КОС Здоровый человек. Раздел 3. Зрелый возраст.
учебно-методическое пособие на тему
Контрольно-оценочные средства по предмету "Здоровый человек" для специальности 31.02.01 «Лечебное дело».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_zdorovyy_chelovek_ld.docx | 85.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения Ивановской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Кинешемский медицинский колледж»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.01. ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Квалификация «Фельдшер»
КИНЕШМА 2016 г.
Рассмотрено на заседании ЦМК Протокол № _______________ от «_____»______________2016 г. Председатель ЦМК____________ | Утверждаю Заместитель директора по учебной работе: ______________ С.А. Краснова « _____ »_____________ 2016 г. |
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.01. Здоровый человек и его окружение разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01. Лечебное дело, Положения о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОГБПОУ «КМК», рабочей программы учебной дисциплины ОП 01. Здоровый человек и его окружение.
Организация-разработчик: ОГБПОУ «КМК»
Разработчики:
Владимирова Г.Б. - преподаватель акушерства и гинекологии высшей квалификационной категории ОГБПОУ «КМК»;
Лялюева Е.С. - преподаватель первой квалификационной категории ОГБПОУ «КМК»;
Грачева И.Б. - врач педиатр высшей квалификационной категории ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ».
Эксперт от работодателя:
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств | |
1.1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств | ||
1.2. Результаты освоения УД, подлежащие проверке | ||
1.3. Формы промежуточной аттестации по УД | ||
ΙΙ. | Контрольно-оценочные средства для текущего контроля | |
ΙΙΙ. | Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации 3.1. Общие положения 3.2. Контрольно – оценочные материалы для экзамена 3.3. Задания для экзаменующегося 3.4. Пакет экзаменатора | |
IV. | Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы для самостоятельной подготовки студентов к текущему контролю и промежуточной аттестации |
- ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
- Область применения комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.01. Здоровый человек и его окружение.
- Результаты освоения учебной дисциплины ОП 01, подлежащие проверке
Результатом освоения учебной дисциплины является готовность студента к выполнению вида деятельности по ОП 01: диагностическая деятельность, медико-социальная деятельность.
С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:
уметь:
У.1. оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;
У.2. выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;
У.3. обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи.
знать:
З.1. содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;
З.2. основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;
З.3. периоды жизнедеятельности человека;
З.4. анатомо-физиологические и психологические особенности человека;
З.5. основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития;
З.6. универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
З.7. значение семьи в жизни человека.
Формируемые компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. |
ПК 5.1. | Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией. |
ПК 5.2. | Проводить психосоциальную реабилитацию. |
ПК 5.3. | Осуществлять паллиативную помощь. |
ПК 5.6. | Оформлять медицинскую документацию. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно повышать квалификацию. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12. | Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. |
ОК 13. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка профессиональных и общих компетенций:
Профессиональные компетенции | Показатели оценки результата |
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. | - полнота соблюдения требований к планированию обследования пациентов различных возрастных групп; - демонстрация уровня деловой активности. |
ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией. | - правильность создания общих и индивидуальных планов по медицинской реабилитации пациентов с различной патологией - точность рекомендаций по режиму дня - грамотность оформления медицинской документации |
ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию. | - правильность создания общих и индивидуальных планов психосоциальной реабилитации обслуживаемого населения - точность выбора приемов и методов психологической реабилитации и психотерапевтической беседы - правильность применения методик релаксации и аутогенной тренировки при реабилитации пациентов - грамотность оформления медицинской документации |
ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь. | |
ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию. | - Полнота знаний нормативно-правовой базы по медико-социальной деятельности - Грамотность оформления медицинской документации |
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - обоснование и логичность объяснения сущности и значимости своей будущей профессии; - демонстрация интереса к будущей профессии. |
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области гигиены, санитарии и эпидемиологии; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. |
ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития. |
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно- коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. |
ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - эффективное взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения. |
ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий. | - проявление ответственности за работу членов команды, результат выполнения заданий. |
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно повышать квалификацию. | - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. |
ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. |
ОК11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | - демонстрация ответственного отношения к природе, обществу и человеку. |
ОК12.Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. | - демонстрация способности (готовности) оказывать медицинскую помощь при неотложных состояниях. |
ОК13.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | - соблюдение правил по охране труда и технике безопасности на рабочем месте. |
1.3.Форма итоговой аттестации по учебной дисциплине: экзамен в 1 семестре.
- Контрольно-оценочные средства для текущего контроля
Формы и методы текущего контроля:
- тестовые задания
- решение ситуационных задач
- устный опрос
Образцы типовых заданий:
1. Образец тестовых заданий
Проверяемые результаты обучения: З.4., З.5.
1. К наружным половым органам женщины относятся все, кроме:
а) большие половые губы
б) преддверие влагалища
в) влагалище
г) лобок, клитор
д) девственная плева
2. Укажите место расположения больших желез преддверия влагалища:
а) в толще задних отделов больших половых губ
б) впереди клитора
в) во влагалище
г) в толще передних отделов малых половых губ
3. Яички, придатки яичков, семявыводящие протоки, семенные пузырьки, предстательная железа, половой член, относятся к:
а) половым органам мужчины
б) половым органам женщины
в) не относятся к половым органам
4. Яички вырабатывают:
а) тестостерон
б) эстроген
в) прогестерон
5. Функция яичков является:
а) образование сперматозоидов
б) образование яйцеклетки
в) образование семенной жидкости
6. Функция придатка яичка является:
а) содействие созревших сперматозоидов и их отбор
б) образование сперматозоидов
в) созревание сперматозоидов
7. Воспаление простаты, называется:
а) простатит
б) паратит
в) эпитедермит
8. Железы, секрет которых увлажняет у мужчин мочеиспускательный канал и поддерживает щелочную реакцию, называются:
а) Куперовыми
б) бартолиновыми
в) щитовидными
9. Подвижная складка кожи в области головки, называется:
а) крайняя плоть
б) уздечка
в) спайка
10. Напряженное и выпрямленное состояние полового члена (эрекция) связано с наполнением пещеристых тел:
а) кровью
б) спермой
в) мочой
11. Мужской половой гормон, называется:
а) андроген
б) гестаген
в) сперматозоид
12. Мужские половые гормоны у женщин вырабатываются:
а) надпочечниками
б) яичниками и надпочечниками
в) яичниками
13. Эякуляция - это:
а) извержение спермы
б) половое возбуждение
14. Неспособность к осуществлению половой функции, называется:
а) импотенция
б) потенция
в) эякуляция
15. Непроизвольное извержение семени, чаще происходящее во время сна, называется:
а) поллюция
б) менструация
в) фрикция
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
|
|
|
|
|
Критерии оценки тестового контроля знаний:
5 «отлично» – 90-100% правильных ответов
4 «хорошо» – 80-89% правильных ответов
3 «удовлетворительно» – 70-79% правильных ответов
2 «неудовлетворительно» - менее 69% правильных ответов
2. Образец ситуационной задачи
Проверяемые результаты обучения: У.1 – У.2.
Пациентка Е. Н. 22 лет, обратилась на ФАП к фельдшеру 3 июля.
Жалобы на отсутствие менструации, тошноту по утрам, отвращение к запахам.
Анамнез: Последняя менструация была 8 мая. Менструации с 12 лет регулярные, через 27 - 28 дней, по 3 - 4 дня, умеренные, безболезненные.
Объективно: общее состояние удовлетворительное АД -110\ 80 мм рт. ст. Со стороны внутренних органов патологических изменений не обнаружено. При осмотре влагалищными зеркалами: слизистая оболочка влагалища и шейки матки синюшная. Бимануальное исследование: наружные половые органы развиты правильно, влагалище узкое, матка в антефлексио, увеличена до размеров гусиного яйца, мягковатой консистенции, но во время исследования становится плотной, придатки без изменений, выделения светлые.
Задание
1. Сформулируйте диагноз и обоснуйте его.
2. Определите срок беременности.
3. Определите предполагаемую дату родов.
ЭТАЛОН ОТВЕТА:
1. Диагноз: беременность 8 недель. Устанавливается на основании сомнительных и вероятных признаков беременности: отвращение к запахам, тошнота, отсутствие менструации, синюшность слизистой оболочки влагалища и шейки матки, увеличение тела матки.
Срок беременности устанавливается на основании бимануального обследования и даты последней менструации: матка увеличена до размеров гусиного яйца, последняя менструация 8 недель назад.
2. Определение срока беременности осуществляют:
- по дате последней менструации (к первому дню последней менструации прибавляют 2 недели) = 8 недель.
- по величине тела матки - 8 недель (небеременная матка имеет размер - с крупную сливу, при 8 неделях беременности размер с гусиное яйцо, при 12 неделях с головку новорожденного).
3. Предполагаемый срок родов определяется по дате последней менструации - 15 февраля (от первого дня последней менструации отнимают три месяца и прибавляют 7 дней. Или к первому дню последней менструации прибавляют 280 дней, 39 - 40 недель).
Критерии оценки решения ситуационной задачи
5 «отлично» – Ответ правильный. Студент способен логически обосновывать свои решения, при этом пользуется полным объемом теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины. Может применять свои знания при решении нетипичных ситуаций.
4 «хорошо» - Ответ правильный. Ход мышления студента в целом верный, но с недостаточной аргументацией. После наводящих вопросов способен строить логически обоснованные выводы. Пользуется теоретическими знаниями в полном объеме, но только при решении типичных ситуаций.
3 «удовлетворительно» - Ответ в целом правильный, но не полный. Рассуждения формальны или отсутствуют. Отвечает только на конкретно поставленные вопросы. Пользуется теоретическими знаниями не в полном объеме.
2 «неудовлетворительно» - Ответ неверный. После наводящих вопросов никаких исправлений не дано.
3. Образец вопроса для устного опроса студентов
Проверяемые результаты обучения: З.4., З.5.
Перечислите отличие женского таза от мужского.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
Отличие женского таза от мужского:
1 – кости женского таза тоньше, глаже, менее массивны, чем кости мужского таза;
2 – женский таз шире и ниже;
3 – крестец у женщин шире и не так сильно вогнут, как у мужчин, крестцовый мыс выступает вперед меньше;
4 – женский таз имеет короткий и широкий симфиз;
5 – вход в малый таз у женщины шире, форма входа поперечно-овальная, с выемкой в области мыса;
6 – полость малого таза у женщин обширнее, по своим очертаниям приближается к цилиндру, изогнутому кпереди, а мужчин полость таза имеет воронкообразную форму суживающуюся книзу;
7 – выход из женского таза шире, т.к. расстояние между седалищными буграми больше, лобковый угол широкий (90-1000), а у мужчин (70-750), копчик выдается вперед меньше, чем в мужском тазу.
Критерии оценки устного ответа:
5 «отлично» – Ответ правильный, полный, допускаются лишь мелкие неточности, не влияющие на существо ответа.
4 «хорошо» - Ответ правильный, но не совсем полный, допускаются мелкие неточности и не более двух ошибок, которые после уточнения студент способен исправить самостоятельно.
3 «удовлетворительно» - Ответ в целом правильный, но не полный, поверхностный, ошибки и неточности студент способен исправить после наводящих вопросов. Допускаются не более двух неисправленных ошибок.
2 «неудовлетворительно» - Ответ неверный. После наводящих вопросов никаких исправлений не дано. Кроме определений и дефиниций студент не может дать никаких пояснений.
- Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации
3.1. Общие положения
Экзамен предназначен для контроля и оцени результатов освоения учебной дисциплины ОП.01. Здоровый человек.
Экзамен проверяет готовность обучающегося к выполнению основного вида деятельности (ВД): диагностическая деятельность, медико-социальная деятельность.
Экзамен по учебной дисциплине ОП.01 проводится по окончании освоения учебной дисциплины.
Условием допуска к экзамену является успешное освоение студентами всех разделов учебной дисциплины ОП.01: теоретической части и практики.
Материалы для подготовки студентов – перечень вопросов, ситуационные задачи формируются преподавателями и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за месяц до проведения экзамена.
Экзамен по учебной дисциплине ОП.01 проводится в устной форме по билетам, включающим задания теоретического и практического характера, требующих профессионального решения.
3.2. Контрольно – оценочные материалы для экзамена
Экзамен включает в себя следующие формы и методы контроля:
- устный опрос;
- выполнение манипуляций.
Образец экзаменационного билета
31.02.01. Лечебное дело | |||
ОП.01 « Здоровый человек и его окружение» | |||
ОГБПОУ «КМК» | Рассмотрено методической комиссией «_____»__________20___г Председатель ЦМК ______________________ | Билет №___1___ | «Утверждаю» Зам. директора По УР _________________ «____»________20___г |
Инструкция: Внимательно прочитайте задание. Время выполнения задания – 30 минут. Вы можете воспользоваться муляжами, фантомами, предметами ухода, инструментами, перевязочным материалом, оборудованием. | |||
Проверяемые компетенции: ПК 1.1., ПК 5.1. Ответьте на вопросы: 1. Группы здоровья детей. 2. Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. 3. Определение сроков беременности и даты предстоящих родов. | |||
Проверяемые компетенции: ПК 5.2., ПК 5.3., ПК 5.6. Выполните манипуляцию: 1. Измерение высоты стояния дна матки и окружности живота. | |||
Преподаватель: |
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ:
Проверяемые компетенции: ПК 1.1., ПК 5.1, ПК 5.2., ПК 5.3., ПК 5.6.
1. Группы здоровья детей.
Состояние здоровья детей — это достаточно важный показатель не только настоящего, но и будущего благополучия общества и государства. Поэтому, для необходимой своевременной коррекции каких-либо отклонений в здоровье ребенка и для проведения в должной мере профилактических осмотров, детей раннего и дошкольного возраста принято относить к определенным группам здоровья.
Распределение детей по группам здоровья
Группы здоровья — это определенная шкала, которая оценивает здоровье и развитие ребенка с учетом всех возможных факторов риска, с прогнозом на будущее. Группу здоровья каждого ребенка определяет участковый врач-педиатр, исходя из основополагающих критерии:
- наследственность, течение беременности, роды, первый месяц жизни ребенка;
- физическое развитие ребенка и его гармоничность — вес, рост, окружность головы, груди и т.д;
- нервно-психическое состояние — развития речи, навыки;
- устойчивость организма к различным факторам внешнего воздействия;
- уровень функционального состояния органов и систем;
- наличие хронических заболеваний, пороков, аномалий развития.
Группы здоровья у детей и подростков
На основании результатов медицинского обследования и исходя из всех вышеперечисленных критериев дети распределяются на пять групп.
1 группа здоровья у детей
К ней относятся дети не имеющие отклонений по всем критериям оценки здоровья, с нормальным психическим и физическим развитием, которые редко болеют и в момент обследование совершенно здоровы. Также к этой группе относятся дети, которые имеют единичные врожденные дефекты развития, которые не требуют коррекции и не влияют на общее состояние здоровья ребенка.
2 группа здоровья у детей
Эту группу составляют здоровые дети, но имеющие небольшой риск развития хронических заболеваний. Среди второй группы здоровья выделяют 2 подгруппы детей:
- Подгруппа «А» включает в себя здоровых детей, которые имеют тяжелую наследственность, во время беременности или в процессе родов были какие-либо осложнения;
- Подгруппа «Б» включает детей, которые часто болеют (более 4 раз в год), имеют некоторые функциональные отклонения с возможным риском развития хронических заболеваний.
Среди отклонений данной группы выделяют: многоплодная беременность, недоношенность или переношенность, внутриутробное инфицирование, низкая или избыточная масса тела при рождении, гипотрофия 1 ст., рахит, аномалии конституции, частые острые заболевания и т.д.
3 группа здоровья у детей
К этой группе относятся дети имеющие хронические заболевания или врожденную патологию с редким проявлением легкого обострения, которое не сказывается на общем самочувствие и поведении ребенка. Такими заболеваниями считаются: хронический гастрит, хронический бронхит, анемия, пиелонефрит, плоскостопие, заикание, аденоиды, ожирение и т.д.
4 группа здоровья у детей
Данная группа объединяет детей с хроническими заболеваниями и врожденной патологией, которые после стадии обострения приводят к длительным нарушениям самочувствия и общего состояния здоровья ребенка. К таким заболеваниям относятся: эпилепсия, тиреотоксикоз, гипертоническая болезнь, прогрессирующий сколиоз.
5 группа здоровья у детей
Эту группу составляют дети имеющие хронические заболевания или тяжелые пороки развития с существенно сниженными функциональными возможностями. Это дети, которые не ходят, имеют инвалидность, онкологические заболевания или другие тяжелые состояния.
Группа здоровья — это показатель, который может меняться у детей с возрастом, но, к сожалению, обычно только в сторону ухудшения.
2. Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста.
Физиологические изменения органов и тканей при старении представляют собой не просто сумму возрастных перестроек отдельных клеток и межклеточного вещества. Они включают сложные способы приспособления и регулирования, направленные на сохранение жизнедеятельности организма и поддержание нового своеобразного уровня гомеостаза.
Инволюционные возрастные изменения нередко начинаются с нарушений деятельности центральной нервной системы. С возрастом постепенно снижается сила, подвижность и уравновешенность тормозного и возбудительного процессов в центральной нервной системе. Развивается инертность нервных процессов. Ухудшается память и функции зрительного, слухового анализаторов.
Изменения органа зрения у пожилых людей связаны со снижением эластичности, помутнением, увеличением размера и изменением формы хрусталика. Отмечаются снижение остроты зрения, ухудшение адаптации к свету и темноте, повышение чувствительности к яркому свету, уменьшение способности различать цвета. Развиваются старческая дальнозоркость, катаракта и глаукома.
В результате возрастных изменений органа слуха развивается старческая тугоухость, уменьшается способность воспринимать звуки, особенно высокой частоты, речь, локализовать источник звуков и определять их направление. Нарушается чувство равновесия, возможны головокружения и падения.
Появляются неврозы, слабеет память, снижается способность к овладению новыми знаниями и двигательными навыками, периодически появляется депрессивное, угнетенное состояние, наблюдаются элементы двигательной дискоординации и быстрой утомляемости.
Очень существенны возрастные изменения в сердечно-сосудистой системе. Максимальное и минимальное артериальное давление с возрастом увеличивается. Пульсовое давление чаще всего падает. Ухудшается сократительная функция сердечной мышцы. Сосуды постепенно уплотняются, теряют свою эластичность, просвет их уменьшается. Снижается общее количество функционирующих капилляров. Увеличивается общее время кругооборота крови.
Изучение вопроса о возрастных изменениях функции кровообращения при мышечной деятельности занимает центральное место у исследователей.
Существует прямая связь между скоростью включения функции сердечно-сосудистой системы и интенсивностью нагрузки. Установлено, что с возрастом и повышением интенсивности работы скорость включения функции кровообращения в деятельность заметно уменьшается.
В связи с изменениями в деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем наблюдается более медленная врабатываемость при мышечной деятельности, более длительным становится период восстановления после физической нагрузки. Тренированность сердечно-сосудистой системы формируется значительно дольше, чем у молодых людей.
Органы дыхания с возрастом длительно продолжают сохранять достаточные приспособительные возможности для удовлетворения повышенных требований при мышечной деятельности. Однако постепенно легочная ткань теряет свою эластичность, уменьшается легочная вентиляция. Эти изменения нередко сопровождаются развитием эмфиземы. Частота дыхательных движений возрастает. Дыхание становится более поверхностным .
Снижается жизненная емкость легких. Для сравнения: у молодых людей она составляет в возрасте 20-30 лет 3900 смЗ, в возрасте 70-80 лет - 2237 смЗ.
Грудная клетка деформируется вследствие кифосколиоза и увеличения переднезаднего размера, уменьшаются ее эластичность и подвижность.
Снижается экскурсия грудной клетки и тем самым уменьшается поглощение кровью кислорода из вдыхаемого воздуха. Недостаток кислорода в организме способствует более быстрому старению клеток.
У пожилых людей происходят существенные изменения в пищеварительной системе с превалированием дистрофических и атрофических процессов, что сопровождается снижением секреции слюнных желез, нарушениями функций жевательного аппарата, кислотообразующей функции желудка, снижением сократительной способности (тонуса) желудка и кишечника, увеличением частоты возникновения атрофического гастрита и колита, изменением состава микрофлоры кишечника.
Пищевод претерпевает минимальные изменения. Лишь несколько снижаются тонус и эластичность мышечных элементов, составляющих его ткани, и постепенно атрофируется выстилающий его эпителий. Соответственно несколько ухудшается продвижение пищи по пищеводу. Уменьшается сила сократительных движений желудка и кишечника.
В слизистой оболочке желудка с 30-40 лет начинают постепенно появляться признаки атрофических процессов, которые к 60 годам уже значительно выражены. Ухудшается моторика различных отделов желудочно-кишечного тракта.
С возрастом изменяются все процессы обмена. Снижается основной обмен: в возрасте 25-30 лет он равен 25 кал/кг, в возрасте 65-70 лет - 20 кал/кг. Уменьшается общее количество белков в организме, возрастает количество холестерина, активизируется его отложение в стенках сосудов, а также в межреберных и межпозвонковых хрящах. Также ткани обедняются водой и в них откладываются соли.
С возрастом энергетические запросы изменяются. С 18 до 22 лет человеку в среднем требуется 2100 калорий в день, с 23 до 50 лет - около 2000 калорий в день, а начиная с 51 года - всего 1800 калорий в день. Ведь с возрастом люди утрачивают активность и у них замедляются обменные процессы. Следовательно, для поддержания постоянного веса калорий требуется меньше.
Для пожилых людей характерны изменения опорно-двигательного аппарата. При старении уменьшаются объем мышечной массы, сократительная способность мышц, они становятся атрофичными и дряблыми.
В костях снижается содержание минеральных веществ, уменьшается костная масса, кости становятся менее прочными - более ломкими. Возникает риск переломов костей. Уменьшается рост и изменяется осанка пациента за счет кифосколиоза позвоночника. Прогрессирует дегенерация суставного хряща, в сухожилиях и суставных сумках откладываются соли кальция (кальциноз).
Появляются изменения в суставах, в большей или меньшей степени нарушается подвижность в них, уменьшается амплитуда движений.
При активном двигательном режиме процессы старения костной ткани замедляются. Установлено, что у людей физического труда костно-суставной аппарат «стареет» на 10-15 лет позже, чем у занимающихся умственной деятельностью.
У женщин в возрасте 60-75 лет происходит снижение, угасание функции эндокринных желез, что сопровождается целым рядом вегетативных расстройств: головными болями, головокружением, шумом в ушах, болезненными ощущениями, связанными с напряжением мышц плечевого пояса, раздражительностью, нарушениями сна.
В этом возрасте резко снижается деятельность желез внутренней секреции. Эти изменения нередко приводят к нарушению обмена веществ, это выражается, в частности, в обильном жироотложении не только в подкожной клетчатке, но и во внутренних органах и мышечной ткани, отчего также нарушается их нормальная деятельность.
Итак, старение - неизбежный процесс, во многом обусловленный генетически запрограммированными, последовательно развивающимися и накапливающимися в течение жизненного пути человека нарушениями функций различных тканей и органов, приводящими к снижению активности его психической и физической деятельности.
3. Определение сроков беременности и даты предстоящих родов.
Для определения срока беременности и предстоящих родов прежде всего используют сведения из анамнеза о времени последней менструации и первого шевеления плода.
Срок родов по менструации вычисляют следующим образом: от даты первого дня последней менструации отсчитывают три календарных месяца назад и прибавляют 7 дней. Более точным является установление даты родов по овуляции; для этого к сроку родов по менструации прибавляют еще 7 дней, необходимых для созревания яйцеклетки и овуляции.
Затем учитывается ощущение первого шевеления плода. Оно возникает у первородящих с 20 недель беременности, у повторнородящих — на 2 недели раньше, т. е. с 18 недель. Поэтому при вычислении срока предстоящих родов к дате первого шевеления плода у первородящих прибавляют 20 недель и у повторнородящих — 22 недели.
Наибольшее значение для правильного установления срока беременности и даты родов имеют данные объективного акушерского исследования беременной.
В первые 3 месяца срок беременности устанавливается по величине матки, определяемой при влагалищном исследовании. Эти данные являются наиболее точными, поэтому особенно важное значение при вычислении срока беременности, начала дородового отпуска и даты родов придается ранней (в первые 3 мес. беременности) явке женщины в женскую консультацию. Начиная с IV месяца матка выходит за пределы малого таза, и о сроке беременности судят по высоте стояния ее дна над лонным сочленением, окружности живота и размерам плода.
В 16 недель дно матки находится на середине расстояния между лоном и пупком, т.е. на 6-7 см над симфизом.
В 20 недель дно матки поднимается выше лона на 12-13 см, находясь несколько ниже пупка.
В 24 недели дно матки находится на уровне пупка (20-24 см над лоном).
В 28 недель дно матки стоит на 2-3 пальца выше пупка (24-28 см над лоном).
В 32 недели дно матки определяется посередине между пупком и мечевидным отростком (28- 30 см над лоном).
В 36 недель дно матки постепенно поднимается до наивысшего уровня стояния - мечевидного отростка и реберных дуг (32 - 34 см).
В 40 недель дно матки опускается до середины расстояния между пупком и мечевидным отростком (28-32 см), головка плода у первородящих прижимается ко входу в малый таз.
Для суждения о величине матки и сроке беременности во второй ее половине, помимо высоты стояния дна матки над лоном, обычно измеряют окружность живота сантиметровой лентой на уровне пупка.
В 36 недель окружность живота равняется 80-85 см, в конце беременности, т. е. к 40 неделе 95-100 см.
На высоту стояния дна матки и окружность живота оказывает влияние множество факторов. Помимо срока беременности, имеют значение рост женщины, количество околоплодных вод, величина и положение плода, многоплодие и др. Поэтому определение срока беременности и даты родов должно производиться по совокупности всех данных — анамнеза и объективного исследования.
Выполните манипуляцию:
Измерение высоты стояния дна матки и окружности живота.
Цель манипуляции:
1. Определение срока беременности.
2. Динамика развития плода.
Показания: беременность 16 недель и более.
Противопоказания: нет.
Подготовка инструментов:
Сантиметровая лента, обработанная дезинфицирующим раствором.
Подготовка беременной:
1. Опорожнить мочевой пузырь.
2. Уложить беременную на кушетку на спину, подстелив индивидуальную подкладную пеленку.
3. Освободить живот от одежды.
Техника выполнения:
Определение высоты стояния дна матки:
1. Один конец сантиметровой ленты прикладывается на уровне верхнего края симфиза и прижимается правой рукой.
2. Сантиметровая лента кладется свободно на живот по средней линии.
3. Ребром левой руки исследующий ведет по сантиметровой ленте до наиболее выдающейся точки матки.
4. Измеряют расстояние между верхним краем симфиза и наиболее удаленной точки матки.
5. Результат отмечают в индивидуальной карте беременной.
Определение окружности живота.
1. Сантиметровая лента подводится под спину беременной, на уровне середины поясничной области (сзади), а спереди соединяется на уровне пупка.
2. Результат отмечают в индивидуальной карте беременной.
Возможные осложнения и их профилактика:
При длительном исследовании беременной в положении на спине, в большом сроке беременности, у нее могут возникнуть головокружение, тошнота, вплоть до обморочного состояния, за счет сдавливания нижней полой вены маткой. Для профилактики осложнения необходимо быстрее выполнять манипуляцию. Для устранения этого состояния необходимо уложить беременную на бок.
Последующий уход: не требуется.
3.4. Пакет экзаменатора
Условия выполнения заданий:
Количество экзаменационных билетов — 25
Место выполнения заданий: учебный кабинет «Здоровый человек и его окружение».
Время выполнения заданий: 30 мин.
Критерии оценки экзаменационного задания:
Каждое задание билета оценивается по 5-ти бальной системе.
Критерии оценки задания I.:
5 «отлично» – Ответ правильный, полный, допускаются лишь мелкие неточности, не влияющие на существо ответа.
4 «хорошо» - Ответ правильный, но не совсем полный, допускаются мелкие неточности и не более двух ошибок, которые после уточнения студент способен исправить самостоятельно.
3 «удовлетворительно» - Ответ в целом правильный, но не полный, поверхностный, ошибки и неточности студент способен исправить после наводящих вопросов. Допускаются не более двух неисправленных ошибок.
2 «неудовлетворительно» - Ответ неверный. После наводящих вопросов никаких исправлений не дано. Кроме определений и дефиниций студент не может дать никаких пояснений.
Критерии оценки задания II.:
5 «отлично» - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени, в соответствии с алгоритмом действий; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются;
4 «хорошо» - рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени, в соответствии с алгоритмом действий; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
3 «удовлетворительно» - рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима;
2 «неудовлетворительно» - затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе используемыми материал.
Итоговая оценка экзаменационного задания – средний балл по результатам выполнения 2-х заданий.
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы для самостоятельной подготовки студентов к текущему контролю и промежуточной аттестации
Основные источники:
1. Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса; под ред. Б. В. Кабарухина. - изд. 6-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 446 с.
Дополнительные источники:
1. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 523 с.
2. Охрана здоровья детей и подростков: учеб. пособие / под ред. З. Е Сопиной. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 215 с.
3. Калмыкова, А. С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет: учебное пособие / А. С. Калмыкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 335 с.
4. Тульчинская, В. Д. Здоровый ребенок: учебное пособие / В. Д. Тульчинская. – 4-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 347 с.
5. Соловьева, И. Л. Рациональное вскармливание детей первого года жизни: руководство для студентов / И. Л. Соловьева, М. Кутбутдинова, Е. Н. Скворцова. – Ульяновск: УлГУ, 2013. – 198 с.
6. Участковый педиатр: Справочное руководство/ под ред. М.Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – 5-е издание. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 313 с.
7. Соколова, Н. Г. Педиатрия для фельдшера / Н. Г. Соколова, В. Д. Тульчинская. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2015. – 253 с.
Электронные ресурсы:
1. http://allmedbook.ru - электронная медицинская библиотека. На сайте размещены учебные медицинские фильмы, медицинские книги и методические пособия.
2. http://doctorspb.ru - информационно-справочный портал о медицине.
здоровье. На сайте размещены учебные медицинские фильмы, медицинские книги и методические пособия.
3. http://libopen.ru - медицинская библиотека libOPEN.ru содержит и регулярно пополняется профессиональными интернет-ресурсами для врачей, добавляются образовательные материалы для студентов.
4. http://pediatr-russia.ru - научная библиотека, обучение, уход за малышом.
5. www.chado.ru – подборки статей по педиатрии, ежедневные новости.
6. www.minzdravsoc.ru - Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
7. www.rospotrebnadzor.ru - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП "Здоровый человек" раздел 3 "Зрелый возраст"
Календарно-тематический план по предмету "Здоровый человек" раздел 3 "Зрелый возраст"...
Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. Практические занятия ...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» составляет 4 часа. Цели внеаудиторно...
Методическая разработка по дисциплине ОП.01 Здоровый человек и его окружение, раздел "Здоровый ребенок", тема "Периоды детского возраста. Антенатальный период"
Методическая разработка практического занятия "Периоды детского возраста. Антенатальный период"....
Здоровый человек и его окружение Лекция 14. Особенности мужского и женского организма в зрелом возрасте
Лекция 14. Особенности мужского и женского организма в зрелом возрасте Репродуктивная система женщиныСвязочный аппарат половых органов и клетчатка малого тазаМенструальная...
Методическая разработка практического занятия по сестринскому делу: Здоровый человек и его окружение. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста. Профилактика преждевременного старения.
В разработке поставлены цели и задачи данного занятия. Определены уровни усвоения. Отработка компетенций как общего так и профессионального значения.Сосотавлена технологическая карта занятия ход урока...
Здоровый человек и его окружение Лекция 19, 20.Здоровье лиц пожилого и старческого возраста
Понятие о старости и старенииГеронтология и гериатрия: основные понятияОсновные теории и механизмы старенияХарактеристика АФО пожилого и старческого возрастаОрганизация медицинской помощи лицам пожило...