Классный часс:Сквернословие
классный час по теме

Челапко Нина Михайловна

В нашей жизни мы часто в обращении слышим слова нецензурной лексики,в ходе этого классного часа стараюсь обьяснить,как негативно сказывается на человеке такое обращение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klasnyy_chas.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАСНЫЙ ЧАС

«ставим условие долой сквернословие»

 Цель:расширить знания а вредных привычках,познакомить с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать устойчивую неприязнь к матерщине,сквернословию,отрицательное отношение к вредным привычкам,человеческим порокам;побуждать к нравственному самосовершенствованию,саморазвитию.

Оформление:

            Написать на доске тему и эпиграф «Нет ничего заразнее слова»

                                                                             Восточная мудрость

                                                                        «От гнилого сердца и гнилые слова»

                                                                               Русская пословица

                                                     Слова:Отчизна,мать,добро,любовь,верность,надежда,

                                                                 дружба,ненависть,измена,ложь,прикольно,супер,

                                                                 облом,трус,предатель.

                                    Рифмы для антирекламы:мат-ад,брат,богат,девчат,дрожат,ушат,

                                                                   небогат,глуповат,слабоват,концентрат;

                                                                                  Материться- добиться,злиться,больница,

                                                                     лечиться.

  План классного часа:

1.Интерактивная беседа по теме « Слово с большой буквы».

2.Эстафета добрых слов

3.Информационный блок «Заразные слова»

4.Дискуссия «Нужен ли нам мат»

5Творческие задания: Как избавиться от сквернословия

                                      Антиреклама сквернословия.

6Заключительное слово.7.Подведение итогов.

11Интерактивная беседа.

         Сегодня мы говорим о здоровье.Приходилось ли вам слышать о такой болезни-

«копролалия» ?

         Это тяжолое психическое заболевание,встречается достаточно редко.Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания.Но об этом позже.Послушайте стихотворение

                                  Ржавеет золото,и истлевает сталь,

                                  Крошится мрамор.К смерти все готово.

                                   Всего прочнее на земле –печаль

                                  И долговечней- царственное слово.

                                                                         А.Ахматова.

          Царственное слово- самое долговечное на земле.Как вы думаете,что имеет в виду Ахматова:какое-то конкретное слово или слово как Божий дар.? (высказывания учащихся)

           Россия- страна православной традиции.Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову.И народная мораль осуждала многословие.Празднословие, пустословие, суесловие, болтовня – вот сколько слов, в которых содержится осуждение пустопорожних разговоров.Много на эту тему существует и пословиц:

- Слово – серебро, а молчание – золото

-Словом оправдаешь, словом и осудиш

-Не торопись языком, торопись делом

-Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь

-От доброго слова язык не усохнет

-Ласкова слово,что вешний день.

      Все русские святые благоговейно относились к слову, некоторые подвижники годами непроизносили ни слова.Была даже заповедь6 «Скажешь не более 7 слов в день – спасешся».Почему,как вы думаете,считалось, что многословие ведет к греху?

( высказывания учащихся)

       Мы, жители современной России,наследники этой традиции. Хорошо ли мы распорядились этим наследством?  Послушайте еще одно стихотворение Ахматовой.

                                                       Мы знаем, что ныне лежит на весах

                                                       И что совершается ныне.

                                                       Час мужества пробил на наших часах,

                                                        И мужество нас не покинет.

                                                        Не страшно под пулями мертвыми лечь,

                                                        Не горько остаться без крова,-

                                                        И мы сохраним тебя, русская речь,

                                                        Великое русское слово.

                                                        Свободным и чистым тебя пронесем,

                                                         И внукам дадим, и от плена спасем НАВЕКИ!

           Эти строки родились в годы ВЕЛИКОЙ Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы.Тогда миллионы русских поняли, что они отстояли свою землю любой ценой. Солдаты аоевали за Родину, за свой дом, за березку под окном, мало кто думал как сохранить русскую речь.Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык .а занчит сохранить великий русский народ.В этих словах и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло почти80 лет.Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям.( Много слов иностранных, английских, много исковерканных слов, слова пересыпаны матом, ругательствами,молодежь употребляет всего 30-40 слов, ничего не ситает, очень много сквернословия.)

           Да , судя по тому, как говорят наши ученики, мы не выполнили этого завета.

                                                          Словом можно убить, словом можно спасти,

                                                           Словом можно полки за собой повести.

                                                            Словом можно продать, и предать , и купить,

                                                            Словом можно в рязящий свинец переплавить.

         Давайте из записанных слолв на доске выберем те слова которыми можно спасти, какими убить , какими вдохновить ?

  Эстафета добрых слов

      Большой знаток слова, автор знаменитого словаря Владимир Даль писал: « с языком, человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом.»И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые минуты приходят на помощь психологи, которые лечат словом душевные раны.Добрые ,спокойные, утешительные,спокойные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова ? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова : добро, вера, надежда, любовь, счастье, красота.Давйте провери Это утверждение. Предлагаю провести «Эстафету добрых слов «. Пусть каждый по цепочке попобует сказать какое нибудь доброе слово. Не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека – это тоже очень хорошее и доброе слово. (……………….)

Мне кажется, что после этого у нас как будь то стало теплее.А если бы такие слова звучали у нас ежедневно?

ЗАРАЗНЫЕ СЛОВА:

           Но к сожалению мы чаще всего слышим другие слова….Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни.Мы уже говорили в начале о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у очень многих здоровых людей.Название этой болезни происходит от греческого слова КОПРАС- кал, грязь и ЛАЛИА – речь.Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников. Мы подготовили небольшие сообщения о сквернословии.( несколько учащихся могут сделать сообщения).

          1.Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов.Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.Современные ученые, используя новейшее оборудоваение пытаются доказать вредное аоздействие мата.Провели эксперимент с растениями: на одни направляли ласковые слова, молитвы, классическую музыку, а на другие матерщину. В результате обруганные растения или погибали. Или хуже развивались.Вода заряженная добрым словом, становилась лечебной, а та на которую лилась матерная брань- ядом

            2.Некоторые ученые утверждают.что мат опасен и для человека.Он влияет на наследственность, ведет к гормональному нарушению (например: у женщин грубее голос, появляются мужские признаки, а у мужчин наоборот.) Некоторые считают,что мат помогает выпускать пар, гасит желание – бить морду . Но они признают, что мат- это обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь

              3.Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психъологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновай, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

        Первая-когда человек впервые слышит бранное слово он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

        Вторая: когда человек впервые употребляет бранные слова за компанию, для разрядки или ради напускной удали;

        Третья; человек привыкает к этим словам, ему уже не стыдно их употреблять.В дальнейшем он их использует даже не замечая.Еще позже он уже не может обойтись без них, забывает другие слова.

          4.Мат, нецензурная брань, грязные , оскорбительные слова- раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас все это слышим на улице, во дворах, на детских площадках, в кинотеатре, в телепередачах.. из уст политических деятелей и артистов.Невольно вспоминается пословица «Нет ничего заразнее слова.»

           ДИСКУССИЯ «Нужен ли нам мат ?

 А теперь предлагаю обсудить факты связанные со сквернословием.

          -Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?ный уровень,

Желание подражать  кумирам,желание быть «крутым», модным, боязнь прослыть «белой вороной».

           -Сейчас в моде здоровый образ жизни.Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли здоровый образ жизни и сквернословие?

            -Сквернословие – это вредная привычка.Какие еще вредные привычки вам известны?очему их называют вредными? (Наркомания, курение, токсикомания, телемания, игромания, компьютеромания и т.п. Они разрушают организм человека, ведут к болезням и смерти.)

             -Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

              -Есть ли у вас зависимость от сквернословия?Собираетесь ли вы с ней бороться?

              -Считаете ли вы что мат, курение, алкоголь ,наркотики помогают расслабиться?Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка и другие увлечения?)

                   Творческие задания:

     Как избавиться от сквернословия?

             Есть такая точка зрения, что мат ведет к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата – это угроза национальной безопасности России.

 Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодежи»Как избавиться от сквернословия?» Какие бы пункты вы включили в эту памятку?

     (прослушав высказывания, подводим и тог) Психологи утверждают, что достаточно четырех основных пунктов:

      -перестать ругаться самому,выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

       -избегать обращения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

       -читать русскую классическую литературу;

       -запоминать стихотворения,афоризмы

                   Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (елки-палки, блин ,фиг и т.д) Но этого делать не стоит. Это всеравно что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле.

               Составление антирекламы.

        Доказано, что мат влияет и на окружающих, на всех, кто слушает нецензурную брань.Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех кто ругается в общественных местах, ждет штраф – от 500 до 1500 рублей. Уже собрали полмиллиона рублей.Треть этой суммы пойдет на премии тем кто задержал нарушителей. Студенты и журналисты придумали остроумные лозунги против сквернословия.Это своеобразная теклама против мата. Например:

          -Чтобы в жизхни состояться, матом лучше не ругатьс!

           -Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!

           -Наше условие – дорой сквернословие!

      Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можно использовать слова записанные на доске.

       Варианты лозунгов предложенных учащимися:

-Кто использует мат. Тот умишком небогат (тот немного глуповат).

-Мат – это помоев ушат!

-Мат – дорога в вд!

-Мат уродует девчат!

-Хочешь успеха в жизни добиться- книжки читай, прекращай материться!

-Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться!

-Мат – это ядов концентрат

-В группе мы найдем управу на словесную отраву!.

                     Заключительное слово.

Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всета-ки живем мы хуже других стран. Стремительный рост наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так может быть стоит прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет в порядок словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна.

               ИТОГ:

           Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Удно ли будет отказаться от этой вредной привычки, ил вы попробуете задуматься над этим и помочь отказаться от сквернословия и свом друзьям.

   

           

         

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Визитка к конкурсу профессионального мастерства «Самый классный классный»

Визитка педагога к конкурсу классных руководителей «Самый классный классный», самопрезентация конкурсанта -преподавателя русского языка и литературы...

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)

Наверное, никто из вас до прихода в школу и не  представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...

"Классные" классные!

Статья о классном руководителе...