Методическая разработка по применению информационных и инновационных технологий
методическая разработка
Работа в малых группах (команде). ОП.06. Гидротермическая обработка и консервирование древесины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_rabota_v_malyh_gruppah_komande.docx | 860.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»
Методическая разработка по применению информационных и инновационных технологий
Работа в малых группах (команде)
Дисциплина: ОП.06. Гидротермическая обработка и консервирование древесины
Специальность: 35.02.03 «Технология деревообработки»
Разработчик: Трубина К.В.
Должность: преподаватель
Санкт-Петербург
2018
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Под инновационными технологиями подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, индивидуального обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.)
Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.
Основные преимущества инновационных форм обучения:
- активизация активно-познавательной и мыслительной деятельности студентов;
вовлечение студентов в процесс обучения, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников;
развитие навыков анализа и критического мышления;
усиление мотивации к изучению дисциплины;
создание благоприятной атмосферы на занятии;
развитие коммуникативных компетенций у обучающихся;
сокращение доли традиционной аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студента;
развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;
формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности;
гибкость и доступность процесса обучения – студенты могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;
использование таких форм, как электронные тесты (текущие, промежуточные) позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса, повысить объективность оценки знаний студентов и т.д.;
инновационные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов студентов с преподавателем.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА (работа в малых группах)
Работа в малых группах (команде) - совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности.
Цели работы в малых группах - групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.
Задачи работы в малых группах – формирование навыков совместной работы, взаимопонимания между участниками малой группы, поддержки; выявление лидеров в команде; установление структуры команды; формирование умения совместно вырабатывать тактику действий.
Задачи занятий в малых группах:
Образовательные: формирование у обучающихся практического опыта деятельности, овладение практическими умениями, знаниями, необходимыми для освоения общих и профессиональных компетенций
Развивающие: способствовать формированию умений работать рационально, делать соответствующие выводы
Воспитательные: формирование соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов, общих и профессиональных способностей, обеспечивающих решение проектных заданий и познавательных задач.
Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на занятиях информационно-коммуникативных, организацию самостоятельной, поисковой работы обучающихся; создание проблемной ситуации.
Методы и приемы:
методы обучения частично-поисковые, проблемные (приемы: высокий уровень познавательной и мыслительной активности);
метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, объяснение, составление схемы);
метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (приемы: выявление необходимой информации в учебном материале, ее анализ, работа с демонстрационным материалом: схемами и таблицами);
методы стимулирования и мотивации студентов (приемы: создание проблемной ситуации, создание ситуации успеха и взаимопомощи, эмоциональное воздействие);
методы оценки и контроля (приемы: понятийный опрос, индивидуальные творческие задания по работе со схемами, представление презентаций, слайд-шоу, видеофильма на тему «Процесс сушки», самопроверка).
Принципы занятия: наглядность, доступность, систематичность и последовательность, научность, связь теории с практикой, сознательность и активность.
Форма организации работы на учебном занятии: сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы.
Обеспечение занятия: компьютер, видеопроектор, электронная версия дисциплины «Гидротермическая обработка и консервирование древесины», видеофильмы, цифровое видео, банк презентаций, методические указания.
Межпредметные связи: Древесиноведение и материаловедение
Формируемые компетенции: ОК 2, 4, 5, 6; ПК 1.1, 1.3.
ПК 1.1 | Участвовать в разработке технологических процессов деревообрабатывающих производств, процессов технологической подготовки производства, конструкций изделий с использованием САПР. |
ПК 1.3 | Организовывать ведение технологического процесса изготовления продукции деревообработки. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЯ
Тема учебного занятия: Определение продолжительность сушки древесины по породам.
Цель и задачи учебного занятия: научиться определять продолжительность сушки пиломатериалов и сформировать у обучающихся целостное представление по значению правильности выбора режимов сушки, их соответствия категориям качества сушки.
Вид занятия: практическое занятие
Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Обучающийся должен
знать: основные способы гидротермической обработки;
уметь: рассчитывать продолжительность сушки и производительность сушильных устройств
Задания для групп: выполнить расчёты в соответствии с предложенными вариантами заданий и предложить альтернативные варианты повышения качества выпускаемой продукции, по согласованию с преподавателем.
Анализ: высказанных группами студентов предложений и их обсуждение.
Опережающее задание: проанализировать факторы, определяющие выбор режима сушки пиломатериалов определенных пород.
Распределить обязанности в малой группе (команде): руководитель (лидер) группы, исполнители.
Предварительное домашнее задание: ознакомиться с материалами по теме занятия.
По окончанию работы анализируется деятельность. Принятые группами предложения оформляются в виде презентаций, которые проводятся для всей аудитории.
Формулируются выводы.
ПРИМЕР РАБОТЫ В ГРУППАХ (на уроках гидротермической обработки и консервирования древесины)
Номер подгруппы | Породы | |
ЛИСТВЕННЫЕ | ХВОЙНЫЕ | |
1 | Ольха, Тополь | Лиственница, Пихта |
2 | Липа, Береза | Кедр, Сосна |
3 | Бук, Граб | Тис, Ель |
4 | Дуб, Клен | Ель, Кедр |
Определение продолжительности сушки пиломатериалов.
Общая продолжительность сушки, включая начальный прогрев и влаготеплообработку, находится по формуле:
τ=τисх×Ap×Aц×Aв×Aк×Aд, где
τисх - исходная продолжительность собственно сушки пиломатериалов заданной породы и размеров нормальным режимом от начальной влажности 60% до конечной 12% в камерах с реверсивной циркуляцией средней интенсивности (расчетная скорость сушильного агента по материалу 1 м/с), ч;
Ар, Ац, Ав, Ак, Ад - коэффициенты,
учитывающие категорию режимов сушки (Ар),
интенсивность циркуляции (Ац),
начальную и конечную влажность (Ав),
качество сушки (Ак),
длину материала (Ад).
Исходную продолжительность сушки τисх находят в зависимости от породы, толщины S1 и ширины S2 пиломатериалов по таблице 1.
Таблица 1
Для коэффициента Ар установлены следующие значения: мягкий режим - Ар = 1,70; нормальный - Ар = 1,00.
Коэффициент Ац находят в зависимости от произведения τисх × Ар и скорости циркуляции сушильного агента по материалу φмат из таблицы 2.
Таблица 2
Значение коэффициента Ац для камер с реверсивной циркуляцией
Примечание. При не реверсивной циркуляции табличный коэффициент Ац умножается на 1,1. Коэффициент Ав, зависящий от начальной Wн и конечной Wк влажности, определяют по таблице 3.
Таблица 3
Значение коэффициента Ав
Коэффициент Ак, учитывающий длительность влаготеплообработки и кондиционирования древесины в камере, имеет следующие значения: I категория качества - 1,2; II - категория - 1,15; III - 1,05; 0 - 1,00.
Коэффициент Ад для заготовок находят в зависимости от отношения длины материала L к ее толщине S1по табл. 4. Для пиломатериалов Ад = 1.
Таблица 4
Значение коэффициента Ад
Отношение длины L к ее толщине S1 | > 40 | 35 | 30 | 25 | 20 | 15 | 10 | 7 | 5 |
Ад | 1 | 0,97 | 0,95 | 0,93 | 0,91 | 0,88 | 0,80 | 0,7 | 0,6 |
Если заданные для расчетов определяющие факторы имеют промежуточные, не указанные в табл. 1-4 значения, исходную продолжительность сушки и коэффициенты Ац, Ав находят по таблицам путем интерполяции.
Результаты определения продолжительности сушки пиломатериалов фиксируются в таблицу 5.
Таблица 5
Результаты расчетов продолжительности сушки пиломатериалов
Номер подгруппы | Продолжительность сушки | |||
Лиственные породы | Хвойные породы | |||
Выводы:
Список используемой литературы
Расев, А. И. Сушка древесины: Учеб. Для ПТУ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 1990.-224 с.: ил.
Кречетов, И. В. Сушка древесины [Текст] : 4-е изд., перераб. и доп. / И. В. Кречетов// – Москва : Бриз-Инструмент, 2004. – 504с.
Расев, А. И. Гидротермическая обработка и консервирование древесины [Текст] : учеб. пособие для студентов образ. учрежд. среднего профессионального образования / А. И. Расев // – ФОРУМ, 2010. – 416с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»
на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе....
Методическая разработка Применение информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе
Данная методическая разработка заняла 3-е место во Всероссийском конкурсе методических разработок педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы технической направленности...
Методическая разработка «Практика применения методов системного анализа к материалу отечественной истории»
Цель – помочь студентам систематизировать исторический материал.В данной разработке собраны и представлены схемы по различным темам дисциплины «История».Каждую схему сопровождает краткий коммент...
Методическая разработка «Нетрадиционное применение современных фитнес технологий для самостоятельной подготовки к сдаче силовых нормативов комплекса ГТО».
Применение нестандартных упражнений для развития силы и силовой выносливости основных мышечных групп для успешной сдачи нормативов комплекса ГТО....
Методическая разработка конкурса по информационным технологиям в профессиональной деятельности «INFOTEXpro»
Методическая разработка конкурса по учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основании тем рабочей программы учебной дисциплины по спец...
Методическая разработка по применению информационных и инновационных технологий
Обучение на основе опыта. ОП.03. Древесиноведение и материаловедение...
Статья "Применение информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме-интернате"
В статье рассатривается практика применения информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме-интернате, поднимаются вопросы компьютерной грамотности и...