МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения теоретического занятия по теме:СПИННОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ
учебно-методический материал по теме

Галкина Галина Геннадьевна

Методические материалы для занятий по Анатомии

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОЖА

Кожа является общим покровом тела площадью у взрослого человека 1,5-2 кв.м толщиной в разных областях 0,5-5 мм. Кожа представляет собой сравнительно тонкую, но довольно прочную и эластичную пластинку, которая состоит из 2-х слоев:

  1. эпидермис  – поверхностный слой;
  2. дерма  – глубокий слой.

Эпидермис состоит из многослойного плоского ороговевающего эпителия и подразделяется на 5 слоев:

  1. Базальный. Его клетки образуют пигмент меланин.
  2. Шиповатый. Базальный и шиповатый слои образуют ростковый слой кожи, клетки которого способны к размножению, благодаря чему возобновляются все слои эпидермиса.
  3. Зернистый. В цитоплазме его клеток накапливается зерна белока кератогеалина.
  4. Блестящий. Он состоит из клеток, ядра которых разрушены, а цитоплазма пропитана элеидином.
  5. Роговой. Он состоит из ороговевших клеток имеющих форму пластинок и содержащих белок кератин.

Эпидермис не имеет кровеносных сосудов, но содержит большое количество нервных окончаний. Он выполняет защитную функцию: неповрежденный эпителий препятствует проникновению в организм микробов и вредных веществ.

Дерма (собственно кожа) состоит из соединительной ткани и подразделяется на 2 слоя:

  1. Сосочковый – прилежит к эпидермису, состоит из рыхлой волокнистой ткани, имеет большое количество кровеносных сосудов, нервных окончаний и гладкие мышечные клетки. Сосочки вдаются в эпидермис и образуют на его поверхности индивидуальный рисунок.
  2. Сетчатый – состоит из плотной неоформленной волокнистой ткани, содержит большое количество эластических волокон, нервные окончания, сальные и потовые железы и корни волос.

Под сетчатым слоем располагается подкожный слой, который отделяет кожу от подлежащих слоев и состоит из жировой клетчатки. Он  выполняет защитную функцию (смягчает механические воздействия), является депо жира и эндогенной воды в организме, участвует в терморегуляции (сохраняет тепло).

На границе между дермой и подкожным слоем располагается большое количество кровеносных сосудов. Они кровоснабжают глубокие слои дермы и подкожный слой, являются депо крови (до 1 л), участвуют в терморегуляции  (при высокой температуре рефлекторно расширяются, через них протекает больше крови и больше тепла уходит в окружающую среду и наоборот).  

Производные кожи

Сальные железы расположены  в верхней части сетчатого слоя; имеют гроздевидную форму, выводные протоки открываются в волосяные сумки. Их секрет (кожное сало) смазывает кожу и волосы, способствуя их эластичности и повышая непроницаемость эпидермиса для микробов и вредных веществ.

Потовые железы расположены в нижней части сетчатого слоя; имеют форму клубочка, выводной проток проходит через все слои кожи и открывается на ее поверхности порой. Потовые железы участвуют в терморегуляции: испаряющийся с поверхности тела пот охлаждает организм. Кроме того, они выполняют выделительную функцию: с потом из организма удаляются излишки воды, солей, продукты обмена белка.

Молочные железы – парный орган, расположенный на большой грудной мышце на уровне III-IV ребер; видоизмененная потовая железа, у мужчин не развита. Имеет форму правильного полушария массой у половоззрелой женщины 150-200г. В середине железы находится сосок, кожа вокруг соска (околососковый кружок) пигментирован. Железа поделена на дольки, протоки которых открываются на вершине соска. Молочные железы вырабатывают молоко для вскармливания детей.

Волосы – роговые производные кожи. Различают следующие виды волос:

  1. длинные (волосы головы, усы, борода);
  2. щетинистые (брови, ресницы, вибрисы, волоски наружного уха);
  3. волосы подмышечной и лобковой областей;
  4. пушковые (волосы туловища и конечностей).

Волос имеет следующие части:

  1. стержень – видимая, мертвая часть волоса;
  2. корень – живая часть волоса, расположенная в дерме;
  3. луковица – утолщенная часть корня, за счет деления ее клеток волос растет;
  4. волосяной сосочек – содержит кровеносные сосуды и нервные волокна, которые кровоснабжают и иннервируют волос;
  5. волосяная сумка (волосяной фолликул) – покрывает корень волоса, в нее открывается проток сальной железы и прикрепляется мышца, поднимающая волос.        

Волосы выполняют защитную функцию.

Ногти – роговые производные кожи, расположенные на тыльной стороне концевых фаланг пальцев. В ногте различают корень (живую часть, за счет деления ее клеток ноготь растет) и тело (мертвая часть, твердая слегка изогнутая пластинка). Ногти выполняют защитную функцию.

Рецепторы кожи:

  1. болевые;
  2. температурные (холодовые и тепловые);
  3. тактильные (прикосновения и давления).

Строение кожного анализатора:

  1. Периферический отдел – рецепторы кожи.
  2. Проводниковый отдел:
  • для лица  – тройничный нерв (V пара черепных нервов);
  • для остальных частей тела – спинномозговые нервы и восходящие проводящие пути.
  1. Центральный отдел – зона кожной чувствительности коры больших полушарий, расположенная в постцентральной извилине теменной доли.

Д/З: Пользуясь конспектом (или другими источниками), написать в тетради функции кожи.



Предварительный просмотр:

Контрольные вопросы по разделу «Анатомия и физиология дыхательной системы»

  1. Какие функции выполняют воздухоносные пути? Назовите органы, относящиеся к дыхательным путям.
  2. Какое строение имеет скелет носовой полости?
  3. Какие отделы различают в носовой полости? Объясните, какие особенности строения имеет слизистая оболочка каждого отдела.
  4. Какое строение имеет скелет гортани?
  5. Какое строение имеет полость гортани?
  6. Объясните, как главные бронхи отходят от трахеи. Как называется это место и где в организме оно расположено?
  7. Расскажите, какие особенности строения имеет стенка трахеи и главных бронхов. С чем связаны эти особенности?
  8. Объясните, что такое бронхиальное дерево.
  9. Расскажите, как изменяется строение стенки бронхиального дерева.
  10. Назовите основную структурно-функциональную единицу легких. Как она устроена?
  11. Расскажите, какие границы имеют легкие. Как они проходят?
  12. Объясните, что такое плевра. Какое строение она имеет? Какие особенности строения имеет плевральная щель? Расскажите, что такое пневмоторакс и когда он бывает.
  13. Какие виды дыхательных движений вам известны? Какой вид дыхательных движений относится к активным? Как он осуществляется?
  14. Какие виды дыхательных движений вам известны? Какой вид дыхательных движений относится к пассивным? Как он осуществляется?
  15. Какова частота дыхательных движений в норме? Как это регулируется? Объясните механизм чередования вдоха и выдоха.
  16. Где находится дыхательный центр? Как он работает? Как регулируется его деятельность?
  17. Дыхательные движения осуществляют вентиляцию легких. Какие легочные объемы вам известны? Как они измеряются?
  18. Объясните, как осуществляется газообмен в легких.
  19. Объясните, как осуществляется газообмен в тканях.
  20. Что понимается под процессом дыхания? Из каких этапов он состоит? Какие процессы происходят на каждом этапе?
  21. Что понимается под процессом дыхания? Какое значение он имеет в жизнедеятельности организмов? Из каких этапов он состоит?
  22. Известно, что газы имеют плохую растворимость. Объясните, как транспортируются в организме кислород и углекислый газ.
  23. Назовите части, поверхности и края легких.
  24.  Сколько долей имеет каждое легкой? Чем они отделены друг от друга?
  25. Где расположены ворота легких? Что входит в ворота легкого? Что выходит из ворот легкого? Что называется корнем легкого?



Предварительный просмотр:

Контрольные вопросы по теме «Эндокринная система человека»

  1. Гипофиз: расположение, строение, гормоны, влияние на организм, нарушения функций.
  2. Аденогипофиз: гормоны, влияние на организм.
  3. Нейрогипофиз: гормоны, влияние на организм.
  4. Заболевания, возникающие при нарушении работы гипофиза.
  5. Регуляция работы гипофиза.
  6. Объясните, почему гипофиз является центральной железой эндокринной системы.
  7. Гипоталамус: гормоны, влияние на организм.
  8. Эпифиз: расположение, строение, гормоны, влияние на организм, нарушение функций.
  9. Гормоны, влияющие на пигментный обмен.
  10. Щитовидная железа: расположение, строение, гормоны, влияние на организм, нарушения функций.
  11. Заболевания, возникающие при нарушении работы щитовидной железы.
  12. Паращитовидные железы: расположение, строение, гормоны, влияние на организм, нарушения функций.
  13. Патологии, возникающие при нарушении работы паращитовидных желез.
  14. Гормоны, влияющие на обмен Ca (кальция) в организме.
  15. Тимус: расположение, строение, функции, гормоны, влияние на организм.
  16. Надпочечники: расположение, строение, гормоны, влияние на организм, нарушения функций.
  17. Гормоны коркового слоя надпочечников: названия, влияние на организм, нарушения функций.
  18. Гормоны мозгового слоя надпочечников: названия, влияние на организм.
  19. Заболевания, возникающие при нарушении работы надпочечников.
  20. Поджелудочная железа: расположение, строение, функции, гормоны, влияние на организм, нарушения функций.
  21. Гормоны, регулирующие содержание глюкозы в крови.
  22. Яички: расположение, строение, функции, гормоны, влияние на организм.
  23. Яичники: расположение, строение, функции, гормоны, влияние на организм.
  24. Половые гормоны: железы, влияние на организм, нарушение функций.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ города МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 5

Департамента здравоохранения города Москвы»

Утверждаю

Заместитель директора

по учебной работе

__________

Г.Г.Галкина

«___» ________ 20__г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для проведения теоретического занятия по теме:

СПИННОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ

Дисциплина: Анатомия и физиология человека

Специальность: 060109 Сестринское дело 51

Курс: 2

                         

2013г.

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060109 Сестринское дело 51

Рассмотрено

на заседании ЦК ОПД

Протокол № __ от «___» _________ 20__г.

Председатель ЦК ОПД _______________

                                        Л.Д.Буцхрикидзе

Утверждено

на заседании Методического совета

Протокол № __ от «___» _________ 20__г.

Составитель:

Галкина Г.Г. – преподаватель первой квалификационной категории ГБОУ СПО «МК № 5 ДЗМ»

Рецензенты:

Стешин И.А. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК № 5 ДЗМ»

Пономарева Е.А. преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МУ № 4 ДЗМ»

Технологическая карта занятия № 31

Дисциплина Анатомия и физиология человека Специальность060109 Сестринское дело Курс II

Тема занятия:  Спинномозговые нервы

Тип занятия: усвоения новых знаний Форма проведения: лекция с элементами беседы

Цели занятия:

Иметь представление:

  • о структуре периферической нервной системы
  • о значении периферической нервной системы в передаче информации

Знать:

  • строение спинномозговых нервов, их количество
  • ветви спинномозговых нервов
  • сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, зоны иннервации
  • строение и особенности иннервации задних ветвей спинномозговых нервов
  • медицинскую терминологию

Мотивация темы: указать профессиональную значимость темы для понимания особенностей спинномозговой иннервации                                

Дидактические единицы темы: 

периферическая нервная система, соматическая нервная система, нейрон, дендрит, аксон, нервное волокно, ганглий, нерв, виды нервов,  белое вещество, серое вещество, спинной мозг, сегмент спинного мозга,  рефлекторная дуга;

спинномозговой нерв, корешки спинномозговых нервов, ветви спинномозговых нервов, сплетения спинномозговых нервов.

Обеспечение занятия

А. Оборудование (оснащение) занятия: ПК, проектор

Б. Методическое обеспечение занятия: Методическое пособие, презентация                        

В. Учебная литература

основная: Федюкович Н.И., Анатомия и физиология человека, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2005

дополнительная: Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека, М., Оникс 21 век, Мир и образование, 2003

Содержание домашнего задания: 

Учебник: стр. 396 – 406  

Составить графологическую структуру по теме «Спинномозговые нервы»

Зарисовать ход крупных ветвей спинномозговых сплетений (задание  по выбору студента)

Составить словарь терминов по теме «Спинномозговые нервы»

Междисциплинарные связи: Сестринское дело в невропатологии, Сестринское дело в хирургии, Сестринское дело в гериатрии, Основы реабилитации

Внутридисциплинарные связи: Анатомо-физиологические аспекты самоудовлетворения организмом потребности в движении, Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма

Ход занятия № 31 Спинномозговые нервы *

№ п/п

Этап занятия

Время (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методы, приемы, средства обучения

 Формы, методы контроля

1

Организационный  момент

2

Приветствует, проверяет явку и готовность к занятию; осуществляет начальную мотивацию, называя тему и план занятия

Устраняют замечания; записывают тему и план занятия

Наблюдение

2

Мотивация познавательной деятельности, целеполагание

3

Побуждает интерес к теме, подчеркивая ее практическую значимость в деятельности медицинской сестры и важность при изучении клинических дисциплин; указывает вопросы, которые студенты должны усвоить, мотивируя запоминание и длительное сохранение в памяти основных дидактических единиц темы

Слушают, настраиваются на познавательную деятельность

Монолог

Слайд № 1

Наблюдение

3

Актуализация опорных знаний и умений

15

Организует проверку домашнего задания и ранее усвоенных дидактических единиц темы; контролирует работу студентов

Выполняют тестовые задания; осуществляют взаимоконтроль

Тестирование

Наблюдение Само- и взаимоконтроль

4

Изложение нового материала

Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие (чувствительные –  дендриты чувствительных нейронов спинальных ганглиев, двигательные – аксоны двигательных нейронов спинного мозга, вегетативные – аксоны вегетативных нейронов спинного мозга).

Ветви спинномозговых нервов, функциональные виды нервных волокон, идущих в их составе; серая соединительная ветвь. Грудные спинномозговые нервы. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое), нервные стволы, области иннервации сплетений).

40

Объясняет основные положения нового материала, демонстрирует слайды презентации, контролирует процесс конспектирования студентами главных вопросов темы

Смотрят, слушают,  осознают, конспектируют

Лекция с элементами беседы

Объяснительно-иллюстративный

Слайды № 2,3,4,5

Слайды № 5,6

Слайд № 7

Слайды

№ 8,9,10,10,12,13,14

Наблюдение

5

Закрепление изученного материала

10

Организует опрос, контролирует понимание терминологии и записи в тетради, корректирует ответы:

  1. Сколько спинномозговых нервов различают? Сколько нервов отходит от каждого отдела спинного мозга?
  2. Как образуются спинномозговые нервы? Дайте характеристику передних и задних корешков. Какие виды нервных волокон в своем составе они имеют?
  3. Какие ветви отходят от спинномозговых нервов? Из каких видов нервных волокон они состоят? Укажите зоны иннервации каждой ветви.
  4. Укажите особенности передних ветвей грудных спинномозговых нервов.
  5. Какие сплетения передних ветвей спинномозговых нервов различают? Дайте характеристику каждого из них, отметив особенности образования, расположения, зону иннервации и крупные нервы.

Отвечают на вопросы, вносят исправления в свои конспекты, осмысливают выполненную работу

 Репродуктивный

Фронтальный опрос

6

Первичное применение знаний

15

Организует самостоятельную работу студентов с атласом, учебником, конспектом; корректирует ответы:

1.При повреждении каких нервов может быть нарушено сгибание в локтевом суставе? Какие мышцы иннервируют эти нервы?

2.При повреждении какого нерва может быть нарушено разгибание в плечевом суставе? Какие мышцы иннервирует этот нерв?

3.При повреждении какого нерва может быть нарушено сгибание в коленном суставе? Какие мышцы иннервирует этот нерв?

4.При повреждении какого нерва может быть нарушено сгибание тазобедренного сустава? Какие мышцы иннервирует этот нерв?

5.При повреждении какого нерва может быть нарушено приведение бедра? Какие мышцы иннервирует этот нерв?

Групповая работа над карточками с проблемными вопросами

Малые группы

Частично – поисковый

Решение проблемных вопросов

7

Рефлексия

3

Мобилизует студентов на оценку работоспособности, качества, результативности, полезности и содержания учебной работы

Анализируют, сравнивают и оценивают результаты совместной и своей деятельности

Беседа

Само- и взаимоконтроль

8

Итоги  занятия, домашнее задание

2

Подводит итоги занятия, дает пояснения по выполнению, предъявлению и критериям оценки домашнего задания

Слушают, записывают, задают уточняющие вопросы

Беседа

Наблюдение

* Ход занятия в технокарте – ориентировочный, т.к. является проектным замыслом преподавателя, отражающим в соответствии с рабочей программой тему, цели, краткое содержание занятия, а также прогнозируемые формы учебной деятельности студентов, методы и средства обучения, контроля и режим времени по каждому методу, которые индивидуальны для каждой учебной группы и зависят от уровня базисной подготовки и коллективной работоспособности студентов на каждом конкретном занятии.


МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Тема и цели занятия записаны на доске (или представлены на слайде №1).

Тема: СПИННОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ

Цели:

Студент должен:

Иметь представление:

  • о структуре периферической нервной системы
  • о значении периферической нервной системы в передаче информации

Знать:

  • строение спинномозговых нервов, их количество
  • ветви спинномозговых нервов
  • сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, зоны иннервации
  • строение и особенности иннервации задних ветвей спинномозговых нервов
  • медицинскую терминологию

Мотивация. Нервная система обеспечивает взаимодействие всех органов и систем            человека, осуществляет обмен информацией, определяет адаптационные отношения               организма с окружающей средой. Полноценное усвоение студентами анатомии и               физиологии  нервной системы определяет правильное формирование понятия организма как целостной системы, создает базу для изучения других общепрофессиональных и            клинических  дисциплин.                                                                                                                                                                                           Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую. Периферическую нервную систему образуют 12 пар черепно-мозговых нервов и 31 пара спинномозговых нервов. Изучение периферической нервной системы имеет большое практическое значение для понимания сущности заболеваний, связанных со                  спинномозговыми нервами (невриты, радикулиты и др.). Кроме того, медицинской сестре необходимо знать прохождение основных сосудисто-нервных пучков, их области              кровоснабжения и иннервации для понимания основных (типичных) мест,  где проводятся              медицинские манипуляции,  внутривенные, внутримышечные и подкожные инъекции.

В ходе изучения данной темы будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Образование, виды и количество спинномозговых нервов.
  2. Ветви спинномозговых нервов, виды нервных волокон, идущих в их составе.
  3. Грудные спинномозговые нервы.
  4. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, их области иннервации.

Для реализации поставленных целей занятие включает следующие этапы:

  1. Актуализация опорных знаний и умений, проверка домашнего задания.
  2. Изложение нового материала по основным вопросам темы.
  3. Закрепление изученного материала в форме фронтального опроса.
  4. Первичное применение знаний в виде решения проблемных вопросов.
  5. Итоги занятия, домашнее задание.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ                                  ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Актуализация опорных знаний и умений по теме «Функциональная анатомия спинного мозга» проводится с целью контроля усвоения основных дидактических единиц темы: периферическая нервная система, соматическая нервная система, нейрон,               дендрит, аксон, нервное волокно, ганглий, нерв, виды нервов, белое вещество, серое              вещество, спинной мозг,  сегмент спинного мозга, рефлекторная дуга.

Проверку домашнего задания преподаватель проводит в форме тестирования. Для этого разработаны 2 равнозначных варианта тестов, содержащих задания разного уровня.

Вариант 1

Инструкция: Выбрать один правильный ответ

  1. Спинной мозг расположен в канале:

а) костномозговом,

б) спинномозговом,

в) позвоночном,

г) крестцовом.

  1. Корешки спинномозговых нервов выходят из спинного мозга через:

а) переднюю срединную щель,

б) переднюю латеральную борозду,

в) заднюю срединную щель,

г) заднюю латеральную борозду.

  1. Тела чувствительных нейронов спинного мозга находятся в:

а) передних рогах,

б) задних рогах,

в) боковых рогах,

г) спинномозговых узлах.

  1. В боковых рогах спинного мозга локализованы тела нейронов:

а) чувствительных соматических,

б) двигательных соматических,

в) вставочных вегетативных,

г) вставочных соматических.

  1. Передний канатик белого вещества спинного мозга расположен между:

а) передней срединной щелью и передней латеральной бороздой,

б) передней и задней латеральными бороздами,

в) задней срединной щелью и задней латеральной бороздой,

г) передней срединной щелью и задней латеральной бороздой.

  1. Каждый сегмент спинного мозга имеет корешков:

а) один,

б) два,

в) три,

г) четыре.

  1. Белое вещество нервной системы образовано:

а) телами нейронов,

б) аксонами нейронов,

в) дендритами нейронов,

г) нейроглией.

Инструкция: Установить соответствие

  1. Отделы спинного мозга:                             Количество сегментов:

I) шейный,                                                       а) один,

II) грудной,                                                      б) три,

III) поясничный,                                              в) пять,

IV) крестцовый,                                               г) восемь,

V) копчиковый.                                               д) десять,

                                                                          е) двенадцать.

  1. Серое вещество спинного мозга:               Центры спинного мозга:

I) передние рога,                                             а) соматические чувствительные,

II) боковые рога,                                             б) соматические двигательные,

III) задние рога,                                               в) вегетативные симпатические,

IV) промежуточное вещество                        г) вегетативные парасимпатические,

      крестцового отдела.                                  д) подкорковые.

Инструкция: Дописать

  1. Функция спинного мозга, связанная с его серым веществом называется ____________ .

  1. Оболочка спинного мозга, плотно примыкающая к веществу мозга и             содержащая большое количество кровеносных сосудов, называется ____________ .

  1. Между твердой и паутинной оболочками спинного мозга находится ____________ пространство, содержащее соединительнотканные перекладины и немного спинномозговой жидкости.

Вариант 2

Инструкция: Выбрать один правильный ответ.

  1. Спинной мозг заканчивается на уровне поясничных позвонков:

а) первого – второго,

б) второго – третьего,

в) третьего – четвертого,

г) четвертого – пятого.

  1. Корешки спинномозговых нервов входят в спинной мозг через:

а) переднюю срединную щель,

б) переднюю латеральную борозду,

в) заднюю срединную щель,

г) заднюю латеральную борозду.

  1. Тела двигательных нейронов спинного мозга находятся в:

а) передних рогах,

б) задних рогах,

в) боковых рогах,

г) спинномозговых узлах.

  1. В промежуточном веществе крестцового отдела спинного мозга локализованы тела нейронов:

а) чувствительных соматических,

б) двигательных соматических,

в) вставочных вегетативных,

г) вставочных соматических.

  1. Боковой канатик белого вещества спинного мозга расположен между:

а) передней срединной щелью и передней латеральной бороздой,

б) передней и задней латеральными бороздами,

в) задней срединной щелью и задней латеральной бороздой,

г) передней срединной щелью и задней латеральной бороздой.

  1. От каждого сегмента спинного мозга отходит спинномозговых нервов:

а) один,

б) два,

в) три,

г) четыре.

  1. Серое вещество нервной системы образовано:

а) телами нейронов,

б) аксонами нейронов,

в) нервными волокнами,

г) нейроглией.

Инструкция: Установить соответствие

  1. Отделы спинного мозга:                        Количество пар спинномозговых нервов:

I) шейный,                                                  а) одна,

II) грудной,                                                 б) три,

III) поясничный,                                         в) пять,

IV) крестцовый,                                          г) восемь,

V) копчиковый.                                          д) десять,

                                                                     е) двенадцать.

  1. Серое вещество спинного мозга:          Нейроны спинного мозга:

I) передние рога,                                        а) чувствительные соматические,

II) боковые рога,                                        б) двигательные соматические,

III) задние рога,                                          в) вставочные симпатические,

IV) спинномозговой узел.                         г) вставочные парасимпатические,

                                                                     д) вставочные соматические.

Инструкция: Дописать

10. Функция спинного мозга, связанная с его белым веществом, называется ____________ .

  1. Наружная оболочка спинного мозга, которая представляет собой плотную         соединительнотканную пластинку, содержащую собственные сосуды и нервы, называется ____________ .

12. Между паутинной и мягкой оболочками спинного мозга находится ____________ пространство, заполненное спинномозговой жидкостью.

ЗИЗЛОЖЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Изложение нового материала по теме «Спинномозговые нервы» сопровождается слайдами презентации.

  1. Образование, виды и количество спинномозговых нервов – слайды № 2, 3, 4, 5.
  2. Ветви спинномозговых нервов, виды нервных волокон, идущих в их составе  слайды № 5,6.
  3. Грудные спинномозговые нервы – слайд № 7.
  4. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, их области иннервации – слайды № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Закрепление изученного материала по теме «Спинномозговые нервы» проводится с целью контроля усвоения основных дидактических единиц темы: спинномозговой нерв, корешки спинномозговых нервов, ветви спинномозговых нервов, сплетения                      спинномозговых нервов.

Закрепление изученного материала преподаватель проводит в форме фронтального опроса по следующим контрольным вопросам:

  1. Сколько спинномозговых нервов различают? Сколько нервов отходит от каждого отдела спинного мозга?

  1. Как образуются спинномозговые нервы? Дайте характеристику передних и задних корешков. Какие виды нервных волокон в своем составе они имеют?

  1. Какие ветви отходят от спинномозговых нервов? Из какие видов нервных волокон они состоят? Укажите зоны иннервации каждой ветви.

  1. Назовите особенности передних ветвей грудных спинномозговых нервов.

  1. Какие сплетения передних ветвей спинномозговых нервов различают? Дайте             характеристику каждого из них, отметив особенности образования, расположение, зону             иннервации и крупные нервы.

ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

Первичное применение полученных знаний по теме «Спинномозговые нервы» проводится в форме самостоятельной групповой работы студентов с использованием          атласа, учебника, конспекта лекции. Каждая малая группа (4-5 студентов) получает              карточку с одним из следующих проблемных вопросов:

  1. При повреждении каких нервов может быть нарушено сгибание в локтевом            суставе? Какие мышцы иннервируют эти нервы?

  1. При повреждении какого нерва может быть нарушено разгибание в плечевом           суставе? Какие мышцы иннервирует этот нервы?

  1. При повреждении какого нерва может быть нарушено сгибание в коленном           суставе? Какие мышцы иннервируют этот нервы?

  1. При повреждении какого нерва может быть нарушено сгибание тазобедренного  сустава? Какие мышцы иннервирует этот нерв?

  1. При повреждении какого нерва может быть нарушено приведение бедра? Какие мышцы иннервирует этот нерв?

ПРИЛОЖЕНИЯ

Словарь терминов по теме «Спинномозговые нервы»

Периферическая нервная система – часть нервной системы, которая соединяет             центральные ее отделы с сенсорными органами, рецепторами и эффекторами.

Соматическая нервная система – часть периферической нервной системы, которая  состоит из чувствительных и двигательных нервных волокон, иннервирующих                      опорно-двигательный аппарат и кожу.

Нейрон  нервная клетка.

Дендрит – короткий ветвящийся отросток нейрона.

Аксон – длинный неветвящийся отросток нейрона.

Нервное волокно  аксон, покрытый оболочкой.

Ганглий – анатомически обособленное скопление тел нервных клеток (нейронов). 

Белое вещество ЦНС – состоит из нервных волокон, белый цвет которых обусловлен миелиновыми оболочками.

Серое вещество ЦНС  представлено телами нейронов и их дендритами.

Спинной мозг – орган центральной нервной системы.

Сегмент спинного мозга – часть спинного мозга, от которого отходит одна пара  спинномозговых нервов.

Нерв (нервный ствол) – пучок нервных волокон, с нейроглией, окруженный                    соединительнотканной оболочкой.

Спинномозговой нерв  – нерв  (нервный ствол), выходящий из спинного мозга.

Передний корешок – образован аксонами двигательных нейронов передних рогов               спинного мозга и аксонами вегетативных нейронов боковых рогов спинного мозга.

Задний корешок –  образован отростками чувствительных нейронов спинальных узлов (ганглиев).

Двигательный нерв – нерв, образованный аксонами двигательных нейронов.

Чувствительный нерв – нерв, образованный отростками чувствительных нейронов.

Смешанный нерв – нерв, содержащий как чувствительные, так и двигательные           нервные волокна.

Передняя ветвь спинномозгового нерва – ветвь, иннервирующая кожу и мышцы шеи, туловища и конечностей.

Задняя ветвь спинномозгового нерва – ветвь, иннервирующая мышцы и кожу вдоль  позвоночника.

Менингеальная (оболочечная) ветвь спинномозгового нерва  чувствительная ветвь, которая возвращается в позвоночный канал и иннервирует позвоночник и оболочки спинного мозга.

Белая соединительная ветвь спинномозгового нерва  ветвь, направляющаяся к узлам симпатического ствола.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит возбуждение от рецептора до «рабочего органа».

Спинномозговые сплетения – образования передних ветвей спинномозговых нервов, от которых отходят нервы, иннервирующие определенные области тела.

Эталоны ответов тестов этапа «Актуализация опорных знаний и умений,              проверка домашнего задания»

Вариант 1

Вариант 2

1 – в

1 – а

2 – б

2 – в

3 – г

3 – а

4 – в

4 – в

5 – а

5 – б

6 – б

6 – б

7 – б

7 – а

8:   I – г,   II – е,   III – в,   IV – в,   V – а

8:   I – г,   II – е,   III – в,   IV – в,   V – а

9:   I – б,   II – в,   III – а,   IV – г

9:   I – б,   II – в,   III – д,   IV – а

10 – рефлекторная

10 – проводниковая

11 – мягкая (сосудистая)

11 – твердая

12 – субдуральное

12 – субарахноидальное

Критерии оценки тестов этапа «Актуализация опорных знаний и умений,                проверка домашнего задания»

5 «отлично» – 100-90% правильных ответов (0-2 ошибки)

4 «хорошо» – 90-80% правильных ответов (3-4 ошибки)

3 «удовлетворительно» – 80-70% правильных ответов (5-6 ошибок)

2 «неудовлетворительно» – менее 70% правильных ответов (более 6 ошибок)

Эталоны ответов на контрольные вопросы                                                                      этапа «Закрепление изученного материала»

  1. Различают 31 пару спинномозговых нервов. От шейного отдела спинного мозга  отходит 8 пар, от грудного – 12 пар, от поясничного – 5 пар, от крестцового – 5 пар, от          копчикового – 1 пара спинномозговых нервов.

  1. Каждый спинномозговой нерв образуется при слиянии переднего и заднего              корешков.

Передний корешок состоит из аксонов двигательных нейронов передних рогов спинного мозга и аксонов вегетативных нейронов боковых рогов спинного мозга, выходит из спинного мозга через переднюю латеральную борозду, передает нервный импульс из спинного мозга на периферию.

Задний корешок состоит из отростков чувствительных нейронов спинномозговых узлов, заходит в спинной мозг через заднюю латеральную борозду, передает нервный   импульс, пришедший с периферии, спинному мозгу.

  1. Каждый спинномозговой нерв делится на 4 ветви: передняя, задняя, менингеальная (оболочечная), белая соединительная.

Передняя ветвь состоит из чувствительных и двигательных нервных волокон,   иннервирует мышцы и кожу шеи, туловища и конечностей.

Задняя ветвь состоит и чувствительных и двигательных нервных волокон,         иннервирует мышцы и кожу вдоль позвоночника.

Менингеальная (оболочечная) ветвь состоит из чувствительных нервных           волокон, возвращается в позвоночный канал, иннервирует позвоночник и оболочки спинного мозга.

Белая соединительная ветвь состоит из вегетативных нервных волокон, направляется к узлам симпатического ствола.

  1. Передние ветви грудных спинномозговых нервов образуют межреберные нервы,  располагаются в реберной борозде, иннервируют мышцы и кожу груди и верхнего отдела живота.

  1. Передние ветви шейных, поясничных, крестцовых и копчикового нервов образуют сплетения: шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое.

Шейное сплетение образовано передними ветвями 4-х верхних шейных             спинномозговых нервов, располагается на глубоких мышцах шеи, иннервирует мышцы и кожу шеи, кожу затылочной и височной области головы; крупный нерв – диафрагмальный.

Плечевое сплетение образовано передними ветвями 4-х нижних шейных           спинномозговых нервов и частично передней ветвью I грудного спинномозгового нерва,            располагается в области ключицы, иннервирует мышцы и кожу плечевого пояса и руки; крупные нервы – срединный, локтевой, лучевой.  

Поясничное сплетение образовано передними ветвями 3-х верхних поясничных спинномозговых нервов и частично передними ветвями XII грудного и IV поясничного спинномозговых нервов, располагается в толще большой поясничной мышцы,                 иннервирует мышцы и кожу живота, часть мышц таза, частично мышцы и кожу ноги; крупные нервы – бедренный, запирательный.

Крестцово-копчиковое сплетение образовано передними ветвями V поясничного, всех крестцовых, копчикового спинномозговых нервов и частично передними ветвями IV поясничного спинномозгового нерва, располагается на грушевидной мышце, иннервирует часть мышц таза, частично мышцы и кожу ноги; крупный нерв – седалищный.

Эталоны ответов на проблемные вопросы                                                            этапа «Первичное применение знаний»

  1. Сгибание в локтевом суставе может быть нарушено при повреждении     срединного и локтевого нервов, которые иннервируют мышцы-сгибатели предплечья.

  1. Разгибание в плечевом суставе может быть нарушено при повреждении    лучевого нерва, который иннервирует мышцы-разгибатели плеча и предплечья.

  1. Сгибание в коленном суставе может быть нарушено при повреждении       седалищного нерва, который иннервирует мышцы-сгибатели голени и мышцы-разгибатели бедра.

  1. Сгибание тазобедренного сустава может быть нарушено при повреждении бедренного нерва, который иннервирует мышцы-сгибатели бедра и мышцы-разгибатели голени.

  1. Приведение бедра может быть нарушено при повреждении запирательного нерва, который иннервирует приводящие мышцы бедра.

Список использованных источников

  1. Федюкович Н.И., Анатомия и физиология человека: Учебник / Федюкович Н.И. – Изд. 7-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 480с. – (СПО)
  2. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология : учебник. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 576с.: ил.
  3. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека / Р.П.Самусев, В.Я. Липченко. – 5е изд.,  перераб. и доп. – М.: ООО «Издательский дом « ОНИКС 21 век»: ООО «Мир и Образование», 2003. – 544с., ил.
  4. http://www.bsmy.ru
  5. http://www.formedik.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по проведению вводных занятий по профессии на примере вводного занятия по профессии «Повар» в СПб ГБПОУ ЛСИТ

ВведениеПособие может быть полезно мастерам производственного обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях. Цель: показать на примере вводного урока по профессии способы повыше...

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Пр...

Учебно-методическая разработка для проведения теоретического занятия по фармакологии Тема: «Антисептические и дезинфицирующие средства»

В представленном материале - рекомендации для преподавателя по проведению теоретического занятия...

Учебно-методическая разработка для проведения теоретического занятия по фармакологии Тема: «Антибиотики»

В представленном материале - рекомендации для преподавателя по проведению теоретического занятия...

Методическое пособие для проведения теоретического занятия

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия для студентов 1 курса обучения по специальности 34.02.01 Сестринское дело по теме «Преобразование выражений, содержащи...

Методическое пособие для проведения теоретического занятия Тема: «Образование Древнерусского государства»

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Образование Дре...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения теоретического занятия по теме :«Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция»

Методическая разработка: « Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция ».Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам осво...