"Биосфера" - дополнительный материал для студентов медицинских колледжей.
материал по теме

Дополнительный материал по курсу  "Экология" предназначен для студентов  медицинских колледжей.

        "Биосфера" -это  область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biosfera.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Биосфера

Биосфера область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Термин “Биосфера" введен в 1875 году Зюссом. Учение о биосфере, как об активной оболочке земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в том числе человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создано В.И. Вернадским в 1926 году.
К биосфере относится все, что живет, дышит, растет и питается. Поэтому рассмотрим проблемы, относящиеся непосредственно к миру дикой природы.

В своей работе "Очерки геохимии" Вернадский пишет: "Живое вещество более или менее непрерывно распространено на земной поверхности, оно образует на ней тонкий, но сплошной покров, в котором концентрирована свободная химическая энергия, выработанная им из энергии Солнца. Этот слой есть земная оболочка, которую знаменитый австрийский геолог Э. Зюсс назвал биосферой и которая представляет одну из самых характерных черт организованности нашей планеты. Только в ней сосредоточена та особая форма нахождения химических элементов, которую мы назвали живым веществом. Наиболее распространённым, и вместе с тем наиболее однобоким, является представление о биосфере только как о современной живой плёнке (условно - оболочке) планеты, т.е. о достаточно автономной совокупности всех организмов (животных, растений, бактерий), населяющих поверхность Земли и её гидросферу и проникающих в той или иной мере в приповерхностные зоны атмосферы и литосферы. По мнению В.И. Вернадского, земная кора - это область былых биосфер. Биосфера существовала на протяжении геологической истории от криптозоя до наших дней и была широко проникнута живым веществом.
Биосфера Вернадского неразрывно связана с его концепцией пространства-времени, т.е. она трехмерна и геоисторична. Сведение её к современной жизнедеятельной плёнке планеты не просто обедняет понятие биосферы, а лишает её самой основы - бесконечной длительности эволюции, сложности неравномерного исторического развития, его непрерывности, направленности и необратимости. В работе "Химическое строение биосферы Земли и её окружения" В.И. Вернадский пишет: "Мы не знаем никакого промежутка времени на нашей планете, когда на ней не было бы живого вещества, не было бы биосферы". Биосфера непрерывно функционирует только в силу своей неразрывной связи с другими геосферами нашей планеты.
Не является замкнутым и медленный геохимический цикл: СОпоступает в атмосферу через вулканы, а расходуется на выветривание горных пород и на образование биоты. Часть атмосферного углерода откладывается, захороняется надолго, создавая запасы ископаемого топлива, а освободившийся кислород поступает в атмосферу. В результате за 4 миллиарда лет концентрация СОв атмосфере уменьшилась в 100 - 1000 раз (из-за ослабления вулканизма, в результате расхода радиоактивных элементов в недрах Земли), что отрицательно повлияло на питание растений. В то же время накопление кислорода в атмосфере резко ускорило развитие биоты, но не было на пользу самым анаэробным (безкислородным) организмам, в результате жизнедеятельности которых появился кислород. Но зато организмы, которые сумели пережить изменение условий, давали начало новым видам. Именно приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды создало многочисленные и приспособленные виды, то есть двигало эволюцию, как это впервые показал Дарвин. Утверждения о том, что на Земле должна остаться десятая часть современного населения, основаны на мнении, что при современной численности человечество сделало биосферу неустойчивой. Это не соответствует действительности.

Биосфера

Существуют два определения биосферы.

1. Биосфера — это населенная часть геологической оболочки Земли.

2. Биосфера — это часть геологической оболочки Земли, свойства которой определяются активностью живых организмов.

Второе определение охватывает более широкое пространство: ведь образовавшийся в результате фотосинтеза атмосферный кислород распределен по всей атмосфере и присутствует там, где нет живых организмов.

Биосфера согласно первому определению состоит из литосферы, гидросферы и нижних слоев атмосферы — тропосферы. Пределы биосферы ограничены озоновым экраном, верхняя граница которого находится на высоте 20 км, а нижняя — на глубине около 4 км.

Биосфера в соответствии со вторым определением включает всю атмосферу.

Учение о биосфере и ее функциях разработал академик В.И. Вернадский.

Биосфера — это область распространения жизни на Земле, включая живое вещество (вещество, входящее в состав живых организмов). Биокосное вещество — это вещество, не входящее в состав живых организмов, но формирующееся за счет их активности (почва, природные воды, воздух).

Живое вещество, составляющее менее 0,001% массы биосферы, является наиболее активной частью биосферы.

В биосфере происходит постоянная миграция веществ как биогенного, так и абиогенного происхождения, в котором живые организмы играют основную роль. Круговорот веществ определяет устойчивость биосферы.

Основным источником энергии для поддержания жизни в биосфере является Солнце. Его энергия преобразуется в энергию органических соединений в результате фотосинтетических процессов, происходящих в фототрофных организмах. Энергия накапливается в химических связях органических соединений, служащих пищей растительноядным и плотоядным животным. Органические вещества пищи разлагаются в процессе обмена веществ и выводятся из организма. Выделенные или отмершие остатки, в свою очередь, разлагаются бактериями, грибами и некоторыми другими организмами. Образовавшиеся химические соединения и элементы вовлекаются в круговорот веществ.

Биосфера нуждается в постоянном притоке внешней энергии, так как вся химическая энергия превращается в тепловую.

Функции биосферы:

• газовая — выделение и поглощение кислорода и углекислого газа, восстановление азота;

• концентрационная — накопление организмами химических элементов, рассеянных во внешней среде;

• окислительно-восстановительная — окисление и восстановление веществ в ходе фотосинтеза и энергетического обмена;

• биохимическая — реализуется в процессе обмена веществ.

• энергетическая — связана с использованием и преобразованием энергии.

Часть биосферы, находящуюся под влиянием активной деятельности человека, называют ноосферой — сферой человеческого разума. Термин предполагает разумное влияние человека на биосферу в современную эпоху научно-технического прогресса. Однако чаще всего это влияние губительно для биосферы, что в свою очередь губительно для человечества.

Круговорот веществ и энергии в биосфере обусловлен жизнедеятельностью организмов и является необходимым условием их существования. Круговороты не замкнуты, поэтому химические элементы накапливаются во внешней среде и в организмах.

Углерод поглощается растениями в процессе фотосинтеза и выделяется организмами в процессе дыхания. Он также накапливается в среде в виде топливных ископаемых, а в организмах — в виде запасов органических веществ.

Азот превращается в соли аммония и нитраты в результате деятельности азотфиксирующих и нитрифицирующих бактерий. Затем после использования соединений азота организмами и денитрификации редуцентами азот возвращается в атмосферу. Сера находится в виде сульфидов и свободной серы в составе морских осадочных пород и почвы. Превращаясь в сульфаты в результате окисления серобактериями, она включается в ткани растений, затем вместе с остатками их органических соединений подвергается воздействию анаэробных редуцентов. Образовавшийся в результате их деятельности сероводород снова окисляется серобактериями.

Фосфор содержится в составе фосфатов горных пород, в пресноводных и океанических отложениях, в почвах. В результате эрозии фосфаты вымываются и в кислой среде переходят в растворимое состояние с образованием фосфорной кислоты, которая усваивается растениями. В тканях животных фосфор входит в состав нуклеиновых кислот, костей. В результате разложения редуцентами остатков органических соединений он снова возвращается в почвы, а затем в растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный материал "Галогены" для студентов медицинских колледжей.

Дополнительный материал по химии "Галогены" предназначен для студентов медицинских колледжей. В  материале рассказывается о применнении и биологических функциях отдельных галогенов: фтора, брома,...

"Адаптация" - дополнительный материал для студентов медицинских колледжей.

Дополнительный материал по курсу медицинская экология "Адаптация" предназначен для студентов медицинских колледжей.         Адаптация - это системная реакция организ...

"Альтернати́вная энерге́тика" - дополнительный материал для студентов медицинских колледжей.

"Альтернати́вная энерге́тика" - дополнительный материал для студентов медицинских колледжей.      Это  совокупность перспективных способов получения энергии, которые расп...

Учебно-методический материал для студентов медицинских училищ и колледжей специальности Лабораторная диагностика. Химия аминокислот и пептидов

Методическая разработка для студентов I курса по МДК 03.01 Теория и практила лабораторных биохимических исследований. В данном учебном материале представлен лекционный материал по разделу Химия биоорг...

Учебно-методический материал для студентов медицинских училищ и колледжей специальности Лабораторная диагностика. Практикум по теме: Химия белков

Методический материал для проведения практических занятий со студентами 1 курса по специальности "Лабораторная диагностика" по теме "Цветные реакции обнаружения аминокислот и белков&quo...

Учебно-методический материал на тему: Контрольная работа по теме «Мочевая система» для студентов медицинских колледжей специальности «Лечебное дело».

Контрольная работа по теме «Мочевая система» для студентов медицинских колледжей специальности «Лечебное дело» составлена согласно программе дисциплины, состоит из морфо-ситуац...

Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»

Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентированных н...