Методическая разработка к конкурсу
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями латинского языка для организации внеаудиторной работы студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_konkursu.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
К конкурсу по дисциплине
«Основы латинского языка и медицинской терминологии»
«Знаток латинского языка»
Автор: преподаватель Дудина Н.М.
г. Раменское
2008 год
Пояснительная записка.
Конкурс по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии» проводится традиционно по окончании курса, как заключительное занятие.
Отбор соревнующихся осуществляется на основании итоговых результатов успеваемости учащихся, с учётом их систематической работы в течение всего цикла и при успешном выполнении заданий исходного контроля.
В подготовке конкурса заняты все учащиеся. Каждому определяется конкретное задание. Формируются группы поддержки.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями латинского языка в качестве вспомогательного материала в работе. Задания, предлагаемые конкурсантам, могут наполняться новым содержанием или варьироваться по усмотрению преподавателя.
Перечень использованной литературы:
Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. «Словарь крылатых латинских выражений», «Русский язык», Москва, 1982
Ю. И. Городкова «Латинский язык », «Феникс», Ростов-на Дону, 2005, издание пятое. Для студентов медицинских колледжей и училищ. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Суходолова Н.А.«Методическое пособие по латинскому языку и медицинской терминологии», Тверь, 1993
Форма проведения конкурса: соревнование на лично-командное первенство среди учащихся групп 2МС, 2МСК, 2Ф
Участники соревнования:
Сборная команда девушек
Сборная команда юношей
Группы поддержки
Цели конкурса:
Обобщить знания, полученные по окончании курса дисциплины «Основы латинского языка и медицинской терминологии»
Выявить прочность полученных знаний по дисциплине, степень усвоения учащимися различных тем.
Способствовать развитию профессионального интереса будущих медицинских работников к более глубокому овладению специальной терминологией, специальными знаниями.
Расширить общий кругозор учащихся средствами латинского языка.
Время проведения: 1,5-2 часа
Подготовка:
Определение участников конкурса, формирование команд
Знакомство с планом проведения конкурса
Разработка критериев оценки для жюри
Оформительская работа
Организация работы групп поддержки
Оснащение:
Плакаты с «крылатыми» фразами изречениями на латинском языке
Кроссворд «Клиническая терминология» (2)
Карточки с рецептами (4)
Карточки с наименованиями лекарственных препаратов на латинском языке (16)
Медицинские термины с корнем «logia» (4 варианта на картах)
Карточки с заданиями на клиническую терминологию (2)
Карточки с заданиями на фармацевтическую терминологию (2)
Доски (2) и парты (2) для написания рецептов
Бумага и фломастеры
Протокол жюри (5)
План проведения конкурса.
Вступление. Представление участников конкурса, жюри.
Представление команд.
Разминка.
Рецептурные задания.
Задание: «Назвать медицинские термины с корнем «logia»
Задания на « подсказки» в названиях лекарственных препаратов
Конкурс капитанов: разгадывание кроссвордов «Клиническая терминология»
Соревнование команд
Задание на клиническую терминологию
Представление домашнего задания: сатирический плакат на медицинскую тему
Задание на фармацевтическую терминологию
Художественная самодеятельность
Подведение итогов. Объявление победителей. Награждение.
Заключение
СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА.
Действующие лица:
Ведущие – 2 человека
Ассистенты – 2 человека
«Эскулап»
Сборная команда девушек – 8 человек
Сборная команда юношей – 8 человек
Группы поддержки команд – 2 группы
Члены жюри – 5 человек
Ведущий:
Дорогие друзья! Сегодня вы присутствуете на заключительном занятии по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии», которое будет проходить в форме конкурса на лично-командное первенство между сборными командами юношей и девушек из числа учащихся групп 2МС, 2МСК, 2Ф.
Ведущая:
Сам Эскулап пожаловал на наше состязание… (Звучит торжественный марш из оперы «Аида». Входит Эскулап, медленно поднимается на возвышение)
Эскулап:
Когда-то в древние лета в Олимпе боги обитали,
И всенародный праздник там Олимпиадою назвали…
Ведущий:
И боги есть (указывает на команду юношей),
И есть богини (указывает на команду девушек),
Но состязания - не те…
Ведущая:
Мы соревнуемся в латыни –
Вниманье, знаньях, быстроте…
Эскулап:
…И четкости, и дисциплине, и аккуратности святой.
Всему научишься в латыни,
Коль мудрость ты познал науки той.
Ведущий:
Хороша была б жизнь ныне,
Если б не было латыни.
Все по-русски отвечай,
Ну не жизнь, а просто рай!
Ведущая:
Кто придумал сей язык:
Poly-, -oxy, hyper-, glyc?
Кто же это? В каком веке?
Эскулап:
То латиняне и греки…
Ведущий:
Все сидели и мудрили,
Чтобы мы латынь зубрили…
Ведущая:
Исключений всяких тьма,
Можно ведь сойти с ума!
Эскулап:
А рецепты?! Все как есть,
Без латыни не прочесть!
Ведущий:
Кому приставка hyper-, hypo- в голову вошла,
Терминология тому уж не страшна.
Ведущая:
Определить лучшего из соревнующихся предстоит нашему уважаемому жюри (представляет членов жюри). Задание на командное первенство оценивается по 5-балльной системе, задания на личное первенство – жетонами (за каждый правильный ответ учащийся получает 1 жетон).
Ведущий:
А теперь слово предоставляется командам – участницам конкурса.
Ведущая:
Вам слово девушки! (Идёт представление команды: объявляется название и девиз команды на латинском языке, эмблема, приветствия команде-сопернику и жюри)
Ведущий:
Слушаем вас, юноши! (Идёт представление команды: объявляется название и девиз команды на латинском языке, эмблема, приветствия команде-сопернику и жюри)
Ведущая:
Напоминаем жюри, что этот конкурс оценивается по пятибалльной системе.
Эскулап:
Прекрасны ваши выступленья
И ваш совет «как дальше жить».
Но чтоб достигнуть уваженья
Задачи надобно решить.
Ведущая:
Пока жюри подводят итоги конкурса, мы с командами проводим разминку: игру-загадку на название болезней с суффиксом –it. (Разминка не оценивается. Игру проводят ведущие)
Ведущий:
Слово имеет жюри. Спасибо
Ведущая:
Совсем недавно, в сей момент,
Пришел в аптеку документ,
Рецепт написан ляп и тяп.
Кто автор?
Эскулап:
Современный эскулап.
Ведущий:
Как нужно оформить рецепт?
Эскулап:
Без помарок и помет!
Ведущая:
А исправленья делать можно?
Эскулап:
Нет!
Ведущая:
А сейчас конкурсанты продемонстрируют нам своё мастерство в написании рецептов. Приглашаем по одному участнику от команды для написания рецептов на латинском языке и еще по одному – для исправления неправильно написанного рецепта с типичными ошибками, допускаемыми учащимися.
Ведущий:
Пока соревнующиеся выполняют задание, мы представляем вашему вниманию сценку «В аптеке», которую сыграют нам учащиеся старших курсов. (Идёт сценка). Благодарим!
Ведущая:
Просим жюри оценить выполненные задания. Напоминаем, что этот конкурс оценивается баллами.
Ведущий:
В это время команды выполняют задание на личное первенство: называют медицинские термины с корнем «logia». Это задание оценивается жетонами: за каждый правильный ответ участник получает жетон. Жетоны необходимо сохранить до конца состязаний. (Ведущие читают поочередно задания командам, ассистенты раздают жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой командой)
Ведущая:
Слово имеет жюри. (Объявляются итоги конкурса на рецептурные задания) Благодарим жюри!
Ведущий:
Продолжим состязание в личном первенстве. Какую информацию о препарате вы можете сообщить по имеющимся в его латинском названии подсказкам? (Ведущие предъявляют поочередно командам карточки с латинскими, ассистенты раздают жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой командой)
Ведущая:
А теперь наступает время соревнования команд. Приглашаются капитаны для разгадывания кроссворда «Клиническая терминология». Команды в это время предъявляют друг другу свои задания. Слово имеют юноши. (После выполнения трёх заданий юношей, девушки предъявляют свой задания) Напоминаем жюри, что этот конкурс оценивается баллами.
Ведущий:
Пока жюри подводят итоги соревнования команд, конкурсанты продемонстрируют свои знания клинической терминологии (оцениваются жетонами). (Ведущие предъявляют поочередно задания участникам команд, ассистенты раздают жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой командой) Слово имеет жюри. (Объявляются итоги конкурса капитанов) Благодарим жюри!
Ведущая:
Переходим к проверке домашнего задании. Команды предъявляют сатирический плакат на медицинскую тему. (Команды предъявляют свои плакаты) Напоминаем жюри, что этот конкурс оценивается баллами.
Ведущий:
И снова личное первенство. Конкурсанты покажут нам свои знания в фармацевтической терминологии и получат свои жетоны (Ведущие предъявляют поочередно задания участникам команд, ассистенты раздают жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой командой)
Ведущая:
А теперь попросим участников команд предъявить свои жетоны для общего подсчёта. Просьба ассистентам, собрать жетоны (Ассистенты собирают жетоны и записывают фамилии участников, указывая количество жетонов, полученных каждым из них) Напоминаем конкурсантам, что личное первенство определяется по наибольшему количеству жетонов, набранных участниками команд (Жюри производит подсчёты)
Эскулап:
Очень важно в деле всяком
В трудном поиске, в пути
Смеху, шуткам и улыбкам
Место верное найти.
Ведущая:
Слово имеют группы поддержки. Они продемонстрируют нам свои артистические способности. (Идут номера художественной самодеятельности) Слово имеет жюри. (Подведение итогов. Объявление итогов конкурса и победителей. Награждение)
Эскулап:
Закончился сегодняшний турнир.
Оглашено правдивое решенье.
И олимпийское спокойствие и мир
Тому реальное, живое подтвержденье.
Ведущая:
Чтоб одолеть болезни, нужна вера,
А без нее победе и не быть.
И Гиппократ сказал «Noli nocere!»
А это значит людям не вредить.
Ведущий:
Мы эту клятву будем помнить свято,
Не изменив профессии своей,
Мы сбережём честь белого халата.
Всё будем делать для спасения людей.
Ведущая:
Убеждены, конечно, мы отныне,
Что поговорка справедлива и теперь,
Что без латыни нет дороги в медицине,
Всем неучам туда закрыта дверь.
Эскулап:
Пройдут года, они промчатся быстро,
Но вечным будет афоризм такой:
«Без знаний нет хорошего специалиста
Ни в медицине, ни в профессии любой»
(Эскулап торжественно удаляется)
Ведущий:
Наше состязание закончено. Благодарим всех участников конкурса, членов жюри. Присутствующих благодарим за внимание.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОМАНД.
Загадки о названиях заболеваний с суффиксом –ИТ:
Вспомним все вместе!
Знаменитый суффикс –ИТ о болезнях говорит:
Если насморк, нос сопит, разумеется … ринит.
Если кашель, грудь болит, может острый … трахеит,
А когда в груди хрипит, то хронический … бронхит.
Наш больной не ест, не спит, горло у него болит, Вероятно, … фарингит, а может быть и … ларингит, Ещё есть и … тонзиллит
Вдох и всё внутри болит, а послушаешь – шумит, У больного плохой вид и потерян аппетит, Будь внимателен - … плеврит!
Дисфагия и тошнит, кажется … эзофагит.
Всё едим мы в беспорядке, нет режима и порядка, Пропадает аппетит, подозренье на … гастрит.
Боль в кишечнике, урчит, стул нарушен и частит, Может острый … энтерит.
То понос, а то крепит, снижен резко аппетит, Рвота и во рту горчит, то хронический … колит. Может гастро … энтерит, а может энтеро … колит.
Если справа бок болит, у больного жёлтый вид, Возникает и асцит, это, вроде, … гепатит.
Справа под ребром болит, исчезает аппетит, Может стать и холангит, перфорацией грозит, Это что? … холецистит.
У больного бледный вид, резко в животе болит, Нитевидно пульс стучит, Диагноз Ваш? … перитонит.
Почки! Шутки в стороне, осторожен будь вдвойне, Коль анализ подтвердит, это может и … нефрит.
Мочевой пузырь болит, это, кажется, … цистит.
Ночь без сна, спина болит, может быть … радикулит.
Коль к дождю сустав болит, припухает и скрипит, Вероятно, то … артрит.
Невесёлый, скажем вид, если сердце заболит, Может быть … эндокардит, иногда … миокардит, Есть ещё … перикардит, и ещё … ревмокардит
Тот, кто знает суффикс –ИТ, термин верно говорит, И диагноз подтвердит, Тот болезни победит!
2. Рецептурные задания (примеры):
А. Написать рецепт на латинском языке.
Возьми: Серы очищенной
Сложного порошка солодки по 0,25
Смешай, пусть получится порошок.
Выдай такие дозы числом 15
Обозначь: По одному порошку 3 раза в день перед едой.
В. Исправление неправильно написанных рецептов
Recepe: tinctura convallaria majalae
Tincture valeriana simplex по 7,5 мл
adonisidum 15 мл
Miscere. Dare.
Signare: по 20 капель на прием
3. Назвать медицинские термины с корнем «logia».
Карточка №1
Наука о закономерностях, возникновении и функционировании психики, ее механизме и проявлении.
Раздел психиатрии, изучающий проявление, этиологию и патогенез хронического алкоголизма
Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое течение заболеваний почек.
Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое течение заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое течение заболеваний нервной системы.
Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое течение заболеваний легких и дыхательных путей.
Раздел анатомии, изучающий соединение костей.
Карточка №2
Область медицины, изучающая физические и химические свойства ядов.
Наука, изучающая действие лекарств и других биологически активных веществ на организм человека.
Наука, изучающая закономерности развития зародыша и его тканей.
Наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов.
Область медицины, изучающая физические и химические свойства ядов.
Область клинической медицины, изучающая вопросы обезболивания и управления жизненно важными функциями во время хирургических вмешательств.
4. Объяснить значение клинических терминов.
Карточка №1
Гематология
Дистония
Гипогликемия
Флебэктомия
Афагия
Риноррагия
Бронхоэктазия
Отоларинголог
Карточка №2
Этиология
Патогенез
Гипергликемия
Кольпотомия
Термоплегия
Проктолог
Эзофагогастродуоденоскопия
Пиодермия
5. Задание на фармацевтическую терминологию: «Скажи по-латински».
Карточка №1
По мере требования (надобности)
Разовая доза
Порошки для внутреннего употребления
Смешай, пусть получится влагалищный шарик
Наилучший вазелин для глаз
Максимальная доза
Выдай в эластичных желатиновых капсулах
Вода для инъекций
Карточка №2
Через рот, через прямую кишку
Суточная доза
Жидкая мазь для наружного применения
Раствор глюкозы в ампулах
Мельчайший порошок или присыпка
Чистейший эфир для наркоза
Выдай в вощеной бумаге
Таблетки активированного угля
6. Кроссворд «Клиническая терминология».
По горизонтали:
Наука о болезнях и их лечении.
Опыт, попытка
Воспаление среднего уха
Образование сахара
Тепловое состояние тела
Дыхание
Воспаление желчного пузыря
По вертикали:
Воспаление молочной железы
Учение о причинах болезни
Воспаление мышцы
воспаление сустава
Обильные гнойные выделения
Воспаление червеобразного отростка слепой кишки
6. Кроссворд «Клиническая терминология».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка смотра-конкурса презентаций
Рассмотрены порядок выполнения работ обучающимися, требования к работам различного типа и приведены методические рекомендации по выполнению работы....
Методическая разработка урока-конкурса "Юный овощевод".
Данный материал разрабатывался в паре с Мироновой Еленой Юрьевной, мастером производственного обучения на группе овощеводов. Методическая разработка урока-конкурса на тему «Технология производства пос...
Методическая разработка урока-конкурса "Профи своего дела"
Методическая разработка включает этапы организации и проведения занятий по производственной практике в форме игры.Преимущество игр перед традиционными формами обучения состоит в том, что они тре...
Методическая разработка Смотра конкурса социальной рекламы
Конкурс проводится в целях профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, формирования ЗОЖ, поддержки и привлечения талантливой молодежи к реализации замыслов в области социальной рекламы...
Методическая разработка урока-конкурса "Основы внутрифирменного планирования"
Методическая разработка урока содержит методическое обоснование урока, подробный план урока, технологическую карту урока и дидактические материалы к уроку....
методическая разработка мероприятия конкурс "Кулинарный поединок"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Межшкольный учебный комбинат Республики Татарстан Методическая разработка мероприятияконкурс «КУЛ...