Сценарий классного часа "Белеет парус одинокой.." к 200-летию со дня рождения Лермонтова
классный час на тему

Сахарова Ирина Васильевна

Перед началом мероприятия, на экран проецируется слайд №1 презентации– надпись «М.Ю. Лермонтов 200лет со дня рождения 1814-1841»

1.          Классный час открывает вальс  под музыку А. Хачатуряна к драме «Маскарад» (2 мин., на сцене 2 бальные пары танцуют вальс)

 

2.          Вступительное слово преподавателей:

 Добрый день, уважаемые гости, здравствуйте. Мы Рады вас приветствовать в этом зале. Сегодня вашему вниманию мы хотим представить классный час, посвященный 200 –летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Как вы уже догадались мы перенеслись с вами в замечательную, прекрасную эпоху, в эпоху когда дамы наряжались в пышные, роскошные платья, а мужчин украшал строгий черный фрак, в ту эпоху, когда  жил и творил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.  (1 мин., фоновая музыка)

3.          Слайд №2 видео. Декламируется стихотворение в стиле рэпа «К *** (Я не унижусь пред тобою...)», (4 мин., на экран проецируется слайд № 2 электронной презентации с  видео-сюжетом  – рисунок песком «Потрет Лермонтова»), читает Асирян Рудик:

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Быть может, мыслею небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он?

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец,

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Я горд!- прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

К чужим горам, под небо юга

Я удалюся, может быть;

Но слишком знаем мы друг друга,

Чтобы друг друга позабыть.

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил,-

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку -

Безумец!- лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала - я тебя не знал!

                                                       ( 1832г.)

4.          Слайд №3. Портрет Лермонтова. Текст ведущих о живописи в жизни М.Ю. Лермонтова (фоновая музыка):

Ведущий 1: Ровно 200 лет назад родился этот гениальный писатель. Его жизнь была недолгой, но яркой. На литературной арене поэт появился ненадолго, но смог навсегда войти в историю литературы как блестящий представитель своего времени…

Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, создав такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих людей российской и мировой литературы.

Ведущий 2: Все мы знакомы с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова со школьной скамьи, многие стихи его на слуху у каждого образованного человека. Сегодня Мы постараемся более подробно познакомиться с другими талантами Михаила Юрьевича Лермонтова - писателя, поэта и драматурга.

Ведущий 1: Все знают, что Михаил Лермонтов - гениальный поэт, нашедший признание еще при жизни и оказавший большое влияние  не только на  русскую литературу, но и на мировое художественное искусство. Бесспорно, одни шедевры порождают  другие. Творчество Лермонтова оказало большое влияние на творчество художника с мировым именем Михаила Врубеля.

Слайд №4.

Ведущий 2: Главное духовное родство Врубеля с Лермонтовым — в стремлении обоих к возвышенному, прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого в окружавшей их жизни, и потому их творчество стало трагическим по своему существу. В 1891-м году, к юбилею со дня трагической смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта, к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени.

Ведущий 1: Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель, которого тогда никто толком не знал, а потому никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к лермонтовской поэме "Демон" как нельзя лучше подошли к самой сути, к самому духу поэзии Лермонтова.

image

Летящий Демон. М. Врубель. К поэме «Демон»

"Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой.

 

Тех дней, когда в жилище света

Блистал он, чистый херувим,

Когда бегущая комета

Улыбкой ласковой привета

Любила обменяться с ним..."

 

Слайд №5.

Ведущий 2: Без этих иллюстраций Врубеля цель издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута. Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, неинтересными, стереотипными. Они не поднимаются выше принятой в те годы нормы. Никто из других иллюстраторов Лермонтова не подошел к его творческому и философскому наследию поэта так близко, как это удалось художнику, заколдованному лермонтовским «Демоном» и своим собственным. 

image

Несется конь быстрее лани..." Золотая акварель. М. Врубель. К поэме «Демон»
                         

                         "Несется конь быстрее лани,

Храпит и рвется, будто к брани,

То вдруг осадит на скаку,

Прислушается к ветерку

Широко ноздри раздувая,

То, разом землю ударяя,

Шипами звонкими копыт,

Взмахнув растрепанною гривой,

Вперед без памяти летит..."

Слайд №6.

Ведущий 1: После завершения своей работы над рисунками к Лермонтову, Врубель очень долго вновь не возвращался к демонической теме. Не возвращался, чтобы однажды вернуться - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины Как говорил сам Врубель, Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа.

image

 

ххх

"Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе всё-всё земное,

Люби меня!" - И он слегка

Коснулся жаркими устами

 

К её трепечущим губам...

Соблазна полными речами

Он отвечал ее мольбам.

Могучий взор смотрел ей в очи,

Он жёг ее во мраке ночи..."

 Демон и Тамара. М. Врубель.

Слайд №7.

 

image

Ведущий 2: Стоит обратить внимание, что кроме иллюстраций к поэме «Демон» Врубелем написаны и другие картины к произведениям Лермонтова.   Например, Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация « Герою нашего времени».

М.Врубель. к роману «Герои нашего времени».

Ведущий 1: В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь.

Ведущий 2: Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Фиксируя на бумаге свои впечатления и душевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое мироощущение требовало обязательного преобразования повседневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный.

image

Ведущий 1: Автопортрет 1837г. (слайд № 8 электронной презентации)

В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка).

На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный»).

 

image

Ведущий 2:

В.А. Лопухина 1835-1838, акварель (слайд № 9 электронной презентации)

Портрет предназначался любимой женщине — Варваре Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию.

Ведущий 1:

В стремительно-короткой жизни Лермонтова было мно­жество любовных увлечений – как мимолетных, так и силь­ных привязанностей. Как пушкинская Татьяна, Варенька повино­валась судьбе и вышла замуж за другого. Но оказалось, что для любви все это не может быть существенным препят­ствием. Лермонтов и Лопухина просто продолжали друг друга любить – не видя, мало зная друг о друге. Видимо, любовь может существовать и так, независимо от присут­ствия любимых людей.

 

 

image

Портрет герцога Лермы

(слайд № 10 электронной презентации)

Ведущий 2:

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский цикл". Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции - но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о  происхождении рода от испанского герцога Лермы.

 

Самое значительное в этом в «испанском цикле» - "Портрет герцога Лермы" (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты (1 мин.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий 1:

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых.

image

Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина в виде курда.

В гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем МонгО Алексей Аркадьевич Столыпин - друг и родственник Лермонтова. Его изобразил Лермонтов в костюме курда (слайд №11 электронной презентации).

 

 

Ведущий 1: Безусловно, огромное место в живописи Лермонтова, как и в литературном творчестве, занимает Кавказ. Первые детские воспоминания о Кавказе связаны с поездками в 1820-х и 1825-х годах вместе с бабушкой, Е.А. Арсеньевой, которая возила слабого здоровьем внука на Горячие воды (Пятигорск).

Путешествие на Кавказ было длинным, долгим и опасным. Ехали на лошадях через всю Россию. На самой окраине посёлка, у подножия Горячей горы останавливались в доме у родной сестры бабушки Лермонтова.

image

Ведущий 2: Кавказ надолго останется в памяти поэта и отразится в лирических строках и художественных картинах. Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на

французском языке «М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах» (слайд № 12  электронной презентации, 1 мин.).

 

 

 

 

Ведущий 1:

Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час великий поэт.

5.          Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» ( М.Ю. Лермонтов говорит о горе Машук в центральной части Пятигорья на Кавказских Минеральных Водах, в северо-восточной части города Пятигорска. Высота 993,7 м. , является памятником природы) :

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.

(1841 г.)

Слайд №13.

6.           Ведущий 2: Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год - гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением "Смерть поэта" последовала ссылка на Кавказ - прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова - и поэта, и художника.

Очень интересны пейзажи, выполненные маслом:

"Вид Пятигорска" (слайд №14 электронной презентации)

image

Ведущий 1: В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска". "Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий 2: Картина «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (слайд №15 электронной презентации)

 

image

В ней Лермонтов отразил маслом пейзаж, описанный в поэме «Мцыри»:

 

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод..."

"...Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков"

(Отрывок из поэмы «Мцыри» читает Кузовлева ольга (группа 11-12) – 2мин.)

 

 Ведущий 1:

"Вид горы Крестовой" (слайд №16 электронной презентации):

Одна из лучших живописных работ Лермонтова "Крестовая гора" написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.

image

Сослуживец Лермонтова А. И. Арнольди в своих мемуарах, относящихся к этому периоду, отмечает: «В свободное от службы время, а его было много, Лермонтов очень хорошо писал по воспоминанию разные кавказские виды, и у меня хранится до сих пор вид его работы на долину Кубани, с цепью снеговых гор на горизонте, при заходящем солнце и двумя конными фигурами черкесов…» Тогда же поэт приступил к работе над «Героем нашего времени», пейзаж с видом Крестовой горы, несомненно, помог ему при описании в «Бэле» путешествия Максима Максимыча по Военно-Грузинской дороге через Крестовый перевал.  На оборотной стороне картины сохранилась надпись, сделанная рукою В. Ф. Одоевского: «Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена им мне при последнем его отъезде на Кавказ. Она представляет Крестовую гору - место его смерти». Здесь Одоевский допустил ошибку: поэт погиб не на Крестовой, а у подножия Машука в окрестностях Пятигорска. Но для нас важна сама надпись, согласно которой подтверждается известный для лермонтоведов факт, что эта картина была подарена поэтом своему другу Одоевскому.  Теперь эта картина, одна из лучших живописных работ Лермонтова, экспонируется в его музее в Пятигорске, напоминая нам чудесные страницы «Героя нашего времени».

 Ведущий 2: "Вид Тифлиса" (слайд №17 электронной презентации):

image

Следует отметить, что полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса. И поэт неоднократно бывал в этом замечательном древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова. Она является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.

 

 

Ведущий 1 : Кроме того, в Тифлисе Лермонтов знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gc_li_sakharovaiv_konkursikt2_scenariy.doc.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого классного часа

«Белеет парус одинокий»,

посвященного 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Дата проведения

20 ноября 2014 г.

Место проведения

660131, г. Красноярск, пр. Металлургов-4,

КГАОУ НПО «Сибирский профессиональный лицей № 18, актовый зал

Оборудование

Видеопроектор, экран, персональный компьютер

Продолжительность

45 мин.

Разработчики

Сахарова И.В.

Перед началом мероприятия, на экран проецируется слайд №1 презентации– надпись «М.Ю. Лермонтов 200лет со дня рождения 1814-1841»

  1. Классный час открывает вальс  под музыку А. Хачатуряна к драме «Маскарад» (2 мин., на сцене 2 бальные пары танцуют вальс)

  1. Вступительное слово преподавателей:

 Добрый день, уважаемые гости, здравствуйте. Мы Рады вас приветствовать в этом зале. Сегодня вашему вниманию мы хотим представить классный час, посвященный 200 –летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Как вы уже догадались мы перенеслись с вами в замечательную, прекрасную эпоху, в эпоху когда дамы наряжались в пышные, роскошные платья, а мужчин украшал строгий черный фрак, в ту эпоху, когда  жил и творил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.  (1 мин., фоновая музыка)

  1. Слайд №2 видео. Декламируется стихотворение в стиле рэпа «К *** (Я не унижусь пред тобою..., (4 мин., на экран проецируется слайд № 2 электронной презентации с  видео-сюжетом  – рисунок песком «Потрет Лермонтова»), читает Асирян Рудик:

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Быть может, мыслею небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он?

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец,

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Я горд!- прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

К чужим горам, под небо юга

Я удалюся, может быть;

Но слишком знаем мы друг друга,

Чтобы друг друга позабыть.

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил,-

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку -

Безумец!- лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала - я тебя не знал!

                                                       ( 1832г.)

  1. Слайд №3. Портрет Лермонтова. Текст ведущих о живописи в жизни М.Ю. Лермонтова (фоновая музыка):

Ведущий 1: Ровно 200 лет назад родился этот гениальный писатель. Его жизнь была недолгой, но яркой. На литературной арене поэт появился ненадолго, но смог навсегда войти в историю литературы как блестящий представитель своего времени…

Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, создав такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих людей российской и мировой литературы.

Ведущий 2: Все мы знакомы с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова со школьной скамьи, многие стихи его на слуху у каждого образованного человека. Сегодня Мы постараемся более подробно познакомиться с другими талантами Михаила Юрьевича Лермонтова - писателя, поэта и драматурга.

Ведущий 1: Все знают, что Михаил Лермонтов - гениальный поэт, нашедший признание еще при жизни и оказавший большое влияние  не только на  русскую литературу, но и на мировое художественное искусство. Бесспорно, одни шедевры порождают  другие. Творчество Лермонтова оказало большое влияние на творчество художника с мировым именем Михаила Врубеля.

Слайд №4.

Ведущий 2: Главное духовное родство Врубеля с Лермонтовым — в стремлении обоих к возвышенному, прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого в окружавшей их жизни, и потому их творчество стало трагическим по своему существу. В 1891-м году, к юбилею со дня трагической смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта, к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени.

Ведущий 1: Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель, которого тогда никто толком не знал, а потому никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к лермонтовской поэме "Демон" как нельзя лучше подошли к самой сути, к самому духу поэзии Лермонтова.

Летящий Демон. М. Врубель. К поэме «Демон»

"Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой.

Тех дней, когда в жилище света

Блистал он, чистый херувим,

Когда бегущая комета

Улыбкой ласковой привета

Любила обменяться с ним..."

Слайд №5.

Ведущий 2: Без этих иллюстраций Врубеля цель издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута. Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, неинтересными, стереотипными. Они не поднимаются выше принятой в те годы нормы. Никто из других иллюстраторов Лермонтова не подошел к его творческому и философскому наследию поэта так близко, как это удалось художнику, заколдованному лермонтовским «Демоном» и своим собственным. 

Несется конь быстрее лани..." Золотая акварель. М. Врубель. К поэме «Демон»
                         

                         "Несется конь быстрее лани,

Храпит и рвется, будто к брани,

То вдруг осадит на скаку,

Прислушается к ветерку

Широко ноздри раздувая,

То, разом землю ударяя,

Шипами звонкими копыт,

Взмахнув растрепанною гривой,

Вперед без памяти летит..."

Слайд №6.

Ведущий 1: После завершения своей работы над рисунками к Лермонтову, Врубель очень долго вновь не возвращался к демонической теме. Не возвращался, чтобы однажды вернуться - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины Как говорил сам Врубель, Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа.

ххх

"Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе всё-всё земное,

Люби меня!" - И он слегка

Коснулся жаркими устами

К её трепечущим губам...

Соблазна полными речами

Он отвечал ее мольбам.

Могучий взор смотрел ей в очи,

Он жёг ее во мраке ночи..."

 Демон и Тамара. М. Врубель.

Слайд №7.

Ведущий 2: Стоит обратить внимание, что кроме иллюстраций к поэме «Демон» Врубелем написаны и другие картины к произведениям Лермонтова.   Например, Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация « Герою нашего времени».

М.Врубель. к роману «Герои нашего времени».

Ведущий 1: В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь.

Ведущий 2: Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Фиксируя на бумаге свои впечатления и душевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое мироощущение требовало обязательного преобразования повседневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный.

Ведущий 1: Автопортрет 1837г. (слайд № 8 электронной презентации)

В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка).

На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный»).

 

Ведущий 2:

В.А. Лопухина 1835-1838, акварель (слайд № 9 электронной презентации)

Портрет предназначался любимой женщине — Варваре Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию.

Ведущий 1:

В стремительно-короткой жизни Лермонтова было множество любовных увлечений – как мимолетных, так и сильных привязанностей. Как пушкинская Татьяна, Варенька повиновалась судьбе и вышла замуж за другого. Но оказалось, что для любви все это не может быть существенным препятствием. Лермонтов и Лопухина просто продолжали друг друга любить – не видя, мало зная друг о друге. Видимо, любовь может существовать и так, независимо от присутствия любимых людей.

Портрет герцога Лермы 

(слайд № 10 электронной презентации) 

Ведущий 2:

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский цикл". Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции - но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о  происхождении рода от испанского герцога Лермы.

Самое значительное в этом в «испанском цикле» - "Портрет герцога Лермы" (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты (1 мин.). 

Ведущий 1:

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых.

Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина в виде курда. 

В гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем МонгО Алексей Аркадьевич Столыпин - друг и родственник Лермонтова. Его изобразил Лермонтов в костюме курда (слайд №11 электронной презентации).

Ведущий 1: Безусловно, огромное место в живописи Лермонтова, как и в литературном творчестве, занимает Кавказ. Первые детские воспоминания о Кавказе связаны с поездками в 1820-х и 1825-х годах вместе с бабушкой, Е.А. Арсеньевой, которая возила слабого здоровьем внука на Горячие воды (Пятигорск).

Путешествие на Кавказ было длинным, долгим и опасным. Ехали на лошадях через всю Россию. На самой окраине посёлка, у подножия Горячей горы останавливались в доме у родной сестры бабушки Лермонтова.

Ведущий 2: Кавказ надолго останется в памяти поэта и отразится в лирических строках и художественных картинах. Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на

французском языке «М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах» (слайд № 12  электронной презентации, 1 мин.).

Ведущий 1:

Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час великий поэт.

  1. Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» ( М.Ю. Лермонтов говорит о горе Машук в центральной части Пятигорья на Кавказских Минеральных Водах, в северо-восточной части города Пятигорска. Высота 993,7 м. , является памятником природы) :

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.
 

(1841 г.)

Слайд №13.

  1.  Ведущий 2: Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год - гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением "Смерть поэта" последовала ссылка на Кавказ - прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова - и поэта, и художника.

Очень интересны пейзажи, выполненные маслом:

"Вид Пятигорска" (слайд №14 электронной презентации)

Ведущий 1: В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска". "Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом".

Ведущий 2: Картина «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (слайд №15 электронной презентации)

В ней Лермонтов отразил маслом пейзаж, описанный в поэме «Мцыри»:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод..."

"...Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков"

(Отрывок из поэмы «Мцыри» читает Кузовлева ольга (группа 11-12) – 2мин.)

 Ведущий 1:

"Вид горы Крестовой" (слайд №16 электронной презентации):

Одна из лучших живописных работ Лермонтова "Крестовая гора" написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.

Сослуживец Лермонтова А. И. Арнольди в своих мемуарах, относящихся к этому периоду, отмечает: «В свободное от службы время, а его было много, Лермонтов очень хорошо писал по воспоминанию разные кавказские виды, и у меня хранится до сих пор вид его работы на долину Кубани, с цепью снеговых гор на горизонте, при заходящем солнце и двумя конными фигурами черкесов…» Тогда же поэт приступил к работе над «Героем нашего времени», пейзаж с видом Крестовой горы, несомненно, помог ему при описании в «Бэле» путешествия Максима Максимыча по Военно-Грузинской дороге через Крестовый перевал.  На оборотной стороне картины сохранилась надпись, сделанная рукою В. Ф. Одоевского: «Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена им мне при последнем его отъезде на Кавказ. Она представляет Крестовую гору - место его смерти». Здесь Одоевский допустил ошибку: поэт погиб не на Крестовой, а у подножия Машука в окрестностях Пятигорска. Но для нас важна сама надпись, согласно которой подтверждается известный для лермонтоведов факт, что эта картина была подарена поэтом своему другу Одоевскому.  Теперь эта картина, одна из лучших живописных работ Лермонтова, экспонируется в его музее в Пятигорске, напоминая нам чудесные страницы «Героя нашего времени».

 Ведущий 2: "Вид Тифлиса" (слайд №17 электронной презентации):

Следует отметить, что полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса. И поэт неоднократно бывал в этом замечательном древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова. Она является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.

Ведущий 1 : Кроме того, в Тифлисе Лермонтов знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве.

Таков рисунок "Лезгинка", где изображены танцующие жители города на плоской крыше дома (слайд №14 электронной презентации, 1 мин.).

  1. Исполняется танец «Лезгинка» (2 мин., (слайд №18  электронной презентации).)

 Ведущий  2: "Окрестности селения Караагач" ("Кавказский вид с верблюдами")  (слайд №19 электронной презентации):         На картине "Развалины близ селения Караагач в Кахетии" мы видим, что Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Карагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.

Ведущий 1: Нужно сказать, что все эти пейзажи панорамны: горизонт занижен, пространство строится ритмично развертывающимися в глубину перспективными планами; все они конструктивно упорядочены. Основное количество работ написано в 1837- 1838 гг. (3 мин.).

Ведущий 2: Мы знаем, что поэт служил, и будучи офицером, проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840-1841 годах. Поэтому, конечно,  большое внимание он уделял зарисовкам батальных сцен и эпизодов. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке "Эпизод из сражения при Валерике", раскрашенном позднее его другом, художником Г.Г.Гагариным. Трагическая динамика боя складывается из личных драм, переживаемых по Ходу Сражения Его участниками (слайд №20 электронной презентации).

Ведущий 1: Еще Одной картиной на военную тему явилось полотно "Перестрелка в горах Дагестана". Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами (слайд №21 электронной презентации):

Ведущий 2:

Любая кавказская панорама Лермонтова - это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. (1 мин.).

Ведущий 1:

 Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности - трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.

Ведущий 2:

 Известное стихотворение «Сон», позже будет  названо  пророческим. Оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть. Оно написано в последний год жизни, когда автор уже предчувствовал свою гибель. Он мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон».

 Чтение наизусть стихотворения «Сон» (2 мин.) (слайд №22 электронной презентации)

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

(1841 г.)

Ведущий 1:   Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.

Ведущий 2: Уважаемые гости, зрители, мы надеемся, что вы внимательно слушали нас и теперь мы приглашаем вас поучаствовать в викторине.

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова (работа с аудиторией)

  1. Кто из известных государственных деятелей России был родственником М.Ю. Лермонтова?

а) Столыпин;

б) Витте;

в) Победоносцев;

г) Демидов.

  1. Какими европейскими языками владел М.Ю. Лермонтов?

а) Английским и испанским;

б) Французским и немецким;

в) Итальянским и венгерским;

г) Болгарским и польским.

  1. Где находится город Лермонтов, названный в честь поэта?

а) В Краснодарском крае РФ;

б) В Ставропольском крае РФ;

в) В Красноярском крае РФ;

г) В Приморском крае РФ.

  1. Горный массив, столь любимый Лермонтовым и сыгравший в его жизни немаловажную роль, – это:

а) Уральские горы;

б) Кавказ;

в) Карпаты;

г) Альпы.

  1. Какое произведение сделало имя Лермонтова знаменитым?

а) «Парус»;

б) «Герой нашего времени»;

в) «Маскарад»;

г) «Смерть поэта».

  1. Что одиноко белело «в тумане моря» в известном стихотворении Лермонтова?

а) Парус;

б) Яхта;

в) Чайка;

г) Айсберг.

  1. Вставьте пропущенное имя в первую строчку известного стихотворения М.Ю. Лермонтова: «Нет, я не … , я другой»:

а) Пушкин;

б) Байрон;

в) Есенин;

г) Гейне.

  1. Вспомнив Лермонтова, переведите на грузинский язык слово «послушник».

а) Азраил;

б) Мцыри;

в) Монго;

г) Джюлио.

  1. Сколько времени провел Мцыри на свободе?

а) 3 дня;

б) 3 недели;

в) 3 месяца;

г) 3 года.

  1. Какое стихотворение Лермонтов посвятил Пушкину?

а) «Слава»;

б) «Поэт»;

в) «Смерть поэта»;

г) «Пророк».

  1. Где и как погиб М.Ю. Лермонтов?

а) В Тарханах от болезни;

б) В бою при Валерике;

в) В Пятигорске на дуэли;

г) В горах под завалом.

  1.  Как звали убийцу М.Ю. Лермонтова?

а) Н. Мартынов;

б) К. Данзас;

в) Ж. Дантес;

г) А. Дельвиг.

Стихотворение «Белеет парус одинокий», читает стих Школьников Денис 4 мин. (видео «Парус одинокий» слайд № 37 электронной презентации)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы! - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Рисунок М.Ю. Лермонтова (слайд № 38 электронной презентации)

Спасибо за внимание. Мы надеемся, что вы узнали для себя немного нового из жизни и творчества знаменитого поэта- художника.


Источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D1%83%D0%BA- гора Машук.
  2. http://lermontov.sch1262.ru
  3. http://www.myshared.ru
  4. http://www.liveinternet.ru
  5. http://vrubel-lermontov.ru
  6. http://vrubel-lermontov.ru/lermontov-demon.php
  7. http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C_(%D0%9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2)
  8. http://www.twirpx.com/file/1097563/
  9. http://lermontov.info/pictures.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария "Артистическое призвание..." ( Посвящается 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского)

Методическая разработка сценария"Артистическое призвание..."( Посвящается 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского) Автор:Г.И. Иутинская,преподаватель русского языка и литературыОГБПОУ «Костро...

Учительская газета. Конкурс "Парус одинокий"

Учительская газета.  Конкурс "Парус одинокий"...

Учительская газета. Конкурс "Парус одинокий" Тарасов Роман - 21Л

Учительская газета. Конкурс "Парус одинокий" Тарасов Роман - 21Л...

Свидетельство об участии во Всероссийском конкурсе "Парус одинокий", проведенном "Учительской газетой" - Тарасов Д., Крапивин А.

Свидетельство об участии во Всероссийском конкурсе "Парус одинокий", проведенном "Учительской газетой" - Тарасов Д.,Крапивин А....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 130- летию со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой. (1889-1966)

Цели: 1)   расширить представление  учащихся  о  поэзии Серебряного века на основе знакомства с  творчеством  А.А.Ахматовой, представительницей  женской поэзии...

сценарий фестиваля исследовательских работ студентов по произведениям И.С. Тургенева, посвященный 200-летию со дня рождения писателя

Цели фестиваля:·изучение и пропаганда творческого наследия и биографии И.С.Тургенева, знакомства с классическими и новыми исследованиями в области литературоведения и истории;·повышение ...

Сценарий литературной гостиной, посвященной 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Сценарий литературной гостиной был разработан для обучающихся 1 курса на основе индивидуального  выбора стихотворений поэта каждым  из них....