Политическая система и государство
методическая разработка на тему
Методическая разработка практического занятия по дисциплине Основы права для студентов СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_-_politicheskaya_sistema.doc | 377.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБОУ СПО
"Медицинский техникум №2"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
СЕМИНАРА
ПО ОСНОВАМ ПРАВА
Тема занятия «Политическая система и государство»
Автор: Белова Н.М.
Специальность: 060501 «Сестринское дело»
Санкт-Петербург
2013
1. Место проведения и оснащение занятияМетодическая разработка «Политическая система и государство» является методической разработкой занятия по основам права .
Занятие проводится в виде семинара продолжительностью 90 минут в учебной аудитории.
Оптимизацию учебного процесса обеспечивают:
- работа с текстом Конституции РФ;
- таблица «Типы республик и их признаки»;
- схема: «Структура государственной власти в Российской Федерации»;
- мультимедийная техника для показа таблиц и схем;
- папки с материалами для самостоятельной работы студентов;
- проблемные вопросы по теме.
2. Актуальность темы, мотивация к ее изучению
Актуальность изучения Конституционного права в процессе подготовки специалистов среднего профессионального образования обусловлена коренными изменениями Российского общества, становлением демократического, гражданского общества.
Важной составляющей личности медицинского работника является его гражданская позиция. Изучение структуры политической системы общества, выявление причин возникновения государства и его сущности поможет понять необходимость и смысл государства как политического института, объяснить объективное значение его функций для жизнедеятельности общества.
3. Цели занятия
- Учебная
- закрепить знания основных понятий темы;
- познакомить студентов с концепциями возникновения государства;
- развить знания студентов о правовом государстве, принципе разделения властей, взаимоотношениях общества и государства;
- организовать выполнение студентами самостоятельной работы с текстом Конституции РФ, таблицами и схемами по теме занятия;
- учить высказывать свои аргументы на всех этапах занятия.
- Воспитательная
- формировать активную гражданскую позицию;
- формировать умение слышать мнение других;
- воспитывать чувство уверенности в способностях высказывать свою мысль.
- Развивающая
- формировать основы политической культуры;
- развивать умение анализировать, способность найти собственное решение в предложенной ситуации.
Конкретные задачи
После изучения темы студент должен:
- Иметь представление
- о теориях происхождения государства;
- знать
- основные понятия по теме: политическая система, государство, унитарное государство, федерация, конфедерация, формы правления, политические режимы, правовое государство;
- структуру органов государственной власти Российской Федерации, порядок их формирования и полномочия;
- уметь
- высказывать своё собственное понимание вопросов и проблем по тематике занятия;
- работать с текстом и сравнительными таблицами, делать выводы.
4. Межпредметные связи
Схема межпредметных связей темы
5. Графологическая структура темы.
6. Задания для самоподготовки к данному занятию
- Используя конспект лекции и текст учебника, усвоить основные понятия темы.
- Изучить текст Конституции РФ: гл.4 ст.83,84,87,90; гл.5 ст.102,103,104,109; гл.6 ст.111,112,113.
- Используя текст учебника и дополнительную литературу, подготовить сообщения на тему: "Теории происхождения государства: теологическая; патриархальная; классовая; договорная; теория насилия".
- Ответить на вопросы:
- что входит в политическую систему общества?
- какие функции выполняет политическая система общества?
- каковы функции государства?
- чем различаются федеративное и унитарное государства?
- какая форма правления государства в России?
- как взаимодействуют ветви государственной власти в России?
- охарактеризуйте типы политических режимов;
- назовите принципы правового государства.
7. Структура занятия
№ | Этапы занятия | Формы и методы проведения каждого этапа. Описание деятельности | Цель деятельности | Методическое обеспечение | Примерное время | |
преподавателя | студентов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Вводная часть | |||||
∙ организа- ционный момент | Приветствие. Организационные фразы о внешнем виде. Проверка присутствующих и готовности к занятиям | Отвечают на приветствие. Называют отсутствующих. Отвечают на вопросы | Организовать студентов. Мобилизовать внимание, создать рабочую обстановку | 2 мин. | ||
∙ формули-ровка темы и её обосно- вание ∙ определе-ние целей и задач | Сообщает тему и план занятия, подчеркивает ее актуальность Ставит перед студентами цели и задачи занятия | Знакомятся с темой и осмысливают план занятия Знакомятся с рабочими папками, осмысливают цели и задачи занятия | Раскрыть значимость темы, настроить студентов на целенаправ-ленную деятельность Формирова-ние познава-тельного интереса к учебной деятельности,формулирова-ние конечно-го результата работы студентов на занятии | Презентация темы и плана занятия Рабочие папки для студентов Презентация целей и задач занятия Рабочие папки для студентов | 2 мин. 2 мин. | |
2 | Основная часть | |||||
∙ закрепле-ние прой-денного материала и котроль знаний А) Контроль выполнения внеаудитор-ной само- стоятельной работы студентов Б) Индиви-дуальный устный контроль | Слушает сообще-ния студентов по заданным темам Ставит вопросы перед группой Комментирует выступления студентов Задаёт вопросы и слушает ответы Уточняет ответы студентов Просит студентов дополнить или исправить ответ | Выступают с сообщениями по заданным темам Слушают и осмысливают информацию Записывают в тетрадь схему Раскрывают основные понятия темы, отвечают на поставленные вопросы Дополняют и исправляют ответы | Выявление способности самостоятельно работать с дополнитель- ной лит-рой, уровня логи-ческого мыш-ления, разви-тие речи Выявление подготовлен-ности студентов к занятию, активизация и тренировка внимания | Сообщения студентов по теме "Теории происхождения государства" Заполнение схемы "теории происхождения государства" (см.прилож. 1) Опорные конспекты по теме занятия Уточняющие вопросы Проблемные вопросы | 20 мин 24 мин. | |
В) Самос- тоятельная работа студентов | Определяет задачи предстоящей работы Знакомит с порядком выпол-нения работ, иллюстрируя его показом таблиц и схем на экран. Организует и проверяет выполнение самостоятельной работы студентов Задает вопросы студентам | Заполняют схему "Структура государствен-ной власти в Российской Федерации" Осуществляют самоконтроль выполнения задания Изучают текст Конституции РФ Изучают таблицу "Типы республик и их признаки" Определяют тип республи-ки в России | Настроить на самостоятельную работу Закрепить теоретичес- кие знания Развивать логическое мышление, умение высказывать свое мнение и обосновывать его | Визуальный контроль деятельности студентов Контроль правильности выполнения заданий Рабочие папки для студентов Схемы и таблицы по темам заданий Текст Конституции РФ | 30 мин. | |
3 | Заключи- тельная часть | |||||
∙ подведе-ние итогов ∙ задание на дом | Аргументированно оценивает работу отдельных студентов и группы в целом Определяет степень достижения целей и задач занятия Оценивает знания студентов Сообщает тему следующего заня-тия, литературу, задания по самоподготовке Даёт методические указания | Слушают преподавателя Обращают внимание на замечания преподавателя Намечают (вместе с пре-подавателем) пути устране-ния ошибок Записывают тему следующе-го занятия, литературу, задания по самоподготовке | Развитие умения анализировать ошибки Стимулиро-вать интерес к учёбе Воспитание самокритичности, справед-ливости Организация подготовки к следующему занятию Развитие ин-тереса к СРС | Карта поэтапной оценки работы студентов на занятии Презентация темы, литературы, контрольных вопросов и заданий СРС | 5 мин. 5 мин. |
8. Индивидуальный устный контроль
Вопрос преподавателя | Предполагаемые ответы студентов |
∙ Что включает политическая система общества? Каковы функции политической системы? | См. опорные конспекты: приложение 2. |
∙ Что такое государство? Назовите его признаки. | См. опорные конспекты: приложение 3. |
∙ Назовите внутренние и внешние функции государства. | См. опорные конспекты: приложение 3. |
∙ Назовите и охарактеризуйте формы государственного устройства. | См. опорные конспекты: приложение 4. Унитарное государство – единое государство, подразделяющееся на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Федерация – союз относительно самостоятельных государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Конфедерация – союз независимых государств на договорной основе. |
∙ Что такое форма государственного правления? Какие формы государствен-ного правления вы знаете? | . См. опорные конспекты: приложение 4. Абсолютная монархия – единоличная власть, передающаяся по наследству. Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена деятельностью выборного парламента. Республика – форма правления, при которой источником власти считается народное большинство и основные органы государственной власти избираются гражданами. |
∙ В чём сущность теории разделения властей? | См. опорные конспекты: приложение 5. |
∙ Что такое политический режим? Назовите и охарактеризуйте типы политических режимов. | См. опорные конспекты: приложение 4, 6. |
∙ Назовите принципы правового государства. | См. опорные конспекты: приложение 7. |
9. Задания для самостоятельной работы.
Вид работы | Методическое обеспечение |
Задание 1. а). Заполнить пустые графы в схеме "Структура государственной власти в Российской Федерации". б). Проверить правильность выполнения задания по образцу. | Рабочие папки для студентов. Схема "Структура государственной власти в Российской Федерации". (приложения 8 ) Показ образца заполнения схемы на экране. (приложение 9) |
Задание 2. а). Изучить текст Конституции РФ: гл.4 ст.83,84,87,90; гл.5ст.102,103,104,109; гл.6 ст.111,112,113. б). Изучить сравнительную таблицу "Типы республик и их признаки". в). Определить тип республики в РФ. Обосновать свой вывод. | Рабочие папки для студентов. Текст Конституции Российской Федерации. Сравнительная таблица "Типы республик и их признаки". ( приложение 10) |
Список литературы
- Конституция Российской Федерации, 1993 г.
- Козлова Т.В. Основы права: учебно-методическое пособие для средних медицинских работников. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
- Правоведение: Учебник для вузов (А.И.Балашов, Г.П.Рудаков). – СПб: Питер, 2005.
- Правоведение. (ред. М.Б. Смоленский).- Ростов н/Д: "Феникс", 2003.
- Малько А.В. Теория государства и права. – М.: НОРМА, 2001.
- Нерсесянц В.С. Теория права и государства. – М.: НОРМА, 2001.
Приложение 1. | ||||||
Политическая система общества – совокупность создаваемых людьми государственно-правовых и массово-политических учреждений, выражающих и защищающих интересы определенных социально-политических сил общества, реализующих их цели по использованию государственной власти в системе управления социальными процессами | ||||||
Структура | ||||||
Государство | Политические | Общественно-политические движения и организации | ||||
Теологическая | Патриархальная | |||||
государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле | Государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху как дети к отцу | |||||
Основные теории | ||||||
Классовая | Договорная | Теория насилия | ||||
Государство – продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов | Государство – продукт договора между людьми о защите их естественных прав | Государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных |
Приложение 2. | ||||||
Политические организации как институты власти (органы государственной власти, политические партии, общественно-политические движения и организации) | Политические отношения | |||||
Политическая | ||||||
Политические | Политические и правовые | |||||
Политическая | ||||||
Функции | ||||||
определение целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности | организация деятельности общества на выполнение целей, задач, программ | |||||
распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных общностей | согласование интересов государства и социальных общностей | |||||
формирование политического сознания народных масс или манипулирование ими | утверждение данного политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности | |||||
законотворчество | ||||||
Приложение 3. | |||||||||||||||||||||||
Государство – это исторически сложившаяся особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения и придающая своим велениям обязательную для населения всей страны силу. | |||||||||||||||||||||||
Признаки государства | Функции государства | ||||||||||||||||||||||
1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница) | 1. Политическая → государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов | внутренние | |||||||||||||||||||||
2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления) | 2. Экономическая → государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.) | ||||||||||||||||||||||
3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях) | 3. Социальная → осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры | ||||||||||||||||||||||
4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений) | 4. Идеологическая → воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации | ||||||||||||||||||||||
5. Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию | 1. Участие в решении глобальных проблем | внешние | |||||||||||||||||||||
6. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага | 2. Обеспечение национальной безопасности | ||||||||||||||||||||||
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества | |||||||||||||||||||||||
4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях | |||||||||||||||||||||||
Приложение 4. | |||||||||||||||||||||||
Форма государства – указывает, как организованы и функционируют государство и право | |||||||||||||||||||||||
Форма | Форма | Политический | |||||||||||||||||||||
определяет, кому принадлежит власть, т.е. это способ организации верховной государственной власти | определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей | совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления | |||||||||||||||||||||
монархия | республика | унитарное | тоталитарный | ||||||||||||||||||||
абсолютная | президентская | ||||||||||||||||||||||
полупрезидентская (смешанная) | |||||||||||||||||||||||
конституционная | |||||||||||||||||||||||
парламентская | |||||||||||||||||||||||
Приложение 5.
Цель разделения властей | ||||||||
предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе, предусмотреть систему "сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении | ||||||||
Теория разделения властей | ||||||||
Основные положения | ||||||||
законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции | все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой | никакая власть не может пользоваться правами, предоставлен-ными конституцией другой власти | судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности | |||||
Разделение властей и их функции | ||||||||
Законодательная представляет интересы граждан, издает законы | Исполнительная управляет государственными делами | Судебная следит за соблюдением законов органами власти |
Приложение 6.
Политические режимы
Линии сравнения | Виды режимов | ||
Демократический | Тоталитарный | Авторитарный | |
1. Формы | Непосредственная и представительная демократия | Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм | От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, гражданских диктатур, например, в странах арабского Востока |
2. Социальная база | Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности | Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения | Опора на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь |
3. Государственное устройство | Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения | "Всеобщее государство", осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни | Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни |
4. Партийная система | Многопартийность | Государство одной партии | Правящая партия огосударствлена |
5. Оппозиция | Действует легально | Отрицается | Ее деятельность ограничена жесткими рамками |
6. Правовой принцип | Разрешено все, что не запрещено законом | Запрещено все, что не разрешено законом | Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью |
7. Права человека | Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан | Права граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство | Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности |
8. Экономика | Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер | Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина | Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой |
9. Идеология | Политический плюрализм | Существует единственная обязательная официальная идеология | Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений |
10. Карательные органы | Строго подчиняются закону | Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны | Важный элемент государственного аппарата |
Приложение 7.
Главная цель | Правовое государство – это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль над властью со стороны общества | |||||||||||||
обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах | ||||||||||||||
Признаки | ||||||||||||||
– Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в то числе и над самим государством. Деятельность государства ограничена рамками права | ||||||||||||||
– Существует реальное разделение властей | ||||||||||||||
– Взаимная ответственность личности и государства | ||||||||||||||
– Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность. Признание их высшей ценностью | ||||||||||||||
– Равенство всех перед законом | ||||||||||||||
– Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании различных партий, течений, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций и взглядов | ||||||||||||||
– Стабильность законности и правопорядка в обществе | ||||||||||||||
Пути формирования | ||||||||||||||
Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого | Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения | Превращение правоохранитель-ных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка | Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних |
Приложение 8.
Структура государственной власти
в Российской Федерации
Государственный аппарат | |||||||||||||||||||||
Президент РФ | |||||||||||||||||||||
Государственный совет – совещательный орган при Президенте РФ | |||||||||||||||||||||
Органы | Органы исполнительной | Органы | Прокура-тура | ||||||||||||||||||
Приложение 9.
Структура государственной власти
в Российской Федерации
Государственный аппарат | |||||||||||||||||||
Президент РФ | |||||||||||||||||||
Государственный совет – совещательный орган при Президенте РФ | |||||||||||||||||||
Органы | Органы исполнительной | Органы | Прокура-тура | ||||||||||||||||
Федеральное | Правительство | ||||||||||||||||||
Совет по 2 депутата от каждого субъекта федерации | Государст-венная Дума 450 депутатов избираются по партийному принципу | Председатель правительства РФ Зам. председателя Министры | Конституционный суд России 19 судей |
Приложение 10.
Изучив таблицу, определите, какой тип республики в России?
Типы республик и их признаки
Линии сравнения | Президентская | Полупрезидентская | Парламентская |
1. Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) | Избирается на заседании парламента | |
2. Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента | Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии |
3. Ответственность правительства | Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству | Двойная ответственность перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен | Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства |
4. Право роспуска парламента у президента | Отсутствует | Президент имеет право роспуска парламента | |
5. Наличие поста премьер-министра | Отсутствует | Существует пост премьер-министра | |
6. Объем полномочий президента | Полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти | Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством | Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по обществознанию «Политические партии и партийные системы»
Данная методическая разработка урока направленна на формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека...
Презентация к уроку по теории государства и права. Тема:" Система права".
В данной презентации представлены слайды по теме "Система права" для проведения урока по дисциплине Теория государства и права....
Участие молодежи в политической жизни государства. Молодежный парламентаризм
Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие потенциала молодежи и его использование в инт...
Открытый урок по английскому языку по теме "Политическая система Великобритании"
В ходе проведения данного урока решаются следующие задачи: § развитие творческих способностей студентов,...
Свержение самодержавия. Становление советской государственно-политической и экономической системы
Свержение самодержавия. Становление государственно-политической и экономической системы...
Политическая система Великобритании
Great Britain is a parliamentary monarchy. Power is divided among three branches: the legislative branch, the executive branch and the judicial branch....
Скрипты по обществознанию "Государство и его функции, политическая система. Форма государства." для подготовки к ЕГЭ по блоку: "Политика"
Скрипты по обществознанию "Государство и его функции, политическая система. Форма государства." для подготовки к ЕГЭ по блоку: "Политика"...