МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА «Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации».
методическая разработка по теме
Методическая разработка конкурса по дисциплине «Технология оказания медицинских услуг» Профессионального модуля 04(07) «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».
Данный модуль включает в себя следующие дисциплины:
1. Теория и практика сестринского дела
2. Безопасная среда для пациента и персонала
3. Технология оказания медицинских услуг.
Тема конкурса «Организация питания в стационаре.Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации».
Цель конкурса: повторение пройденного материала в рамках подготовки к промежуточной аттестации по дисциплине «Технология оказания медицинских услуг».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЛАКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КОНКУРСА
«Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации».
Дисциплина: «Технология оказания медицинских услуг»
Составила преподаватель
дисциплины «Технология
оказания медицинских услуг»
Дорофеева Татьяна Николаевна
2013 г.
Методическая разработка конкурса по дисциплине «Технология оказания медицинских услуг» Профессионального модуля 04(07) «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».
Данный модуль включает в себя следующие дисциплины:
- Теория и практика сестринского дела
- Безопасная среда для пациента и персонала
- Технология оказания медицинских услуг.
Тема конкурса «Организация питания в стационаре.Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации».
Цель конкурса: повторение пройденного материала в рамках подготовки к промежуточной аттестации по дисциплине «Технология оказания медицинских услуг».
В конкурсе могут принимать участие студенты первого курса специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело».
Количество студентов в команде 5 – 7 человек.
В рамках оформления аудитории предлагается сделать выставку творческих работ студентов по данной теме, выставку учебной и научной литературы из фонда библиотеки колледжа. В ходе конкурса используется мульти-медиа установка.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ
В процессе жизнедеятельности человек постоянно совершает работу. Даже в состоянии покоя, лежа в расслабленной позе, человек работает – у него сокращается сердце, происходят дыхательные движения, осуществляется обмен веществ.
Восполнение организмом энергетических затрат, связанных с выполнением работы, происходит за счет питания, т. е. поступления и использования пищи. Очень важно обеспечить поступление в организм необходимых питательных веществ в оптимальном количестве и в нужное время.
Кроме питания здорового человека, есть еще и лечебное питание, которое является составной частью общего плана лечения больного человека. Существует 15 диетических столов, каждый из которых соответствует определенному заболеванию или группе заболеваний. Диетический стол назначает лечащий врач. Медицинская сестра, работая в тесном контакте с пациентами и их родственниками, обязана обучать их правилам рационального питания согласно назначенной диеты, познакомить с продуктами, разрешенными к употреблению, правилами кулинарной обработки. Так же в обязанности медицинской сестры входит контроль продуктовых передач. Для этого медсестра должна сама хорошо разбираться в этом вопросе. Изучение темы «Питание пациента» позволяет получить нужные знания и использовать их в дальнейшей работе.
На нашем конкурсе будут освещены основные теоретические и практические вопросы по названной теме.
Оценочный лист (этапы конкурса)
Этапы конкурса | Максимальное количество баллов | Команда №1 | Команда №2 |
| 3 | ||
| 1 | ||
| 3 | ||
| 5 | ||
| 5 | ||
| 5 | ||
| 3 | ||
| 3 | ||
| 3 | ||
| 1 | ||
| 0,3 | ||
Итого | 32,3 |
1 этап конкурса – Визитная карточка команды - необходимо представить название команды, девиз, приветствие соперникам, болельщикам и жюри. Оценивается внешний вид конкурсантов, артистизм, раскрытие темы конкурса.
2 этап конкурса - Блиц опрос. Командам задаются по 10 вопросов, на которые незамедлительно нужно дать исчерпывающий ответ.
3 этап конкурса - Завтрак пациенту. Из предложенных продуктов необходимо составить меню для завтрака пациенту с определенным заболеванием и назначенной диетой.
4 этап конкурса письменный – необходимо заполнить бланк порционного требования, используя список пациентов определенного отделения.
5 этап конкурса - Искусственное питание пациента, конкурс практический. Студентам необходимо выбрать из предложенных необходимые блюда для обеда и покормить пациента через назогастральный зонд или зонд, введенный через гастростому.
6 этап конкурса - теоретический. Студенты по очереди получают билеты с вопросами по санитарно-гигиеническому режиму буфетной и столовой и тут же отвечают на них.
7 этап конкурса - Парентеральное питание пациента. Нужно правильно выбрать препарат для внутривенного введения и поставить «больному» капельницу.
8 этап конкурса - Контроль продуктовой передачи. Оценивается не только правильность решения задачи, но и умение общаться с родственниками пациента.
9 этап конкурса – Определить, какие образцы круп находятся в контейнерах.
10 этап конкурса – Презентация диетического блюда.
11 этап конкурса – Угадай сок по вкусу.
1 этап конкурса - Визитная карточка команды
Оценочный лист
Максимальная оценка | Команда №1 | Команда №2 | |
Внешний вид | 1 | ||
Качество выступления | 2 | ||
Итого | 3 |
2 этап конкурса Блиц – турнир
Вариант 1
- Значение питания для живого организма?
- Из каких компонентов состоит пища здорового человека?
- Какое заболевание возникает при недостаточности витамина «С»?
- Соблюдение здоровым или больным человеком определенного режима и рациона питания называется_______________
- Что такое «порционное требование»?
- Что значит принцип «тренировки»?
- Показания для диеты № 8?
- При заболеваниях какой системы органов применяется принцип «щажения»?
- Кто занимается раздачей пищи в лечебном отделении?
- Способ кормления пациента в бессознательном состоянии?
Блиц - турнир
Вариант 2
- В каких единицах измерения выражается энергетическая ценность пищи?
- Значение витаминов в организме?
- Какое заболевание возникает при недостаточности витамина «Д»?
- Необходимую диету пациенту определяет_____________
- Кто и как часто составляет порционное требование?
- Что значит принцип «коррекции»?
- Показания для диеты № 13?
- Значение разгрузочных дней?
- Какой режим питания для здорового человека является более рациональным?
- Способ кормления пациента при отсутствии пищевода?
Эталон ответов на вопросы блиц турнира
Вариант 1
- Пища является источником строительного материала и энергии.
- Пища здорового человека состоит из белков, жиров, углеводов, воды, минеральных веществ и витаминов.
- Цинга.
- Диета
- Документ, говорящий о количестве и качестве назначенных диет.
- Расширение первоначально строгой диеты
- Ожирение
- При заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта
- Буфетчица и палатная медсестра
- Через зонд
Вариант 2
- В килоджоулях или килокалориях
- Являются катализаторами всех жизненно важных процессов в организме
- Рахит
- Лечащий врач
- Палатная медсестра ежедневно
- Удаление из рациона продуктов, поддерживающих патологический процесс.
- Высокая лихорадка
- Разгрузка функции больного органа
- 4-разовый
- Через гастростому
Блиц оценивается в 1 балл. Каждый вопрос – 0,1 балла.
3 этап конкурса
Задание 1. Составить меню для завтрака пациенту
Диета № 1а
Продукты:
- крупа манная
- крупа гречневая
- горох
- булочка «Докторская»
- сливочное масло
- чай
- сахар
- молоко
- сухарики белые
Ответ:
Задание 2. Составить меню для завтрака пациенту
Диета № 9
Продукты:
- крупа манная
- крупа гречневая
- горох
- булочка «Докторская»
- сливочное масло
- чай
- сахар
- молоко
- сухарики белые
Ответ:
ЭТАЛОН ОТВЕТА
Составить меню для завтрака пациенту Диета № 1а, 9
Диета № 1а
Каша манная протертая на молоке
Некрепкий чай с сахаром
Диета №9
Каша гречневая с молоком
Чай без сахара
Булочка «Докторская» с маслом
Оценочный лист «Завтрак пациенту»
Максимальная оценка | Команда №1 | Команда №2 | |
Правильный подбор продуктов | 1,5 | ||
Приготовленное блюдо | 1,5 | ||
Итого | 3 |
4 этап конкурса. Выписать порционное требование
Наименование учреждения______________________________________
ПОРЦИОННОЕ ТРЕБОВАНИЕ
на питание больных отделения №____________ на «_____»____________ 20_____ г.
Сведения о наличии больных
по состоянию на 12-00 час. «_____»_____________20______г.
№ палаты | Кол-во пациен-тов | В том числе по диетам | |||||||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
всего |
Старшая м/с _______________ (________________)
Зав. отделением _________________ (____________)
Дата составления
порционника _______________________________
Палатная м/с ______________________ (_____________)
Список больных терапевтического отделения №6 МБУЗ ГБ №1
13.06.2013г. 12-00 часов
1 палата
| Сахарный диабет Ожирение 2 ст. Сахарный диабет Гипертоническая болезнь 2ст. Ишемическая болезнь сердца Сахарный диабет |
2 палата
| Инфаркт миокарда, ремиссия Гипертоническая болезнь 2 ст. Инфаркт миокарда, ремиссия Ожирение 3 ст. |
3 палата
| Язвенная болезнь желудка, обострение, 4 день Острый панкреатит Хронический панкреатит, ремиссия Язвенная болезнь желудка, ремиссия |
4 палата
| Острый колит, профузный понос Острый гастрит,2 день Язвенная болезнь желудка, обострение 8 день Острый холецистит |
Оценочный лист «Выписывание порционного требования»
Максимальная оценка | Команда №1 | Команда №2 | |
Правильность оформления документа | 2 | ||
Правильность обозначения диет | 3 | ||
Итого | 5 |
5 этап конкурса – конкурсантам предложены емкости с «приготовленными» блюдами. Необходимо выбрать нужное и осуществить искусственное кормление «пациента» на фантоме.
Оценочный лист Искусственное питание пациента
Максимальная оценка | Команда №1 | Команда №2 | |
Правильность выбора меню | 2 | ||
Правильность выполнения манипуляции | 3 | ||
Итого | 5 |
Эталон ответа по выбору меню
Кормление пациента через зонд:
- Куриный бульон с протертыми овощами и мясом 400,0
- Компот
- Вода кипяченая 50,0
Кормление пациента через гастростому:
- Суп крупяной протертый
- Овощное пюре протертое с говядиной
- Кисель
- Вода кипяченая 50,0
6 этап конкурса
Вопросы по санитарно-гигиеническому режиму буфетной и столовой
Вариант 1
- Правила мытья столовой посуды
- Правила обработки ветоши и мочалок
- Контроль за санитарным состоянием тумбочек.
Вопросы по санитарно-гигиеническому режиму буфетной и столовой
Вариант 2
- Правила мытья кухонной посуды.
- Правила обработки уборочного инвентаря.
- Контроль за санитарным состоянием холодильника.
Санитарно-гигиенический режим буфетной и столовой
Эталон ответов
I. Мытье столовой посуды:
- Обезжиривание – в 1 гнезде ванны – мытье посуды щеткой при температуре воды 50С с добавлением разрешенного моющего средства.
- Обеззараживание – во 2 гнезде ванны – проводится с дезинфицирующим средством (экспозиционная выдержка зависит от используемого дезинфицирующего средства).
- Ополаскивание – в 3 гнезде ванны – проводится под горячей проточной водой при температуре не ниже 65С.
- Сушка – в специально отведенном месте на специальных полках или решетках.
- Хранение – в закрытых шкафах.
II. Мытье кухонной посуды:
- Обезжиривание – мытье горячей водой (50С) с добавлением разрешенных моющих средств.
- Ополаскивание – осуществляют горячей водой при температуре не ниже 65С.
- Сушка – в специально отведенном месте на специальных полках или решетках.
- Хранение – в специально отведенном месте на специальных полках.
3.Обработка ветоши и мочалок для мытья посуды и протирки столов – кипячение 15 минут после окончания уборки или дезинфекция с помощью разрешенных дезинфицирующих средств, прополаскивание в воде и сушка в специально отведенном месте. Хранение в специально отведенном месте.
4.Уборочный инвентарь после мытья полов дезинфицируется в том же ведре, которое использовалось для уборки (0,5-1% раствор хлорной извести – 60 минут), прополаскивается в воде и сушится. Хранится в специально отведенном месте. Обязательна маркировка.
5.Контроль за санитарным состоянием тумбочек:
- В тумбочках разрешается хранить конфеты, варенье, печенье.
- Дезинфекция тумбочек проводится ежедневно утром и вечером 1% раствором хлорамина.
6.Контроль за санитарным состоянием холодильника:
Продукты в холодильнике хранят в упаковке с указанным сроком годности и в целлофановом пакете. На пакете должна быть этикетка с указанием фамилии И.О. пациента и № палаты. Все продукты должны соответствовать диете пациента и разрешены для передачи по списку Сан-Пин.
Холодильник размораживают 1 раз в неделю с последующей дезинфекцией 1% раствором хлорамина
Оценочный лист «Санитарно-гигиенический режим буфетной и столовой»
Максимальная оценка | Команда №1 | Команда №2 | |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
Итого |
7 этап конкурса – парентеральное кормление пациента. Из предложенных препаратов необходимо выбрать нужное для парентерального питания и поставить в/в капельницу на фантоме.
Максимальная оценка | Команда №1 | Команда№2 | |
Правильность выбора препарата | 2 | ||
Правильность выполнения манипуляции | 3 | ||
Итого | 5 |
8 этап конкурса
1 вариант
Пациенту Д., с назначенной диетой № 10 принесли продуктовую передачу: сок яблочный 200 мл, 6 вареных яиц вкрутую, сдобное печенье, картофельное пюре с кусочком тушеной говядины. Какие продукты не разрешены для передачи?
2 вариант
Пациентке А., с назначенной диетой № 5 принесли продуктовую передачу: кисель фруктовый 500мл, лимон, простоквашу-самоквас 1л, кусочек отварной говядины, груши. Какие продукты не разрешены для передачи?
Эталон ответа к заданию «Контроль продуктовой передачи»
диета № 10 для пациента Д. - запрещено: яйца, сдобное печенье.
диета №5 для пациентки А. – запрещено: лимон, простокваша-самоквас.
Оценочный лист задания «Контроль продуктовых передач»
Максимальное ко-во баллов | Команда №1 | Команда №2 | |
Правильность решения задачи | |||
Доходчивость объяснения | |||
Корректность общения | |||
Итого |
9 этап конкурса
Известно, что в основе многих лечебных диет является применение различных круп. Они используются для приготовления каш, супов, запеканок. Участникам конкурса необходимо определить какие образцы круп находятся в контейнерах
Эталон ответов на «Дополнительное задание»
- - Гречневая крупа
- - Пшено
- - Рис
- - Перловая крупа
- - Ячневая крупа
- - Пшеничная крупа
- - Манная крупа
- - Кукурузная крупа
- - Горох
- - Чечевица
Задание оценивается в 1 балл
каждый вопрос –0,1 балла
10 этап конкурса
Презентация приготовленного диетического блюда. В нашем случае было предложено приготовить такие блюда: кнели из курицы, мясное суфле, ягодный мусс, творожный пудинг. Конкурс оценивала диет-сестра городской больницы. Учитывались не только правильность приготовления блюда, но и эстетичность его представления.
11 этап конкурса
Конкурс для болельщиков. Необходимо по вкусу узнать, из каких фруктов, овощей или ягод приготовлен сок. Название сока на упаковке закрыто.
Эталон ответа к заданию
«Угадай название сока»
1- персик, 2- виноград, 3- тыква, 4- банан, 5 - абрикос, 6 - морковь
Задание оценивается в 0,3 балла при угадывании всех соков. При не угадывании хотя бы одного наименования баллы не начисляются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по дисциплине "Психология" на тему "Общение с пациентом"
На первое место в деятельности медицинской сестры в качестве оставляющей эффективности лечения выдвигается сейчас проблема профессионального общения, необходимость эмпатического понимания и ряд ...
Методическая разработка для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболеваниях эндокринной системы".
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболеваниях эндокринной системы"....
КОРМЛЕНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА. Методическая разработка для преподавателей.
Изучение данной темы актуально из-за большого количества пациентов нуждающихся в регулярном проведении данных манипуляций. Знания и умения, приобретенные на занятии, необходимы при изучении различных ...
КОРМЛЕНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА. Учебно-методическое пособие для студентов.
Кормление тяжелобольного пациента требует особых навыков и умений. Иногда нормальное питание пациента через рот затруднено или невозможно (некоторые заболевания органов полости рта, пищевода, желудка)...
Методическая разработка практического занятия «Сестринское обследование и уход за пациентами при Бронхиальной астме »
Тесты ,задачи...
Методическая разработка практического занятия «Сестринское обследование и уход за пациентами при Бронхиальной астме »
тесты,задачи...
Методическая разработка практического занятия по теме Личная гигиена тяжелобольного пациента Пм .04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Методическая разработка практического занятия по теме Личная гигиена тяжелобольного пациента Пм .04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными....