Реабилитация когнитивных нарушений
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План лекции: 1.Реабилитация при нарушениях памяти на текущие события, нарушениях внимания, застойности мышления. 2.Особенности ведения пациентов с «лобной» психикой. 3.Участие в реабилитационном процессе психолога, психиатра, коррекция психоэмоциональных нарушений
Согласно определению D.I. Katz (2008), когнитивная реабилитация представляет собой систематически применяемый комплекс лечебных воздействий, направленных на улучшение когнитивных функций и повышение возможности участия пациента в деятельности, ограниченной из-за расстройств в одной или более когнитивных сферах. Под когнитивными (познавательными) функциями понимают восприятие, внимание, память, речь, мышление.
Психологическая реабилитация пациентов с нарушениями мышления при повреждениях головного мозга Расстройства мышления являются одними из наиболее часто встречающихся нарушений когнитивных функций при поражениях мозга различной этиологии и приводят к нарушениям адаптации пациентов и снижению их общего реабилитационного потенциала не только в когнитивной сфере, но и в сфере других функций, а также тормозят процессы бытовой, социальной и профессиональной адаптации. Оценка состояния мышления осуществляется в ходе нейропсихологического обследования, позволяющего выявить нарушенные и сохранные компоненты в структуре высших психических функций.
Нейропсихологическая реабилитация проводится после нейропсихологического обследования и направлена на работу с когнитивным дефицитом. Основная цель такой реабилитации – восстановить нарушенную высшую психическую функцию или уменьшить когнитивный дефицит, возникший в результате повреждения мозга.
Коррекция нарушений мыслительных процессов Тренировки структурирования информации а) Тренировки навыков анализа сообщений Для систематизации деталей рекомендовано пациенту задавать себе вопросы «Как?», «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?». Тренировке этого навыка способствуют специальные упражнения, включающие слушание или чтение какого-либо сообщения с выделением в нем перечисленных информационных компонентов. Требования к пациенту постепенно возрастают. Вначале его просят указать лишь основную тему сообщения, затем – указать тему и ответить на вопрос, кто участвует в описываемом событии. Тема Кто Как Что Почему Когда Где
б) Произвольная регуляция информационного потока У пациентов с поражением головного мозга навыки восприятия информации часто страдают. При затруднении в понимании обращенной речи пациенту рекомендуют тотчас же обратиться к собеседнику с просьбой такого рода: «Пожалуйста, скажите это другими словами»; «Пожалуйста, говорите чуть медленнее»; «Пожалуйста, повторите это еще раз»; «Позвольте мне немного подумать об этом» «Могли бы вы написать сказанное?» и т.д.
При работе с письменными сообщениями пациентам рекомендуют при необходимости предоставлять себе больше времени на их чтение или повторный просмотр, выбирать тексты с крупными буквами, а при чтении водить указкой по строчкам для того, чтобы не сбиваться с нужного места.
Психологическая реабилитация пациентов с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга Память как способность хранить и использовать приобретенную информацию, знания и представляет совокупность сложных процессов, которые объединяются общим понятием « мнестическая деятельность».
Вторичные расстройства при нарушении мнестической деятельности Основными вторичными симптомами будут выступать нарушения речи, нарушения программирования контроля и регуляции, нарушение интеллектуальных и других высших психических функций, а также низкая обучаемость , нарушение бытовых, социальных и профессиональных навыков.
Психологическая реабилитация пациентов с грубыми нарушениями памяти при повреждениях головного мозга Основные направления работы нейропсихолога на втором и третьем этапах реабилитации (Приказ Минздрава России 1705н) при грубых нарушениях памяти, когда пациент в результате сформировавшегося амнестического синдрома становится полностью зависимым от помощи и опеки окружающих. Амнестический синдром характеризуется нарушением кратковременной памяти при сохранности долговременной памяти и патологическим повышенным забыванием информации. Проявляется в виде симптомов забывания текущих событий, повышенной тормозимости .
Методические приемы нейропсихологического восстановительного обучения 1.Формирование нового алгоритма «поиска в памяти». 2.Организация «подсказывающей и напоминающей» окружающей среды и новых стратегий поведения в этой среде. 3.Общие (неспецифические) принципы восстановительного обучения.
Дозированные подсказки Например, известно, что 10 минут назад пациент был на занятии лечебной физкультуры. Можно, конечно, просто сообщить ему этот факт, однако никакой пользы такое сообщение не принесет. Поэтому зададим пациенту ряд наводящих вопросов. Например, не устал ли он и, если это физическая усталость, то чем, по логике возможных событий, она могла быть вызвана. Предварительно собрав необходимую информацию о занятии, мы можем наводящими вопросами вызвать из памяти какие-то яркие, эмоционально окрашенные эпизоды. В какой-то момент пациент вдруг скажет: «Да, я вспомнил - только что было занятие лечебной физкультуры!».
Нужные вещи на своих местах - логические цепочки. 1.«В тот момент, когда вы что-то запоминаете, надо заниматься только запоминанием, а не другими делами, например, разговором по телефону». 2.«Если вы перекладываете важную вещь, проговорите свое действие вслух. Не просто куда-то кладете кошелек, а убираете его во внутренний карман куртки». 3.«Если вам надо запомнить что-то важное, попробуйте разделить эту информацию на маленькие кусочки и подумать о каждом кусочке отдельно. Потом снова собрать их вместе и подумать в целом». 4.«Всегда при запоминании чего-то важного представляйте в своем воображении, как вы будете находить эту вещь или эту информацию через некоторое время».
На занятиях НИКОГДА не используется простое механическое запоминание, многократное повторение, зубрежка . Тренировка памяти не аналогична тренировке мышцы. Задания на заучивание наизусть стихов, прозы, цифр могут иметь смысл лишь в условиях, когда пациенту демонстрируется эффективный путь решения когнитивной задачи.
Организация «подсказывающей и напоминающей» окружающей среды и новых стратегий поведения в этой среде Знакомое предметное окружение Необходимо после выписки несколько недель пожить в хорошо знакомом доме, не переставлять мебель, не делать ремонт. Помочь заново познакомиться со всеми полочками и шкафами, вспомнить, где что лежит.
Внешние организующие подсказки ( различного рода записочки, схемы, дневники, будильник, таймеры, мобильный телефон, « напоминалки » на магнитах и т.д.) Такие вспомогательные средства позволяют больному выполнять несложные поручения, делать небольшие покупки в магазине, готовить простые блюда. Например, у пациента, который не всегда мог правильно вернуться домой, на двери висел яркий плакат -«Ключи. Мобильный. Ярлычок». Ярлычок – записка в кармане пациента с его именем, телефоном супруги, домашним адресом – то, что он мог показать прохожим в случае возникновения затруднений.
Грубые нарушения памяти приводят к социальной изоляции пациента, его пассивности, полной зависимости от помощи и опеки окружающих .
Я готова к защите диплома! Недопустимые действия при нарушении памяти Диплом? Вот завтра точно займусь! 1.Разрешать самостоятельный прием лекарственных препаратов до определения структуры и степени выраженности расстройств. 2.Разрешать самостоятельно выходить из отделения до определения структуры и степени выраженности расстройств
Недопустимые действия при нарушении памяти При нарушении памяти функций не допускается: 3.Оставлять пациента без присмотра при выполнении какой-либо деятельности (например, в эргозоне ). 4.Ограничиваться данными первого диагностического обследования (необходимо обследование в динамике не реже 1раз в 2недели).
Синдром лобной психики - расторможенность, снижение критики к себе, эйфория, плоский юмор, обидчивость, агрессия, асоциальные поступки ( мория ) и апатико-абулический синдром. ОСОБЕННОСТИ УХОДА Медицинская сестра должна: объяснить природу нарушений родственникам, по согласованию с врачом ограничить общение пациента при выраженной эмоциональной лабильности и утомляемости, при необходимости многократно повторять инструкции и отвечать на вопросы пациента, подключить к лечению и реабилитации лиц, вызывающих положительные эмоции, не торопить пациента, при нарушении познавательных функций напоминать пациенту о времени, месте, значимых лицах, мотивировать пациента к выздоровлению.
Основными видами психоэмоциональных нарушений являются депрессивные состояния, повышенная эмоциональность и состояние скуки Ведение пациентов с депрессивными состояниями: использование психотерапии, провождение большего времени с пациентами, объяснение причин, прогноза, последствий инсульта разъяснение больному, что в отличие от быстро наступающих симптомов инсульта, восстановление протекает в течение длительного времени, что состояние его психики и ума, его активность, уверенность в выздоровлении оказывают большое влияние на восстановление функций
Ведение пациентов с повышенной эмоциональностью : использование психотерапии ведение больным дневника для оценки частоты и тяжести эмоциональных вспышек объяснение пациенту, что проблема эмоциональной возбудимости связана с инсультом, встречается нередко и со временем становится менее тяжелой применение антидепрессантов. Ведение пациентов со скукой, или недостатком внешних ощущений : максимальное увеличение социального контакта с родственниками и друзьями предоставление пациенту большого выбора занятий на досуге в отделении привлечение родственников к выводу пациента из отделения развитие у больного групповой активности составление пациентом личного расписания с целью планирования своего времени снабжение больных компьютерами.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие когнитивных способностей - путь научного развития мышления и креативности…
Аннотация.Развитие когнитивной науки. Метод Д.Келли. Когнитивная психология, как попытка преодоления кризиса бихевиоризма в подходе изучения принципов работы мозга.Annotation. Development ...
Развитие когнитивных способностей - путь научного развития мышления и креативности…
Аннотация.Развитие когнитивной науки. Метод Д.Келли. Когнитивная психология, как попытка преодоления кризиса бихевиоризма в подходе изучения принципов работы мозга.Annotation. Development ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА И ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ, КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Марчук С.Ф., воспитатель; Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 13»...
Лекционно- когнитивное занятие на тему: "Профилактика"
Мультимедийная презентация разработана на основе модели организации теоретической (учебно-исследовательской) деятельности обучающегося по реализации процесса интериоризации д.п.н. Коломиец О.М. Разраб...
ТЕМА: СЕСТРИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ.
Тема: Сестринская деятельность в реабилитации пациентов с нарушениями обмена веществ....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая)программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»...
Проектная работа "Организация сестринского ухода за детьми с нарушениями осанки на амбулаторном этапе реабилитации"
Проектную работу "Организация сестринского ухода за детьми с нарушениями осанки на амбулаторном этапе реабилитации" выполнила студнтка 4 курса группы З 41-С Алфимова Анастасия Юрьевна ...