Сенсорные системы. Органы чувств.
методическая разработка на тему

Лебедева Татьяна Николаевна

Цель внеаудиторной самостоятельной работы:

овладение знаниями, закрепление и систематизация знаний, формирование умений, развитие самостоятельности мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_sistemy.docx205.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ.

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №2»)

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №4

Рабочая тетрадь

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Тема: «Сенсорные системы».

Дисциплина: ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Курс: 2

Преподаватель: Т.Н. Лебедева

Москва 2016 год


Тема: «Сенсорные системы. Органы чувств».

Цель внеаудиторной самостоятельной работы:

овладение знаниями, закрепление и систематизация знаний, формирование умений, развитие самостоятельности мышления.

После выполнения задания студент должен знать:

  1. Сенсорные системы.
  • Строение глаза, периферический отдел, участок коры головного мозга
  • Строение уха, отделы, рецепторный аппарат, слуховой нерв, кора

головного мозга


  • Обонятельный (три отдела)

Уметь:

  1. Применять знания анатомии и физиологии при изучении клинических дисциплин.
  2. Решать клинические заметки и ситуационные задачи.
  3. Составлять обобщающие таблицы и графологические схемы.

Вид занятия - внеаудиторная самостоятельная работа студента:

  1. Работа с научной литературой для углубления знаний.
  2. Работа с конспектом лекций.
  3. Решения клинических задач и тестов.

38

Тема: «Анализаторы»

По И.П. Павлову - анализаторы состоят из трех отделов:

  1. орган чувств (рецепторный аппарат) - кодирует информацию;
  2. проводник - чувствительный путь;
  3. участок коры головного мозга, ответственный за анализ (декодирование) информации.

Орган слуха и равновесия - ухо.

Ухо состоит из трех отделов:

1.        

2.         

3.         

(Найдите на рисунке эти отделы)

Наружное ухо образовано двумя частями:

  1.         

2.

На ушной раковине найдите: завиток, противозавиток, козелок, противокозелок. Наружний слуховой проход длиной 3,5 см, d - 9 мм имеет хрящевую и костную основы.

Среднее ухо - это барабанная полость, имеет форму куба. Стенки барабанной полости:

Наружная        

Передняя        

Внутренняя        

Другие        


39

В барабанной полости находятся три слуховые косточки, которые связаны суставами.

Назовите слуховые косточки и найдите их на рисунке:

  1.         
  1.         
  2.         

Внутреннее ухо состоит из трех отделов. Назовите их и определите по рисунку:

1

1.         

  1.         
  1.         

Внутреннее ухо состоит из костного лабиринта и перепончатого лабиринта (внутри костного). В перепончатом лабиринте циркулирует жидкость - эндолимфа, а между костным и перепончатым лабиринтом - перелимфа. Полукружные каналы (костные), их три и расположены они в трех взаимноперпендикулярных плоскостях.

На внутренней поверхности перепончатых полукружных каналов расположены рецепторы органа равновесия, которые улавливают положение тела в пространстве при движении и передают информацию в кору.


40

Костное преддверие имеет несколько кубовидную форму. В нем также расположен перепончатый лабиринт, на внутренней поверхности которого имеются рецепторы (отолитовый аппарат) воспринимающий положение тела в пространстве и по преддверному нерву передают информацию в кору головного мозга. Костный лабиринт улитки делает 2,5 оборота вокруг стержня улитки. Внутри костного канала улитки находится перепончатый проток улитки. В улитковой протоке располагается орган слуха-кортиев орган, (см. ниже)

/

Костный лабиринт внутреннего уха Назовите части перепончатого лабиринта:

Перепончатый лабиринт внутреннего уха.

4.

5.

6.

7.


41

Строение улитки:

На рисунке-схеме показан костный канал улитки. Внутри костного канала расположен улитковый проток трехгранной формы. Улитковый проток образован основной мембраной (7) и преддверной (2). Внутри этого протока (4) циркулирует эндолимфа. Основная мембрана (7) - состоит из 24000 нитей натянутых по всему протоку улитки. Преддверная мембрана (2). На основной мембране расположен кортиев орган. Кортиев орган: опорные клетки (6), рецепторы волосковых клеток (5) и покровная пластина (3).

Слуховой анализатор.

Рецепторы волосковых клеток - это окончания нервных волокон первого слухового нейрона, тела которых расположены в спиральном узле (10) у основания стержня улитки.

Аксоны этих нейронов направляются в ядра VIII нерва (верхний треугольник ромбовидной ямки 2й нейрон).

Отростки второго нейрона направляются в средний и промежуточный мозг

  • В средний мозг - ядра ориентировочных рефлексов (нижние бугры четверохолмия)
  • В таламус промежуточного мозга - Зй нейрон

Аксоны третьего нейрона идут в высший центр слуха - в верхнюю височную извилину, где и происходит высший анализ раздражений внутреннего уха. (рис.)






46

ОРГАН ЗРЕНИЯ. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР.

План

  1. Строение глаза
  • Оболочки глазного яблока
  • Преломляющие среды глаза
  • Сетчатка глаза
  1. Зрительный анализатор
  2. Внутреннее ядро глазного яблока
  3. Вспомогательный аппарат глаза
  4. Исследование остроты зрения
  5. Контрольные вопросы

ОБОЛОЧКИ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА

  1. Рассмотрите рисунок, обозначьте оболочки 1,2,3 и их составные части (а,б,в,г,д,е,ж)

а)        .

б)        .

в).

Г1

д).


  1. Как изменится зрение, если перерезать левый зрительный тракт?
  2. Объясните, почему при переходе из темного помещения на яркий свет, человек вынужден прикрывать глаза. Что вам известно о «Снежной слепоте»

СВЕТОПРЕЛОМЛЯЮЩИЕ СРЕДЫ ГЛАЗА По рисунку проследите ход световых лучей в глазу. Укажите по порядку, через какие среды глаза проходит свет (1,2,3,4,5). В какой оболочке он поглощается.

1.

2.

3.

4.

5.

Желтое пятно -


Слепое пятно - это место

ВНУТРЕННЕЕ ЯДРО ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА.

Это: водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело. Все они

прозрачны, как и роговица, преломляют свет и составляют оптическую систему глаза.

  1. Какое значение имеет водянистая влага, где она находится, как образуется и куда оттекает?
  2. Объясните, почему при повышении внутриглазного давления с лечебной целью назначают средства, вызывающие сужение зрачка.

Благодаря оптической системе лучи фокулируются на сетчатку. На сетчатке получается четкое изображение в уменьшенном и обратном виде.

Оптическая ось глаза соединяет центр роговицы с центральной ямкой сетчатки.

Водянистая влага находится в передней и задней камерах глаза.

Передняя камера, между роговицей и радужкой, а задняя - между радужкой и хрусталиком с ресничным телом. Обе камеры сообщаются между собой через зрачок.

Хрусталик - двояковыпуклая линза, состоит из соединительно-тканных клеток.

Стекловидное тело - прозрачное желеобразное вещество, заполняет пространство между хрусталиком и сетчаткой, поддерживает форму глазного яблока.

Вспомогательный аппарат глаза - это защитные приспособления слезного и двигательного аппаратов.

  1. Брови, ресницы и веки - защитные образования.
  2. Слезный аппарат: слезная железа и выводящие пути (слезный ручей, слезный мешок и носослезный канал).

53


54

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА СЕТЧАТКЕ.

Изучите схему преломления лучей в глазу. Для хорошего зрения необходимо, прежде всего, чёткое изображение (фокусирование) предмета на сетчатке. Если главный фокус не совпадает с сетчаткой, то клиническая рефракция несоразмерна.

Существуют аномалии рефракции глаз: близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия) и астигматизм. На схеме демонстрируется рефракция в: А- нормальном, Б- близоруком, В- дальнозорком глазе.

а.

А

Б

Для улучшения зрения устраните аномалию у близоруких и дальнозорких подбором соответствующих линз. (+ или -)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ.

Острота зрения - это способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии. За нормальную остроту зрения, равную единице (visus = 1.0) принята обратная величина угла зрения одной угловой минуты (1), если этот угол будет больше, например, 5, то острота зрения уменьшается: 1:5=0,2 , а если он меньше, например: 0,5, то острота зрения увеличивается вдвое - visus-0,2 и т.д.

Для исследования остроты зрения используют таблицу Д.А.Сивцева, содержащую 12 рядов специально подобранных буквенных оптотипов. В


55

каждом ряду размеры оптотипов одинаковы, но постепенно уменьшаются от верхнего ряда к нижнему. Слева указано расстояние, с которого детали оптотипов данного ряда видны под углом зрения 1. Остроту зрения определяют по формуле visits- d/D, где d - наибольшее расстояние, с которого пациент различает знаки; D - расстояние, с которого детали оптотипа видны под углом зрения 1 (норма). Например, обследуемый с расстояния пять метров читает первый ряд. Нормальный глаз различает знаки этого ряда с пятидесяти метров, следовательно:

visus = 5м/50м=0,1

Острота зрения, соответствующая чтению любой строчки с расстояния 5м, представлена в таблице, в конце каждого ряда справа от оптотипа.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

Выберите правильный ответ:

  1. Наружная оболочка глаза:
  1. Склера
  2. Склера, роговица
  3. Радужка
  1. К средней оболочке глаза относится:
  1. Склера
  2. Сетчатка
  3. Ресничное тело
  1. Светочувствительной оболочкой глаза является:
  1. Роговица
  2. Радужка
  3. Сетчатка
  4. К оболочкам глазного яблока не относится:
  1. Адвентициальная оболочка
  2. Фиброзная оболочка
  3. Сосудистая оболочка
  4. Сетчатка
  5. Основу радужки составляет:
  1. Ресничная мышца
  2. Мышц#, суживающие и расширяющие зрачок
  3. Соединительная ткань

  1. В аккомодации глаза участвуют:
  1. Хрусталик
  2. Ресничное тело
  3. Стекловидное тело
  1. Аппаратом дневного и цветового зрения являются:
  1. Биполярные клетки сетчатки
  2. Палочки
  3. Колбочки
  1. К вспомогательному аппарату глаза не относится:
  1. Мышцы глазного яблока
  2. Мимические мышцы
  3. Слёзный аппарат
  4. Защитные приспособления ( брови, ресницы, веки)
  1. При дальнозоркости преломляющая сила хрусталика:
  1. Сильная
  2. Слабая
  3. В норме
  1. К структуре зрительного анализатора относят:
  1. Рецепторы сетчатки
  2. Зрительные нервы
  3. Зрительные тракты
  4. затылочные доли коры полушарий
  1. Светочувствительную функцию зрительного анализатора выполняют:
  1. Зрительные нервы
  2. Зрительные тракты
  3. Рецепторные клетки сетчатки


48

  1. Фиброзная оболочка (склера и роговица) защищают глазное яблоко
  2. Сосудистая оболочка:
  • Собственно-сосудистая
  • Ресничное тело
  • Радужная оболочка

Собственно-сосудистая оболочка кровоснабжает глазное яблоко

Ресничное тело состоит из 70 ресничных мышц, которые натягивают капсулу хрусталика. При сокращении ресничной мышцы происходит расслабление капсулы хрусталика и увеличение кривизны хрусталика. Таким образом, ресничное тело обеспечивает аккомонацию.

Аккомодация - приспособление глаза к рассматриванию предметов на различные расстояния.

Воспользуйтесь схемой приспособления к видению предметов на разные расстояния

Б

  • При рассматривании далекого предмета
  • При рассматривании близкого предмета

Вопрос: Как изменится кривизна хрусталика при рассматривании предмета на близкое расстояние?


СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ.

На рисунке - Нервные клетки сетчатки.

Обозначьте слон нервных клеток сетчатки: 1а, 16, 2, 3.

Аксоны нервных клеток сетчатки. Три нейрона образуют зрительный нерв.

1а.        

16.         

2.

3.

1. Обозначьте отделы зрительного анализатора по рисунку-схеме:

1.

2а,

26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английский язык и окружающий мир по теме: "Части тела и органы чувств"

план-конспект открытого интегрированного урока по данной теме и презентация о часиях тела и об органах чувств...

Методическая разработка практического занятия Слуховая сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело

Орган слуха - у человека он парный – позволяет воспринимать и анализировать все многообразие звуков внешнего мира. Благодаря слуху  человек не только различает звуки, распознает их характер...

Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по окружающему миру «Органы чувств», 3 класс

Компетентностно-ориентированные задание по окружающему миру «Органы чувств», 3 класс для формирования функциональной грамотности в начальной школе...

Групповой проект "Органы чувств"

Проект содержит учебный материал по теме органов чувств человека....