Статья "Применение информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме-интернате"
статья
В статье рассатривается практика применения информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме-интернате, поднимаются вопросы компьютерной грамотности и информационной культуры обучающихся, их социальной и профессиональной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovetskiy_tehnikum-internat.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ТЕХНИКУМЕ-ИНТЕРНАТЕ
Мастерова Е.В., Яковлева А.И.
(г. Советск, Россия)
В ХХI веке в России одной из важнейших задач государственной политики является реализация права инвалидов на получение полноценного профессионального образования. В современном информационном обществе обучающиеся и студенты испытывают на себе значительное влияние компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.
Исследователь Несговорова Г.П. рассматривает информационные технологии как процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [Несговорова, 2016, с. 92]. Важно подчеркнуть, что с развитием самой вычислительной техники и программного обеспечения к ней информационные технологии все активней используются и в гуманитарных областях знаний.
В ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» реализуются образовательные программы среднего профессионального образования и программы профессионального обучения. В состав учебных планов включены учебные дисциплины, входящие в технический, естественнонаучный, социально-экономический и гуманитарный профили профессионального образования.
Дальнейшая информатизация требует от обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лиц с ОВЗ) не только компьютерной грамотности, но и определенного уровня информационной культуры. Решение данной задачи основано на индивидуальном подходе к студентам с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Эти особенности находят отражение в адаптированных образовательных программах.
В течение пяти лет в Советском техникуме-интернате в учебные планы включены специальные адаптационные дисциплины, такие как: «социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», «психология личности и профессиональное самоопределение», «основы интеллектуального труда», «коммуникативный практикум» и «адаптивные коммуникационные технологии». Подойдем к преподаванию адаптационных учебных дисциплин с позиций метода междисциплинарного анализа. В современной классификации психология, социология, этика, экономика и др. рассматриваются как гуманитарные науки. Их преподавание основано на использовании информационно-коммуникационных технологий и возможностей сети Интернет. Однако Интернет можно рассматривать не только как неотъемлемую часть информационного пространства, но и как виртуальную реальность, в которую погружается обучающийся. С помощью педагога студент учится осознавать, что и он, и виртуальная реальность становятся объектами, которые изучает психология как наука. Для нее Интернет представляет собой взаимосвязь трех основных потребностей человека: коммуникативной, когнитивной и игровой.
То есть и информация, и информационные технологии, и сам обучающийся как участник этого процесса являются объектами междисциплинарного анализа. В этом анализе на доступном для обучающихся уровне могут участвовать и сами студенты, рассуждая о конфиденциальности информации, об интеллектуальной собственности, о противозаконном распространении ложной информации и о компьютерной этике. И при этом неважно, на каком учебном занятии идет речь об этих актуальных проблемах – на уроках русского языка, основ интеллектуального труда, коммуникативном практикуме или основ информационных технологий.
Реализация образовательных программ как среднего профессионального образования, так и профессионального обучения должна осуществляться с учетом стремительных изменений, происходящих в информационном обществе. Так, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей по специальности СПО «Социальная работа» необходимо проанализировать и доработать с учетом развития современной социальной теории. Она основана на обязательном анализе существующих форм общественной жизни, на объемном обзоре повседневных событий, на формулировании новых понятий и реалий современной жизни.
Исследователь Несговорова Г.П. относит к ним следующие составляющие:
социальные отношения в информационном обществе (интернетный стиль жизни, информационное поведение, информационную грамотность и культуру, компьютерофобию);
социальные общности, возникающие в информационно-коммуникационном пространстве (экологические, когнитивные, гендерные);
социальные процессы в информационном обществе (глобализация социальных процессов и их столкновение с приватной жизнью, зомбирование общества, информационные войны, компьютерная преступность и т.д.) [Несговорова, 2016, с. 94].
Очевидно, что применение информационных технологий в результате дает двойной эффект: способствует дополнению и углублению содержания рабочих учебных программ, а также развитию смежных дисциплин и межпредметных связей.
Информационные технологии в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ имеют важное значение. Их изучение и применение направлено на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствует минимизации влияния ограничений здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидов на формирование общих и профессиональных компетенций. В конечном результате индивидуальный подход к обучающимся помогает достижению запланированных результатов освоения образовательной программы, социальной и профессиональной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ.
Исследователи Мартынова Е.А. и Романенкова Д.Ф. предлагают следующую классификацию задач индивидуализации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с помощью информационных и коммуникационных технологий [Мартынова, Романенкова, 2017, с. 37].
Задачи индивидуализации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с помощью информационных и коммуникационных технологий
Таблица 1.
Наименование задач индивидуализации обучения | Содержание задач индивидуализации обучения |
1. Компенсаторные задачи |
|
2. Коррекционные задачи |
|
3. Дидактические задачи |
|
4. Коммуникативные задачи |
|
Особое значение при инклюзивном обучении лиц с ОВЗ и инвалидов по адаптированным программам имеют материально-технические условия формирования компетенций, связанных с использованием учебной информации. Специфика состоит в том, что работа с информацией, а зачастую и весь процесс приема - передачи необходимой учебной информации должен осуществляться с использованием специальных технических и программных средств, которые реализуют преобразование информации в индивидуальный формат, доступный для восприятия обучающимися с ОВЗ и инвалидами, имеющими сенсорные и двигательные нарушения.
В контексте образования, в каком-то смысле, все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым.
В качестве примера представляем методы, приемы и формы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Советском техникуме – интернате на основе использования информационных технологий.
Таблица 2
Методы, приемы и формы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ | ||
Словесные | Наглядные | Практические |
Метод демонстраций:
Метод иллюстраций:
Использование интернет-ресурсов в качестве иллюстраций и демонстраций |
| Упражнения: (под упражнениями имеется ввиду повторное, то есть многократное выполнение умственного и практического действия с целью запоминания изучаемого материала или овладениями практических навыков). Упражнения применяются на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей конкретного материала, изучаемой темы:
|
Как показывает практика, систематическое использование информационных технологий позволяет добиться конкретных результатов:
оптимизировать процесс получения необходимой информации инвалидами и лицами с ОВЗ;
создавать обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ специальные условия для усвоения знаний и формирования компетенций, как общих, так и профессиональных;
- компенсировать недостатки естественных функций организма;
реализовывать интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся;
- использовать информационные технологии в качестве посредников в процессе общения и т.д.
Получаемые знания и умения дают возможность обучающимся с ОВЗ и инвалидам работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям; со специальными техническими и программными средствами, позволяющими компенсировать физические ограничения в восприятии информации; уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для хранения и обмена данными; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами; работать в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать сетевые средства поиска и обмена информацией; осуществлять поиск информации в сети Интернет и преобразовывать ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом индивидуальных физических ограничений.
Использование адаптивных информационных и коммуникационных технологий позволяет «подстраивать» процесс образования инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональной образовательной организации под их индивидуальные особенности, преодолевать когнитивные и коммуникативные барьеры, овладевать запланированными общими и профессиональными компетенциями федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности СПО наравне со всеми, выстраивая основу эффективного индивидуального информационного пространства не только в учебной, профессиональной, но и повседневной общественной и личной деятельности.
Литература
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Адаптивные информационные и коммуникационные технологии индивидуализации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в профессиональных образовательных организациях. // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 36-39.
- Несговорова Г.П. Информационные технологии в гуманитарных исследованиях и гуманитарном образовании. – http//iis.nsk.su>files/articles/sbor… nesgovorova_gum.pdf
- Организационно-педагогические условия профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья /Метод. рекомендации. – М.^ 2015 г.
- Психологическая и социальная реабилитация обучающихся с умственной отсталостью в процессе профессионального обучения. /метод. пособие. – М.: 2018г.
- Соколов Н.Д., Зорина М.А. Информационные технологии в гуманитарных исследованиях // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 20(40). URL: https://sibac.info/journal/student/40/119677 (дата обращения: 19.04.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа на тему: «Информационные технологии в процессе обучения музыке»
В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование....
Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина
Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина...
Вклад в развитие информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения
Благодарственное письмо...
Практика разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с использованием сетевых форм взаимодействия на базе мастерских по направлению «Информационные и коммуникационные технологии»
Аннотация: опыт взаимодействия с сетевыми партнерами в рамках дополнительного образования техникума по направлению ИКТ; перспективы развития сетевого взаимодействия с образовательными организациями ра...
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), в процессе обучения предмету и в воспитательной работе...
Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании
Информационно-коммуникационные технологии и электронноеобучение в профессиональном образовании...
УМК учебной дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности (Адаптивные информационные и коммуникационные технологии) специальность: 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и произво
УМК учебной дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности (Адаптивные информационные и коммуникационные технологии) разработан на основе Федерального государственного обра...