Фармацевтическое товароведение
методическая разработка на тему
Фармацевтическое товароведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevyagina_s.v._farmatsevticheskoe_tovarovedenie.doc | 293.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»
Фармацевтическое товароведение
Учебно-методическое пособие
для студентов
Вольск
2014г
Составитель: преподаватель 1 категории ГАОУ СПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой» Деревягина С.В.
Содержание.
1 | Основы товароведения. | 4 |
2. | Цели, задачи и категории фармацевтического товароведения. | 5 |
3. | Товароведческая деятельность. | 7 |
4. | Основные товароведческие характеристики изделий медицинского назначения. | 9 |
5. | Фармацевтические товары и их классификация. | 11 |
6. | Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. | 14 |
7. | Качество фармацевтических товаров. | 15 |
8. | Упаковка товаров. | 16 |
9. | Виды тары и упаковки. | 17 |
10. | Товарная и ассортиментная политика. | 23 |
11. | Порядок регистрации и экспертизы отечественных и зарубежных ЛС. | 27 |
12. | Ветеринарная экспертиза. | 28 |
13. | Товароведческая экспертиза. | 28 |
14. | Экологическая экспертиза. | 29 |
15. | Санитарно-гигиеническая экспертиза. | 29 |
16 | Вопросы для подготовки | 30 |
1.Основы товароведения.
Термин «товароведение» состоит из двух слов «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскритского veda (веды), что означает «знание», следовательно, товароведение - это знание о товарах.
Одно из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение - наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».
Начало современному пониманию товароведения положено К. Марксом, который писал: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины - товароведения».
В системе стандартов ОСТ 28-12-81 «Товароведение, основные понятия, термины и определения» термин «товароведение» обозначает целенаправленную деятельность по формированию ассортимента и качества товаров.
Товароведение - это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.
Дисциплина «товароведение» изучает потребительные свойства товаров, их классификацию и кодирование, стандартизацию, факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру, условия хранения товаров, транспортирование, потребление и эксплуатацию.
Учебная дисциплина «товароведение» включает два раздела - общее и частное товароведение.
В общем товароведении рассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для характеристики любого товара и частных разделов товароведения.
В частном товароведении изучается обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров, анализируются состояние и перспективы развития конкретного рынка.
В системе здравоохранения частное товароведение подразделяется на медицинское и фармацевтическое.
Медицинское товароведение - изучает потребительские свойств а медицинских товаров, т.е. свойства, которыми должен обладать тот или иной товар, применяемый в медицине, чтобы cooтветствовать своему назначению в лечебно-диагностическом процессе (медицинские инструменты, приборы, аппараты, оборудование).
Фармацевтическое товароведение. Эта дисциплина занимается изучением потребительных стоимостей и потребительных свойств и фармацевтических и парафармацевтических товаров, фактором, обеспечивающих их качество, методов товароведения, а также товароведческих операций, связанных с продвижением указан пых товаров от поставщика к потребителю.
Как видно из приведенного определения, предметом фармацевтического товароведения, как науки и учебной дисциплины, является потребительская стоимость товаров аптечного ассортимента.
Потребительская стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Например, потребность человека быть здоровым удовлетворяется различными способами: можно отказаться от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и др.), бегать по утрам или принимать витамины, т.е. вести здоровый образ жизни. Однако когда человек заболевает, удовлетворить потребность и здоровье можно только с помощью врачебного вмешательства, лечебных процедур и лекарственных средств.
2.Цели, задачи и категории фармацевтического товароведения.
Целью фармацевтического товароведения является изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина решает следующие основные задачи:
- определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость изучаемых товаров;
- систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
- обеспечение качественных и количественных характеристик товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов.
К основным категориям товароведения относятся категории продукции и товара, товароведческих операций, товароведческого анализа и экспертизы.
Продукция - это материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
Товар - материальная продукция, предназначенная для купли - продажи (коммерческой деятельности).
Изучением товаров занимаются многие дисциплины, при этом в определение товара вносятся различные уточнения, показывающие особенности точки зрения, с которой товар рассматривается.
Поскольку в товароведении основными, описывающими потребительские свойства товаров являются нормативно-технические документы, фармакопейные статьи, технические условия, ГОСТы и ОСТы, необходимо придерживаться определенной стандартизованной терминологии, используемой в сфере товарного обращения, в частности, принятого и введенного в действие ГОСТ «Торговля. Термины и определения».
В соответствии с ГОСТом в торговле товаром является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
Лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений и минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К. лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств.
Лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению.
На фармацевтическом рынке сложилось понятие «товаров аптечного ассортимента», обобщающее группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые аптечные организации (Рис. 1). В первую очередь, это лекарственные средства, лекарственные препараты, в том числе гомеопатические, и изделия медицинского назначения.
Гомеопатические лекарственные средства - одно или многокомпонентные препараты, содержащие, как правило, микродозы активных соединений, производящиеся по специальной технологии и предназначенные для внутреннего, парентерального или местного применения в виде различных лекарственных форм.
Изделия медицинского назначения - это зарегистрированные в установленном законодательством порядке медицинские приборы, вспомогательные медицинские средства, предметы ухода за больным, иная продукция, используемая для решения проблем, связанных со здоровьем.
Это товары основного ассортимента, которые традиционно реализуются из аптек и составляют основу перечней обязательного ассортимента жизненно необходимых и важнейших ЛC, препаратов, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях. Большая часть данного ассортимента реализуется только из аптечных организаций, поэтому эти товары условно можно назвать фармацевтическими.
Рисунок 1
Товары, разрешенные к отпуску из фармацевтических
(аптечных) организаций
В связи с расширением товарной номенклатуры, в аптечных организациях появилось значительное число продукции дополнительного ассортимента, или парафармацевтических товаров.
Парафармацевтические товары - товары дополнительного аптечного ассортимента, сопутствующие ЛС и ИМН, предназначенные для профилактики и лечения заболеваний, облегчения состояния человека, ухода за частями тела.
Толкование этого термина колеблется от наборов реагентов для радио- иммунологического анализа, используемых в медицинской практике для диагностических целей, до перечней групп товаров, которые могут реализовываться из фармацевтических организаций, включающих все, кроме JIC. Обобщив различные мнения по данному вопросу и практический опыт аптечных организаций, считаем, что к парафармацевтическим следует относить товары, отпускаемые населению для ухода за различными частями тела, личной гигиены, профилактики заболеваний, поддержания здорового образа жизни и некоторые другие.
Товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, которые, в основном, реализуются лечебно-профилактическим учреждениям, НИИ, другим предприятиям или частным предпринимателям, занимающимся медицинской деятельностью, выделены в отдельную группу - другие товары.
Товар характеризуется потребительскими свойствами, обуславливающими его способность удовлетворять конкретные потребности. Эти свойства проявляются только в процессе потребления. Потребительские свойства делятся на ряд категорий: социальные (спрос, возможность возникновения дополнительного социального эффекта, свобода продвижения товара от производителя к потребителю), функциональные (терапевтическая эффективность, широта, глубина, скорость наступления терапевтического эффекта), эргономические (антропометрические, физиологические, психологические), эстетические (эстетические показатели упаковки и маркировки), свойства безопасности (побочные действия, противопоказания).
Эффективность лекарственного средства - характеристика степени положительного влияния лекарственного средства на течение болезни.
Безопасность лекарственных средств - характеристика лекарственных средств, основанная на сравнительном анализе их эффективности и риска причинения вреда здоровью.
3.Товароведческая деятельность.
Реализация товаров является одной из основных функций аптечной организации, поэтому деятельность, связанная с оценкой и сохранением потребительских свойств товаров, или товароведческая деятельность, имеет важное значение в выполнении основных задач аптечных организаций. Оценка потребительских свойств и количественных характеристик товаров производится на всех этапах их движения. Товароведческая деятельность включает проведение товарной экспертизы, товароведческой экспертизы и отдельных товароведческих операций (приемка, хранение, подготовка к реализации, контроль качества и т.п.). Для осуществления товароведческой деятельности разработаны специальные процедуры, которые могут быть регламентированы и закреплены в документах на государственном, отраслевом или учрежденческом уровне.
Товарная экспертиза - это особый вид деятельности при оценке качества товаров. Под товарной экспертизой понимают оценку экспертом основополагающих характеристик товара по их соответствию установленным требованиям и (или) товарной информации, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений и выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.
В зависимости от требований к товару различают следующие виды товарной экспертизы: товароведческую, санитарно-гигиеническую, ветеринарную и экологическую.
Товароведческая экспертиза - это оценка потребительских свойств товара по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям с помощью измерений и (или) опроса, и (или) товарной информации.
Товароведческая (товароведная) экспертиза является обязательным видом товарной экспертизы, остальные виды ее дополняют и не всегда являются необходимыми.
Объектами товароведной (товароведческой) деятельности являются товары. Товары, как объекты товароведной деятельности, имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную, стоимостную.
В задачи товароведческой экспертизы входит оценка этих характеристик, каждая из которых проверяется с помощью экспертизы соответствующего названия.
Ассортиментная характеристика товаров - совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и (или) социальное назначение.
Ассортиментная характеристика включает определенные группы, подгруппы, виды, разновидности, наименования, торговые марки и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого. Определить принадлежность товара к определенной группе можно с помощью Общероссийского классификатора продукции (ОКП), Государственных Реестров ЛC и ИМИ и других классификаторов. Ассортиментная экспертиза как самостоятельный вид используется лишь в некоторых случаях: при возникновении разногласий между поставщиком и получателем, при необходимости установления соответствия товара ранее представленным образцам или договорам купли-продажи. Чаще она является составной частью качественной экспертизы.
Качественная характеристика товара - совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности.
Качественная экспертиза имеет несколько разновидностей. В практике аптечных организаций используются: приемочная экспертиза по качеству, экспертиза комплектности (для ИМИ и медицинских товаров), экспертиза по договорам (оценка качества товаров, предусмотренная договорами купли-продажи и др.). Качественная характеристика рассматривает потребительские свойства: (назначение, эффективность, доступность, безопасность, экологичность и др.) и имеет решающее значение для создания потребительских предпочтений. Оценить качественные характеристики можно с помощью различных методов, предусмотренных в нормативной документации (НД): ФС, ФСП, ГОСТы, ОСТы, ТУ.
Количественная характеристика товара - совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц измерения.
Количественная экспертиза предназначена для определения количества товаров в товарной партии и (или) количественных характеристик их единичных экземпляров или комплексных упаковочных единиц.
Единичный экземпляр - отдельный товар, обладающий целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами (таблетка, ампула, флакон с сиропом).
Комплексная упаковочная единица - совокупность единичных экземпляров (флакон с таблетками и пр.).
Товарной партией называют совокупность единичных экземпляров товаров и (или) комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку; в качестве таких признаков могут быть смена или день выработки, отправка одним транспортным средством, наличие одного сопроводительного документа.
Оценка количественных характеристик проводится в соответствии с нормативно-технической документацией или документами, сопровождающими товар при перевозке.
Недопустимые отклонения от установленных количественных характеристик товаров, например по объему, или массе упаковок, служат основанием для запрета их реализации. В ряде случаев допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются нормативными документами
Целью экспертизы стоимостных характеристик товара является обоснование и определение его цены. Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведческим (в отличие от ассортиментной, качественной и количественной) и являются предметом изучения экономических дисциплин.
В процессе товароведческой экспертизы оцениваются товароведческие характеристики товаров, изложенные в нормативно-технической документации. Полнота оценки зависит от места проведения (предприятие-производитель, аптечный склад, аптека), группы товаров, целей экспертизы.
При товароведческой экспертизе JIC, поступающих в аптечную организацию, после проверки сопроводительных документов и наличия сертификата необходимо проведение внешнего осмотра (оценка внешнего вида и соответствия его описанию препарата). Обращается внимание на упаковку (первичную и вторичную по ГОСТ 17768-90), маркировку (наличие товарного знака предприятия-изготовителя, номера серии, даты выпуска и срока годности, информации на упаковке и листков-вкладышей, штрихового кода). Для некоторых JIC проверяется наличие специальных средств защиты от подделок, осуществляется проверка качества (в случае необходимости), определяются условия хранения. В процессе товароведческой экспертизы ИМИ также проводится экспертиза документов.
4.Основные товароведческие характеристики изделий медицинского назначения.
- название;
- назначение;
- товарные виды и типы;
- элементы конструкции;
- требования к сырью;
- качество, которое определяется на основе внешнего осмотра и проверки функциональных свойств:
- внешний осмотр (например, для грелок резиновых при осмотре обращается внимание на наличие посторонних включений, включений отходов подвулканизированной резины, нечеткость рисунка, недопрессовку, заделку поверхностных повреждений, местное утонение или утолщение, выпрессовку, разнотон и разноцвет);
- функциональные свойства (например, для грелок такими свойствами являются: герметичность, стойкость к воздействию водных растворов, стойкость к многократной дезинфекции);
- комплектность;
- стерилизация и дезинфекция;
- маркировка;
- упаковка.
Необходимо отметить, что, как правило, экспертизу проводят специальные люди - эксперты. В аптечных организациях в процессе повседневной товароведческой деятельности правомерно говорить о товароведческом анализе, который проводится по такому же алгоритму.
Товароведческую деятельность осуществляют специалисты, а направлена она на удовлетворение запросов потребителей. Специалисты и потребители являются субъектами товароведческой деятельности. Товароведческую деятельность в аптечных организациях, в силу своих должностных обязанностей, выполняют фармацевты и провизоры.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Определение термина «потребитель» в международной практике несколько иное. В международном стандарте ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества» потребителем является получатель продукции, предоставляемой поставщиком.
Товароведческая деятельность осуществляется с помощью различных методов. В товароведении применяют две группы методов: научного познания, практической деятельности (Рис. 2).
- Методы научного познания исследуют товары (основной объект товароведения), их товароведческие характеристики и изменения, происходящие в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические и аналитические методы.
Эмпирические (экспериментальные) методы основаны на опыте и наблюдениях. С использованием этих методов исследуют химическую, физическую и биологическую сущность товаров. Эмпирические методы бывают измерительными и органолептическими. Измерительные методы включают определение значений показателей качества продукции, осуществляемое на основе технических средств измерения, которые могут быть физическими, физико-химическими, химическими, биологическими (хроматографические, спектрофотометрические, рефрактометрические и др.). Органолептические методы используются для определения значений показателей качества с помощью органов чувств (зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса).
Аналитические методы - это методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Одним из аналитических методов, используемых в товароведении, является систематизация, которая включает методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Основополагающие методы систематизации: идентификация, группировка, классификация и кодирование.
Идентификация - метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим.
Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно - сопроводительными документами или маркировкой.
Группировка (обобщение) - метод подбора объектов по общим признакам, который применяется для выделения ассортиментных групп.
Обобщению предшествует деление целого на отдельные части, выявления частей, для которых характерны общие признаки, и объединение их в группы на основании общности признаков.
Классификация - разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию, в соответствии с выбранными методами.
Кодирование - образование и присвоение кода классификационной группировке и (или) объекту классификации.
- Методы практической товароведческой деятельности разбираются при изучении специальных фармацевтических дисциплин, к ним относятся методы оценки качества (изучают специальные дисциплины - фармацевтическая химия, фармакогнозия) и технологические методы, которые изучаются в частном разделе товароведения - фармацевтическом товароведении. Выбор метода в каждом отдельном случае осуществляется с учетом специфики товара.
Рисунок 2
Методы фармацевтического товароведения
К технологическим методам фармацевтического товароведения относятся упаковка, маркировка, хранение.
5.Фармацевтические товары и их классификация.
Одной из задач фармацевтического товароведения является научная классификация товаров. Эта задача выполняется с помощью метода классификации (аналитический метод).
Классификация товаров необходима:
- для автоматизированной обработки информации о ЛС и других товарах аптечного ассортимента;
- изучения потребительских свойств и качества товара;
- учета и планирования товарооборота аптечных организаций;
- составления реестров цен, прайс-листов и каталогов;
- совершенствования системы стандартизации фармацевтических товаров;
- проведения маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке;
- статистического анализа производства, реализации, использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровне.
Классификация товаров должна отвечать следующим требованиям:
- гарантировать полноту охвата всех видов товаров на фармацевтическом рынке;
- обеспечивать гибкость классификации, сущность которой заключается в том, чтобы в перечень продукции можно было по мере необходимости включать новые наименования, не нарушая общей системы классификации, учитывать возможные в будущем изменения в номенклатуре и ассортименте товаров;
- способствовать всестороннему исследованию свойств товаров как потребительских ценностей;
- содействовать улучшению торговой деятельности на всем пути товародвижения;
- служить основой для кодирования товаров и образования краткого шифра товара.
На фармацевтическом рынке используется несколько систем классификации товаров, которые отличаются признаками, положенными в их основу
Признак классификации - это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.
Наиболее часто применяются следующие признаки классификации продукции:
- сырьевой - по природному сырому материалу, подвергшемуся предварительной обработке;
- технологический - по единству технологических процессов при производстве продукции. При этом к одной классификационной группировке могут быть отнесены различные по внешнему виду и назначению товары;
- назначение - по направлению или цели использования товаров. По этому признаку все товары подразделяются на товары производственного назначения и товары народного потребления;
- физико-химические свойства - по формам, размерам, агрегатному состоянию и др.
Разработка системы классификации сопровождается присвоением каждому наименованию товаров номенклатурного номера - кода. Величина кода зависит от принятой системы классификации и системы цифр, которой обозначается каждый класс.
Код - знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и (или) объекта классификации.
Цель кодирования состоит в систематизации объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.
Кодирование осуществляется на основе следующих правил:
- код должен иметь определенную структуру построения; код может выражаться с помощью различных, заранее обусловленных знаков;
- код должен способствовать упорядочению объектов.
Совокупность правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования. Определенная система кодирования положена в основу классификаторов.
Классификатор - официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации.
Категория указывает на принадлежность классификатора к определенной группе в зависимости от уровня его утверждения и сферы применения. Различают классификаторы общероссийские, отраслевые и предприятий.
Общероссийский классификатор - государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России для применения в автоматизированных системах управления.
Отраслевой классификатор - классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ отрасли.
Классификатор предприятия - классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ предприятия.
Общероссийский классификатор продукции - это систематизированный свод кодов, наименований группировок продукции, построенных на иерархической системе классификации.
ОКП входит в состав единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) РФ. ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как торговля, стандартизация, экономика, статистика и др.
Каждая позиция ОКП имеет шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции (Табл. 1).
Таблица 1
Код | Контрольное число | Наименование |
930000 | 4 | Медикаменты, химико - фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения |
940000 | 6 | Медицинская техника |
Структура общероссийского классификатора продукции
ОКП состоит из двух частей:
- классификационной (К-ОКП), представляющей свод кодов и наименований классификационных группировок, систематизирующих продукцию по определенным общим признакам в основном потребительского характера;
- ассортиментной (А-ОКП), которая представляет собой свод кодов и наименований, относящихся к определенной группировке и позволяющих идентифицировать продукцию, ее типы, марки, и другие элементы ассортимента.
В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На первой ступени классификации располагаются классы продукции, кодируемые двухразрядными кодами от 01 до 99.
На второй ступе ни находятся подклассы, конкретизирующие содержание класса, на третьей - группы, на четвертой - подгруппы, на пятой - виды продукции (Табл. 2).
Таблица 2
Ступень | Код | Расшифровка кода |
Класс | 930000 | Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения |
Подкласс | 931000 | Препараты химико-фармацевтические с общей химической структурой и полупродукты для производства медикаментов |
Группа | 931300 | Производные салициловой кислоты, пиразолона и парааминофенола |
Подгруппа | 931310 | Препараты салициловые (без ПАС) |
Вид | 931314 | Кислота ацетилсалициловая |
Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления. Если конкретные виды продукции содержат конкретные типы, марки, модели и другие характеристики, то для их отражения должны быть созданы отраслевые классификаторы продукции, в которых в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из ОКП.
В ассортиментной части (А-ОКП) применяются все последующие разряды кода. Ассортиментная часть ОКП включает наименование продукции конкретных марок, типов, размеров, сортамента, артикулов моделей, дозировок, упаковок, что позволяет идентифицировать их по коду. Каждая позиция А-ОКП содержит десятиразрядный код изделий, двухразрядное контрольное число, наименование изделия по нормативному документу.
6.Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ) определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике принципов классификации товаров и является основой системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России и стран СНГ.
Высшая ступень кода - раздел, где товары сгруппированы в соответствии с отраслями промышленности. Разделы обозначаются римскими цифрами от I до XXI. Например, лекарственные средства и другие товары аптечного ассортимента представлены в разделе VI «Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности» (Табл. 3). Следующая ступень - группы, в которые товары объединены в соответствии с материалом, из которого они изготовлены, выполняемыми функциями и степенью обработки. Далее идут подгруппы, которые обозначаются римскими цифрами (могут быть не везде). Затем следуют товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции. Например, 3003 - лекарственные средства нерасфасованные; 3004 - лекарственные средства расфасованные; 3005 - вата, марля, бинты и аналогичные изделия.
Длина кодового обозначения товаров в ТН ВЭД составляет 10 знаков (до 2000 г. существовал девятизначный код), причем 1-6-й разряды соответствуют кодовому обозначению товаров, принятому в международной системе кодирования - Номенклатуре гармонизированной системы (НГС) – многоцелевой товарной номенклатуре внешне-экономической деятельности, созданной на базе Международной конвенции по гармонизированной системе описания и кодирования товаров, вступившей в силу 01.01.98 г. Разряды 7-й и 8-й соответствуют кодовому обозначению товара, принятому в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза, а 9-й (нулевой) разряд предназначен для выделения товаров стран СНГ. Таким образом, первые 6 знаков являются одинаковыми для всех стран, подписавших Конвенцию.
ТН ВЭД позволяет представить в удобной форме всю необходимую информацию о различных видах товаров, которые могут пересечь таможенную границу (движимый товар), отражая при этом интересы потребителей, производителей, таможен-ных органов и органов статистики.
Таблица 3
Ступень | Код | Расшифровка кода |
| ||
Группа | 29 | Органические химические соединения. |
| ||
Товарная позиция | 2918 | Кислоты карбоновые, содержащие дополнительные кислородсодержащие функциональные группы, и их ангидриды, галогенангидриды, пероксиды и пероксикислоты; их галогенированные, сульфированные, нитрованные или нитрозированные производные: кислоты карбоновые, содержащие спиртовую группу, но не содержащие другую кислородсодержащую функциональную группу, их ангидриды, галогенангидриды, пероксиды, пероксикислоты и их производные. |
Товарная субпозиция | 29182200000 | Ацетилсалициловая кислота, ее соли и сложные эфиры. |
Анатомо-терапевтическо - химическая система классификации.
Анатомо-терапевтическо - химическая система классификации (СистемаАТС, или АТС System, от англ. Anatomical Therapeutic Chemical Classification System) разработана Центром сотрудничества по статистической методологии изучения лекарст-венных средств и рекомендована ВОЗ для изучения потребления ЛС. На основе системы АТС осуществляется международная систематизация препаратов по механизму действия.
Код АТС содержит 7 знаков, составляющих 5 ступеней (Табл. 4). Сущностью данной классификации является разделение всех лекарственных препаратов на 14 главных «анатомических» групп.
Первый знак (1-я ступень) - латинская буква, обозначающая группу заболеваний по анатомической классификации, при которых применяются препараты конкретных субстанций, например, A - пищеварительный тракт и метаболизм B - кровь и кроветворные органы.
На 2 - 3-й ступенях классификации каждая из анатомических групп подразделяется на терапевтические группы, которые обозначаются последующими двумя знаками кода (в виде арабских цифр).
Таблица 4
Ступень | Код | Расшифровка кода |
N | Нервная система | |
N 02 | Анальгетики | |
N 02В | Анальгетики-антипиретики | |
N 02 В А | Салициловая кислота и ее производные | |
N02BA01 | Ацетилсалициловая кислота |
На 4-й ступени происходит деление на терапевтические, а где возможно, и на химические подгруппы, обозначаемые латинской буквой.
Пятый знак (5-я ступень) кодируется прописной латинской буквой и обозначает конкретное действующее вещество (химическое соединение или комбинации). Последние два знака (арабские цифры) составляют регистрационный номер субстанции.
В классификации по системе АТС каждое вещество систематизировано один раз по главному показанию. Если лекарственный препарат приме-няется по нескольким показаниям, классификация осуществляется на основании главного показания к применению.
Международное использование данной классификации показало, что основными преиму-ществами ее являются быстрое запоминание и легкость в использовании при обработке данных на компьютере.
АТС-классификация лекарственных средств приведена в справочнике Видаля (раздел Ж). В Государственном реестре JIC название фармако-терапевтических групп дано по этой же системе классификации
7.Качество фармацевтических товаров. Понятие качества товара.
Регулирующая роль рынка чрезвычайно жесткая: предприятия, которые не уделяют должного внимания качеству товара, рынок уничтожают. Качество товара является одной из основополагающих характеристик, оказывающей решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование его конкурентоспособности.
В международном аспекте понятие «качество» рассматривается как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.
По стандартной терминологии требования к качеству — это выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.
Качество лекарственных средств - соответствие лекарственных средств государственному стандарту качества лекарственных средств.
Основными документами, в которых содержатся требования к качеству JIC и других товаров, являются фармакопейные статьи, фармакопейные статьи предприятия, государственные и отраслевые стандарты, технические условия.
Одной из задач товароведения является обеспечение необходимого качества фармацевтических товаров в процессе физического его перемещения от производителя к потребителю.
Обеспечение качества товаров - совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, направленных на формирование и сохранение установленных требований к качеству товаров.
В обеспечении качества товаров участвуют две группы факторов: формирующие качество и сохраняющие качество.
К первой группе факторов относится качество разработки, проектирования и изготовления, которое включает качество нормативно-технической документации, оборудования и инструментов, труда работников, соблюдение технологии производства, правил GMP, GCP, GLP.
С порядком формирования качества фармацевтических товаров в зависимости от исходного сырья, технологии изготовления и других факторов вы подробно познакомитесь при изучении таких специальных дисциплин, как «Технология лекарственных форм», «Фармацевтическая химия», «Фармакогнозия».
Факторы, сохраняющие качество фармацевтических товаров, являются результатом использования технологических товароведческих методов. К сохраняющим факторам относятся упаковка, маркировка, хранение.
8.Упаковка товаров.
Определение понятий в области упаковки регулируется специальными терминами, утвержденными ГОСТ 17527-86.
Упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения.
Элементами упаковки являются:
- тара (основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара);
- дополнительные упаковочные средства (дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий и повышения прочности тары);
- маркировка
По назначению тару и упаковку можно разделить на три группы
- Потребительская упаковка (для товаров, произведенных для индивидуального использования конечным потребителем):
первичная (внутренняя) - непосредственная оболочка товара;
вторичная (внешняя) - оболочка, предназначенная для защиты внутренней тары и стимулирования сбыта, удаляемая перед началом использования товара.
- Групповая тара (упаковка) служит для объединения в единой таре группы единичных потребительских упаковок для продажи.
- Транспортная тара (упаковка) - это оболочка, предназначенная для сохранности внутренней и внешней упаковок и обеспечения удобств при транспортировке товара, а также для хранения продукции россыпью.
Упаковка выполняет логистические функции:
- предохраняет товары от порчи, повреждений и других неблагоприятных внешних воздействий;
- обеспечивает создание рациональных единиц груза для транспортировки, погрузки и выгрузки товаров, их складирования и продажи.
Упаковка выполняет маркетинговые функции.
Функции упаковки распространяются на весь путь следования товара - от производителя до потребителя. Упаковка перестает выполнять свои функции в тот момент, когда покупатель вынимает из нее товар и уничтожает ее.
Для выполнения своих функций упаковка должна отвечать определенным требованиям.
9.Виды тары и упаковки.
Эти требования отражают: Федеральный закон «О лекарственных средствах», ОСТ 42-510 - 99 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)», ОСТ 91500.05.001-00 «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения». Документы предусматривают поступление в обращение ЛC в первичной (внутренней) и вторичной (внешней) упаковках, которые должны обеспечивать защиту JIC от воздействия неблагоприятных условий окружающей среды, предохранять от механических воздействий, гарантировать сохранение качества ЛС в течение установленного срока годности, а также инструкциями по применению, утвержденными в установленном порядке (Табл. 5).
Таблица 5
Безопасность | Содержащиеся в упаковке вредные для организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой. |
Экологичность | Способность упаковки при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде. |
Надежность | Способность упаковки сохранять свои физикохимические и механические свойства в течение длительного времени для обеспечения защиты товара. |
Совместимость | Способность упаковки не изменять потребительские свойства упакованного товара. |
Взаимозаменяемость | Способность упаковок одного вида заменить упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению. |
Требования, предъявляемые к упаковке.
Первичную упаковку в зависимости от применяемых материалов, их механической устойчивости и прочности, которые обусловливают степень сохраняемости товаров, подразделяют на группы и виды. Для различных лекарственных форм ГОСТом определены виды первичной упаковки и укупорочный материал (Табл. 6). Все виды первичной тары и укупорочные средства к ней должны выбираться в зависимости от свойств, назначения и количества ЛC в соответствии с требованиями ГФ (X и XI издания) и фармакопейных статей. Материалы, применяемые для изготовления первичной тары и укупорочных средств, должны быть допущены к применению Министерством здравоохранения и социального развития.
Упаковка должна быть единой для каждой серии упаковываемых JIC и учитывать их физико-химические свойства:
- JIC, чувствительные к воздействию света, упаковываются в светонепроницаемую тару;
- JIC, содержащие летучие, выветривающиеся, гигроскопические или окисляющиеся вещества, упаковываются в банки или флаконы, укупоренные навинчивающимися крышками в комплекте с пробками или прокладками с уплотнительными элементами; пробками с уплотнительными элементами; закатываемыми металлическими колпачками в комплекте с пробками или прокладками с уплотнительными элементами, закатываемыми металлическими крышками;
- JIC, содержащие легколетучие, выветривающиеся, гигроскопические и окисляющиеся вещества, предназначенные для экспорта, упаковываются в тару, укупориваемую закатываемыми крышками, или в другую тару, обеспечивающую их сохранность;
- каждое JIC, содержащее летучее вещество или обладающее запахом, упаковывается отдельно от прочих;
- таблетированные JTC, содержащие эфирные масла, перед упаковыванием в пробирки завертывают в парафинированную бумагу;
- при упаковывании таблеток, драже или капсул в тару, не имеющую пробки с амортизаторами, укладывают уплотнители-амортизаторы. Допускается применять медицинскую гигроскопическую вату или чесальную вискозную ленту;
- уплотнительными элементами, закатываемыми металлическими крышками;
- JIC, содержащие легколетучие, выветривающиеся, гигроскопические и окисляющиеся вещества, предназначенные для экспорта, упаковываются в тару, укупориваемую закатываемыми крышками, или в другую тару, обеспечивающую их сохранность;
- каждое JIC, содержащее летучее вещество или обладающее запахом, упаковывается отдельно от прочих;
- таблетированные ЛC, содержащие эфирные масла, перед упаковыванием в пробирки завертывают в парафинированную бумагу;
- при упаковывании таблеток, драже или капсул в тару, не имеющую пробки с амортизаторами, укладывают уплотнители-амортизаторы.
Допускается применять медицинскую гигроскопическую вату или чесальную вискозную ленту.
Таблица 6
Материал | Вид первичной тары | Лекарственные формы | Укупорочное средство или метод укупоривания | |||
Жесткая упаковка | ||||||
Металлическая Стеклянная Полимерная |
|
для инъекций
|
| |||
Полужесткая упаковка | ||||||
Картонная Полимерная Комбинированная |
|
|
| |||
Мягкая упаковка | ||||||
Полимерная Бумажная |
|
|
|
Вторичная упаковка предназначена для защиты внутренней тары и стимулирования сбыта (Табл. 7).
При упаковывании ампул допускается применение в качестве амортизатора медицинского алигнина. В каждую упаковку с ампулами должно быть вложено приспособление для вскрытия ампул (Таб. 7).
Таблица 7 Основные виды вторичной упаковки,
применяемые для лекарственных средств
Материал | Вид вторичной тары | Упаковываемые виды первичной тары |
Картон |
|
Ампулы, флаконы с ЛС для инъекций, шприцы-тюбики |
Полимеры |
|
|
Потребительская тара с JIC должна быть упакована в групповую тару: картонные коробки или стопы, с последующим упаковыванием стопы в оберточную бумагу. Стеклянные банки, пробирки, флаконы, бутылки, аэрозольные баллоны, алюминиевые тубы допускается упаковывать в термоусадочную пленку. Если у JIC отсутствует вторичная упаковка, то в групповую упаковку должны быть вложены инструкции по применению (или листки-вкладыши, если они предусмотрены действующей НТД) в количестве, равном числу первичных упаковок.
Размеры тары должны выбираться в соответствии с количеством индивидуальных упаковок (не более 200 штук в групповой таре).
Групповая тара с лекарственными средствами должна быть склеена или обвязана. Требования, предъявляемые к склеиванию, указываются в нормативно-технической документации на конкретные виды лекарственных средств.
Для склеивания групповой тары допускается применять: ленту с липким слоем; гуммированную клеевую ленту; мелованную бумагу; оберточную бумагу; мешочную бумагу.
Каждая упаковочная единица любого вида групповой тары снабжается этикеткой.
Для обвязывания групповой тары применяются материалы, обеспечивающие прочность упаковки. При оклеивании или обвязывании групповой тары концы заклеиваются этикеткой, обеспечивающей контроль вскрытия.
Групповую и транспортную упаковку используют для перевозки, складирования, хранения товаров и оптовой или мелкооптовой продажи. Она обеспечивает защиту товара от механических воздействий, которые могут наступить в результате сдавливания, сгибания, скручивания, вытягивания и т.п., и потерь при транспортировке и хранении.
К транспортной упаковке для ЛC относятся деревянные, полимерные и картонные ящики. Внутренняя поверхность дощатых ящиков или ящиков из листовых древесных материалов выстилается оберточной бумагой, пергаментом, упаковочной бумагой или полиэтиленовой пленкой. При упаковывании ЛС свободное пространство в ящиках заполняется мягким упаковочным материалом, исключающим их перемещение. В качестве уплотнительного материала допускается применять:
- упаковочный алигнин; бумажную и картонную макулатуру;
- стружку из пористых эластичных полимерных материалов.
Масса брутто упаковки не должна превышать 20 кг.
Маркировка лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Процесс маркировки относится к технологическим методам товароведения
Маркировка - это одно из средств товарной информации, которое представляет собой текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар и предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, качественных и количественных характеристиках товара.
В зависимости от места нанесения различают производственную и торговую маркировку. Особенно жесткие требования предъявляются к производственной маркировке фармацевтической продукции, которая регламентируется Федеральными законами «О стандартизации» и «О лекарственных средствах», методическими указаниями МУ 947-015-05749470-98 «Графическое оформление лекарственных средств. Общие требования». Например, в соответствии с последним документом регистрационный номер лекарственного препарата указывается буквой «Р» и арабскими цифрами: первые две цифры обозначают год издания приказа, разрешающего применение и промышленный выпуск данного ЛC в России, следующая группа цифр — номер приказа и последняя группа цифр - номер пункта в приказе. Указанные группы цифр разделяются точками или косой чертой (Р 98.211.14, или Р 98/211/11). Приведенный регистрационный номер расшифровывается следующим образом: лекарственный препарат зарегистрирован приказом Минздрава России № 211 от 1998 г., п. 14.
Маркировка экстемпоральных ЛC также должна соответствовать требованиям Федерального закона «О лекарственных средствах» и методических указаний Минздрава России «Единые правила оформления лекарств, приготовляемых в аптечных учреждениях различных форм собственности». Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и информационные знаки. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителя» текст производственной маркировки должен быть на русском языке и доступным для чтения (изготовитель и (или) продавец обязаны сделать перевод текста маркировки на русский язык и сообщить его потребителю любым доступным способом).
При анализе маркировки необходимо уметь расшифровывать информационные знаки. Различают более 10 видов информационных знаков, среди которых наиболее известными являются товарные знаки, знаки соответствия или качества, штриховые коды, компонентные знаки и т.д.
- Товарный знак - это любое название, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров компании, отличающие их от товаров конкурентов. Право на товарный знак охраняется законом. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет.
- Знак соответствия, или качества - это защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
- Штриховые коды - это определенное число, присваиваемое каждой конкретной единице товара, которая характеризуется ценой, размером, массой, цветом, качеством; наносится на нее в виде набора штрихов и пробелов разной ширины. Существует несколько стандартов штрих - кодов, наиболее распространенным среди которых является EAN-13. Следует знать, что в штрих - коде отсутствуют сведения о стране-изготовителе. Первые цифры обозначают страну, в которой находится банк данных о штрих - коде.
- Компонентные знаки предназначены для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару.
- Торговая маркировка, носителями которой являются товарные и кассовые чеки, предназначена для подтверждения покупки товара в конкретной аптеке и в определенные сроки. Чек служит основанием для рассмотрения претензий покупателей в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей».
На внутренней и внешней упаковках хорошо читаемым шрифтом на русском языке указывается:
- название JIC и ИМН;
- название предприятия - производителя;
- номер серии и дата изготовления;
- способ применения;
- доза и количество доз в упаковке;
- срок годности;
- условия отпуска;
- условия хранения;
- меры предосторожности при применении ЛC.
Этикетка содержит марочное название, марочный знак, спецификацию, рекламные материалы, инструкции для использования; вкладыш дает детальные указания по применению, меры предосторожности и т.д.
Среди всех функций маркировки (информационной, идентифицирующей, мотивационной, эмоциональной) самой важной является идентифицирующая, так как именно с идентификации товара начинается его экспертная оценка. Установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке, в товарно - сопроводительных документах или иных средствах информации, предъявляемым требованиям, определяется с помощью идентификации. Одним из двух возможных результатов идентификации является фальсификация.
10.Товарная и ассортиментная политика.
Товарная политика - это философия и основные направления формирования ассортимента организации.
Товарный ассортимент фармацевтической организации имеет важное социально-экономическое значение, так как его качество определяет полноту удовлетворения покупательского спроса и уровень торгового обслуживания субъектов рынка. Рационально сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товарной массы и повышает эффективность деятельности предприятия.
Товарная политика организации предусматривает решение следующего комплекса проблем:
- формирование товарной номенклатуры; оптимизация ассортимента производимых и реализуемых товаров и услуг с точки зрения их потребительских характеристик и особенностей технологии производства и сбыта;
- обновление ассортимента в целом и по отдельным товарным единицам с учетом жизненного цикла;
- реализация рациональной ассортиментной политики (обеспечение конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг): определение маркетинговых характеристик ассортимента: оптимальной широты, насыщенности, глубины и гармоничности товарного ассортимента;
- оптимизация ассортимента с учетом рентабельности продажи единицы продукции;
- наличие ассортиментных позиций из перечней и списков, регулирующих отношения на фармацевтическом рынке (обязательный; жизненно необходимых и важнейших JIC; препаратов, отпускаемых без рецепта врача; наркотических, сильнодействующих и др.).
Так как товарная номенклатура организации представляет собой совокупность ассортиментных групп товаров и товарных единиц, то ее формирование будет зависеть от подходов фармацевтической организации к объединению товаров в группы.
Ассортимент товаров - состав и соотношение товаров определенного вида или разновидности, отличающихся между собой по типам, размерам, сортности, дозировке и другим признакам.
Ассортиментная группа - это группа товаров, тесно связанных между собой по одному из доминантных признаков:
- функции (ЛC, перевязочные материалы и т.д.);
- группе потребителей (оптовые или розничные;
- население или организации и т.д.);
- цене; возрастной группе (детские, взрослые, гериатрические) и другим признакам.
В последние годы в число ассортиментных групп аптечных организаций вошли такие товары, как гомеопатические средства, лечебная косметика, лечебное питание, биологически активные добавки, научно-популярная литература и др. Кроме того, помимо товаров аптечное предприятие может реализовывать и услуги по изготовлению экстемпоральных лекарственных форм и внутриаптечной заготовки; информационные, диагностические, сервисные услуги (по приему заказов по телефону, доставке товара на дом или по почте).
Ассортимент каждой из групп складывается из нескольких подгрупп, видов, подвидов и разновидностей. Например, ассортиментная группа «Лекарственные средства» подразделяется на подгруппы лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам и без рецептов. В свою очередь, каждая из этих подгрупп делится на субподгруппы по фармакотерапевтическому признаку. Внутри субподгруппы выделяют виды - наименования лекарственных препаратов, подвиды - лекарственные формы, разновидности товара, лекарственная форма отдельного наименования препарата в соответствующей дозировке и фасовке. Разновидность товара также называют товарной единицей, или ассортиментной позицией.
Товарная единица (ассортиментная позиция) - конкретный товар, марка, которую продает организация.
Существенное влияние на объемы продаж оказывают маркетинговые характеристики ассортимента: широта, полнота, глубина, рациональность структуры, устойчивость ассортимента.
- Широта - количество ассортиментных групп, подгрупп или классов товаров.
- Полнота - число товарных единиц или в целом по товарной номенклатуре, или по каждой ассортиментной группе или подгруппе товаров.
- Глубина - количество ассортиментных позиций в пределах одного товарного наименования.
Для характеристики широты, полноты и глубины ассортимента используются абсолютные и относительные показатели.
В качестве относительных показателей используются расчетные коэффициенты.
Коэффициент широты - отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т.п.) к базовой (максимально возможной) широте, например, если номенклатура аптеки может максимально включать 14 ассортиментных групп, а реализуются только 10 из них (абсолютный показатель), то Кш = 0,75 или, если выразить в процентах, 15%. Другой пример: базовая широта фармакотерапевтической группы психофармакологических средств по классификации ВОЗ равна шести (классы нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов, нормотимиков, ноотропов и психостимуляторов), если один из классов отсутствует в ассортименте, коэффициент широты не достигнет своей максимальной величины равной единице (100%).
Коэффициент полноты - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или ОКП или получивших разрешение на использование (полнота базовая).
На полноту ассортимента оказывают такие факторы, как местоположение организации, ступень оказания лекарственной помощи (амбулаторная, стационарная, полустационарная), структура заболеваемости района обслуживания, индивидуальные характеристики потребителей.
Коэффициент глубины — отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к возможному числу позиций. Например, максимально возможное число ассортиментных позиций комбинированных препаратов с парацетамолом, подлежащих безрецептурному отпуску, составляет 34. Если в аптеке в наличии 17 из них, то глубина ассортимента составляет 0,5 (50 %): Кг = Гф/Гб.
Определение оптимального набора товаров, обеспечивающих максимальную экономическую и социальную эффективность деятельности и позволяющих выполнить основную задачу конкретной организации, является основой ассортиментной политики. В свою очередь, формирование рационального ассортимента невозможно без его анализа.
Для упорядочения процедуры анализа товарного ассортимента используются различные подходы к его классификации (Табл. 8).
Для ряда классификационных признаков методы анализа достаточно просты. Например, при рассмотрении товаров в зависимости от страны-производителя, способа оплаты, патентной защиты или спектра действия достаточно определить удельные веса.
Таблица 8 Классификация ассортимента
Классификационный признак | Группы товаров | |
Степень регламентации отпуска Стадия жизненного цикла АВС-анализ | Товары рецептурного отпуска. Товары, отпускаемые без рецепта
числа ассортиментных позиций, расположенных в порядке убывания величины капиталовложений в запасы или в порядке убывания объема реализации.
общего числа ассортиментных позиций.
| |
Принцип формирования Способ оплаты Страна-производитель Патентная защита Спектр действия |
|
в структуре ассортимента и ценовой диапазон. Другие же признаки требуют проведения специальных исследований.
При изучении ассортимента по степени регламентации отпуска необходимо учитывать характеристики рынков рецептурных и безрецептурных JIC .
Жизненный цикл товара - концепция, которая пытается описать сбыт товара, прибыль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка.
Концепция жизненного цикла товара была впервые опубликована Т.Левиттом в 1965 г.
Чтобы определить категорию лекарственного препарата, соответствующую стадии жизненного цикла, необходимо сопоставить ряд характеристик.
Виды жизненных циклов товаров существенно отличаются как по продолжительности, так и по форме.
Выделяют четыре стадии жизненного цикла:
внедрения на рынок; роста; зрелости; спада.
Товары, внедряемые на рынок, - это стратегические товары, призванные обеспечить будущие прибыли. Как правило, среди препаратов, отпускаемых без рецепта, здесь появляются препараты, представляющие модификацию уже существующих или новые ЛП для лечения отдельных симптомов.
Препараты, отпускаемые по рецептам врача, отличает в первую очередь новая структура, новый механизм действия, возможность использования при лечении заболеваний раньше не имевших фармакотерапевтических средств.
На стадии внедрения эти препараты малодоходны из-за небольшого спроса на них при высоких ценах. К этой же стадии жизненного цикла можно отнести выведение на фармацевтический рынок России оригинального препарата.
Оригинальные лекарственные средства - лекарственные препараты, поступившие в обращение с зарегистрированными собственными названиями. Эти названия еще называют «брендами» или «бренднеймами» (от англ. brand пате).
Дженерики, или воспроизведенные лекарственные средства - лекарственные препараты, поступившие в обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав на оригинальные JIC.
Патентованные лекарственные средства - лекарственные препараты, право на производство и продажу которых охраняется патентным законодательством РФ.
Основные препараты - это лекарственные средства, находящиеся в стадии роста, приносящие основные прибыли, лидеры продаж - бестселлеры. Придать «звездность» этим препаратам помогает, как правило, рекламная поддержка.
Поддерживающие товары - это лекарственные препараты, находящиеся в стадии зрелости, приносящие существенные прибыли.
Уходящие товары - лекарственные препараты, находящиеся в стадии спада и подлежащие постепенному выводу с рынка.
Жизненные циклы многих товаров аптечного ассортимента могут быть описаны также сезонными кривыми (например, противогриппозные средства, противоаллергические и т. п.) или кривыми возобновления, когда товар получает новое направление использования.
В целях правильного планирования ассортимента, способного удовлетворить потребности различных групп потребителей, необходимо иметь в наличии товары, находящиеся на различных стадиях жизненного цикла, так как только суммирование экономических эффектов продажи товаров различных категорий дает максимальный экономический эффект.
Оптимальный набор товаров составляет хозяйственный, или ассортиментный, портфель организации.
Анализ хозяйственного портфеля дает возможность эффективного использования ресурсов, их вложения в наиболее перспективные с экономической и социальной точек зрения товары и т. д. Одним из наиболее распространенных методов такого анализа является метод «портфолио» (Portfolio matrix).
Матрица бостонской консультационной группы, как видим, напрямую связана с характеристиками жизненного цикла товаров. Место товара в матрице определяется в зависимости от доли рынка и скорости роста рынка.
В качестве упрощенной альтернативы автоматизированному слежению за всем ассортиментом товаров может быть использован ABC-анализ, основанный на использовании принципа Парето. Идея этого анализа состоит в том, что довольно незначительная часть ассортимента составляет большую часть стоимости товара, как в запасах, так и в реализации и спросе. Если это предположение справедливо, то достаточно эффективный результат может дать мониторинг за этой ограниченной частью ассортимента.
ABC-анализ широко используется при разработке ассортиментной политики аптечной организации, где он является одним из элементов управленческого анализа при наблюдении за спросом на товары и услуги фармацевтической организации, а также для оперативного управления товарными запасами.
Методика проведения анализа состоит из ряда этапов.
Упорядочение ассортимента в порядке убывания стоимостного показателя (объем реализации, спрос, товарный запас и др.).
Выделение группы А, составляющей 10 % общего числа ассортиментных позиций; группы В, составляющей следующие 20 % общего числа ассортиментных позиций, и группы С, на которую приходятся остальные 70%.
Расчет удельного веса стоимостного показателя групп А, В и С.
Определение направлений комплексного использования АВС- анализа и ограничений при его использовании.
При формировании ассортимента аптечной организации приходится учитывать такое обязательное обременение в деятельности, как необходимость наличия обязательного ассортимента лекарственных препаратов и некоторых изделий медицинского назначения, утверждаемого Минздравом России и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Обязательный ассортимент должен закрепить права граждан России на бесперебойное обеспечение товарами первой необходимости из этого ассортимента.
Имеющаяся практика формирования перечней предусматривает их создание:
- в целом для аптечных организаций всех форм собственности по определенному количеству наименований (200 - 250);
- в соответствии с преобладающей эпидемиологией осенне-зимнего и летнего периодов (на время эпидемии гриппа, на период желудочно-кишечных инфекций);
- в зависимости от режима работы аптечной организации (работа в ночное время);
- для обеспечения декретированных групп населения.
Необходимо использовать не один, а комплекс различных подходов к формированию ассортиментного портфеля, которые позволят определить не только требования рынка к качеству оказываемой фармацевтической помощи, но и оценить имеющиеся возможности аптечной организации.
11.Порядок регистрации и экспертизы отечественных и зарубежных ЛС
В Российской Федерации регистрации подлежат все ЛС как отечественного, так и зарубежного производства. Затем на них оформляется сертификат о регистрации. В России существуют различные требования к экспертизе и клиническим требованиям для отечественных и зарубежных ЛС. Основные различия имеются на начальном и конечном этапах процедуры регистрации. Для отечественных ЛС во всех случаях является обязательным проведение фармацевтической экспертизы образцов.
Только при положительном решении по результатам такой экспертизы ЛС может быть допущено для рассмотрения на ФГК. Для зарубежных ЛС фармацевтическая экспертиза является обязательной только при решении ФГК о проведении клинических исследований или оценки биоэквивалентности, В отдельных случаях ФГК назначает выборочный контроль образцов ЛП.
Второе различие имеется на заключительном этапе регистрации. Только по отечественным, в отличие от зарубежных JIC, готовится приказ Минздрава РФ о разрешении медицинского применения данного ЛП. В приказе приводится краткая аннотация на JIC.
Разработаны принципы оценки биоэквивалентности JIC. Это особенно важно, т.к. значительная часть регистрируемых J1C представляют дженерики (воспроизводимые ЛC). Дополнены и переработаны требования к инструкциям по применению ЛС.
Регистрации ЛC предшествует проведение экспертизы, которую осуществляет Государственный научный центр экспертизы и контроля JIC по результатам доклинических и трех фаз клинических испытаний. При этом оценка качества ЛС зависит от уровня экспертизы представленных материалов, квалификации и объективности эксперта, оснащенности центров экспертизы.
Важным этапом экспертизы ЛС является изучение физических или химических процессов, происходящих при хранении и транспортировке ЛС. Факторы внешней среды (температура, влажность, освещение, контакт с другими веществами и т.п.) способны изменить физико-химические свойства ЛС, повлиять на их эффективность и безопасность.
На всех этапах создания, испытания, производства и реализации ЛС необходима действенная оценка качества. Конечным ее этапом является экспертиза, предшествующая регистрации Л С.
Контроль качества ЛС должен иметь предупредительный характер и не допускать появления на фармацевтическом рынке неэффективных и небезопасных ЛС, которые представляют серьезную угрозу здоровью и жизни человека.
12. Ветеринарная экспертиза
Ветеринарная экспертиза – это исследования, проводимые экспертом, обладающим специальными познаниями, профессиональным опытом и квалификацией, с целью установления физического состояния, причин заболевания или гибели, методов лечения различных животных, а так же с целью определения соответствия продуктов животноводства установленным требованиям и нормам.
13. Товароведческая экспертиза
Товароведческая экспертиза - исследование товара, проводимое компетентными специалистами на основании объективных фактов с целью получения достоверных данных.
Независимая товарная экспертиза является одной из самых распространенных видов экспертиз, в рамках которой решаются вопросы, связанные с соблюдением закона о защите прав потребителей и установления качества различных товаров, определяются вопросы о возможной причине поломки или неисправности товара, а также устанавливается действительная рыночная стоимость товара.
Товароведческая экспертиза проводится экспертами-товароведами, имеющими профессиональное образование в области товароведения. Объектами товароведческой экспертизы являются потребительские товары, оборудование, сырье и прочие непродовольственные товары. Независимая товароведческая экспертиза проводится в случае возникновения спорных ситуаций, при которых компетентными экспертами оценивается или определяется качество товара, его количество, происхождение, подлинность, товарная классификация, стоимость.
Независимая товароведческая экспертиза проводится по инициативе одной из сторон при решении различных спорных вопросов, когда у одной стороны имеются основания, связанные с качеством приобретенных в розничной сети товаров, их потребительскими свойствами или при отказе торгующей организации осуществить замену или возврат товара. Подобные экспертизы носят досудебный характер технического исследования качества товара, его потребительских характеристик и причин выхода из строя.
Независимая экспертиза приобретает статус судебной экспертизы, если в результате спора одна из сторон обратилась в суд, который вынес определение о назначении судебной экспертизы.
Предметом судебной товароведческой экспертизы является спектр специальных технических вопросов, ответы на которые обеспечивает установление фактических данных по судебным делам.
Экспертное заключение имеет юридическую силу, являясь необходимым для подачи искового заявления в суд, а также для мотивированного ответа покупателю на его претензию. Преимущество независимой экспертизы состоит в том, что экспертное заключение, выдаваемое заказчику, имеет статус официального документа доказательного значения и может быть использован в суде.
14. Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Виды экологической экспертизы
ФЗ «Об экологической экспертизе» различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение первой обязательно для всех строительных объектов и проводится экспертной коми, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями.
Принципы проведения экологической экспертизы
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и её последствий;
- обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
- гласности участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;
- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, качество, проведение экологической экспертизы.
Сроки проведения экологической экспертизы
Срок проведения государственной экологической экспертизы составляет:
для простых объектов - до 30 дней;
объектов средней сложности - до 60 дней;
сложных объектов - 120 дней.
Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлён, но не должен превышать шести месяцев для сложных объектов.
15. Санитарно-гигиеническая экспертиза
Проверка продуктов питания и мест, где они производятся, а также на соответствие продукции и мест установленным санитарным нормам является основной задачей санитарно-гигиенической экспертизы.
Основная работа специалистов по санитарно-гигиенической экспертизе включает в себя проверку, анализ, составление замечаний, - все, что входит в обязательные действия при проведении санитарной экспертизы.
Профессиональное и технически грамотное проведение санитарно-гигиенической экспертизы позволяет держать под контролем продуктооборот, и отвечает за качество поставляемой продукции.
Санитарная экспертиза бывает плановой и внеплановой.
Внеплановая - это экспертиза, проводящаяся в случае имеющихся подозрений относительно качества продукции. Помимо проверки мест и продукции, санитарно-гигиеническая экспертиза контролирует правильное ведение документации, чтобы препятствовать махинациям и подделке документов.
Проверка выявляет все недочеты при обработке и производстве продукции, а также специалисты помогают предприятиям, занимающимся оборотом продукции, исправить имеющиеся ошибки, чтобы качество продуктов соответствовало всем установленным нормам.
Перед началом санитарно-гигиенической экспертизы проводится проверка всей имеющейся документации: сертификатов, свидетельств, технических условий и т.д.
Если документы отсутствуют, то экспертиза не проводится, но и продукты не поступают на реализацию.
Если же все документы в порядке, то проводят осмотр целой партии продукции, обращая внимание на состояние склада или холодильника, в котором эта продукция хранится, и на состояние тары, чтобы она не содержала повреждений, способных повлиять на качество и сохранность продукции.
Все замечания, особенности и выявленные дефекты, отображаются в акте проведения экспертизы.
После осмотра тары приступают ко вскрытию упаковок продуктов. При этом загрязненные или поврежденные упаковки рассматриваются особо тщательно.
Далее при проведении санитарно-гигиенической экспертизы проводится анализ самих продуктов на соответствие установленным показателям.
Ответьте на следующие вопросы:
- Соответствует ли качество и характеристики товара (сорт, размер, данные и др.) маркировочным обозначениям, указанным на ярлыке? Если нет, то в чем эти различия?
- Сколько жизненных циклов товаров вы знаете?
- Соответствуют ли потребительские свойства товара - объекта исследования, характеристикам, установленным для данного вида товара?
- Имеются ли дефекты в товаре - объекте исследования? Относятся они к заводским или получены в результате эксплуатации?
- Влияют ли дефекты, имеющиеся на представленных для исследования изделиях, на качество, установленное для данного вида товара?
- Повлияли ли выявленные дефекты изделий на их потребительские свойства?
- Соответствует ли упаковка товара требованиям стандартов?
- Соответствовали ли условия транспортировки и хранение товара, правилам, установленным нормативной документацией?
- Могли ли повлиять конкретные условия транспортировки и хранения товара на снижение его качества?
- Как определяется рыночная стоимость товара?
- Что такое судебная экспертиза?
Задания
ЗАДАНИЕ № 1.
Препарат: натрия аденозитрифосфат.
- Заполните таблицу по товароведческой характеристике препарата.
2. Проведите консультацию пациента.
- Показания.
- Противопоказания.
- Побочное действие.
- Способ применения.
- Форма выпуска.
- Хранение.
3. Назовите синонимальную замену препарату.
ЗАДАНИЕ № 2.
1. Препарат: кальций глюконат для внутривенного введения
- Заполните таблицу по товароведческой характеристике препарата.
2. Проведите консультацию пациента.
- Показания.
- Противопоказания.
- Побочное действие.
- Способ применения.
- Форма выпуска.
- Хранение.
3. Назовите синонимальную замену препарату.
ЗАДАНИЕ № 3.
1. Препарат: теветен.
- Заполните таблицу по товароведческой характеристике препарата.
2. Проведите консультацию пациента.
- Показания.
- Противопоказания.
- Побочное действие.
- Способ применения.
- Форма выпуска.
- Хранение.
3. Назовите синонимальную замену препарату.
ЗАДАНИЕ № 4.
1. Препарат: нифедипин.
- Заполните таблицу по товароведческой характеристике препарата.
Проведите консультацию пациента.
- Показания.
- Противопоказания.
- Побочное действие.
- Форма выпуска.
- Способ применения.
- Хранение.
Какое лекарственное сырье можно использовать в комплексном лечении.
ЗАДАНИЕ № 5.
1.Препарат: коделак.
- Заполните таблицу по товароведческой характеристике препарата.
2. Проведите консультацию пациента.
- Показания.
- Противопоказания.
- Побочное действие.
- Способ применения.
- Форма выпуска.
- Хранение.
3. Назовите синонимальную замену препарату.
ЗАДАНИЕ № 6.
1.Препарат: капотен.
- Заполните таблицу по товароведческой характеристике препарата.
2. Проведите консультацию пациента.
- Показания.
- Противопоказания.
- Побочное действие.
- Способ применения.
- Форма выпуска.
- Хранение.
3. Назовите синонимальную замену препарату.
Наименование препарата. | Упаковка. | Маркировка. |
| Определение. | |||||||||||||||||||||||||||||
Первичная. | Вторичная. | Первичная. | Вторичная. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Материал. | Тара. | Фальсификация. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомагательный | Укупорочный. | По эксплутационым свойствам | По механизмам воздействия. | По конструкции. | Материал. | Тара. | Упаковка. | Текст. | Знаки. | Штрих код. | Регистрационый номер. | Серия. | Хранение. | Отпуск . | |||||||||||||||||||
ЛИТЕРАТУРА:
Управление и экономика фармации; учебник под ред. В.Л.Багировой, - М.: Медицина, 2010 г.
Управление и экономика фармации; учебник под ред. Е.Е.Лоскутовой, - М.: Академия, 2010 г.
Организация и экономика фармации. И.В. Косова.
Васнецова О.А. «Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебник для вузов/ О.А. Васнецова. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011;
Васнецова О.А. «Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум/ О.А. Васнецова. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи для проведения дифференцированного зачёта по предмету «Фармацевтическое товароведение» совместно с предметом «Основы общей психологии»
Задачи для проведения дифференцированного зачёта по предмету «Фармацевтическое товароведение» совместно с предметом «Основы общей психологии»...
Курс лекций по дисциплине: Товароведение товаров растительного происхождения ,специальность 080402 "Товароведение продовольственных товаров"
Конспекты лекций по товароведению товаров растительного происхождения...
Программа промежуточной аттестации по дисциплине: Товароведение товаров животного и комбинированного происхождения, специальность 080402 "Товароведение" (по группам однородных товаров)
Оценочное средство для проведения промежуточной аттестации...
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Товароведение продовольственных товаров по дисциплине/ профессиональному модулю по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по специальн
К современному специалисту общество предъявляет широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет умените самостоятельно добывать знания из источников, систематизировать полученну...
КОС ОП 02. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ специальности СПО 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров ( углубленной подготовки)
ОП 02. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения промежуточной аттестации на специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потре...
Учебное пособие по дисциплине "Товароведение продовольственных товаров"_Глава 1_Основы товароведения
В учебном пособии приведено описание и дана характеристика основных групп продовольственных товаров, которые используются на предприятиях питания в качестве сырья для приготовления пищи. Даны химическ...