Современные образовательные технологии (обзор литературы)
статья на тему
В статье рассматриваются современные образовательные технологии. Приведена классификация образовательных технологий в целом. Проведён краткий анализ преимуществ и недостатков различных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_obzor_literatury.docx | 254.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии
(обзор литературных источников)
Большинство исследователей сходится на том, что образовательная технология – это воспроизводимый способ построения и поэтапной реализации учебно-воспитательного процесса с учетом гарантированного достижения поставленных целей.
В современной педагогической науке образовательные технологии
представлены как механизм реализации содержания. Содержание и технологии оказываются взаимосвязанными органически: если содержание «питает» развитие личности, ее смысловые структуры, то технологии включают, запускают развитие. Оказавшись неадекватной содержанию, технология как запускающий инструментарий не работает.
За последние годы содержательный компонент в обучении становится
более личностно насыщенным, ориентированным на развитие смысловой
сферы обучения студентов.
В связи с этим возникают вопросы: как актуализировать уже имеющиеся у студента знания, как научить его размышлять и анализировать свой собственный компетентностный рост, как побудить его к самостоятельному обучению и как выбрать для этого эффективный способ? Перед преподавателем возникает проблема, связанная с пересмотром используемых в учебном процессе технологий. Одним из вариантов решения этой проблемы видится рекомендация использования в обучении интерактивных образовательных технологий.
Сегодня как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе
существует множество точек зрения и трактовок понятий, связанных с
технологическим подходом в образовании.
В педагогике существуют и многочисленные классификации
образовательных технологий. Для наших целей мы условно разделим все
образовательные технологии по степени активности студента в учебной
деятельности на традиционные классические и современные. Традиционные
классические в свою очередь разделим на репродуктивные и активные, к
современным отнесем интерактивные технологии (рис.1).
В случае репродуктивных взаимодействий преподавателя и студента
преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей. Обратная связь между участниками образовательного процесса осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивные технологии считаются самыми неэффективными, но, несмотря на это, они имеют и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках лекции.
При активных взаимодействиях преподаватель и студент общаются друг
с другом в ходе занятия, и студент здесь не пассивный слушатель, а активный
участник занятия. Если в решение проблемной ситуации вовлекается вся аудитория,то активные технологии становятся интерактивными, что отражено на рис. 1.
Интерактивные взаимодействия подразумевают нахождение студента в
режиме коллективной беседы, диалога с окружением. В отличие от активных
взаимодействий, интерактивные ориентированы на более широкое
взаимодействие студентов друг с другом. При этом преподаватель отказывается от роли своеобразного «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, и играет роль помощника, активизирующего потоки информации.
В таком случае чрезвычайно востребованным становится опыт студентов.
Активные и интерактивные образовательные технологии, в отличие от
репродуктивных, позволяют организовать обучение как продуктивную
творческую деятельность. При этом каждой из них присущи свои средства
управления процессом развития познавательной деятельности. Так, в систему активных технологий входит анализ и решение проблемной ситуации.
Технологии не отрицаются, а эволюционируют к более совершенным. Каждая из них вносит свой необходимый элемент в формирование общих и профессиональных компетенций.
ГРУППА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Понятие: это технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Создается среда образовательного
общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием
участников, равенством их аргументов, накоплением совместного
знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Среди интерактивных образовательных технологий выделяют
не имитационные и имитационные.
В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.
В основе имитационных технологий лежит имитационное моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной степенью адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
Здесь происходит знакомство с различными видами профессионального контекста, формирование профессиональных компетенций.
Не имитационные технологии не предполагают модели изучаемого явления или деятельности. Они целенаправленно создают предпосылки для развития общих компетенций.
Преимущества:
повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых
проблем,
−формируют способность мыслить неординарно,
−позволяют получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний.
−позволяют применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях более гибким и гуманным.
Недостатки:
−результат существенно зависит от профессионализма преподавателя.
Преподавателю необходим опыт тщательного проектирования
коммуникативных отношений;
−требуют много времени на подготовку;
−большая напряженность для преподавателя при проведении занятия,
сосредоточенность на непрерывном творческом поиске;
−большие временные затраты.
В настоящее время к интерактивным образовательным технологиям
относят игровые, дискуссионные, тренинговые, рейтинговые и рефлексивные
технологии. Дадим характеристику каждой из них и приведем примеры.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Понятие: игровые технологии предполагают разыгрывание ситуаций по
решению проблем, связанных с профессиональной деятельностью,
карьерой, человеческими взаимоотношениями и личными
трудностями. Каждый обучающийся играет роль конкретного
участника в заданных инструкцией обстоятельствах.
Назначение, формируемые компетенции:
−развитие коммуникативной и профессиональных компетентностей.
Недостатки:
−проявление несерьёзного отношения к происходящему;
−«застревание» в роли.
Виды игровых технологий:
-ролевые игры
- деловые игры
- организационно -деятельностные игры
- блиц-игры
ДИСКУССИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Понятие: это технологии, основанные на организационной коммуникации по поводу какого-либо спорного вопроса или проблемы. Они дают
возможность путем использования в процессе публичного спора,
системы логически обоснованных доводов воздействовать на
мнения, позиции и установки участников дискуссии.
Формируемые компетенции:
−развитие коммуникативной компетентности: умения доказывать, апеллировать, дебатировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать.
Недостатки:
−обострение негативных отношений внутри группы и между группами участников;
−формирование критической позиции;
−зависимость качества обучения от уровня подготовленности группы;
−возможность отклониться от темы.
Групповые обсуждения полезны для изучения и проработки сложного
материала, для формирования нужных установок.
Виды дискуссионных технологий:
- круглый стол
- диспут
- форум
- симпозиум
- дебаты
- пленарные дебаты
- мозговой штурм
- идейная карусель
- приоритеты
- квадро
- кейс-метод
ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Понятие: это технологии, организующие деятельность по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач практики, а также социальных установок.
Формируемые компетенции:
― формирование компетенций самопознания и саморазвития.
Недостатки:
― результат существенно зависит от профессионализма тренера;
― возможны конфликты и эмоциональные срывы.
Виды тренинговых технологий:
- партнёрская беседа
- социально-психологический тренинг
РЕЙТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Понятие: это технологии, основанные на структурировании содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проведении
регулярной оценки знаний и умений студента в течение семестра.
Система оценивания результатов обучения студентов основывается на
суммировании и учете накапливаемых баллов за выполнение заданий
(текущий контроль) и результаты выполнения контрольно-тестовых
заданий (рубежный рейтинг-контроль) по освоенному материалу
каждого учебного модуля за период изучения дисциплины.
Назначение, формируемые компетенции:
−повышение мотивации студентов;
−повышение ответственности;
−повышение эффективности деятельности .
Недостатки:
−обострение конкурентных отношений среди студентов;
−трудность в создании объективного инструментария для определения
рейтинга студента;
−значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к занятиям, предусматривающим как в содержании, так и в контрольных
материалах вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к
индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Виды рейтинговых технологий:
- балльно-рейтинговые технологии
ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Тестовые технологии позволяют сопоставить уровень подготовки
студентов. Тесты применяются при текущем и промежуточном контроле
успеваемости студентов. При текущем контроле тестовые технологии
позволяют в течение 10-15 мин. проверить знания у всей группы студентов.
Виды тестового контроля
Обучающие тесты - предназначены для самоконтроля студента и определения траектории обучения: в зависимости от ответов тестируемого ему будут предъявляться те или иные обучающие элементы.
Аттестующие тесты - могут использоваться как для проведения текущего контроля успеваемости в течение семестра, так и для проведения промежуточной и рубежной аттестации.
Контроль можно осуществлять с привлечением разнообразных
технических средств. Видом компьютерного тестирования является
электронный тест. Электронные тесты являются эффективным средством
контроля результатов образования на уровне знания и понимания.
В настоящее время в дидактике высшей школы четыре основные формы
тестовых заданий:
а) задания закрытой формы, в которых обучающийся выбирает правильный
ответ из нескольких правдоподобных, предложенных на выбор;
б) задания открытой формы, когда ответы дают сами студенты, дописывая
ключевое слово в утверждении и превращая его в истинное или ложное;
в) задания на соответствие, в которых элементам одного множества требуется сопоставить элементы другого множества, причем число элементов во втором множестве должно на 20-30% превышать число элементов первого множества;
г) задания на установление правильной последовательности. Студент указывает
с помощью нумерации операций, действий или вычислений требуемую
заданием последовательности. Такие задания хороши в тех областях учебной
или профессиональной деятельности, которые хорошо алгоритмизируются.
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Понятие: это технологии осознания субъектом образования своей
деятельности, ее продуктов.
формируемые компетенции:
― формирование компетенций самоанализа, самопознания и саморазвития.
Недостатки:
― время, отводимое на рефлексивную деятельность должно быть сопоставимо с деятельностью по учебному предмету в «чистом виде»;
― замыкание внутри себя;
― внутренние конфликты
Виды:
Портфолио
Документов
Процесса
Показательное
Рабочее
Оценочное
Тематическое
В соответствии с требованиями ФГОС СПО по направлению подготовки
(специальности) реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования
и развития требуемых компетенций обучающихся. В рамках учебных курсов
рекомендуется предусматривать встречи с представителями работодателей
государственных и общественных организаций.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах,
определяется главной целью программы, особенностью контингента
обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% от всего объема аудиторных
занятий (определяется соответствующим ФГОС).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ФГОС по направлению подготовки. UPL: http://www.edu.ru
2. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование
ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учеб.-метод.
пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2008. 96 с.
3. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально
ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие. 2-е изд. / под
ред. В.А. Сластенина. М.: Педагог. общество России, 2005. 192 с.
4. Деятельностные технологии в вузовском обучении: подходы и опыт
Удмуртского университета / кол. Монография / науч. ред. И.Б. Ворожцова.
Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. Ч.1. 283 с.
5. Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб.-метод.
пособие / кол. авторов под ред. Т.В. Черниковой. М.: Планета, 2011. 496 с.
6. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб., 2004.
7. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному
творчеству. 2-е изд., испр. М.: МГАУ, 2002. 120 с.
8. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / под ред.Т.С. Паниной. 4-е изд. М.: Издат.
центр «Академия», 2008. 176 с.
9. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное
обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издат. центр
«Академия», 2009. 192 с.
10.Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А.
Колесниковой. 3-е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 368 с.
11.Савельева М.Г. Технологии профессионально ориентированного обучения:
учеб.-метод. пособие. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. 80 с.
12.Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов:
под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.
13.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ
школьных технологий, 2006. Ч. 1. 816 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в условиях реализации федеральных образовательных стандартов НПО и СПО
Стандарт профессионального образования третьего поколения (ФГОС) имеет ряд особенностей: он построен на основе компетентностного подхода.Для формирования общих компетенций, усвоения и закреплени...
доклад "Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
доклад для помощи в работе преподавателей литературы...
Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.
Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...
Система деятельности по владению современными образовательными технологиями и методиками в образовательном процессе.
применяемые мной педагогические технологии...
статья по теме: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"
Новый подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования....
Изучение современных образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе начальной школы
МДК .01.09 Современные образовательные технологии в образовательном процессе начальной школы...
"Использование современных образовательных технологий на уроках родного языка и литературы"
quot;Использование современных образовательных технологий на уроках родного языка и литературы"...