Дезинфекция и стерилизация
методическая разработка по теме

Ревягина Зоя Михайловна

Учебно-методическое пособие "Дезинфекция и стерилизация" предназначено для проведения практического занятия в ГБОУ СПО по специальностям 060501 Сестринское дело и 060102 Акушерское дело по дисциплине "Основы микробиологии и иммунологии".

Предлагаемый материал включает введение, методический блок, информационный блок, приложение для преподавателя (материалы для контроля, эталоны ответов), библиографию.

            Введение мотивирует студентов на изучение темы. Постановка целей соответствует современным методологическим принципам обучения и воспитания, ориентирует на конкретные конечные цели подготовки специалистов.

            Большое внимание уделено внутрипредметным и межпредметным связям с указанием конкретных тем.

            Структура занятия позволяет проанализировать этапы урока, действия преподавателя и студентов одновременно.     При определении исходного уровня знаний предлагаются вопросы из различных разделов экологии, физики, химии, предыдущих занятий по микробиологии.

             Для достижения целей занятия студентам предлагается алгоритм учебной деятельности, который включает разноплановые задания: составить словарь основных терминов и понятий темы, устно и письменно ответить на вопросы, заполнить таблицу, решить задачи и др.

            Большая часть времени ( 95' ), согласно хронокарте, отведена на самостоятельную работу студентов в соответствии с алгоритмом действий. В помощь студентам дан информационный блок с опорным конспектом, советами "Помощников"(опорные знания из разных предметов), варианты решения задач.В опорном конспекте и таблице "Методы стерилизации" изложена информация по теме. 

            Материалы для самоконтроля представлены тестовыми заданиями. Студентам даны рекомендации, как обнаружить и исправить ошибки. Представляет интерес "Приложение для преподавателя", включающее ответы на вопросы "на понимание", четыре варианта тестов и задач по теме с эталонами ответов и критериями оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dezinfekciyapublikac.docx165.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ №15

комитета здравоохранения Москвы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

Практическое занятие по предмету

"Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии"

Тема:

"Дезинфекция и стерилизация"

Специальность: "Сестринское дело", "Акушерское дело"

2 курс

 IV семестр

2010 г.


Составлено в соответствии

с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника                                    

по специальностям:                                      

  Сестринское дело 060109  

Акушерское дело 060102

                                                                                 

АВТОР: Ревягина Зоя Михайловна – преподаватель учебной дисциплины "Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии"

  высшей квалификационной категории ГБОУ СПО МУ №15.

Рецензент:  Балакина Н.Н., председатель городской предметной комиссии по микробиологии, кандидат медицинских наук, преподаватель высшей категории         ММК №1.

Рецензент: Пантелеева Е.М., методист, преподаватель высшей категории ММУ №15.

Назначение: для проведения практического занятия по дисциплине "Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии"

  по специальности 060501 – Сестринское дело и 060102 - Акушерское дело                                                                                                                            


Практическое занятие

ДЕЗИНФЕКЦИЯ И СТЕРИЛИЗАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

    Дезинфекция и стерилизация – мощные факторы воздействия внешней среды  на  микроорганизмы. Они применяются в виде комплекса мер асептики и антисептики в различных областях медицины, а также являются важнейшим звеном воздействия на механизм передачи инфекции при организации противоэпидемических мероприятий. Выбор того или иного способа дезинфекции или стерилизации определяется особенностями микрофлоры, а также качественными характеристиками объекта. Кроме того, важно знать, что успех тех или иных антимикробных воздействий (мероприятий) зависит от целого ряда факторов, действующих на микроорганизмы взаимосвязано (комплексно): концентрации, температуры, экспозиции и пр.

Знание общих принципов проведения того или иного вида дезинфекции или стерилизации как методов борьбы с инфекционным началом помогут медсестре или акушерке в её профессиональной деятельности правильно сделать выбор   параметров обеззараживания объектов окружающей среды в каждой конкретной ситуации.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Предмет: "Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии".

Тема занятия: "Дезинфекция и стерилизация".

Вид занятия: комбинированное.

Цели занятия:

Общие цели:

  1. систематизировать знания о влиянии факторов среды на микроорганизмы;
  2. сформировать и закрепить знания и умения по теме "Дезинфекция и  стерилизация";
  3. научить использовать в сестринской деятельности знания по теме "Дезинфекция и стерилизация" при осуществлении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проведении лечебных и профилактических мероприятий.

Развивающие цели:

развивать

  1. логическое мышление;
  2. способности к системному действию в профессиональной ситуации.

Воспитательные цели:

воспитывать

  1. творческое мышление,
  2. стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;
  3. самостоятельность в решении проблем в области профессиональной деятельности;
  4. позитивное взаимодействие и сотрудничество с коллегами.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Уметь

  1. рекомендовать метод дезинфекции или стерилизации в зависимости от свойств микроорганизмов  и качественных характеристик объекта;
  2. произвести элементарные расчёты концентраций для приготовления некоторых     дезинфицирующих растворов;
  3. владеть профессиональной лексикой по данной теме.

Знать

  1. значение понятий «антисептика», «асептика», «дезинфекция», «стерилизация»;
  2. методы стерилизации;
  3. методы дезинфекции;

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

1.   Учебно-методическое пособие "Дезинфекция и стерилизация".

Учебник "Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии"      под ред. А.А.   Воробьёва и Ю.С. Кривошеина. Изд. "Мастерство". Москва, 2001 г. Стр. 43-48.

Учебник «Микробиология» Н. А. Бакулина, Э. Л. Краева. Москва, « Медицина», 1976 /80 года изд. Стр. 107-113.

Плакаты  "Методы дезинфекции", "Методы стерилизации".

Структура занятия

элемента

Элементы занятия

Содержание

Вре-мя

(мин.)

Действия преподавателя

Действия  студентов

1

Организационный момент

Организация  занятия : контроль внешнего вида, готовности к занятию. Оформление журнала. Организация "малых групп".

Подготовка к занятию.

Организуются в рабочие группы по 2-4 человека.

5

2

Введение

Мотивация темы. Знакомит с целями и основными этапами  занятия.

Знакомятся с содержанием темы и целями занятия.

5

3

Контроль исходных знаний

Фронтальный опрос по вопросам контроля.

Отвечают на вопросы.

15

4

Знакомство со структурой УМП

Знакомит со структурой УМП и объясняет алгоритмом действий.

Изучают структуру УМП

5

5

Самостоятельная работа студентов

Контролирует работу студентов в соответствии с этапами занятия и УМП. Помогает в сложных ситуациях.

Самостоятельная работа в соответствии с алгоритмом действий УМП.

95

6

Рубежный контроль

Раздаёт контрольные тесты и задачи. Проверяет работы. Выставляет оценки.

Выполняют контрольные задания.

35

7

Подведение итогов

Подводит итоги: анализирует наиболее характерные ошибки, поощряет хорошие работы. Даёт отстающим задания для работы над ошибками.

Подводят итоги работы. Записывают задания для работы над ошибками.

15

8

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

5

Всего

180

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК 

КОНТРОЛЬ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ БАЗИСНЫХ ЗНАНИЙ

  1. В каких жизненных формах  существуют некоторые виды патогенных бактерий в организме и во внешней среде?
  2. Почему споры бактерий чрезвычайно устойчивы к воздействию факторов внешней среды?
  3. Перечислите физические факторы внешней среды, воздействующие на микроорганизмы.
  4. Назовите химические факторы внешней среды, влияющие на микроорганизмы.
  5. Что такое «бактерицидное» и «бактериостатическое» действие факторов среды на микроорганизмы?
  6. От каких факторов зависит бактерицидный или бактериостатический эффект физического или химического воздействия на микроорганизмы?

АЛГОРИТМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ВНИМАНИЕ!!! Для работы над темой используйте таблицу "Структура пособия" (стр.6), где схематично изложен план Вашей работы с указанием методических и контролирующих материалов по каждой части практической работы.

ЧАСТЬ 1

1.1. Составьте словарь основных терминов и понятий темы, для чего выпишите эти термины и поясните их значение:

  1. Антисептика - …..
  2. Асептика - …..
  3. Стерилизация - …..
  4. Дезинфекция - ….

   

1.2. Устно ответьте на вопросы:

1) Чем отличается антисептика от асептики?

2) Укажите основной недостаток антисептики.

3) Чем отличается дезинфекция от стерилизации?

ЧАСТЬ 2

  1. Внимательно изучите таблицу №1 "Методы стерилизации".

  1. Прочитайте вопросы "на понимание". Попытайтесь ответить на них, используя информацию из таблицы №1 "Методы стерилизации". В случае затруднения с ответами Вы можете обсудить их с коллегами по группе или обратиться к приложению №1 "Помощник №1" на стр.15.

Ответы  запишите, а в случае затруднений выпишите вопрос и подчеркните его.

ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ

  1. Почему фламбированием  можно стерилизовать только мелкие предметы?
  2. Почему стерилизация кипячением считается неполной, если обрабатывают предметы, инфицированные споровыми формами микроорганизмов?
  3. Эффективность автоклавирования (стерилизации перегретым паром под давлением) выше, чем стерилизация текучим паром или кипячением. Почему?
  4. В каких случаях  Вы предложили бы заменить дробную стерилизацию текучим паром тиндализацией?
  5. Можно ли назвать профильтрованную через бактериальный фильтр воду из реки стерильной?
  6. Почему для стерилизации питательных сред, жидкостей, масел газовая стерилизация не применяется?
  7. Для надёжной стерилизации оборудования ультрафиолетовыми лучами применяется предстерилизационная обработка: влажная уборка с добавлением моющих средств. Почему?


ЧАСТЬ 3

  3.1.  Письменно ответьте на вопросы:

  1. Какие методы (способы) дезинфекции используются для воздействия на инфекционный процесс?
  2. Для каких целей применяют механический метод дезинфекции?
  3. Какие факторы включает в себя физический метод дезинфекции?
  4. Как осуществляется химический метод дезинфекции?
  5. Какие факторы определяют эффективность физических методов дезинфекции?
  6. От каких факторов зависит эффективность воздействия на микроорганизмы химических веществ?
  7. Сделайте самостоятельное заключение: как изменится эффективность дезинфекции при использовании комбинированного воздействия физических и химических факторов? Приведите пример такого воздействия.

3.2. Заполните таблицу № 2 характеристики хлорсодержащих дезинфицирующих средств:

ТАБЛИЦА №2

Характеристика дезинфицирующего средства

Хлорная известь

Хлорамин

1

Действующее вещество, обеспечивающее бактерицидное действие

2

% активного хлора в препарате, выпускаемом промышленностью

   

3

Потери активного хлора при хранений

4

Периодичность проверки на содержание активного хлора

5

Не допускается применение препарата с содержанием активного хлора менее

6

Маточные растворы содержат активного хлора

7

Для приготовления рабочих растворов используют воду с температурой

3.3. Проверьте свои знания. Для этого решите тестовые задания на            стр. 17 - 18.

Сравните свои ответы с правильными ответами. Сделайте работу над ошибками: найдите нужную информацию в опорном конспекте, объясните самостоятельно или с коллегами по группе свои ошибки. Если возникнут вопросы, обратитесь к преподавателю.

        Далее приступайте к выполнению задания части №4.                        

 

ЧАСТЬ 4

4.1. Для того, чтобы освоить расчёты для приготовления дезинфицирующих растворов, решите задачи №№ 1, 2, 3 используя следующий алгоритм:

Выпишите формулу  расчёта (1)  количества основного раствора хлорной извести для приготовления нужного объёма рабочего раствора с объяснением значения переменных величин.

Выпишите формулу  для расчёта (2) количества хлорамина, требуемого для приготовления 1 л рабочего раствора нужной концентрации с объяснением значения переменных величин.

         Решите задачу №1  первого уровня сложности.

                                                           Сверьтесь с ответом.

 

                               Задача решена правильно        Задача решена неверно                                                                                                                                                                                                                              

          Переходите к решению следующей

          задачи.


        Обратитесь к  "Помощнику №2" на

        стр. 16.

        Разберите решение, найдите ошибку,                

        запишите правильное решение.

Задача № 1

    Для дезинфекции  необходимо приготовить 5 литров  2%  рабочего раствора хлорной извести. Какое количество 20% маточного осветлённого раствора хлорной извести потребуется для этой цели?

Ответ: 0, 5 литра 20% раствора.

Задача №2

    Для  обеззараживания лабораторной посуды нужно заполнить ёмкости раствором хлорамина с концентрацией 3% активного хлора. Сколько граммов порошка хлорамина  с содержанием 25% активного хлора требуется взять для приготовления трёх литров такого раствора?

Ответ: 36 г хлорамина.

Задача №3

Для дезинфекции санитарного транспорта необходимо провести влажную уборку  1% раствором хлорамина. Сколько литров такого раствора можно приготовить из 100 г сухого порошка хлорамина?

Ответ: 26,3 литра 1% раствора хлорамина.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ  БЛОК

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

 ЧАСТЬ  1.

АНТИСЕПТИКА

   Антисептика – это различные способы обеззараживания объектов (ран, предметов), в том числе воздействие на инфекцию в организме больного посредством применения убивающих микробы химических веществ. Меры антисептики направлены в основном на уничтожение источника инфекции. Недостаток этого метода заключается во вредном воздействии химических веществ на организм, поэтому в настоящее время наиболее широко используются методы асептики.

АСЕПТИКА

    Асептика – предупреждение заражения микроорганизмами какого-либо объекта путём обеззараживания всех окружающих предметов, соприкасающихся с ним. Наиболее широко асептика применяется в хирургии и связанных с ней медицинских специальностях, а также в бактериологической лаборатории. Методы асептики препятствуют распространению инфекции путём  обеззараживания факторов передачи инфекции.

СТЕРИЛИЗАЦИЯ

   Стерилизация – полное уничтожение всех  микроорганизмов в каком-либо объекте. Выбор того или иного способа  стерилизации определяется качеством и свойствами микрофлоры, а также качественными характеристиками объекта.

ДЕЗИНФЕКЦИЯ

   Дезинфекция – уничтожение или удаление возбудителей инфекционных болезней из объектов внешней среды, которые могут послужить факторами передачи заразного начала.

ЧАСТЬ  2.

Методы стерилизации.

        Наиболее широко в медицине используются физические методы стерилизации, в основе которых лежит губительное действие на микроорганизмы таких факторов  внешней среды, как температура и пар (тепловая стерилизация), излучение (лучевая стерилизация). Для химической стерилизации  в основном используют бактерицидное действие на микробы газов - окиси этилена и формальдегида (газовая стерилизация). Иногда применяют холодную стерилизацию с использованием бактериальных фильтров. Выбор метода стерилизации зависит от качественных характеристик стерилизуемого объекта. (См. таблицу №1).

ЧАСТЬ  3.

Методы И способы  дезинфекции.

   При дезинфекции используют три метода (способа): механический, физический и химический.

   Механический метод – это удаление возбудителей инфекционных болезней с различных объектов различными способами : путём протирания их влажной ветошью, обмывания, чистки пылесосом, щётками и т. д. Полного удаления возбудителя при этом методе не наблюдается, но значительно снижается их концентрация.

   Физический метод включает применение пара, кипячения, пастеризации, огня, сухого горячего воздуха, ультрафиолетовых лучей и некоторых других факторов. Наиболее эффективно применение сочетаний разных факторов: физических , механических и химических, механических и химических и т.п. Например, эффективность кипячения намного возрастает, если в воду добавляют  1-2 % соды. Эффективность дезинфекция и стерилизации инструментария намного возрастает, если предварительно проводится механическая очистка от загрязнителей (предстерилизационная обработка).  

Химический метод наиболее широко применяется в практике и осуществляется химическими веществами. Чаще других для дезинфекции применяются хлорсодержащие препараты: хлорная известь, хлорамины, двутретиосновная соль гипохлорита кальция (ДТСГК) и хлор-бета-нафтол.

   Хлорная известь представляет собой порошок белого цвета. В состав хлорной извести входит несколько химических соединений, основным из которых является гипохлорит кальция  Ca(OCl)2, так как из него выделяется активный хлор. Гипохлорит кальция составляет 25% веса хлорной извести, 75% приходится на долю разных соединений кальция и воды (балласт). Нерастворимые соединения составляют  около 30% от веса препарата. Бактерицидные свойства хлорной извести целиком зависят от содержания в ней активного хлора. Активным хлором называется такой хлор, который можно вытеснить из препарата  какой-либо кислотой. 

   Промышленность выпускает хлорную известь с содержанием активного хлора от 28% до 38%. Хлорная известь является нестойким химическим соединением. Она быстро разлагается под действием света (особенно солнечного), углекислоты, влаги, высокой температуры. Потери активного хлора даже при правильном хранении составляют  от  1% до 4% в месяц.           Хлорную известь полагается исследовать на содержание активного хлора не реже 1 раза в три месяца. Если хлорная известь содержит менее 16% активного хлора, то она не должна применяться для дезинфекции.

    Сухой препарат хлорной извести следует хранить в нежилом помещении в защищённом от света месте в таре, не подверженной коррозии.

    Хлорная известь обладает бактерицидным и спороцидным действием. Её используют при текущей, заключительной и профилактической дезинфекции. Она применяется в сухом виде (для обеззараживания жидких субстратов) , а также в виде осветлённых растворов или хлорноизвест-кового молока с концентарцией 10 – 20 % активного хлора. Такие растворы называются основными или маточными и используются для приготовления рабочих растворов. Основной 10 – 20%  раствор можно хранить в тёмной посуде в защищённом от света месте в течение 3-5 месяцев.

   Рабочие растворы готовят непосредственно перед употреблением из основных (концентрированных) растворов с известным содержанием активного хлора путём добавления к соответствующему количеству холодной воды. Расчёт количества основного раствора хлорной извести для приготовления нужного объёма рабочего раствора проводят по формуле:                                                                                    

        (1)                                         

где  Х – количество основного раствора, необходимое для приготовления рабочего раствора (в литрах);                                                            

С раб. – нужная концентрация рабочего раствора (в %);

V раб. – нужный  объём  рабочего раствора (в литрах);

С о – исходная концентрация основного раствора (в %).

   При дезинфекции осветленными растворами хлорной извести необходимо учитывать и побочное влияние препарата, связанное с механизмом его действия. Не рекомендуется применять их в холодное время года, в сырых и трудно проветриваемых помещениях, для обработки тканей и металлических предметов.

   

Хлорамины – хлорсодержащие вещества, из которых наиболее часто применяется хлорамин Б  - желтоватое или белое кристаллическое вещество со слабым запахом хлора.  Сухой препарат  содержит обычно 26,6% активного хлора и является весьма стойким. При правильном хранении потери активного хлора не превышают 0,1% в год. Условия хранения такие же, как и для хлорной извести. При соблюдении правил хранения проверка сухого препарата на содержание активного хлора проводится один раз в три года. Бактерицидные свойства выражены сильнее, чем у фенола и лизола, но слабее, чем у хлорной извести.

  Применяется в виде водных растворов при различных инфекциях для заключительной, профи-лактической и текущей дезинфекции в детских и лечебных учреждениях, жилых помещениях. Хлорамин хорошо растворяется в воде до концентрации 10%, не образуя осадка. Растворы хлорамина можно готовить в воде комнатной температуры или подогретой до 50 - 60° С. Горячие растворы обладают большей бактерицидностью. Растворы хлорамина можно хранить до 15 суток.

   Количество хлорамина, требуемого для приготовления 1 л рабочего раствора нужной концентрации (в граммах), рассчитывают по формуле:

         (2)                                        

 где :      

Х – количество хлорамина в граммах, необходимое для приготовления  1 литра рабочего раствора;

С раб. – концентрация рабочего раствора;

26,6 – концентрация  активного хлора в порошке хлорамина.

ТАБЛИЦА № 1.  МЕТОДЫ СТЕРИЛИЗАЦИИ

Метод стерилизации

Факторы воздействия на микроорганизмы

Область применения

Примечания

1

Прокаливание на открытом огне (фламбирование)

Температура более 200°

Мелкие металлические и стеклянные предметы.

Не рекомендуется фламбировать ножницы и сукальпели, так как под действием пламени режущая поверхность становится тупой.

2

Стерилизация сухим жаром или горячим воздухом

В сушильных шкафах и печах Пастера при t° 160°-170°   в течение часа.

Лабораторная посуда, металличесие инструменты, минеральные масла.

Нельзя использовать для стерилизации жидкостей, резины, пластмасс, тканей и т.п.

3

Кипячение в воде

Температура 100° в течение

20-30 минут.

Посуда, металлический инструмент, шприцы.

Стерилизация неполная - сохраняются споры!

4

Стерилизация насыщенным паром под давлением (автоклавирование)

Сочетанное воздействие давления до 2-х атм.,  насыщенного пара и t° до 134°

Посуда, инструмент, резина, бельё, некоторые  питательные среды, полимерные материалы. Патологический материал и отработанные культуры

Малоэффективен для стерилизации вазелина и др. масел, песка. Нельзя использовать для  сред, содержащих сахара и белковые вещества, так как разрушается их химическая структура.

5

Стерилизация текучим паром (дробная стерилизация)

Обработка паром при t°100 дробно - 3 дня по 30 мин.

Для материалов и питательных сред, разрушающихся при t° выше 100° (среды, содержащие сахара, полимерные материалы)

При первом прогревании паром споры не погибают, прорастают и уничтожаются при последующих  прогреваниях (в течение 3-х дней).

6

Тиндализация (дробная пастеризация)

Дробное прогревание при t° 60-66°  по 1 часу в течение 5-6 дней

Для веществ, разрушающихся при t° 100° (белоксодержащие жидкости и т.п.)

-"-       -"-       -"-        -"-       -"-      -"-        

7

Холодная стерилизация

Фильтрование через бактериальные фильтры

Для отделения бактерий от продуктов их жизнедеятельности или стерилизации жидкостей, изменяющихся при нагревании (сыворотки крови, лекарств, биопрепаратов).

Используется в лабораториях, на биофабриках и в фармацевтической промышленности. Стерилизация неполная - сохраняются вирусы!

8

Газовая стерилизация

Обработка в камерах окисью этилена или формальдегидом в присутствии пара при t° 40-80°

Стерилизация сложного медицинского оборудования,аппаратуры, постельных принадлежностей.

Неэффективна для стерилизации питательных сред, жидкостей и масел, так как газы не проникают в толщу объекта.

9

Лучевая стерилизация

Ультрафиолетовые лучи(неионизирующее излучение)

Стерилизация воздуха и открытых поверхностей предметов и помещений.

 Предварительная  механическая и химическая дезинфекция многократно повышают надёжность стерилизации.

Ионизирующее излучение (гамма-лучи)

Для больших количеств медицинского оборудования, приборов, лекарственных препаратов в промышленных условиях

ПОМОЩНИК №1

СОВЕТ ПОМОЩНИКА №1: ВОЗМОЖНО, ВАМ НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИЙ БАЗОВЫХ ПРЕДМЕТОВ. ПРОЧИТАЙТЕ НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ТЕМУ  УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН. ВЕРОЯТНО, ОНИ ПОМОГУТ ВАМ ДАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ  НА  ВОПРОСЫ.

ВОПРОСЫ

ПО ТЕМЕ "ДЕЗИНФЕКЦИЯ И СТЕРИЛИЗАЦИЯ"

ПРЕДМЕТ

           ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ

Почему фламбированием  можно стерилизовать только мелкие предметы?

Физика

Неравномерное нагревание массы твёрдого тела приводит к деформации кристаллической решётки и её разрушению.

Почему стерилизация кипячением считается неполной, если обрабатывают предметы, инфицированные споровыми формами микроорганизмов?

Микробиология

Оболочка спор имеет сложное многослойное пластинчатое строение, содержит мало воды и много кальция.

Эффективность автоклавирования (стерилизации перегретым паром под давлением) выше, чем стерилизация текучим паром или кипячением. Почему?

Физика

При повышении атмосферного давления температура кипения повышается, образуется насыщенный пар.

В каких случаях  Вы предложили бы заменить дробную стерилизацию текучим паром тиндализацией?

Химия, биология

Ферменты, витамины, некоторые белки изменяют свои химические свойства при температуре выше 50-60о.

Можно ли назвать профильтрованную через бактериальный фильтр воду из реки стерильной?

Микробиология

Вирусы --  особая группа неклеточных форм жизни, обладающая собственным геномом. Вирусы широко распространены в природе, паразитируют в клетках большинства живых организмов.

Почему для стерилизации питательных сред, жидкостей, масел газовая стерилизация не применяется?

Физика

При нормальном атмосферном давлении молекулы газа взаимодействуют     только с поверхностным слоем молекул масла, жидкости или плотного тела.

Для надёжной стерилизации оборудования ультрафиолетовыми лучами применяется предстерилизационная обработка: влажная уборка с добавлением моющих средств. Почему?

Физика, микробиология

Квантовая энергия частично поглощается при взаимодействии с молекулами органических или неорганических веществ, а также отражается от них .

Химические вещества нарушают оболочку бактерий и физиологические процессы клетки.

ПОМОЩНИК №2

СОВЕТ ПОМОЩНИКА №2: возможно, Вам не хватает знаний по математике. Разберите решение, найдите ошибку, запишите правильное решение в тетрадь. Используя опыт решения предыдущей задачи, попытайтесь решить следующую самостоятельно.

Решение задачи №1.

        

Используем формулу (1). Обозначим искомое количество маточного раствора хлорной извести " Х". Подставляем в формулу известные величины:

                                                     

                                               

Ответ: 0, 5 литра 10% раствора.

Решение задачи №2.

Используем для вычислений формулу (2), но в знаменатель подставляем фактическое содержание активного хлора в порошке хлорамина (25 %):

                                                   

Для приготовления 3-х литров такого раствора потребуется  12 г х 3 = 36 г порошка хлорамина.

 Ответ: 36 граммов хлорамина с содержанием 25%  активного хлора.

Решение задачи №3.

  1. Узнаем, сколько  граммов хлорамина нужно для приготовления 1 литра раствора  1 % концентрации, используя формулу (2):

                                                         

                                                          сухого порошка хлорамина нужно для

                                                          приготовления 1 литра 1% раствора.

                                                                                                                   

2) Составляем пропорцию: из  3, 8 г                           1 л  1 %  раствора

                                               из 100  г                           Х  литров 1 % раствора                                                     Ответ: 26,3 литра 1% раствора хлорамина.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

ТЕСТЫ

 для самоконтроля по теме «Дезинфекция и стерилизация»

Задание: тестового задания, а напротив запишите № предполагаемого ответа из теста.

  1. Обработка раневой поверхности раствором фурацилина относится  к  мероприятиям                              
  1. антисептики
  2. дезинфекции
  3. асептики
  4. 1,2

2.   Полное уничтожение всех форм микроорганизмов в объекте называется

  1. пастеризация
  2. стерилизация
  3. дезинфекция
  4. дезактивация

3.  Для стерилизации жидкостей, содержащих белок, применяют

  1. тиндализацию
  2. кипячение
  3. автоклавирование
  4. окись этилена
  1. Перед подачей в городскую водопроводную сеть на водопроводной станции воду фильтруют и хлорируют. Какие способы дезинфекции используются?
  1. механичесий
  2. химический
  3. физический
  4. 1, 2
  1. К какому методу дезинфекции относится проветривание учебных аудиторий?
  1. физическому
  2. механическому
  3. химическому
  4. биологическому

6.  Для дезинфекции белья больного при подозрении на инфекцию, вызванную    спорообразующими микроорганизмами, можно применять

  1. стерилизацию сухим жаром
  2. автоклавирование
  3. газовую стерилизацию
  4. 2, 3

7. Сыворотку крови можно стерилизовать

  1. автоклавированием
  2. холодной стерилизацией
  3. тиндализацией
  4. 2, 3

8. Наиболее эффективный способ дезинфекции операционной

  1. ультрафиолетовое облучение
  2. проветривание и ультрафиолетовое облучение
  3. влажная уборка с использованием моющих средств с последующим ультрафиолетовым облучением
  4. влажная уборка с использованием раствора хлорамина

  1. Не разрешается использовать хлорную известь для приготовления дезинфицирующих растворов, если она содержит хлора менее
  1. 10%
  2. 16%
  3. 28%
  4. 38%
  1. Основной недостаток растворов хлорной извести
  1. не обладают бактерицидным действием
  2. химически не стойкие - быстро теряют активность
  3. не обладают спороцидным действием
  4. загрязняют окружающую среду
  1. Бактерицидные свойства хлорной извести определяются содержанием в ней
  1. хлора
  2. окиси кальция
  3. кислорода
  4. 1, 2, 3
  1. Бактерицидные свойства хлорамина определяются содержанием в нём
  1. аминогруппы
  2. хлора
  3. кислорода
  4. 1, 2, 3
  1. Насыщенный раствор хлорамина соответствует концентрации
  1. 10%
  2. 20%
  3. 28%
  4. 38%
  1. Для приготовления растворов хлорной извести рекомендуется применять
  1. горячую воду
  2. тёплую воду
  3. холодную воду
  4. 1, 2, 3
  1. Для приготовления растворов хлорамина можно применять
  1. воду комнатной температуры
  2. тёплую воду
  3. горячую воду
  4. 1, 2, 3
  1. Укажите наиболее стойкое при хранении вещество:
  1. сухая хлорная известь
  2. растворы хлорной извести
  3. сухой порошок хлорамина
  4. растворы хлорамина

Домашнее задание

  1. Повторить тему "Микробиологические основы химиотерапии и химиопрофилактики".

Вопросы  для повторения:

  1. Что такое химиотерапия и профилактика инфекционных болезней?
  2. Какие группы химиотерапевтических средств Вы знаете?
  3. Что такое антибиотики?
  4. Какое эколого-биологическое явление лежит в основе противомикробного действия антибиотиков?
  5. Назовите основные принципы рациональной химиотерапии и химиопрофилактики.
  6. От каких факторов зависит бактерицидный или бактериостатический эффект антибиотикотерапии?

Приложение для преподавателя

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

ТЕСТЫ И ЗАДАЧИ

для контроля  по теме «Дезинфекция и стерилизация»

I вариант

Задание: запишите  №  тестового задания, а напротив выпишите № предполагаемого ответа. Решите задачу.

  1. Полоскание горла раствором грамицидина при стрептококковой ангине относится к мероприятиям
  1. пастеризации
  2. стерилизации
  3. асептики
  4. антисептики

  1. Простейший способ дезинфекции белья - кипячение в мыльно-содовом растворе. Какие методы дезинфекции здесь применяются?
  1. физический
  2. химический
  3. механический
  4. 1, 2

3.  Для стерилизации сыворотки крови применяется

  1. автоклавирование
  2. формальдегид
  3. тиндализация
  4. 2, 3

  1. Фламбированием можно стерилизовать
  1. бактериологическую петлю
  2. пинцет
  3. ножницы
  4. 1, 2

5.   Полное уничтожение всех форм микроорганизмов в объекте называется

  1. пастеризация
  2. стерилизация
  3. дезинфекция
  4. дезактивация

6.  Не разрешается использовать хлорсодержащие препараты для приготовления

     дезинфицирующих растворов, если они содержит хлора менее

  1. 16%
  2. 28%
  3. 38%
  4. 26,6%

7. Для текущей очаговой дезинфекции требуется приготовить 5 литров  5% раствора хлорамина. Сколько литров 10%  раствора хлорамина нужно для этого взять?

ТЕСТЫ И ЗАДАЧА

для контроля  по теме «Дезинфекция и стерилизация»

II вариант

Задание: запишите  №  тестового задания, а напротив выпишите № предполагаемого ответа. Решите задачу.

  1. Обработка раневой поверхности раствором фурацилина относится  к  мероприятиям                              
  1. антисептики
  2. стерилизации
  3. асептики
  4. пастеризации

  1. Перед подачей в городскую водопроводную сеть на водопроводной станции воду фильтруют и хлорируют. Какие методы дезинфекции применяются?
  1. механический
  2. химический
  3. физический
  4. 1, 2

3. Для стерилизации биологических жидкостей, содержащих белки, применяют

  1. тиндализацию
  2. кипячение
  3. автоклавирование
  4. окись этилена

4. Наиболее эффективный способ дезинфекции операционной

  1. проветривание и ультрафиолетовое облучение
  2. влажная уборка с использованием растворов хлорамина
  3. ультрафиолетовое облучение
  4. влажная уборка с использованием моющих средств с последующим ультрафиолетовым облучением

5. Для дезинфекции белья больного при подозрении на инфекцию, вызванную    спорообразующими микроорганизмами, можно применять

  1. автоклавирование
  2. газовая стерилизация
  3. стерилизацию сухим жаром
  4. 1, 2

  1.  Основной недостаток растворов хлорной извести
  1. не обладают спороцидным действием
  2. не обладают бактерицидным действием
  3. химически не стойкие - быстро теряют активность
  4. загрязняют окружающую среду

7. Сколько литров осветлённого 0,2 %  раствора хлорной извести можно приготовить из 2-х литров маточного 20% раствора?

ТЕСТЫ И ЗАДАЧА

для контроля  по теме «Дезинфекция и стерилизация»

III вариант

Задание: запишите  №  тестового задания, а напротив выпишите № предполагаемого ответа. Решите задачу.

  1. После ухода за больными вирусным гепатитом А медицинский персонал должен двукратно вымыть руки тёплой водой с мылом, а затем обработать их 2% раствором хлорамина. Какие методы дезинфекции здесь используются?
  1. механические
  2. химические
  3. физические
  4. 1, 2, 3

  1. Для стерилизации физиологического раствора можно использовать
  1. автоклавирование
  2. кипячение
  3. газовую стерилизацию
  4. 1, 2

3. Для обеззараживания отработанных культур спорообразующих микроорганизмов и патологического материала применяют

  1. автоклавирование
  2. газовую стерилизацию
  3. ультрафиолетовое облучение
  4. кипячение

4.  Облучение перевязочной ультрафиолетовыми лучами перед приёмом больных относится к мероприятиям

  1. асептики
  2. дезинфекции
  3. антисептики
  4. 1, 2

5. Прогревание   молока при 60о  в течение 10 минут относится к мероприятиям

  1. пастеризации
  2. тиндализации
  3. стерилизации
  4. 1, 2

  1. Для приготовления растворов хлорной извести рекомендуется применять
  1. горячую воду
  2. тёплую воду
  3. воду комнатной температуры
  4. холодную воду

7.  После госпитализации ребёнка, заболевшего дифтерией, в детской комнате необходимо провести влажную уборку  0,5% раствором хлорамина. Сколько литров такого раствора можно приготовить из 100 г стандартного  порошка хлорамина?

ТЕСТЫ И ЗАДАЧА

для контроля  по теме «Дезинфекция и стерилизация»

IV вариант

Задание: запишите  №  тестового задания, а напротив выпишите № предполагаемого ответа. Решите задачу.

  1. В соответствии с санитарными правилами в детских садах в течение дня периодически должна проводится влажная уборка и проветривание. Какие методы дезинфекции используются?
  1. механический
  2. химические
  3. физические
  4. 1, 2, 3

  1. Какие методы  дезинфекции наиболее эффективны при воздушно-капельных инфекциях?
  1. уборка помещений пылесосом
  2. влажная уборка с использованием раствора хлорамина
  3. ультрафиолетовое облучение
  4. влажная уборка с использованием раствора хлорамина с последующим ультрафиолетовым облучением

  1. Полоскание горла раствором грамицидина при стрептококковой ангине относится к мероприятиям
  1. пастеризации
  2. антисептики
  3. асептики
  4. стерилизации

4.  Для обеззараживания белья больного при подозрении на инфекцию, вызванную    спорообразующими микроорганизмами, можно применять

  1. автоклавирование
  2. газовую стерилизацию
  3. стерилизацию сухим жаром
  4. 1, 2

  1. Для стерилизации вазелинового масла применяется метод
  1. стерилизации сухим жаром
  2. газовой стерилизации
  3. лучевой стерилизации
  4. пастеризации

6. Укажите наиболее стойкое при хранении вещество:

  1. сухой порошок хлорамина
  2. растворы хлорамина
  3. сухая хлорная известь
  4. растворы хлорной извести

7.  После ухода за больными вирусным гепатитом А медицинский персонал должен обработать руки 2% раствором хлорамина. Сколько граммов сухого порошка хлорамина с содержанием 25% активного хлора нужно взять для приготовления 4-х литров такого раствора?

 ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ.

ОТВЕТЫ.

  1. Почему фламбированием  можно стерилизовать только мелкие предметы?

Пламя горелки создаёт высокую температуру в ограниченном пространстве, поэтому равномерно прогревается только небольшая площадь или объём предмета. Крупные предметы, нагреваясь неравномерно, могут изменить свои свойства (разрушиться) из-за молекулярных изменений кристаллической решётки при перепаде температур. Ножницы и скальпели становятся тупыми по той же причине: высокая температура нарушает целостность, а, следовательно, и свойства тонкого молекулярного слоя кристаллической решётки лезвия этих инструментов.

  1. Почему стерилизация кипячением считается неполной, если обрабатывают предметы, инфицированные споровыми формами микроорганизмов?

Споры, вследствие своей сложной структуры, выдерживают кипячение в течение 2-3 часов. Поэтому обычные режимы кипячения - 20-30 минут после начала кипения не эффективны для уничтожения спор патогенных бактерий, которые остаются жизнеспособными.

  1. Эффективность автоклавирования (стерилизации насыщенным паром под давлением) выше, чем стерилизация текучим паром или кипячением. Почему?

Так как при повышении давления температура кипения повышается, одновременно повышается и температура насыщенного пара. Пар с температурой более 130о под давлением проникает даже в микроскопические полости, разрушая структуры не только микроорганизмов, но и их спор.

  1. В каких случаях  Вы предложили бы заменить дробную стерилизацию текучим паром тиндализацией?

Если предстоит стерилизовать жидкости или плотные среды, в состав которых входят белки, витамины, ферменты, температура 100о  нарушит их химическую структуру, следовательно, изменит желаемые для дальнейшего использования свойства. Поэтому в этих случаях целесообразно применять дробную пастеризацию (тиндализацию), при которой разрушения структуры объекта не происходит.

  1. Можно ли назвать профильтрованную через бактериальный фильтр воду из реки стерильной?

"Холодная" стерилизация речной воды будет не полной: вирусы, содержащиеся в речной  воде (в том числе и фаги) проходят через поры фильтра в силу своих малых размеров относительно бактерий.

  1. Почему для стерилизации питательных сред, жидкостей, масел газовая стерилизация не применяется?

Молекулы газа взаимодействуют только с поверхностным слоем стерилизуемого объекта, не проникая внутрь среды. Поэтому в глубоких слоях жидкости или масла микрофлора может сохранить жизнеспособность.

  1. Для надёжной стерилизации оборудования ультрафиолетовыми лучами применяется предстерилизационная обработка: влажная уборка с добавлением моющих средств. Почему?

На поверхности оборудования микроорганизмы адсорбируются в составе различных загрязнителей, образующих  плёнку органических и неорганических веществ. Эти вещества частично отражают ультрафиолетовые лучи, а частично поглощают квантовую энергию, тем самым защищая микроорганизмы и снижая эффективность стерилизации.

ЭТАЛОН

ЗАПОЛНЕНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ №2

Характеристика дезинфицирующего средства

Хлорная известь

Хлорамин

1

Действующее вещество, обеспечивающее бактерицидное действие

Хлор

Хлор

2

% активного хлора в препарате, выпускаемом промышленностью

    28 - 38 %

26,6 %

3

Потери активного хлора при хранений

1 - 4 % в месяц

0,1% в год

4

Периодичность проверки на содержание активного хлора

1 раз в три месяца

1 раз в три года

5

Не допускается применение препарата с содержанием активного хлора менее

16%

Не нормируется

6

Маточные растворы содержат активного хлора

10 - 20%

10%

7

Для приготовления рабочих растворов используют воду с температурой

Холодную

Комнатную, тёплую,горячую

                                           

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

К ТЕСТАМ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ "СТЕРИЛИЗАЦИЯ И ДЕЗИНФЕКЦИЯ"

I вариант

  1. 4
  2. 4
  3. 3
  4. 4
  5. 2
  6. 1


II вариант

  1. 1
  2. 4
  3. 1
  4. 4
  5. 4
  6. 3

  7. III вариант
  1. 4
  2. 1
  3. 1
  4. 4
  5. 1
  6. 4


IV вариант

  1. 1
  2. 4
  3. 2
  4. 4
  5. 1
  6. 1

РЕШЕНИЯ   ЗАДАЧ.

Задача №1

Используем формулу (1). Обозначим искомую величину  Х. Подставляем в формулу известные величины:

                                                     

                                               

 Ответ: 2, 5 литра 10% раствора.

Задача №2

     Преобразуем формулу (1) в следующий вид:

    Подставляем числовые значения:

                                               

 Ответ: 200 литров осветвлённого 0,5% раствора

Задача №3

  1. Узнаем, сколько  граммов хлорамина нужно для приготовления 1 литра раствора 0, 5 % концентрации, используя формулу (2):

                                                         

                                                          сухого порошка хлорамина нужно для

                                                          приготовления 1 литра 0,5% раствора.

Составляем пропорцию: из  1, 9 г                            1 л 0,5% раствора

                                           из 100  г                           Х  литров 0,5% раствора                                                    

 Ответ: 52,6 литра  0,5% раствора хлорамина.

  1. Используем для вычислений формулу (2), но в знаменатель подставляем фактическое содержание активного хлора в порошке хлорамина (25 %):

                                                   

Для приготовления 4-х литров такого раствора                                                    потребуется  8 г х 4 = 32 г порошка хлорамина.

Ответ: 32 грамма хлорамина с содержанием 25%                                                          активного хлора.                  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нормативно-организационная документация.

1.  " ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО

        ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ". Государственные требования к    минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 0406 «Сестринское дело» ( базовый уровень среднего профессионального образования)

и  0402 "Акушерское дело" ( базовый уровень среднего профессионального образования). Москва. ВУНМЦ . 2002 год.

  1. Примерная программа дисциплины "ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ" для специальностей 0402 "Акушерское дело  Базовый уровень подготовки", 0406 "Сестринское дело. Базовый уровень подготовки". Министерство здравоохранения РФ. 2003 год.
  2. Рабочая программа дисциплины "ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ". Утверждена городской предметной комиссией 2.10. 02 г.

II.    Обязательная литература.

  1. Учебник «Микробиология» Н. А. Бакулина, Э. Л. Краева.                                         Москва, « Медицина», 1976 /80 года изд.
  2. Учебник «Медицинская микробиология» С. А. Павлович.                                            Минск, «Высшая школа», 1997 г.
  3. Учебник «Руководство к практическим занятиям по микробиологическим исследлваниям»Ф. К. Черкес.                                                                                        Москва, «Медицина», 1980 г.

4. Учебник "Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии"

    под ред. А.А.   Воробьёва и Ю.С. Кривошеина. Изд. "Мастерство". Москва, 2001 г.  

III.   Дополнительная литература.

  1. «Микробиология» З. Н. Кочемасова, С. А. Ефремова, Ю. С. Набоков.                     Москва, «Медицина», 1984 г.
  2. «Микробиология» А. А. Воробьёв, А.С. Быков, Е. П. Пашков, А. М. Рыбакова          

Москва, «Медицина», 1994 г.

  1. «Микробиология с техникой микробиологических исследований» А. С. Лабинская

Москва, «Медицина», 1978 г.

  1. «Руководство к практическим занятиям по микробиологии, иммунологии и вирусологии» под ред. М. П. Зыкова. Москва, «Медицина», 1977 г.
  2. «Инфекционные болезни с уходом за больными и основами эпидемиологии»                 И. Г. Булкин, В.И. Покровский. Москва, «Медицина», 1975 г.
  3.  «Справочник по инфекционным болезням для среднего медицинского персонала»А.Г. Рахманова, В.К. Пригожина. Санкт – Петербург, «Гиппократ», 1992 г.
  4. "Сестринское дело при инфекционных заболеваниях" В. А. Малов. Москва, изд. "Мастерство", 2001 год.                                                                          

"Дезинфекция и стерилизация" Ревягина З. М.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка учебного занятия по ветеринарной хирургии на тему «Стерилизация кошек»

В процессе преподавания хирургии стоит задача формирования общих и профессиональных компетенций как показателя готовности будущего специалиста к самостоятельной фельдшерской практике,  проведении...

Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"

Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности  Лабораторная диагностика....

Стерилизация. Принципы работы ЦСО.

Презентация для проведения лекционного занятия....

Методическая разработка теоретического занятия "Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием"

Методическая разработка теоретического занятия "Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием" предназначена для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игры «БРЕЙН – РИНГ» на тему: СТЕРИЛИЗАЦИЯ И ДЕЗИНФЕКЦИЯ

Методическая разработка создана для организации внеаудиторной и творческой работы обучающихся по профессиональному модулю ПМ.04. «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, дол...

Дезинфекция и стерилизация - опорный конспект для студентов

Дезинфекция  является частью общего противоэпидемиологического комплекса, направленного на снижение уровня заболеваний среди населения. Цель стерилизации - предупреждение заноса микроо...

Учебная практика ТЭУ1. Урок 1. Вводное занятие, инструктаж по охране труда. Подготовка рабочего места, стерилизация и дезинфекция инструментов, рабочей зоны

Изучите теоретический материал.Ответьте письменно на вопросы.Пропишите алгоритм действий дезинфекции рабочей зоны мастера маникюра (используя теоретический материал учебной практики по ПМ 04)Придержив...