Рабочая тетрадь по теме Основы трансфузиологии ПМ 02 МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии
методическая разработка на тему
Рабочая тетрадь по теме Основы трансфузиологии ПМ 02 МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии специальность Сестринское дело предназначена для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_osnovy_transfuziologii_2017.docx | 82.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №4»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
тема: Основы трансфузиологии
ПМ.02Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболевания и состояниях
Раздел Сестринская помощь в хирургии
специальность 34.02.01 Сестринское дело
2017
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании Заместитель директора по
профессионального цикла учебной работе
по специальности Сестринское дело
_________О.Е. Мечетная __________ Л.А. Владимирова
Автор Родионова М.С., преподаватель профессионального модуля ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по теме Основы трансфузиологии предназначена для освоения учебного материала в рамках учебной программы ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в рамках специальности 34.02.01 Сестринское дело.
В соответствии с учебным планом по специальности 34.02.01 Сестринское дело и Рабочей программы ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии на изучение темы Основы трансфузиологии выделено 12 часов, 8 ч.- на практическое занятие.
После изучения темы студент должен
знать:
- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;
- пути введения лекарственных препаратов;
Формирование элементов ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств через применение знаний о группах крови, системе АВО и резус-факторе, основных гемотрансфузионных средах и путях введения в организм, о возможных посттрансфузионных реакциях и осложнениях, профилактике осложнений при гемотрансфузии, о компонентах и препаратах крови, а так же через формирование умений определять группу крови и резус-фактор, определять годностьтрансфузионных сред к переливанию, участвовать в операции гемотрансфузии; выявлять и решать проблемы пациента при гемотрансфузии.
Формирование элементов ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса через применение знаний об основных гемотрансфузионных средах и путях введения в организм, о возможных посттрансфузионных реакциях и осложнениях, профилактике осложнений при гемотрансфузии, о компонентах и препаратах крови, а так же через формирование умений определять группу крови и резус-фактор, хранить и транспортировать, определять годность трансфузионных сред к переливанию, вести документацию при переливании крови и кровезаменителей.
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Ежегодно в России в переливании крови нуждаются 1,5 миллиона человек. Переливание крови - серьезная операция по трансплантации живой ткани человека. Этот метод лечения широко распространен в клинической практике. Переливание крови применяют врачи различных специальностей: хирурги, акушеры-гинекологи, травматологи, терапевты и т. д. Достижения современной науки, в частности трансфузиологии, позволяют предупредить осложнения при переливании крови, которые, к сожалению, еще встречаются и даже иногда заканчиваются смертью реципиента. Причиной осложнений являются ошибки при переливании крови, которые обусловлены или недостаточными знаниями основ трансфузиологии, или нарушением правил и техники переливания крови на различных этапах. К ним относятся неправильное определение показаний и противопоказаний к переливанию, ошибочное определение групповой или резус-принадлежности, неправильное проведение проб на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента и т. д. Скрупулезное, грамотное выполнение правил и обоснованные последовательные действия медицинского персонала при переливании крови определяют его успешное проведение. Основная роль в уходе за пациентами в послеоперационном периоде ложится на плечи медицинских сестер. Знание особенностей ухода за пациентами после гемотрансфузии, основных причин и симптомом гемотрансфузионных осложнений и их профилактика необходимая часть подготовки современной медицинской сестры.
Ваша задача тщательно изучить Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" и Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 2 апреля 2013 г. N 183н г. Москва "Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов", прочитать теоретический материал (Н.В. Барыкина В.Г. Зарянская СД в хирургии стр. стр: 78-101; Н.В. Барыкина, О.В. Чернова СД в хирургии Практикум стр. 324-327). и выполнить контролирующие задания по теме.
Убедительная просьба – будьте внимательны!
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Здания 1-14 за каждый правильный ответ 1 балл
Задания 15, 16, 18, 19 за каждое правильное задание 3 балла
Задания 17, 20 за каждое правильное задание - 5 баллов
Задание 21, 22 - за каждое правильное задание – 10 баллов
Задание 23,24 - за каждое правильное задание 2 балла
Задание 25 -10 баллов
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ
75 – 80 БАЛЛОВ – 5 (ОТЛИЧНО)
74-64 БАЛЛА – 4 (ХОРОШО)
63-56 БАЛЛОВ – 3 ( УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО)
55 БАЛЛОВ - 2 ( НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО)
Изучив Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" и Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 2 апреля 2013 г. N 183н г. Москва "Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов" Дополните
Задание 1. Донация крови и (или) ее компонентов - ________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 2. __________________ - лицо, добровольно прошедшее медицинское обследование и добровольно сдающее кровь и (или) ее компоненты;
Задание 3. Донорство крови и (или) ее компонентов - __________________________________
________________________________________________________________________
Задание 4. Реципиент - ____________________________________________________________;
Задание 5. Реципиент после трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов должен в течение ___________ часов соблюдать ________ _________.
Задание 6. В день трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов (не ранее, чем за 24 часа до трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов) у реципиента из вены берут кровь: ________ мл в пробирку с антикоагулянтом и ____ мл в пробирку без антикоагулянта для проведения обязательных контрольных исследований и проб на совместимость.
Задание 7. Пробирки должны быть маркированы с указанием
- ___________________,
- ________________,
- __________________
- ___________________
- ___________________
- даты взятия образца крови.
Задание 8. После переливания медицинский персонал контролирует
- _________________
- _________________
- _________________
- _________________ и фиксирует эти показатели в медицинской карте реципиента.
Задание 9. На следующий день после трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов производится _________________ и _________ _________-.
Задание 10. После окончания трансфузии донорской крови и (или) ее компонентов донорский контейнер с оставшейся донорской кровью и (или) ее компонентами ( 5 мл), а также _____________ с кровью реципиента, использованная для проведения проб на индивидуальную совместимость, подлежат обязательному сохранению в течение ______ часов при температуре_____ С в холодильном оборудовании.
Задание 10. Непосредственно перед трансфузией (переливанием) свежезамороженную плазму размораживают при температуре _____ С с использованием специально предназначенного оборудования для размораживания.
Задание 11. Трансфузия (переливание) свежезамороженной плазмы должна быть начата в течение ____ часа после ее размораживания и продолжаться не более ____ часов.
Задание 12. Заполните схему Группы крови
Аглютиноген - А,В
Аглютинины - a b
Задание 13. Заполните схему
Задание 14. Заполните схему
Задание 15. Заполните пропуски
Подготовка пациента к гемотрансфузии:
1. ____________________________________.
2. Определить резус- принадлежность пациента и донора.
3. Взять кровь на общий анализ крови.
4. __________________________________.
5. Проверить годность крови во флаконе.
6. ________________________________________________.
7. Опорожнить мочевой пузырь перед переливанием крови.
8. Подсчитать пульс, измерить артериальное давление и температуру тела.
9. __________________________________________________..
10. Поставить биологическую пробу.
Задание 16. Заполните пропуски
Признаки пригодности крови к переливанию
Медицинская сестра визуально оценивает кровь во флаконе:
- кровь должна быть разделена на три слоя
внизу – ___________________,
выше - узкая серая полоска лейкоцитов и тромбоцитов,
над ней - ____________________________;
- плазма должна быть ______________;
- хлопья, плёнки, сгустки в плазме свидетельствуют о её _________________________ и непригодности к переливанию;
- _________________ окрашивание плазмы говорит о гемолизе эритроцитов и _________________ крови к переливанию.
Задание 17. Заполните пропуски и установите правильную последовательность выполнения манипуляции
Определение групповой принадлежности крови с использованием цоликлонов анти-А, анти-В
Показания:
- ___________________________________
- ___________________________________.
Оснащение:
- цоликлоны анти-А, анти-В;
- маркированные планшеты;
- исследуемая кровь;
- предметные стёкла (стеклянные палочки);
- пипетка для взятия крови;
- песочные часы на 3 минут;
- перчатки.
Примечание. Определение группы крови проводится в помещении с хорошим освещением и температурой от + 150 до +200.
Манипуляцию выполнять в перчатках.
Последовательность действий:
1. Смешать содержимое стеклянной палочкой, планшет осторожно покачать в руках.
2. Оценить результат через 3 минуты после начала реакции (визуальную оценку проводит врач).
3. Нанести на планшет под надписью «А» одну каплю реагента цоликлона анти-А (0,1 мл); под надписью «В» одну каплю реагента цоликлона анти-В (0,1 мл)
- по одной маленькой капли исследуемой крови (0,2 мл);
- соотношение кровь: реагент должно быть 1:10.
4. Покачивание продолжать в течение 3 минут, несмотря на то, что агглютинация наступает в течение первой минуты.
5. Проверить качество цоликлона анти-А, анти-В по:
- внешнему виду (светлая, прозрачная);
- сохранность ампулы;
- наличию правильно оформленной этикетки с указанием срока годности, места приготовления.
6. Написать на планшете Ф.И.О. пациента, группу крови.
7. Зафиксировать результат в истории болезни.
Правильная последовательность __,___,____,___,___,___,____.
Оценка результатов
(поставьте знак «+» или «-»)
( «+» наличие агглютинации, «-» отсутствие агглютинации)
Реакция исследуемых эритроцитов с цоликлоном | Группа крови | ||
Анти-А | Анти-В | ||
1 | О (I) | ||
2 | А(II) | ||
3 | В(III) | ||
4 | АВ(IV) |
Задание 18. Проба на совместимость по системе АВ(О)
Показания: необходимость переливания крови, подготовка к оперативному вмешательству.
Оснащение:
- пробирка с кровью пациента в количестве 4-5 мл (пробирка должна быть маркирована: Ф.И.О. пациента, возраст, № истории болезни, № палаты, отделение, группа крови и резус, дата взятия крови);
- флакон с кровью донора;
- белая фарфоровая тарелка;
- часы для отметки времени протекания реакции агглютинации;
- пипетка, стеклянные палочки.
Последовательность действий:
1. Нанести на белую фарфоровую тарелку __ капли ___ крови пациента.
2. Добавить 1 каплю ___ донора, в 5 раз меньшую капли сыворотки крови пациента.
3. Перемешать каплю крови донора с сывороткой крови пациента.
4. Покачивать периодически белую фарфоровую тарелку в течение ____ минут.
Отсутствие агглютинации свидетельствует о _________ крови.
Задание 19. Биологическая проба на совместимость
Показание: Необходимость переливания крови, подготовка к оперативному вмешательству.
Оснащение:
- система для внутривенного вливания крови;
- флакон с кровью.
Последовательность действий:
1. Подготовить систему для внутривенного вливания крови.
2. Подсоединить систему к локтевой вене.
3. Ввести ____________ 10-15 мл крови.
4. Закрыть на системе для в/ в вливания крови.
5. Наблюдать за состоянием пациента в течение _____ минут.
6. Ввести струйно ещё _____ мл крови при отсутствии признаков реакции или осложнений (учащение пульса, дыхания, одышка, гиперемия лица, боли в области сердца или пояснице).
7. Закрыть замок на системе для в/ в вливания крови.
8. Наблюдать за состоянием пациента в течение ___ минут.
9. Вести ________ ещё ____-_____ мл крови при отсутствии признаков реакции.
10. Закрыть замок на системе для внутривенного вливания крови.
11. Наблюдать за состоянием пациента в течение ___ минут.
12. Продолжить вливание крови при отсутствии признаков реакции.
Задание 20. Уход за пациентом после гемотрансфузии
1. В конце гемотрансфузии оставить во флаконе ____ мл крови и хранить ее _____ сутки в холодильнике при температуре +____0С.
2. Этикетку с флакона подклеить в историю болезни.
3. Предупредить пациента о соблюдении __________ постельного режима в течение двух часов и ________ режима в течение ____ часов.
4. Измерить АД и температуру тела, подсчитать пульс через каждые ___ часа в течение восьми часов.
5. Подсчитать ______ в течение восьми часов.
6. На следующий день взять у пациента кровь на общий анализ крови и мочу на общий анализ мочи.
7. Записать все результаты в протокол гемотрансфузии.
Задание 21. Заполните таблицу
Изосерологические реакции в инфузионно-трансфузионной терапии
(поставьте знак «+» или «-»)
N п/п | Действия для осуществления ИТТ. | Среды для переливания | ||||||
ЭМ | ЛМ | ТМ | Плазма | альбумин | полиглюкин | желатиноль | ||
Взять кровь на совместимость | ||||||||
Определить группу крови реципиента | ||||||||
Определить группу крови донора | ||||||||
Определить Rh-фактор реципиента | ||||||||
Провести пробу на индивидуальную совместимость | ||||||||
Провести пробу на совместимость по Rh-фактору | ||||||||
Провести пробу на биологическую совместимость |
Задание 22. Заполните таблицу
Осложнения инфузионной терапии
N п/п | Осложнение | Причина | Симптомы | Профилактика |
Флебит (механический, химический) | ||||
Гематома | ||||
Инфильтрация (попадание раствора под кожу) | ||||
Эмболия | ||||
Тромбэмболия | ||||
Инфицирование |
Задание 23. Решите задачу
На планшете при определении группы крови с помощью цоликлонов произошла агглютинация с цолликлоном анти-А, с цолликлоном анти-В нет.
Задание Оцените группу крови.
Ответ:
Задание 24. Решите задачу
На планшете при определении группы крови с помощью цоликлонов произошла агглютинация с цолликлоном анти-В, с цолликлоном анти-А нет.
Задание Оцените группу крови.
Ответ:
Задание 25. Решите ситуационную задачу
В условиях стационара налажена гемотрансфузия без проведения биологической пробы. Через 10 минут от начала гемотрансфузии у пациента появился озноб, резкая отдышка, сильно сжимающие боли за грудиной, резкие боли в пояснице.
Объективно: пациент бледен, холодный липкий пот, сильная дрожь, поверхностное учащенное дыхание, тоны сердца резко ослаблены, пульс 120 ударов в минуту, АД 80/60 мм. рт. ст.
Задание:
1. Назовите состояние, возникшее у пациента.
2. Назовите причину данного состояния
3. Перечислите проблемы пациента и выделите приоритетную.
4. Составьте план сестринских вмешательств.
5. Перечислите оснащение необходимое для оказания первой помощи.
Список использованной литературы
Основные источники:
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
Сестринское дело в хирургии | Барыкина Н.В., Зарянская В.Г. | Ростов н/Д: «Феникс» 2016 г | |
Сестринское дело в хирургии: Практикум. | Барыкина Н.В., Чернова О.В.. | Ростов н/Д: «Феникс» 2016 г |
Дополнительные источники:
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" | |||
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 2 апреля 2013 г. N 183н г. Москва "Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов" | |||
Электронная библиотечная система «Консультант студента» ГЕОТАР МЕДИА | |||
rosminzdrav.ru | |||
http://vmede.org/ | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации и выполнению практических занятий по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел. Сестринский уход в терапии. ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
Методические рекомендации по организации и выполнению лабораторных работ/практических занятий по профессиональному модулю МДК 02 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояния...
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции.Рабочая тетрадь предназначен...
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции.Рабочая тетрадь создана для ...
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции....
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при термических повреждениях
Рабочая тетрадь для студентов 4 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии тема Сест...