Методическая разработка для студента "Мерчандайзинг в аптечных учреждениях"
методическая разработка по теме
Методическая разработка для студента "Мерчандайзинг в аптечных учреждениях" предназначена 3 курса специальности "Фармация" медицинского колледжа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мерчандайзинг в аптечных учреждениях | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«АМУРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ГАУ АО ПОО «АМК»
Методическая разработка практического занятия
для студента
Тема: «Мерчандайзинг в аптечных учреждениях».
МДК 03.01 «Организация деятельности аптек и ее структурных подразделений»
ПМ 03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием»
Специальность: 330201 «Фармация»
Составитель: Костриба О.В. преподаватель организации деятельности аптек и ее структурных подразделений
г Благовещенск
2016
Рассмотрено на заседании ЦМК ____________________________ (название) Протокол № _________________ от «___» _____________ 2015 г. Председатель ЦМК ____________ Давыдова О.А.. | Утверждено экспертным советом при информационно-методическом центре АМК «____» _______________ 2015 г. |
Практическое занятие №3
Тема: «Мерчандайзинг в аптечных учреждениях».
Продолжительность: 270 мин.
Цель занятия: научиться размещать товар и рекламные материалы на витринах аптек
По окончании занятия студент должен:
Знать:
- правила размещения и выкладки упаковок на витринах
- наиболее выгодные места для размещения товаров
- организацию функциональных зон торгового зала
- методику распределения торгового зала
Уметь:
- соблюдать правила при оформлении витрин
- анализировать ассортимент по каждой группе товаров
- делать выкладку товара на витрины
- выделять в аптеке благоприятные и неблагоприятные зоны продаж
- определять зоны в торговом зале: «горячая», «теплая», «холодная»
В результате обучения студент должен овладеть:
Общими компетенциями (ОК):
- уметь работать в коллективе
- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии
- организовывать собственную деятельность
-использовать рекламные материалы при оформлении витрин
Профессиональными компетенциями (ПК):
- соблюдать санитарный режим, охрану труда и ТБ
- участвовать в оформлении торгового зала
- оформлять документы первичного учета
- продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента
- отпускать лекарственные средства населению, в том числе по бесплатным,льготным рецептам и требованиям ЛПУ
- организовывать прием и хранение лекарственных средств и лекарственного растительного сырья
Тип занятия:практическое занятие с элементами проблемного обучения
Место проведения:кабинет организации деятельности аптек и ее структурных подразделений
Литература
- Косова И.В. «Организация и экономика фармации» издательство «Академия» 2002г 400с
- Лоскутова Е.Е. «Управление и экономика фармации» издательство «Медицина» 1991г 624с
- Славич-Приступа А.С. «Аптечный маркетинг» издательство «Катрен-Стиль», 2013г 143с
- Лекционный материал
Оснащение занятия:
- Методическая разработка практического занятия для студента .
- Средства деятельности: муляжи упаковок лекарственных препаратов, рекламные материалы, дидактический материал .
- Доска.
- Презентация.
Внутрипредметные связи:
- Аптечный маркетинг.
- Дистанционные аптечные продажи .
- Ассортимент и формирование покупки.
- Реклама производителей в торговом зале аптеки.
Межпредметные связи:
- Латинский язык (прием рецептов)
- Отпуск лекарственных препаратов из аптек (рецептурный и безрецептурный отпуск)
- Гигиена.
- Фармакология (выкладка препаратов по фармакологическим группам).
Структура занятия:
- Организационный момент – 5 мин.
- Контроль исходного уровня знаний – 30 мин.
- Самостоятельная работа – 180 мин.
- Учебно-исследовательская работа – 20 мин.
- Закрепление пройденного материала – 15 мин.
- Подведение итогов занятия – 15 мин
- Задание на дом – 5 мин.
Содержание занятия:
- Организационный момент
Проверить наличие рабочей тетради, наличие у студентов халатов, колпака, сменной обуви. Подготовить рабочее место к занятию.
Методическая установка:
В настоящее время торговые залы аптечной сети представлены 2 типами
- Традиционным (с выделением отделов)
- По типу супермаркета (самообслуживание)
Планируя размещения отделов, рекламных материалов, нужно учитывать плотность потока покупателей. Определить наиболее выгодные места для размещения товара, их называют благоприятные и неблагоприятные зоны. Поэтому, сегодня на занятии вы должны, используя свои теоретические знания, научиться распределять товар по группам и выделять зоны наиболее благоприятные для продвижения товара.
Студенты записывают тему и цель практического занятия.
- Контроль исходного уровня знаний
- Ответить на контрольные вопросы (Приложение №1)
- Решить ситуационные задачи (Приложение №2)
- Самостоятельная работа:
- Внимательно изучить теоретическую основу и алгоритм действия, выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.
- Студенты знакомятся с предложенными преподавателем муляжами ( упаковками лекарственных препаратов).
- Под руководством преподавателя:
а) получают индивидуальные задания(Приложение №3),
б) распределяют муляжи по фармакологическим группам.
в) название групп заносят в тетрадь, в виде таблицы (1 графа- наименование группы,
2графа- наименование лекарственных препаратов)
- Самостоятельно, используя необходимые рубрикаторы, выбрать правильные названия (результаты отразить в тетради)
- Работа по вариантам ( у преподавателя получить карточку с вопросами (приложение №4)
- Закрепление пройденного материала:
- Тестовый контроль (приложение №5)
5. Подведение итогов занятия:
Преподаватель оценивает полные и неполные ответы студентов, активность на всех этапах занятия, самостоятельно выполненную работу. Оценка за занятие выставляется комплексная.
- Задание на дом:
Тема: Аттестация и сертификация специалистов.
Вопросы для самоподготовки:
- Кадровая политика. Подготовка фармацевтических кадров (назвать учебные заведения)
- Какова номенклатура должностей?
- В чем заключается сертификация специалистов?
- Назвать срок действия сертификата качества.
- Назвать порядок присвоения квалификационных категорий.
- Какие периоды включают в стаж по аттестуемой специальности?
- Назвать комплект документов для получения квалификационной категории.
- Как происходит регистрация поступивших документов?
- Рассказать порядок работы экспертной группы.
- Назвать формулировки применяемые при принятии решений.
- В чем заключается подведение итогов аттестации?
Литература
- Косова И.В. «Организация и экономика фармации» издательство «Академия» 2002г 400с
- Лоскутова Е.Е. «Управление и экономика фармации» издательство «Медицина» 1991г 624с
- Славич-Приступа А.С. «Аптечный маркетинг» издательство «Катрен-Стиль», 2013г 143с
- Лекционный материал
Теоретическая основа.
Мерчандайзинг-это ряд мероприятий по наиболее эффективному размещению товаров и информационных материалов на полках и витринах.
Мерчандайзинг- это один из способов размещения рекламы.
Цели мерчандайзинга:
- скорейшая реализация товаров.
-увеличение объемов продаж.
- повторное приобретение товаров.
Все покупки можно разделить на три категории:
-четко спланированные(покупатель точно знает, какой товар хочет приобрести)
- нечетко спланированные (покупатель определил для себя лишь вид товара, например средство от насморка)
-незапланированные (совершаются спонтанно)
В настоящее время торговые залы аптек в РФ представлены двумя типами:
- традиционным с выделением отделов;
- по типу супермаркета (самообслуживание)
В торговом зале аптек могут выставляться стенды с рекламой любых препаратов безрецептурного отпуска, при этом рекламируемый препарат обязательно должен быть в продаже.
В аптеке выделяют наиболее выгодные места для размещения товара:
- полки в центральных местах торгового зала;
- полки на уровне от пояса до глаз;
- полки с правой стороны от потока покупателей;
- зоны в районах наиболее вероятных остановок покупателей.
Размещая товар на полках аптеки, следует помнить, что отсутствие товара потеря денег.
Приложение №1
Тема: Мерчандайзинг в аптечных учреждениях
Контроль исходного уровня знаний
Контрольные вопросы:
- Дать определение понятию – мерчандайзинг.
- Назвать цели мерчандайзинга.
- Назвать виды и категории покупок.
- Назвать основные принципы мерчандайзинга.
- Назовите правильные названия рубрикаторов.
- Дайте формулировку зонированию в аптеке.
- Назовите правила оформления витрин согласно правилам мерчандайзинга.
- Назовите сильные и слабые места торгового зала аптеки .
- Назовите правила выкладки товара, выгодные полки для размещения товара в витрине.
Приложение №2
Тема: Мерчандайзинг в аптечных учреждениях
Контроль исходного уровня знаний
Ситуационные задачи
Вопросы
- Два варианта
- Из представленных высказываний, выбрать правильные:
Группа А (Выгоды покупателя)
Группа Б(Выгоды аптеки)
а) Возможность быстро и самостоятельно выбрать товар
б) привлечение внимания к отдельным препаратам
в) увеличение полноты показа ассортимента
г) увеличение продолжительности требования покупателя в аптеке
д) получить информацию о товаре
е) испытать удовольствие от процесса совершение покупки и пребывания в аптеке
Приложение №3
Тема: Мерчандайзинг в аптечных учреждениях
Индивидуальные задания для выполнения.
1в. Определить по индивидуальным карточкам – сильные и слабые зоны в торговом зале аптеки.
2в. Определить ошибки при размещении рекламно-информационных материалов
(записать в рабочую тетрадь)
- реклама помещена на витринах, где рекламируемые товары не выложены;
- представлена реклама товаров, которых нет в продаже;
- аптека перегружена рекламными материалами;
- используется старый, неопрятный рекламный материал;
- реклама загораживает товар;
- реклама используется больше одного месяца – в этом случае посетители перестают воспринимать ее.
Приложение №5
Закрепление пройденного материала:
Тестовый контроль. Тема: «Мерчандайзинг в аптечных учреждениях»
1 вариант
- Мерчандайзинг для аптеки – это прежде всего:
А) предоставление полной информации о товаре
Б) улучшение качества обслуживания покупателей
В) увеличение рентабельности торговых площадей и, соответственно, объема продаж
- Анализ покупателей необходимо проводить для:
А) установления цен;
Б) выделения целевой группы покупателей и подбора соответствующего ассортимента
В) это совсем необязательно делать
- Правило «золотого треугольника» применяют:
А) в аптеках закрытой формы
Б) в аптеках открытой формы
В) в аптеках открытой и закрытой формы
- «Горячая зона» - это:
А) зона по левой стороне
Б) зона по правой стороне покупательской потока и около касс
В) витрины, расположенные около выхода
- «Теплая зона» - это:
А) зона по правой стороне в начале покупательского потока
Б) около входа
В) зона в центральной части торгового зала, в середине потока
- «Холодная» зона – это:
А) 1/3 часть в начале аптеки и зона, наиболее удаленная от входа в аптеку
Б) витрина по правой стороне покупательского потока
В) зона около касс с левой стороны
- Около кассы размещают:
А) растущие категории и бренды с наибольшей долей рынка
Б) товары импульсного спроса (жевательная резинка, витамины, леденцы, гематоген, презервативы)
В) препараты, нуждающиеся в срочной реализации (с истекающими сроками годности)
- Наиболее важными местами расположения товара на полке являются:
А) места в центре полки справа от центра
Б) слева от центра полки
В )боковые
- Порядок расположения товара на полке:
А) в центре располагают товары, дающие основную прибыль, справа – более дорогие, слева – более дешевые
Б) в центре располагают товары по средней цене, справа – более дешевые, слева – более дорогие
В) не имеет значения
- Правильные названия рубрикаторов должны быть такими:
А) «Диуретики», «Муколитические средства», «Сорбенты»
Б) «От головы», «От поноса», «От вшей»
В) «Средства от боли», «Средства от гриппа и простуды», «Витамины», «При аллергии», «Средства от кашля».
Приложение №5
Закрепление пройденного материала:
Тестовый контроль. Тема: «Мерчандайзинг в аптечных учреждениях
2 вариант
- Анализ месторасположения аптеки необходимо проводить
А) для выделения целевой группы покупателей и привлечения новых посетителей
Б) чтобы точно знать, какие аптеки расположены рядом
В) это совсем необязательно делать
- «Золотой треугольник» - это:
А) площадь, расположенная между входной дверью, кассой и самым ходовым товаром в аптеке
Б) площадь, расположенная между входом, выходом и кассой
В) площадь, расположенная между входом, кассой и дверью в служебные помещения
- Зонирование аптеки необходимо делать для:
А) наиболее рационального расположения витрин и определения, какие виды товаров располагать на них
Б) обеспечения удобства работы сотрудников
В) зонирование необязательно
- В «горячей» зоне располагают:
А) дорогостоящую косметику
Б) специализированные товары (детские товары, спортивное или диетическое питание, чаи)
В) товары, приносящие наибольшую прибыль(категории лекарственных средств, являющиеся самыми импульсивными, сезонные, рекламируемые, ходовые)
- В «теплой» зоне располагают:
А) дорогостоящие витамины, лекарства, не являющиеся сезонными, мази, БАДы, популярную недорогую косметику
Б) диван, стол и стул для посетителей аптеки
В) сезонные и рекламируемые товары
- В «холодной» зоне располагают:
А) ходовой товар
Б) сезонный товар
В) товары, умеющие небольшой, но стабильный спрос( изделия медицинской техники, фиточаи, лекарственные травы, средства перевязки, предметы ухода за больными), лечебную косметику
- Самая лучшая полка для размещения товара:
А) на уровне шляпы
Б) на уровне глаз покупателя
В) на уровне ног
- Самое лучшее место и большую площадь на полке должны занимать препараты:
А) наиболее дорогостоящие
Б) приносящие наибольшую прибыль
В) рекламируемые
- Рубрикаторы необходимые для:
А) лучшей ориентацией покупателей в аптеке и самостоятельного принятия решения
Б) удобства работы работников первого стола
В) рубрикаторы необязательны
- Правильные названия рубрикаторов должны быть такими:
А) «Диуретики», «Муколитические средства», «Сорбенты»
Б) «От головы», «От поноса», «От вшей»
В) «Средства от боли», «Средства от гриппа и простуды», «Витамины», «При аллергии», «Средства от кашля».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на тему "Аптечные торговые сети Санкт-Петербурга"
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения и соответствует уровню подготовки студентов учреждений СПО, обучающихся по специальности «Сестринское дело» по ...
Тема: Охрана труда и техника безопасности в аптечных учреждениях.
Лекция для студентов фармацевтического отделения 104группы....
Методическая разработка учебно-исследовательской конференции "Реализация антиангинальных лекарственных средств аптечными организациями"
Цели: создание условий для усвоения системы знаний об особенностях действия антиангинальных лекарственных средств, показаниях к применению, побочных эффектах; для изучения нормативно-правовой базы, ре...
Лицензирование аптечных учреждений
Виды лицензий.Правила проведения лицензирования....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ.01.Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента МДК.01.02.02.Организация работы аптек по отпуску товаров аптечного ассортимента 3 курс, специальность 33.02.01.Фармация ТЕМА: «Органи
Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что правильная организация работы по приему рецептов и отпуску лекарственных средств является одной из главных функций аптеки и требует о...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Безопасность жизнедеятельности в образовательном учреждении»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Безопасность жизнедеятельности в образовательном учреждении»...
Методическая разработка "Введение в аптечную технологию лекарственных форм"
Данный учебный документ разработан для введения в модуль "Фармацевтическая технология". Здесь освещены основные понятия, необходимые для изучения дисциплины "Технология изготовления лек...