Эпителиальная и соединительная ткани
методическая разработка на тему

Лебедева Татьяна Николаевна

Организм человека имеет сложное строение. Он состоит из различных структур, характеризующихся разным уровнем биологической организации живого вещества: клеток с межклеточным веществом, тканей и органов. Все структуры организма взаимосвязаны между собой, при этом клетки с межклеточным веществом образуют ткани, из тканей построены органы, органы объединяются в системы органов.

В организме ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов. Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована. Такая согласованность обусловлена регулирующим влиянием нервной и эндокринной систем на все органы и ткани.

Различают ткани общего значения и специализированные. К тканям общего значения относятся:

эпителиальные или пограничные ткани, их функции - защитная и внешний обмен;

соединительные ткани или ткани внутренней среды, их функции - внутренний обмен, защитная и опорная.

Различные ткани, соединяясь между собой, образуют органы. В его состав входят обычно несколько видов тканей, причём одна из них выполняет основную функцию органа (например, мышечная ткань в скелетной мышце), а другие - вспомогательные функции (например, соединительная ткань в мышце). Основную ткань органа, обеспечивающую его функцию, называют его паренхимой, а соединительную ткань, покрывающую его снаружи и пронизывающую его в разных направлениях, - стромой. В строме органа проходят сосуды и нервы, осуществляющие кровоснабжение и иннервацию органа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epitelialnaya_i_soedinitelnaya_tkani.docx489.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинское училище №8
Департамента здравоохранения города Москвы»
(ГБОУ СПО «МУ № 8 ДЗМ»)

Методическая разработка практического занятия

(для студентов)

Учебная дисциплина: ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Тема: «Эпителиальная и соединительная ткани»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Курс: 2

Преподаватель: ЛебедеваТ.Н

2015 год


Практическое занятие

Тема :        “        Эпителиальная        и

соединительная ткани “

Цели занятия :

  1. Обучающиеся должны знать :

Основы строения и функции различных видов эпителиальной и соединительной ткани.

  1. Обучающиеся должны уметь :

Различать на микропрепаратах, плакатах: разновидности однослойного, многослойного эпителия, желез, волокнистой соединительной ткани, соединительной ткани со специальными свойствами, скелетной соединительной ткани.

Хронокарта занятия.

План занятая :

    Организационная часть        -        2        мин.

  1. Контроль исходного уровня знаний (опрос), демонстрация клетки, разновидностей эпителиальной и соединительной тканей обзор их функций. Задание для самостоятельной работы и

самоконтроля        - 15        мин.

  1. Самостоятельная работа и самоконтроль        -        55        мин.

3.   Итоговый контроль        - 15        мин.

  1. Подведение итогов занятия и задание на дом        -        3        мин.

Метод проведения.

Практическое занятие с фрагментами самостоятельно - поисковой работы.

Оснащение занятия.

Плакаты, микропрепараты с различными видами эпителиальной ткани, желез, соединительной ткани, микроскопы, “Атлас нормальной анатомии человека” В.Я.Липченко и др., учебники Е.А.Воробьевой и др “Анатомия и физиология”, Л.Ф.Гаврилова и др. “Анатомия”.



Технологическая карта теоретического занятия

РАЗДЕЛ 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии

Тема 2.2. Основы гистологии. Классификация тканей. Эпителиальная, соединительная ткани.

№ занятия

3. Эпителиальная, соединительная ткани.

Тип занятия

занятие усвоения новых знаний, обобщения и систематизации знаний

Форма

проведения

лекция

Цели занятия Знать:

  • определение понятия «Ткани»
  • классификацию тканей
  • локализацию, особенности строения, разновидности и функции эпителиальных тканей

(покровный и железистый эпителий и их разновидности)

  • классификацию соединительных тканей
  • локализацию, особенности строения, разновидности и функции соединительных тканей

(волокнистые, с особыми свойствами, скелетные ткани, их разновидности)

Оборудование к занятию

доска, мел

■ таблицы «Многослойный эпителий», «Однослойный эпителий», «Железистый эпителий», «Схема строения желез» таблицы «Пластинчатая костная ткань. Строение трубчатой кости», «Хрящевые ткани», «Плотная волокнистая соединительная ткань», «Рыхлая волокнистая соединительная ткань», «Жировая ткань»

Учебная

литература

Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2014, - 412 с. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека [Текст]. М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование», 2007.

Ход занятия:

этап

занятия

время

(мин.)

методы

деятельность преподавателя

деятельность студента

1.

Организаци

онный

момент

3

Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия.

Записывают в тетради тему и цели занятия.

2.

Мотивация

учебной

деятельности

5

Объяснительно

иллюстративный

Мотивирует студентов к изучению нового материала

Слушают, отвечают на вопросы преподавателя

3.

Изложение

нового

материала

70

Объяснительно

иллюстративный

репродуктивный

частично

поисковый.

Объясняет новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией таблиц, планшетов, анатомических муляжей и моделей, а также изображением рисунков и схем на доске.

Записывают в тетрадь новый материал, зарисовывают схемы; рассматривают наглядные пособия; анализируют ситуации, предложенные преподавателем в качестве примера.

4.

Рефлексия

7

Проблемный.

Акцентирует внимание студентов на важнейших моментах занятия. Отвечает на вопросы. Предлагает обобщить изученный материал, оценить степень достижения целей занятия.

Задают вопросы, обобщают изученное на занятии. Оценивают индивидуальную степень достижения целей.

5.

Итоги

занятия

5

-

Оценивает работу группы на занятии, дает задание на дом.

Записывают домашнее задание.

Общее время занятия 90 мин



МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Организм человека имеет сложное строение. Он состоит из различных структур, характеризующихся разным уровнем биологической организации живого вещества: клеток с межклеточным веществом, тканей и органов. Все структуры организма взаимосвязаны между собой, при этом клетки с межклеточным веществом образуют ткани, из тканей построены органы, органы объединяются в системы органов.

В организме ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов. Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована. Такая согласованность обусловлена регулирующим влиянием нервной и эндокринной систем на все органы и ткани.

Различают ткани общего значения и специализированные. К тканям общего значения относятся:

эпителиальные или пограничные ткани, их функции - защитная и внешний обмен;

соединительные ткани или ткани внутренней среды, их функции - внутренний обмен, защитная и опорная.

Различные ткани, соединяясь между собой, образуют органы. В его состав входят обычно несколько видов тканей, причём одна из них выполняет основную функцию органа (например, мышечная ткань в скелетной мышце), а другие - вспомогательные функции (например, соединительная ткань в мышце). Основную ткань органа, обеспечивающую его функцию, называют его паренхимой, а соединительную ткань, покрывающую его снаружи и пронизывающую его в разных направлениях, - стромой. В строме органа проходят сосуды и нервы, осуществляющие кровоснабжение и иннервацию органа.




Вопросы для контроля исходного уровня

  1. Клетка и ее основные свойства.
  2. Основные части клетки.
  3. Органеллы клетки и их функции.
  4. Ткань, основные виды тканей.
  5. Положение и функции эпителиальной ткани.
  6. Отличительные признаки эпителиальной ткани.
  7. Виды эпителиальной ткани.
  8. Что такое мезотелий?
  9. Разновидности однослойного эпителия.
  10. Экзо- и эндокринные железы.
  11. Особенности строения соединительной ткани.
  12. Функции соединительной ткани.
  13. Виды соединительной ткани.
  14. Разновидности волокнистой соединительной ткани.
  15. Основные виды клеток рыхлой соединительной ткани.
  16. Разновидности соединительной ткани со специальными свойствами.
  17. Разновидности скелетной соединительной ткани.
  18. Строение и виды хрящевой ткани.
  19. Костная ткань и ее разновидности.

Задание № 2

  1. Используя рекомендованную в п. 1 задания № 1 литературу, изучите строение соединительной ткани и ее отличие от эпителиальной ткани. При этом обратите внимание на следующие морфологические особенности соединительной ткани:
  1. она имеет большое разнообразие по строению;
  2. она менее богата клетками, чем эпителиальная ткань;
  3. ее клетки всегда разъединены значительными прослойками межклеточного вещества, включающего основное аморфное вещество и специальные волокна (коллагеновые, эластические, ретикулярные);
  4. она в противоположность эпителиальной ткани является тканью внутренней Среды и почти нигде не соприкасается с наружной средой, внутренними полостями и участвует в построении многих внутренних органов, объединяя различные виды тканей между собой;
  5. физико-химические особенности межклеточного вещества и его строение в значительной степени определяют функциональное значение разновидностей соединительной ткани.

На рис. ознакомьтесь со схемой классификации соединительной ткани.

  1. Рассмотрите микропрепараты с рыхлой, плотной неоформленной и оформленной волокнистой соединительной тканью, ретикулярной, жировой, хрящевой и костной тканями. На микропрепарате с рыхлой волокнистой соединительной тканью найдите (на фоне основного аморфного вещества, коллогеновых и эластических волокон) главные клетки данной разновидности ткани и ознакомьтесь с их функциями:
  1. фибробласты участвуют в выработке основного аморфного вещества и коллагеновых волокон; фибробласты, закончившие цикл развития, называются фиброцитами;
  2. малодифференцированные клетки способны превращаться в другие клетки (адвентициальные клетки, ретикулярные клетки и т.д.);
  3. макрофаги способны к фагоцитозу;
  4. тканевые базофилы (тучные клетки) вырабатывают гепарин, препятствующий свертыванию крови;
  5. плазмоциты обеспечивают гуморальный иммунитет (синтезируют антитела - гамма-глобулины);
  6. липоциты (адипоциты) - жировые клетки накапливают резервный

жир;

  1. пигментоциты (меланоциты) - пигментные клетки содержат пигмент меланин.

Рыхлая волокнистая соединительная ткань имеется во всех органах, так как она сопровождает кровеносные и лимфатические сосуды и образует строму многих органов.

Рассматривая микропрепараты с разновидностями плотной волокнистой соединительной ткани, обратите внимание на то, что в неоформленной плотной ткани на фоне небольшого количества клеток коллагновые и эластические волокна расположены плотно, переплетаются и идут в разных направлениях, а в оформленной - они идут только в одном направлении. Первая разновидность плотной волокнистой соединительной ткани образует сетчатый слой кожи, а вторая - сухожилия мышц, связки, фасции, перепонки и тд.

Изучая ретикулярную, жировую, студенистую, пигментную ткани, отметьте, что все они характеризуются преобладанием однородных клеток, с которыми обычно связано само название разновидностей соединительной ткани со специальными свойствами.

Далее рассмотрите разновидности скелетной соединительной ткани: хрящевую и костную. Хрящевая ткань состоит из хрящевых клеток(хондроцитов), располагающихся группами по 2-3 клетки, основного вещества и волокон. В зависимости от особенностей строения межклеточного вещества выделите 3 разновидности хряща: гиалиновый, эластический и волокнистый. Геолиновый хрящ образует почти все суставные хрящи, хрящи ребер, воздухоносных путей, эпифизарные хрящи. Эластический хрящ образует хрящи ушной раковины, часть слуховой трубы, наружного слухового прохода, надгортанник и др. Волокнистый хрящ входит в состав межпозвоночных дисков, лобкового симфиза, внутрисуставных дисков и менисков, грудино-ключичного и височно- нижнечелюстного сустава. Костная ткань состоит из костных клеток (остеоцитов), замурованных в обызвестленное межклеточное вещество, содержащие оссеиновые (коллогеновые) волокна и неорганические соли. Образует все кости скелета, являясь одновременно депо минеральных веществ, преимущественно кальция и фосфора. В зависимости от расположения пучков оссеиновых волокон различают два вида костной ткани: грубоволокнистую и пластинчатую. В первой ткани пучки оссеиновых волокон расположены в разных направлениях. Эта ткань присуща зародышам и молодым организмам. Вторая ткань состоит из костных пластинок, в которых оссеиновые волокна расположены параллельными пучками внутри пластинок или между ними. Она может быть компактной и губчатой. Из компактной костной ткани состоит главным образом средняя часть длинных трубчатых костей, а губчатая костная ткань образует их концы, а также короткие кости. В плоских костях имеется и та, и другая костная ткань. На распели тела и конца


Задание № 3

  1. Заполните ЛДС “эпителиальной ткани”
  2. Заполните ЛДС “соединительной ткани”
  3. Решите задачи:

Задача 1

чем можно объяснить высокую прочность многослойного плоского эпителия, который даже после довольно сильных механических воздействий остается интактным (неповрежденным)?

Задача 2

два одноклассника Коля и Миша, 11 лет, во время катания зимой с крутой горки на санках перевернулись и получили травму: Коля - обширную поверхнустную ссадину в области правого коленного сустава и голени, а Миша - глубокую ушибленно-рваную рану размером 2 х 0,5см в области возвышения большого пальца левой кисти. Как, по Вашему мнению, произойдет регенерация и заживление мягких тканей у обоих школьников?

Задача 3

назовите основные клетки рыхлой волокнистой соединительной ткани, которые активно участвуют в защите организма, и конкретные функции этих клеток.

Задача 4

что такое макрофагическая система организма и какие клетки к ней относятся?


длинной трубчатой кости визуально ознакомьтесь со строением этих двух разновидностей костной ткани.

  1. Зарисуйте в альбомы из рис. 4-8 на с.22-24, 26 “Анатомии”

Л.Ф.Гаврилова и др. Некоторые разновидности соединительной ткани: рыхлую, плотную неоформленную и оформленную, ретикулярную, жировую, хрящевую и костную. Работу по зарисовке в альбомы тканей можно закончить дома.


Общие

функции

Общая
характе -
ристика

Класси -
фикация

Г енетические и
морфо-функцио
нальные типы
эпителиев

Разновидное
ти эпителиев

Морфо-функ -
циональная
характерис-ка
клетки

Характер
расположе -
ния ядер

Частные

функции





Тест по теме:

“ Эпителиальная ткань

  1. укажите, какие из перечисленных функций являются общими функциями эпителиальных тканей:

а)        внешний обмен,

б)        внутренний обмен,

в)        защитная функция,

г)        трофическая функция.

  1. Укажите, какие из перечисленных механизмов составляют функцию внешнего обмена:

а)        накопление веществ в организме,

б)        поступление веществ в организм,

в)        синтез вещества,

г)        выделение веществ из организма.

  1. Укажите, какие из перечисленных характеристик присущи эпителиальным тканям:

а)        наличие межклеточного вещества,

б)        клеточный пласт,

в)        пограничное полоэ/сение,

г)        наличие кровеносных сосудов,

д)        отсутствие кровеносных сосудов,

е)        наличие базальной мембраны,

ж)        отсутствие базальной мембраны,

з)        полярная дифференцировка,

и)        аполярность клеток,

к)        низкая регенераторная способность,

л)        высокая регенераторная способность.

  1. Укажите, какие из перечисленных эпителиев относятся к группе однослойных эпителиев:

а)        плоский,

б)        кубический,

в)        цилиндрический,

г)        переходный,

д)        ороговевающий.


  1. Укажите, какие из перечисленных функций присущи многослойным эпителиям:

а)        двигательная,

б)        секреторная,

в)        защитная.

  1. Укажите, какие из перечисленных способов выделения секрета характеризуют экзокринные (1), эндокринные (2), и смешанные (3) железы:

а)        выделение секрета во внутреннюю среду организма,

б)        выделение секрета во внешнюю среду.

  1. Назовите общие функции эпителиальных тканей.
  2. Назовите разновидности однослойных эпителиев по их форме.
  3. Назовите разновидности многослойных эпителиев.
  4. Какая ткань всегда подстилает эпителиальную ткань?
  5. Перечислите органеллы специального значения, встречающиеся в эпителиальной ткани.

Тест по теме:

“ Соединительная ткань “

Ретикулярная ткань

  1. Укажите, в состав каких из перечисленных органов входит ретикулярная ткань:

а)        мыщцы,

б)        сухожилия,

в)        кожа,

г)        кроветворные органы.

  1. Укажите, какие из перечисленных компанентов входят в состав межклеточного вещества ретикулярной ткани:

а)        основное вещество,

б)        базальная мембрана,

в)        лимфа,

г)        коллагеновые волокна,

д)        ретикулярные волокна.

  1. Укажите, какие из перечисленных функций выполняет межклеточное вещество ретикулярной ткани:

а)        опорная,

б)        защитная,

в)        сократительная.

  1. Укажите, какие из перечисленных функций выполняет ретикулярная ткань:

а)        опорная,

б)        сократительная,

в)        трофическая,

г)        секреторная,

д)        защитная.

Рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань.

  1. Укажите, какие из перечисленных компонентов входят в состав рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани:

а)        базальная мембрана,

б)        клеточные элементы,

в)        меэюклеточное вещество.


  1. Укажите, какие из перечисленных функций выполняет рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань:

а)        трофическая,

б)        участие во внешнем обмене,

в)        опорная,

г)        экскреторная,

д)        защитная.

  1. Укажите, какие из перечисленных видов волокон входят в состав рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани:

а)        хондриновые,

б)        ретикулярные,

в)        оссеиновые,

г)        эластические,

д)        коллагеновые.

  1. Укажите, какие из перечисленных закономерностей расположения волокон характерны для рыхлой волокнистой неофрмленной соединительной ткани:

а)        упорядоченное,

б)        неупорядоченное.

  1. Укажите, какие из перечисленных клеточных элементов входят в состав рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани:

а)        фибробласты,

б)        фиброциты,

в)        лейкоциты,

г)        хондробласты,

д)        нейроциты,

е)        гистиоциты-макрофаги,

ж)        эпителиоциты,

з)        плазматические,

и)        тучные,

к)        ретикулярные,

л)        э!сировые,

м)        пигментные,

н)        малодифференцированные.


  1. Укажите, какие из перечисленных функций выполняет фибробласт:

а)        фагоцитоз,

б)        выработка антител,

в)        образование основного вещества,

г)        образование волокон.

  1. Укажите, какую из перечисленных функций выполняет гистиоцит- макрофаг:

а)        опорная,

б)        образование основного вещества рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани,

в)        защитная.

  1. Укажите, какую из перечисленных функций выполняет плазматическая клетка:

а)        образование основного вещества рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани,

б)        опорная,

в)        выработка антител,

г)        выработка протеолитических ферментов.

Плотные соединительные ткани.

  1. Укажите, какие из перечисленных тканей входят в группу плотных соединительных тканей:

а)        грубоволокнистая,

б)        пластинчатая,

в)        неоформленная,

г)        оформленная.

  1. Укажите локализацию в организме плотной неоформленной (1) и плотной оформленной (2) соединительных тканей:

а)        сухожилия,

б)        сетчатый слой коэ/си,

в)        связки.

  1. Укажите, какие из перечисленных компонентов входят в состав межклеточного вещества плотных соединительных тканей:

а)        пучки ретикулярных волокон,

б)        лимфа, в) пучки коллагеновых волокон,

г)        основное вещество.


  1. Укажите, какую из перечисленных функций выполняют плотные соединительные ткани:

а)        трофическая,

б)        опорная,

в)        защитная.

Хрящевая ткань

  1. Укажите, какие из перечисленных компонентов входят в состав хрящевой ткани:

а)        надкостница,

б)        надхрящница,

в)        клеточные элементы,

г)        концевые железистые отделы,

д)        основное вещество,

е)        хондриновые волокна,

ж)        оссеиновые волокна.

  1. Укажите, какие из перечисленных функций выполняет хрящевая ткань:

а)        регенераторная,

б)        опорная,

в)        трофическая,

г)        участие в углеводном обмене,

д)        защитная.

  1. Укажите, какие из перечисленных клеток входят в состав хрящевой ткани:

а)        фибробласт,

б)        хондробласт,

в)        фиброцит,

г)        хондроцит.

  1. Укажите. В каких из перечисленных структур локализуется эластический хрящ:

а)        ребра,

б)        воздухоносные пути,

в)        ушная раковина,

г)        надгортанник,

д)        скелет зародыша,

е)        хрящи гортани.


  1. Укажите, какие из перечисленных характеристик присущи межклеточному веществу элатического хряща:

а)        много эластических волокон,

б)        богато водой,

в)        мало коллагеновых волокон,

г)        наличие участков обызвествления,

д)        отсутствие участков обызвествления.

  1. Укажите, в каких из перечисленных структур локализуется коллагеноволокнистый хрящ:

а)        меэюпозв он очные диски,

б)        ушная раковина,

в)        симфиз лобковых костей,

г)        ребра,

д)        воздухоносные пути,

е)        грудино-ключичный сустав,

ж)        нежнечелюстный суетав,

з)        хрящи гортани,

и)        места перехода волоконистой ткани в гиалиновый хрящ.

Костная ткань

  1. Укажите, какие из перечисленных функций характерны для костной ткани:

а)        участие в углеводном обмене,

б)        опорная,

в)        секреторная,

г)        участие в минеральном обмене.

  1. Укажите, какие из перечисленных клеток входят в состав костной ткани:

а)        фибробласт,

б)        остеобласт,

в)        тучная клетка,

г)        остеоцит,

д)        остеокласт,

е)        хондроцит,

э/с) плазматическая клетка.


  1. Укажите, какие из перечисленных компонентов входят в состав межклеточного вещества хрящевой (1) и костной (2) тканей:

а)        оссеиновые волокна,

б)        хондриновые волокна,

в)        оссеомукоид,

г)        неорганические соли,

д)        хондромукоид,

е)        гликоген.

  1. Укажите, какие виды костных пластин содержатся в пластинчатой костной ткани:

а)        пластины остеона,

б)        замыкателъные,

в)        разграничительные,

г)        вставочные,

д)        внутренние генеральные,

е)        базальные,

э/с) наружные генеральные.

  1. Укажите характер расположения оссеиновых волокон в грубоволокнистой (1) и пластинчатой (2) костной ткани:

а)        упорядоченно,

б)        беспорядочно.

  1. Укажите, с помощью каких из перечисленных структур осуществляется рост кости в длину (1) и в ширину (2):

а)        эпифизарная пластинка роста,

б)        периост.


Эталоны ответов к тесту:
“ Эпителиальная ткань ”

  1. а, в
  2. б, г
  3. б, в, д, е, з, л
  4. а, б, в
  5. в
  6. 1-6, 2-а, 3 - а, б
  7. a-внешний обмен, б-защитная (барьерная)
  8. a-плоский, б-кубический, в-цилиндрический
  9. а-ороговевающий, б-неороговевающий, в-переходный
  10. а-соединительная ткань
  11. а-тонофибриллы, б-реснички, в-микроворсинки

Эталоны ответов к тесту:
Соединительная ткань ”

Ретикулярная ткань

  1. г
  2. а, д
  3. а
  4. а, в, д

Рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань

  1. б, в
  2. а, в,д
  3. б, г, д
  4. 6
  5. а, б, в, е, з, и, л, м, н
  6. в, г
  7. в
  8. в

Плотные соединительные ткани

  1. в, г
  2. 1-6, 2-а,в
  3. в, г
  4. 6

Хрящевая ткань

  1. б, в, д, е
  2. б, г
  3. б, г
  4. в,г, е
  5. а, в, д
  6. а, в,е, ж, и

Костная ткань

  1. б,г
  2. б, г, д
  3. 1-6, д, е, 2-а, в, г
  4. а, г, д, ж
  5. 1-6, 2-а
  6. 1-а, 2-6

Ответы на задачи : “ Эпителиальная и соединительная

ткани ”

Задача 1

Высокая прочность многослойного плоского эпителия объясняется наличием в цитоплазме эпителиальных клеток тонофибрилл.

Задача 2

У Коли - за счет регенирации эпителия, т.е. первичным натяжением, без образования рубца, у Миши - за счет размножения клеток молодой (грануляционной) соединительной ткани с последующим образованием рубца.

Задача 3

  1. макрофаги - способны к фагоцитозу.
  2. плазмоциты (плазматические клетки) синтезируют антитела- гамма- глобулины и обеспечивают гуморальный иммунитет.
  3. тканевые базофилы - выробатывают гепарин, препятствующий свертыванию крови.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СИНДРОМОМ ДИСПЛАЗИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ И СИНДРОМОМ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

Актуальность проблемы адаптации современного поколения к учебному процессу  обусловлена тем, что приходится  встречается с информационной  насыщенностью  учебного процесса, с ...

Методическая разработка занятия "Клетка. Эпителиальная и соединительная ткань"

Методическая разработка занятия "Клетка. Эпителиальная и соединительная ткань" предназначена для использования на занятиях по учебной дисциплине "Анатомия и физиология человека"...

Гистология. Эпителиальная ткань.

Презентация содержит иллюстрированный материал и коментарии к нему по особенностям строения и расположения эпителиальной ткани в организме человека....

Контрольно-измерительные материалы по теме "Определение разновидностей эпителиальной и соединительной ткани на макро- и микропрепаратах"

Контрольно-измерительные материалы предназначены для организации текущего контроля знаний по теме. Предназначены для обучающихся специальности 34.02.01, осваивающих дисциплину Анатомия и физиология че...

Банк материалов для проведения текущего контроля по МДК 02.03 Разделы: «Сестринский уход за пациентами при кожно-венерологических заболеваниях», «Сестринский уход за пациентами при заболеваниях костно-мышечной системы и соединительной ткани»

Комплект контрольно – оценочных материалов по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах созданы для обеспечения выполнения требований Федерального государственного об...

Соединительные ткани

Соединительные ткани -- презентация для открытого урока...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: "Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная"

Данная методическая разработка является «планом» взаимодействия между преподавателем и студентами в рамках одного конкретного практического занятия по учебной дисциплине «Анатомия и ...