Писать или не писать - вот в чем вопрс
творческая работа учащихся на тему
Изучение надписей на партах техникума, характеризующих менталитет авторов их уровень и психологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisat_ili_ne_pisat_-_vot_v_chem_voprs.doc | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное учреждение Республики Марий Эл «Марийский лесохозяйственный техникум»
Писать или не писать –
вот в чем вопрос
Автор:
Иванова Елена Георгиевна 1 курс специальность 250109 Садово-парковое и ландшафтное строительство.
Руководитель работы: Клешнина Светлана Валерьевна.
г. Йошкар - Ола
Аннотация
Неотъемлемую часть пейзажа современных городов, внутренней обстановки общественных зданий и учебных заведений составляют нелегитимные надписи и рисунки. Они наносятся мелом, ручками, карандашами, маркерами, краской, царапаются гвоздем на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, лифтах, на лестницах, в общественных местах, на партах и даже на памятниках культуры. Эти надписи и рисунки нарушают эстетику окружающей среды, разрушают вещи, предметы, строения и т.д. В них содержатся сообщения, изречения, символы, ругательства, выражается склонность к девиантному поведению, снимается запрет на открытое выражение агрессии. Их называют граффити.
Вначале было слово… Действительно, так и было. И чтобы как-то его зафиксировать, люди решили его записать. Студенты – такие же люди, все законы человеческие на них распространяются. А поэтому – почему бы собственно не зафиксировать его (слово) на парте?
Ах, Парта!.. Это поистине великое достижение человеческой мысли! Мы ощутили это еще, будучи школьниками. Мы не утратили уверенности в этом уже, будучи студентами. Кроме того, что на ней можно писать лекции и спать, она выполняет еще множество важных функций.
Цель работы – изучение надписей на партах техникума, характеризующих менталитет авторов их уровень и психологию.
Задачи:
- Ознакомиться с проблемой надписей на партах.
- Выяснить путем анкетирования у студентов всех курсов причины надписей на партах.
- Распределить авторов надписей по стратегии поведения.
- Предложить необходимые меры по борьбе с этой проблемой.
Историческая справка.
В науке пока нет единого мнения относительно понятия, содержания и назначения граффити. Закрепленные словарями определения подчеркивают различные аспекты этого сложного социального явления. Словарь античности определяет граффити как "...произвольно нацарапанные или вырезанные надписи на стенах, скалах, в местах международного сообщения, на сосудах и черепках (остраконах), которые содержат информацию о повседневной и частной жизни, а также о хозяйстве, политике" [1, с. 156]. В Британской энциклопедии указывается, что термин "граффити" означает "нацарапанный", "проводить линии", "писать каракули" [2. с. 654]. В Большом толковом словаре русского языка выделяются два основных значения граффити:
1. "Древние и средневековые рисунки и надписи магического, бытового и т.п. характера, нацарапанные на металлических изделиях, сосудах и т.п.
2. Надписи на стенах зданий, сделанные от руки" [3, с. 226].
Первоначально термин "граффити" относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас, по мнению Ю.А. Клейберга, граффити называется "... всякая неразрешенная надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности" [4, с. 86].
Существует несколько подходов к изучению граффити. Так с позиций антропологии граффити рассматриваются как источник информации о том или ином сообществе или этнической группе.
Объектом рассмотрения данной работы являются тексты граффити, которые, несмотря на большую распространенность, входят в область малоизученных явлений. Подобные проявления языкового сознания считаются «отрицательным языковым материалом» [Щерба 1974: 24].
Граффити всегда эмоциональны, экспрессивны, их создание направлено на признание, на дальнейшую трансляцию, на вступление читающих в диалог с автором. Мы провели анкетирование, цель которого - выяснить отношение молодых людей к граффити как к языковому факту, к существующему явлению действительности, узнать мнение студентов о степени распространенности граффити, попытаться установить причины и мотивы возникновения надписей на партах, стенах и т.д. Результаты данного анкетирования рассматриваются в рамках исследования композиционно-графических и пунктуационных особенностей граффити [Стренева 2006: 152-159].
Исследуемая проблема.
Надписи на партах — разновидность молодёжных граффити, встречающаяся в учреждениях начального, среднего и высшего образования. Надписи могут размещаться как на рабочей поверхности, так и на других участках парты.
Надписи на партах выполняют следующие функции:
- создание второго мира, отвлечённого от повседневного бытия,
- психологическая разгрузка,
- коммуникативная,
- мифологическая,
- создание себе подсказки при экзамене, контрольной или проверочной.
Причинами создания надписей выступают:
- компенсация отсутствия возможности обратиться к адресату напрямую,
- компенсация отсутствия возможности массового распространения сообщения,
- компенсация отсутствия свободного времени,
- преодоление однообразия, монотонности процесса учёбы,
- боязнь экзамена, контрольной или проверочной работы.
Парта в свою очередь бывает разная.
Начнем с классического: Парта-калькулятор, Парта-шпаргалка, Парта-продолжение тетрадного листа. С развитием науки и техники эта роль почти сошла на нет: теперь шпаргалки распечатывают в микроформате и столбиком на парте никто не считает. Ну, или почти никто.
Далее следует Парта-досуг. То ли потому, что на лекциях полно свободного времени, то ли потому, что студент – человек гениальный и умеет в совершенстве выполнять два дела сразу, парта служит основой для игр. Например, в «крестики-нолики». И даже, несмотря на то, что появились игры на других, более современных, носителях, Парта-досуг не уходит в прошлое.
Дальше. Ну, это совсем уж вечная тема. Парта - любовный плацдарм. А вот это, видимо, связано с нашим национальным менталитетом. С незапамятных времен ходят легенды о широте и открытости русской души. Хорошо человеку – он готов кричать о своем счастье. Плохо – хочет кому-то открыться, глядишь - легче станет. Вот и выходит, что если Витя любит Катю, то вроде бы все хорошо, но если об этом не все знают, то что-то не так. Ну, счастье у человека, ну порадуйтесь вместе с ним!
Парта-сборник стихов. О! Это просто искусство! Иной раз, сидя за партой, дивишься тому, какие таланты учатся в нашем техникуме. А мы Есенину поражались за его гениальную тонкую нецензурность в лирике! Да у нас, если хотите, треть вуза - Есенины. Жаль только, что эти «таланты» анонимны…
Парта-клуб знакомств. Действительно, почему бы не черкнуть на парте свой телефончик. Вдруг пригодится кому-то. Да и откуда нам знать, может, люди так свою судьбу встречают? А потом кому спасибо? – Парте!
Следующая функция парты – Парта-рупор. Правда, негласный. И молчаливый. Но в этом и плюс. Если «1/15 – forever», то, согласитесь, как-то неудобно и нескромно было бы громко хвалиться этим. Что ни говори, а русский человек по природе скромен! И потом, этикет не позволяет громко разговаривать на лекциях. Только тихо писать на партах.
И последнее, наверное, самое задушевное, что присуще этому университетскому столу. Парта - лучший друг. Она всегда выслушает, всегда одобрит твои заветные желания. «Хочу домой», «хочу, есть», «хочу спать», «надоело все»… Ну кто, кроме терпеливой Парты-подружки, будет выслушивать эти капризы?
В качестве методов исследования использовались наблюдение, устный и письменный опрос, метод независимых характеристик, количественных оценок и другие. Эмпирический материал фиксировался в письменной форме и с помощью фотосъемки.
Перефразируя Гамлета, предлагаем вам всерьез задаться вопросом. Итак, «Писать или не писать на парте – вот в чем вопрос». Поделитесь своим мнением.
Почему и зачем вы пишете на парте? О чем вы на ней пишете? А что такое парта для вас?
Анкетирование проводилось среди студентов 1, 2,4 курсов Марийского лесохозяйственного техникума (40 респондентов). Им было предложено ответить на 8 вопросов, но в данной работе мы проанализируем лишь некоторые ответы информантов. Студентам было предложено, как можно подробнее ответить на следующие вопросы, подчеркивая вариант ответа.
- Часто ли вам приходится сталкиваться с таким явлением как надписи на предметах, не предназначенных для письма (парта, стул, скамья, стена и т.д.), которые называют «граффити»? Да Нет
Анкетирование показало, что 100% респондентов достаточно часто сталкивались с граффити. При анализе анкет наше внимание привлекло графическое оформление ответов. В начале анкеты было предложено, ответы отмечать галочкой, выбранные студентами графические формы репрезентации ответа распределились следующим образом:
- в 95% анкетах ответы были отмечены галочкой и 5% анкетах стоит знак плюс. Интерес вызывает тот факт, что имеются другой вариант отметки ответов, не смотря на предложенный вариант графического оформления ответа: отмечать галочкой вариант ответа. Однако респонденты, избирали свои собственные графические варианты, что, безусловно, говорит о стремлении не быть как все, не следовать предписанным правилам даже в таком виде работы.
2. Ваше отношение к подобным надписям?
а) положительное; б) нейтральное; в) негативное;
Безусловно, граффити достаточно распространенное явление. И наличие надписей в «не положенных местах» даже у молодых людей не всегда вызывает положительные эмоции. Так, почти 45% опрошенных негативно относятся к граффити и их наличию и созданию. 10% - положительно воспринимают подобное «творчество». 45% - «все равно». Данная группа респондентов охарактеризовала свое отношение к граффити как нейтральное. Хотя, с другой стороны, примерно 23% опрошенных «интересно, что пишут» и считают граффити интересными и занятными. 5% признают, что пишут сами и, изучая надписи, выделяют свои «произведения» и то, что написали их знакомые, 40 % считают, что граффити - достаточно яркие, бросаются в глаза и их читают «по неволе». 32% констатируют, что не читают граффити.
4. Почему, на Ваш взгляд, появляются «граффити»? Что заставляет молодых людей создавать такого рода тексты? Ответы респондентов на этот вопрос отражены в Таблице 1. 12,5% студенческой аудитории главной причиной появления граффити считают желание выделиться, получить «признание», довести до других свои переживания и мысли. Примечательно, что студенты не склонны писать «из вредности»: это мнение разделяют 10% респондентов. 50% пишут, потому что скучно на занятиях.
Табл. 1. Мотивы появления граффити
Мотивы | Результаты опроса |
желание оставить послание тем, кто его увидит и прочтет | 12,5 % |
скучно сидеть на занятии | 50 % |
для развлечения | 7,5 % |
можно написать то, что нельзя сказать, то, что волнует в данный момент | 5 % |
«из вредности»: все говорят, что писать на партах, стенах и т.д. нельзя | 10 % |
оставить память о своем пребывании в каком-либо месте | 7,5 % |
записка соседу | 7,5 % |
С целью предотвращения появления деструктивных надписей и рисунков необходимо проведение работы с подростками — информационно-просветительской, правоохранительной, социально-экономической, психолого-педагогической.
Нами были исследованы студенческие рисунки и надписи в 7 учебных аудиториях техникума. Единицей счета в нашем исследовании является единичная запись (слово, четверостишие, высказывание и т.п.) или рисунок, выполненные одним почерком и в едином стиле. Если какие-то записи (рисунки) повторялись (например, имя человека одним и тем же почерком на одном и том же столе было написано несколько раз, единицей анализа выступало имя без учета количества произведенных записей).
Подавляющая часть граффити выполнена шариковыми или гелевыми ручками (цвета варьируются, но в основном синий), встречаются карандаш, маркеры. Иногда тексты или рисунки процарапываются. Текстовые сообщения и рисунки имеют соотношение примерно 3 к 1. Всего было зафиксировано 46 единиц объектов исследования.
Авторы граффити – представители студенчества.
Авторов надписей по стратегии поведения можно разделить на несколько групп:
1. По эмоционально-смысловой характеристике:
- лирические — стремящиеся придать своим проблемам художественный образ в виде поэтических и прозаических произведений («Хотеть не вредно, вредно не хотеть»),
- нейтральные — оставляющие надписи, не передающие эмоциональное состояние («Дорогой студент, тебе необходимо учиться, чтобы стать полноценной личностью»),
- эмоциональные — создающие надписи, содержащие экспрессивные выражения, повторение знаков препинания и т. п., наиболее часто встречающийся тип («Ура!!!!!», «Нет сил…», «СКУЧНО»).
2. По степени стремления к креолизованности:
- художники — реализующие через надписи свой креативный потенциал, отличающиеся склонностью кропотливо прорисовывать детали,
- креолисты — применяющие специальные пишущие материалы — разноцветные маркеры, шариковые ручки, краски,
- скрипторы — использующие исключительно вербальные знаки, наиболее часто встречающийся тип.
3. По стратегическому параметру:
- репрезентанты — представляющие себя, записывая свои имена, клички, номер группы, аббревиатуру факультета, наиболее часто встречающийся тип («Вася, гр. 221»),
- оппоненты — ставящие себя и себе подобных в привилегированное положение относительно других субъектов учёбы в том числе через негативную оценку тех, кто не принадлежит к данному конгломерату («2204 — лохи», «Шансон — фуфло», «Ария — супер»),
- дающие объявления — стремящиеся предать огласке определённые события с помощью объявлений, иногда объявления носят шуточный характер («Приходите на КВН поболеть за наших», «У нас скоро свадьба», «Мальчики по вызову, телефон 02»),
- страдальцы — высказывающие недовольство существующими порядками («Надоело», «Я не могу больше жить»),
- повествователи — оставляющие надписи, которые идентичны жанровому типу записка («Я вчера гуляла с Женей»),
- вопрошающие — пишущие вопросы, просьбы, предложения о начале общения («Кто с нами в кино?»)
4. По креативному параметру:
- пассивные граффитисты — авторы немногословных надписей, не несущих информационную функцию,
- инвективные граффитисты — авторы негативных, пошлых надписей,
- рефлектирующие граффитисты — авторы, предпочитающие выражать негатив косвенным образом, с помощью иронии.
5. По психологическому образу:
- «озабоченные» — авторы надписей на сексуальную тему («Окажу интимные услуги, тел. …»),
- «покинутые» — авторы текстов о несчастной любви, о нетерпимости одиночества («Юра, мне плохо без тебя»),
- «нетерпимые» — авторы негативных надписей, содержащих недовольство необходимостью нахождения в стенах учебного заведения («Мне холодно, голодно и спать хочется»),
- «несдержанные» — резко реагирующие на разнообразные обстоятельства, сопровождающие учебный процесс («Я сижу на лекции, у меня эрекция»),
- «экспрессивные» — оставляющие сообщения, характеризующиеся эмоциональными всплесками («Класс!»),
- «протестанты» — выражающие протест против окружающей среды («Сколько можно нас мучать»),
- «незамеченные» — авторы, желающие заявить о себе, зачастую страдающие синдромом Бобчинского («Привет, меня зовут Лена, давай переписываться»),
- «радостные» — авторы призывов, восхвалений событий, сопровождающих учебный процесс («От сессии до сессии живут студенты весело»),
- «весёлые» — осмеивающие различные события, в том числе запретные темы («Не восхрапи на лекции, дабы не разбудить ближнего своего»),
- «грустные» — оставляющие надписи отчаявшегося, безнадёжного характера («Встану утром рано, выпью кружку ртути и пойду подохну в этом институте»),
- «агрессивные» — выражающие негативные эмоции в резкой форме, часто использующие ненормативную лексику («Сегодня я купил гранату — конец родному деканату»).
Также мы провели анализ авторов надписей по стратегии поведения, и получили следующие результаты.
№п/п | Эмоционально- смысловая характеристика | Степень стремления к креолизованности | Стратегический параметр | Креативный параметр | Психологический образ | |||||||||||||||||||||
лирические | нейтральные | эмоциональные | художники | креолисты | скрипторы | репрезентанты | оппоненты | дающие объявления | страдальцы | повествователи | вопрошающие | пассивные граффитисты | инвективные граффитисты | Рефлектирующие граффитисты | «озабоченные» | «покинутые» | «нетерпимые» | «несдержанные» | «экспрессивные» | «протестанты» | «незамеченные» | «радостные» | «весёлые» | «грустные» | «агрессивные» | |
штук | 10 | 24 | 12 | 7 | 2 | 37 | 15 | 19 | 1 | 2 | 6 | 3 | 33 | 9 | 4 | 2 | 13 | 0 | 1 | 16 | 2 | 4 | 0 | 3 | 1 | 4 |
% | 22 | 52 | 26 | 16 | 4 | 80 | 33 | 41 | 2 | 4 | 14 | 6 | 72 | 20 | 8 | 4 | 28 | 0 | 2 | 35 | 4 | 9 | 0 | 7 | 2 | 9 |
Табл.2. Распределение авторов надписей по стратегии поведения
Распределение авторов надписей по стратегии поведения.
1. По эмоционально-смысловой характеристике:
2. По степени стремления к креолизованности:
3. По стратегическому параметру:
4. По креативному параметру:
Выводы.
5. По психологическому образу:
Выводы:
Вот таков краткий обзор «фиксации слова» студентами на парте. Эта тема – целая ненаписанная диссертация! Однако хочется напомнить, «студенты-писаки на партах», что вы, к сожалению, забываете об истинной – и самой гуманной – вашей деятельности по отношению к парте. Писать лекции! Так что если вы и пишете на партах, то запомните простое правило (а лучше выпишите и обведите в рамочку): при писании на парте между пишущим концом ручки и поверхностью стола обязательно кладется тетрадь с конспектами.
Для борьбы с этой проблемой мы видим один выход это в каждой аудитории вывесить плакат. Специально для мнений студентов по этому поводу. Выразите уважение к Парте! Оставьте свое СЛОВО не на ней, а на этом плакате!
P.S. Может, хоть тогда наши уважаемые и многострадальные парты будут выглядеть прилично… А вы поймете, что лицо техникума – это и «лицо» парт, которые, между прочим, по численности стоят в вузе на втором месте после количества студентов и преподавателей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация обучающейся на тему" Досыл и возврат писем и бандеролей с объявленной ценностью"
Организации и физические лица отправляют письменную корреспонденцию с объявленной ценностью. Но не все адресаты получают почтовые отправления, поэтому опер...
Как научиться писать эссе на английском языке
Вы умеете четко и грамотно формулировать и излагать свои мысли на английском языке. Воспользуясь данной статьей Вы научитесь структурировать необходимый материал по определенной теме....
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему....
Правила написания деловых писем на английском языке с примерами и пояснениями
Данный материал дает студентам общее представление о требованиях к написанию делового письма и содержит образцы дело...
Как писать конспект по матемматике Методическая разработка
Как писать конспект по матемматике Методическая разработка...
Методическая разработка "Учимся писать сочинение"
Предлагаемая методическая разработка даёт возможность познакомиться с разными видами и типами сочинений, поможет разобраться во всём жанровом своеобразии школьных сочинений. Здесь даны кон...
«Развитие умения писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце существительных",
Урок поможет ученикам ознакомиться с новой (грамматической) ролью Ь в русском языке, усвоить новую орфограмму.Знакомство с новой ролью Ь построено в форме путешествия в сказочную страну, ...