Значение растений в природе и жизни человека
план-конспект урока на тему
Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме: "Значение растени в природе и жизни человека".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_k_uroku_znachenie_rasteni_v_prirode_i_zhizni_cheloveka.docx | 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Значение растений в природе и жизни человека»
Автор | Илясова Екатерина Александровна | |||||||
Предмет | Биология | |||||||
Класс | 5 | |||||||
Раздел | Растения | |||||||
Тема урока | Значение растений в природе и жизни человека | |||||||
Тип урока | Изучения нового материала | |||||||
Цель | Раскрыть значение растений в природе и жизни человека | |||||||
Задачи | Образовательная: познакомить с многообразием и значением растений в природе и жизни человека. Развивающая: развитие понятий «экология», «культурные растения», «дикорастущие растения», развитие умений отвечать на проблемные вопросы. Воспитательная: формирование научного мировоззрения, формирование экологического мышления. | |||||||
Образовательные результаты | ||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов 2. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания 3. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 5. Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления. 6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Познавательные УУД: 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Регулятивные УУД: 1.Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. 2. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Коммуникативные УУД: 1. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в паре и группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | 1.Формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека 2. Формирование представлений о знаниях основных правил поведения в природе. | ||||||
Организация деятельности по достижению образовательных результатов | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1. Организация урока /Установка к деятельности / (1 минута) | ||||||||
Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их | Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя | - | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотива-ции к обучению и познанию.. | |||
II. Общее введение, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (5 минут) | ||||||||
1. Предлагает прослушать стихотворение Н.А. Ерошквской. Растения бывают разные: Одни - красотой поражают, Другие – очень опасные. Ядом своим убивают. Третьи считаем мы пищею, Четвёртые – медоносами, Пятые – просто лишними, Растущими без пользы. Но как гласит вечная Мудрость народов Востока, Есть травы не изученные, Но нет растущих без прока. Возьмите любое растение, Его изучите внимательно, И от какой-то болезни Оно вылечит вас обязательно.Слайд 2. 2. Помогает ответить на вопрос: о чем идет речь в стихотворении? Подводит к формулировке темы урока. 3. Предлагает записать число и тему урока: «значение растений в природе и жизни человекаСлайд 3. | 1. Слушают стихотворение. 2. Предполагают о чем идет речь в стихотворении, пытаются определить тему урока. 3.Записывают число и тему урока в тетрадь. | 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. 2.Структурирование знаний. 3.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | 1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно. 2. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий. | 1. постановка вопросов — инициативное сотрудничество. 2. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; владение диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1. Самоотношение и самооценка. 2. Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | |||
III. Проведение урока (25 минут) | ||||||||
1. Предлагает ответить на вопрос: какое значение имеют растения для людей? Обобщает и корректирует ответы учеников(Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ). Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них. Делают ткани, бумагу. Многие растения лекарственные. Растения служат и как строительный материал)Слайд 4. 2. Предлагает ответить на вопрос: какое значение имеют растения для животных? Корректирует ответы 3. Предлагает ответить на вопрос: Могут ли животные и человек жить на Земле без растений? Корректирует и обобщает ответы. 4. Поясняет, что сегодня предстоит разделить растения на группы в зависимости от пользы, приносимой человеку.Предлагает работать в паре, как ребята из сказки «Двое из Ларца»Слайд 5. 5. Предлагает открыть первый ларец, который лежит перед ребятами и выполнить задание написанное на нем (Задание: Чем отличаются дикорастущие растения от культурных? Определите, где растение дикорастущее, а где – культурное). Поясняет, что дикорастущие растения образуют растительный покров Земли. Они растут и размножаются без участия человека. Никто их не холит, не лелеет. 6. Предлагает осуществить самопроверку, сравнить выбранные дикорастущие растения с растениями представленными на слайде 6. 7. Предлагает записать определение. Дикорастущие растения – растения, которые растут и размножаются без участия человека 8. Предлагает ознакомимся с опасными для человека дикорастущими растениями, которые наиболее распространены у нас (амброзияслайд 7, циклохена слайд 8, борщевикслайд 9). 9. Предлагает осуществить самопроверку, сравнить выбранные культурные растения с растениями представленными на слайде 10. 10. Предлагает записать определение. Культурные растения – растения, специально выведенные человеком. 11. Поясняет, что культурные растения делятся еще на 4 группы, обращает внимание что эти группы будут рассматривать открывая ларцы и выполняя задания на них. Поясняет, что данные по группам культурных растений заносят в таблицу, которую им раздалиСлайд 11. 12. Предлагает открыть следующий ларец. (Задание: назови, из каких злаковых сделаны крупы, в ларце коробочки с крупами: манная, овсяная, перловка, пшено.) Предлагает попытаться ответить на вопрос:к какой группе растений относятся пшеница, овес, ячмень, просо? 13. Предлагает заполнить первую строку таблицыСлайд 12. 14. Предлагает открыть следующий ларец и выполнить задание написанное на нем. (Задание:Найди лишнее, в ларце картинки: томата, хлопчатника, груши, яблока.)Слайд 13. Предлагает попытаться ответить почему хлопчатник лишнее. Поясняет, что хлопчатник относится к группе технических растений. Предлагает заполнить следующую строку в таблице групп культурных растений Слайд 14. 15. Предлагает открыть следующий ларец и выполнить задание (Задание: распредели растения по группам). Предлагает осуществить самопроверку Слайд 15. Предлагает попытаться ответить на вопрос:по какому принципу вы разделили эти растения? Поясняет, что астра относится к декоративной группе растений. Предлагает заполнить следующую строку в таблице, декоративную группу Слайд 16. 16. Обращает внимание ребят на слайд 17 и предлагает попытаться ответить на вопрос к какой группе относятся эти растения. Предлагает заполнить последнюю строку в таблице по группе кормовых растений Слайд 18. 17. Обращает внимание, чторассмотрели дикорастущую группу растений и группы комовых растений, и что есть еще одна группа растений. Для того, чтобы разобраться какая существует еще группа растений предлагает отгадать загадкиСлайд 19. Ее обходят стороной, Колючая и злая дива. А как зовут траву? (Крапива) Неприметна среди трав, У нее спокойный нрав. Кто полезностью гордится?- Ароматная... (душица) Вкусен чай и ароматен, С ней он легок и приятен: Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты) Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (Подорожник) Предлагает ответить на вопрос: к какой группе относятся эти растения. Обращает внимание на некоторые лекарственные растения нашей местности (Мать –и-мачеха Слайд 20, Шиповник Слайд 21) | 1. Пытаются ответить на поставленный вопрос. 2. Пытаются ответить на вопрос (Для животных растения – это и “Дом” и “Пища”.) 3. Пытаются ответить на вопрос (Нет, не могут. Только растения образуют сахар, крахмал и другие питательные вещества, необходимые для человека и животных). 4. Настраиваются на работу в парах. 5. Читают задание, написанное на ларце (задание: чем отличаются дикорастущие растения от культурных?Определите, где растение дикорастущее, а где – культурное). 6. Осуществляют самопроверку, устраняю свои ошибки. 7. Записывают определение. 8. Знакомятся с опасными дикорастущими растениями произрастающими в нашей местности. 9. Осуществляют самопроверку по культурным растениям, устраняю свои ошибки. 10. Записывают определение. 11. Осмысляют, рассматривают таблицу. 12. Выполняют задания. Поясняют, что Манная – из пшеницы, овсяная – из овса, перловка – из ячменя, пшено – из проса. Предполагают, что все эти растения относятся к пищевой группе культурных растений. 13. Заполняют первую строку таблицы (пищевую группу). 14. Выполняют задание, предполагают, что лишнее – хлопчатник. Отвечают на поставленный вопрос: груша, яблоко относятся к группе пищевых растений. Заполняют следующую строку в таблице по группе технических растений. 15. Выполняю задание из ларца. Осуществляют самопроверку, исправляют ошибки. Предполагают, что, лен относится к технической группе культурных растений, Лук, Огурец, Кабачок, Цветная капуста, Пшеница к пищевой. Характеризуют в таблице декоративную группу культурных растений. 16. Рассматривают растения на слайде. Пытаются ответить на вопрос, что растения относятся к кормовой группе культурных растений. Заполняют в таблице строку по группе кормовых растений. 17. Структурируют свои знания. Отгадывают загадки. Предполагают. Что крапива. Душица, мята, подорожник относятся к группе лекарственных растений. | 1. Структурирование знаний; 2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 4. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 5. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 6. Построение логической цепи рассуждений; 7. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | 1.Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 2. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. 3. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий. | 1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 2. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 4. Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; 5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1.самоотношение и самооценка. 2. Личностное, профессиональное, жизненное само-определение. 3. Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. 4. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости; 5. Выстраивание собственного мировоззрения; 6. Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; 7. Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы; 8. Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды. | |||
IV. Подведение итогов, рефлексия(10 минут) | ||||||||
Предлагает вспомнить значение растений, открыв последний ларец (Задание: вспомните пословицы). Сломить дерево — секунда, вырастить — ... (года). Дорого дерево не только плодами, но и ... (листами) Сажай лес в поле — будет ... боле. (хлеба) Лук и капуста ... не пустят. (болезнь) Морковь прибавляет ... . (кровь) Подводит итоги о необходимости растений в природе и жизни человека, предлагает составить знаки как нужно себя вести в лесу. Подводит итоги урока. Призывает к бережному отношению окружающей среды. Ребята, закончите пожалуйста, предложения: Самым интересным для меня сегодня было... На сегодняшнем уроке я задумался.... Зачитывает стихотворение. Помочь природе сложно, но если каждый начнёт с себя, то всё получится! | Выполняют задание из ларца, обобщают знания о значении растений. Осуществляют рефлексии, отвечая на вопросы: Самым интересным для меня сегодня было... На сегодняшнем уроке я задумался.... Участвуют в подведении итогов урока. | 1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и форме. 2. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 3. Построение логической цепи рассуждений; 4. Выдвижение гипотез и их обоснование. | 1. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; 2. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий. | 1. Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; 2. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1. Самоотношение и самооценка. 2. Личностное, профессиональное, жизненное само-определение. 3. Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. 4. Построение системы нравственных ценностей как основания личностного морального выбора. 5. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости; 6. Выстраивание собственного мировоззрения; 7. Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; 8. Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы; 9. Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение игры в жизни человека.
Не случайно одни из важныхопределений человеческого существа является Homo ludens - “человек играющий».Великий Шиллер утверждал, что человек только тогда по-настоящему чувствует себячеловеком, когда о...
Значение спорта в жизни человека
Презентация про значение спорта в жизни человека....
Консультация для воспитателей "Растения уголка природы"
Главное правило - растения должны быть чистыми, ухоженными и безопасными для детей....
Тема: Роль растений в природе и жизни человека. Лесные ресурсы человечества. Практическое занятие № 8 «Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края»
Данный урок предназначен для студентов СПО дисциплины "Экологические основы природопользования". Даётся информация о роли растений в природе и жизни человека, значении лесных ресурсов....
Тема урока: «Понятие о дисперсных системах. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека»
Тема: «Понятие о дисперсных системах. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека»Цель: дать понятие о дисперсных системах, их классификация. Раскрыт...
Презентация к образовательному салону "Особенности ООП по разделу мир природы и мир человека"
Презентация к образовательному салону "Особенности ООП по разделу мир природы и мир человека"...
Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека
Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями со...