методическая разработка практического занятия "Профилактика неинфекционных заболеваний"
методическая разработка на тему

Девятко Елена Викторовна

Методическая разработка практического занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         

Методическая разработка

 Практического занятия

для преподавателей

по ПМ 01 проведение профилактических мероприятий

МДК 0103 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению

 

Тема: «ПРОФИЛАКТИКА НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

Для отделения     «сестринское дело»

                                                                                    Работа выполнена

                                                                                        Преподавателем ПМ

Высшей квалификационной

категории

                                                                              Девятко Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. КАРТА МОДУЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
  3. СТАНДАРТ ПО ТЕМЕ
  4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
  5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
  6. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Во второй половине ХХ века в странах с высоким и средним уровнем доходов населения произошло принципиальное изменение основных причин смерти, прежде всего, за счет широкого использования антибиотиков — на первый план вышли хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ), к которым относятся болезни системы кровообращения (БСК), онкологические и хронические бронхо-легочные заболевания, а также сахарный диабет. В конце ХХ - начале XXI века контроль над малярией, а также внедрение эффективных противовирусных препаратов похожим образом изменило ситуацию и в странах с низким уровнем доходов населения.

В России ХНИЗ являются причиной 75% всех смертей взрослого населения. При этом на долю БСК приходится около 57%, а на долю онкологических заболеваний более 14% всех смертельных исходов. Очень высокий уровень смертности и, соответственно, небольшая ожидаемая продолжительность жизни населения в Российской Федерации, главным образом, обусловлены смертностью от БСК, которая среди лиц трудоспособного возраста в 3-6 раз выше, чем в странах Европейского союза. Экономический ущерб только от этих заболеваний составляет около 1 трлн. рублей в год (около 3% ВВП).

Основными причинами такого положения дел являются тяжелые социально-экономические потрясения, имевшие место в нашей стране в конце ХХ века, а также недостаточное развитие мер профилактики ХНИЗ. Опыт большого числа стран показал, что реализация научно-обоснованных профилактических и лечебных мер позволяет в течение 15-20 лет снизить смертность от БСК и ХНИЗ в целом в два и более раз. При этом вклад профилактических мер, существенно менее затратных в сравнении с лечебными, обуславливает успех более, чем на 50%. В частности, в 1970 году в Финляндии имела место самая высокая смертность в мире от БСК, что во многом было обусловлено широким распространением среди населения потребления табака, высоким содержанием жиров в пище и низким потреблением овощей и фруктов. В результате крупномасштабной реализации комплексных мер преимущественно профилактической направленности на индивидуальном и популяционном уровне, включающих принятие закона, запрещающего рекламу табачных изделий, пропаганду ограничения потребления животных жиров и обеспечение населения обезжиренными молочными продуктами и полиненасыщенными жирами, дополнительную мотивацию производителей продуктов здорового питания, стимулы для медицинского персонала для достижения наибольшего снижения уровня холестерина и контроля повышенного артериального давления (АД) среди населения распространенность этих факторов риска ХНИЗ стала снижаться. На этом фоне параллельно (с запозданием на 3-5 лет) стало происходить снижение смертности, как от БСК, так и других ХНИЗ. В настоящее время Финляндия относится к группе стран с самым низким уровнем смертности от ХНИЗ и самой высокой ожидаемой продолжительностью жизни.

В реализации мер профилактики выделяется два основных направления действий — формирование здорового образа жизни населения и ранняя диагностика ХНИЗ и факторов риска их развития с последующей своевременной коррекцией. Реализация первого направления возможна только на межведомственной основе путем вовлечения в процесс целого ряда министерств, бизнеса и общественных структур, главная задача которых заключается в обеспечении условий для ведения здорового образа жизни. Второе направление действий реализуется в рамках системы здравоохранения, при этом особая роль возлагается на врачей первичного звена здравоохранения — участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики и семейных врачей, в деятельности которых правильно организованная профилактическая работа должна занимать не менее 3040% их рабочего времени. Роль врачей-специалистов, оказывающих специализированную медицинскую помощь, как в поликлиниках, так и в стационарах, в реализации мер профилактики ХНИЗ тоже очень велика. Это обусловлено тем, что назначение даже самых действенных лекарственных средств, выполнение самых современных интервенционных и оперативных вмешательств будет существенно менее эффективным при сохранении у больных тех факторов риска, которые послужили основными пусковыми и поддерживающими механизмами для развития и прогрессии ХНИЗ.

Данные подходы к снижению смертности населения и увеличению ожидаемой продолжительности жизни закреплены в целом ряде официальных документов ВОЗ и ООН. Правительство Российской Федерации явилось инициатором созыва первой Глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, которая состоялась под эгидой ВОЗ в Москве 28-29 апреля 2011 года и завершилась принятием важнейшего международного документа «Московской декларации ВОЗ», основная цель которого состоит в обеспечении содействия государствам-членам ВОЗ в разработке и укреплении политических мер и программ по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных болезней.

В ноябре 2011 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 12 которого устанавливает приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан и определяет основные пути его реализации. С первого июня 2013 г. вступает в силу большинство статей Федерального закона Российской Федерации «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». В статьях 9 и 17 этого Федерального закона наряду с рядом ограничительных мер в отношении распространения и курения табака, гражданам гарантируется оказание медицинской помощи по отказу от курения на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

В декабре 2012 года был разработан Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения (приказ Минздрава России от 3 декабря 2012 г., № 100бн) и Порядок проведения профилактического медицинского осмотра (приказ Минздрава России от 6 декабря 2012 г., № 1011н), которыми регламентируется не только раннее выявление ХНИЗ и основных факторов риска их развития, а также их коррекция.

Цели занятия:

  • Учебная  - изучить
  • Профилактику, ее виды
  • Факторы риска развития заболеваний
  • ЗОЖ – определение, понятие,
  • Задачи гигиенического воспитания

  • научится:
  • заполнять статистические талоны
  • заполнять бланки направлений на исследования
  • провести оздоровительные и профилактические мероприятия при работе с людьми разного возраста
  • провести анкетирование по выявлению факторов риска развития неинфекционных заболеваний
  • обучить членов семьи ЗОЖ,
  • провести беседы по профилактике заболеваний.

  • Воспитательная: Стремиться воспитать умение терпеливого, ласкового общения с пациентом и его родственниками, подвести студентов к глубокому пониманию ответственности за жизнь и здоровье больных.
  • Освоить: ПК 1.1-1.3

Тип занятия: практическое

Место проведения: учебный кабинет

Время занятия: 270 минут

Оснащение: методическая разработка, бланки направлений на исследования, статистические талоны, анкеты пациентов, памятка медсестре.

Раздаточный материал:

  • Тесты
  • Бланки направлений на исследования
  • Статистические талоны
  • Анкеты пациентов

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент – 3 минуты
  2. Изложение плана и методики проведения занятия – 2 минуты
  3. Проверка готовности студентов по теме занятия – 40 минут
  4. Демонстрационная часть – 35 минут
  5. Самостоятельная работа – 160 минут
  6. Закрепление материала – 25 минут
  7. Подведение итогов занятия – 3 минуты
  8. Задание на дом – 2 минуты.

2. Карта модульных связей

Внутримодульные связи:

  1. Выявление факторов, влияющих на эмбриональное развитие, на здоровье плода. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.
  2. Теоретические основы укрепления здоровья и профилактика нарушений состояния здоровья
  3. Сбор информации, анализ и учет факторов риска здоровью и факторов, определяющих здоровье
  4. Влияние факторов образа жизни на здоровье. Формирование здорового образа жизни. Влияние питания,  двигательной активности на здоровье.

Межмодульные связи:

  1. ПМ 05 – обучение в сестринском деле, сбор анамнеза.
  2. УД «Анатомия и патология» - анатомо-физиологические особенности органов дыхания, сердечно-сосудистой. Эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта.
  3. УД Гигиена - рациональное питание в различные возрастные периоды.

3.СТАНДАРТ ПО ТЕМЕ

Результатом освоения темы профессионального модуля является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК 1.2.

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

ПК 1.3.

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ОК 14.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

2. Демонстрационная часть

1. заполнение бланков направлений на исследования

2. Заполнений бланков статистического талона

3. Интерпретация анкетирования

4.Составления плана беседы по профилактике неинфекционных заболеваний.

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ.

Профилактика означает предупреждение возникновения и развития заболеваний.

Виды:

Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний, 

вторичная - предупредить прогрессирование имеющегося заболевания. Мерами первичной и вторичной профилактики являются медицинские, гигиенические, социальные, социально-экономические и др.

Выделяют также профилактику индивидуальную (личную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.

Средствами медицинской профилактики являются:

  • пропаганда здорового образа жизни.
  • организация и проведение профилактических прививок;
  • периодические и целевые медицинские осмотры;
  • диспансеризация;
  • гигиеническое воспитание и т. д.

2.Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий (здоровье, предболезнь и болезнь).

Предболезнь - это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.

Признаки (индикаторы) предболезни: общее недомогание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, тошнота, нарушение менструального цикла, утрата сексуального желания, спазмы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, мышечные судороги, обмороки, повышенная потливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение общей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство усталости, бессонница, сонливость, хроническая раздражительность и др.

 При истощении адаптационных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному изменению, которое называется болезнью.

Болезнь (лат. morbus) — это жизнедеятельность организма, выражающаяся в изменении функции, а также - в нарушении строения органов и тканей, и возникающее под влиянием чрезвычайных для данного организма раздражителей внешней и внутренней среды организма.

В основе механизма развития болезни всегда лежит первичное повреждение клеток, тканей, органов и систем организма. Морфологическим выражением его являются различные дистрофические и некробиотические процессы, ведущие к гибели структур организма

Предболезнь - это латентный (скрытый) период болезни, или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.

2. Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.


На основе представлений об адаптации и гомеостазе предложена классификация уровней здоровья, которая включает 10 градаций

Для практики массовых профилактических обследований населения предложен упрощенный вариант этой классификации, состоящий всего из 4 градаций:

  • удовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды. Достаточные функциональные возможности организма; 
  • состояние напряжения адаптационных механизмов; 
  • неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды. Снижение функциональных возможностей организма; 
  • срыв адаптации (полом адаптационного механизма).

Причинами болезни могут быть различные факторы окружающей среды, которые принято классифицировать в зависимости от их природы.
1. Физические факторы:
а) действие механических сил (растяжение, разрыв, сдавление, удар);
б) действие звуков и шума;
в) изменения барометрического давления;
г) влияние низкой или высокой температуры;
д) лучи солнечного спектра и излучения лазеров;
е) электрический ток;
ж) ионизирующие излучения;
з) факторы космического полета (ускорения и вызываемые ими перегрузки, невесомость, гипокинезия).
2. Химические факторы.
а) алкоголь и курение;
б) неадекватное применение лекарственных препаратов;
в)тяжелые металлы и их соли;
г) дефицит или избыточное поступление в организм витаминов, микроэлементов, белков, углеводов или жиров;
д) пестициды (акарициды, инсектициды, гербициды)
е) производственные пыли;
ж) кислоты и щелочи;
з) ароматические углеводороды.
3. Биологические факторы:
а) микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, хламидии, микоплазмы, грибы) и продукты их жизнедеятельности;
б) гельминты и паразитические простейшие;
в) членистоногие (пауки, скорпионы, клещи) и насекомые;
г) биологические препараты – антитоксические сыворотки, вакцины, кровь для переливания и ее компоненты.
4. Социальные факторы. Обычно они играют роль условий, способствующих или тормозящих действие разных причин. К их числу относятся:
а) общественный строй, так как от него зависит характер заботы о населении, медицинское обеспечение, санитарно-гигиенические мероприятия;
б) содержание информации;
в) ятрогения – психосоматические нарушения, вызванные действиями, словами врача неумышленно, по неосторожности или небрежности.

Однако иногда установить причину болезни трудно (некоторые опухоли, психические болезни). Доказано, например, что язва желудка развивается на фоне как нерациональной диеты, так и нарушений функций вегетативной нервной системы, эндокринных расстройств.

Эти и многие другие наблюдения послужили поводом для представлений о полиэтиологичности болезней.

Факторы риска  различают:

  • модифицируемые, те, влияние которых можно  устранить: табакокурение, злоупотребление алкоголем, стрессовые ситуации (дистрессы), несбалансированное питание, недостаточная физическая активность, избыточная масса тела, низкий культурный и образовательный уровень;
  • немодифицируемые, те, влияние которых  нельзя устранить: возраст, пол, генетическая предрасположенность.

Для профилактической медицины больший интерес  представляют модифицируемые факторы риска. Их можно разделить на факторы, связанные с образом жизни и факторы окружающей средой, которые, взаимодействуя с генетическими, ведут к появлению биологических факторов риска, через которые и происходит их реализация в заболевание.

2.Группами риска называют группы населения в большей степени, чем другие, предрасположенные к различным заболеваниям.

Группы риска здоровью (по Ю.П. Лисиц/ну)

1. Группы по демографических признакам:

•  дети

•  старики

•  одинокие

•  вдовы,вдовцы

•  мигранты, беженцы, перемещенные лица

2. Группы производственного, профессионального риска:

•  работающие на вредных для здоровья производствах (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая промышленность, транспорт и др.)

3. Группа риска по признакам функциональногопатологического состояния:

•  беременные

•  недоношенные дети, родившиеся с малой массой тела

•  лица с генетическим риском, с врожденными аномалиями, дефектами

•  инвалиды с детства

4. Группы риска по признаку низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты:

•  бедные, необеспеченные

•  безработные, работающие неполный рабочий день

•  лица без определенных занятий, без определенного места жительства

5. Группа риска лиц с девиантным поведением:

•  злоупотребляющие алкоголем

•  наркоманы

•  токсикоманы

•  проститутки

•  с сексуальными отклонениями (гомосексуалисты, бисексуалы и другие так называемые сексуальные меньшинства)

•  с деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и пр.)

Физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения. три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.

Оценка функционального состояния организма:

  • Измерение роста и веса.
  • Тестирование на аппаратно-программном комплексе для оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, включая экспресс-исследования на содержание алкоголя и никотина в биологических жидкостях.
  • Компьютеризированный скрининг сердца
  • Ангиологический скрининг с автоматическим измерением систолического артериального давления.
  • Экспресс-анализ на содержание общего холестерина и глюкозы в крови
  • Комплексная оценка функций дыхательной системы с помощью компьютеризированного спирометра.

  1. Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы любого лечебно-профилактического учреждения и каждого медицинского работника. Оно направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

  • = снижение распространенности курения;
  • = улучшение качества питания;
  • =  увеличение физической активности;
  • = смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;
  • = соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;
  • = снижение потребления алкоголя;
  • = профилактика употребления наркотиков;
  • = улучшение качества окружающей среды.

Опрос.

  1. что такое профилактика и ее виды?
  2. Средства профилактики?
  3. Болезнь и здоровье?
  4. Предболезнь. Ее признаки?
  5. Уровни здоровья?
  6. Адаптация и ее уровни.
  7. Факторы заболевании?
  8. Факторы риска?
  9. Группы здоровья?
  10. Физическое развитие и его факторы?
  11. Гигиеническое воспитание, его принципы?

Тесты «Профилактика неинфекционных заболеваний».

Вариант 1.

  1. Амбулаторная карта больных – форма:
  1. 025/У
  2. 031/У

  1. В летний период больше вызовов врача на дом из-за:
  1. Острых заболеваний
  2. Хронических заболеваний

  1. Дневной стационар :
  1. Для больных, не требующих постоянного наблюдения
  2. Оказание помощи на дому.

  1. Причина болезни:
  1. Эндогенные
  2. Психогенные
  3. Социально-экономические

  1. В оценку функционального состояния входит:
  1. УЗИ органов ЖКТ
  2. Взвешивание

  1. Профилактика – это_______________________.

  1. Средствами медицинской профилактики являются:
  1. диспансеризация;
  2. гигиеническое воспитание
  3. профилактика ВИЧ-инфекции

  1. Предболезнь – это_____________________.

  1. Признаки предболезни:

  1. тошнота,
  2. боль в животе,
  3. снижение гемоглобина

  1. Химические факторы развития заболеваний:
  1. тяжелые металлы и их соли
  2. электрический ток
  3. ятрогения

  1. Немодифицируемые факторы риска:
  1. Ожирение
  2. Возраст
  3. Курение

  1. Задачи гигиенического обучения:
  1. улучшение качества питания;
  2. увеличение физической активности;
  3. обучение навыкам оказания первой помощ.

13. Экзогенные факторы физического развития:

  1. рельеф местности
  2. условия труда,
  3. наследственность

  1. Группы риска по здоровью по признакам функционального состояния:
  1. Беременные
  2. Старики
  3. Лица без определенного места жительства

  1.  Группы риска – это________________

Тесты «Профилактика неинфекционных заболеваний».

Вариант 2.

  1. Журнал посещений пациентов на дому – форма:
  1. 025/У
  2. 031/У

  1. В зимний период больше вызовов врача на дом из-за:
  1. Острых заболеваний
  2. Хронических заболеваний

  1. Фактор риска – это_________________________.

  1. Виды стационаров на дому:
  1. центральный
  2. централизованный
  3. основной

  1. В оценку функционального состояния входит:
  1. спирография
  2. Взятие крови на ВИЧ
  3. Измерение окружности груди.

  1. Первичная профилактика:
  1. призвана предупредить возникновение заболеваний, 
  2. призвана предупредить прогрессирование имеющегося заболевания.

  1. Средствами медицинской профилактики являются:
  1. пропаганда здорового образа жизни.
  2. организация и проведение профилактических прививок;
  3. лечение острых заболеваний

  1. Болезнь – это_____________________

  1. Признаки предболезни:
  1. переедание,
  2. нарушение менструального цикла,
  3. повышение температуры

  1. Физические факторы развития заболеваний:
  1. тяжелые металлы и их соли
  2. электрический ток
  3. ятрогения

  1. Модифицируемые факторы риска:
  1. Ожирение
  2. Сахарный диабет
  3. Курение

  1. Задачи гигиенического обучения:
  1. профилактика употребления наркотиков;
  2. улучшение качества окружающей среды
  3. повышение половой активности
  1. .эндогенные факторы физического развития:
  1. рельеф местности
  2. условия труда,
  3. наследственность

  1. Группы риска по здоровью по демографических признакам:
  1. Беременные
  2. Старики
  3. Лица без определенного места жительства

  1.  Адаптация – это________________

Министерство здравоохранения               Медицинская документация

 социального развития                                 Форма № 025/12/у

Российской Федерации                               утверждена приказом

________________________                      Минздравсоцразвития России

(наименование учреждения)                      от 22 ноября 2004 г №225

ТАЛОН АМБУЛАТОРНОГО ПАЦИЕНТА

№ медицинской карты_______ дата

  1. Код категрории________  2.  № страхового полиса___________________

3.СНИЛС__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

4.код пациента

ФИО

5. Пол 1-м; 2 - ж

6. Дата рождения

7. Документ, удостоверяющий личность (название, №, серия)

8. адрес регистрации и места жительства

9. житель 1- город; 2- село

10.соц. статус: 1- дошкольник; 2- учащийся; 3- работающий; 4- неработающий;

5-пенсионер; 6 – военнослужащий, 7- член семьи военнослужещего; 8 - БОМЖ

11. Инвалидность: 1- 1гр; 2- 2 гр; 3- 3гр; 4 – установлена впервые;5 – ребенок –инвалид; 6 – инвалид с детства; 7- инвалидность снята.

12. Вид оплаты: 1 – ОМС; 2- бюджет; 3- платные услуги; 4 - ДМС

13. место обслуживания: 1- поликлиника; 2- на дому

14.цель посещения: 1- заболевание; 2 – профосмотр; 3- патронаж; 4 - другое

15. результат обращения: случай закончен: 1- выздоровление; 2- улучшение; 3 – динамическое наблюдение;

Направлен на:4 –госпитализацию; 5- в дневной стационар; 6 – стационар на дому; 7 – на на консультацию к др. специалисту; 8 – на консультацию в др. ЛПУ; 9- санаторно-курортное лечение.

№ страхового полиса____________________

АНАЛИЗ КРОВИ

Фамилия, имя отчество

                

Отделение

Врач

Глюкоза крови

ммоль/л

 

«____»__________________200___г.

Лаборант

№ страхового полиса____________________

АНАЛИЗ КРОВИ

Фамилия, имя отчество

                

Отделение

Врач

холестерин

ммоль/л

 

«____»__________________200___г.

Лаборант

№ страхового полиса___________________

Анализ крови клинический

Больной

Врач

        

Эритроциты

Гемоглобин

Цветной показатель

Ретикулоциты

Тромбоциты

Группа крови

СОЭ за 1 час

        

Лейкоциты

Нейтрофилы

Лимфоциты

Моноциты

Эозинофилы

Базофилы

миело-бласты

промие-лоциты

миело-циты

юные

палочки

сегмент

Аназоцитоз

Гипохромия

Понкилоцитоз

Анизохромин

Полихромазия

Нормобласты

Дата

Подпись

Памятка для медицинских сестер о составлении плана беседы

  1. Поздороваться.
  2. Представиться.
  3. Создать комфортную психологическую обстановку.
  4. Начать разговор с вопроса о самочувствии и позвольте пациенту выговориться о своей болезни, показывая ему при этом свою заинтересованность, понимание и сочувствие.
  5. Уточнить уровень знаний пациента о проблеме.
  6. Уточнить источник знаний пациента о проблеме.
  7. Рассказать о профилактике. Формулируйте точные и однозначные фразы

В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов.

  1. Делать записи - Не полагайтесь на свою память. Лучше делать заметки во время беседы, чем потом заставлять пациента повторять несколько раз одну и ту же информацию.
  2. Спросите, усвоил ли пациент информацию.
  3. Ответьте на его вопросы.
  4. Попрощайтесь.

  • Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите - для хороших результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

  • Не разглашайте информацию, полученную от больного!

Анкета по раннему выявлению гипертонической болезни

Показатель

Баллы

1. Возраст

М

Ж

до 30 лет

1

0

30-40 лет

3

2

40-50 лет

5

4

50-60 лет

6

5

старше 60 лет

7

6

2. Наследственность
(наличие сердечно-сосудистых заболеваний у родственников или внезапная смерть родственника в трудоспособном возрасте)

не было

0

у родственников в возрасте от 40 до 50 лет

1

у 2 кровных родственников в любом возрасте

3

у 3 кровных родственников в трудоспособном возрасе

8

3. Курение

не курите

0

1-10 сигарет в сутки

3

более 11 сигарет в сутки

8

4. Носит ли ваша жизнь стрессовый характер?

нет

0

периодами

4

да

6

5. Питание

соблюдение правильного питания ежедневно (много овощей и фруктов в свежем виде, злаки, орехи, рыба, постное мясо, обезжиренные молочные продукты, яйца 1-3 в неделю, ограничение соли, жиров, отсутствие алкоголя)

0

очень умеренное потребление мяса, жиров, мучного, сладкого

1

несколько избыточное употребление

3

без ограничений

7

6. Масса тела (рост, см - 100)

без избыточной массы

0

превышение до 5 кг

2

превышение до 10 кг

3

превышение до 15 кг

4

превышение до 20 кг

5

превышение более 20 кг

6

7. Физическая активность

ходьба в быстром темпе ежедневно не менее 30 минут (или ходьба по 40 мин. до 3-4 раз в неделю, или занятия подвижными играми или велосипедные прогулки, плавание.

2

отсутствие аналогичной нагрузки

6

8. Артериальное давление

до 140/90 мм.рт.ст.

1

свыше 140/90 мм.рт.ст.

7

Общее количество баллов

 

Интерпретация данных анкетирования

Индивидуальный риск

Сумма баллов

Максимальный

43-55

Выраженный

30-42

Явный

17-29

Минимальный

5-16

Отсутствует

менее 5

АНКЕТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА

1. Возраст

¨ До 45 лет 0 баллов

¨ 45 – 54 года 2 балла

¨ 55 – 64 года 3 балла

¨ Старше 65 лет 4 балла

2. Индекс массы тела

Индекс массы тела позволяет выявить наличие у Вас избыточного веса или ожирения. Вы можете подсчитать свой индекс массы тела сами:

Вес_____кг: (рост_____м)2 = _____кг/м2

¨ Менее 25 кг/м2 0 баллов

¨ 25 – 30 кг/м2 1 балл

¨ Больше 30 кг/м2 3 балла

3. Окружность талии

Мужчины             Женщины

< 94см                < 80см        0 баллов

94 – 102см           80 – 88 см   3 балла

> 102см              > 88 см        4 балла

4. Как часто Вы едите овощи, фрукты или ягоды?

¨ Каждый день 0 баллов

¨ Не каждый день 1 балл

5. Занимаетесь ли Вы физическими упражнениями регулярно?

Делаете ли вы физические упражнения по 30 минут каждый день или 3 часа в течение недели?

¨ Да 0 баллов

¨ Нет 2 балла

6. Принимали ли Вы когда-либо регулярно лекарства для снижения артериального давления?

¨ Нет 0 баллов

¨ Да 2 балла

7. Обнаруживали ли у Вас когда-либо уровень глюкозы (сахара) крови выше нормы (во время диспансеризации, проф. осмотра, во время болезни или беременности)?

¨ Нет 0 баллов

¨ Да 5 баллов

8. Был ли у Ваших родственников сахарный диабет 1 или 2 типа?

¨ Нет 0 баллов

¨ Да: дедушка/бабушка, тетя/дядя/двоюродные братья/сестры 3 балла

¨ Да: родители, брат/сестра или собственный ребенок 5 баллов

 

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Сумма баллов __________.

Общее количество баллов покажет риск развития сахарного диабета в течении 10 лет:

  • Менее 7: Низкий риск 1 из 100, или 1 %
  • 7 – 11: Слегка повышен 1 из 25, или 4 %
  • 12 – 14: Умеренный 1 из 6, или 17 %
  • 15 – 20: Высокий 1 из 3, или 33 %
  • Более 20: Очень высокий 1 из 2, или 50 %

  • 2.4 Анкета «Отношение к спиртным напиткам»

  • Инструкция: ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

Вопросы

Баллы

1.

Мое желание выпить зависит от настроения.

+2

2.

Я избегаю пить спиртное, чтобы не стать излишне болтливым.

-1

3.

Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет.

+1

4.

Люблю выпить в веселой компании.

+2

5.

Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение.

-1

6.

Спиртное не вызывает у меня веселого настроения.

-1

7.

К спиртному я испытываю отвращение.

-3

8.

Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги.

+1

9.

Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии.

-1

10.

Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам.

-3

11.

Употребление спиртных напитков в большом количестве меня пугает.

-1

12.

Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир.

+1

13.

Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию.

+1

Итого:


 
  Интерпретация результатов по тесту

«Отношение к спиртным напиткам»

    1. При суммарной величине +2 и выше можно говорить о наличии психологической склонности к употреблению спиртных напитков.
         2. Очень высокие показатели +6 и выше свидетельствуют не об интенсивной алкоголизации, а о стремлении демонстрировать свою склонность к выпивкам.
         3. Отрицательная величина говорит об отсутствии психологической склонностью к алкоголизации.

          4. Величина, равная 0 или +1 является неопределенным результатом.

Анкета по проблеме наркомании

1. Есть среди Ваших знакомых или родственников люди употреблявшие наркотики?

 да □ нет □

3. Употреблять наркотики или нет – это личный выбор каждого?

 да □ нет □ не знаю □ отчасти □

4. Согласны ли Вы с утверждением: «В жизни все надо попробовать»? да

□ нет □ не знаю □ отчасти □

5. Согласны ли Вы, что есть «легкие наркотики», которые не вызывают привыкания?

 да □ нет □ не знаю □

Интерпретация результатов по тесту «наркомания»

4-5 ДА – высокий риск развития наркомании

3-4 ДА – средний риск развития наркомании

2-0 ДА -  риск развития наркомании отсутствует

Литература:

  1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение:Учебник. –  М.: Авторская академия, 2012.
  2. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. –  М.: Авторская академия, 2011.
  3. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. –  М.: ОАО «Издательство «Медицина»,  2005.
  4. Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.  Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.
  5. Руководство по медицинской профилактике  / Под ред. Р.Г. Оганова –  М. ГЭОТАР-Медиа, 2007
  6. Филатова С.А. и др. Геронтология: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2005

Дополнительные источники:

  1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья  граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями и дополнениями)
  2. Организация профилактической деятельности амбулаторно-  поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И.
  3. Вялкова. М.:  ГЭОТАР-Медиа, 2009
  4. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред.А.А. Баранова –                                    М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
  5. Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ.   – М. ГЭОТАР-Медиа, 2009.
  6. Руководство для средних медицинских работников / Под ред.Ю.П.   Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
  7. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо,   2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия "Принципы лечения сосудистых заболеваний ЦНС"

Сосудистые заболевания головного мозга - важнейшая медицинская, социальная и экономическая проблема. Инсульт — это серьезный источник финансовой нагрузки во всем мире и ведущая причина...

Методическая разработка практического занятия« Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с заболеваниями внутренних органов и систем »

Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полн...

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело...

Методическая разработка практического занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения, специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка практического занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения, специальность: 34.02.01 Сестринское дело...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Методическая разработка по теме: «Сестринский уход при хронических гепатитах и циррозах печени» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта при под...