Банк контрольно-оценочных средств
учебно-методический материал по теме

Майорова Марина Евгеньевна

Контрольно-оценочные средства предназначены для проведения текущего контроля успеваемости. Контроль заключается в проверке усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении учебного года. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной картины достижений и успешности усвоения обучающимися рабочей программы на момент проверки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проверочная работа  

Тема: Действие факторов внешней среды на микроорганизмы

Вариант 1.

  1. Охарактеризуйте температуру как фактор, влияющий на микроорганизмы.
  2. Как используется воздействие лучистой энергии на микроорганизмы в медицинской  практике?

Вариант 2.

  1. Охарактеризуйте высушивание как фактор, влияющий на микроорганизмы.
  2. Как используется воздействие химических факторов на микроорганизмы в медицинской практике?

Вариант 3.

  1. Какие формы лучистой энергии губительны для микроорганизмов?
  2. Какие приспособления есть у микроорганизмов для переживания высушивания?

Вариант 4.

  1. Какие средства относятся к химическим факторам, влияющим на микроорганизмы?
  2. Какие приспособления есть у микроорганизмов для перенесения неблагоприятных температур?



Предварительный просмотр:

Проверочная работа

«Морфология бактерий»

Вариант 1

  1. Укажите особенности строения (сделайте рисунок) и медицинское значение микроорганизмов:

а) стрептококк;

б) бактерия;

в) вибрион.

  1. Рассмотрите рис. 1. Что на нем обозначено цифрами 1,3,5?  Укажите особенности строения и функций этих органелл.

                         

                           Рис.1          

Вариант 2

  1. Укажите особенности строения (сделайте рисунок) и медицинское значение микроорганизмов:

а) диплококки;

б) бациллы;

в) спириллы.

  1. Рассмотрите рис. 1. Что на нем обозначено цифрами 2,4,6?  Укажите особенности строения и функций этих органелл.

                           Рис.1              

Вариант 3

  1. Укажите особенности строения (сделайте рисунок) и медицинское значение микроорганизмов:

а) стафилоккоки;

б) клостридии;

в) спирохеты.

  1. Рассмотрите рис. 1. Что на нем обозначено цифрами 7,8,9?  Укажите особенности строения и функций этих органелл.

                         Рис. 1  



Предварительный просмотр:

Задания для аудиторной самостоятельной работы по теме

«Кишечная инфекция»

Задание 1. Дайте характеристику возбудителей кишечной инфекции.

                                         

Род

Морфо-логия

Устой-

чивость

Заболе-

вания

Источник

Пути

передачи

Патогенез

Escherichia

Shigella

Salmonella

Задание 2.  Ответьте на вопросы:

1. В чем особенности бактерий семейства кишечных?

2. Каковы общие признаки кишечной инфекции?

3. Какова роль кишечных палочек в физиологии человека?

4. В чем заключается профилактика кишечной инфекции (приведите конкретные

    примеры)?

Задание 3. Ролевая игра.

Составьте диалог «врач-пациент», в котором пациент описывает симптомы, а врач дает рекомендации по проведению анализов и лечению.

                   

                 

Задания для аудиторной самостоятельной работы по теме

«Зоонозная инфекция»

Задание 1. Дайте характеристику зоонозной  инфекции.

Заболевание

Возбудитель

Источник

Пути

передачи

Патогенез

Профилак-

тика

Диагнос-

тика

Чума

Сибирская язва

Туляремия

Бруцеллёз

Задание 2. Составьте тестовое задание (не менее 10 пунктов).

Тема теста – «Зоонозная инфекция» (одно из заболеваний по вашему выбору).

                   

Задания для аудиторной самостоятельной работы по теме «Воздушно – капельная инфекция»

Задание 1. Дайте характеристику   инфекции.

                                           

Заболевание

Возбудитель

Источник

Пути

передачи

Патогенез

Профилак-

тика

Диагнос-

тика

Коклюш

Дифтерия

Туберкулез

Задание 2. Составьте вопросы по теме «Воздушно-капельные инфекции» (не менее 10), используйте информацию об одном из заболеваний.

                   



Предварительный просмотр:

                                               

Контролирующий материал по теме

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МИКРООРГАНИЗМОВ
 К АНТИБИОТИКАМ

Задание: Вставьте пропущенные слова в предложения

  1. Антибиотики – это химиотерапевтические препараты … происхождения.
  2. Антибиотики назначаются строго по … и с учетом противопоказаний.
  3. Лечение …  проводится строго по …, рекомендованной для данного конкретного препарата.
  4. Длительность приема антибиотиков минимально … дней.
  5. Антибиотик должен выбираться с учетом … возбудителя.
  6. Точное определение … к … каждого конкретного … инфекции может обеспечить правильный выбор препарата для химиотерапии.
  7. Существуют две группы  методов  определения чувствительности бактерий к антибиотикам: … и  методы ….
  8. При определении чувствительности … методом на поверхность агара в чашке Петри наносят бактериальную суспензию определенной плотности  и затем помещают …, содержащие … количество антибиотика.
  9. Диффузия антибиотика в агар приводит к формированию … … роста микроорганизмов вокруг дисков.
  10. Результат учитывают путем измерения … зоны вокруг диска в ….
  11. Степень чувствительности испытуемого штамма определяют по диаметру зоны подавления роста: …, … и ….
  12. При  определение чувствительности микроорганизма с помощью …

 образуется зона задержки роста … формы

  1.  Полоска  Е-теста  содержит  градиент … антибиотика от … к минимальной.
  2.  В месте пересечения эллипсовидной зоны подавления роста с полоской Е-теста получают значение … … ….
  3. … диффузионных методов является простота тестирования и доступность выполнения в любой бактериологической лаборатории.
  4. Методы … основаны на использовании … последовательных разведений концентраций антибиотика от максимальной к минимальной.
  5.  Наличие роста микроорганизма в бульоне (… бульона)  свидетельствует о том, что данная концентрация антибиотика …, чтобы подавить его жизнеспособность.
  6. По мере … концентрации антибиотика при использовании метода разведения  … микроорганизма ухудшается.
  7. Минимальная подавляющая концентрация (МПК) - …  концентрация антибиотика, которая in vitro полностью подавляет видимый … бактерий.
  8. …интерпретация основана на анализе распределения значений концентраций антибиотика, подавляющих жизнеспособность бактерий.
  9. … интерпретация основана на оценке эффективности антибактериальной терапии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МИКРООРГАНИЗМОВ
 К АНТИБИОТИКАМ

Вопросы для проверки усвоения материала

  1. С какой целью  определяется чувствительность  МО к антибиотикам?
  2. Какие группы методов определения чувствительности  вы знаете?
  3. Как проводят определение диско-диффузным методом?
  4. Как учитывают результаты при  использовании диско-диффузного метода?
  5. Какие степени чувствительности различают?
  6. Как проводят определение чувствительности методом Е-теста?
  7. Как проводят определение чувствительности методом разведения?
  8. Что такое МПК? В каких единицах она измеряется?
  9. Какие существуют формы интерпретации результатов определения чувствительности? На чем они основаны?
  10. Какие категории чувствительности микроорганизмов  существуют? Охарактеризуйте их.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

Рассмотрено

на заседании цикловой комиссии

специальных дисциплин

Протокол № 5  от  07. 12.  2012.

Председатель цикловой  комиссии

Устинова О. С.

Составитель: Майорова М.Е.

Дисциплина:  Ботаника

Курс: II

Семестр: III

Критерии оценок

«5» - 30 – 28 правильных        

               ответов

«4» - 27 – 25 правильных

               ответов

«3» - 24 – 22 правильных

               ответов

«2» - 22 и менее

Временной режим 30 мин.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебной работе

Снигирева Т. М.

______________

М. П. 

Вопросы для среза знаний

  1. Из каких основных частей состоит оптическая часть микроскопа? (объективы, окуляры)
  2. При каком увеличении микроскопа изучают растительные клетки? (при малом и при большом)
  3. Какие группы клеток по форме можно выделить в растительных организмах? (прозенхимные, паренхимные)
  4. Какие пластиды входят в состав растительных клеток? (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты)
  5. Какие структуры растительной клетки содержат клеточный сок? (вакуоли)
  6. Какой полимер входит в состав растительных клеток? (целлюлоза)
  7. Какие химические вещества содержатся в большом количестве в коре дуба и имеют вяжущий вкус? (дубильные вещества)
  8. Как называются вещества, придающие окраску частям растения? (пигменты)
  9. Какие вещества являются запасными в растительных организмах? (белки, жиры, углеводы)
  10. Какое вещество выводится из организма растений в виде кристаллов? (оксалат кальция)
  11. Какими по  форме могут быть крахмальные зерна? (простые, сложные, полусложные)
  12. Какие ткани относятся к покровным? (эпидерма, пробка, корка)
  13. Какие структуры, расположенные в эпидерме, выполняют функции газообмена и дыхания? (устьица)
  14. Какой тип ткани обеспечивает рост растения? (образовательная ткань)
  15. Какие типы механической ткани вам известны? (колленхима, склеренхима, склереиды)
  16. Какие элементы проводящей ткани обеспечивают восходящий ток в растении? (сосуды, трахеиды)
  17.  Какие элементы проводящей ткани обеспечивают нисходящий ток в растении? (ситовидные трубки и клетки-спутницы)
  18. На какие виды можно разделить сосудисто-волокнистые пучки в зависимости от наличия в них камбия? (открытые, закрытые)
  19. Как называется основная ткань растений? (паренхима)
  20. Какие типы корней можно выделить в растениях? (главный, боковые, придаточные)
  21. Какие клетки характерны для зоны всасывания корня? (корневые волоски)
  22. Какие видоизменения корней встречаются у растений? (корнеплоды, корнеклубни, воздушные и др.)
  23. Какие  части растения образуют побег? (стебель, листья, почки)
  24. Какие типы побегов по степени развития междоузлий выделяются у растений? (удлиненные, укороченные)
  25. Как называется полый стебель злаков? (соломина)
  26. Какие подземные видоизменения побегов встречаются у растений? (корневище, клубень, луковица)
  27. Какие формы жилкования выделяются у листьев однодольных растений? (параллельное, дуговое)
  28. Какие формы жилкования выделяются у листьев двудольных растений? (пальчатое, перистое, сетчатое)
  29. Какие видоизменения листьев встречаются у растений? (колючки, усики, чешуи, семядоли, ловчие аппараты)
  30. Какие вещества образуются в результате фотосинтеза? (глюкоза, кислород)

Эталоны ответов

  1. объективы, окуляры
  2. при малом и при большом
  3. прозенхимные, паренхимные
  4. хлоропласты, хромопласты, лейкопласты
  5. вакуоли
  6. целлюлоза
  7. дубильные вещества
  8. пигменты
  9. белки, жиры, углеводы
  10. оксалат кальция
  11. простые, сложные, полусложные
  12. эпидерма, пробка, корка
  13. устьица
  14. образовательная ткань
  15. колленхима, склеренхима, склереиды
  16. сосуды, трахеиды
  17.  ситовидные трубки и клетки-спутницы
  18. открытые, закрытые
  19. паренхима
  20. главный, боковые, придаточные
  21. корневые волоски
  22. корнеплоды, корнеклубни, воздушные и др.
  23. стебель, листья, почки
  24. удлиненные, укороченные
  25. соломина
  26. корневище, клубень, луковица
  27. параллельное, дуговое
  28. пальчатое, перистое, сетчатое
  29. колючки, усики, чешуи, семядоли, ловчие аппараты
  30. глюкоза, кислород



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

Дисциплина: Ботаника

Специальность:060301Фармация

Курс:II

                      Задание для самоконтроля по теме «Основные типы тканей»

Вставьте в предложения пропущенные слова.

  1. Тканью называется группа …, структурно и функционально взаимосвязанных друг с другом, сходных по …, … и выполняющих …  … в организме.
  2. … ткани состоят из одного вида клеток (например, колленхима, меристема), а сложные — из … по строению клеток, выполняющих кроме основных и … функции (эпидерма, ксилема, флоэма и др.).
  3. Образовательные ткани, или …, являются эмбриональными тканями. Благодаря долго сохраняющейся способности к … меристемы участвуют в образовании всех постоянных … и тем самым формируют растение, а также определяют его длительный ….
  4. Клетки … ткани тонкостенные, многогранные, плотно сомкнутые, с густой цитоплазмой, с крупным ядром и очень … вакуолями.
  5. По расположению в теле растения различают …, боковые , вставочные и … меристемы.
  6. Покровные ткани располагаются на … всех … растения. Они выполняют главным образом … функцию —от … повреждений, проникновения …, резких … температуры, излишнего ….
  7. В зависимости от происхождения различают три группы … тканей —…, перидерму и корку.
  8. Эпидерма (…) — первичная покровная ткань, расположенная на поверхности … и молодых … стеблей.
  9. Эпидерма  состоит из …слоя …, плотно сомкнутых клеток, не имеющих хлоропластов.
  10. Оболочки клеток эпидермы прочно ….
  11. … поверхность клеток эпидермы часто покрыта … или восковым налетом, что является дополнительным … приспособлением.
  12. В эпидерме листьев и зеленых стеблей имеются …, которые регулируют транспирацию и … растения.
  13. Перидерма — вторичная …ткань стеблей и …, сменяющая эпидермис у многолетних (реже однолетних) растений.
  14. Образование перидермы связано с деятельностью … (пробкового камбия), клетки которого делятся и дифференцируются наружу в … (феллему), а  внутрь — в слой живых паренхимных клеток (…).
  15. Пробка, феллоген и феллодерма составляют ….
  16. Клетки пробки пропитаны жироподобным веществом — … —и не пропускают воду и воздух, поэтому содержимое клетки отмирает и она заполняется ….
  17. Для газообмена и … живых тканей, лежащих под пробкой, в ней имеются особые образования —…; это разрывы,  заполненные … расположенными клетками.
  18. Корка образуется у … и кустарников на смену ….
  19. Толстая … служит более надежной … для растения, чем пробка.
  20. … ткани обеспечивают передвижение … и растворенных в ней … веществ по растению.
  21.  Различают два вида проводящей ткани — … (древесину) и … (луб).
  22. Ксилема —это главная водопроводящая ткань высших … растений, обеспечивающая … ток.
  23. В состав ксилемы входят … и …, древесинная паренхима и … ткань.
  24. … представляют собой узкие, сильно вытянутые в длину мертвые клетки с заостренными концами и одревесневшими оболочками.
  25. У … растений наряду с трахеидами имеются трахеи (сосуды).
  26. Оболочки сосудов пропитываются … и придают стеблю дополнительную ….
  27. В зависимости от характера …оболочек  различают трахеи кольчатые, спиральные, лестничные и др.
  28. Флоэма проводит …вещества, синтезированные в …, ко всем органам растения (нисходящий ток).
  29. Флоэма  является … тканью и состоит из … … с клетками-спутницами, паренхимы и механической ткани.
  30. Ситовидные трубки образованы … клетками, расположенными одна над другой, поперечные стенки которых пронизаны мелкими ….
  31.  Ксилема и флоэма находятся в тесном взаимодействии друг с другом и образуют в органах растения особые комплексные группы — проводящие ….

  1. … ткани обеспечивают … органов растений, они составляют каркас, поддерживающий все органы растений, противодействуя их излому, сжатию, разрыву.
  2.  Механические ткани наиболее развиты в стебле, где они представлены … и … волокнами.
  3. В зависимости от формы клеток, их строения, физиологического состояния и способа утолщения клеточных оболочек различают два вида механической ткани: … и ….
  4. Колленхима представлена … паренхимными клетками с … утолщенными оболочками, делающими их особенно хорошо приспособленными для укрепления молодых растущих органов.
  5. …состоит из вытянутых клеток с равномерно утолщенными, часто одревесневшими оболочками, содержимое которых отмирает на ранних стадиях.
  6. ... — это длинные тонкие клетки, обычно собранные в тяжи или пучки.
  7. … — это округлые мертвые клетки с очень толстыми одревесневшими оболочками, которыми  образованы семенная кожура, скорлупа орехов, косточки вишни, сливы, абрикоса.
  8. Основная ткань, или …, состоит из живых, обычно тонкостенных клеток, которые составляют основу органов.
  9. Основная ткань выполняет ряд функций, в связи с чем различают … (хлоренхиму), …, воздухоносную (…) и водоносную паренхиму.

Эталоны ответов

  1. Тканью называется группа клеток, структурно и функционально взаимосвязанных друг с другом, сходных по происхождению, строению и выполняющих определенные функции в организме.
  2. Простые ткани состоят из одного вида клеток (например, колленхима, меристема), а сложные — из различных по строению клеток, выполняющих кроме основных и дополнительные  функции (эпидерма, ксилема, флоэма и др.).
  3. Образовательные ткани, или меристемы, являются эмбриональными тканями. Благодаря долго сохраняющейся способности к делению меристемы участвуют в образовании всех постоянных тканей и тем самым формируют растение, а также определяют его длительный рост.
  4. Клетки образовательной  ткани тонкостенные, многогранные, плотно сомкнутые, с густой цитоплазмой, с крупным ядром и очень мелкими вакуолями.
  5. По расположению в теле растения различают верхушечные, боковые, вставочные и раневые (травматические) меристемы.
  6. Покровные ткани располагаются на поверхности всех органов  растения. Они выполняют главным образом защитную  функцию —от механических повреждений, проникновения микроорганизмов, резких перепадов температуры, излишнего испарения.
  7. В зависимости от происхождения различают три группы покровных  тканей —эпидерму, перидерму и корку.
  8. Эпидерма (кожица) — первичная покровная ткань, расположенная на поверхности листьев и молодых  зеленых стеблей.
  9. Эпидерма  состоит из одного слоя живых, плотно сомкнутых клеток, не имеющих хлоропластов.
  10. Оболочки клеток эпидермы прочно смыкаются.
  11. Наружная поверхность клеток эпидермы часто покрыта кутикулой или восковым налетом, что является дополнительным защитным приспособлением.
  12. В эпидерме листьев и зеленых стеблей имеются устьица, которые регулируют транспирацию и газообмен растения.
  13. Перидерма — вторичная покровная ткань стеблей и корней, сменяющая эпидермис у многолетних (реже однолетних) растений.
  14. Образование перидермы связано с деятельностью феллогена (пробкового камбия), клетки которого делятся и дифференцируются наружу в пробку (феллему), а  внутрь — в слой живых паренхимных клеток (фелодерму).
  15. Пробка, феллоген и феллодерма составляют перидерму.
  16. Клетки пробки пропитаны жироподобным веществом — суберином —и не пропускают воду и воздух, поэтому содержимое клетки отмирает и она заполняется воздухом.
  17. Для газообмена и транспирации  живых тканей, лежащих под пробкой, в ней имеются особые образования —чечевички; это разрывы,  заполненные рыхло расположенными клетками.
  18. Корка образуется у деревьев и кустарников на смену пробке.
  19. Толстая корка служит более надежной защитой для растения, чем пробка.
  20. Проводящие ткани обеспечивают передвижение воды и растворенных в ней питательных веществ по растению.
  21. Различают два вида проводящей ткани — ксилему (древесину) и флоэму (луб).
  22. Ксилема —это главная водопроводящая  ткань высших сосудистых растений, обеспечивающая восходящий ток.
  23. В состав ксилемы входят трахеиды и трахеи (сосуды), древесинная паренхима и механическая ткань.
  24. Трахеиды представляют собой узкие, сильно вытянутые в длину мертвые клетки с заостренными концами и одревесневшими оболочками.
  25. У покрытосеменных (сосудистых) растений наряду с трахеидами имеются трахеи (сосуды).
  26. Оболочки сосудов пропитываются лигнином и придают стеблю дополнительную прочность.
  27. В зависимости от характера утолщения оболочек  различают трахеи кольчатые, спиральные, лестничные и др.
  28. Флоэма проводит органические вещества, синтезированные в листьях, ко всем органам растения (нисходящий ток).
  29. Флоэма  является сложной тканью и состоит из ситовидных клеток с клетками-спутницами, паренхимы и механической ткани.
  30. Ситовидные трубки образованы живыми  клетками, расположенными одна над другой, поперечные стенки которых пронизаны мелкими отверстиями.
  31.  Ксилема и флоэма находятся в тесном взаимодействии друг с другом и образуют в органах растения особые комплексные группы — проводящие пучки.
  32. Механические ткани обеспечивают прочность органов растений, они составляют каркас, поддерживающий все органы растений, противодействуя их излому, сжатию, разрыву.
  33.  Механические ткани наиболее развиты в стебле, где они представлены лубяными  и древесинными волокнами.
  34. В зависимости от формы клеток, их строения, физиологического состояния и способа утолщения клеточных оболочек различают два вида механической ткани: колленхима и склеренхима.
  35. Колленхима представлена живыми паренхимными клетками с неравномерно утолщенными оболочками, делающими их особенно хорошо приспособленными для укрепления молодых растущих органов.
  36. Склеренхима состоит из вытянутых клеток с равномерно утолщенными, часто одревесневшими оболочками, содержимое которых отмирает на ранних стадиях.
  37. Волокна — это длинные тонкие клетки, обычно собранные в тяжи или пучки.
  38. Склереиды — это округлые мертвые клетки с очень толстыми одревесневшими оболочками, которыми  образованы семенная кожура, скорлупа орехов, косточки вишни, сливы, абрикоса.
  39. Основная ткань, или паренхима, состоит из живых, обычно тонкостенных клеток, которые составляют основу органов.
  40. Основная ткань выполняет ряд функций, в связи с чем различают ассимиляционную (хлоренхиму), запасающую, воздухоносную (аэренхиму) и водоносную паренхиму.



Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

ОДОБРЕН

Методическим советом

Протокол №___

от «___» _________2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

 ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

_________________________

«____» ______________2017 г.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ»

Составитель: Майорова М.Е.

Инструкция: Выберите один правильный ответ

1. ГЕНЫ, ЛОКАЛИЗОВАННЫЕ В ОДИНАКОВЫХ ЛОКУСАХ ГОМОЛОГИЧНЫХ ХРОМОСОМ И КОДИРУЮЩИЕ ОДИН И ТОТ ЖЕ ПРИЗНАК:        

1) доминантные

2) рецессивные

3) альтернативные

4) аллельные

   2. СОВОКУПНОСТЬ ГЕНОВ ДАННОГО ОРГАНИЗМА:        

1) фенотип

3) геном 

2) генотип

4) наследственность

3. СОВОКУПНОСТЬ ПРИЗНАКОВ ДАННОГО ОРГАНИЗМА:        

1) фенотип

2) генотип

3) геном

4) наследственность

4. ПРОЦЕСС ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ПРЕДКОВ В ПОКОЛЕНИЯХ:        

1) наследственность

2) изменчивость

3) наследование

4) изменение

5. ГЕН – ЭТО УЧАСТОК МОЛЕКУЛЫ ДНК, КОДИРУЮЩИЙ СТРУКТУРУ БЕЛКА:        

1) первичную

2) вторичную

3) третичную

4) четвертичную

   6. ХРОМОСОМА – ЭТО КОМПЛЕКС:

1)  ДНК и иммуноглобулинов

2) ДНК и гистонов

3) РНК и альбуминов

4) РНК и гистонов

7. ЖЕНСКИЙ ПОЛ ОБОЗНАЧАЕТСЯ ЗНАКОМ:        

1)

2) ϕ

3) Файл:Venus symbol.svg

4) ♂

8. ПЕРВЫЙ ЗАКОН Г. МЕНДЕЛЯ:        

1)  закон расщепления

2) закон независимого комбинирования генов

3) закон единообразия

4) закон сцепленного наследования

9. ВТОРОЙ  ЗАКОН Г. МЕНДЕЛЯ:        

1)  закон расщепления

2) независимого комбинирования генов

3) закон единообразия

4) закон сцепленного наследования

10. ГЕНЫ, ЛОКАЛИЗОВАННЫЕ В ОДНОЙ ХРОМОСОМЕ, ОБРАЗУЮТ ГРУППУ:        

1) наследования

2) расщепления

3) кроссинговера

4) сцепления

11. ОРГАНИЗМЫ С ГЕНОТИПОМ ВвММ ОБРАЗУЮТ ГАМЕТЫ:

1) ВвМ и ВМм

2) ВвМ и Ввм

3) ВМ и вММ

4) ВМ и вМ

12. ОРГАНИЗМЫ С ГЕНОТИПОМ  ААВвСС ОБРАЗУЮТ ГАМЕТЫ:

1) ААвС и АВС

2) АВСС и АвС        

3) АвС и АВС

4) АВС и АвСС

13. ОРГАНИЗМЫ С ГЕНОТИПОМ   ХНХНIBI0  ОБРАЗУЮТ ГАМЕТЫ:

1) ХНХН и IBI0

2) ХНIB и ХНI0

3) ХНХНIB и ХНХНI0

4)  ХНIBI0 и ХНIBI0

14. ЛЮДИ С ГЕНОТИПОМ  IBI0  ИМЕЮТ ГРУППУ КРОВИ:

1) I

2) II

3) III

4)  IV

15. ЛЮДИ С ГЕНОТИПОМ   IАI0  ИМЕЮТ ГРУППУ КРОВИ:

1) I

2) II

3) III

4)  IV

16. ЛЮДИ С ГЕНОТИПОМ   IАIВ   ИМЕЮТ ГРУППУ КРОВИ:

1)  I

2) II

3) III

4)  IV

17. ЛЮДИ С ГЕНОТИПОМ  IАIА  ИМЕЮТ ГРУППУ КРОВИ:

1) I

2) II

3) III

4)  IV

18. ЛЮДИ С ГЕНОТИПОМ   IВIВ   ИМЕЮТ ГРУППУ КРОВИ:

1) I

2) II

3) III

4)  IV

19. ЛЮДИ С ГЕНОТИПОМ   IОIО   ИМЕЮТ ГРУППУ КРОВИ:

1) I

2) II

3) III

4)  IV

20. РЕЗУС- КОНФЛИКТ МАТЕРИ И ПЛОДА ВОЗМОЖЕН, ЕСЛИ:

1) мать резус-положительна, плод резус-отрицателен

2) мать резус-отрицательна, плод резус-положителен

3) мать резус-отрицательна, отец резус-отрицателен

4) мать резус-положительна, отец резус-положителен

21. ЧАСТИ  ХРОМОСОМ, РАСХОДЯЩИЕСЯ ПРИ ДЕЛЕНИИ В РАЗНЫЕ КЛЕТКИ,

 НАЗЫВАЮТСЯ:

1) теломеры

2) центромеры

3) акросомы

4) хроматиды

22. САМОУДВОЕНИЕ ДНК НОСИТ НАЗВАНИЕ:

1) транскрипция

2) трансляция

3) репликация

4) конъюгация

23. СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ХРОМОСОМ ОРГАНИЗМА:

1) геном

2) генофонд

3) генотип

4) кариотип

24. ОБОЗНАЧЕНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЫ КРОВИ ПО СИСТЕМЕ АВО:

1) АА, АВ

2) АО, ВО

3) АА, АО

4) АВ, ОО

25. ОБОЗНАЧЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ КРОВИ ПО СИСТЕМЕ АВО:

1) АА, АВ

2) АО, ВО

3) ВВ, ВО

4) АВ, ОО

26. ЧАСТЬ ХРОМОСОМЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ТОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ХРОМАТИД К

 ПОЛЮСАМ ДЕЛЯЩЕЙСЯ КЛЕТКИ:

1) центросома

2) полисома

3) центромера

4) пероксисома

27. ПЕРИОД МЕЖДУ ДЕЛЕНИЯМИ КЛЕТКИ НОСИТ НАЗВАНИЕ:

1) метафаза

2) анафаза

3) телофаза

4) интерфаза

28. ГУАНИНУ В ДНК КОМПЛЕМЕНТАРЕН:

1) цитозин

2) аденин

3) тимин

4) урацил

29. ТИМИНУ В ДНК КОМПЛЕМЕНТАРЕН:

1) цитозин

2) аденин

3) тимин

4) урацил

30. ПЕРЕНОС ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ ДНК НА И-РНК:

1) трансляция

2)  репликация

3) транскрипция

4) биосинтез

31. В СОСТАВ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ ВХОДЯТ ОСТАТКИ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ КИСЛОТЫ:

1) азотной

2) соляной

3) серной

4) фосфорной

32. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ ОРГАНИЗМОВ КОДИРУЕТСЯ ОДИНАКОВО,

 ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД:

1) однозначен

2) универсален

3) триплетен

4) комплементарен

33. РАСЩЕПЛЕНИЕ ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ГОМОЗИГОТНЫХ ОСОБЕЙ (МОНОГИБРИДНОЕ

СКРЕЩИВАНИЕ):

1) 1:3

2) 1:1

3) 1:2

4) отсутствует

34. РАСЩЕПЛЕНИЕ ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ГЕТЕРОЗИГОТНЫХ ОСОБЕЙ ПРИ ПОЛНОМ

ДОМИНИРОВАНИИ (МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ):

1) 1:3

2) 1:1

3) 9:3:3:1

4) 1:2:1

35. РАСЩЕПЛЕНИЕ ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ГЕТЕРОЗИГОТНЫХ ОСОБЕЙ (ДИГИБРИДНОЕ

 СКРЕЩИВАНИЕ):

1) 1:3

2) 1:1

3) 9:3:3:1

4) 1:2:1

36. РАСЩЕПЛЕНИЕ ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ГОМОЗИГОТНЫХ ОСОБЕЙ (ДИГИБРИДНОЕ

 СКРЕЩИВАНИЕ):

1) 1:3

2) отсутствует

3) 9:3:3:1

4) 1:2:1

37. ГОМОЗИГОТЫ ОБРАЗУЮТ СЛЕДУЮЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТИПОВ ГАМЕТ:

1) 4

2) 3

3) 2

4) 1

38. ГЕТЕРОЗИГОТЫ ОБРАЗУЮТ СЛЕДУЮЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТИПОВ ГАМЕТ:

1) 4

2) 3

3) 2

4) 1

39. ДИГОМОЗИГОТЫ ОБРАЗУЮТ СЛЕДУЮЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТИПОВ ГАМЕТ:

1) 4

2) 3

3) 2

4) 1

40. ДИГЕТЕРОЗИГОТЫ ОБРАЗУЮТ СЛЕДУЮЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТИПОВ ГАМЕТ:

1) 4

2) 3

3) 2

4) 1

41. НАУКА ОБ УЛУЧШЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА:

1) евгеника

2) расизм

3) генетика

4) эмбриология

42. КАРИОТИП НОРМАЛЬНОГО МУЖЧИНЫ:

1) 48, ХУ

2) 49, ХУ

3) 46, ХУ

4) 46, ХХ

43. КАРИОТИП НОРМАЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЫ:

1) 48, ХХ

2) 46, ХХ

3) 46, ХУ

4) 47, ХУ

44. ДЛЯ АЛЬБИНИЗМА ХАРАКТЕРНО ОТСУТСТВИЕ:

1) глазных яблок

2) меланина

3) фенилаланина

4) инсулина

45. БЛИЗКОРОДСТВЕННЫЕ БРАКИ ЗАПРЕЩЕНЫ ВО МНОГИХ СТРАНАХ, Т.К. ПОВЫШАЮТ

РИСК РОЖДЕНИЯ:

1) гетерозиготного носителя мутантного гена

2) гомозиготного больного

3) гомозиготного здорового

4) сиамских близнецов

46. ЗАБОЛЕВАНИЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В КАЖДОМ ПОКОЛЕНИИ ТОЛЬКО У МУЖЧИН ПРИ

ТИПЕ НАСЛЕДОВАНИЯ:

1) аутосомно-доминантном

2) аутосомно-рецессивном

3) Х - сцепленном

4) У - сцепленном

47. ДОМИНАНТНЫЙ ГЕН ПРОЯВЛЯЕТСЯ:

1) только в гомозиготном состоянии

2) только в гетерозиготном состоянии

3) в гомозиготном и в гетерозиготном состоянии

4) только при сцеплении с У-хромосомой

48. РЕЦЕССИВНЫЙ ГЕН ПРОЯВЛЯЕТСЯ:

1) только в гомозиготном состоянии

2) только в гетерозиготном состоянии

3) в гомозиготном и в гетерозиготном состоянии

4) только при сцеплении с Х-хромосомой

49. ПРИ АУТОСОМНО - ДОМИНАНТНОМ ТИПЕ НАСЛЕДОВАНИЯ:

1) больные встречаются в каждом поколении; у больных родителей рождается больной

ребенок

2) больные встречаются через поколение; у больных родителей рождается больной ребенок

3) больные встречаются через поколение; у больных родителей рождается здоровый ребенок

4) больные встречаются через поколение; у здоровых  родителей рождается больной ребенок

50. ПРИ АУТОСОМНО - РЕЦЕССИВНОМ ТИПЕ НАСЛЕДОВАНИЯ:

1) больные встречаются в каждом поколении; у больных родителей рождается больной ребенок

2) больные встречаются через поколение; у больных родителей рождается больной ребенок

3) больные встречаются в каждом поколении; у больных родителей рождается здоровый ребенок

4) больные встречаются через поколение; у здоровых  родителей рождается больной ребенок

                                  Эталоны ответов на задания в тестовой форме

1.4

2.2

3.1

4.3

5.1

6.2

7.3

8.3

9.1

10.4

11.4

12.3

13.2

14.3

15.2

16.4

17.2

18.3

19.1

20.2

21.4

22.3

23.4

24.3

25.3

26.3

27.4

28.1

29.2

30.3

31.4

32.2

33.4

34.4

35.3

36.2

37.4

38.3

39.4

40.1

41.1

42.3

43.2

44.2

45.2

46.4

47.3

48.1

49.1

50.4



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

Рассмотрено

на заседании цикловой комиссии

специальных дисциплин

Протокол № 5  от  07. 12.  2013.

Председатель цикловой  комиссии

Устинова О. С.

Составитель: Майорова М.Е.

Дисциплина:  Ботаника

Курс: II

Семестр: III

Критерии оценок

«5» - 30 – 28 правильных        

               ответов

«4» - 27 – 25 правильных

               ответов

«3» - 24 – 22 правильных

               ответов

«2» - 22 и менее

Временной режим 30 мин.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебной работе

Снигирева Т. М.

______________

М. П. 

Вопросы для среза знаний

  1. Из каких основных частей состоит оптическая часть микроскопа? (объективы, окуляры)
  2. При каком увеличении микроскопа изучают растительные клетки? (при малом и при большом)
  3. Какие группы клеток по форме можно выделить в растительных организмах? (прозенхимные, паренхимные)
  4. Какие пластиды входят в состав растительных клеток? (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты)
  5. Какие структуры растительной клетки содержат клеточный сок? (вакуоли)
  6. Какой полимер входит в состав растительных клеток? (целлюлоза)
  7. Какие химические вещества содержатся в большом количестве в коре дуба и имеют вяжущий вкус? (дубильные вещества)
  8. Как называются вещества, придающие окраску частям растения? (пигменты)
  9. Какие вещества являются запасными в растительных организмах? (белки, жиры, углеводы)
  10. Какое вещество выводится из организма растений в виде кристаллов? (оксалат кальция)
  11. Какими по  форме могут быть крахмальные зерна? (простые, сложные, полусложные)
  12. Какие ткани относятся к покровным? (эпидерма, пробка, корка)
  13. Какие структуры, расположенные в эпидерме, выполняют функции газообмена и дыхания? (устьица)
  14. Какой тип ткани обеспечивает рост растения? (образовательная ткань)
  15. Какие типы механической ткани вам известны? (колленхима, склеренхима, склереиды)
  16. Какие элементы проводящей ткани обеспечивают восходящий ток в растении? (сосуды, трахеиды)
  17.  Какие элементы проводящей ткани обеспечивают нисходящий ток в растении? (ситовидные трубки и клетки-спутницы)
  18. На какие виды можно разделить сосудисто-волокнистые пучки в зависимости от наличия в них камбия? (открытые, закрытые)
  19. Как называется основная ткань растений? (паренхима)
  20. Какие типы корней можно выделить в растениях? (главный, боковые, придаточные)
  21. Какие клетки характерны для зоны всасывания корня? (корневые волоски)
  22. Какие видоизменения корней встречаются у растений? (корнеплоды, корнеклубни, воздушные и др.)
  23. Какие  части растения образуют побег? (стебель, листья, почки)
  24. Какие типы побегов по степени развития междоузлий выделяются у растений? (удлиненные, укороченные)
  25. Как называется полый стебель злаков? (соломина)
  26. Какие подземные видоизменения побегов встречаются у растений? (корневище, клубень, луковица)
  27. Какие формы жилкования выделяются у листьев однодольных растений? (параллельное, дуговое)
  28. Какие формы жилкования выделяются у листьев двудольных растений? (пальчатое, перистое, сетчатое)
  29. Какие видоизменения листьев встречаются у растений? (колючки, усики, чешуи, семядоли, ловчие аппараты)
  30. Какие вещества образуются в результате фотосинтеза? (глюкоза, кислород)

Эталоны ответов

  1. объективы, окуляры
  2. при малом и при большом
  3. прозенхимные, паренхимные
  4. хлоропласты, хромопласты, лейкопласты
  5. вакуоли
  6. целлюлоза
  7. дубильные вещества
  8. пигменты
  9. белки, жиры, углеводы
  10. оксалат кальция
  11. простые, сложные, полусложные
  12. эпидерма, пробка, корка
  13. устьица
  14. образовательная ткань
  15. колленхима, склеренхима, склереиды
  16. сосуды, трахеиды
  17.  ситовидные трубки и клетки-спутницы
  18. открытые, закрытые
  19. паренхима
  20. главный, боковые, придаточные
  21. корневые волоски
  22. корнеплоды, корнеклубни, воздушные и др.
  23. стебель, листья, почки
  24. удлиненные, укороченные
  25. соломина
  26. корневище, клубень, луковица
  27. параллельное, дуговое
  28. пальчатое, перистое, сетчатое
  29. колючки, усики, чешуи, семядоли, ловчие аппараты
  30. глюкоза, кислород



Предварительный просмотр:

Метод контроля: Химический диктант

Тема: Титриметрический метод анализа

Инструкция: Вставьте недостающие термины в предложения

  1. Количественное определение вещества производится по … раствора известной …, затраченного на реакцию с определенным веществом.
  2. Объемы растворов, количественно реагирующих между собой, обратно пропорциональны …   …  этих растворов.
  3. Титрант – это …  раствор, с помощью которого проводится ….
  4. Количество реактива должно быть … количеству определяемого вещества.
  5. При … идущих реакциях почти невозможно фиксировать … эквивалентности.
  6. В основе кислотно-основного метода титриметрического анализа лежит реакция ….
  7. Объем рабочего раствора измеряется ….
  8. Титры … растворов нужно устанавливать в таких же …, в каких будет выполняться анализ.
  9. Концентрацию рабочего раствора выражают через … или через ….
  10. Нормальность выражается числом …в … … раствора.
  11. Титр раствора определяется … растворенного вещества, содержащегося в 1 … раствора.
  12. Состав установочного вещества должен строго соответствовать его …  ….
  13. Для получения титрованных  растворов используют …  …  … с точными навесками реактивов – фиксанали.
  14. Чем точнее определяется точка …, тем …результат анализа.
  15. Когда из бюретки прибавлено столько рабочего раствора, что наблюдается заметное … окраски титруемого раствора, считается, что достигнута точка … титрования.
  16. Вся посуда,  используемая для титриметрического анализа,  должна быть тщательно вымыта … смесью, простой водой и несколько раз ополоснута …водой.
  17. Нормальную концентрацию подсчитывают с точностью до … десятичного  знака.
  18. Для определения конца реакции применяют особые реактивы – ….
  19. При … титровании происходит реакция между определяемым веществом и  рабочим раствором.
  20. Метод … основан на реакциях окисления-восстановления.

Эталоны ответов:

  1. Количественное определение вещества производится по объему раствора известной концентрации, затраченного на реакцию с определенным веществом.
  2. Объемы растворов, количественно реагирующих между собой, обратно пропорциональны нормальным концентрациям этих растворов.
  3. Титрант – это рабочий раствор, с помощью которого проводится титрование.
  4. Количество реактива должно быть эквивалентно количеству определяемого вещества.
  5. При медленно идущих реакциях почти невозможно фиксировать точку эквивалентности.
  6. В основе кислотно-основного метода титриметрического метода анализа лежит реакция нейтрализации.
  7. Объем рабочего раствора измеряется бюреткой.
  8. Титры рабочих растворов нужно устанавливать в таких же условиях, в каких будет выполняться анализ.
  9. Концентрацию рабочего раствора выражают через нормальность или через титр.
  10. Нормальность выражается числом эквивалентов в 1 литре раствора.
  11. Титр раствора определяется массой растворенного вещества, содержащегося в 1 мл раствора.
  12. Состав установочного вещества должен строго соответствовать его химической формуле.
  13. Для получения титрованных  растворов используют запаянные стеклянные ампулы с точными навесками реактивов – фиксанали.
  14. Чем точнее определяется точка эквивалентности, тем точнее результат анализа.
  15. Когда из бюретки прибавлено столько рабочего раствора, что наблюдается заметное изменение окраски титруемого раствора, считается, что достигнута точка конца титрования.
  16. Вся посуда,  используемая для титриметрического анализа,  должна быть тщательно вымыта хромовой смесью, простой водой и несколько раз ополоснута дистиллированной водой.
  17. Нормальную концентрацию подсчитывают с точностью до четвертого десятичного  знака.
  18. Для определения конца реакции применяют особые реактивы – индикаторы.
  19. При прямом титровании происходит реакция между определяемым веществом и  рабочим раствором.
  20. Метод оксидиметрии основан на реакциях окисления-восстановления.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

РАССМОТРЕНО и  УТВЕРЖДЕНО

на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин

Протокол     №              от                       2012 г.            

Председатель комиссии             Керницкая Л.Н.

Составитель                        Майорова М.Е.,

                                             Когтева Н.В.

                                  АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема: Методы кислотно-основного титрования

Тип занятия: теоретическое

Актуализация знаний студентов (проверочная работа).

Временной режим: 20 мин.

Вариант 1

Задание 1.  Раскройте понятия: 

А) Алкалиметрия

В) Хромофоры

Ж) Область перехода индикатора

Задание 2. Установите соответствие между рабочим раствором и раствором для установления его титра.

Рабочий раствор

Раствор для установления титра

А- NaOH

Б- НCl

1.H2C4H4O4

2. НCl

3.0,1 н. р-р кислоты из фиксанала

4.Na2B4O7.10Н2О

5. H2SO4

6. Н2С2О4.2О

7.х.ч.Na2CO3

8.КОН

Задание 3. Закончите уравнение реакции. Охарактеризуйте процесс, отвечая на вопросы:

НCl + … = …+  Н2О

  1. Какой процесс происходит?
  2. Сколько образуется слабых электролитов? Назовите их.
  3. Какую среду имеет образовавшаяся соль? Почему вы так считаете?
  4. Обратима ли реакция? Почему вы так считаете?
  5. Чему равен рН среды в точке эквивалентности?

Задание 4. Объясните  изменение окраски индикатора согласно теории  В. Оствальда, иcпользуя схему.

HInd   +              =                       +      

        

Задание 5. Выберите среди изображенных групп атомов ауксохромы. Назовите их, дайте определение.

А)  –N=N–;  Б) –N

           О

В)  –NH2;  Г) –ОН;  Д) =N–NH–

Задание 6. В каком из перечисленных титрований точка эквивалентности соответствует рН=7,0? Объясните свой выбор.

А) CH3COOH + KOH

Б) NH4OH +H2SO4

В) H2SO4 + KOH

Г) HCl + KOH

Д) NH4Cl + NaOH

E) NH4OH + CH3COOH

Задание 7.  Установите соответствие между рабочим раствором и определяемым веществом.

Рабочий раствор

Определяемое вещество

А- NaOH

Б- HCl

1. Na2B4O7.10Н2О

2. H2SO4

3. Н2С2О4

4.Гексаметилентетраамин

5. CH3COONa

6. CH3COOH

7. КJ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

РАССМОТРЕНО и  УТВЕРЖДЕНО

на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин

Протокол     №              от                       2012 г.            

Председатель комиссии             Керницкая Л.Н.

Составитель                        Майорова М.Е.,

                                             Когтева Н.В.

                                  АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема: Методы кислотно-основного титрования

Тип занятия: теоретическое

Актуализация знаний студентов (проверочная работа).

Временной режим: 20 мин.

Вариант 2

Задание 1.  Раскройте понятия: 

А) Ацидиметрия

Б) Таутомеры

В) Показатель титрования

Задание 2.  Установите соответствие между рабочим раствором и раствором для установления его титра.

Рабочий раствор

Раствор для установления титра

А- H2SO4

Б- КOH

1.H2C4H4O4

2. НCl

3.0,1 н. р-р кислоты из фиксанала

4.Na2B4O7.10Н2О

5. H2SO4

6. Н2С2О4.2О

7.х.ч.Na2CO3

8.КОН

Задание 3.  Закончите уравнение реакции. Охарактеризуйте процесс, отвечая на вопросы.

… + NaOH = … + Н2О

  1. Какой процесс происходит?
  2. Сколько образуется слабых электролитов? Назовите их.
  3. Какую среду имеет образовавшаяся соль? Почему вы так считаете?
  4. Обратима ли реакция? Почему вы так считаете?
  5. Чему равна среда в точке эквивалентности?

Задание 4.  Объясните  изменение окраски индикатора согласно теории  В. Оствальда, иcпользуя схему.

IndОН +              =                       +      

        

Задание 5.  Выберите среди изображенных групп атомов хромофоры. Назовите их, дайте определение.

А)  –N=N–;  Б) –N         О;    В)  –NH2;    Г) –ОН;    Д) =N–NH– О

Задание 6.  В каком из перечисленных титрований точка эквивалентности соответствует рН 7,0? Объясните свой выбор.

А) CH3COOH + KOH

Б) NH4OH +H2SO4

В) H2SO4 + KOH

Г) HCl + KOH

Д) NH4Cl + NaOH

E) NH4OH + CH3COOH

Задание 7. Установите соответствие между методом кислотно-основного титрования и используемым индикатором.

Метод

Индикатор

А- Алкалиметрия

Б- Ацидиметрия

1.Эриохром черный Т

2. Флуоресцеин

3.Фенолфталеин

4.Метиловый оранжевый

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

РАССМОТРЕНО и  УТВЕРЖДЕНО

на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин

Протокол     №              от                       2012 г.            

Председатель комиссии             Керницкая Л.Н.

Составитель                        Майорова М.Е.,

                                             Когтева Н.В.

                                  АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема: Методы кислотно-основного титрования

Тип занятия: теоретическое

Актуализация знаний студентов (проверочная работа).

Временной режим: 20 мин.

Вариант 3

Задание 1.  Раскройте понятия:

А) Хромофоры

Б) Ауксохромы

В) Область перехода индикатора

Задание 2.  Установите соответствие между рабочим раствором и раствором для установления его титра.

Рабочий раствор

Раствор для установления титра

А- щелочь

Б- кислота

1.H2C4H4O4

2. НCl

3.0,1 н. р-р кислоты из фиксанала

4.Na2B4O7.10Н2О

5. H2SO4

6. Н2С2О4.2О

7.х.ч.Na2CO3

8.КОН

Задание 3.  Закончите уравнение реакции. Охарактеризуйте процесс, отвечая на вопросы.

NH4OH + … = … + Н2О

  1. Какой процесс происходит?
  2. Сколько образуется слабых электролитов? Назовите их.
  3. Какую среду имеет образовавшаяся соль? Почему вы так считаете?
  4. Обратима ли реакция? Почему вы так считаете?
  5. Чему равен показатель концентрации ионов водорода  в точке эквивалентности?

Задание 4.  Иcпользуя схему, объясните  изменение окраски индикатора согласно ионной теории.

? Ind   +              =                       +      

        

Задание 5.  Выберите среди изображенных групп атомов таутомеры. Назовите их, дайте определение.

А)  –N=N–;  Б) –N          ;    В)  –NH2;   Г) –ОН;   Д) =N–NH–

           О 

Задание 6.  В каком из перечисленных титрований точка эквивалентности соответствует рН 7,0? Объясните свой выбор.

А) CH3COOH + KOH

Б) NH4OH +H2SO4

В) H2SO4 + KOH

Г) HCl + KOH

Д) Na2CO3 + HCl

E) NH4OH + CH3COOH

Задание 7. Установите соответствие между титрантом и используемым индикатором.

Метод

Индикатор

А- HCl

Б- NaOH

1.Эозин

2. Кислотный хром темно-синий

3.Фенолфталеин

4.Метиловый оранжевый

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

РАССМОТРЕНО и  УТВЕРЖДЕНО

на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин

Протокол     №              от                       2012 г.            

Председатель комиссии             Керницкая Л.Н.

Составитель                        Майорова М.Е.,

                                             Когтева Н.В.

                                  АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема: Методы кислотно-основного титрования

Тип занятия: теоретическое

Актуализация знаний студентов (проверочная работа).

Временной режим: 20 мин.

Вариант 4

Задание 1.  Раскройте понятия:

А) Алкалиметрия

Д) Таутомерия

Ж) Область перехода индикатора

Задание 2.  Установите соответствие между рабочим раствором и раствором для установления его титра.

Рабочий раствор

Раствор для установления титра

А- кислота

Б- щелочь

1.H2C4H4O4

2. НCl

3.0,1 н. р-р кислоты из фиксанала

4.Na2B4O7.10Н2О

5. H2SO4

6. Н2С2О4.2О

7.х.ч.Na2CO3

8.КОН

Задание 3.  Закончите уравнение реакции. Охарактеризуйте процесс, отвечая на вопросы.

Н2SO4 + … = …+  Н2О

  1. Какой процесс происходит?
  2. Сколько образуется слабых электролитов? Назовите их.
  3. Какую среду имеет образовавшаяся соль? Почему вы так считаете?
  4. Обратима ли реакция? Почему вы так считаете?
  5. Чему равна среда в точке эквивалентности?

Задание 4.  Иcпользуя схему, объясните  изменение окраски индикатора. Какая теория  проиллюстрирована?

HInd  +              =                       +      

        

Задание 5.  Выберите среди изображенных групп атомов хромофоры, являющиеся  таутомерами. Назовите их, дайте определение.

А)  –N=N–;  Б) –N          О ;       В)  –NH2;  Г) –ОН;  Д) =N–NH–

           

Задание 6.  В каком из перечисленных титрований точка эквивалентности не соответствует рН=7,0? Объясните свой выбор.

А) CH3COOH + KOH

Б) NH4OH +H2SO4

В) H2SO4 + KOH

Г) HCl + KOH

Д) Na2CO3 + HCl

E) NH4OH + CH3COOH

Задание 7.  Установите соответствие между рабочим раствором и раствором и определяемым веществом.

Рабочий раствор

Раствор для установления титра

А- H2SO4

Б- KOH

1. НCl

2. NaОН

3. Na2CO3

4.NH4Cl

5. NaBr

6. H2C4H4O4



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

РАССМОТРЕНО и  УТВЕРЖДЕНО

на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин

Протокол     №              от                       2013 г.            

Председатель комиссии             Керницкая Л.Н.

Составители:         Когтева Н.В., Майорова М.Е.

                                  АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема: Иодометрия

Тип занятия: лабораторное

Актуализация знаний студентов.

Временной режим: 20 мин.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие  химические реакции лежат в основе иодометрии?
  2. Какие окислители можно определить методом иодометрии?
  3. В какой среде происходит определение окислителей?
  4. Что является титрантом при определении окислителей?
  5. Как рассчитывают  количество определяемого окислителя?
  6. Что служит исходным веществом для определения титра тиосульфата натрия?
  7. Почему нельзя титровать окислители непосредственно тиосульфатом натрия?
  8. Какое вещество является заместителем при иодометрии?
  9. Что является индикатором в методе иодометрии? В чем его особенности?
  10. При какой температуре следует проводить титрование при определении окислителей? Почему?
  11. В каком количестве следует применять иодид калия при определении окислителей? Почему?
  12. Как быстро следует приступать к титрованию при определении окислителей?
  13. Какие восстановители можно определить методом иодометрии?
  14. В какой среде происходит определение восстановителей? Каким путем создается  эта среда?
  15. Что является титрантом при определении восстановителей?
  16. Что служит исходным веществом для определения титра раствора иода при определении восстановителей?
  17. Какой способ титрования используют при  определении восстановителей?
  18. В чем преимущество иодометрии по сравнению с другими титриметрическими методами?  Какая концентрация рабочих растворов используется при иодометрии?

Эталоны ответов

  1. Какие  химические реакции лежат в основе иодометрии?

I2+2e→2I¯

2I¯ - 2e→ I2

  1. Какие окислители можно определить методом иодометрии?

(перманганаты, дихроматы, соли меди (II), соли железа (III), свободные галогены)

  1. К какой среде происходит определение окислителей? (в кислой)
  2. Что является титрантом при определении окислителей? (тиосульфат натрия точно известной концентрации)
  3. Как  рассчитывают  количество определяемого окислителя? (количество окислителя эквивалентно количеству тиосульфата, пошедшего на титрование иода)
  4. Что служит исходным веществом для определения титра тиосульфата натрия? (дихромат калия)
  5. Почему нельзя титровать окислители непосредственно тиосульфатом натрия? (невозможно фиксировать точку эквивалентности)
  6. Какое вещество является заместителем при иодометрии? (иод)
  7. Что является индикатором в методе иодометрии? В чем его особенности? (раствор крахмала; чувствительный и специфический индикатор, образует с иодом адсорбционное соединение синего цвета)
  8. При какой температуре следует проводить титрование при определении окислителей? Почему? (на холоду, т.к. при нагревании иод может частично улетучиться и понижается чувствительность крахмала)
  9. В каком количестве следует применять иодид калия при определении окислителей? Почему? (значительный избыток иодида калия, т.к. это способствует растворению выделившегося при реакции иода, растворимость которого в воде мала)
  10. Как быстро следует приступать к титрованию при определении окислителей? (по истечении некоторого времени после прибавления окислителя, т.к. скорость реакции между иодидом калия  и окислителем мала)
  11. Какие восстановители можно определить методом иодометрии? ( сульфиты, сульфиды, хлорид олова(II))
  12. К какой среде происходит определение восстановителей? Каким путем создается  эта среда? (в очень слабощелочной рН<8,0; прибавление раствора  гидрокарбоната натрия к раствору, имеющему нейтральную или слабокислую среду)
  13. Что является титрантом при определении восстановителей? (раствор иода)
  14. Что служит исходным веществом для определения титра раствора иода при определении восстановителей? (оксид мышьяка (III), который растворяют  в щелочи и получают арсенит AsO2¯)
  15. Какой способ титрования используют при  определении восстановителей? (обратное; прямое не используют, т.к. титруемый восстановитель во время титрования частично окисляется кислородом воздуха, кроме того, когда титруемого восстановителя становится мало, реакция между ним и иодом идет медленно и крахмал окрашивается раньше достижения точки эквивалентности)
  16. В чем преимущество иодометрии по сравнению с другими титриметрическими методами?  Какая концентрация рабочих растворов используется при иодометрии?

(использование рабочих растворов со значительно меньшей концентрацией, чем в других методах -  от 0,1 до 0,01н., т.к. крахмал чувствителен к иоду и  происходит резкое исчезновение синей окраски в точке эквивалентности)



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

РАССМОТРЕНО и  УТВЕРЖДЕНО

на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин

Протокол     №              от                       2013 г.            

Председатель комиссии             Керницкая Л.Н.

Составители:         Когтева Н.В., Майорова М.Е.

                                  АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема: Определение массовой доли стрептоцида в растворе методом нитритометрии и броматометрии.

Тип занятия: лабораторное

Актуализация знаний студентов.

Временной режим: 20 мин.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова:

  1. Метод нитритометрии основан на реакциях … и окисления-восстановления.
  2. Метод нитритометрии используется для количественного определения соединений, содержащих ароматические … и ….
  3. … в методе нитритометрии является нитрит натрия.
  4. Рабочий раствор в методе нитритометрии готовят по … навеске и … его устанавливают.
  5. Для установки титра нитрита натрия используют раствор …  ….
  6. Перманганат калия окисляет … в сернокислой среде до ….
  7. Количество … перманганата калия определяют …,  добавляя в раствор иодид калия.
  8. Точку эквивалентности при … определениях  фиксируют с помощью … (иодкрахмальная бумага)  и … (тропеолин00) индикаторов.
  9.  В точке эквивалентности  окраска тропеолина00 переходит от … к … от одной  избыточной капли …  ….
  10. Определение лекарственных средств при титровании методом нитритометрии следует проводить в … среде.
  11. Определение лекарственных средств при титровании методом нитритометрии следует проводить  при температуре …, иногда при охлаждении до ….
  12. Определение белого … основано на  реакции …, проводимой в кислой среде.
  13. При определении белого стрептоцида используют способ … титрования без ….

Задание 2. Расположите действия при нитритометрических определениях в правильном порядке, используя их порядковые номера.

  1. Установление титра натрия нитрита.
  1. Количество непрореагировавшего перманганата калия определяют иодометрически, добавляя к раствору калия иодид.

2 KMnO4 + 10KI  + 8H2SO4 = 2MnSO4 +… +  6K2SO4 + …

  1. Перманганат калия окисляет нитрит в сернокислой среде до нитрата.

           5NaNO2 + … + …= 5 NaNO3 + 2MnSO4 + K2SO4 + 3H2O

  1. Нормальность раствора натрия нитрита рассчитывается по формуле:  

               Vх·Nх – Nу·V у

           NNaNO2 =       V NaNO2

                                                             

  1. Выделившийся  иод титруют натрия тиосульфатом.

              I2 + 2 Na2S2O3 = 2NaI +

                       

Закончите уравнения окислительно-восстановительных реакций, разберите их методом полуреакций. В формуле вместо обозначений «Х» и «У» вставьте необходимые  формулы веществ.

  1. Количественное определение белого стрептоцида.
  1. взвесить 1г калия бромида и перенести его в колбу для титрования
  2. добавить  в колбу для титрования 4 капли внутреннего индикатора тропеолина00и 5 мл соляной кислоты
  3. рассчитать   Э стр,   Т NaNO2/cтр,   X% стр
  1. титровать раствором  натрия нитрита пипеткой на 10 мл до неисчезающей желтой  окраски раствора от лишней капли титранта
  2. снять результаты, указать среднее значение
  3. навеску стрептоцида 1 мл перенести в колбу для титрования
  4. добавить 5 мл воды

Эталоны ответов

Задание 1. Вставьте пропущенные слова:

  1. Метод нитритометрии основан на реакциях диазотирования и окисления-восстановления.
  2. Метод нитритометрии используется для количественного определения соединений, содержащих ароматические аминогруппы и нитрогруппы.
  3. Рабочим раствором в методе нитритометрии является нитрит натрия.
  4. Рабочий раствор в методе нитритометрии готовят по приблизительной навеске и титр его устанавливают.
  5. Для установки титра нитрита натрия используют раствор перманганата калия.
  6. Перманганат калия окисляет нитрит в сернокислой среде до нитрата.
  7. Количество непрореагировавшего перманганата калия определяют иодометрически,  добавляя в раствор иодид калия.
  8. Точку эквивалентности при нитритометрических определениях  фиксируют с помощью внешних (иодкрахмальная бумага)  и внутренних (тропеолин00) индикаторов.
  9.  В точке эквивалентности  окраска тропеолина00 переходит от красной к желтой от одной  избыточной капли нитрита натрия.
  10. Определение лекарственных средств при титровании методом нитритометрии следует проводить в кислой среде.
  11. Определение лекарственных средств при титровании методом нитритометрии следует проводить  при температуре 18-20°С, иногда при охлаждении до .
  12. Определение белого стрептоцида основано на  реакции диазотирования, проводимой в кислой среде.
  13. При определении белого стрептоцида используют способ прямого титрования без разведения.

Задание 2. Расположите действия в правильном порядке, используя их порядковые номера:

  1. Установление титра натрия нитрита.
  1. Перманганат калия окисляет нитрит в сернокислой среде до нитрата.

5NaNO2 + 2 KMnO4 + 3H2SO4 = 5 NaNO3 + 2MnSO4 + K2SO4 + 3H2O

  1. Количество непрореагировавшего перманганата калия определяют иодометрически, добавляя к раствору калия иодид.
  1. KMnO4 + 10KI  + 8H2SO4 = 2MnSO4 +5I2 +  6K2SO4 + 8H2O
  1. Выделившийся  иод титруют натрия тиосульфатом.

I2 + 2 Na2S2O3 = 2NaI + Na2S4O6

  1. Нормальность раствора натрия нитрита рассчитывается по формуле:

                                     VKMnO4·NKMnO4 – NNa2S2O3·V Na2S2O3

 NNaNO2 =                          

                                          V NaNO2

                                                                       

Правильный ответ: 2 1 4 3

  1. Количественное определение белого стрептоцида.

6. навеску стрептоцида 1 мл перенести в колбу для титрования

7. добавить 5 мл воды

1. взвесить 1г калия бромида и перенести его в колбу для титрования

2. добавить  в колбу для титрования 4 капли внутреннего индикатора тропеолина00и 5 мл соляной кислоты (раствор окрашивается в малиновый цвет)

4. титровать раствором  натрия нитрита пипеткой на 10 мл до неисчезающей желтой  окраски раствора от лишней капли титранта

5. снять результаты, указать среднее значение

3. рассчитать   Э стр,   Т NaNO2/cтр,   X% стр

Правильный ответ: 6 7 1 2 4 5 3



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

РАССМОТРЕНО и  УТВЕРЖДЕНО

на заседании цикловой методической  комиссии общепрофессиональных дисциплин

Протокол     №              от                 2013 г.            

Председатель комиссии           Керницкая Л.Н.

Составитель                               Майорова М.Е.

       Основы микробиологии и иммунологии

Тема: Понятие об инфекции и инфекционном заболевании.

Тип занятия: комбинированное

Актуализация знаний и умений студентов (проверочная работа).

Временной режим: 15 мин. 

         Вариант 1.                          

Задание 1. Ответьте на вопросы:

  1. Какой характер взаимодействия между макро- и микроорганизмом лежит в основе инфекционного процесса?
  2. Какие стадии инфекционного заболевания выделяют? Укажите их особенности.
  3. На какие группы делят МО по степени их патогенности?

Задание 2. Охарактеризуйте основные пути передачи возбудителей воздушно-капельной инфекции. Приведите пример конкретных заболеваний, укажите меры профилактики.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

РАССМОТРЕНО и  УТВЕРЖДЕНО

на заседании цикловой методической  комиссии общепрофессиональных дисциплин

Протокол     №              от                 2013 г.            

Председатель комиссии           Керницкая Л.Н.

Составитель                               Майорова М.Е.

Основы микробиологии и иммунологии

Тема: Понятие об инфекции и инфекционном заболевании.

Тип занятия: комбинированное

Актуализация знаний и умений студентов (проверочная работа).

Временной режим: 15 мин. 

         Вариант 2.                          

Задание 1. Ответьте на вопросы:

  1. Какие неспецифические симптомы инфекционного заболевания  вам известны?
  2. Что такое патогенность? Каковы её критерии?
  3. Как  определяется вирулентность и патогенность в лабораторных условиях?

Задание 2. Охарактеризуйте основные пути передачи возбудителей фекально-оральной инфекции. Приведите пример конкретных заболеваний, укажите меры профилактики.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

РАССМОТРЕНО и  УТВЕРЖДЕНО

на заседании цикловой методической  комиссии общепрофессиональных дисциплин

Протокол     №              от                 2013 г.            

Председатель комиссии           Керницкая Л.Н.

Составитель                               Майорова М.Е.

Основы микробиологии и иммунологии

Тема: Понятие об инфекции и инфекционном заболевании.

Тип занятия: комбинированное

Актуализация знаний и умений студентов (проверочная работа).

Временной режим: 15 мин. 

         Вариант 3.                          

Задание 1. Ответьте на вопросы:

  1. Какие процессы происходят в организме человека в период разгара инфекционного заболевания?
  2. Что такое вирулентность? Каким является этот признак – видовым или штаммовым.
  3. Какие приспособления к защите от уничтожения организмом имеются у МО?

Задание 2. Охарактеризуйте кровяной механизм передачи инфекции. Приведите пример конкретных заболеваний, укажите меры профилактики.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

РАССМОТРЕНО и  УТВЕРЖДЕНО

на заседании цикловой методической  комиссии общепрофессиональных дисциплин

Протокол     №              от                 2013 г.            

Председатель комиссии           Керницкая Л.Н.

Составитель                               Майорова М.Е.

Основы микробиологии и иммунологии

Тема: Понятие об инфекции и инфекционном заболевании.

Тип занятия: комбинированное

Актуализация знаний и умений студентов (проверочная работа).

Временной режим: 15 мин. 

         Вариант 4.                          

Задание 1. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое  «источник инфекции», «механизм заражения», «путь передачи инфекции»? Какую роль в профилактике инфекций они играют?
  2. Что такое фагоцитоз? Какое значение для организма он имеет?
  3. Какие степени интенсивности эпидемического процесса вам известны? Приведите примеры заболеваний.

Задание 2. Охарактеризуйте контактный механизм передачи инфекции. Приведите пример конкретных заболеваний, укажите меры профилактики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства в свете требований новых ФГОС как средство оптимизации результатов образовательного процесса.

В статье рассматриваются виды и функции контрольно-оценочных средств, применяемых в образовательном процессе, который в настоящее время базируется  на  деятельностно-компетентностном подходе...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...

Статистика контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации на специальности углубленной подготовки 38.02.05 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров форма проведения оценочной процедуры – экзамен

Статистика контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации на специальности углубленной подготовки 38.02.05 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров форма пров...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...