Методическая разработка теоретического занятия "Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием"
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия "Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием" предназначена для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация. Разработка содержит вопросы для проверки ранее изученной темы, блок учебной информации в виде докладов студентов и дополнительный материал преподавателя, вопросы для закрепления темы, задание на дом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
43._himicheskaya_sterilizatsiya_uf_sterilizatsiya_filtrovaniem.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
Амурский медицинский колледж
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
ПМ 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
МДК 02.01 « Технология изготовления лекарственных форм»
Тема: « Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием»
Специальность: 33.02.01 «Фармация»
Уровень подготовки: базовый
Курс: 3 - й
Составитель: Сухова Л.П.,
преподавателем технологии
изготовления лекарственных форм
в соответствии с требованиями
Федерального государственного
образовательного стандарта
среднего профессионального
образования
г. Благовещенск
2019 г.
Рассмотрено на Утверждаю заседании ЦМК «Фармация» Экспертный совет при
Протокол № ____ информационно-методическом центре
«___» __________ 2019 г. ГАУ АО ПОО АМК
Председатель ЦМК ____________ «____» _______________ 2019 г.
Сухова Л.П.
Пояснительная записка
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» «Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием» предназначена для проведения теоретического занятия на специальности «Фармация». Данная тема является актуальной в связи с тем, что в процессе изготовления лекарственных препаратов в них могут попадать микроорганизмы, лекарственные вещества при дальнейшем хранении могут разлагаться. Поэтому некоторые лекарственные формы должны быть стерильными. Однако не все методы термической стерилизации могут применены в определенных случаях. В связи с этим данная тема важна для понимания и освоения ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и квалификации «Фармацевт». Методическая разработка может применяться при проведении теоретического занятия как по очной, так и очно-заочной (вечерней) форме получения образования. Разработка содержит организационно-методический блок, блок учебной информации, контроля. На освоение данной темы отводится одно теоретическое занятие в форме семинара-конференции.
Теоретическое занятие № 43
Тема: Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием.
Цели занятия:
Методическая цель – создать условия для формирования теоретических знаний
Образовательная цель – сформировать у студентов теоретические знания о различных методах стерилизации
Воспитательная цель – воспитать внимательность, организованность, чувство профессионализма
Развивающая цель – развивать интерес, аналитическое мышление и обобщение
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
Студенты должны знать:
- Способы химической стерилизации
- Характеристику стерилизации ультрафиолетовым излучением
- Характеристику стерилизации фильтрованием
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: семинар - конференция
Уровень усвоения: 1
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Материально-техническое обеспечение:
Методическое обеспечение: методическая разработка теоретического занятия для преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер, телевизор, презентация.
Внутрипредметные связи:
- Стерильные и асептические лекарственные формы
Межпредметные связи:
- фармакология (основные термины и понятия)
Литература:
1. Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
2. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
3. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
4. Интернет – ресурсы
Структура занятия
I. Организационная часть - 2 мин.
II. Целевая установка - 4 мин.
III. Актуализация базовых знаний - 7 мин.
IV. Блок учебной информации (доклады студентов) - 60 мин.
V. Обсуждение и закрепление материала – 10 мин.
VI. Задание на дом - 2 мин.
VII. Подведение итогов - 5 мин.
Содержание занятия:
№ п/п | Этапы занятия | Цель | Описание деятельности | Время | |
преподавателя | студента | ||||
1 | Организация начала занятия | Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение | Проверяет готовность аудитории, внешний вид студентов, наличие письменных принадлежностей, отмечает отсутствующих | Староста перечисляет отсутствующих, называет причину отсутствия | 2 мин |
2 | Целевая установка | Раскрыть практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональной деятельности | Знакомит студентов с планом занятия. Четко и ясно объявляет поставленные цели. Объясняет, что студенты должны изучить в процессе занятия (приложение 1) | Слушают преподавателя, записывают тему, план | 4 мин |
3 | Актуализация базовых знаний | Восстановить в памяти студентов ранее усвоенные знания, которые потребуются для понимания и усвоения нового материала | Проводит устный (письменный) фронтальный опрос (приложение 2) | Отвечают на поставленные вопросы, исправляют или дополняют ответы других студентов | 7 мин |
4 | Основная часть | Сформировать у студентов знания о методах химической стерилизации, УФ, стерилизации фильтрованием | Организует выступление докладчиков (приложение 3). При необходимости дополняет недостающую информацию. | Внимательно слушают докладчиков, выделяют главное и конспектируют | 60 мин |
5 | Обсуждение и закрепление материала | Закрепить полученные знания по основным вопросам | Проводит устный фронтальный опрос (приложение № 4) | Отвечают на поставленные вопросы | 10 мин |
6 | Задание на дом | Сосредоточить внимание на основные вопросы темы | Обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения (приложение № 5) | Записывают домашнее задание | 2 мин |
7 | Подведение итогов | Стимулировать интерес к учебному процессу | Отмечает положительные, отрицательные моменты в ответах студентов, в их поведении, выставляет оценки | Слушают, анализируют слова преподавателя, запоминают замечания | 5 мин |
Тема: Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием Приложение 1
Целевая установка:
Данная тема является актуальной в связи с тем, что в процессе изготовления лекарственных препаратов в них могут попадать микроорганизмы, лекарственные вещества при дальнейшем хранении могут разлагаться. В некоторых случаях методы термической стерилизации невозможно применить к тем или иным объектам стерилизации. В связи с этим данная тема важна для понимания и освоения ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и квалификации «Фармацевт».
Сегодня мы с вами разберем, какие методы стерилизации, кроме термической, можно использовать в условиях аптеки.
План:
1.Химическая стерилизация – характеристика, методы стерилизации, контроль стерилизации
2. Стерилизация УФ-излучением – определение, источники УФ излучения, объекты стерилизации
3. Стерилизация фильтрованием – характеристика, материалы для фильтрации, объекты стерилизации
Занятие будет проходить в нетрадиционной форме – семинара – конференции. Подготовившие доклады студенты изложат новый материал самостоятельно. Ваша задача – внимательно слушать выступления, конспектировать значимые мысли темы. Если возникнут вопросы к докладчику – можно их озвучить.
Такая форма проведения занятия приучает студентов анализировать услышанное, самостоятельно делать выводы, сообщения, формирует навык работы с литературой, развивает критичность мышления, повышает ответственность к овладению новыми знаниями.
Тема: Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием Приложение 2
Актуализация базовых знаний:
- Почему некоторые лекарственные формы должны быть стерильными и готовиться в асептических условиях?
Ответ: Соблюдение условий асептики и стерилизация обусловлены: - для инъекционных растворов – нарушением защитных барьеров организма; - для глазных препаратов – повышенной чувствительностью слизистой глаза к микроорганизмам; - для препаратов для новорожденных – низкой сопротивляемостью организма к инфицированию; - для препаратов с антибиотиками – разрушением их микроорганизмами и потерей эффективности
- Что такое стерилизация?
Ответ: Стерилизация – полное уничтожение в том или ином объекте живых микроорганизмов и их спор. Согласно ГФ ХIII, стерилизация – процесс умерщвления в объекте или удаления из него микроорганизмов всех видов, находящихся на всех стадиях развития.
- В чем сложность проблемы стерилизации?
Ответ: Сложность проблемы стерилизации заключается, с одной стороны, в высокой жизнеспособности и большом разнообразии микроорганизмов, а с другой стороны – термолабильностью многих лекарственных веществ и форм или невозможностью использования других видов стерилизации.
- Как проводится воздушная стерилизация?
Ответ: Воздушная стерилизация – осуществляется горячим воздухом в воздушных стерилизаторах при 160, 180, 200 0С, при этом погибают все формы микроорганизмов за счет пирогенетического разложения белковых веществ.
- Что собой представляет стерилизация паром под давлением?
Ответ: Паровая стерилизация – происходит комбинированное воздействие на микроорганизмы высокой температуры и влажности
Тема: Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием. Приложение 3
Блок учебной информации
- Доклад студента «Химическая стерилизация»
Дополнительная информация преподавателя
Химическая стерилизация – осуществляется воздействием химических веществ на микрофлору, основана на высокой избирательной чувствительности микроорганизмов к разным химическим веществам. Стерилизующими агентами могут быть газы и растворы химических веществ.
Газовая стерилизация – осуществляется оксидом этилена или его смесями с метила бромидом, углерода диоксидом, хладонами. Газы обладают большой способностью проникать в глубь объектов, мало повреждая и не изменяя их свойств. При этом погибают вегетативные формы микроорганизмов и плесневые грибы. Однако практическое осуществление метода затруднено, т.к сроки стерилизации большие, дегазация в вентилируемом помещении продолжительна. Стерилизацию проводят в газовых стерилизаторах или портативных аппаратах, предварительно поместив объекты в полиэтиленовую пленку толщиной 0,06 - 0,2 мм или пергамент, при этом стерильность объектов сохраняется долго, до нарушения целостности упаковки. Современные аппараты снабжают паровой рубашкой для поддержания температуры 48-500С. Влажность в камере 80-100 %, а с помощью вакуум-насоса в ней можно создавать разряжение. Изделия, простерилизованные этим методом, нужно выдерживать в вентилируемом помещении: металлические, стеклянные – 1 сутки, резиновые и полимерные – 5 суток. В связи с токсичностью оксида этилена и бромида метила стерилизованные изделия применяют только после дегазации, т.е после выдержки в вентилируемом помещении до допустимых остаточных количеств. В аптеках парами формальдегида стерилизуют обувь, помещенную в полиэтиленовый пакет вместе с ватным тампоном, смоченным раствором формалина. После стерилизации формалин испаряется. Контролируют параметры и эффективность газовой стерилизации контрольно-измерительными приборами, химическими и биологическими тестами.
Стерилизация растворами – используют пероксид водорода, надкислоты и другие дезинфицирующие средства, разрешенные для медицинского применения. Метод рекомендован для стерилизации изделий из резины, полимеров, стекла, коррозионно-стойких материалов. Эффективность стерилизации растворами зависит от природы и концентрации активно действующего вещества, выдержки и температуры раствора
Раствор | t, 0C | Выдержка, мин |
6 %-ный раствор пероксида водорода | 18 50 | 360 180 |
1 %-ный раствор дезоксона-1 (по надуксусной кислоте) | 18 | 45 |
Используют разные способы обработки: опрыскивае аэрозолем; протирание поверхностей (особенно эффективно в сочетании с УФ-облучением); полное погружение предметов в растворы, налитые в герметичные закрытые емкости на время стерилизации. После обработки растворами изделия в асептических условиях промывают стерильной водой.
Также широко применяют антисептические свойства этанола. Ручки, фломастеры, используемые в асептическом блоке, обрабатывают ватой, смоченной раствором 70 % этанола. Однако и он не является надежным стерилизующим средством. Например, возбудитель газовой гангрены может несколько месяцев сохранять жизнеспособность в этаноле любой концентрации. Для увеличения бактерицидности к нему добавляют раствор тимола в 96 % этиловом спирте, 1 % спиртовой раствор бриллиантового зеленого, 2-, 5- и 10 %-ные спиртовые растворы йода. Из хлорсодержащих препаратов чаще используют растворы хлорамина: для обработки рук – 0,2-0,5 %-ный; для обработки инструментов и резиновых перчаток – 5-10 %-ный; для дезинфекции посуды, обуви – 1 %.
Вещества, используемые для химической стерилизации, делят на консерванты (не убивают микроорганизмы, но приостанавливают их развитие) и антиоксиданты (убивают микроорганизмы).
2. Доклад студента «Стерилизация УФ излучением»
Дополнительная информация преподавателя
УФ излучение является мощным стерилизующим фактором, способным убивать и вегетативные, и споровые формы микроорганизмов. Использование этого метода в аптеках имеет большое практическое значение и существенные преимущества по сравнению с химической стерилизацией, т.к дезинфицирующие вещества могут адсорбироваться лекарственными веществами, приобретая резкие запахи. Эффективность бактерицидного действия УФ-радиации зависит от длины волны излучателя, его дозы, вида микроорганизмов, запыленности и влажности среды, времени облучения.
УФ лучами можно стерилизовать воздух, рабочие поверхности, приборы и аппараты асептического блока, индивидуальные рецепты и требования, воду очищенную.
В качестве источников УФ-радиации в аптеках используют специальные лампы БУВ- 30 (бактерицидные увиолевые), 30- это мощность в ваттах. Облучатели снабжены открытыми лампами для быстрой дезинфекции воздуха и поверхностей в отсутствие персонала (включаются за 1-2 ч до начала работы) и закрытыми (экранированными), устанавливаемыми не ниже 2 м от пола, - для облучения верхних слоев воздуха в присутствии персонала. Экранированные лампы могут работать до 8 ч в сутки. Ввиду вредного воздействия длительного облучения на человека, применение неэкранированных бактерицидных ламп в присутствии людей не допускается. Вход в помещение разрешается только после отключения неэкранированной лампы , а длительное пребывание в указанном помещении – не ранее, чем через 15 мин после отключения. При работе с бактерицидными лампами глаза должны быть защищены очками из темного стекла, руки – перчатками, лицо – марлевой повязкой. Бактерицидные лампы могут быть настенными, потолочными и передвижными. Для поддержания чистоты воздуха в асептическом блоке целесообразно использовать рециркуляционные воздухоочистители ВОПР-0,9 и ВОПР-1,5. Они могут использоваться во время работы персонала, надежны и просты в эксплуатации, не требуют квалифицированного обслуживания.
Стерилизацию с помощью ультрафиолетового излучения лекарственных веществ в штангласах и их растворов в ампулах, флаконах и бутылках невозможна, так как обычное стекло поглощает УФ-лучи.
- Доклад студента «Стерилизация фильтрованием»
Дополнительная информация преподавателя
Стерилизация фильтрованием – используется для стерилизации растворов термолабильных веществ через глубинные и мембранные фильтры, задерживающих микроорганизмы и их споры. Преимущества этого метода: высокая производительность фильтрующих установок; удобство в работе; безопасность для персонала; сохранение свойств лекарственных веществ.
Глубинные фильтры бывают из: а) керамики, фарфора (процесс фильтрации длительный, фильтры трудно очищать от механических включений и микроорганизмов, возможно развитие микрофлоры); б) стеклянные фильтры – хрупкие, возможны сколы частиц и попадание стеклянной пыли в раствор, для защиты фильтра от крупных частиц перед ним устанавливают предфильтр из ваты и марли; в) фильтры из волокнистых материалов (ваты медицинской, фильтровальной бумаги, марли, синтетических волокон, асбеста и др) – они термоустойчивы, фильтрация высокопроизводительна.
Для стерилизации инъекционных растворов фильтры из стеклянных и асбестовых волокон не используют (вызывают загрязнение фильтрата).
Мембранные фильтры – их можно стерилизовать насыщенным паром или с применением антисептиков. Растворы фильтруют через мембранные фильтры под вакуумом или под давлением. В последнем случае фильтрат расфасовывают во флаконы одновременно с фильтрацией, а при вакуумной фильтрации – после нее.
Применяют мембранные фильтры: «Владипор» из ацетата целлюлозы с разным размаром пор; мембраны марки МФА-А № 1 и № 2; капроновые мембраны «Мифил» и др.
Стерилизующую фильтрацию осуществляют в установках, включающих емкость с приготовленным раствором, фильтродержатель, емкость для фильтрата и источник избыточного давления (насос).
Для фильтрации небольших объемов используют установку стерилизующей фильтрации инъекционных растворов типа УФИ-12.
Эффективность стерилизации проверяют прямым посевом пробы фильтрата в питательную среду.
Тема: Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием Приложение 4
Закрепление материала:
- Что собой представляет химическая стерилизация?
- Какие виды химической стерилизации используют?
- Какие объекты можно стерилизовать растворами химических веществ?
- На какие виды можно разделить вещества, используемые для химической стерилизации?
- Какие средства используют для стерилизации растворами?
- Для стерилизации чего применяют УФ-излучение?
- В чем особенность применения открытых бактерицидных ламп?
- Применяют ли УФ излучение для стерилизации лекарственных веществ и их растворов?
- В каких случаях используется стерилизация фильтрованием?
- В чем преимущество стерилизации фильтрованием от химической стерилизации и УФ лучами?
Тема: Химическая стерилизация, УФ, стерилизация фильтрованием Приложение 5
Задание на дом:
- Какие общие требования предъявляют к растворам?
- Что значит термин «стерилизация»?
- Почему растворы для инъекций необходимо готовить в асептических условиях?
- В чем заключается сложность стерилизации?
- Какие недостатки есть у инъекционных растворов?
- Какие требования предъявляют к стерильным и асептическим лекарственным формам?
Рекомендуемая литература:
1. Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
2. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
3. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016
4. Лекционный материал
5. Интернет-источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия "Диагностика поздних сроков беременности"
Методическая разработка занятия по теме «Диагностика поздних сроков беременности» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 2 курса специальности 060102 Акушерское дело в рамка...
Методическая разработка теоретического занятия по теме:"Воображение как психический познавательный процесс"
Методическая разработка предназначена для преподавателя психологии медицинского училища и включает в себя информационный блок с подробным изложением нового материала и упражнения для...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»
Ц Е Л И З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды тканей.Студент должен иметь представл...
Методическая разработка теоретического занятия для студентов специальности Лечебное дело по теме "Недоношенный ребенок"
Вопросы выхаживания недоношенных детей остаются по-прежнему актуальными в практическом здравоохранении. В методической разработке подробно рассматриваются анатомо-физиологические особенност...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»
Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...
Методическая разработка теоретического занятия "Термическая стерилизация"
Методическая разработка теоретического занятия "Термическая стерилизация" предназначена для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессиональн...