Сценарий классного часа "305 лет со дня рождения М.В. Ломоносова"
классный час на тему
Мероприятия, посвящённые М.В. Ломоносову, дают возможность не только сообщить научную, историческую, краеведческую информацию, но и поговорить с молодёжью о качествах личности, преодолевающей невероятные трудности на пути к поставленной цели, о жизни и труде во имя науки и Отечества. Примеры из жизни Ломоносова способны вызвать чувства патриотизма и гордости, желание понять своё предназначение в жизни, сделать что-то нужное людям, оставить добрый след на земле. Обращение к биографии, трудам М.В. Ломоносова, книгам и фильмам о нём полезно в любое время, но особенно эта тема становится актуальной в преддверии юбилея Великого Помора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov_stsenariy.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №1» Филиал №3
СОГЛАСОВАНО
Зав.отделением
ГБПОУ ДЗМ «МК №1»
_________________Е.В. Веник
Сценарий Классного часа
Составила классный руководитель группы Адамян О.А.
Москва
2016
«Современники могли только удивляться
ему; мы судим, различаем и тем живее
чувствуем его достоинство…
Если гений и дарования ума имеют право на
благодарность народов, то Россия должна
Ломоносову монументом».
Н.М. Карамзин.
Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник.
А.С.Пушкин
Открытые мероприятия в колледже – это важная часть учебно-воспитательного процесса. Тщательно подготовленные и хорошо проведённые, они формируют интересы, способствуют накоплению знаний, расширяют кругозор студентов, развивают память, творческие способности, дают возможность научиться работать в команде, ощутить себя частью коллектива. Всё это, безусловно, важно для формирования личности будущего медицинского работника.
Мероприятия, посвящённые М.В. Ломоносову, дают возможность не только сообщить научную, историческую, краеведческую информацию, но и поговорить с молодёжью о качествах личности, преодолевающей невероятные трудности на пути к поставленной цели, о жизни и труде во имя науки и Отечества. Примеры из жизни Ломоносова способны вызвать чувства патриотизма и гордости, желание понять своё предназначение в жизни, сделать что-то нужное людям, оставить добрый след на земле. Обращение к биографии, трудам М.В. Ломоносова, книгам и фильмам о нём полезно в любое время, но особенно эта тема становится актуальной в преддверии 300-летнего юбилея Великого Помора.
Цели и задачи классного часа:
Образовательные:
- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
- способствовать накоплению сведений об открытиях Ломоносова в различных науках;
- способствовать формированию и развитию культуры речи;
- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.
Воспитательные:
- формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории;
- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе новых научных открытий;
- обратить внимание студентов на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания.
Развивающие:
- вырабатывать у студентов интерес к чтению, к поиску новой информации;
- развивать речевые способности;
- способствовать укреплению памяти;
- формировать логическое мышление.
Алгоритм работы – составление плана сообщения и презентации, подбор литературы, обсуждение последовательности слайдов презентации, оформление плаката.
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;
- формирование внутреннего плана действий;
- умение вести поиск и выделять необходимую информацию;
- умение решать учебные проблемы в ходе групповой работы.
Оборудование:
- презентация
- мультимедийная система
- ноутбук
Организационные моменты:
- подбор и редактирование информации;
- предварительная подготовка с обучающимися презентации;
- подготовка плаката.
Ход мероприятия:
На доске вывешен плакат « 305 лет со дня рождения М.В. Ломоносова»
Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые студенты, коллеги, мы рады Вас приветствовать на классном часе посвященному 305-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.
История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.
Студент –1:
Восславим, братья, человека,
Который славу родине принёс!
Восславим время того века,
В которой родился и вырос он.
Тот бурный век, стремительно бегущий,
Россию вывел изо мглы,
И он, стремительно живущий,
Наукам отворил враты.
Он внёс в науки эти душу,
Вложил все силы и труды,
Прославил родину, науку,
Себя прославил и труды свои.
Студент –2. Отец Ломоносова Василий Дорофеевич был черносошным крестьянином — так назывались тогда лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие феодальные повинности. Мать Ломоносова — Елена Ивановна Сивкова — была дочерью дьякона. Михаил был единственным сыном
В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сиянья озарён.
Скудная северная земля не могла прокормить крестьянина, почти все жители 20 деревень, распложенных на Курострове, были поморами — занимались морскими промыслами. Отец Ломоносова владел небольшим парусным судном, Называлось оно «Святой архангел Михаил». На нем Василий Дорофеевич перевозил государственные и частные грузы, промышлял морского зверя. С десяти лет в плаваниях стал участвовать и Михаил
Без грамоты было невозможно вести дела, поэтому Василий Дорофеевич поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви.
Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению. Вначале он читал «Псалтырь», а затем потянулся к светским книгам, которые ему удалось добыть у соседей. Вероятно, в это время у Ломоносова возникает страстное желание учиться. В конце 1730 г. Ломоносов пешком отправляется в Москву, где скрыв свое крестьянское происхождение, 15 января 1731 года поступает в Славяно-греко-латинскую академию, которую в просторечье именовали Спасскими школами.
Покинув дом отца, в стране чужой,далёко,
как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошёл умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный
звук.
Студент – 3. Начало учебы было тяжелым: девятнадцатилетний юноша сел за парту вместе «со школьниками, малыми ребятами». Стипендия была мизерной — 3 копейки в день, на которые надо было питаться, одеваться и приобретать бумагу и перья, да и платили ее нерегулярно. Но стремление к знаниям помогло преодолеть все лишения, и за первый год Ломоносов сумел закончить три класса Академии.
Занятия в Славяно-греко-латинской академии дали Ломоносову образование в области гуманитарных наук. Здесь он познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, с ораторским искусством, изучал греческий язык.
В ноябре 1735 г По указу Сената Славяно-греко-латинская академия должна была отобрать 20 своих лучших учеников для пополнения университета, созданного при Петербургской Академии наук. Ломоносов был в числе отобранных 12 человек, соответствующих требованиям сенатского указа. В январе 1736 г. их привезли в Петербург и зачислили студентами без жалования
В течение полугода со вновь принятыми студентами пытались организовать более или менее систематические занятия, а за это время было решено послать за границу трех студентов для обучения горному делу, специалистов по которому заметно не хватало бурно развивающейся русской горнодобывающей промышленности. Ими оказались Райзер — сын советника, Д.Виноградов — сына церковного служителя и Ломоносов — крестьянский сын.
Студент – 4. Зачисленные в Фрейбергский университет в начале ноября 1736 г., русские студенты начали изучать немецкий язык и одновременно занимались арифметикой, геометрией и тригонометрией
По предписанию академической канцелярии студенты должны были прислать в Академию образчики своих знаний. Знаменательно, что Ломоносов прислал в Петербург в качестве таких образцов «диссертации», посвященные физическим проблемам. Одной из первых была «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» (1739 г.).
В этот же период наряду с изучением естественных наук Ломоносов занимался теорией русского стихосложения. и, когда в августе 1739 г. узнал из газет о победе русских войск у турецкой крепости Хотин, написал свою первую патриотическую «Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина»
Студент – 5. Когда Ломоносову исполнилось 28 лет, он был уже вполне сложившимся человеком, которого не могла не раздражать педантичная опека зарубежных преподавателей, Росло взаимное недовольство, завершившееся полным разрывом. В первых числах мая 1740 г. без денег и пожитков Ломоносов ушёл из университета Фрейберга, чтобы вернуться на родину. И лишь 8 июня прибыл в Петербург.
С этого времени началась его служба в Петербургской Академии наук, но выполнять только рутинные поручения находящийся в расцвете сил Ломоносов, конечно не мог. Он впервые выступает в печати как поэт и в то же время изобретает «катоприко-диоптрический зажигательный инструмент» — своеобразную солнечную печь, при помощи которой можно было получить недосягаемые тогда иным способом высокие температуры. Одновременно Ломоносов начал работу над первым систематизированным руководством по горному делу на русском языке «Первые основания металлургии или рудных дел» и составил знаменитые «276 записок по физике и корпускулярной философии» — программу исследований в области естественных наук.
Студент – 1. В начале января 1742 года Ломоносов получил звание адъюнкта физического класса, что давало ему право на самостоятельную научную работу и возможность участия в работе Академического собрания.
В это время в Академии прорвалось недовольство против самоуправства и злоупотреблений начальства, а Ломоносов, всей душой сочувствовал жалобщикам, потерял осторожность. Его необузданное по отношению к академическим иностранцам поведение вызвало сильнейшее и в общем-то справедливое негодование всех профессоров, которые сперва исключили его из Академического собрания, а позже подали на него жалобу.
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие, как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придётся в Академии терпеть?
В неё вошёл, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
В мае 1743 г. за отказ явиться на заседание следственной комиссии Ломоносов был посажен под домашний арест. Несмотря на бедственное материальное положение, ученый предается самым серьезным занятиям. Он изучает «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона, начинает несколько физических диссертаций, пишет «Диссертацию о действии химических растворителей на растворяемые тела» и «Краткое руководство к риторике...».
Летом 1744 года императрица Елизавета отменила приговор академическим жалобщикам и повелела освободить из под ареста Ломоносова, обязав его произнести публичное извинение перед Академическим собранием.
Студент – 2. В этот год Ломоносов вел плодотворную научную работу: он написал «Размышления о причине теплоты и холода», «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», переработал диссертацию «О действии растворителей на растворяемые тела», перевёл на русский язык работу «Описание в начале 1744 года явившейся кометы...», проводил физические эксперименты. Объём и уровень совершенной Ломоносовым работы позволяли претендовать на профессорское звание. В 1745 г. Ломоносов прочитал в Академическом собрании диссертацию «О металлическом блеске», за которую было решено избрать его профессором химии
Указом от 25 июля императрица присвоила звание профессора Ломоносову. В Петербургской Академии наук появился наконец первый русский академик.
Став профессором химии, Ломоносов начал настойчиво добиваться создания химической лаборатории, о необходимости которой он писал, начиная с 1742 г. Ломоносов считал химию своей «главной профессией» и как никто другой в России понимал, что без лаборатории, без химических экспериментов химическая наука развиваться не может. Собственный опыт подсказал Ломоносову, что лаборатория необходима и для обучения студентов. А подготовку национальных научных кадров он воспринимал как свой долг перед Россией, как вклад в культурное и экономическое развитие государства.
Подбадривал он тех, кто может
науке силы все отдать.
Его словам весьма полезно
И ныне молодым внимать:
" О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны!
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!"
Студент – 3. В 1744 г. Ломоносов читал лекции по физике студентам Академического университета и убедился, что без учебника физики невозможно обойтись. В 1746 г. под названием «Волъфианская экспериментальная физика» вышел в свет первый на русском языке учебник, который выдержал в XVIII в. несколько изданий.
В период до постройки химической лаборатории Ломоносов начал систематические занятия русской историей. Ему стали давать на отзыв написанные разными авторами исторические работы, в частности многотомную «Историю Сибири» Г. Ф. Миллера. А когда в составе Академии появилось Историческое собрание, Ломоносов был назначен его членом.
Богатый событиями 1748 г. принёс Ломоносову еще одну обязанность: в начале мая академическая канцелярия поручила ему проверку всех сообщений из-за рубежа, предназначенных для печатания в газете «Санкт-Петербургские ведомости», положив тем самым начало журналистской деятельности Ломоносова.
Студент – 4. Работа в химической лаборатории между тем шла своим чередом. Ломоносов начал опыты по изготовлению цветных стёкол, нужных ему для экспериментального подтверждения создаваемой им теории света и цветов, разрабатывал рецептуру и испытывал заменители для красок, ввозимых из-за границы, продолжал оборудование лаборатории приборами и инструментами.
В 1750 и 1751 гг. Ломоносов по поручению академической канцелярии чрезвычайно быстро написал две трагедии — «Тамира и Селим» и «Демофонт», которые были сыграны в придворном театре.
Тем временем в химической лаборатории после 4 тысяч опытов Ломоносов сумел разработать технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (называемых смальтами) стёкол. Полученную им смальту учёный решил использовать для изготовления мозаичных картин.
В 1753 г. Ломоносов получил разрешение на строительство фабрики цветного стекла, и на ней стали изготовлять стекло, бисер и другие изделия, но главное — на фабрике готовились брусочки из смальт различного цвета, из которых набирались мозаичные картины.
Студент – 5.Параллельно со строительством фабрики в Усть-Рудицах Ломоносов занимался изучением природы электричества, получаемого от электростатических машин и атмосферы.
Ломоносова давно беспокоило плачевное состояние академических университета и гимназии, и он решил, что следует создать новый университет в Москве. Эту мысль он постарался внушить И. И. Шувалову, и, когда тот составил соответствующее «Доношение в Сенат», написал ему письмо с изложением плана организации университета.
Шувалов внёс в план Ломоносова некоторые изменения, и с ними план был принят. 12 января 1755 г. Елизавета подписала «Указ об учреждении в Москве Университета». Вначале ему было отведено помещение бывшей дворцовой аптеки, на том месте, где ныне находится Государственный исторический музей.
Студент – 1. Назначенный в 1758 г. главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов начинает работу по составлению нового «Атласа российского» и добивается рассылки во все губернии географических анкет, сведения из которых могли бы помочь в создании различных карт, работает над «Рассуждением о большей точности морского пути», в котором предложил ряд новых навигационных приборов и инструментов
В 1761 г. учёный мир Европы готовился наблюдать одно из редких явлений природы — прохождение Венеры по диску Солнца. Академией наук были снаряжены две экспедиции в Сибирь, а Ломоносов наблюдал это явление у себя в домашней обсерватории. В результате Ломоносову первому в мире удалось установить, что «планета Венера окружена знатною воздушною атмосферою». Успех этого наблюдения привлёк Ломоносова к вопросам практической астрономии. В 1761-1763 гг. он занимался усовершенствованием ньютонианского и грегорианского телескопов, фотометрией звёзд, конструировал астронавигационные приборы.
Студент – 2. Смерть Елизаветы, свержение Петра III, воцарение Екатерины II многое изменили в жизни учёного. Были вынуждены уехать за границу «для поправления здоровья» его покровители И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. Ломоносов остался наедине со своими усилившимися врагами. Вконец расстроенный и больной, он написал Екатерине Прошение, в котором просил уволить от академической службы с пожизненной пенсией. Екатерина подписала было указ об увольнении Ломоносова в отставку, однако уже через две недели его отменила. Ломоносов остался в Академии, а в конце 1763 г. был произведён в статские советники с окладом 1800 рублей в год. В этот период Ломоносов начинает ещё одно, и последнее в своей жизни, крупное предприятие. В поданной наследнику Павлу записке «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» он высказывал давно занимавшую его мысль о необходимости найти путь на восток вдоль берегов Сибири.
Студент – 3. К сожалению в 1763 году М.В. Ломоносова стало подводить его здоровье все чаще стал недомогать. Иногда по нескольку недель подряд он не выходил из дому. В конце марта 1765 года наш академик простудился и слег окончательно. Он умер 4 апреля 1765 года
Незадолго до смерти он в полном сознании попрощался с женой, дочерью, близкими друзьями.
По свидетельству академика Я. Штелина, М. В.Ломоносов сказал ему: «Друг. Я вижу, что должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть; жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы отечества, для превращения наук и славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мною»
Классный руководитель: Благодарим за внимание!
Мероприятия в колледже – это важная часть учебно-воспитательного процесса. Тщательно подготовленные и хорошо проведённые, они формируют интересы, способствуют накоплению знаний, расширяют кругозор студентов, развивают память, творческие способности, дают возможность научиться работать в команде, ощутить себя частью коллектива. Всё это, безусловно, важно для формирования личности будущего медицинского работника.
Мероприятия, посвящённые М.В. Ломоносову, дают возможность не только сообщить научную, историческую, краеведческую информацию, но и поговорить с молодёжью о качествах личности, преодолевающей невероятные трудности на пути к поставленной цели, о жизни и труде во имя науки и Отечества. Примеры из жизни Ломоносова способны вызвать чувства патриотизма и гордости, желание понять своё предназначение в жизни, сделать что-то нужное людям, оставить добрый след на земле. Обращение к биографии, трудам М.В. Ломоносова, книгам и фильмам о нём полезно в любое время, но особенно эта тема становится актуальной в преддверии 305-летнего юбилея Великого Помора.
А теперь в качестве подведения итогов, я предлагаю Вам выполнить следующие задания: (раздача бланков с заданием)
Задание 1. Дайте характеристику чертам характера М.В. Ломоносова, вписав прилагательные, начинающиеся с букв фамилии великого ученого:
Л | ||
О | ||
М | ||
О | ||
Н | ||
О | ||
С | ||
О | ||
В |
Задание 2. Подберите выражение, фразеологизм или пословицу, характеризующие жизнь и деятельность М.В. Ломоносова.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИТЕРАТУРА:
1. Перевезенцев, С. В. Михайло Ломоносов: Для старшего школьного возраста; М.:Белый город, 2003.
2. Шубинский, В. И. Ломоносов.-М.:Молодая Гвардия,2010.-472 с.
ИНТЕРЕТ –РЕСУРСЫ:
- http://to-name.ru/biography/mihail-lomonosov.htm
- http://all-biography.ru/alpha/l/lomonosov-mixail-vasilevich-lomonosov-mikhail-vasilyevich
- http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mixaila-lomonosova
- http://historical-persons.ru/view_post.php?id
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО...»
Цели классного часа: создание «социальной ситуации развития»,среды общения в микросоциуме; обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности;создание благоприятной образовате...
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЕСА"
Сценарий -сказка может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе "Биологии" или во время месячника по Экологии. В сценарий можно добавить игры - викторины со зрителями по различным ...
Сценарий классного часа "Колобок"(В стране музыкальных инструментов)
Сценарий по сказке "Колобок"+ музыкальные инструменты...
Сценарий классного часа "Мир детства в музыке"
Литературно-музыкальные композиции по произведениям М.Мусорского, П.Чайковского, С.Прокофьева....
Неделя химии, посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова
Методические рекомендации по проведению предметной недели по химии, посвященая 300-летие со дня рождения М.В.Ломоносова...
Сценарий классного часа "Белеет парус одинокой.." к 200-летию со дня рождения Лермонтова
Перед началом мероприятия, на экран проецируется слайд №1 презентации– надпись «М.Ю. Лермонтов 200лет со дня рождения 1814-1841»1. Классный час от...
Сценарий классного часа для участия в конкурсе "Мой лучший классный час 2019"
Классный час "Королева второго плана" посвящен великой талантливой актрисе Фаине Раневской....