ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
методическая разработка на тему

Давыдова Ирина Владимировна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Анализ гигиенических показателей физического развития обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom.docx639 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №1»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Анализ гигиенических показателей физического развития обучающихся

                            Специальность:   31.02.03 Лабораторная диагностика 

                                         Форма обучения:  очная              

                             Студентка: Свистунова Анна Александровна

                             Курс IV

                             Группа Л41-1

                             Руководитель: Давыдова И.В._______

Москва

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1.  РОЛЬ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ  В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

7

1.1 Проблема сохранения здоровья обучающихся подростков

7

1.2 Здоровый образ жизни (ЗОЖ)

8

1.3 Гигиеническая оценка учебного процесса

12

1.4 Влияние учебного процесса на состояние здоровья студентов

17

1.4 Регулируемые факторы риска здоровья учащихся

22

1.5 Методики оценки факторов образа жизни

26

ГЛАВА 2. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

29

2.1 Показатели физического развития

29

2.2 Антропометрическое исследование

32

2.3 Исследование функциональных показателей развития

37

2.4 Комплексная оценка физического развития студентов

39

2.5 Выводы

40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

46

ПРИЛОЖЕНИЯ

49

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Изучение особенностей физического развития детей и подростков не теряет своей актуальности со временем, так как влияющие на него факторы и сила их воздействия меняются.

Основным фактором национальной безопасности любого государства является здоровье детей и подростков, рассматриваемое в единстве его физиологического, психологического и социального аспектов. Среди первоочередных задач, которые сегодня стоят перед здравоохранением и образованием, главной задачей выдвинута забота о здоровье детского населения, его сохранении и укреплении. Разработка и осуществление профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья подростков входит в число первоочередных задач и гигиенистов.

 Значительное увеличение частоты осложнений и нарушений здоровья детей приходится на возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования

Здоровье ребенка, его рост и развитие определяются средой, в которой он живёт. Для детей от шести до 18 лет такой средой является система образования, с пребыванием в учреждениях которой связаны более 70 % времени его активной жизнедеятельности.

По данным Института возрастной физиологии РАО, образовательная среда содержит факторы риска нарушений здоровья, вследствие нарушения гигиенических требований. Все это создает у подростков постоянные стрессовые нагрузки, осложняя работу механизмов саморегуляции физиологических функций, способствуя развитию хронических болезней.

 Осознание связи между состоянием здоровья учащихся и образовательным процессом способствовало появлению ряда исследований, рассматривающих различные подходы к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков средствами улучшения гигиенических условий обучения в образовательных учреждениях.

 Средства и условия формирования ответственного отношения подростков к здоровью, развития у них мотивации здорового образа жизни раскрываются во многих гигиенических исследованиях  

Изучению образа жизни подрастающего поколения, посвящено немало ценных научных работ, однако разнообразие научных мнений, нередко противоречивых, а так же отсутствие мониторинга действий, привели к тому, что результаты становятся лишь достоянием гласности, но не анализируются и не используются.[19]

Среди учащихся подростков  часто выявляются различные болезни.  Основными индикаторами, подтверждающими негативный эффект влияния условий обучения, являются физическое развитие и составляющие образа жизни, которые формируются под влиянием образовательного и воспитательного компонентов.

Итоги Всероссийской диспансеризации детей 2012 года подтвердили тенденцию роста распространенности функциональных отклонений и заболеваний за период их обучения, что может свидетельствовать о недостаточности адаптационных возможностей современных учебных учреждений.[11]

 Страны Евросоюза(Германия, Польша, Белоруссия, Литва)  в последние годы, при исследовании здоровья подростков, учитывают влияние не только факторов  среды, но и факторов (деятельность подростков в свободное время, питание и двигательная активность вне образовательного учреждения и прочее), что позволяет оценивать составляющие образа жизни подрастающего поколения и прогнозировать здоровьесберегающий и здоровьеформирующий эффект воздействия.[20]

Об актуальности подобных исследований, имеющих важное значение для научного обоснования профилактических мероприятий, свидетельствуют «Основы государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2020 г.»,  Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  с внесенными поправками  (Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный  закон « Об основах охраны здоровья гражданв Российской Федерации»).

С учетом вышеизложенного и была выбрана тема исследования.

Объект исследования: физическое  развитие подростков

Предмет исследования: гигиеническая оценка физического развития учащихся-подростков

Цель исследования: дать гигиеническую оценку физического развития обучающихся в образовательной организации.

Задачи исследования:

  1. Изучить и провести анализ данные литературных источников  по теме исследования.
  2. Дать гигиеническую оценку состояния здоровья студентов  по показателям их физического развития.
  3. Установить приоритетные факторы  образа жизни, влияющие на здоровье подростков  и  дать их гигиеническую оценку.
  4. Обосновать необходимость ведения здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образа жизни.

Теоретическая база исследования

В научной литературе описаны отдельные исследования по ранжированию факторов, влияющих на здоровье и формирующих определенный образ жизни, результаты которых из-за отсутствия унификации не учитывают быстро изменяющуюся экономическую ситуацию, специфические социальные, климатогеографические и другие условия жизни подростков.

Организм ребенка более чувствителен, чем организм взрослого к действию биологических и средовых факторов, которые формируют здоровье детей и подростков. Это нельзя не учитывать при разработке и реализации различных медицинских программ, направленных на формирование здоровья учащихся.

Впервые проведена гигиеническая оценка физического развития  студентов – подростков, обучающихся в ГБПОУ ДЗМ МК№1 СП№1.

Методы исследования

Гигиеническая оценка проводилась в соответствии с санитарными правилами и нормами (СанПиН). Теоретический метод применялся  при изучении, анализировании и обобщении  литературных источников. Оценка физического развития проводилась методом индексов. При оценке факторов влияния применялся метод анкетирования. Использованы математический и статистические методы подсчетов результатов.

Практическая значимость исследования

Данные материалы (методики, расчеты, анкета) могут использоваться преподавателями физической культуры, классными руководителями, педагогами-психологами при работе со студентами 1–ых курсов новых наборов,  для  разработки и внедрения  здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образа жизни студентов, а так же для студентов медицинских образовательных учреждений, как учебная информация.

ГЛАВА 1.  РОЛЬ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ  В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1.  Проблема сохранения здоровья обучающихся подростков

Тенденцию изменения отношения к образу жизни следует рассматривать как критерий санитарно-эпидемиологического благополучия всех слоев населения. Среди основных показателей формирования образа жизни населения чаще выступают такие, как социальный, особенности фактического питания и пищевые привычки, уровень двигательной активности и возможности проведения свободного времени.

На протяжении последних 20 лет сохраняется тенденция к росту заболеваемости детей по обращаемости на 2–4 % в год, увеличивается распространенность хронической патологии, снижается количество здоровых детей во всех возрастнополовых группах, что подтверждается и данными официальной статистики, и результатами выборочных научных исследований

        Критерием санитарноэпидемиологического благополучия образовательных учреждений является здоровье обучающихся, так как в нем отражается влияние отдельных факторов среды и их совокупность. Проведенные исследования показывают, что приоритетное отрицательное воздействие на здоровье обучающихся оказывают социальные и экологические риски. При этом большинство авторов отводят первое ранговое место по вкладу в здоровье детского населения социальным рискам, второе – экологическим. Влияние экологических рисков на здоровье обучающихся одинаково для всех типов образовательных учреждений.[7]

Значимыми эколого-гигиеническими факторами, складывающимися медико-профилактическими ситуациями и условиями жизни. Эти связи целесообразно устанавливать на возможно более раннем уровне, когда изменения в организме носят обратимый характер, а принимаемые меры профилактики наиболее эффективны

Основная цель здравоохранения и образования России – найти наиболее эффективные пути сохранения здоровья детей в процессе получения высокого уровня общего образования. Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе обучения имеет многовековую историю.

Когда-то ещё древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Забота о здоровье – это важнейший совместный труд медицинского работника и учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия «человек», «жизнь», «здоровье» взаимосвязаны и взаимозависимы.[11]

1.2 Здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни входит и такой критерий, как медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура). Важной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).[1]        

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.[4]

В узко-биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

  • Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (отказ от  курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя);
  • Здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  •  Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья;
  •  Владение навыками первой помощи;
  • Закаливание.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно такой аспект ЗОЖ, как эмоциональное самочувствие: умение справляться с собственными эмоциями, проблемами.  Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.[6]

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на двух уровнях:

  • Социальном: информационнопросветительская работа; инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
  • Личностном: ценностные ориентиры человека, стандартизация бытового уклада.

Таким образом, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний и является важным фактором здоровья (создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). Дети и подростки, в современном, быстро меняющемся обществе, имеют большой выбор возможностей реализации ЗОЖ через индивидуализацию интересов. Но это представляет опасность из-за несформировавшегося физического и психического развития, их дисбаланса с факторами окружающей среды. Что, в свою очередь, может приводить к увеличению частоты болезней цивилизации, основными факторами, формирования которых являются низкий уровень двигательной активности, избыток массы тела, нерациональное питание и другие компоненты образа жизни. Для оценки складывающейся ситуации и разработки профилактических мероприятий существует необходимость изучения показателей здоровья и отношения к нему в больших популяционных группах детей и подростков, что позволит планировать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие программы целенаправленного образования.

Отмечаетсянеблагоприятнаятенденциякувеличениювпервыевыявленнойзаболеваемостигипертоническойболезнью, такимийодзависимымизаболеваниями, какмногоузловойзоб, тиреотоксикоз, тиреоидит

Сохраняющиеся тенденции роста заболеваемости детей, наметившийся тренд увеличения (до 16–20 % в различных возрастных группах) числа детей с избыточно массой тела свидетельствуют о неадекватных условиях жизнедеятельности детей, в том числе в образовательных.

Научные исследования, выполненные в последние годы, говорят о наличии четкой взаимосвязи между санитарно-техническим состоянием образовательных учреждений, соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, условий обучения и воспитания, отклонений в состоянии здоровья детей. Поскольку состояние физического развития детей является индикатором здоровья популяции, отклонения данных констант от средневозрастных характеристик могут в определенной мере свидетельствовать о влиянии внешних факторов на состояние их здоровья.

При этом проведение оценки показателей физического развития детей позволяет выявлять индивидуальные особенности роста и созревания, базирующиеся на данных оригинальных исследований, а также содействовать своевременной диагностике и профилактике отклонений в состоянии здоровья.

На процесс физического развития влияют разнообразные факторы:

  • наследственность
  • хронические
  • соматические
  • заболевания детского возраста
  • нарушения питания
  • социальногигиенические
  • климатические и экологические условия.

По данным исследований, на рубеже столетий и тысячелетий в разных странах мира отмечаются разнонаправленные тенденции (секулярный тренд) изменчивости морфофункциональных показателей. Так, в начале XXI в. в большинстве европейских стран была отмечена стабилизация продольного роста и процессов полового созревания при одновременном резком увеличении показателей массы тела и жирового слоя. Процесс увеличения веса приобретает столь глобальный характер, что многие исследователи говорят об «эпидемии ожирения». Другая тенденция, которая проявляется у детского населения, связана с противоположно направленными процессами, когда при стабилизации продольного роста происходит снижение показателей веса, меняется форма тела в сторону астенизации и лептосомизации телосложения, являющегося одним из проявлений «грациализации» – уменьшения всех широтных и обхватных размеров.. При этом как в том, так и в другом случае происходят отчетливые негативные сдвиги в характеристиках физической крепости организма.[5]

1.3 Гигиеническая оценка учебного процесса

В основном, учебные заведения 21-го века  это школа формирования образа жизни, в том числе и воспитания здорового образа жизни. В различных общеобразовательных учреждениях отмечаются однотипные нарушения гигиенических требований.

Определенную роль в ухудшении здоровья детского населения сыграло проводимое в последние годы реформирование системы образования, не учитывающее функциональных возможностей обучающихся, а также низкий уровень санитарно-гигиенического благополучия образовательных учреждений, снижение двигательной активности детей, нарушение режима дня подростков.[14]

Организация обучения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими принципами и требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:

• обеспечение оптимальных условий обучения;

• соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;

• научная организация учебного процесса в современных образовательных организациях.

Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Нервные клетки коры головного мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение.

Основной критерий психогигиенической оценки учебной нагрузки — это ее соответствие функциональным возможностям организма учеников на каждом возрастном этапе.

Основные гигиенические требования к составлению расписанию занятий:

  • чередование разных видов деятельности;
  • распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Гигиенические требования к составлению расписания занятий в учебном учреждении сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. В качестве одного из возможных способов оценки уроков рекомендуется использовать ранговые шкалы трудности предметов. Шкалами трудности предметов пользуются для гигиенической оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки.

Существенное значение в научной организации учебного процесса имеет регламентация перемен, прежде всего их продолжительность. Перемены менее 10 мин в не разрешаются, так как за столь короткое время ребенок не может отдохнуть. Большие перемены в середине учебного дня, предназначены для того, чтобы предотвратить быстрое нарастание начавшегося утомления и обеспечить достаточное время для приема пищи учениками.[7]

Используемые в образовательном процессе технические средства обучения — ТСО (телевидение, видео-, кино- и диафильмы, звукозаписи) снимают монотонность обычного урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Однако применение ТСО создает повышенную нагрузку на ЦНС, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, увеличивают статическую нагрузку.  

Домашние занятия — важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака. Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у подростков устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35—45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.[14]

Появление новых типов образовательных учреждений охарактеризовалось высоким, зачастую превышающим психофизиологические способности и возможности подростков напряжением, уплотнением учебной программы с увеличением в итоге рабочего дня. Преобладающее количество обучающихся, обучающихся по данным что формирует достаточно тяжелые последствия для восполнения биологических потребностей детей во сне, двигательной активности, пребывании на свежем воздухе. В последние годы значительно изменилось качество обучения в сторону интенсификации учебного процесса, более раннего начала систематического обучения, повышения суммарной учебной нагрузки, снижения физической активности и ухудшения структуры режима дня обучающихся.

Это в свою очередь приводит к увеличению количества тинейджеров, неспособных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Синдром хронического нейровегетативного, сенсорно-психогенного и моторного напряжения подростков наиболее характерен для инновационных систем обучения.[7]

 Среди факторов, оказывающих влияние на здоровье школьников (физическое развитие, самочувствие, уровень резистентности, тревожности, адаптации), первостепенное значение имеют образ жизни, организация режима дня и питания – двигательная активность, режим сна и воспитательного процесса, умственной работоспособностью, адаптационными возможностями школьников и успеваемостью. Нарушения деятельности физиологических систем, обусловленные влиянием продолжительных нагрузок, не соответствующих функциональным возможностям подросткового  организма, приводят к неблагоприятным сдвигам в состоянии здоровья. В дальнейшем, при отсутствии корректировок начальных этапов их проявлений, нарастающие трудности в обучении в большинстве случаев переходят в стойкую патологию.[14]  

Современное обучение отдает предпочтение программам, направленным на разностороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Вместе с тем интенсификация процессов обучения не адаптирована к особенностям развития и состояния здоровья детей, что создает реальные предпосылки его дальнейшего ухудшения. По мнению многих ученых, проблема адаптации детей и подростков к новым условиям среды является наиболее приоритетной, так как на протяжении всего периода развития растущий организм неоднократно встречается с новыми непривычными воздействиями, требующими приспособления

 Проблема адаптации детей и подростков, организм которых подвержен резким процессом развития, представляет значительное разнообразие, характеризующееся особенностью растущего организма, по сравнению со взрослыми. Существенным фактором, влияющим на здоровье детей, является учебная нагрузка, наряду с биологическими и поведенческими факторами. Кроме этого, в процессе обучения в образовательных организациях детский организм преодолевают два экосенситивных периода (5–7 и 11–15 лет), когда он особенно реактивен и наиболее подвержен воздействию многочисленным внешним факторам, в том числе социально-гигиенические и санитарно-гигиенические условия, экологическая безопасность, социальная защищенность, качество медицинской помощи и др. Анализ литературы показал, что особенностью перехода к предметному обучению школьников является существенное увеличение объема суммарной образовательной нагрузки, что создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности и пребывании на воздухе. Одним из основных показателей состояния здоровья ребенка, детского коллектива, детской популяции в целом является физическое развитие, уровень которого служит важным социально-гигиеническим индикатором в условиях реформирования общественно политической жизни страны, социального расслоения общества.[7]

По данным Всемирной организации здравоохранения, в среднем до 30 % вклада в изменение здоровья населения вносит состояние окружающей среды. При этом состояние здоровья детей – один из наиболее достоверных и чувствительных маркеров косвенной оценки состояния качества окружающей среды. В силу анатомо-морфологических и физиологических особенностей детского организма неблагоприятное воздействие негативных факторов антропогенно измененной окружающей среды приводит к развитию экообусловленных заболеваний и состояний в первую очередь у детей.

В настоящее время комплексная химическая внешнесредовая нагрузка складывается из суммарного загрязнения атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы и качества питания, последнее может усиливать отрицательное влияние на организм факторов среды обитания.[14]

Учебный план превышает максимальную недельную нагрузку.

В колледжах сокращены перемены между парами, в составлении расписания занятий не учитывается ранговая шкала трудности предметов; как правило, соответствуют санитарным нормам и правилам состояние здания и помещения образовательных учреждений соответствуют санитарным нормам и правилам, но наполняемость учащимися не соблюдается; не хватает квалифицированных преподавателей, а как результат – неравномерность проведения занятий.

Большую часть дня студенты-подростки проводят в общеобразовательных учреждениях, и доля факторов внутренней  среды составляет не менее 20 % от всей совокупности внешних факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся, поэтому очевидно негативное воздействие неудовлетворительных условий воспитания и обучения на здоровье.[7]  

1.4 Влияние учебного процесса на состояние здоровья студентов

Под термином «здоровье» понимают не только состояние организма, когда все показатели укладываются в пределы нормы, но и наличие у организма на всех уровнях существенных резервных возможностей, обеспечивающих адаптивные реакции. Несомненные травмирующие психику  последствия имеет и его сравнение (не в лучшую сторону) с другими учениками по принципу: если они могут, то и ты должен. Вот почему у «слабого» ученика возникает комплекс неполноценности, воплощаемый в отсутствии желания учиться, а у «сильного» – комплекс превосходства с тем же отсутствием желания учиться.[18]

Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследований.  

Многочисленные сравнительные исследования показывают, что среди хронических болезней учащихся последних частота нарушений опорно-двигательного аппарата, болезней системы пищеварения и зрительного анализатора в 1,5-2,5 раза выше, заболевания же сердечно-сосудистой и нервной систем встречаются в 4 раза чаще. В основе развития такой патологии лежит перегрузка психики ребенка в связи с информационными перегрузками и интенсификацией образовательной деятельности и умственного труда учащихся, следовательно, проблемы здоровья школьников могут усугубляться

Все критерии здоровья оцениваются в динамике. Одним из критериев оценки здоровья можно считать долю лиц с хроническими формами заболеваний, часто и длительно болеющих. В нашей стране при оценке популяционного и индивидуального здоровья; здоровья отдельных возрастных групп и контингентов, а также при анализе их динамических изменений и оценки лечебно-профилактической работы детских медицинских учреждений, для определения потребностей в специализированных группах и кадрах используют методику распределения детей по стандартным пяти группам здоровья.[16]

По С. М. Громбаху[1], показателями здоровья детей служат:

  • отсутствие заболеваний,
  • нормальное состояние основных функций,
  • своевременное и гармоничное развитие,
  • высокая реактивность организма.

 В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621  всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных Громбахом четырех критериях и, позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы. Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе.  Дети и подростки, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на 5 групп от здоровых до больных в состоянии декомпенсации (как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены). Важное место занимают исследования по изучению влияния учебного процесса инновационных школ на здоровье подростков.[14]

  По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина подростков страдает теми или иными невротическими синдромами. С каждым годом увеличивается число детей с невротическим анамнезом.

Психологический статус студента представляет собой систему характеристик психического состояния и поведения ребенка, важных для успешного и всестороннего развития.[7]

 Многочисленные исследования показывают, что ведущее место в структуре психической патологии занимают невротические и личностные расстройства, которые рассматриваются как выражение изменений деятельности системы психической адаптации.  Сохранение психического здоровья в значительной степени зависит от правильной организации учебного процесса и соблюдения норм учебной деятельности.

Наиболее значимыми факторами риска пограничных нервно-психических расстройств являются:

  • из гигиенических факторов риска – длительные занятия с компьютером, вредные привычки;
  • из психологических факторов риска – хроническая психотравмирующая ситуация в виде запугивания со стороны родителей и одноклассников, уединенный образ жизни, психологический конфликт, обусловленный повышенными требованиями к ребенку; конфликт, обусловленный завышенными требованиями самого ребенка к окружающим.

Профилактика пограничных нервно-психических расстройств может быть эффективной, если осуществляется по программам, учитывающим воздействие гигиенических, медико-биологических и психологических факторов, но комплексной оценки влияния внутренней среды на состояние нервно-психических расстройств.  Большая учебная нагрузка вынуждает учащихся нарушать принципы организации здорового образа жизни: сокращается или полностью исключается дневной отдых, существенно уменьшается продолжительность ночного сна, что негативно сказывается на здоровье, но комплексной оценки здоровья и влияния на него факторов образа жизни не проводилось.[11]  

В современных социально-экономических условиях отмечается выраженная интенсификация учебного процесса, следствием которой является большое утомление учащихся, значительная физиологическая стоимость школьных нагрузок, приводящая к ухудшению состояния их здоровья. При наличии хронической патологии, отклонений в физическом развитии снижаются учебные возможности и работоспособность учащихся. В условиях современного образования отмечается стойкая тенденция ухудшения здоровья детей за период школьного обучения.

 Выросла частота встречаемости заболеваний нервной системы, костно-мышечной системы и желудочно-кишечного тракта. Одним из показателей здоровья детей следует считать состояние их костномышечной системы. Нарушения костно-мышечной системы у подростков, еще с XIX века относятся к понятию «школьные болезни», актуальны и в наше время.[13]

В последнее время все чаще появляются публикации, свидетельствующие о негативных тенденциях в процессе роста и развития детей и подростков, среди наиболее часто упоминаемых децелерация и рост числа детей с нарушением пищевого поведения. В целостной оценке здоровья большую роль играют уровень и гармоничность физического развития. Довольно часто встречаются сочетания низкого уровня физического развития и хронического заболевания у детей: замечена большая подверженность инфекционным заболеваниям физически ослабленных детей, тучность и ожирение сочетаются с ишемической болезнью и другими заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

 Уровень и гармоничность физического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме и его функциональное состояние. Структура распределения различных типов физического развития не определяется материальным положением, но в семьях с высоким уровне достатка преобладает количество детей с дисгармоничным развитием за счет избытка массы тела. В последнее время сформировались и дополнительные факторы риска: использование персональных компьютеров, интернета, видеотехники.[15]

Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма, формирование функциональных расстройств, их прогрессирования и развитию хронической патологии.

Изменилась структура выявляемых нарушений здоровья, ухудшились показатели физического развития и физической подготовленности. В связи с произошедшими негативными процессами в состоянии здоровья подрастающего поколения крайне актуальным становится разработка эффективных медицинских профилактических мер и оздоровительных технологий.      

Несоответствие гигиеническим нормативам факторов внутренний среды профессиональный учреждений, а также влияние других неблагоприятных факторов среды обитания (образ жизни, курение, употребление алкоголя и др.) оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье детей и подростов.[17]

1.4 Регулируемые факторы риска здоровья учащихся

В стратегии ВОЗ образ жизни назван одним из важнейших факторов формирования здоровья, который рассматривает комплексные понятия, включающие биологические, социальные и другие аспекты. Существует множество факторов риска, которые могут быть как регулируемые (питание, двигательная активность), так и нерегулируемые (биологические и пр.). Факторы внутренней среды относятся к регулируемым факторам. Для современного человека при высоких требованиях к его учебной деятельности и обеспечивающих ее психологических нагрузках должна пропорционально возрастать роль двигательной активности. Однако многочисленные исследования показывают, что в жизнедеятельности подростка– как в учебном режиме , так и при выполнении домашних заданий и в повседневном поведении – роль двигательной активности оказывается исключительно низкой.[8]

 В течение многих часов учебной деятельности (особенно при выполнении письменных работ) в образовательном учреждении и при самостоятельной работе учащиеся находятся за партами и столами в неестественно напряженной позе, сидят сгорбившись. При таком психомоторном закрепощении ребенок уже через 10-15 мин. чувствует огромные перегрузки, но комплексной оценки двигательной активности учащихся младших классов и материального статуса семьи, а, как следствие этого возможность занятий в различных спортивных секциях, не проводилось.  Ограничение двигательной активности и нередко необъективные навыки по основным компонентам ЗОЖ оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей и нуждаются в изучении и коррекции.  

Одной из мер по предупреждению ожирения и связанных с ним «болезней цивилизации» является соблюдение необходимого уровня двигательной активности, который должен обеспечиваться, как во время пребывания в профессиональном учреждении, так и в свободное от учебы время. Интенсификация учебного процесса и существующая его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объема произвольной двигательной активности учащихся. Гипокинезия как недостаток движения и гиподинамия как ее неблагоприятное следствие для здоровья человека в процессе обучения.[10]

Особое значение приобретает выключение движения как конечного звена стрессовой реакции, которая в биологической эволюции сформировалась как условие эффективной двигательной деятельности, обеспечивающей сохранение жизни. Если же ребенок многие часы проводит за умственными занятиями без соответствующей двигательной активности, то в течение дня происходит кумуляция гормонов стресса с ростом напряжения ЦНС. Так как стрессовая реакция охватывает все функциональные системы организма, то неудивительно, что все они работают на высоком пределе активности с истощением функциональных резервов и развитием заболеваний.

 Коммерциализация спортивных организаций и учреждений привела к снижению доступности занятий массовой физической культурой и спортом. Малоподвижное время препровождение перед телевизором и компьютером превращается у подростка в привычку. Важным обстоятельством, определяющим снижение уровня здоровья учащихся, является отсутствие целенаправленного воспитания у них культуры здоровья, как в семье, так и в образовательных учреждениях. Не вызывает сомнения, что низкий уровень культуры здоровья сказывается на всех сторонах жизнедеятельности учащихся, включая поведение в учебном режиме и в повседневной жизни. Так, отсутствие знаний об индивидуально-типологических особенностях своего организма не позволяет подростку построить рациональный режим жизни, включая режим дня и другие стороны его жизнедеятельности.[16]

Недостаточный уровень знаний о путях достижения здоровья отодвигает роль этого приоритета в пользу других, зачастую более привлекательных и доступных условий, требующих меньших усилий, но дающих ощущение удовольствия (включая малоподвижность, вредные привычки, компьютерные игры и т.д.). При низком уровне здоровья подавляющая часть учащихся, даже имеющих хроническую патологию, считает себя здоровыми и не предпринимает целенаправленных усилий к укреплению своего здоровья.

 Современные подростки и в свободное время, и для выполнения домашних заданий и обучения много времени уделяют работе на компьютере, но, не их родители, ни они сами не знают о гигиенических нормах работы (игры) на компьютере. К тому же информированность о нормах еще не означает их неукоснительное соблюдение. Поэтому необходима оптимизация здоровьесберегающих функций семьи по соблюдению режима дня, отдыха, питания, двигательной активности, физической культуры и спорта. В связи с этим в ряде школ применена методология партнерства семьи и школы в формировании здоровья школьников, которая включает в себя отдельные методики по профилактике вредных привычек и нарушений заболеваний костно-мышечной системы. Это методики  предупреждения, но методологии гигиенической оценки комплекса факторов образа жизни, формирующих здоровье школьников, не разработано. С возрастом у значительной части учащихся снижается двигательная активность, нарушается режим учебы и отдыха, режим и качество питания.[18]

 К числу болезней, связанных с различными нарушениями питания следует отнести ожирение, динамика его роста в 2 раза отмечается в последние годы.На эту динамику оказывают влияние множество факторов: экологическое состояние города, образ жизни, качество питания, качество оказания медицинских услуг, перегруженность программным материалом и другие.

 Физическое развитие подрастающего поколения, отражающее влияние широкого круга эндо- и экзогенных факторов, является, как известно, важнейшим критерием состояния здоровья популяции. Для законодательных решений на государственном, здравоохранительном, общественном уровне совершенно необходима своевременная и четкая информация о физическом развитии детского населения. Эта информация может быть получена только при унифицированной индивидуальной и групповой оценке данных, полученных в основном на организованных детских коллективах, но единой методики комплексной оценки факторов риска внутри- и внешкольной среды на состояние здоровья младших школьников не существует. Современные школьники достоверно отстали от ровесников прошлого. Такое состояние роста и развития характерно для детей всех  мальчиков и девочек, согласуется с данными ряда авторов Европейского региона  и может расцениваться как децелерация, одним из результатов которой является астенизация современного поколения но ряд исследователей придерживаются мнения о том, что средние показатели массы, выведенные по отношению к длине тела, однотипные для национальных, территориальных и социальных групп.[17]

 Постоянно повторяющиеся отношения массы и длины тела являются отражением естественной, объективно существующей нормой соматического развития детей и, в связи с этим, региональные стандарты не требуются. Одной из важнейших задач является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, что возможно при высоком уровне его здоровья.  В течение обучения в различных звеньях образовательной системы здоровье учащихся заметно ухудшается, что в значительной степени связано с влиянием различных факторов самой образовательной среды.

 Выход из создавшегося положения заключается в воспитании культуры здоровья и в целенаправленном совместном образовании учащихся, их родителей о здоровом образе жизни на всех ступенях школьного образования. В соответствии с вышеизложенным необходимо более полно использовать возможности, которыми располагает система физического образования для решения задач укрепления здоровья, улучшения двигательной подготовленности и воспитания здорового стиля жизни у подростков.

От успешности адаптации зависит результат дальнейшего обучения, эффективность стиля общения, возможность личностной реализации в жизни. Поэтому диагностика функционального состояния организма имеет огромное значение. Она позволяет своевременно оценить дезадаптацию и провести корригирующие мероприятия, но исследований, позволяющих оценить факторы, формирующие здоровый образ жизни младших школьников и на основе оценки этих факторов сформировать различные здоровьесберегающие мероприятия не проводилось.[18]

Проблема состояния здоровья подростков в современных условиях является сложной и актуальной для гигиенистов и педиатров. Уже при поступлении в школу у значительной части детей наблюдаются процессы дезадаптации, отставание биологического развития и дисгармоническое развитие, снижение соматического здоровья. В процессе обучения у детей наблюдаются только ухудшение различных показателей состояния здоровья.[17]

1.5 Методики оценки факторов образа жизни

Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. При этом факторы внешней среды разделяются на физические, химические, биологические, психически

Говоря о другом компоненте понятия «образ жизни» - взаимоотношения человека с самим собой, следует отметить, что это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его. Тем самым, образ жизни является способом переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини - и макросреде, быт и обустройство своего жилища. Отсюда следует, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а условия жизни в то же время как бы опосредованно влияют на состояние здоровья.[14]

Таким образом, здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение собственного здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение всей жизни человека целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики и укрепления здоровья населения через изменение стиля жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.[17]

В популяционных исследованиях дать оценку факторам образа жизни детей и подростков нелегко. Анкетный метод занимает основное место в комплексных социально-гигиенических исследованиях населения. Анкетирование в современных условиях способно давать объективную информацию в области распространения факторов риска. Часто используется анкетирование по оценке поведения подростков; о наличии вредных привычек среди подростков; анкеты для педагогов и родителей, об образе жизни и менталитете семьи в отношении здоровья; анкеты по степени участия родителей в формировании здоровья ребенка.[7]

 Одна из крупнейших и долгосрочных работ по изучению здорового образа жизни, включающая в себя и попытку оценить собственные исследования – Международная программа изучения здоровья и образа жизни учащихся (Health Behavior in School-Aged Children – HBSC), которую координирует Всемирная организация здравоохранения. Разработаны международные методики оценки физического развития организованных коллективов. Они основаны на сравнении со специально разработанными «стандартами» для определенных возрастов и пола. Оценка морфофункциональных данных подростков проводиться на основе сопоставления индивидуальных показателей с имеющимися в литературе таблицами оценки уровня гармоничности физического развития, использования метода индексов и прочее. [6]

Таким образом, указанные обстоятельства привели нас к  данному исследованию.

ГЛАВА 2. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Показатели физического развития

Физическое развитие является одним из ведущих признаков здоровья. От уровня физического развития зависят другие показатели здоровья. 
Пионером массовых обследований физического развития детского населения по праву считается Ф.Ф.Эрисман. Проведенные им в 1879 г. антропометрические измерения у 26 тыс. детей и подростков разного возраста явились основой для получения первых репрезентативных данных о физическом развитии молодого поколения.[16] 

В первой трети XX в. (1926) по инициативе А.В.Молькова создается Центральное антропометрическое бюро, унифицируется методика измерений, начинаются исследования физического развития подрастающего поколения и разрабатываются первые стандарты физического развития детей. Эти работы позволили практическому здравоохранению наладить врачебный контроль за ростом и развитием как отдельных детей, так и определенных групп детского населения.[17] 

Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития – биологический возраст. 

Физическое развитие ребенка в каждый период жизни – это комплекс морфофункциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) детского организма.[5] 

Термин «физическое развитие» отражает не моментальную характеристику состояния (развития), а динамику процесса. С этих позиций физическое развитие понимается как процесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма. 

Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков. При изучении физического развития наиболее часто используют только основные соматометрические показатели – длину и массу тела, окружность грудной клетки. Форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание относятся к соматоскопическим показателям. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти рук – функциональные, физиометрические  показатели.[6] 

Хронологический возраст – период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год).

Биологический возраст – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет. Этот показатель у детей с замедленным темпом биологического развития может составлять 10- 20 %. Таких детей чаще всего выявляют перед поступлением в школу или во время обучения.[5]

Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны на уроках. У них отмечаются повышенная отвлекаемость и неблагоприятный тип изменения работоспособности. В ходе учебного процесса выявляется более выраженное напряжение зрительного, двигательного анализатора и сердечно-сосудистой системы.

Отставание биологического возраста у детей сочетается со снижением показателей большинства антропометрических признаков и более частыми отклонениями в опорнодвигательном аппарате, нервной и сердечно-сосудистой системах.

Наиболее выраженные изменения работоспособности и состояния здоровья наблюдаются у детей с резким отставанием биологического возраста (разница 3 года и более). Ускоренный темп индивидуального развития ребенка приводит к опережению биологического возраста по сравнению с хронологическим.

«Опережающее» развитие встречается в коллективах учащихся реже, чем «отстающее». Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек. У школьников с ускоренным темпом индивидуального развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному. Среди них больше лиц, страдающих гипертензией и хроническим тонзиллитом, у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения. Наибольшая частота отклонений от биологического возраста выявляется среди подростков.

Таким образом, индивидуальные изменения темпа роста и развития ребенка обусловливают несоответствие биологического возраста хронологическому. Критерии биологического возраста: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструаций, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).[4]

Для изучения, анализа и оценки физического развития больших групп детей или отдельных индивидуумов применяют 2 основных метода наблюдения (сбора антропометрического материала).

 Генерализующий метод (метод поперечного сечения популяции) – основан на одномоментном обследовании физического развития больших групп детей различных возрастов. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Метод используется на большом числе наблюдений с целью получения возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории проживания детей. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, условиями жизни, питанием и т. д.

Антропометрические данные, собранные генерализующим методом, используются в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для дошкольных и общеобразовательных учреждений, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода.

 Индивидуализирующий метод (продольный срез) основан на обследовании конкретного ребенка, однократном или в динамике лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального статуса с использованием соответствующих оценочных таблиц, давая возможность получить достаточную насыщенность каждой возрастно-половой группы по месяцам или годам жизни при сравнительно небольшом числе наблюдений. Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности.

Индивидуализирующий метод не противоречит генерализующему методу и является существенным дополнением к нему как в изучении процесса общего развития ребенка, так и в уточнении влияния средовых факторов в ходе этого развития.[4]

2.2 Антропометрическое исследование

Антропометрическое исследование обязательно включает в себя измерение основных антропометрических показателей (длины, массы тела, окружности грудной клетки и головы). В ряде случаев (более точная оценка состояния питания ребенка, определение биологической зрелости по антропометрическим данным) используется измерение и дополнительных антропометрических показателей. Наиболее часто определяют окружности плеча, бедра, голени, длину ноги, высоту головы и верхнего лица. Также имеет значение проведение «филиппинского теста» и определение средней точки тела.[9]

В результате исследования была сформирована группа студентов - подростков, в количестве 105 человек, не достигших возраста 18 лет. Состав группы: 14 юношей и 91 девушка, все обучаются в ГБПОУ ДЗМ МК№1 СП№1, на первом и втором курсах.

Измерение роста.

http://www.newsler.ru/data/content/2015/34692/734c23d5b9122c256f9209e8b3fb003e.jpg

                Рисунок 1. Измерение роста

Начали исследования с измерения роста студентов. Результаты исследований представлены в табл.1

Таблица 1 Измерения роста студентов в см

Нормы роста

<159

159 - 183

183<

юноши

159-183

0

10

2

Нормы роста

<156

156-169

170<

девушки

156-169

8

78

3

Таблица показывает, что все юноши нашего учебного заведения попадают в общепринятые нормативы. Т.е. рост их определяется как средний и выше среднего.

Среди девушек картина другая. 8 девушек (это 9 %)  имеют рост от очень низкого до ниже среднего показателя. 32 девушки (35%) имеют средний рост. 48 девушек (53%) имеют рост выше среднего и 3 девушки (3%) высокого роста.

Показатели нам говорят, что и юноши и девушки соответствуют показателям роста своих сверстников и даже слегка опережают их.

Измерения окружности головы

Измерение является важной методикой, дающей дополнительные данные о физическом развитии  подростка. Показатели окружностей сами по себе или в сочетании с измерением толщины кожных складок характеризуют физическое развитие и включаются в расчет различных  индексов. Существует специальная техника для измерения окружности головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени.[9]

Измерение окружности головы: сантиметровая лента проводится через наиболее выступающую часть затылка и спереди по линии надбровных дуг.

   Рисунок 2. Измерение окружности головы

Таблица 2 Измерения окружности головы

норма

<55

55

56

57

58

59

60

юноши

56

2

4

4

3

1

девушки

55

13

22

26

14

10

6

Измерения окружности грудной клетки.

Измерение окружности грудной клетки  у подростков проводится в состоянии покоя при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, а спереди по линии, соединяющей нижние края околососковых кружков. У девушек с развитыми грудными железами спереди лента накладывается под грудными железами по 4-му ребру. Руки обследуемого должны быть свободно опущены вдоль тела.[9]

             Рисунок 3. Измерение окружности грудной клетки

Таблица 3 Измерения окружности грудной клетки(см)

норма

<75

75 - 80

81 - 85

85<

юноши

75 - 85

4

8

2

норма

<77

77 - 80

81-83

83<

девушки

77 - 83

4

43

39

5

Измерения массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Подросток  должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не была более +/-50 граммов. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен изменяться под влиянием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.[9]

 Сначала в соответствии с инструкцией, следует проверить точность и исправность медицинских весов. На площадку весов нужно постелить одноразовую салфетку. Подросток должен снять обувь и встать в центр площадки весов. Масса измеряется строго по инструкции к весам.

SDC11363SDC11366 

Рисунок 4. Измерения массы тела

Таблица 4 Измерения веса подростков

15 лет

16 лет

17 лет

18 лет

норма

низк

средн

высо

низк

средн

высок

низ

сред

высо

низк

сред

высок

38-48

48-62

63-80

44-54

54-69

70-85

50-60

60-74

74-87

55-65

65-78

78-90

юноши

1

2

3

1

1

1

2

2

1

норма

низк

средн

высо

низк

средн

высо

низк

сред

высо

низк

сред

высо

42-50

50-60

60-75

45-52

52-61

62-76

46-54

54-62

63-77

50-56

56-63

63-80

девушк

2

4

1

27

8

11

26

9

2

1

Количество студентов, не зависимо от пола и возраста, с пониженной массой тела, составляет 18%, среди них девушек почти в три раза больше, чем юношей ( 14 и 5 соответственно).

Доля студентов с повышенной массой тела, признаками ожирения и выраженным ожирением составляет 22%, среди них, опять же, девушек больше почти в 10 раз (21 против 2 соответственно).

Расчет ИМТ (Индекс массы тела)

Индекс массы тела – это коэффициент соотношения веса к росту человека. Благодаря нехитрым расчетам врачи определяют недостаток или переизбыток мышечной и жировой ткани в организме, что позволяет своевременно начать процедуры по коррекции веса. 

В 1869 году выдающийся математик/социолог из Бельгии Адольф Кетле впервые предложил формулу для измерения индекса массы тела. Именно он посчитал, что для выведения коэффициента, благодаря которому можно оценить полноту/худобу человека, достаточно его вес в кг разделить на квадрат роста в метрах. Иными словами, чтобы узнать индекс массы тела формула выглядит таким образом:

ИМТ =

Норма индекса массы тела – величина условная. Так для людей астенического телосложения ИМТ в 24 пункта может означать предожирение, а для профессионального спортсмена и ИМТ равный 27 может составлять норму. Однако ориентировочно все же можно опираться на утвержденные ВОЗом показатели.[9]

Таблица 5 Индекс Кетле для подростков

возраст

Юноши

Девушки

15

20

21

16

20

21

17

21

21

18

21

22

В результате исследований получили данные, представленные в табл.6

Таблица 6 Расчет ИМТ

юноши

<20 – 2чел

20 – 3чел

21 – 7чел

21< - 2чел

девушки

<21 -  9чел

21 – 28чел

22 – 33чел

22< 21чел

 

Расчет ИМТ подтвердил выводы, полученные при измерения массы тела.

2.3 Исследование функциональных показателей развития

Динамометрия кистей

Кистевая динамометрия – измерение силы мышц-сгибателей пальцев. Динамометрия кисти выглядит как одномоментное максимальное воздействие на прибор мышечных волокон. При разогнутом предплечье исследуемый сжимает ручной динамометр одной кистью. Исследование проводится для обеих конечностей, после чего производится сравнение полученных данных. 

Одними из основных показателей физического развития у детей, начиная с возраста восьми лет и до восемнадцати, является сила правой кисти, выраженные в килограммах.

Нормы показателей силы правой кисти у подростков 15 – 18 лет:

 юноши - от 21,6 кг до 51,0 кг

девушки – от 20,2 кг до 33,8 кг

Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. 
Проводятся два измерения, фиксируется лучший результат. 

Любой показатель силы обычно тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную, т.е. отнесенную с массой тела. Они выражаются в процентах. Для этого показатель силы правой кисти умножается на 100 и делится на показатель массы тела. 

Средние показатели относительной силы у юношей  60 -  70 % массы тела, у девушек   45 - 50%.[9]

             Рисунок 5. Динамометрия кисти руки

Таблица 7 Измерения абсолютной силы правой кисти (в кг)

<20

20-30

30-40

40-50

50<

юноши

4

7

3

девушки

15

58

15

3

0

 Таблица 8 Измерения относительной силы (в %)

<40

40 – 50

50 – 60

60 – 70

70 <

юноши

1

12

1

девушки

19

68

4

Частота сердечных сокращений

Частота сердечных сокращений по пульсу подсчитывается в течение 1 мин.

Показатели максимального и минимального артериального давления измеряют тонометром (по методу Н. С. Короткова) на правой руке в положении сидя, после минутного отдыха. Манжету накладывают на середину обнаженного плеча на 1 — 2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, их исчезновение — диастолическому. Измеряют давление не менее 3 раз, фиксируя повторяющиеся параметры.[9]

При исследовании было выявлено, что все студенты соответствуют нормам по чистоте пульса для своего возраста, т.е. находятся в пределах 60 – 80 ударов в минуту.

Измерения давления так же не выявили отклонений от нормы. Систалическое давление было в пределах 115 – 128, а диастолическое в пределах 76 – 85, что и является нормой для этого возрастного периода.

2.4 Комплексная оценка физического развития студентов

В практике оценки физического развития детей с начала 1980-х гг. используется комплексный метод, учитывающий следующие критерии:

  • морфофункциональное состояние организм;
  • соответствие паспортного возраста ребенка уровню

биологического развития.

Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии.

Гармоничным следует считать состояние физического развития, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствует длине тела или отличается на 15 и более за счет развития мускулатуры.

Дисгармоничным, нужно считать состояние, при котором масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1-2,1  а также более должных на ту же величину за счет повышенного жироотложения.

 Резко дисгармоничным следует признать состояние, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 2,1  и более или превышают должные на ту же величину за счет избыточного жироотложения. При дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы.

Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст, может наблюдаться и обратное соотношение.[4;5]

Таблица 9 Оценка физического развития студентов

Гармоничное

Дисгармоничное

Резко  дисгармоничное

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

Соответствует возрасту

9

43

2

15

0

0

Опережает возраст

1

11

2

9

0

0

Отстает от возраста

0

12

0

0

0

1

Проведенные исследования показали, что большая часть студентов физически развита в соответствии своего возраста.

2.5 Выводы

Для оценки образа жизни студентов использована анкета (приложение).

Проведен анализ представления об образе жизни учащихся медицинского колледжа, который позволил выделить следующие приоритетные факторы:

  • Фактор двигательной активности (формы организованной и самостоятельной двигательной активности, занятия в спортивных секциях, игры на свежем воздухе), физическая культура как приоритет, от которого наиболее трудно отказаться, отсутствие вредных привычек.
  • Фактор материальной обеспеченности (наличие собственной комнаты, наличие в семье автомобилей и компьютеров).
  • Фактор разнообразия питания, выбранный как средство оценки и оптимизации качества потребляемой пищи и пищевых привычек.
  • Фактор режима питания, предполагающий ежедневное наличие полноценного первого и второго завтрака, обеда, фруктового полдника, ужина и отказа от приема пищи перед сном.
  • Фактор пассивного времяпровождения после занятий.

В результате обработки результатов анкеты были получены следующие результаты:  

  • Двигательная активность: всего 19 % студентов в свое свободное время занимаясь спортом. Остальные студенты не считают приоритетом своей жизни занятия спортом в любом его проявлении. 39 % студентов курят, при чем 59% из них – девушки. 12% сказали, что они употребляют пиво.
  • Материальная обеспеченность: 87% студентов имеют свою отдельную комнату; 100% студентов имеет хотя бы один компьютер, а 29% сказали, что их в семье больше двух; 54% студентов отметили наличие автомобиля в семье.
  • 47% студентов питаются в основном углеводосодержащей, не здоровой, жирной пищей (фаст-фуды, сладкая газировка, пирожки, булочки и т.д.).  43% - стараются разнообразить свое питание фруктами, не едят фаст-фуды, пьют только чистую воду, едят молочные продукты. 10% студентов едят специальное питание, основанное на прописанной врачами диете.
  • Ни кто из студентов не соблюдает правила питания по 5-6 раз в день. Всего 23% студентов завтракают ежедневно. И ни кто не отказывает себе в удовольствии перекусить перед сном.
  • На приготовление домашних заданий студенты тратят в день около часа. Остальное время они проводят в интернете. Телевизор смотря всего 17% респондентов и то около часа в день. 83% учащихся предпочитают «сидение» за компьютером всем другим развлечениям.

На основании всего вышеизложенного разработаны следующие советы, помогающие вести здоровый образ жизни:

Принципы здорового питания

  • Питание должно быть сбалансированным. Для здоровья подростков важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню учащегося обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
  • Питание должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
  • Калорийность рациона подростка должна быть следующей:
  • 15-18лет – 2600-3000ккал
  • если подросток занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Принцип активного образа жизни

  • Движение есть жизнь!!!
  • Как отмечал отечественный физиолог Н.Е. Введенский, «люди устают не потому, что работают много, а потому, что отдыхают неправильно».

Принцип ответственности за свое здоровье 

Только разумное отношение к здоровью позволяет человеку на долгие годы сохранить бодрость, высокую работоспособность, социальную активность и достичь долголетия. И, разумеется, каждый человек должен понимать, что его здоровье — это спокойствие близких ему людей, жизнеспособность его будущих детей и сила страны. У больных людей рождаются больные дети. Страна хилых и больных людей — это страна без будущего. Больной человек — в той или иной степени обуза для родных и окружающих. А это означает, что здоровье человека отражает его степень ответственности перед своими родителями, детьми и перед Отечеством.[11;12;15]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы была гигиеническая оценка факторов физического развития подростков в образовательном учреждении. Были поставлены определенные задачи, которые в ходе проделанной работы выполнены в полной мере.

В результате проделанных исследований:

  1. Изучен и проведен анализ литературных источников по теме исследования.
  2. Дана гигиеническая оценка студентов  по показателям их физического развития.
  3. Установлены приоритетные факторы  образа жизни, влияющие на здоровье подростков,  дана их гигиеническая оценка.
  4. Обоснованна необходимость ведения здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образа жизни.

Использование единого подхода к гигиенической оценке физического состояния и факторов образа жизни, формирующих здоровье студентов, позволяет на основе объективных данных выделить ее оптимальные параметры, а также ранжировать факторы риска для принятия управленческих решений по сохранению и укреплению здоровья учащихся-подростков.

Результаты исследования факторов, формирующих здоровье студентов-подростков (на примере ГБПОУ ДЗМ МК№1 СП№1), показали, что на формирование здоровья подростков существенное влияние оказывают не только внутрколледжные, но и внеколледжные факторы (свободное время, режим питания в семье, двигательная активность, материальная обеспеченность семьи).

При исследовании уровня физического развития студентов подростков, выявлены отклонения в сторону повышенной и пониженной массы тела среди девушек. В силу того, что практически все юноши активно занимаются спортом, среди них таких отклонений нет.

Остальные исследования никаких существенных отклонений от среднестатистических показателей не выявили.

Двигательная активность студентов остается на достаточно низком уровне, и большинство учащихся проводят свое свободное время перед монитором компьютера и за игровыми приставками.

СПИСОК ЛИИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  с внесенными поправками  (Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный  закон « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
  2. Распоряжение  правительства РФ  от 25 октября 2010 года  №1873-Р «Основы государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2020 г.»
  3. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях : утв. постановлением гос. санитар. врача Рос. Федерации от 29.12.2010 № 189
  4. Баранов, А. А. Методы изучения физического развития детей и подростков / А. А. Баранов, В. Р. Кучма – М. : НЦЗД РАМН, 2011. – С. 1238
  5. Кайгородова Н.З. Индивидуально-типологический подход в валеологической работе / Н. З. Кайгородова, И. А. Аканина, Н. А. Ольшевская  – СПб.: Здоровье и образование, 2015. – С. 37–39
  6. Возрастно-половые особенности состояния здоровья подростков / С. Ф. Зичук, С. А. Максимов, Н. С. Амбурцева [и др.] // Гигиена и санитария. – 2013. – № 4. – С. 66–68.
  7. Гигиеническая оценка организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях крупного города / Е. А. Поварго, А. Ш. Ямалетдинов, И. Ф. Тимбербулатов [и др.] // Гигиена и санитария. – 2014. – № 2. – С. 82–84.
  8. Грицинская, В. Л. Современные тенденции роста и развития подростков / В. Л. Грицинская // Гигиена и санитария. – 2012. – № 1. – С. 47–49.
  9. Инструктивно-методические материалы по организации и проведению мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи : сб. документов. – М. : Интер-СЭН, 2012. – 84 с.
  10. Калашникова, О. К. Система обучения как фактор формирования здоровья / О. К. Калашникова, Т. Н. Куринская // Педагогические и медицинские проблемы валеологии : сб. науч. тр. – Новосибирск, 2011. – С. 177–178.
  11. Кучма, В. Р. Проблемы формирования здорового образа жизни у учащихся в образовательных учреждениях / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. – 2014. – № 4. – С. 39–42.
  12. Ляхович, А. В. Методика разработки обучающих компьютерных программ с тестированием знаний для молодежи по проблемам здорового образа жизни / А. В. Ляхович, А. С. Лозовская // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2013. – № 4. – С. 31–34.
  13. Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности. —М. : НЦЗД РАМН, 2011.—238 с.
  14. Рапопорт, И. К. Гигиеническая оценка условий обучения и состояние здоровья подростков / И. К. Раппопорт, А. А. Сергеева, В. В. Чубаровский // Гигиена и санитария. – 2012. – № 1. – С. 53–57.
  15. Современные информационные технологии охраны и укрепления здоровья подростков / В. Р. Кучма, Ж. Ю. Горелова, Ю. Г. Мовшин [и др.] // Современный подросток : материалы Всерос. конф. с междунар. участием (г. Moсква 4-5 декабря 2011 г.). – М.: НЦЗД РАМН, 2011.—С. 208–210.
  16. Архангельский В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 392 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420423.html
  17. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411698.html
  18. Кича Д. И. Общая гигиена [Электронный ресурс] : руководство к лабораторным занятиям / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 288 с.Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970409961.html
  19. О комплексной оценке состояния здоровья детей : Приказ МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 г. [Электронный ресурс] // Справ. правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа : consultant.ru.
  20. О проведении Всероссийской диспансеризации детей: Приказ МЗ России №81 от 15.03.02 г. [Электронный ресурс] // Техэксперт. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/901812952.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение  А

Рисунок А.1.  Сравнение роста юношей с возрастными нормами (см)

Рисунок А.2.  Сравнение роста девушек с возрастными нормами (см)

Приложение Б

Рисунок Б.1. Сравнения измерений окружности головы юношей (см)

Рисунок  Б.1.  Сравнения измерений окружности головы девушек (см)

Приложение  В

Рисунок  В.1.  Измерение окружности грудной клетки юношей

Рисунок  В.2.  Измерение окружности грудной клетки девушек (см)

Приложение Г

Рисунок  Г.1.  Сравнение  массы тела юношей  с возрастной нормой

Рисунок  Г.2.  Измерения массы тела девушек

Приложение Д

Рисунок  Д.1.  Расчет индекса  массы  тела юношей и девушек

Приложение Е

Рисунок  Е.1.  Динамометрия кисти рук юношей

Рисунок  Е.2.  Динамометрия кисти рук девушек

Приложение Ж

Рисунок  Ж.1.  Сравнительная оценка физического развития  студентов  ГБПОУ ДЗМ « МК№1» СП№1

Приложение З

Анкета

  1. Пол           М          Ж
  2. Возраст __________
  3. Рост_________
  4. Вес___________
  5. Что значат для тебя занятия физической культурой и спортом?

0_____1_____2_____3_____4_____5_____6______7_____8_____9______10

не важно                                                                                                   очень важно

  1. Занимаешься ли ты в какой-нибудь спортивной секции?

Нет                           Раньше занимался                                   Да

  1. У тебя есть своя комната?     ДА                              НЕТ      
  2. Есть ли у Вас в семье автомобиль    ДА                   НЕТ
  3. Есть ли у тебя компьютер?    ДА                   НЕТ
  4. А у других членов семьи есть компьютеры?     ДА    НЕТ      
  5.  Сколько раз в день ты принимаешь пищу? _________
  6.  Ты завтракаешь?  ДА           ИНОГДА                 НЕТ
  7. Как часто  за последние 6 месяцев ты употреблял эти продукты:

 

ежедневно

иногда

редко

никогда

а

Зерновой хлеб, чёрный хлеб

O

O

O

O

б

Белый хлеб, смешанный хлеб

O

O

O

O

в

Мармелад (варенье), мёд, Нутелла (шоколадная паста)

O

O

O

O

г

Хлопья, сухой завтрак, шоколадные кукурузные хлопья

O

O

O

O

д

Мюсли

O

O

O

O

е

Сыр, творог, йогурт

O

O

O

O

ж

Мясо

O

O

O

O

з

Колбаса или ветчина

O

O

O

O

и

Свежие фрукты

O

O

O

O

к

Овощи, салат

O

O

O

O

л

Лапша, спагетти (любой формы и цвета)

O

O

O

O

м

Картофель, рис

O

O

O

O

     н

Сладости, пирожки, печенье

O

O

O

O

о

Солёное печенье, чипсы, орешки

O

O

O

O

п

Лимонад, кола, фанта

O

O

O

O

р

Жареный картофель

O

O

O

O

с

Рыба, рыбные палочки

O

O

O

O

т

Пицца

O

O

O

O

у

Колбаса (жаренная варенная и т.д.)

O

O

O

O

ф

Фаст-фуд

O

O

O

O

х

Кока-кола, сладкая газир.

O

O

O

O

  1. Сколько часов в день ты пользуешься  гаджитами?_____________
  2.  Сколько часов в день ты тратишь на приготовление Д.З. ______
  3.  Смотришь ли ты телевизор? Если да, то сколько часов в день ты проводишь в его обществе?_________
  4.  Играешь ли ты в компьютерные игры? Сколько часов в день?__________
  5. Ты куришь?   ДА           НЕТ
  6. Употребляешь ли ты пиво?      ДА      ИНОГДА     НЕТ


[1] Громбах, С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и

подростков /С.М. Громбах //Вестн. АМН СССР. – 1981. – № 1. –

С. 29_34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (дипломной работы) работы для студентов всех форм обучения специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

В методических указаниях даются рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы; сформулированы требования к структуре и содержанию; разработаны примерная...

Методические указания к подготовке и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работ) для студентов по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Данные методические указания представляют материал для организации учебно-исследовательских действий по выполнению выпускной квалификационной работы.В них отражены цель и задача выпускной квалификацио...

Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"

Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"...

Опыт руководства теоретическим и практическим исследованием в рамках дипломной работы "Особенности работы медсестры по хранению, учёту и использованию лекарственных средств"

Практическое и теоретическое исследование проводилось в стационаре и психоневрологическом интернате по сложной и болезненной для сестринских служб проблеме - учёт и хранение медикаментов.Спе...

Методические рекомендации к выпускной квалификационной работе (дипломной работе) ОПОП 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

При разработке методических рекомендаций в основу положены: 1) ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» утвержденный Министерством образования и...

Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика

Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ, ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (Дипломная работа) для специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

методические рекомендации по выполнению и защите дипломной работы для студентов 38.02.05 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров...