Учебно-методическое пособие для преподавателей.
учебно-методическое пособие по теме
Данное учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей.
В данном пособии задан алгоритм проведения занятия, по выявлению неврологического дефицита.
Хронометраж занятия наиболее достоверен, при группе студентов не более 8 человек.
Данное учебно-методическое пособие создано в помощь преподавателям для проведения практического занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_vyyavleniya_nevrologicheskih_narusheniy.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по здравоохранению
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования «Фельдшерский техникум»
_____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_________________ Н.П. Белоконева
«_24_» ______04_______ 2014 г.
Практическое занятие по теме: «Методики выявления неврологических нарушений»
ТЕМА
Учебно-методическое пособие для преподавателей
по учебной дисциплине « Пропедевтика нервных болезней»
для специальности 060101 «лечебное дело»
ЦМК клинических дисциплин
Разработано: Николаева Е. Н. Преподаватель неврологии |
Санкт-Петербург
2014 год
Рассмотрено и одобрено на заседании Методического совета Протокол № 8 от 24.04.2014 | Одобрено на заседании ЦМК Протокол № 8 от 24.04.2014 Председатель: /Полонская И.И./ Рецензенты: /Семеняко Н.А./ |
1. Место проведения занятия, оснащение
Занятие проводится в стационаре на отделении неврологии
Оснащение учебного класса:
- Мел, доска
- ситуационные задачи
- Папки с дидактическим материалом на 8 рабочих мест (таблицы, схемы, алгоритм осмотра для выявления неврологического дефицита.)
- Оснащение для манипуляций (неврологический молоточек-5 штук )
2. Продолжительность изучения темы
Продолжительность изучения темы: 4 академических часа
Продолжительность данного занятия: 4 академических часа
3. Актуальность темы
Изучение данной темы актуально, т.к. без знания симптомов основных неврологических нарушений и методики выявления невозможна предварительная диагностика заболеваний. Данное занятие вносит вклад в формирование следующих компетенций: (перечисление)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 1.1. Определять программу обследования пациентов различных возрастных групп.
ПК 1.2. Определять наличие неврологического дефицита у пациента.
ПК 1.3. Выполнять диагностические вмешательства.
ПК 1.6. Осуществлять диагностику смерти пациента.
ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию
4. Цели занятия
Учебная: Формирование способности и готовности к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения (ПК-36)
Развивающая: Формирование культуры мышления, способности к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу (ПК-7)
Воспитательная: Формирование готовности к самостоятельной, индивидуальной работе, способности к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ПК-8)
Развивающая – реализация
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Воспитательная реализация
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
Учебная – реализация
ПК 2.1. Определять методы обследования пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2. Определять наличие неврологического дефицита у пациента.
ПК 2.3. Выполнять диагностические вмешательства.
ПК 2.5. Осуществлять диагностику смерти пациента.
ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию
Задачи занятия | Студент должен знать | Студент должен уметь | Студент должен владеть | |
1 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность (в условиях данной темы). | Клинические проявления неврологического дефицита, патогенез и факторы риска развития заболевания, теорию методики выявления заболевания Терминологию | Определять основные неврологические нарушения у пациента (нарушение сознания, речи, движения и координации, в пределах профессиональной компетенции | Методикой осмотра пациента по алгоритму |
2 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, пациентами (в условиях данной темы). | Оказывать консультативную помощь окружению и семье пациента. Взаимодействовать в бригаде. | ||
3 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований (в условиях данной темы). | Обеспечить безопасность пациента и персонала. | ||
4 | Определять программу обследования пациентов различных возрастных групп. | Этиологию, патогенез и факторы риска развития заболевания. | Осуществлять диагностику, поставить диагноз в соответствии с современной классификацией | |
5 | Осуществлять диагностику в пределах профессиональной компетенции | Клинические проявления заболевания (основные жалобы, данные анамнеза, которые могут указывать на развитие именно этого заболевания, данные осмотра) | Определить неврологический дефицит у пациента в пределах профессиональной компетенции. | |
6 | Выполнять диагностические вмешательства. | Диагности-ческими приёмами | ||
7 | Осуществлять контроль состояния пациента. | степени дефицита сознания | определять | |
8 | Оформлять медицинскую документацию | Оформить медицинскую документацию |
5. Мотивация
Знания и умения, приобретенные на занятии, необходимы при изучении других клинических дисциплин по неврологии, а также в дальнейшем при работе с пациентами неврологического профиля, пациентами, имеющими симптомы, сходными с таковыми при нейроинфекциях, травмах ЦНС и пациентами терапевтического профиля.
6. Межпредметные и внутрипредметные связи
7. Задания для самоподготовки
Повторить пройденные темы: «Нарушения основных неврологических функций »
Литература, рекомендованная для самоподготовки:
Обязательная: Учебное пособие «Нервные и психические болезни» С.М. Бортникова, В. Т. Зубахина . Изд.2000 г.
Дополнительная: А.М. Пулатов и др. «Пропедевтика нервных болезней»
Вопросы для самоподготовки:
1) причины развития центрального спастического паралича или пареза
2) причины развития периферического паралича или пареза
3) причины развития дефицита сознания
8. Этапы занятия и контроль их усвоения
№ п/п | Этапы занятия | Формы и методы проведения каждого этапа | Контроль усвоения (формы контроля, уровни усвоения) | Пример-ное время |
8.1 | Вводный этап | |||
8.1.1 | Проведение организационного момента | Проверка присутствующих студентов | 3 мин | |
8.1.2 | Постановка цели практического занятия. Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей | Озвучивается тема занятия и обосновывается её практическая значимость, её место в структуре цикла и дальнейшей деятельности. | 5 мин | |
8.2 | Контроль исходного уровня знаний | |||
8.2.1 | Тестовый контроль исходного уровня знаний | Проведение тестового контроля | ---------------------- | -------- |
8.2.2 | Фронтальный опрос | Опрос студентов по вопросам самоподготовки | 30 мин | |
8.3. | Основной этап | |||
8.3.1 | Работа над понятиями (реализация конкретных задач 1, 4) | Демонстрация пациентов с различными неврологическими нарушениями (преподавателем) студент запоминает. Демонстрируются пациенты с дефицитом сознания. | Определяет нарушение (студент) записывает | 45 мин |
8.3.2 | Клинический разбор (реализация конкретных задач 2, 5, 7) | Обсуждение осмотренных пациентов | Излагает своё представление о имеющемся неврологическом дефиците : пациент №1, №2 и далее | 45 мин |
8.3.3 | Отработка манипуляций (реализация конкретных задач 3, 6) | Отработка методики осмотра пациента по алгоритму (в малой группе по парам) | Отработана методика осмотра пациента по алгоритму» | 45мин |
8.4 | Заключительный этап | |||
8.4.1 | Подведение итогов занятия | 4 мин | ||
8.4.2 | Домашнее задание | 3 мин |
Представление содержания учебного материала:
8.1.2 Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей.
Преподаватель обосновывает актуальность изучения темы занятия, которая определяется как необходимый (базовый) уровень знаний и формирование ПК, необходимых для дальнейшего обучения. Владение терминологией, знание анатомии и патогенеза заболеваний, методов современной диагностики, проявление неврологических нарушений у пациентов терапевтического профиля и возможность выявления на ранней стадии заболевания является актуальной проблемой. Подчеркивается проблема социальных факторов возникновения, и возрастные особенности.
8.2.2 Фронтальный опрос
Преподаватель проводит опрос студентов по представленным вопросам, корректирует и дополняет ответы.
Контрольные вопросы:
1)нарушение сознания
2)нарушения речи
3)нарушения функции черепных нервов
4)нарушения произвольных движений
5)нарушение чувствительности
6)нарушение координации
8.3.1 Работа над понятиями (реализация конкретных задач 1, 4)
Самостоятельная работа: определение неврологических нарушений при демонстрации пациентов
Дифференциально-диагностические признаки параличей и парезов
Дифференциальная диагностика (повреждение ЦНС и периферической нс).
8.3.2 Решение ситуационных задач (реализация конкретных задач 2, 5, 7) клинический разбор.
8.3.3 Отработка манипуляций (реализация конкретных задач 3, 6)
Отработка методики «алгоритм осмотра пациента » (самостоятельная работа студентов в паре).
Цель: освоить ПК
Оснащение: НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ МОЛОТОЧКИ-5ШТ
Возможные проблемы: Негативный настрой к осмотру.
Оценка достигнутых результатов: методика освоена (не освоена)
8.4.1 Подведение итогов занятия
Преподаватель подводит итоги работы каждого студента, отвечает на вопросы. Обращает внимание студентов на основные недостатки в деятельности студентов, даются рекомендации.
8.4.2 Домашнее задание
Преподаватель дает задание на следующее занятие.
1)современные методы диагностики заболеваний ЦНС и периферической НС
2)подготовка к зачету
НЕВРОЛОГИЯ. ПМ 01. «ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
I. Анамнестические данные
- Жалобы и их характеристика.
Жалобы, предъявленные больным. Характер расстройств, их локализация, интенсивность, длительность, периодичность. Факторы, усиливающие или уменьшающие расстройства. Как отражается заболевание на практических возможностях больного (трудовая деятельность, самообслуживание, передвижение).
- Анамнез болезни.
Начало заболевания – острое, подострое, постепенное. Точная или приблизительная дата появления расстройства.
Начальные симптомы: условия, при которых они возникли, обстоятельства, предшествующие или сопутствующие появлению болезни. Течение заболевания прогрессирующее, ремитирующее (временное уменьшение или исчезновение симптомов с последующим их усилением или возникновение новых проявлений болезни, приступообразное) периодическое острое возникновение тех или иных расстройств, рецидивирующие обострения одного и того же заболевания, (регистрирующее после острой фазы стабильное состояние в течение какого-то периода времени).
Последовательность возникновения развития симптомов: изменения работоспособности по этапам заболевания.
Условия и воздействия, ухудшающие или улучшающие состояние. Предшествующее лечение и его результаты. Сведения о диагностических исследованиях в других лечебных учреждениях и точное состояние неврологических симптомов на тот период.
- Анамнез жизни.
Особенности развития по возрастным этапам. С какого возраста в детстве начал ходить, говорить, посещать школу. Условия жизни и воспитания в детстве. Успеваемость в школе. Образование. Заболевания, перенесённые в детском возрасте (обратить внимание при расстройстве на наличие или отсутствие припадков, снохождение, заикания, ночного недержания мочи) и во взрослом состоянии. Половая жизнь, с какого возраста. У женщин начало менструального цикла, беременности, аборты медицинские самопроизвольные. Семейное положение, состав семьи. Заболевания у ближайших родственников (составить родословную). Интоксикации (алкоголь, никотин и другие). Физические травмы, перенесённые операции. Травмы черепа и позвоночника, расстройства в остром периоде и последствия. Психические перенапряжения, пережить лишения, неудачи, конфликтные ситуации и реакции на них. Трудовая деятельность: профессия, квалификация, стаж работы, условия труда. Профессиональные вредности. Жизненные условия и материальная обеспеченность. Характеристические особенности больного (по анамнестическим данным). Работоспособность до болезни и связи с настоящим заболеванием. Инициатива и настойчивость, выдержка и выносливость, умение сосредоточиться, впечатлительность, самообладание. Сон, его длительность, глубина, скорости засыпания.
II. Алгоритм осмотра пациента
- Состояние психики.
Контакт с пациентом. Состояние сознания (при нарушении отметить степень и характер расстройств сознания: оглушение, сопор, кома, аменция, онейроид, сумеречное расстройство сознания, бред и галлюцинации, психомоторное возбуждение).
Умственное развитие (соответствие по возрасту, и образованию) Внимание на ближайшие и отдалённые события. Амнезии-ретро и антеградные.
Сообразительность. Эмоциональный фон: повышенная раздражительность или депрессия, эйфория, слабоумие. Мнительность, навязчивые мысли, действия.
Отношение к своему заболеванию. Оценка тяжести состояния и жизненных перспектив, связанных с заболеванием (критическая, необоснованно преувеличенные опасения).
- Речь, праксис.
Речь больного (отметить дизартрию, скандирование, монотонность, заикание, косноязычие). Спонтанная речь и понимание речи,(афазия) точность целенаправленных действий, понимание значения зрительно-слуховых раздражителей, ориентировка в пространстве и ограничителей своего тела (гнозис).
- Функции черепных нервов
1-пара обонятельный нерв. Исследуется при помощи набора склянок с ароматическими веществами. Аносмия, гипосмия, гиперсмия, дизосмия справа, слева.
2-пара зрительный нерв. Острота зрения на правый и левый глаз без коррекции и с коррекцией. Амавроз, амблиопия. Цветоощущение. Поля зрения. Глазное дно. Гемианопсия – выпадение правого или левого поля зрения.
3,4,6-пары-глазодвигательный, блоковидный, отводящий нервы. Исследуется равномерность открытия глазных щелей. Птоз верхних век. Экзофтальм. Энофтальм. Объём движения глазных яблок вверх, вниз, по сторонам. Диплопия. Косоглазие сходящееся, расходящееся. Зрачки и их форма, величина, равномерность, анизокория на свет (прямая и содружественная), конвергенция, аккомодация. Наличие нистагма. Частота и его направления.
5-пара тройничный нерв. Движения нижней челюсти. Напряжение и трофика жевательных мышц. Боли, парестезии в лице. Болезненность при надавливании на точки выхода ветвей тройничного нерва (надорбитальные, подорбительные, ментального отверстий). Болевая, температурная и тактильная чувствительность кожи выхода ветвей тройничного нерва (надорбитальные, подорбитальные, ментального отверстий). Болевая, температурная и тактильная чувствительность кожи лица и головы, слизистой оболочки полости рта и языка. Корнеальный й нижнечелюстной (вестибулярный) рефлексы.
7-пара лицевой нерв. Функция мимических мышц, лобные и носогубные складки, глазные щели, зажмуривание глаз, положение углов рта, симметрия оскала, лагофтальм. Вкус передней 2/3 языка. Надбровный рефлекс. Симптом Белла.
8-пара нерв слуховой и вестибулярной речи. Звон, шумы в ухе, их характер (острота слуха на разговорную шепотную речь справа, слева). Обследование камертоном на высокие и низкие тона. Воздушная и костная проводимости. Головокружение (характер, постоянное, приступы). Переносимость вестибулярных рефлексов (при поездке в автобусе, метро, самолёте, на корабле).
9,10-пары языкоглоточный и блуждающий нервы. Положение и подвижность верхнего нёба в покое, при произношении звука «а». Глотание, Артикуляция. Чувствительность и на задней трети языка. Парезы голосовых связок, дисфагия, дисфония, афагия, афония. Бульбарный паралич. Слюнотечение. Синдром полный, неполный, псевдобульбарный (дисфункция или ее отсутствие). Невозможность глотания.
11-пара, нерв добавочный. Положение плеч, лопаток, головы. Поднимание плеч, поворот головы. Напряжение и трофика грудино-ключично-сосцевидного и трапециевидной мышц. Кривошея.
12-пара подъязычный нерв. Внешний вид языка (атрофия). Положение языка во рту при высовывании. Дизартрия.
- Двигательные функции.
Осмотр мускулатуры, выявление атрофии: проксимальных, дистальных, локальных, диффузных, Истинные гипертрофии мышц, псевдогипертрофия. Фебрильные и фасцикулярные подёргивания в мышцах.
Сила мышц конечностей (проксимальных и дистальных отделов 1, 2, 3, 4, 5 баллов). Проверяется произвольным движением. Проба Баре. Парезы и параличи конечностей.
Активные и пассивные движения (ограничения показать в градусах каждого сустава). Определение мышечного тонуса, выявление гипотонии, гипертонии, дистонии мышц, контрактур. Длительность активности. Отметить бедность, замедленность движений, при гиперкинезной указать локализацию и характер (амплитуда, стереотипность, разнообразие, постоянство в покое или движении).
Судорожные припадки их подробное описание (если они наблюдались во время заболевания).
Сухожильные надкостничные рефлексы:
- на лице: нижнечелюстной, надбровный, справа, слева.
- на верхних конечностях: рефлексы с двуглавой, трёхглавой мышц, карпорадиальный. Гиперрефлексия, гипорефлексия, арефлексия, справа, слева.
- на нижних конечностях: коленный, ахиллов, гиперрефлексия, гипорефлексии, арефлексия, справа, слева.
Кожные рефлексы: брюшные (верхний, нижний, средний). Кремастерный, анальный, справа, слева.
Рефлексия слизистых оболочек: конъюнктивный, глоточный, нёбный, корнеальный, гиперрефлексия, гипорефлексия, арефлексия, справа, слева. Патологические знаки :Бабинского,Россолимо. Клонус стопы и коленной чашечки. Миастеническая реакция.
- Чувствительная сфера (поверхностно)
Боль и поражении, их подробная характеристика. Условия при которых они протекают, усиливаются или стихают. Боли при натяжении нервных стволовых корешков (симптом Лассега, Вассермана, Бехтерева). Пальпация нервов и корешков, болевые точки. Болезненность при перкуссии черепа и позвоночника. Проверка тактильной и суставно-мышечной чувствительности. Определение степени и характера расстройств (анестезия, гиперестезия, гипостезия, дизестезия).
- Координация движений.
Проверка точности и плавности движений. Статическая проба. Проба Ромберга. Локомоторные пробы: пальценосовая, указательная, пяточно-коленная. Интенционный тремор. Тесты на гиперметрию, адиадохокинез. Проверка подчерка. Скандированная речь. Атактическая походка. Атаксия мозжечковая, вестибулярная, заднестолбовая, корковая.
- Менингиальные симптомы.
Ригидность затылочных мышц, симптомы: Кернига, Брудзинского (верхний, средний, нижний). Поза. Напряжение брюшных мышц, гиперестезия. Светобоязнь.
- Вегетативные функции (косвенные).
Местные изменения температуры и окраски кожи. Дермографизм местный и рефлекторный. Потоотделение. Трофические изменения кожи и её придатков. Пролежни. Трофические изменения в костях и суставах. Выявление артериального давления в динамике. Пульсовые пробы.
III. Анализ данных анамнеза и объективного исследования
Предварительный диагноз _________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".
Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...
Учебно-методическое пособие "Рекомендации для студентов медицинского колледжа по написанию учебной истории болезни ребёнка".
Методические рекомендации "Написание учебной истории болезни ребёнка" имеют своей целью обучение студентов медицинского колледжа ведению медицинской документации в условиях практического здравоохранен...
учебно- методическое пособие для преподавателя генетики
Для преподавателей медицинских училищ....
Учебно-методическое пособие для преподавателей СПО по дисциплине "Основы философии"
Данное пособие предназначено для преподавателей философии учреждений СПО. Матерал - это описание методики проведения комбнированного занятия или семинара, посвященного расширению и проверки знаний уча...
Диплом II место, за победу в V Межрегиональном конкурсе учебно-методического обеспечения образовательного процесса преподавателей СПО
Диплом за II место, за победу в V Межрегиональном конкурсе учебно-методического обеспечения образовательного процесса преподавателей профессиональных образовательных организаций в номинации: Луч...
Список учебно-методических пособий и рекомендаций преподавателя Ахаржановой Туяны Викторовны.
По ссылке можно ознакомиться с содержанием некоторых изданий...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова
В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...