Презентация по УД Психология.
презентация к уроку на тему
Презентация предназначена для проведения занятия по УД Психология для обучающихся по специальности 31.02.01 Лечебное дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_semi.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Психология семьи» ПОНЯТИЕ О СТРУКТУРЕ СЕМЬИ: Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа , члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Брак — это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Естественное родительство (от англ. Natural Parenting ) — метод заботы о детях, основная идея которого состоит в том, чтобы наблюдать за коммуникативными знаками новорождённых и стараться удовлетворить их эмоциональные и физические потребности.
Подсистемы семьи: 1.Индивидуальная подсистема представлена отдельным членом семьи. В рамках семейной терапии она всегда рассматривается во взаимосвязи с другими подсистемами, то есть функционирование отдельного члена семьи анализируется в контексте его многочисленных семейных связей. 2.Супружеская подсистема. Эта подсистема является базисом нуклеарной семьи ( Нуклеа́рная семья́ ( англ. nuclear family ) (также супружеская или партнёрская семья) — семья , состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми) . 3.Родительская подсистема . Эта подсистема объединяет в себя членов семьи, взаимодействие которых связано с выполнением родительских функций, включающих в себя заботу о детях, их воспитание, развитие, социализацию и т.п. 4.Сиблинговая подсистема. Эта подсистема состоит из братьев и сестер нуклеарной семьи. Сюда также входят приемные и усыновленные дети. 5.Детско-родительская подсистема представлена членами семьи, относящимися к разным поколениям, а именно родителями и их еще не взрослыми детьми.
СПЛОЧЕННОСТЬ Сплоченность (связь, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Критерием определения данного параметра семейной структуры является в большей степени интенсивность субъективных переживаний членами семьи характера их отношений, чем модальность этих переживаний (например, любовь, ненависть, обида и др.). Разобщенный – низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения. В таких системах члены семьи эмоционально разделены, имеют мало привязанностей друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение Разделенный – некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи. Семьи с разделенным типом взаимоотношений характеризуются эмоциональной отделенностью членов семьи друг от друга, но она не является такой выраженной, как в разобщенной системе. Связанный – эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях. Запутанный – уровень сплоченности слишком высок, низкая степень дифференцированности членов семьи.
Авторитарная семья , иерархия в которой базируется на главенстве одного из партнёров. Выделяют патриархальную семью, где главой является отец, и матриархальную семью , где власть принадлежит матери. Таким образом, в авторитарной семье главой является один из супругов, которому принадлежит основная власть и который несет основную ответственность за семью. Другой супруг обладаем меньшим объемом властных полномочий, чем первый, но большим, чем у детей. Эгалитарная семья – это семья, основанная на равенстве супругов.
ГРАНИЦЫ СЕМЬИ Внутренние границы описывают различия между подсистемами и определяются спецификой существующих в них правил взаимодействия. Внешних границ отражают степень открытости семейной системы для контактов с внешним миром.
Гибкость – способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Ригидный (очень низкий). Семейная система называется ригидной , если она характеризуется низкой способностью адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, в силу чего перестает адекватно выполнять задачи, возникающие перед ней в связи с прохождением стадий жизненного цикла. Структурированный (между низким и умеренным). При соответствии параметра гибкости структурированному уровню в семейной системе существует некоторая степень пластичности: например, члены семьи способны обсуждать общие проблемы и учитывать мнение детей. Гибкий (умеренный). Гибкому типу семейной системы характерен демократический стиль семейного руководства, открытые переговоры, способность при необходимости менять семейные роли. Хаотичный (очень высокий). Система в хаотичном состоянии имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения, принимающиеся в семье, часто являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного супруга к другому.
РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ Роль – понятие, в котором отражены и социальные, и индивидуальные особенности личности, взаимодействие внешних и внутренних аспектов ее развития. Семейные роли – закрепленные за каждым из членов семейной системы наборы поведенческих паттернов, определяемые как индивидуальным (совокупность представлений о себе как носителе роли).
Классификация семьи. По семейному стажу супругов: · семья молодоженов · молодая семья · семья, ждущая ребёнка. семья среднего супружеского возраста · семья старшего супружеского возраста(10-20 лет). По количеству детей : · бездетные однодетная семья · малодетная семья · многодетная семья По составу семьи: · неполная семья · отдельная, простая семья · сложная семья · большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар
По типу главенства семьёй: · эгалитарная(равноправная) семья · вторая разновидность По однородности социального состава: · социально гомогенные( однородные ). · социально гетерогенные( разнородные ). По качеству отношений в семье : · благополучные · устойчивые · проблемные конфликтные · социально неблагополучные · дезорганизованные По типу потребительского поведения: · с физическим уклоном · с интеллектуальным типом поведения · смешанный тип семьи
По особым условиям семейной жизни : · студенческая жизнь · дистантные семьи Семейные кризисы Взаимное получение заботы, эмоциональной поддержки, удовлетворение потребности в личном счастье и любви Дать супругам сексуальный опыт. Внести вклад в продолжение рода, рождая и воспитывая детей. Сотрудничать в экономическом плане, распределяя разные виды деятельности между взрослыми, в соответствии с полом, практическим соображениями об удобстве и личными предпочтениями, а также между взрослыми и детьми, в соответствии с полом и возрастом ребенка. С помощью запрета на инцест, сохранять разграничение между поколениями, чтобы сохранить стабильные отношения и выполнить необходимые задачи. Передать культуру детям через родительское воспитание. Признать, когда один из членов семьи перестает быть ребенком и становится взрослым, способным выполнять взрослые роли и функции.
Что такое семейный кризис? Семейные кризисы являются закономерными этапами, они "заложены" в алгоритме существования любой семьи. Кризисные ситуации являются своеобразной проверкой семьи на прочность, и, если они успешно пройдены, значит, семья функционирует правильно и развивается нормально. Симптомы кризиса : Полное отсутствие ссор между супругами или, наоборот, количество ссор превосходит допустимые пределы. При обсуждении партнерами своих проблем дебаты неконструктивны: каждый настроен на свое и не пытается понять другого. В общении преобладают защитно-агрессивные реакции; каждый видит в другом виновника конфликта; каждый стремится заставить другого поступать по-своему. Упорное уклонение от секса одного из партнеров. Муж вытесняется из области принятия решений. Муж сам отстраняется от решения бытовых проблем. Уходит в себя. Зацикленность на одной теме (особенно, если эта тема - обсуждение дел ребенка) или, наоборот, гробовое молчание. Жена перестает думать о себе и целиком посвящает себя семье, тем самым превращаясь из женщины в ломовую лошадь. Трудоголизм . Чаще всего этим болеют те, кому не удается самоутвердиться в семье, особенно мужчины.
Брак и его последствия. Первый год и первый семейный кризис Первый кризис, самый ранний, связан со вступлением в брак, что само по себе, является большим событием в личной жизни каждого из молодожёнов. Попытки организовать и гармонизировать супружеские отношения, таким образом, чтобы каждому было хорошо (на основе имеющихся ранее представлений), приводит к противоречиям и частым конфликтам. Рождение детей и обращение с ними. Три-четыре года. Кризис первенца. Второй кризис, может быть вызван рождением ребенка.В супружестве, чисто психологически, обретённая стабильность для двоих – вызывает ощущение спокойствия и защищённости по отношению другу к другу.
Трудности в среднем периоде брака. Четырнадцать лет. Кризис сорокалетних. Если даже супруги долгие годы жили душа в душу, то ближе к 40 годам у них наступает самый главный кризис. У женщин он может быть связан с приближающимся климаксом, ухудшением характера, повышенной раздражительностью. В среднем каждый пятый мужчина между 40 и 50 годами вступает в новый брак. Больше половины женятся на женщинах моложе их на 15-20 лет, другие меняют одну партнершу за другой. Одну из неизбежных человеческих проблем составляет тот факт, что мужчина, достигший средних лет и добившийся статуса и уважения, становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, более зависящая от ее внешнего вида, ощущает себя менее привлекательной для мужчин.
Отлучение родителей от детей Трудность, возникающая в браке в это время, может состоять в том, что родители, как обнаруживается, не имеют что сказать друг другу и не имеют ничего общего между собой. Иногда супруги начинают ссориться между собой из-за чего-нибудь, что вызывало ссоры до появления детей. Поскольку эти вопросы так и не были решены, а просто отошли в сторону после рождения детей, они возникают теперь вновь. Часто такой конфликт приводит к разделению или разводу - что может показаться трагическим после столь продолжительного брака.
Отставка и старость Проблема возникла в то время, когда муж выходил на пенсию, переходил от активной, полезной жизни к чему-то, что казалось ему бессмысленным прозябанием. Когда у его жены развилась болезнь, у него появилось важное дело - помочь ее выздоровлению. Он водил ее от одного врача к другому, устроив их жизненное положение таким образом, чтобы она могла двигаться без помощи зрения, и вообще занял крайнюю защитную позицию. Его роль в этой проблеме стала очевидной, когда у жены произошло улучшение: тогда у него развилась депрессия, и он оживлялся лишь во время рецидивов ее болезни. Вспомогательная функция болезней, заметная в течение всей жизни семьи, столь же важна, когда пара супругов остается наедине друг с другом в их старости.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "История отечественной психологии"
Презентация может быть использована в качестве основного или дополнительного демонстрационного материала на занятии по предметам "Психология", "Социальная психология", "Психология профессиональной дея...
презентации по психологиии и истории медицины
Психологические особенности подростков...
Презентации к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений"
Серия презентаций к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений" по профессии "Секретарь- машинистка"...
презентация по психологии на тему "Психология общения"
Презентация к занятию по дисциплине "Психология", отражает основные аспекты проблемы общения....
Презентация по теме "Психология малых групп"
В основном жизнь человека проходит в малых группах (в семье, компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах). Именно в таких группах происходит формирование личности и проявляются ее качества. ...
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...
Презентация по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ "Конфликт, его сущность и основные характеристики"
Презентация "Конфликт, его сущность и основные характеристики" предназначена для проведения лекций с обучающимися всех курсов как в рамках дисциплины ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ, так и для классных ч...