"Адаптация" - дополнительный материал для студентов медицинских колледжей.
материал по теме

Дополнительный материал по курсу медицинская экология "Адаптация" предназначен для студентов медицинских колледжей.

        Адаптация - это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды. Речь идет о приспособительных реакциях, а не о поддержании равновесия, гомеостаза, которые ближе относятся к копинг-поведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация

Адаптация (adaptation) - это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды. Речь идет о приспособительных реакциях, а не о поддержании равновесия, гомеостаза, которые ближе относятся к копинг-поведению.

Адаптация имеет определенную структуру, включающую ряд уровней:

  • физиологическая адаптация,
  • психологическая адаптация,
  • физическая адаптация.

Адаптация психическая

процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которое позволяет индивиду удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. Концепция психической адаптации имеет важное значение для формирования представлений о механизмах профессиональной адаптации спасателей и генезисе психофизиологических нарушений, включая расстройства психического здоровья всех участников чрезвычайных ситуаций.

При любом нарушении сбалансированности системы человек — среда недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей, рассогласование самой системы потребностей, опасения, связанные с вероятной неспособностью реализовать значимые устремления в будущем, а также с тем, что новые требования среды могут обнаружить несостоятельность, являются источником тревоги. Тревога, обозначаемая как ощущение неопределенной угрозы, характер и (или) время возникновения которой не поддаются предсказыванию, как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, как неопределенное беспокойство, представляет собой результат возникновения или ожидания фрустрации и наиболее интимный (и облигатный) механизм психического стресса.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптивного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции, к возникновению вторичных (осознанных или неосознаваемых) проявлений, которые наряду с тревогой определяют психическое состояние субъекта, а в случае развития клинически выраженных нарушений психической адаптации — картину этих нарушений. Таким образом, тревога лежит в основе любых (адаптивных и неадаптивных) изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Физиологическая адаптация.

Физиологическая адаптация бывает двух видов – срочнаяи длительная. При срочной адаптации на организм воздействует необычная сила, которая изменяет ответ раздражителя. Ответ может быть как всего организма, так и одного органа или системы. Главным образом физиологическая адаптация происходит за счет гомеостатической системы – ее функция в том и состоит, чтобы регулировать работу различных систем органов. Для начала запускаются изменения на энергетическом уровне, а потом и на пластическом. Обычно этого бывает достаточно, чтобы произошла адаптация на физиологическом уровне, в ином случае начинается мобилизация всех ресурсов организма. Срочная физиологическая адаптация в первую очередь запускает в действие избыточные структуры. Например, жизнедеятельность человеческого организма вполне может обеспечиваться и одним легким. В состоянии расслабления и покоя легкие работают ровно в половину своей мощности, а вот при воздействии необычного фактора потребление воздуха увеличивается в разы. При этом готова к работе и кровеносная система, которая перекачивает и обогащает кислородом в шесть раз больше объема крови, чем обычно. Когда к органу предъявляются завышенные требования, он начинает работать более активно, а значит и больше потребляет запасы человеческого организма. Этот запас резерва и обеспечивает возможность срочной физиологической адаптации. При этом организм тратит колоссальное количество энергии, которой явно недостаточно в клетках в виде аденозинтрифосфорной кислоты. Для того чтобы восполнить недостаток энергии, происходит большое потребление кислорода, чтобы ему вступить в реакцию с белками, жирами и углеводами.

 Длительная физиологическаяадаптация возникает чаще всего при систематическом воздействии раздражителя, его периодическом возникновении. Это бывает у альпинистов, спортсменов и т.д. В результате подобного перманентного воздействия организм вырабатывает необходимые адаптивные механизмы, действие которых не угасает, а активизируется при наличии фактора-раздражителя. При этом нет необходимости запуска адаптации по срочному принципу – организм вполне адекватно воспринимает раздражитель, он уже имеет активный запас необходимых показателей, которые не позволяют организму испытывать стресс. Именно поэтому быстрый бег для спортсмена-бегуна – норма, поддерживающая его физическую форму, а для нетренированного человека – громадный стресс, способный привести к тяжелым последствиям при адаптации. Чаще всего человек сталкивается в своей жизни с трудовой адаптацией. Здесь стоит не только рассматривать этап социализации в новом коллективе, но и восприятие организмом человека изменившихся условий среды. При этом даже изменение распорядка дня (например, более ранний подъем, чем обычно), могут надолго вывести организм из работоспособного состояния, пока адаптивные факторы не заработают в полную силу. Сюда же можно отнести и изменение режима приема пищи, изменение рациона, что также может негативно повлиять на состояние здоровья. Особенно тяжело приходится людям, которые меняют интеллектуальную работу на физическую (и наоборот). В этом случае организму потребуется более длительная трудовая адаптация с задействованием всех систем и органов. Адаптация человека происходит на различных этапах его жизни в различных формах. Для того чтобы она проходила безболезненно, можно применять ряд мер, которые повышают защитные силы организма, например, закаливание. Это отличный способ не только укрепления своего здоровья, но и тренировки волевых качеств.

Физическая адаптация — (англ. Physicaltherapy) это использование с лечебной и профилактической целью физических упражнений и природных факторов в комплексном процессе восстановления здоровья, физического состояния и трудоспособности больных и инвалидов. Она является неотъемлемой составляющей частью медицинской реабилитации и применяется во все её периоды и этапы. Физическую реабилитацию применяют в социальной и профессиональной реабилитации. Её средствами являются: лечебная физическая культура, лечебный массаж, физиотерапия, механотерапия, трудотерапия. Назначение средств физической реабилитации, последовательность применения её форм и методов определяются характером течения заболевания, общим состоянием больного, периодом и этапом реабилитации, двигательным режимом.

1.Что такое адаптация?

2.Виды адаптации?

3.что такое физическая адаптация?

4.что такое физиологическая адаптация?

5.что такое психическая адаптация?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный материал "Галогены" для студентов медицинских колледжей.

Дополнительный материал по химии "Галогены" предназначен для студентов медицинских колледжей. В  материале рассказывается о применнении и биологических функциях отдельных галогенов: фтора, брома,...

"Альтернати́вная энерге́тика" - дополнительный материал для студентов медицинских колледжей.

"Альтернати́вная энерге́тика" - дополнительный материал для студентов медицинских колледжей.      Это  совокупность перспективных способов получения энергии, которые расп...

"Биосфера" - дополнительный материал для студентов медицинских колледжей.

Дополнительный материал по курсу  "Экология" предназначен для студентов  медицинских колледжей.        "Биосфера" -это  область активной жизни, о...

Учебно-методический материал для студентов медицинских училищ и колледжей специальности Лабораторная диагностика. Химия аминокислот и пептидов

Методическая разработка для студентов I курса по МДК 03.01 Теория и практила лабораторных биохимических исследований. В данном учебном материале представлен лекционный материал по разделу Химия биоорг...

Учебно-методический материал для студентов медицинских училищ и колледжей специальности Лабораторная диагностика. Практикум по теме: Химия белков

Методический материал для проведения практических занятий со студентами 1 курса по специальности "Лабораторная диагностика" по теме "Цветные реакции обнаружения аминокислот и белков&quo...

Учебно-методический материал на тему: Контрольная работа по теме «Мочевая система» для студентов медицинских колледжей специальности «Лечебное дело».

Контрольная работа по теме «Мочевая система» для студентов медицинских колледжей специальности «Лечебное дело» составлена согласно программе дисциплины, состоит из морфо-ситуац...

Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»

Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентированных н...