Методическая разработка для преподавателей комбинированного занятия по теме: « Диспансеризация населения»
методическая разработка по теме
Проблемы здоровья на сегодняшний волнуют все слои населения. На современном этапе проблемы здоровья стали актуальны и для государства, в связи с чем, были внедрены программы, направленные на оздоровление общества. Одной из таких программ является программа всеобщей диспансеризации населения. Которая подразумевает под собой раннюю диагностику заболевания и профилактику заболеваний при выявлении факторов риска.
Поэтому медицинский работник должен владеть научно-обоснованной информацией в этой области для проведения просветительской и профилактической работы среди населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_dispanserizatsiya_ponomareva.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2
Н. Ю. Пономарева
ТЕМА: «Диспансеризация населения»
Методическая разработка комбинированного занятия для преподавателей
ПМ.04 ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Санкт-Петербург
2017 год
УТВЕРЖДАЮ | Рассмотрено на заседании |
Зам. директора о УР | хирургической ЦМК |
______________ И. Г. Максимова | Протокол №__ от _______ 201__г. |
Председатель ЦМК ____________ Р. М. Васильева | |
СОГЛАСОВАНО | |
Методист | |
______________________ О. А. Дятковская |
Пояснительная записка.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и соответствует уровню подготовки по специальности «Лечебное дело» 31.02.01 по ПМ 04 ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В методической разработке комбинированного занятия по теме «Диспансеризация населения». представлены все элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, вопросы теоретического и практического освоения материала, оснащение, схема интегральных связей, план проведения занятия, словарь терминов, конспект лекции, список литературы, а также контролирующие задания: вопросы для устного опроса, тесты.
В методической разработке использованы современные педагогические приемы и методики, стимулирующие критическое мышление, память, внимание, навыки работы в команде, а именно: мозговой штурм, взаимоопрос.
Обоснование темы.
Проблемы здоровья на сегодняшний волнуют все слои населения. На современном этапе проблемы здоровья стали актуальны и для государства, в связи с чем, были внедрены программы, направленные на оздоровление общества. Одной из таких программ является программа всеобщей диспансеризации населения. Которая подразумевает под собой раннюю диагностику заболевания и профилактику заболеваний при выявлении факторов риска.
Поэтому медицинский работник должен владеть научно-обоснованной информацией в этой области для проведения просветительской и профилактической работы среди населения.
Схема интегральных связей.
Истоки | Тема | Выход |
ОП.07 | Диспансеризация населения. | |
ОП.03 | ПМ.03 | |
ОП.08 | ПМ.05 | |
ПМ.07 | ПМ.02 | |
ОП.06 | ПМ.06 | |
ОП.04 |
Цель занятия: Сформировать теоретические знания о диспансеризации населения.
Задачи:
Учебная: познакомить студентов с основными целями и принципами диспансеризации.
Развивающая: развивать навыки ведения конспекта теоретического материала.
Воспитательная: воспитывать потребность в ЗОЖ.
В результате занятия студент должен знать:
-основные цели и задачи диспансеризации;
-порядок организации и проведение диспансеризации взрослого населения;
-этапы диспансеризации;
- группы диспансерного наблюдения.
Коды формируемых профессиональных компетенций:
ПК 4.1, ПК 4.2,ПК4.3
Коды элементов общих компетенций:
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 11
План проведения лекции.
№п/ п | Этап занятия | Цель этапа | Содержание и метод проведения | Время | Обеспечение этапа |
1. | Организация занятия | Сконцентрировать внимание студентов, мобилизовать их на работу | Проверка присутствующих, установка общей дисциплины, проверка внешнего вида. | 5 мин. | Групповой журнал, рабочие тетради |
2. | Формулирование темы и ее обоснование | Создать положительную мотивацию познавательной деятельности | Беседа. Смотри обоснование темы | 5 мин. | Мультимедийная аппаратура |
3. | Определение целей занятия | Сформулировать конечные цели | Беседа. Смотри учебные и воспитательные цели. | 5 мин. | |
4. | Предварительный контроль знаний | Выявить исходный контроль знаний студентов по этой теме | Мозговой штурм | 5 мин. | Приложение 1 |
5. | Изложение нового материала | Реализация целей занятия | Преподаватель читает лекцию с осуществлением обратной связи и с использованием технического и методического оснащения | 50мин. | Мультимедийная аппаратура Приложение 2 |
6. | Закрепление нового материала | Контроль выполнения целей занятия | Закрепление материала путем решения ситуационных задач | 5 мин. | Мультимедийная аппаратура |
7. | Контроль усвоения лекционного материала | Реализация целей занятия | Ответы на вопросы по теме лекции | 10 мин. | Приложение 3 |
8. | Подведение итогов. Домашнее задание. | Сформулировать конечные результаты на занятии | Преподаватель оценивает дисциплину на лекции, познавательную работу группы в целом. Объявляет тему следующего занятия. | 5мин. |
Словарь терминов.
Диспансеризация - активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, включающее комплекс профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
Группа здоровья – распределение населения по наличию факторов риска заболевания и наличию симптоматики.
Скрининг - комплекс мероприятий в системе здравоохранения, проводимых с целью выявления и предупреждения развития различных заболеваний у населения
Факторы риска - это определяющие здоровье факторы, влияющие на него отрицательно.
Приложение.
- Вопрос для мозгового штурма. Приложение 1.
- Конспект лекции. Приложение 2.
- Вопросы для контроля усвоения материала лекции. Приложение 3.
- Обеспечение лекции. Приложение 4. (Презентация на диске)
Приложение 1.
Вопрос для мозгового штурма.
Что такое диспансеризация?
Приложение 2.
Конспект лекции.
Первоначально принципы и методы диспансеризации использовались для борьбы с социально опасными болезнями — туберкулезом, сифилисом, трахомой и др. В последующем диспансерный метод нашел применение для наблюдения за беременными, детьми, трудящимися ведущих отраслей промышленности и сельскохозяйственном производства, больными, страдающими хроническими заболеваниями.
Диспансеризация - активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, включающее комплекс профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
Целью диспансеризации является:
- формирование, сохранение и укрепление здоровья населения,
- профилактика заболеваний,
- снижение заболеваемости, инвалидности, смертности,
- достижение активного долголетия.
Диспансеризация входит в качестве составной части в широкую систему мер по профилактике заболеваний, осуществляемых государством, обществом.
Основными задачами диспансеризации населения являются:
- Определение состояния здоровья каждого человека в ходе ежегодных профилактических осмотров, оценка здоровья с учетом возрастных, половых и профессиональных особенностей;
- Дифференцированное активное динамическое наблюдение за здоровыми; лицами, имеющими факторы риска, и больными; постепенный переход от наблюдения за отдельными лицами к посемейному наблюдению;
- Выявление и устранение причин, вызывающих заболевания; содействие устранению вредных привычек и обеспечение здорового образа жизни;
- Своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;
- Повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкого участия врачей различных специальностей, внедрения новых организационных форм, дальнейшего технического обеспечения и использования ЭВМ.
Диспансеризация заняла ведущее место в работе поликлиник, амбулаторий, МСЧ, женских консультаций и врачей различных специальностей, в первую очередь врачей общей практики, территориальных и цеховых врачебных участков.
Для эффективного и качественного проведения диспансеризации необходимо:
- активное выявление больных в ранних стадиях заболевания;
- систематическое наблюдение за их состоянием здоровья;
- своевременное проведение лечебных и профилактических мероприятий для скорейшего восстановления здоровья и трудоспособности;
- изучение внешней среды, производственных и бытовых условий и проведение мероприятий по их улучшению;
- систематическое повышение квалификации врачей, как по основной специальности, так и по вопросам гигиены труда, профзаболеваний, экспертизе временной нетрудоспособности;
- участие в диспансеризации администрации предприятий, профсоюзных и других общественных организаций.
Среди всего населения, подлежащего диспансерному наблюдению, в первую очередь под наблюдение должны быть взяты рабочие ведущих отраслей промышленности и профессий с вредными и тяжелыми условиями труда; учащиеся (профессионально-технических училищ, техникумов и вузов), работающие подростки независимо от характера производства и отраслей промышленности; инвалиды и ветераны Отечественной войны; женщины детородного возраста; больные по основным группам заболеваний, лица с повышенным риском заболевания: с повышенным артериальным давлением, с предопухолевыми заболеваниями, преддиабетом и другими состояниями, кроме того, злоупотребляющие алкоголем, с избыточным питанием, ведущие малоподвижный образ жизни и т. д.
Учреждения по степени участия их в диспансеризации населения различаются по следующим уровням:
I уровень — амбулаторно-поликлинические учреждения, обслуживающие население по производственному или территориальному принципу: врачебные амбулатории, здравпункты, МСЧ, территориальные поликлиники, женские консультации. На этом уровне необходимы автоматизация диагностического процесса; сбор данных анамнеза, анализ ЭКГ и ФЛГ, лабораторно-диагностических исследований, проведение функциональных и психофизиологических тестов; решение административно - организационных задач.
II уровень - специализированные диспансеры, стационары больниц, консультативно-диагностические центры. На данном уровне наряду с задачами общего скрининга предусмотрено углубленное обследование кардиологического, онкологического, пульмонологического офтальмологического, психоневрологического и других профилей.
III уровень – областные, краевые и республиканские больницы, специализированные центры, клиники медицинских и научно-исследовательских институтов. Технология ориентированна на использование всех современных и перспективных методов диагностики и лечения, создание проблемно ориентированных баз и банков данных для больных соответствующего профиля, а также отдельных регионов страны.
Этапы диспансеризации:
Первый этап. Планирование работы по диспансеризации населения: проведение переписи населения на участке, выделение списка лиц подлежащих активному динамическому наблюдению в условиях лечебного учреждения, определение очередности приглашения на медицинские осмотры и индивидуальной программы обследования.
Второй этап. Активное приглашение на медицинские осмотры всех пациентов подлежащих диспансеризации. Обследование по обращаемости и во время профилактических осмотров. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, оценка состояния здоровья, определение группы здоровья для каждого осмотренного пациента.
Третий этап. Активное приглашение на прием больных, находящихся под диспансерным наблюдением, проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Оценка качества проведения диспансеризации.
Основной формой проведения активного наблюдения за здоровьем населения являются медицинские осмотры, которые подразделяются:
- предварительные,
- периодические,
- целевые.
Предварительные медицинские осмотры проводятся при поступлении на работу или учебу с целью определения соответствия состояния здоровья требованиям профессии или обучения.
Периодические медицинские осмотры проводятся для декретированных групп населения, связанных общими физиологическими признаками или условиями труда (дети, подростки, работники учреждений общественного питания, детских учреждений, службы быта и т.д.). Проводятся регулярно через определенные промежутки времени с целью оценки состояния здоровья и выявления ранних признаков заболеваний.
Целевые медицинские осмотры проводятся для раннего выявления социально значимых заболеваний: туберкулеза, злокачественных новообразований, болезней системы кровообращения, нарушения осанки, плоскостопия и т.д.
По состоянию здоровья все осмотренные жители разделяются на три группы диспансерного наблюдения.
I группа – практически здоровые. К этой группе относятся лица, не имеющие хронических заболеваний и полностью трудоспособные. В этой группе могут редко встречаться острые заболевания, однако протекают они не длительно и не приводят к нарушению функций отдельных органов и систем, при обследовании не находят отклонений от установленных границ нормы.
II группа — группа риска. К этой группе относятся лица, у которых отсутствует какая-либо хроническая патология, но имеются функциональные отклонения, снижение иммунологической резистентности, частые острые заболевания, а также факторы риска производственного, бытового и генетического характера.
III группа — больные хроническими заболеваниями. Подразделяются на лиц:
- с компенсированным течением заболевания, редкими и непродолжительными потерями трудоспособности;
- с субкомпенсированным течением заболевания, частыми обострениями и продолжительными потерями трудоспособности;
- с декомпенсированным течением, устойчивыми патологическими изменениями, ведущими к стойкой утрате трудоспособности.\
В первой группе - активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья здоровых, как правило, проводится один раз в год, но может строиться в зависимости от пола, возраста и физиологического состояния пациента. Обследование должно быть направлено на определение функционального состояния отдельных систем и органов, в первую очередь сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, пищеварения, центральной и периферической нервной системы, степени адаптации организма, выявления резервов.
При обследовании лиц из группы риска наряду с вышеперечисленными методами должны определяться реакции функциональных систем организма на динамическую нагрузку, а также оцениваться трудоспособность. Частота наблюдения за этой группой диспансерного наблюдения увеличивается до двух раз в год.
В группе хронически больных должно проводиться целенаправленное обследование, включающее все современные методы лабораторных, функционально-диагностических, рентгенологических, радиоизотопных, эндоскопических и других исследований. Частота и длительность наблюдения за пациентами, имеющими хронические заболевания, зависит от течения заболевания, его формы и стадии. Так, частота диспансерного наблюдения за больными ревматизмом, ишемической болезнью сердца, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки составляет четыре раза в год. Планирование активных осмотров для третьей группы диспансерного наблюдения должно строиться так, чтобы предупредить сезонные обострения хронических заболеваний.
Каждому гражданину, прошедшему диспансеризацию выдается Паспорт здоровья, в который вносятся основные выводы (заключения, рекомендации) по результатам проведенного обследования.
Успешное проведение диспансеризации во многом зависит от четкого оформления и ведения медицинской документации. Основным документом, содержащим все сведения по диспансеризации, является «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф.025/у), «История развития ребенка» (ф.112/у), «Карта учета диспансеризации» (ф.131/у) и «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф.030/у).
Приложение 3
Вопросы для контроля усвоения материала лекции.
- Что такое диспансеризация?
- Сколько этапов включает диспансеризация?
- Какие категории населения подлежат диспансеризации?
- Как часто проводится диспансеризация?
- Какие цели преследует диспансеризация?
- Сколько групп здоровья выявляется после диспансеризации?
- Кто входит в различные группы здоровья по итогам диспансеризации?
Литература для преподавателей.
- Учебное пособие - Основы профилактики/под редакцией Б.В. Карабухина - Ростов-на-Дону, Феникс 2016 год - 219с;
- Учебное пособие – Проведение профилактических мероприятий/под редакцией С.И. Двойникова-Москва, ГОЭТАР-Медиа 2016 год – 437с;
3. Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 464 с.
4. Руководство по первичной медико-санитарной помощи. - М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006.-1584 с.
5. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение:учеб пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Кабарухина. Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.
6. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. - 608 с.
7. Филиппов П.И., Филлиппова В.П. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / Под общей редакцией проф. Т.И. Стуколовой. - М.; ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. – 288 с.
8. Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок: Учебное пособие. 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 347 с.
9. Борисова Г.Н., Гайнутдинова С.В., Мавзютова И.П., Разбежкина Н.Ю. Сохрани свое здоровье. Изд. 2-е изм. и доп. - Казань: КМК, 2007. - 32 с.
10. Гайнутдинова С.В., Неделько О.И. Гигиеническое воспитание населения. Изд. 2-е изм. и доп. - Казань: КМК, 2008. - 42 с.
11. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Педиатрия. Практикум. – Москва: ОНИКС, 2008. - 400 с.
12. Прилепская В.Н. Современные методы контрацепции. Справочное пособие для врачей, 1998.
13. Кулаков В.И, Прилепская В.Н., Радзинский В.Е. Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии. – М.: ГЭОТАР Медия, 2006.
Литература для студентов.
- Учебное пособие – Проведение профилактических мероприятий/под редакцией С.И. Двойникова-Москва, ГОЭТАР-Медиа 2016 год – 437с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для преподавателя иностранного языка по теме "Агрегатное состояние вещества"
Каждый человек передаёт свои мысли и чувства, используя две сферы сознания: когнитивное и языковое. При изучении данной темы используется схема, при которой в сознание учащегося встраивается новая язы...
Методическая разработка для преподавателя иностранного языка по теме "В аптеке, диалогическая речь"
Методическая разработка предназначена для подготовки студентов по специальности 060109 Сестринское дело по дисциплине «Иностранный язык» (английский) по теме: « Диалоги: «В аптеке». Пассивные конструк...
Методическая разработка для преподавателей на тему: Преподавание иностранного языка: от истоков методики преподавания к современной методологии.
Обзор подходов и методов преподавания иностранного языка...
Методическая разработка для преподавателя. Сборник заданий с эталоном ответов по теме "Наследственные заболевания обмена"
Использование методической разработки позволит преподавателю сформировать у студента понятийный аппарат; расширить его знания по диагностике, клинической картине, прогнозу, лечению и уходу за пациента...
Методическая разработка для преподавателя по дисциплине: «Основы права» по теме: «Семейное право» 06.05.01 Сестринское дело
Методическая разработка для преподавателя по дисциплине: «Основы права» по теме: «Семейное право» 06.05.01 Сестринское дело...
Методическая разработка для преподавателя по дисциплине: «Основы права» по теме: «Конституция РФ- основной закон государства» 34.02.01 Сестринское дело
Методическая разработка для преподавателя по дисциплине: «Основы права» по теме: «Конституция РФ- основной закон государства» 34.02.01 Сестринское дело...
Методическая разработка для преподавателя по дисциплине: «Основы права» по теме: «Административная ответственность в РФ» 34.02.01 Сестринское дело
Методическая разработка для преподавателя по дисциплине: «Основы права» по теме: «Административная ответственность в РФ» 34.02.01 Сестринское дело...