Сенсорные системы. Органы чувств.
методическая разработка на тему
Цель внеаудиторной самостоятельной работы:
овладение знаниями, закрепление и систематизация знаний, формирование умений, развитие самостоятельности мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornye_sistemy.docx | 205.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ.
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»
(ГБПОУ ДЗМ «МК №2»)
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №4
Рабочая тетрадь
для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Дисциплина: ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Курс: 2
Преподаватель: Т.Н. Лебедева
Москва 2016 год
Тема: «Сенсорные системы. Органы чувств».
Цель внеаудиторной самостоятельной работы:
овладение знаниями, закрепление и систематизация знаний, формирование умений, развитие самостоятельности мышления.
После выполнения задания студент должен знать:
- Сенсорные системы.
- Строение глаза, периферический отдел, участок коры головного мозга
- Строение уха, отделы, рецепторный аппарат, слуховой нерв, кора
головного мозга
- Обонятельный (три отдела)
Уметь:
- Применять знания анатомии и физиологии при изучении клинических дисциплин.
- Решать клинические заметки и ситуационные задачи.
- Составлять обобщающие таблицы и графологические схемы.
Вид занятия - внеаудиторная самостоятельная работа студента:
- Работа с научной литературой для углубления знаний.
- Работа с конспектом лекций.
- Решения клинических задач и тестов.
38
Тема: «Анализаторы»
По И.П. Павлову - анализаторы состоят из трех отделов:
- орган чувств (рецепторный аппарат) - кодирует информацию;
- проводник - чувствительный путь;
- участок коры головного мозга, ответственный за анализ (декодирование) информации.
Орган слуха и равновесия - ухо.
Ухо состоит из трех отделов:
1.
2.
3.
(Найдите на рисунке эти отделы)
Наружное ухо образовано двумя частями:
2.
На ушной раковине найдите: завиток, противозавиток, козелок, противокозелок. Наружний слуховой проход длиной 3,5 см, d - 9 мм имеет хрящевую и костную основы.
Среднее ухо - это барабанная полость, имеет форму куба. Стенки барабанной полости:
Наружная
Передняя
Внутренняя
Другие
39
В барабанной полости находятся три слуховые косточки, которые связаны суставами.
Назовите слуховые косточки и найдите их на рисунке:
Внутреннее ухо состоит из трех отделов. Назовите их и определите по рисунку:
1
1.
Внутреннее ухо состоит из костного лабиринта и перепончатого лабиринта (внутри костного). В перепончатом лабиринте циркулирует жидкость - эндолимфа, а между костным и перепончатым лабиринтом - перелимфа. Полукружные каналы (костные), их три и расположены они в трех взаимноперпендикулярных плоскостях.
На внутренней поверхности перепончатых полукружных каналов расположены рецепторы органа равновесия, которые улавливают положение тела в пространстве при движении и передают информацию в кору.
40
Костное преддверие имеет несколько кубовидную форму. В нем также расположен перепончатый лабиринт, на внутренней поверхности которого имеются рецепторы (отолитовый аппарат) воспринимающий положение тела в пространстве и по преддверному нерву передают информацию в кору головного мозга. Костный лабиринт улитки делает 2,5 оборота вокруг стержня улитки. Внутри костного канала улитки находится перепончатый проток улитки. В улитковой протоке располагается орган слуха-кортиев орган, (см. ниже)
/
Костный лабиринт внутреннего уха Назовите части перепончатого лабиринта:
Перепончатый лабиринт внутреннего уха.
4.
5.
6.
7.
41
Строение улитки:
На рисунке-схеме показан костный канал улитки. Внутри костного канала расположен улитковый проток трехгранной формы. Улитковый проток образован основной мембраной (7) и преддверной (2). Внутри этого протока (4) циркулирует эндолимфа. Основная мембрана (7) - состоит из 24000 нитей натянутых по всему протоку улитки. Преддверная мембрана (2). На основной мембране расположен кортиев орган. Кортиев орган: опорные клетки (6), рецепторы волосковых клеток (5) и покровная пластина (3).
Слуховой анализатор.
Рецепторы волосковых клеток - это окончания нервных волокон первого слухового нейрона, тела которых расположены в спиральном узле (10) у основания стержня улитки.
Аксоны этих нейронов направляются в ядра VIII нерва (верхний треугольник ромбовидной ямки 2й нейрон).
Отростки второго нейрона направляются в средний и промежуточный мозг
- В средний мозг - ядра ориентировочных рефлексов (нижние бугры четверохолмия)
- В таламус промежуточного мозга - Зй нейрон
Аксоны третьего нейрона идут в высший центр слуха - в верхнюю височную извилину, где и происходит высший анализ раздражений внутреннего уха. (рис.)
46
ОРГАН ЗРЕНИЯ. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР.
План
- Строение глаза
- Оболочки глазного яблока
- Преломляющие среды глаза
- Сетчатка глаза
- Зрительный анализатор
- Внутреннее ядро глазного яблока
- Вспомогательный аппарат глаза
- Исследование остроты зрения
- Контрольные вопросы
ОБОЛОЧКИ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА
- Рассмотрите рисунок, обозначьте оболочки 1,2,3 и их составные части (а,б,в,г,д,е,ж)
а) .
б) .
в).
Г1
д).
- Как изменится зрение, если перерезать левый зрительный тракт?
- Объясните, почему при переходе из темного помещения на яркий свет, человек вынужден прикрывать глаза. Что вам известно о «Снежной слепоте»
СВЕТОПРЕЛОМЛЯЮЩИЕ СРЕДЫ ГЛАЗА По рисунку проследите ход световых лучей в глазу. Укажите по порядку, через какие среды глаза проходит свет (1,2,3,4,5). В какой оболочке он поглощается.
1.
2.
3.
4.
5.
Желтое пятно -
Слепое пятно - это место
ВНУТРЕННЕЕ ЯДРО ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА.
Это: водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело. Все они
прозрачны, как и роговица, преломляют свет и составляют оптическую систему глаза.
- Какое значение имеет водянистая влага, где она находится, как образуется и куда оттекает?
- Объясните, почему при повышении внутриглазного давления с лечебной целью назначают средства, вызывающие сужение зрачка.
Благодаря оптической системе лучи фокулируются на сетчатку. На сетчатке получается четкое изображение в уменьшенном и обратном виде.
Оптическая ось глаза соединяет центр роговицы с центральной ямкой сетчатки.
Водянистая влага находится в передней и задней камерах глаза.
Передняя камера, между роговицей и радужкой, а задняя - между радужкой и хрусталиком с ресничным телом. Обе камеры сообщаются между собой через зрачок.
Хрусталик - двояковыпуклая линза, состоит из соединительно-тканных клеток.
Стекловидное тело - прозрачное желеобразное вещество, заполняет пространство между хрусталиком и сетчаткой, поддерживает форму глазного яблока.
Вспомогательный аппарат глаза - это защитные приспособления слезного и двигательного аппаратов.
- Брови, ресницы и веки - защитные образования.
- Слезный аппарат: слезная железа и выводящие пути (слезный ручей, слезный мешок и носослезный канал).
53
54
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА СЕТЧАТКЕ.
Изучите схему преломления лучей в глазу. Для хорошего зрения необходимо, прежде всего, чёткое изображение (фокусирование) предмета на сетчатке. Если главный фокус не совпадает с сетчаткой, то клиническая рефракция несоразмерна.
Существуют аномалии рефракции глаз: близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия) и астигматизм. На схеме демонстрируется рефракция в: А- нормальном, Б- близоруком, В- дальнозорком глазе.
а.
А
Б
Для улучшения зрения устраните аномалию у близоруких и дальнозорких подбором соответствующих линз. (+ или -)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ.
Острота зрения - это способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии. За нормальную остроту зрения, равную единице (visus = 1.0) принята обратная величина угла зрения одной угловой минуты (1), если этот угол будет больше, например, 5, то острота зрения уменьшается: 1:5=0,2 , а если он меньше, например: 0,5, то острота зрения увеличивается вдвое - visus-0,2 и т.д.
Для исследования остроты зрения используют таблицу Д.А.Сивцева, содержащую 12 рядов специально подобранных буквенных оптотипов. В
55
каждом ряду размеры оптотипов одинаковы, но постепенно уменьшаются от верхнего ряда к нижнему. Слева указано расстояние, с которого детали оптотипов данного ряда видны под углом зрения 1. Остроту зрения определяют по формуле visits- d/D, где d - наибольшее расстояние, с которого пациент различает знаки; D - расстояние, с которого детали оптотипа видны под углом зрения 1 (норма). Например, обследуемый с расстояния пять метров читает первый ряд. Нормальный глаз различает знаки этого ряда с пятидесяти метров, следовательно:
visus = 5м/50м=0,1
Острота зрения, соответствующая чтению любой строчки с расстояния 5м, представлена в таблице, в конце каждого ряда справа от оптотипа.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
Выберите правильный ответ:
- Наружная оболочка глаза:
- Склера
- Склера, роговица
- Радужка
- К средней оболочке глаза относится:
- Склера
- Сетчатка
- Ресничное тело
- Светочувствительной оболочкой глаза является:
- Роговица
- Радужка
- Сетчатка
- К оболочкам глазного яблока не относится:
- Адвентициальная оболочка
- Фиброзная оболочка
- Сосудистая оболочка
- Сетчатка
- Основу радужки составляет:
- Ресничная мышца
- Мышц#, суживающие и расширяющие зрачок
- Соединительная ткань
- В аккомодации глаза участвуют:
- Хрусталик
- Ресничное тело
- Стекловидное тело
- Аппаратом дневного и цветового зрения являются:
- Биполярные клетки сетчатки
- Палочки
- Колбочки
- К вспомогательному аппарату глаза не относится:
- Мышцы глазного яблока
- Мимические мышцы
- Слёзный аппарат
- Защитные приспособления ( брови, ресницы, веки)
- При дальнозоркости преломляющая сила хрусталика:
- Сильная
- Слабая
- В норме
- К структуре зрительного анализатора относят:
- Рецепторы сетчатки
- Зрительные нервы
- Зрительные тракты
- затылочные доли коры полушарий
- Светочувствительную функцию зрительного анализатора выполняют:
- Зрительные нервы
- Зрительные тракты
- Рецепторные клетки сетчатки
48
- Фиброзная оболочка (склера и роговица) защищают глазное яблоко
- Сосудистая оболочка:
- Собственно-сосудистая
- Ресничное тело
- Радужная оболочка
Собственно-сосудистая оболочка кровоснабжает глазное яблоко
Ресничное тело состоит из 70 ресничных мышц, которые натягивают капсулу хрусталика. При сокращении ресничной мышцы происходит расслабление капсулы хрусталика и увеличение кривизны хрусталика. Таким образом, ресничное тело обеспечивает аккомонацию.
Аккомодация - приспособление глаза к рассматриванию предметов на различные расстояния.
Воспользуйтесь схемой приспособления к видению предметов на разные расстояния
Б
- При рассматривании далекого предмета
- При рассматривании близкого предмета
Вопрос: Как изменится кривизна хрусталика при рассматривании предмета на близкое расстояние?
СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ.
На рисунке - Нервные клетки сетчатки.
Обозначьте слон нервных клеток сетчатки: 1а, 16, 2, 3.
Аксоны нервных клеток сетчатки. Три нейрона образуют зрительный нерв.
1а.
16.
2.
3.
1. Обозначьте отделы зрительного анализатора по рисунку-схеме:
1.
2а,
26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока по окружающему миру "Органы чувств"
Материалы по теме "Органы чувств"...
Интегрированный урок английский язык и окружающий мир по теме: "Части тела и органы чувств"
план-конспект открытого интегрированного урока по данной теме и презентация о часиях тела и об органах чувств...
Методическая разработка практического занятия Слуховая сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело
Орган слуха - у человека он парный – позволяет воспринимать и анализировать все многообразие звуков внешнего мира. Благодаря слуху человек не только различает звуки, распознает их характер...
Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по окружающему миру «Органы чувств», 3 класс
Компетентностно-ориентированные задание по окружающему миру «Органы чувств», 3 класс для формирования функциональной грамотности в начальной школе...
Групповой проект "Органы чувств"
Проект содержит учебный материал по теме органов чувств человека....