Эпителиальная и соединительная ткани
методическая разработка на тему
Организм человека имеет сложное строение. Он состоит из различных структур, характеризующихся разным уровнем биологической организации живого вещества: клеток с межклеточным веществом, тканей и органов. Все структуры организма взаимосвязаны между собой, при этом клетки с межклеточным веществом образуют ткани, из тканей построены органы, органы объединяются в системы органов.
В организме ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов. Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована. Такая согласованность обусловлена регулирующим влиянием нервной и эндокринной систем на все органы и ткани.
Различают ткани общего значения и специализированные. К тканям общего значения относятся:
эпителиальные или пограничные ткани, их функции - защитная и внешний обмен;
соединительные ткани или ткани внутренней среды, их функции - внутренний обмен, защитная и опорная.
Различные ткани, соединяясь между собой, образуют органы. В его состав входят обычно несколько видов тканей, причём одна из них выполняет основную функцию органа (например, мышечная ткань в скелетной мышце), а другие - вспомогательные функции (например, соединительная ткань в мышце). Основную ткань органа, обеспечивающую его функцию, называют его паренхимой, а соединительную ткань, покрывающую его снаружи и пронизывающую его в разных направлениях, - стромой. В строме органа проходят сосуды и нервы, осуществляющие кровоснабжение и иннервацию органа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
epitelialnaya_i_soedinitelnaya_tkani.docx | 489.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинское училище №8
Департамента здравоохранения города Москвы»
(ГБОУ СПО «МУ № 8 ДЗМ»)
Методическая разработка практического занятия
(для студентов)
Учебная дисциплина: ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Тема: «Эпителиальная и соединительная ткани»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Курс: 2
Преподаватель: ЛебедеваТ.Н
2015 год
Практическое занятие
Тема : “ Эпителиальная и
соединительная ткани “
Цели занятия :
- Обучающиеся должны знать :
Основы строения и функции различных видов эпителиальной и соединительной ткани.
- Обучающиеся должны уметь :
Различать на микропрепаратах, плакатах: разновидности однослойного, многослойного эпителия, желез, волокнистой соединительной ткани, соединительной ткани со специальными свойствами, скелетной соединительной ткани.
Хронокарта занятия.
План занятая :
Организационная часть - 2 мин.
- Контроль исходного уровня знаний (опрос), демонстрация клетки, разновидностей эпителиальной и соединительной тканей обзор их функций. Задание для самостоятельной работы и
самоконтроля - 15 мин.
- Самостоятельная работа и самоконтроль - 55 мин.
3. Итоговый контроль - 15 мин.
- Подведение итогов занятия и задание на дом - 3 мин.
Метод проведения.
Практическое занятие с фрагментами самостоятельно - поисковой работы.
Оснащение занятия.
Плакаты, микропрепараты с различными видами эпителиальной ткани, желез, соединительной ткани, микроскопы, “Атлас нормальной анатомии человека” В.Я.Липченко и др., учебники Е.А.Воробьевой и др “Анатомия и физиология”, Л.Ф.Гаврилова и др. “Анатомия”.
Технологическая карта теоретического занятия
РАЗДЕЛ 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии | |
Тема 2.2. Основы гистологии. Классификация тканей. Эпителиальная, соединительная ткани. | |
№ занятия | 3. Эпителиальная, соединительная ткани. |
Тип занятия | занятие усвоения новых знаний, обобщения и систематизации знаний |
Форма проведения | лекция |
Цели занятия Знать: |
(покровный и железистый эпителий и их разновидности)
(волокнистые, с особыми свойствами, скелетные ткани, их разновидности) |
Оборудование к занятию | доска, мел ■ таблицы «Многослойный эпителий», «Однослойный эпителий», «Железистый эпителий», «Схема строения желез» таблицы «Пластинчатая костная ткань. Строение трубчатой кости», «Хрящевые ткани», «Плотная волокнистая соединительная ткань», «Рыхлая волокнистая соединительная ткань», «Жировая ткань» |
Учебная литература | Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2014, - 412 с. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека [Текст]. М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование», 2007. |
Ход занятия:
№ | этап занятия | время (мин.) | методы | деятельность преподавателя | деятельность студента |
1. | Организаци онный момент | 3 | Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия. | Записывают в тетради тему и цели занятия. | |
2. | Мотивация учебной деятельности | 5 | Объяснительно иллюстративный | Мотивирует студентов к изучению нового материала | Слушают, отвечают на вопросы преподавателя |
3. | Изложение нового материала | 70 | Объяснительно иллюстративный репродуктивный частично поисковый. | Объясняет новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией таблиц, планшетов, анатомических муляжей и моделей, а также изображением рисунков и схем на доске. | Записывают в тетрадь новый материал, зарисовывают схемы; рассматривают наглядные пособия; анализируют ситуации, предложенные преподавателем в качестве примера. |
4. | Рефлексия | 7 | Проблемный. | Акцентирует внимание студентов на важнейших моментах занятия. Отвечает на вопросы. Предлагает обобщить изученный материал, оценить степень достижения целей занятия. | Задают вопросы, обобщают изученное на занятии. Оценивают индивидуальную степень достижения целей. |
5. | Итоги занятия | 5 | - | Оценивает работу группы на занятии, дает задание на дом. | Записывают домашнее задание. |
Общее время занятия 90 мин |
МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
Организм человека имеет сложное строение. Он состоит из различных структур, характеризующихся разным уровнем биологической организации живого вещества: клеток с межклеточным веществом, тканей и органов. Все структуры организма взаимосвязаны между собой, при этом клетки с межклеточным веществом образуют ткани, из тканей построены органы, органы объединяются в системы органов.
В организме ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов. Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована. Такая согласованность обусловлена регулирующим влиянием нервной и эндокринной систем на все органы и ткани.
Различают ткани общего значения и специализированные. К тканям общего значения относятся:
эпителиальные или пограничные ткани, их функции - защитная и внешний обмен;
соединительные ткани или ткани внутренней среды, их функции - внутренний обмен, защитная и опорная.
Различные ткани, соединяясь между собой, образуют органы. В его состав входят обычно несколько видов тканей, причём одна из них выполняет основную функцию органа (например, мышечная ткань в скелетной мышце), а другие - вспомогательные функции (например, соединительная ткань в мышце). Основную ткань органа, обеспечивающую его функцию, называют его паренхимой, а соединительную ткань, покрывающую его снаружи и пронизывающую его в разных направлениях, - стромой. В строме органа проходят сосуды и нервы, осуществляющие кровоснабжение и иннервацию органа.
Вопросы для контроля исходного уровня
- Клетка и ее основные свойства.
- Основные части клетки.
- Органеллы клетки и их функции.
- Ткань, основные виды тканей.
- Положение и функции эпителиальной ткани.
- Отличительные признаки эпителиальной ткани.
- Виды эпителиальной ткани.
- Что такое мезотелий?
- Разновидности однослойного эпителия.
- Экзо- и эндокринные железы.
- Особенности строения соединительной ткани.
- Функции соединительной ткани.
- Виды соединительной ткани.
- Разновидности волокнистой соединительной ткани.
- Основные виды клеток рыхлой соединительной ткани.
- Разновидности соединительной ткани со специальными свойствами.
- Разновидности скелетной соединительной ткани.
- Строение и виды хрящевой ткани.
- Костная ткань и ее разновидности.
Задание № 2
- Используя рекомендованную в п. 1 задания № 1 литературу, изучите строение соединительной ткани и ее отличие от эпителиальной ткани. При этом обратите внимание на следующие морфологические особенности соединительной ткани:
- она имеет большое разнообразие по строению;
- она менее богата клетками, чем эпителиальная ткань;
- ее клетки всегда разъединены значительными прослойками межклеточного вещества, включающего основное аморфное вещество и специальные волокна (коллагеновые, эластические, ретикулярные);
- она в противоположность эпителиальной ткани является тканью внутренней Среды и почти нигде не соприкасается с наружной средой, внутренними полостями и участвует в построении многих внутренних органов, объединяя различные виды тканей между собой;
- физико-химические особенности межклеточного вещества и его строение в значительной степени определяют функциональное значение разновидностей соединительной ткани.
На рис. ознакомьтесь со схемой классификации соединительной ткани.
- Рассмотрите микропрепараты с рыхлой, плотной неоформленной и оформленной волокнистой соединительной тканью, ретикулярной, жировой, хрящевой и костной тканями. На микропрепарате с рыхлой волокнистой соединительной тканью найдите (на фоне основного аморфного вещества, коллогеновых и эластических волокон) главные клетки данной разновидности ткани и ознакомьтесь с их функциями:
- фибробласты участвуют в выработке основного аморфного вещества и коллагеновых волокон; фибробласты, закончившие цикл развития, называются фиброцитами;
- малодифференцированные клетки способны превращаться в другие клетки (адвентициальные клетки, ретикулярные клетки и т.д.);
- макрофаги способны к фагоцитозу;
- тканевые базофилы (тучные клетки) вырабатывают гепарин, препятствующий свертыванию крови;
- плазмоциты обеспечивают гуморальный иммунитет (синтезируют антитела - гамма-глобулины);
- липоциты (адипоциты) - жировые клетки накапливают резервный
жир;
- пигментоциты (меланоциты) - пигментные клетки содержат пигмент меланин.
Рыхлая волокнистая соединительная ткань имеется во всех органах, так как она сопровождает кровеносные и лимфатические сосуды и образует строму многих органов.
Рассматривая микропрепараты с разновидностями плотной волокнистой соединительной ткани, обратите внимание на то, что в неоформленной плотной ткани на фоне небольшого количества клеток коллагновые и эластические волокна расположены плотно, переплетаются и идут в разных направлениях, а в оформленной - они идут только в одном направлении. Первая разновидность плотной волокнистой соединительной ткани образует сетчатый слой кожи, а вторая - сухожилия мышц, связки, фасции, перепонки и тд.
Изучая ретикулярную, жировую, студенистую, пигментную ткани, отметьте, что все они характеризуются преобладанием однородных клеток, с которыми обычно связано само название разновидностей соединительной ткани со специальными свойствами.
Далее рассмотрите разновидности скелетной соединительной ткани: хрящевую и костную. Хрящевая ткань состоит из хрящевых клеток(хондроцитов), располагающихся группами по 2-3 клетки, основного вещества и волокон. В зависимости от особенностей строения межклеточного вещества выделите 3 разновидности хряща: гиалиновый, эластический и волокнистый. Геолиновый хрящ образует почти все суставные хрящи, хрящи ребер, воздухоносных путей, эпифизарные хрящи. Эластический хрящ образует хрящи ушной раковины, часть слуховой трубы, наружного слухового прохода, надгортанник и др. Волокнистый хрящ входит в состав межпозвоночных дисков, лобкового симфиза, внутрисуставных дисков и менисков, грудино-ключичного и височно- нижнечелюстного сустава. Костная ткань состоит из костных клеток (остеоцитов), замурованных в обызвестленное межклеточное вещество, содержащие оссеиновые (коллогеновые) волокна и неорганические соли. Образует все кости скелета, являясь одновременно депо минеральных веществ, преимущественно кальция и фосфора. В зависимости от расположения пучков оссеиновых волокон различают два вида костной ткани: грубоволокнистую и пластинчатую. В первой ткани пучки оссеиновых волокон расположены в разных направлениях. Эта ткань присуща зародышам и молодым организмам. Вторая ткань состоит из костных пластинок, в которых оссеиновые волокна расположены параллельными пучками внутри пластинок или между ними. Она может быть компактной и губчатой. Из компактной костной ткани состоит главным образом средняя часть длинных трубчатых костей, а губчатая костная ткань образует их концы, а также короткие кости. В плоских костях имеется и та, и другая костная ткань. На распели тела и конца
Задание № 3
- Заполните ЛДС “эпителиальной ткани”
- Заполните ЛДС “соединительной ткани”
- Решите задачи:
Задача 1
чем можно объяснить высокую прочность многослойного плоского эпителия, который даже после довольно сильных механических воздействий остается интактным (неповрежденным)?
Задача 2
два одноклассника Коля и Миша, 11 лет, во время катания зимой с крутой горки на санках перевернулись и получили травму: Коля - обширную поверхнустную ссадину в области правого коленного сустава и голени, а Миша - глубокую ушибленно-рваную рану размером 2 х 0,5см в области возвышения большого пальца левой кисти. Как, по Вашему мнению, произойдет регенерация и заживление мягких тканей у обоих школьников?
Задача 3
назовите основные клетки рыхлой волокнистой соединительной ткани, которые активно участвуют в защите организма, и конкретные функции этих клеток.
Задача 4
что такое макрофагическая система организма и какие клетки к ней относятся?
длинной трубчатой кости визуально ознакомьтесь со строением этих двух разновидностей костной ткани.
- Зарисуйте в альбомы из рис. 4-8 на с.22-24, 26 “Анатомии”
Л.Ф.Гаврилова и др. Некоторые разновидности соединительной ткани: рыхлую, плотную неоформленную и оформленную, ретикулярную, жировую, хрящевую и костную. Работу по зарисовке в альбомы тканей можно закончить дома.
Общие
функции
Общая
характе -
ристика
Класси -
фикация
Г енетические и
морфо-функцио
нальные типы
эпителиев
Разновидное
ти эпителиев
Морфо-функ -
циональная
характерис-ка
клетки
Характер
расположе -
ния ядер
Частные
функции
Тест по теме:
“ Эпителиальная ткань
- укажите, какие из перечисленных функций являются общими функциями эпителиальных тканей:
а) внешний обмен,
б) внутренний обмен,
в) защитная функция,
г) трофическая функция.
- Укажите, какие из перечисленных механизмов составляют функцию внешнего обмена:
а) накопление веществ в организме,
б) поступление веществ в организм,
в) синтез вещества,
г) выделение веществ из организма.
- Укажите, какие из перечисленных характеристик присущи эпителиальным тканям:
а) наличие межклеточного вещества,
б) клеточный пласт,
в) пограничное полоэ/сение,
г) наличие кровеносных сосудов,
д) отсутствие кровеносных сосудов,
е) наличие базальной мембраны,
ж) отсутствие базальной мембраны,
з) полярная дифференцировка,
и) аполярность клеток,
к) низкая регенераторная способность,
л) высокая регенераторная способность.
- Укажите, какие из перечисленных эпителиев относятся к группе однослойных эпителиев:
а) плоский,
б) кубический,
в) цилиндрический,
г) переходный,
д) ороговевающий.
- Укажите, какие из перечисленных функций присущи многослойным эпителиям:
а) двигательная,
б) секреторная,
в) защитная.
- Укажите, какие из перечисленных способов выделения секрета характеризуют экзокринные (1), эндокринные (2), и смешанные (3) железы:
а) выделение секрета во внутреннюю среду организма,
б) выделение секрета во внешнюю среду.
- Назовите общие функции эпителиальных тканей.
- Назовите разновидности однослойных эпителиев по их форме.
- Назовите разновидности многослойных эпителиев.
- Какая ткань всегда подстилает эпителиальную ткань?
- Перечислите органеллы специального значения, встречающиеся в эпителиальной ткани.
Тест по теме:
“ Соединительная ткань “
Ретикулярная ткань
- Укажите, в состав каких из перечисленных органов входит ретикулярная ткань:
а) мыщцы,
б) сухожилия,
в) кожа,
г) кроветворные органы.
- Укажите, какие из перечисленных компанентов входят в состав межклеточного вещества ретикулярной ткани:
а) основное вещество,
б) базальная мембрана,
в) лимфа,
г) коллагеновые волокна,
д) ретикулярные волокна.
- Укажите, какие из перечисленных функций выполняет межклеточное вещество ретикулярной ткани:
а) опорная,
б) защитная,
в) сократительная.
- Укажите, какие из перечисленных функций выполняет ретикулярная ткань:
а) опорная,
б) сократительная,
в) трофическая,
г) секреторная,
д) защитная.
Рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань.
- Укажите, какие из перечисленных компонентов входят в состав рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани:
а) базальная мембрана,
б) клеточные элементы,
в) меэюклеточное вещество.
- Укажите, какие из перечисленных функций выполняет рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань:
а) трофическая,
б) участие во внешнем обмене,
в) опорная,
г) экскреторная,
д) защитная.
- Укажите, какие из перечисленных видов волокон входят в состав рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани:
а) хондриновые,
б) ретикулярные,
в) оссеиновые,
г) эластические,
д) коллагеновые.
- Укажите, какие из перечисленных закономерностей расположения волокон характерны для рыхлой волокнистой неофрмленной соединительной ткани:
а) упорядоченное,
б) неупорядоченное.
- Укажите, какие из перечисленных клеточных элементов входят в состав рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани:
а) фибробласты,
б) фиброциты,
в) лейкоциты,
г) хондробласты,
д) нейроциты,
е) гистиоциты-макрофаги,
ж) эпителиоциты,
з) плазматические,
и) тучные,
к) ретикулярные,
л) э!сировые,
м) пигментные,
н) малодифференцированные.
- Укажите, какие из перечисленных функций выполняет фибробласт:
а) фагоцитоз,
б) выработка антител,
в) образование основного вещества,
г) образование волокон.
- Укажите, какую из перечисленных функций выполняет гистиоцит- макрофаг:
а) опорная,
б) образование основного вещества рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани,
в) защитная.
- Укажите, какую из перечисленных функций выполняет плазматическая клетка:
а) образование основного вещества рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани,
б) опорная,
в) выработка антител,
г) выработка протеолитических ферментов.
Плотные соединительные ткани.
- Укажите, какие из перечисленных тканей входят в группу плотных соединительных тканей:
а) грубоволокнистая,
б) пластинчатая,
в) неоформленная,
г) оформленная.
- Укажите локализацию в организме плотной неоформленной (1) и плотной оформленной (2) соединительных тканей:
а) сухожилия,
б) сетчатый слой коэ/си,
в) связки.
- Укажите, какие из перечисленных компонентов входят в состав межклеточного вещества плотных соединительных тканей:
а) пучки ретикулярных волокон,
б) лимфа, в) пучки коллагеновых волокон,
г) основное вещество.
- Укажите, какую из перечисленных функций выполняют плотные соединительные ткани:
а) трофическая,
б) опорная,
в) защитная.
Хрящевая ткань
- Укажите, какие из перечисленных компонентов входят в состав хрящевой ткани:
а) надкостница,
б) надхрящница,
в) клеточные элементы,
г) концевые железистые отделы,
д) основное вещество,
е) хондриновые волокна,
ж) оссеиновые волокна.
- Укажите, какие из перечисленных функций выполняет хрящевая ткань:
а) регенераторная,
б) опорная,
в) трофическая,
г) участие в углеводном обмене,
д) защитная.
- Укажите, какие из перечисленных клеток входят в состав хрящевой ткани:
а) фибробласт,
б) хондробласт,
в) фиброцит,
г) хондроцит.
- Укажите. В каких из перечисленных структур локализуется эластический хрящ:
а) ребра,
б) воздухоносные пути,
в) ушная раковина,
г) надгортанник,
д) скелет зародыша,
е) хрящи гортани.
- Укажите, какие из перечисленных характеристик присущи межклеточному веществу элатического хряща:
а) много эластических волокон,
б) богато водой,
в) мало коллагеновых волокон,
г) наличие участков обызвествления,
д) отсутствие участков обызвествления.
- Укажите, в каких из перечисленных структур локализуется коллагеноволокнистый хрящ:
а) меэюпозв он очные диски,
б) ушная раковина,
в) симфиз лобковых костей,
г) ребра,
д) воздухоносные пути,
е) грудино-ключичный сустав,
ж) нежнечелюстный суетав,
з) хрящи гортани,
и) места перехода волоконистой ткани в гиалиновый хрящ.
Костная ткань
- Укажите, какие из перечисленных функций характерны для костной ткани:
а) участие в углеводном обмене,
б) опорная,
в) секреторная,
г) участие в минеральном обмене.
- Укажите, какие из перечисленных клеток входят в состав костной ткани:
а) фибробласт,
б) остеобласт,
в) тучная клетка,
г) остеоцит,
д) остеокласт,
е) хондроцит,
э/с) плазматическая клетка.
- Укажите, какие из перечисленных компонентов входят в состав межклеточного вещества хрящевой (1) и костной (2) тканей:
а) оссеиновые волокна,
б) хондриновые волокна,
в) оссеомукоид,
г) неорганические соли,
д) хондромукоид,
е) гликоген.
- Укажите, какие виды костных пластин содержатся в пластинчатой костной ткани:
а) пластины остеона,
б) замыкателъные,
в) разграничительные,
г) вставочные,
д) внутренние генеральные,
е) базальные,
э/с) наружные генеральные.
- Укажите характер расположения оссеиновых волокон в грубоволокнистой (1) и пластинчатой (2) костной ткани:
а) упорядоченно,
б) беспорядочно.
- Укажите, с помощью каких из перечисленных структур осуществляется рост кости в длину (1) и в ширину (2):
а) эпифизарная пластинка роста,
б) периост.
Эталоны ответов к тесту:
“ Эпителиальная ткань ”
- а, в
- б, г
- б, в, д, е, з, л
- а, б, в
- в
- 1-6, 2-а, 3 - а, б
- a-внешний обмен, б-защитная (барьерная)
- a-плоский, б-кубический, в-цилиндрический
- а-ороговевающий, б-неороговевающий, в-переходный
- а-соединительная ткань
- а-тонофибриллы, б-реснички, в-микроворсинки
Эталоны ответов к тесту:
“ Соединительная ткань ”
Ретикулярная ткань
- г
- а, д
- а
- а, в, д
Рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань
- б, в
- а, в,д
- б, г, д
- 6
- а, б, в, е, з, и, л, м, н
- в, г
- в
- в
Плотные соединительные ткани
- в, г
- 1-6, 2-а,в
- в, г
- 6
Хрящевая ткань
- б, в, д, е
- б, г
- б, г
- в,г, е
- а, в, д
- а, в,е, ж, и
Костная ткань
- б,г
- б, г, д
- 1-6, д, е, 2-а, в, г
- а, г, д, ж
- 1-6, 2-а
- 1-а, 2-6
Ответы на задачи : “ Эпителиальная и соединительная
ткани ”
Задача 1
Высокая прочность многослойного плоского эпителия объясняется наличием в цитоплазме эпителиальных клеток тонофибрилл.
Задача 2
У Коли - за счет регенирации эпителия, т.е. первичным натяжением, без образования рубца, у Миши - за счет размножения клеток молодой (грануляционной) соединительной ткани с последующим образованием рубца.
Задача 3
- макрофаги - способны к фагоцитозу.
- плазмоциты (плазматические клетки) синтезируют антитела- гамма- глобулины и обеспечивают гуморальный иммунитет.
- тканевые базофилы - выробатывают гепарин, препятствующий свертыванию крови.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СИНДРОМОМ ДИСПЛАЗИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ И СИНДРОМОМ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ
Актуальность проблемы адаптации современного поколения к учебному процессу обусловлена тем, что приходится встречается с информационной насыщенностью учебного процесса, с ...
Методическая разработка занятия "Клетка. Эпителиальная и соединительная ткань"
Методическая разработка занятия "Клетка. Эпителиальная и соединительная ткань" предназначена для использования на занятиях по учебной дисциплине "Анатомия и физиология человека"...
Гистология. Эпителиальная ткань.
Презентация содержит иллюстрированный материал и коментарии к нему по особенностям строения и расположения эпителиальной ткани в организме человека....
Контрольно-измерительные материалы по теме "Определение разновидностей эпителиальной и соединительной ткани на макро- и микропрепаратах"
Контрольно-измерительные материалы предназначены для организации текущего контроля знаний по теме. Предназначены для обучающихся специальности 34.02.01, осваивающих дисциплину Анатомия и физиология че...
Банк материалов для проведения текущего контроля по МДК 02.03 Разделы: «Сестринский уход за пациентами при кожно-венерологических заболеваниях», «Сестринский уход за пациентами при заболеваниях костно-мышечной системы и соединительной ткани»
Комплект контрольно – оценочных материалов по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах созданы для обеспечения выполнения требований Федерального государственного об...
Соединительные ткани
Соединительные ткани -- презентация для открытого урока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: "Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная"
Данная методическая разработка является «планом» взаимодействия между преподавателем и студентами в рамках одного конкретного практического занятия по учебной дисциплине «Анатомия и ...