РОЛЬ БИНАРНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА
статья на тему
Наряду с традиционными методами проведения занятий полноправное место при подготовке квалифицированных средних медицинских работников в медицинском техникуме занимает бинарная модель обучения – взаимодействие двух педагогов, совмещение двух дисциплин. Бинарные занятия относятся к нетрадиционным формам проведения занятий. Их проведение, конечно, не может быть систематическим, но при повторении и обобщении материала они бывают очень удачными, вызывают у студентов оживленный интерес, активизируют деятельность на различных этапах, что способствует хорошему усвоению материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОЛЬ БИНАРНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА
Нижегородцева О.А.
Подготовка высококвалифицированного медицинского работника, обладающего комплексом общих, профессиональных компетенций и личностных качеств, способного успешно адаптироваться к быстро меняющимся задачам и условиям труда в лечебно-профилактических учреждениях, требует использования адекватных форм и методов обучения и воспитания студентов медицинского техникума.
Наряду с традиционными методами проведения занятий полноправное место при подготовке квалифицированных средних медицинских работников в медицинском техникуме занимает бинарная модель обучения – взаимодействие двух педагогов, совмещение двух дисциплин.
Понятие «бинарное занятие» связано с латинским словом binarius —двойной, состоящий из двух компонентов, частей.
Бинарные занятия относятся к нетрадиционным формам проведения занятий. Их проведение, конечно, не может быть систематическим, но при повторении и обобщении материала они бывают очень удачными, вызывают у студентов оживленный интерес, активизируют деятельность на различных этапах, что способствует хорошему усвоению материала. Бинарные занятия могут проводиться в учебное время и в рамках внеаудиторной работы.
Взаимодействие преподавателей на бинарном занятии должно иметь паритетный характер: с равным долевым участием каждого из них. При подготовке бинарных занятий затрачивается немало времени и сил, гораздо больше, чем при подготовке и проведении стандартных уроков, но это себя оправдывает.
В качестве примера расскажу о подготовке и проведении бинарного внеаудиторного занятия «Скелет изучаем, про кости все знаем» по дисциплинам «Анатомия и физиология человека» и «Основы латинского языка». Занятие проходило в виде конкурса между двумя командами.
В конкурсе приняли участие студенты первого курса специальностей «Лечебное дело» и «Сестринское дело».
Основными образовательными целями данного бинарного занятия являлись: обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Остеология»; формирование умения применять знания по остеологии в ходе выполнения заданий конкурса; формирование умения студентов правильно и кратко излагать мысли, быстро восстанавливать в памяти знания, полученные на занятиях; формирование общих и профессиональных компетенций.
В ходе конкурса студенты прошли 8 испытаний, им были предложены задания разной степени сложности, которые оценивало компетентное жюри.
Конкурсные задания:
- визитная карточка – тема визитки «Не горбитесь, заботьтесь о своем скелете – это ведь всё, что от нас останется!».
Конкурсантам необходимо было представить название и свою команду, приветствие к жюри и соперникам, эмблему команды;
- основная часть включала задания по анатомии человека и основам латинского языка:
необходимо было правильно ответить на предложенные вопросы, по строению скелета человека;
задание на выявление знаний латинского названия костей скелета человека;
задания, где нужно распознать анатомические названия и, указать к каким органам они относятся;
задания на знание латинских пословиц и крылатых фраз;
видео-вопрос, необходимо указать, под каким номером показана та или иная анатомическая структура;
задание, где необходимо угадать название кости по их характеристикам в стихах.
Во время проведения конкурса студенты демонстрировали свое умение обосновывать выбранный вариант ответа, быстро и логически мыслить, показывали знания по строению скелета и латинские названия костей, заболеванию опорно-двигательного аппарата.
В результате проведения бинарного занятия студенты получили возможность углубить и закрепить полученные в ходе занятий знания. В процессе подготовки к конкурсу им предстояло организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, работать в команде, эффективно общаться с одногруппниками, тем самым формируя общие компетенции.
Кроме того, при разработке бинарного занятия мы ставили перед собой и воспитательные цели: воспитание чувства коллективизма, эффективное общение с сокурсниками, членами команд и умение брать на себя ответственность за итоговый результат; способствовать формированию чувства ответственности за порученное дело, добросовестности.
Конкурс сопровождался интерактивной мультимедийной презентацией, что способствовало визуализации учебной информации, повысило интерес и мотивировало студентов на более глубокое изучение темы занятия.
Проведение бинарного занятия как одной из форм теоретического и практического обучения с использованием информационных технологий позволило нам сделать следующие выводы:
Бинарные занятия
- служат средством повышения мотивации изучения дисциплин;
- развивают у студентов навыки самообразования;
- развивают аналитические способности;
- обладают огромным воспитательным потенциалом;
- обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.
Мы считаем что, такие занятия интересны и студентам, и педагогам. Подготовка и проведение бинарных занятий способствует совершенствованию профессиональных компетенций преподавателей, формированию адекватной оценки студентов, значимости изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности.
Следовательно, использование инновационных педагогических технологий, методов, приемов обучения, в данном случае - технологии бинарного занятия, способствовало активизации мыслительной деятельности обучающихся, позволило показать место и роль знаний по анатомии человека и латинского языка в процессе подготовки средних медицинских работников с учетом междисциплинарных связей.
Литература:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
2. Филипчук Е.В. Дидактические игры в форме бинарного урока. / Е.В. Филипчук, Л.Ф. Пышнограй // Специалист. – 2001. – №
1. – С. 15-16.
3. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] /В.С. Безрукова. Екатеринбург, ПО "Север" 1994. — 152 с.
4. http://www.profobrazovanie.org/t2537-topic
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества знаний студентов, при использовании телевизионных средств обучения в образовательном процессе с целью дополнения информационного пространства учащегося.
Данный материал, рассказывает о образовательных возможностях современного телевидения и вариантах его использования в современном учебной процессе....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.
Проблема повышения качества подготовки специалистов всегда была актуальна. В связи с этим при реализации различных программ, для решения актуальных задач совершенствования образования необходимо учиты...
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения обучающихся на уроках физики в условиях перехода на ФГОС
программа профессионального развития...
О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Стаья О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХВ.Н. Баукин, Ю.И. Строев, В.В. Тюленева, Л.П. Чурилов, Ю.А. ФесенкоФельдшерский медицинский колледж,Медицинский факультет СПб...
РОЛЬ БИНАРНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА
Бинарное внеаудиторное занятие «Скелет изучаем, про кости все знаем» по дисциплинам «Анатомия и физиология человека» и «Основы латинского языка». Занятие проходило в виде конкурса между двумя ко...
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...