Как писать конспект по матемматике Методическая разработка
методическая разработка на тему

Плотникова Ирина Анатольевна

Как писать конспект по матемматике Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pisat_konspekt_po_matematike.docx564.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Плотникова И.А., Соколова Л.А.

тема: «Как правильно конспектировать лекцию по математике, да и не только по математике»

Москва

 2015

«Как правильно конспектировать лекцию по математике,

да и не только по математике».

Методическое пособие для самостоятельной работы студента.

_________________________________________________________________

     Настоящее пособие предназначено для студентов колледжа всех специальностей и нацелено на оказание помощи при составлении конспектов  лекций и подготовке по этим конспектам к урокам и итоговой аттестации.

Авторы: Плотникова И.А., Соколова Л.А., преподаватели математики

Рецензент и редактор: Малькова Л.А., методист

Рукопись рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии естественнонаучных дисциплин, протокол №6 от 27 февраля 2015г.

Конспект (от лат. conspectus — обзор) — письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из лекции преподавателя. В основе процесса лежит систематизация услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла.

Что такое хороший конспект?

Хороший конспект – конспект лекций, который может прочитать практически любой человек, приложив минимум усилий. Это заслуга студента, умеющего быстро и понятно конспектировать.

Бессмысленно стремиться дословно записать всю лекцию: человек произносит в среднем 120 слов в минуту, в то время как скорость письма - лишь 50-70 слов в минуту. Лектор не стремится читать лекцию в таком темпе, чтобы студенты могли дословно ее записать, он объясняет, работает с аудиторией, рассуждает и т.д. Простой диктант скорее принесет вред, чем пользу. Следовательно, конспект должен содержать самое главное из сказанного преподавателем.

Внимание! Важные моменты в написании конспекта

Для того, чтобы ваши конспекты со временем сослужили вам хорошую службу (помогли сдать экзамен или контрольный срез знаний), необходимо понять и принять несколько простых правил:

1. Вы должны понимать свой почерк. Многие люди (около 60%) не могут разобрать собственноручно написанный текс. Хороший конспект должен быть написан понятным разборчивым почерком, аккуратно и четко;

2. Для конспектов следует выбирать тетради с полями, на которых впоследствии можно будет ставить всевозможные пояснения, пометки, даты лекция, отмечать непонятные или важные места;

3. Каждая лекция должна начинаться с даты, темы самой лекции, плана, что в дальнейшем в значительной мере упростит работу над текстом.

4. Используйте в конспекте принцип наглядности (зрительной памяти). Для этого проводите с текстом следующие манипуляции: подчеркивание, выделение цветом, прописные буквы, таблицы, схемы, зарисовки;

5. Есть вопросы – задавайте, не стесняйтесь! Не успели записать или сформулировать мысль, обратитесь после лекции к преподавателю или одногруппникам. Не забудьте поставить на полях вопросительный знак, он напомнит вам о пробеле в вашем конспекте.

6. Не «наляпывайте» на странице. Разделяйте мысли друг от друга пробелом в одну строку, возможно у вас всплывут интересные факты, которые вы впишите в ваш конспект;

7. Используйте конспекты, написанные собственноручно. Если вы забили тетрадь, воспользуйтесь обычным двухсторонним листком и законспектируйте лекцию, а если вы пропустили занятие, перепишите конспект одногруппника от руки, возможно в ходе переписки возникнут вопросы.

8. Неправильно написанный текст лучше не исправлять, а аккуратно зачеркивать.

9. Используйте сокращения и символы. Нужно научиться писать не только разборчиво, но и быстро. Дабы успевать конспектировать полноценную информацию, используйте общепринятые сокращения и придумывайте собственные.. Можно также использовать абривиатуры (например ЧТД – «что и требовалось доказать») и математические символы.

10. Самостоятельное конспектирование изучаемого материала. При работе с книгой, старайтесь записывать самое важное, коротко и понятно. Существует три вида такого конспектирования:

1. Цитаты – дословное выписывание. При этом следует также выписать все данные по использованной литературе: ФИО автора, название книги или статьи, год издания, номер страницы – это может пригодиться в дальнейшем при написании курсового или дипломного проекта.

2. Тезисы – основные мысли автора, сформулированные небольшими предложениями, коротко и понятно.

3. Конспективная выписка – запись основных пунктов, мыслей, важных идей и тезисов.

Манера написания конспекта, как правило, индивидуальна.

 Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид.

 В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.

Uchenik[1]

Виды конспектов

 Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.

 План-конспект. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Рекомендуется наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, так как со временем трудно восстановить их по памяти.

 Схематический план. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.

Текстуальный конспект. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.

Тематический конспект. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его — в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Содержание каждого материала не отражается, ведь цель не в этом. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. Однако будьте готовы к тому, что придется переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.

Свободный. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно — выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.

Техника составления конспекта

  • Необходимо просмотреть материал.
  •  Выявить особенности текста, его характер.
  •  Понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины.          
  • Снова прочитать текст и тщательно проанализировать его.
  • Обозначить основные мысли текста, они называются тезисами.

Тезисы  можно записывать как угодно — цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль), либо своим собственным способом.

Такая работа с материалом даст возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:

Не начинать записывать материал с первых слов преподавателя, сначала необходимо выслушать его мысль до конца и постараться понять ее.

Приступать к записи нужно в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

В конспекте обязательно выделяются отдельные части. 

Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию.

Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку.

Записи нужно создавать с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно необходимо употреблять разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда выработается свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.

Большую пользу для создания правильного конспекта, как было отмечено ранее,  дают сокращения. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова.

Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них — английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».

Нужно избегать сложных и длинных фраз.

При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.

Не нужно стараться зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Второстепенные слова нужно отбрасывать, без которых главная мысль не теряется.

Если в лекции встречаются непонятные термины, можно оставить место, а после занятий уточнить их значение у преподавателя.

Изучив все подробности правильного конспектирования, можно научиться не только легко и результативно трудиться на лекциях или курсах, но стать делать это с удовольствием. Это большое наслаждение — познать те истины, которые доселе казались недоступными.

Для этого создайте собственную систему конспектирования лекций. Важно, чтобы записываемый вами материал в результате был вам понятен, и вы смогли в нем легко ориентироваться. Поэтому

• Заранее определитесь с сокращениями, которые вы будете использовать во время записей.

• Продумайте возможность использования разнообразных пометок и комментариев на страницах конспекта.

• Предусмотрите место для фиксирования даты, названия лекции, ФИО лектора, дополнительных вопросов из зала.

• Используйте для конспектирования не общие тетради, а блоки с возможностью удаления и добавления листов в нужные места. Лучше использовать разлинованные листы.

• Подготовьте листы для конспектирования, если это требуется.

Для работы с содержанием конспекта рекомендую использовать так называемую Корнельскую систему конспектирования. 

Давайте с ней познакомимся.

Прежде всего, необходимо подготовить листы для записей.

На стандартном листе блокнота или блока с бумагой (желательно формата А4) нужно будет провести две линии, которые разделят лист на три смысловых раздела (колонки): Лекция, Ключевые моменты, Выводы (резюме). Размеры разделов приведены ниже, однако их можно менять в соответствии с собственными предпочтениями.

Колонка «Лекция». Находится с правой стороны листа. Ее общая ширина составляет 15 см. Используется для непосредственной записи лекции. Записи рекомендуется делать максимально короткими (телеграфными) предложениями, не перегружая ненужными деталями и подробностями. Хочется напомнить, что конспектирование лекции не является записью слово в слово за говорящим.

Колонка «Ключевые моменты». Располагается с левой стороны листа рядом с колонкой «Лекция». Ширина колонки – 6 см. Именно в этой колонке необходимо максимально кратко записать, о чем говорится в соответствующей части конспекта лекции. Эти записи делаются непосредственно напротив нужных мест в конспекте. Ключевые моменты могут быть зафиксированы в виде вопросов к тексту в правой колонке, помогающих разобраться с материалом, установить необходимые взаимосвязи.

Раздел «Выводы». Находится внизу страницы. Высота раздела – 5 см. В нескольких предложениях формулируется и фиксируется основной смысл лекции (части лекции на этой странице) своими словами. Это помогает более глубоко понять тему.

Как работать с конспектом лекции, записанным с помощью Корнельской системы конспектирования.

1. Сделайте конспект, заполнив правую колонку.

2. Прочитайте записанный материал и заполните раздел «Ключевые моменты»

3. Закройте листом бумаги раздел «Лекция» и своими словами расскажете ее главный смысл. При этом можно опираться на записанные ключевые моменты, вопросы и выводы.

4. Заполните раздел «Выводы»

5. Порассуждайте над тем, как вы можете применить эти знания, как эти факты согласуются с уже известными вам, какую теория подтверждается с помощью этих фактов и т.п.

6. Раз в неделю уделяйте несколько минут для просмотра разделов «Ключевые моменты» и «Выводы».

Благодаря Корнельской системы конспектирования, материалом можно пользоваться с экономией сил и времени, легче достигая свои цели, так как такая форма дает возможность пользоваться им без необходимости его полного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие для студентов

«Как правильно конспектировать лекцию по математике, да и не только по математике»»

Плотникова И.А., Соколова Л.А.– преподаватели математики ГАПОУ МОК им. В.Талалихина

Сдано в печать 19.03.2015.

Формат бумаги 60х90/16

Тираж 26 экз.

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Адрес: Москва, ул.Верхние поля, 27

Тел. 8 (495) 359-65-29

E-mail: moksp-3@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: "Легкая атлетика"

Тема урока: прыжки  в длину с разбега и выполнение метания мяча на дальность и в цель.Вид урока:   легкая атлетика.Тип урока: Совершенствование техники прыжков в длину с разбега и ...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Цели  урока: 1) на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ц...

Методическая разработка "Учимся писать сочинение"

Предлагаемая методическая разработка даёт  возможность познакомиться с разными видами и типами сочинений, поможет  разобраться во всём жанровом своеобразии школьных сочинений. Здесь даны кон...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разработка и применение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплины: «Основы горного дела»

Актуальность методической разработки обусловлена глубокими преобразованиями, происходящими в настоящее время во всех сферах общества. Это в полной мере относится и к средней профессиональной школе: по...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: план-конспект урока с методическими комментариями "Кодекс поведения в конфликте" (для лиц с ОВЗ)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: план-конспект урока с методическими комментариями "Кодекс поведения в конфликте"...