"Классные" классные!
статья на тему
Предварительный просмотр:
"Классные" классные!
Елисеева Н.В.
ГБПОУ ВО "ЛАТТ"
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют учебное заведение и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества образовательной организации и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую учебным заведением по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в работе с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
В своей работе классный руководитель использует следующие формы:
- Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика, беседа с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к учёбе, информирование родителей об успехах их ребенка и т.д.
- Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
- Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
- Организация совместных досуговых мероприятий
Работа классного руководителя невозможна без активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку. Тем не менее, один-два энтузиаста всегда находятся.
- Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей.
- Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.
- Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
- Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
- Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями педагога.
- Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры.
- Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
- Индивидуальные тематические консультации.
Быть педагогом - это ответственно. Никакая другая профессия не ставит таких высоких требований к человеку. Переступая порог учебного заведения вместе с обучающимися попадаешь на огромную планету – планету взаимоотношений, где возрастает роль классного руководителя, призванного создать условия для достижения главной цели воспитания - самоактуализации личности растущего человека. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-друг и наставник. Эти качества необходимы для творческой, проблемной и технологичной организации воспитательного процесса в техникуме. Некоторые педагоги считают работу классного руководителя дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна.
Каким быть должен классный руководитель?
Интеллигентной, доброй, милой,
Душою чистой и лицом красивой.
Уметь понять ребенка в час любой,
Особенно когда беда над головой.
Понять обиды, боль чужую,
Должна и на защиту встать стеной.
Ребенка всякого уметь любить.
Все делать для ребят с душою,
В своей работе не искать покоя.
Известна истина простая:
Человек не может, не мечтая.
Учителем не надо становиться -
А нужно просто им родиться.
Сегодня необходимы креативные педагоги, смелые и сильные, многогранные и ответственные, способные к сопереживанию, целеустремленные, неординарные, талантливые. Современный ритм жизни требует непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи, но важно быть не только и не столько хранителем знаний, образцом поведения, подражания для детей, сколько человеком, способным любить детей. Это и есть самый "классный" классный руководитель!