Дидактический материал по теме «Диагностика инфекционных заболеваний и диагностические манипуляции»
методическая разработка на тему

Лобанова Елена Валентиновна

1.Этапы обследования  инфекционного больного.

2.Синдромы и симптомы, выявляемые у инфекционных больных

3.Лабораторные методы диагностики

4. Инструментальные методы диагностики

5. Алгоритмы выполнения  диагностических манипуляций.

6. Контрольные тестовые задания с эталонами ответов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d-ka_inf._zab._c_i_test_kontrol_.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по теме «Диагностика инфекционных заболеваний и  диагностические манипуляции».

Рекомендуется  в качестве учебного пособия студентам  средних медицинских учебных  заведений по специальности «Сестринское дело»

                                                                   Разработано преподавателем  МК №1

                                                                        Лобановой Е. В.

Диагностика инфекционных заболеваний.

1. Субъективные данные:

     -      Анамнез заболевания: дата появления первых симптомов и их динамика.

     -      Жалобы и проблемы

     -      Эпидемиологический анамнез ( факторы риска заражения) – это данные, позволяющие заподозрить или исключить инф. заболевания,с учетом их распространенности в данном регионе и возможных путей заражения:

                         -    контакты с инф. больными;

                         -    парентеральные вмешательства;

                         -    характер питания ;

                         -    контакты с животными, грызунами, укусы насекомых;

                         -    пребывание в зеленой зоне;

                         -    приезд из других регионов, стран;

                         -    особенности профессии (группы риска)

                         -    перенесенные  в прошлом инфекции и прививки

2. Объективное обследование:

   

      - ЦНС.             - синдром интоксиксикации. Общее состояние: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое ( критерии оценки : сознание, речь, дезориентация, бред, адинамия).

                              -  общемозговой – вследствие нарастающей интоксикации и повышения внутричерепного давления.

Проблемы: сильная головная боль, головокружение, тошнота, рвота, потеря сознания;

                            - менингеальный – вследствие воспаления мозговых оболочек - ригидность затылочных мышц, симптом Кернига;

Проблемы: вынужденное положение, невозможность наклонить голову

                            - ликворологический – исследование ликвора позволяет оценить характер менингита: гнойный или серозный и определить этиологию.

Проблема: страх перед пункцией.

     -ССС. Вследствие интоксикации, вирусемии можно выявить синдромы:

                           -  нарушение функции миокарда - тахикардия, аритмия,тенденция к снижению АД;

Проблемы: сердцебиение, головокружение   

                             -геморрагический синдром  -  вследствие повышенной проницаемости капилляров- кровотечение, геморрагическая сыпь.

Проблемы: носовое кровотечение, сыпь.

       - Дыхательная система: Вследствие отека слизистой  или  образования  фибринозной пленки в гортани синдром-   одышка.

 Необходимо определить  ее характер и причину.

 Инспираторная одышка при стенозе (грипп, ОРВИ), крупе (дифтерия), смешанная  - при ботулизме

 Проблемы: одышка, страх  смерти.

     - Пищеварительная система ( ЖКТ):  Осмотр ротовой полости, области живота: наличие асцита, метеоризма, характер стула, локализация болевого синдрома в области живота, налет на языке, сухость слизистой ротовой полости, размеры печени.

      Синдромы поражения ЖКТ:

                            -энтеритный -  воспаление слизистой тонкой кишки. При воспалении слизистой  повышается секреция воды и солей,  усиливается  перистальтика, нарушается  расщепление  пищевых компонентов и всасывание, поэтому  стул обильный,частый, жидкий, зеленоватый - «болотная тина». В анализе кала (копрограмма): жир, клетчатка…..

Проблемы: частый жидкий стул, боли в животе, жажда

                            - колитический – воспаление слизистой толстой кишки. При колите нарушается  всасывание воды  и повышается проницаемость сосудов ( катарально- геморрагическое воспаление или эрозивный колит) поэтому в кале кровь, слизь. Стул жидкий, скудный –« ректальный плевок», тенезмы. В анализе кала: слизь, лейкоциты, эритроциты.

Проблемы: спастические боли, ложные позывы, жидкий частый стул.

                             -энтероколитный- стул обильный, зеленоватый, с кровью и слизью, боли по всему животу.

                             - гастроэнтеритный, гастроэнтероколитный- острое  воспаление слизистой желудка, тонкой и толстой кишки  - поэтому симптомы  рвоты и диареи приводят к быстрому  развитию  обезвоживания: олигурия, снижение тургора кожи.

Проблемы: рвота, понос, жажда, снижение диуреза.

   

    - Мочевыделительная система – Оценка диуреза ( из анамнеза и объективно). У инфекционных больных можно выявить олигурию-анурию. При тяжелом течении инфекционного заболевания может развиться азотемия и уремическая ( почечная) кома.

причины

симптомы

проблемы

терапия

1. обезвоживание

Рвота, понос, сухость кожи и слизистых, олигоанурия

Рвота, жажда, отсутствие мочи

В/венно капельно солевые  р-ры

2. поражение почек

Лихорадка, олигоанурия

боли в пояснице

гематурия, отеки

Слабость, головная  боль, отеки,

Отсутствие мочи.

гемодиализ

Для оценки степени азотемии проводят исследование крови на креатинин и мочевину - биохимический анализ крови.

    -Лимфатическая система-   проводят пальпацию лимфатических узлов, определение их размера и наличие воспаления л/ у.

 Лимфаденит – л/у воспален, при пальпации увеличены и болезненны; могут быть спаяны между собой и с окружающей тканью ( бубон).

Лимфаденопатия – л/у не воспалены, но  увеличены,  при пальпации безболезненны.

   -Кожа и слизистые- наличие сыпи и ее:

- локализация,

-этапность

-характер сыпи:

      - розеола – точечное расширение капилляров ,

      - папула - точечная пролиферация клеток  кожи –узелок--- > шелушение,

      - везикула- пузырек с серозной жидкостью- ветряная оспа,

      - пустула- пузырек с гнойным содержимым ,

      - геморрагическая – кровоизлияния:  петехии, экхимозы),

-остаточные элементы ( шелушение, корочки, рубчики)

   

  -  Оценка лихорадки - наличие температуры и характер температурной реакции организма:

  - постоянная лихорадка: утро- вечер  интервал до 1 градуса

  - послабляющая : интервал более 1 градуса

  - перемежающаяся – характерна для малярии.

         


Лабораторные методы обследования инфекционного больного

1.Микроскопический -  позволяет выявить в биологическом материале  с помощью микроскопа простейшие микроорганизмы( лямблии, плазмодии, дизентерийная амеба) и крупные бактерии.

2.Бактериологический – проводят посев биоматериала на питательную  среду с целью получения культуры. Ответ  лаборатории через 3-4 дня.

3.Вирусологический - для получения культуры вируса необходимы живые клетки или ткани, поэтому в клинической практике применяется редко.

4.ПЦР- полимеразная цепная реакция - метод ПЦР позволяет  определить единичные  ДНК (РНК) микроорганизма в любом  биологическом материале. Используется для ранней диагностики бактериальных и вирусных инфекций

5.Серологический метод – определение титра антител  в сыворотке больного с помощью известного  антигена  по реакции агглютинации – РГА, РНГА (реакция гемагглютинации, реакция  непрямой геммаглютинации). Т.к. антитела определяются после 5-7 ( и позже) дня болезни, этот метод не пригоден для ранней диагностики. При ряде инфекции необходимо определять нарастание титра антител для подтверждения диагноза ( грипп)

6. Аллергологический метод-  определение повышенной чувствительности к антигену-аллергену, который вводят внутрикожно. Положительная реакция указывает на наличие инфекционного заболевания.

7. Клинические анализы:

                       -  гемограмма  - лимфоцитоз, лейкоцитоз, увеличение СОЭ

                       -  копрограмма – показывает наличие воспалительного процесса в тонкой или толстой кишке, нарушение функции пищеварения при энтерите.

8 . Биохимические анализы крови:

                        - трансаминазы (АЛТ, АСТ)

                         -билирубин

                         - мочевина и др.  показывают степень нарушения функции печени, почек.

                            Инструментальные методы диагностики

1.Ректороманоскопия- применяется для диагностики колита, дизентерии. Характеризует состояние слизистой нижних отделов толстой кишки ( прямая и сигмовидная), наличие воспаления, эрозий и др.

2. Люмбальная  пункция – применяется для диагностики менингитов. Характеризует  патологические изменения ликвора (наличие цитоза, повышение белка), повышение внутричерепного давления и наличие бактерий.

.

3. Биопсия печени – применяется в диагностике хронического гепатита и цирроза.

                            Алгоритмы выполнения диагностических  манипуляций.

Манипуляция № 1.Взятие кала на бактериологическое исследование.

Цель: Собрать кал в стерильную пробирку и доставить в бактериологическую лабораторию.

Показания: Инфекционные заболевания желудочно- кишечного тракта.

Оснащение:  1. Стерильная пробирка с консервантом.

  1. Стерильный тампон на палочке в комплекте с пробиркой или в отдельной упаковке
  2. Маска, перчатки, штатив.
  3. Направление в бактериологическую лабораторию.

Возможные проблемы:  Отказ пациента от обследования. Воспалительный процесс в области анального отверстия.

Последовательность действий мед.сестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

1.Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Вымойте руки, наденьте перчатки, маску

3. Попросите пациента снять трусы, нагнуться и раздвинуть руками ягодицы

4. Достаньте из упаковки стерильную палочку и вращательным движением введите в прямую кишку на 5-6 см.

5. Осторожно извлеките и поместите в пробирку с консервантом, не касаясь стенок пробирки

6. Прикрепите направление к пробирке, поставьте ее в штатив  и поместите в контейнер для транспортировки

7. Снимите перчатки и обработайте их в  соответствии с требованиями  санэпидрежима.

8. Пробирку необходимо доставить в бак.лабораторию в течение 2-х часов или хранить в холодильнике не более 18 часов ( если материал взят в ночное время )

Примечание.       В стационаре кал можно взять из судна или горшка непосредственно после дефекации, но без крови. Контрольный посев кала проводят  через  2 дня  после отмены этиотропных средств

              Манипуляция №2.Взятие мазка из зева и носа на бактериологическое исследование.

Цель: Собрать биоматериал в  стерильную пробирку и доставить в бактериологическую лабораторию.

Показания: Инфекционные верхних дыхательных путей. Дифтерия, ангина

Оснащение:  1. Две сухие стерильные пробирки. Промаркировать «Н» и «З»

                       2.Стерильные тампоны  на палочке -2 шт. в комплекте с пробиркой или в отдельной упаковке.

                       3.  Стерильный шпатель

                  4.Маска, перчатки, штатив.

                  5.Направление в бактериологическую лабораторию.

Возможные проблемы:  Отказ пациента от обследования. Пациент не может открыть рот вследствие тяжелого воспалительного процесса в зеве.

Последовательность действий мед.сестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

1.Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Вымойте руки, наденьте перчатки, маску.

3. Усадите пациента лицом к источнику света

4. Попросите пациента слегка запрокинуть голову, введите тампон вглубь левой затем правой  полости носа.

5. Поместите тампон в пробирку «Н», поставьте ее в штатив.

6. Попросите пациента открыть рот, надавите левой рукой со шпателем на корень языка, а тампоном  в правой руке проведите по дужкам и небным миндалинам, не касаясь языка и полости рта. При наличии налетов в зеве материал берут на границе налетов

5. Осторожно извлеките тампон и поместите в пробирку  « З», не касаясь стенок пробирки и поставьте в штатив

6. Прикрепите направление к пробиркам, поместите в контейнер для транспортировки в бак. лабораторию. Проконтролируйте доставку пробирок с биоматериалом в течение 2-х часов.

7.  Обработайте перчатки, шпатель, маску  в  соответствии с требованиями  санэпидрежима.

Примечание: Мазок из зева брать не ранее, чем через 2 часа после еды, полосканий. Лучше утром натощак.

Манипуляция № 3.Взятие крови для бактериологического исследования. (Посев крови на стерильность. Гемокультура)

Цель: Взять кровь, засеять на питательную среду и доставить в баклабораторию.

Показания: Длительные лихорадочные состояния неясной этиологии.

Противопоказания: Возбуждение пациента. Судороги.

Оснащение: 1. Все, необходимое для венопункции.

           2.Шприц  20,0

           3. 2 флакона с  питательной средой (желчный и сахарный бульон). Предварительно получить в баклаборатории. Хранить в холодильнике. Перед проведением манипуляции согреть при комнатной температуре в течении 2-х часов.

4. Спиртовка, спички.

Возможные проблемы: беспокойство, страх, негативный настрой к вмешательству.

Последовательность действий мед.сестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

1.Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2.Возьмите флаконы и определите количество крови для посева. Крови по отношению к среде нужно взять 1:10

3. Вымойте руки, наденьте перчатки, маску.

4. Выполните венопункцию и наберите в шприц нужное количество крови.

5.  Снимите жгут. Извлеките иглу. Приложите к месту пункции стерильный  шарик, смоченный спиртом. Попросите пациента согнуть руку в локтевом суставе на 5 мин.

6. Снимите пробку с флакона с питательной средой.

7. Обожгите иглу шприца в пламени спиртовки  (0,5 секунды)

8. Проткните иглой  бумагу на горлышке флакона и  влейте нужное количество крови. Извлеките иглу со шприцом с  остатком крови.

9. Обожгите пробку над спиртовкой и закройте  флакон.

10. Снова обожгите иглу и  так же  влейте кровь во 2-й флакон.

11. Обработайте шприц, перчатки, стол, жгут в соответствии  с требованиями санэпидрежима.

12. Выпишите направление и доставьте материал в бак. лабораторию  в термоконтейнере  немедленно!!!  

Примечание:  При взятии крови в ночное время флаконы поместить в термостат ( Т-37 градусов).

Манипуляция № 4. Техника внутрикожной аллергической диагностической пробы.

Цель: Ввести диагностикум.

Показания:  Диагностика инфекционных заболеваний (Туберкулез, Бруцеллез Туляремия). Оценка иммунитета.

Противопоказания: Выявляются в процессе обследования.

Оснащение: 1. Шприц туберкулиновый - 1 мл с иглой.

                     2.Диагностикум – аллерген ( туберкулин, буцеллин, тулярин)

            3. Спирт, стерильные ватные шарики, стерильный пинцет

            4. Перчатки

            5. Лоток для использованного материала.

            6. Прозрачная линейка

Возможные проблемы: беспокойство, страх, негативный настрой к вмешательству.

Последовательность действий мед.сестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

1.Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Помогите пациенту занять нужное положение

3. Вымойте руки, наденьте перчатки.

4. Наберите в шприц 0,1 мл. диагностикума ( туберкулин).

5. Обработайте среднюю треть ладонной  поверхности предплечья спиртом, делая мазки в одном направлении.

6. Натяните кожу в месте иньекции, обхватив предплечье  пациента  снаружи.

7. Расположите шприц почти параллельно коже и введите в кожу иглу на глубину ее среза. Введите диагностикум.

8. К месту иньекции приложите сухой стерильный шарик.

9. Обработайте шприц  и использованный материал в соответствии с требованиями санэпидрежима.

10. Объясните пациенту, что на место иньекции не должна попадать вода в течение 72 часов до проверки результата.

Примечание: пробу оценивают через 72 часа в миллиметрах по величине отека с помощью прозрачной линейки.

Манипуляция № 5. Техника взятия крови для приготовления толстой капли крови.

Цель: Взятие крови для микроскопического исследования.

Показания:  Диагностика малярии

Противопоказания: Выявляются в процессе обследования.

Оснащение: 1.Стерильный скарификатор ( игла-копье)

                     2. Стерильное предметное стекло, шлифовальное стекло

            3. Спирт, стерильные ватные шарики, стерильный пинцет

            4. Перчатки

            5. Лоток для использованного материала.

            6. Стерильный лоток

            7.  Бланк направление

Возможные проблемы: беспокойство, страх, негативный настрой к вмешательству.

Последовательность действий мед.сестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

1.Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Помогите пациенту занять нужное положение

3. Вымойте руки, наденьте перчатки.

4. Возьмите  четвертый палец левой руки пациента, обработайте ногтевую фалангу ватным шариком со спиртом.

5. Зажмите подушечку пальца и сделайте прокол с латеральной стороны.

6.Первую каплю крови снимите сухим стерильным ватным шариком.

7. Расположите предметное стекло под пальцем пациента и нанесите 2 капли крови, отступая 1см от узкого края стекла.

8.Ватный шарик со спиртом приложите к пальцу пациента.

9. Размажьте капли шлифовальным стеклом до диаметра 1,5 – 2 см.

10.  Поместите стекло в стерильный лоток и  оставьте сохнуть при комнатной температуре 2 часа.

11. Выпишите направление и доставьте материал в клиническую лабораторию

Примечание: толщина толстой капли должна быть такой, чтобы сквозь нее можно было читать газетный шрифт

Манипуляция № 6. Подготовка пациента к ректороманоскопии, помощь врачу при проведении обследования.

Цель: Подготовить пациента к осмотру и принять участие в обследовании прямой и сигмовидной кишки.

Показания:  Острые кишечные заболевания .Дифференциальная диагностика заболеваний прямой и сигмовидной кишки.

Противопоказания: Беременность ( 2-3 триместр), трещины анальных складок.

Оснащение: 1.Набор для очистительной клизмы

                     2. Ректоскоп

            3. Вазелин, шпатель

            4. Перчатки

            5. Лоток для использованного материала.

            6. Ректоскопический стол, покрытый клеенкой

            7. Таз с дезинфицирующим раствором для дезинфекции съемных частей ректоскопа ( тубус и обтуратор)

            8. Одноразовые трусы или одноразовая простыня с отверстием.

Возможные проблемы: беспокойство, страх, стеснительность, негативный настрой к вмешательству.

Последовательность действий мед.сестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

1.Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения. В беседе с пациентом сохраняйте конфиденциальность

2. Накануне обследования вечером легкий ужин. В 21 час – очистительная клизма.

3. Утром за 2 часа до исследования  - очистительная клизма. Не завтракать.

4. Подготовьте ректоскоп  к  работе: соберите, смажьте  тубус  вазелином

5. Помогите пациенту принять коленно-локтевое положение  на столе и накройте его простыней.

6. Следите за состоянием пациента во время обследования ( головокружение, тошнота).

7. Помогите пациенту сойти со стола, одеться, проводите пациента до палаты.

8. После обследования тубус и обтуратор замочите в дез. растворе на 2 часа, промойте проточной водой и сдайте в ЦСО. Окуляр и  ручку дезинфицируют двухкратным  протиранием 3%раствором перекиси водорода

Примечание: При ОКИ врач может назначить обследование  без очистительных клизм.

Дидактический материал, контролирующий знания по теме

 «Выполнение диагностических манипуляций при инфекционных заболеваниях»

 

Тестовые  задания.      Выбери один правильный ответ

1.Сыпь с серозным содержимым пузырька:

А. везикула

Б. папула

В. розеола

Г. пустула.

2.Посев биоматериала на питательную среду проводят при исследовании

А.серологическом

Б.бактериологическом

В.вирусологическом

Г.микроскопическом

3.При серологическом исследовании определяют

А.антитела

Б.антигены

В.форменные элементы крови

Г.возбудителя

4. Наличие воспалительного процесса в толстой кишке подтверждает анализ кала

А. бактериологический

Б. на яйца глист

В. реакция Грегерсена

Г. копрограмма

5. Метод диагностики, основанный на способности организма вырабатывать иммунитет

А. серологический

Б.биохимический

В. вирусологический

Г. микроскопический

6. Клиническое проявление менингеального синдрома

А.сильная головная боль, рвота

Б. регидность затылочных мышц

В. высокая температура

Г.  геморрагическая сыпь

7.Соотношение крови и питательной среды при посеве крови

А.  1:1

Б.  1:2

В.  1:5

Г.  1: 10

8. В анализе « толстая капля крови» определяют

А. возбудителя малярии

Б. тромбоциты

В. лейкоциты

Г. все клетки крови

9. Для диагностики инфекционного заболевания с помощью кожно-аллергической пробы применяют

А. сыворотку

Б. туберкулин

В. вакцину

Г. иммуноглобулин

10. Кожно-аллегическую диагностическую пробу оценивают через

А. 72 часа

Б. 2 часа

В. 30 минут

Г. 20 мин



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме: «Внутреннее строение стебля»

в данной карточке имеются задания, напарвленные на проверку знаний по теме : "Внутреннее строение стебля". с ее помощью учащийся применяет полученные занния на практике, т.к. задание предполагает подп...

Презентации теоретического материала "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях"

Презентации теоретического материала "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях"Тема №1. Основные сведения об инфекционных болезняхТема №3. Понятие об эпидемическом процессе. Противоэпидемические...

Дидактический материал по теме "Вид.Критерии вида"

Данный материал по теме "Вид. Критерии вида" можно использовать для подготовки учащихся к ЕГЭ...

Дидактический материал по теме: "Инфекционный контроль. Дезинфекция"

Рекомендуется  в качестве учебного пособия студентам  средних медицинских учебных  заведений по специальности «Сестринское дело»Разработано преподавателем  МК №1Николаевой О.П...

Дидактический материал по теме "Строение клетки".

Тестовые задания по теме "Строение клетки" с целью контроля знаний....

Учебный и дидактический материал по теме «ПЛОЩАДЬ»

Данный продукт представляет собой  обобщение материала по теме, включает в себя значительное дополнение учебных пособий не только набором интересных задач, но и новыми методами и приёмами. В конц...

Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) ПМ.01 Диагностическая деятельность Раздел1. Диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста Тема "Диагностика эндокринных заболеваний. Сахарный диабет"

         Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность  МДК 01.01 Пропедевтика ...