творца. Многие ученые пытались доказать невозможность этой идеи, но только известный опыт Л. Пастера с сосудом необычной формы и бульоном окончательно опроверг её. Что это за идея?
/ Идея возможности зарождения жизни из мертвой материи/
- За что английский ученый Александр Флеминг в 1929 году получил Нобелевскую премию?
/За разработку пенициллина/
- Термин «ВАКЦИНА» происходит от англ. «WACCA» - корова. Почему именно это животное дало название для всех препаратов, вызывающих развитие иммунитета?
/Э. Дженнер, английский врач, изучавший коровью оспу, впервые применил препарат вызывающий у человека иммунитет против натуральной оспы /
- В Ялте в Никитском ботаническом саду один известный физиолог растений, изучая болезни табака и работая с бактериальными фильтрами, открыл новый мир микроскопических существ – вирусов. Назовите его фамилию.
/Д.И. Ивановский/
Приложение 2.
ВОПРОСЫ И ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.
2 тур
- Известно, что у бактериальных клеток есть каркас, который придает клетке определенную форму, защищает содержимое, определяет окраску по Грамму, является мишенью для воздействия антибиотиков пенициллинового ряда. Из какого вещества он состоит?
/муреин - пептидогликан /
- Этих органоидов у бактерии может быть – один, два и более. Они находятся на поверхности клетки и могут быть расположены и с одного конца, с двух, по бокам, и по всей поверхности. Как они называются?
/жгутики/
- Решить кроссворд на время, отгадать ключевое слово.
/ВИБРИОН/
- Какие бактерии называются мягкокожими или Mollicutes?
/микоплазмы /
- Во время этого процесса бактериальная клетка претерпевает ряд биохимических процессов: в ней уменьшается количество свободной воды, снижается ферментативная активность, клетка покрывается очень плотной оболочкой. В результате клетка способна переносить неблагоприятные условия окружающей среды. Назовите этот процесс.
/спорообразование/
- Эти мельчайшие организмы не имеют клеточного строения. Живут только внутри других клеток. Геном их может состоять из ДНК или РНК
/вирусы/
- Фото – вопрос: Назовите морфологическую форму этого микроорганизма.
/спирилла/
Приложение 3.
ВОПРОСЫ И ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.
3 тур
- Возбудителя какого заболевания впервые выделил в чистой культуре и описал японский ученый Шига?
/ШИГЕЛЛА – возбудитель дизентерии/
- Почему заболевания чумы, бруцеллеза, туляремии и сибирской язвы называются зоонозными инфекциями?
/основными источникамиинфекции являются животные/
- Этот возбудитель – полиморфная палочка, в мазках часто располагается попарно, под острым углом один к другому, что объясняется своеобразным типом деления клеток путем излома. Назовите этого возбудителя.
/коринебактерия дифтерии/
- Это вещество является самым сильным биологическим ядом, и выделяют его бактерии – строгие анаэробы. Назовите это вещество.
/Ботулинистический экзотоксин/
- Как ещё называют Micobacterium tuberculosis?
/палочка Коха/
- Как называются спорообразующие бактерии, клетки которых можно описать как «барабанные палочки», «теннисные ракетки», «веретено»?
/КЛОСТРИДИИ/
Приложение 4.
ВОПРОСЫ И ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.
4 тур
- Какие «кофейные зерна» вызывают менингит?
/нейссерия менингитидис/
- Какие микроорганизмы не имеют клеточной организации?
/ВИРУСЫ/
- В каком лесу количество микробов в воздухе меньше: в хвойном или в лиственном? И почему?
/в хвойном, т.к. выделяются антибактериальные вещества - фитонциды/
- Греческое «бактерион» и латинское «бациллум» означают одно и то же , но что?
/ПАЛОЧКА/
- К чему устойчивы баротолерантные микроорганизмы?
/к высокому атмосферному давлению/
Приложение 5.
Таблица подведения итогов
Команда | Представление, девиз, презента-ция эмблемы 3 балла | «Исторический» 1 балл | «Морфологи-ческий» 1 балл Решение кроссворда 1 балл | «Специ-альный» 1 балл | «Игра с болель-щиками» 1 балл | Итог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ОП.01. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Методическое пособие «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» в схемах и рисунках предназначено для учащихся по профессии (профессиям) НПО 260807.01 Повар, конди...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по микробиологии и иммунологии"
Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по микробиологии и иммунологии: коронавирус и человечество"
Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Основатели отечественной школы микробиологии"
Методические разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское д...
Основы микробиологии и иммунологии ТЕОРИЯ 1 ТЕМА: Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов
ПРЕЗНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ, СОДЕРЖИТ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, МАТЕРИАЛ КОНТРОЛЯ....
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по дисциплине основы микробиологии и иммунологии"
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по дисциплине основы микробиологии и иммунологии" предназначена для преподавателей СПО...
Контрольно- оценочные средства ОП.06 Микробиология и иммунология к разделу " Общая микробиология"
Тестовые задания для текущего контроля аудиторной работя студентов ОП.06 Микробиология и иммунология к разделу " Общая микробиология" для специальности 34.02.01 Сестринское дело...