Значение игры в жизни ребенка
статья на тему

Дубовская Ольга Вениаминовна

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, служит становлению психики ребенка, его личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игра в развитии ребенка109.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования  Центр внешкольной работы с детьми и молодёжью

Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

EMBLEM1

Статья

Значение игры в жизни ребенка.

Автор:

Дубовская Ольга Вениаминовна

Санкт- Петербург

 2015/2016

Игра – её значение в жизни ребенка.

Игровой замысел – фундамент для игрового творчества.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».  

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, дисциплинированность, ловкость и т.д. Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, чувствует себя – отважным пилотом, храбрым моряком, который гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Дети играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в данный момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды сказок, рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явление, их значение становится для него более понятным. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе как действует человек, которому хочется подражать. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет, завести мотор, заправиться бензином. Так в игре развиваются способности будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что начало развития творческих способностей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует, как переход к творческой деятельности «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли...». Глубокий сложный процесс преобразования и освоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле – в выборе темы игры, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли  и чувства.

Развитие игрового замысла связано с общим умственным развитием ребенка. Дошкольники 5-6 лет проявляют большой интерес к различным профессиям (моряки, летчики, космонавты). У них есть любимые герои, которым они стремятся подражать. Растущие познавательные интересы детей обогащают сюжеты их игр, делают более стойкими их замыслы, которые иногда на длительное время завладевают их воображением. Появление длительной игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Продолжительное пребывание в одной роли помогает детям глубже вникать в смысл изображаемого. Для длительных игр характерна импровизация. В ходе развития сюжета возникают новые идеи, новые образы.

Ребенок отличает игру от действительности, недаром в лексиконе всех дошкольников есть слова как будто, понарошку и «поправде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренние. Ребенок не фальшивит, не притворяется: «мама» по-настоящему любит свою дочку куклу, «летчик» серьезно озабочен тем, как лучше посадить самолет на льдину. С развитием и усложнением игрового замысла чувства детей становятся более осознанными, глубокими. Игра выявляет переживания ребенка, формирует его чувства. И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, используя разные предметы. Входя в роль, ребенок старается подражать поступкам взрослых. Игровые действия детей всегда реальны. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Между речью и  игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и предметы, которые помогают ему действовать со взятой на себя ролью.

Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний, умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, так же влияющие на развитие творческого замысла. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, служит становлению психики ребенка, его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры в жизни человека.

Не случайно одни из важныхопределений человеческого существа является Homo ludens - “человек играющий».Великий Шиллер утверждал, что человек только тогда по-настоящему чувствует себячеловеком, когда о...

Значение спорта в жизни человека

Презентация про значение спорта в жизни человека....

Мастер-класс для педагогов центра: ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует ис...

Консультация для родителей «Значение подражания в жизни детей»

В жизни ребенка - дошкольника огромную роль играет подражание. Сначала они копируют своих родителей, затем старших братьев и сестер....Как и что ребенок копирует в первую очередь?...

Значение игры в организации жизни и деятельности детей

В педагогической литературе роль игры в развитии детей дошкольного возраста освещалась довольно широко. Известный советский педагог и врач Е.А. Аркин пишет: «Не может быть здорового развития без...

Значение игры для развития ребенка с овз

значение игры для развития ребенка...

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка...